Vologda. The school of the tradinitional folk culture.

Русский Север. Вологда. В этом городе сохраняется народная культура . Тому я свидетель, потому что в продолжение нескольких лет подряд ездила туда, видела многие фестивали и выставки народного и кружевного искусства, которые проводились, можно так  образно сказать, «с размахом».

Сейчас речь пойдет о посещении  вологодской «Школы традиционной народной культуры». Она находится в отреставрированном старинном деревянном  городском  особняке, расположенном в центре Вологды.

Вологда. Школа традиционной народной культуры.

Вологда. Школа традиционной народной культуры.

Посещение мое было не запланированным, остались на память только фотографии двух небольших выставок, увиденных в этих уютных стенах. Это композиция из  изделий учащихся- кружевниц  школы и вновь воссозданные народные костюмы, ткани ручного ткачества, тканые полотенца с вышивкой, аксессуары  к народному костюму, коллекция кукол в народных костюмах, сделанные жительницами  Нюксенского района Вологодской области.

В комнате властвовал праздничный красный цвет, отражающий народное понятие о красоте.

Вологда. Школа традиционной народной культуры.

Вологда. Школа традиционной народной культуры.

Плетение на коклюшках – интересный интеллектуальный процесс, в основе которого отработанные навыки создания кружевных мотивов.  Почти в каждом из них есть сложные моменты, когда требуется помощь.  Её можно получить при посещении занятий  в  Вологодской  школе традиционной народной культуры.

Вологда. Школа традиционной народной культуры.  М. В. Медкова (в центре).

Вологда. Школа традиционной народной культуры. М. Ч. Медкова (в центре).

Напишу сразу, что мне бы не хотелось углубляться в рамки образовательного процесса этой школы, хочу просто зафиксировать мной увиденные кратковременные события в этих стенах.

Сначала о коклюшечном кружеве. Занятие проводила Мария Чеславовна Медкова.  На столе я увидела дополнительные выставочные стенды с разложенными  небольшими ученическими работами.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Кружевница.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Кружевница.

Можно отметить уровень достигнутого мастерства учениц  М. Ч. Медковой  в только что начатой работе – масштабной салфетке. Цветочный орнамент оплета оригинален и очень красив.  Он не характерен для традиционного вологодского кружева, хотя, возможно, что это авторский сколок М. Ч.  Медковой (если это так, то я это зафиксирую. Поступило дополнение, что это авторский сколок размером 59*57 см скатерти-панно «Сказочные цветы»  Ирины Зубаревой). В связи с интернетом, в котором доступны сколки и идеи, кружевницы всего мира имеют возможность плести то, что им нравится. Я думаю, что это изучение новых технологий плетения идет только на пользу древнейшему виду декоративно-прикладного искусства.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Костюмы, созданные женщинами из района села Нюксеница, сразу же воссоздают образную картину прошлых времен, модной одежды и красочных предметов интерьера того времени. Все создано было своими руками, которые даже называли «золотыми». Этот эпитет можно отнести и к современным мастерицам.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Традиционный костюм Нюксенского района Вологодской области. Ручное ткачество. Короткая Е. Н., Петрова С. Н., Протасова Т. Н. .  Село Нюксеница Вологодской области.

Пояс браный на берде. Петрова Светлана Николаевна, 1971 г. р. Нити шерсть, акрил. Длина 240 см., ширина 3, 5 см. .  Село Нюксеница Вологодской области.

Скажу о своих первичных эмоциях. Сначала меня поразила гармония цвета национального северного костюма.  Это само совершенство, выверенное веками.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Традиционный костюм Нюксенского района Вологодской области. Ручное ткачество. Лукьянова Г. Н. Клыженко Г. Н.  Деревня Пожарище Нюксенского района Вологодской области.

Затем, конечно, стала смотреть, а как это сделано. Владение ручным ткачеством ­– в основе всего. Сколько разных орнаментов было придумано для украшения холста.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Традиционный костюм Нюксенского района Вологодской области. Ручное ткачество. Лукьянова Г. Н. Клыженко Г. Н. Малафеевская Н. В. Деревня Пожарище Нюксенского района Вологодской области.

И конечно должны были быть сохранившиеся образцы одежды уже ушедших наших бабушек и дедушек в качестве примера. Они были переданы в надёжные руки, так как  их реплики и техники изготовления будут служить этнографическим материалом очень долго. При этом надо отметить, что во многих регионах нашей огромной страны воссозданию реплик подлинных народных костюмов уделялось большое внимание, шло  этому обучение мастериц, которое затронуло последние два десятилетия. Сейчас мы видим плоды этой работы на фестивалях и выставках народного искусства. Наше поколение – внуков и правнуков, носивших такие костюмы – освоили технологии  текстильных ручных производств .

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Бердо для ткачества поясов. Оленев Сергей Дмитриевич. Г. Вологда.

Сумочка. Воскресенская Ольга Анатольевна. Село Нюксеница Вологодской области.

Пояс. Ручное ткачество. Петрова Светлана Николаевна.  Село Нюксеница Вологодской области.

Салфетка. Ручное ткачество. Клыженко Галина Николаевна, Лобазова Маргарита Павловна. Деревня Пожарище Нюксенского района Вологодской области.

На Вологодчине, также как на всем Русском Севере, пояса –обязательная принадлежность-оберег как женского, так и мужского костюма – могли быть изготовлены разнообразными способами. Они ткались на сволочке, на кружках или дощечках, бердышке, плелись на пальцах или игле, вязались на спицах или крючком. Пояса входили в перечень приданого. Девушки старались научиться их изготавливать.  «Ходить без пояса считалось неприличным, особенно молиться Богу и спать без него» /Костоловский, 1907, 48/.

На выставке можно было увидеть разнообразные праздничные богато орнаментированные пояса с превосходными цветовыми сочетаниями. Все пояса заканчивались кистями.

Центром фотографии, показанной выше, является бердо – примитивный ткацкий станок. На нем можно выткать как простой пояс полотняного плетения, так и пояса с более сложными браными узорами. Для основы при этом способе берутся шерстяные нити, а для утка хлопчатобумажные №10.  На бердо ткутся пояса и способом закладного ткачества, в основе которого льняные нити или хлопчатобумажные нити , а для утка используются шерстяные нити. На бердо есть еще и третий способ получения тканых поясов, узор которых получается перебором нитей.  К сожалению, под фотографиями не описана технология изготовления, а только сказано, что это ручное ткачество, поэтому более детального описания я представить в данной статье не могу. Я  в этом не специалист.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Пестрядь. Ручное ткачество. Лукьянова Галина Николаевна. Деревня Пожарище Нюксенского района Вологодской области.

Пояс. Ручное ткачество. Петрова Светлана Николаевна. Село Нюксеница Вологодской области.

Подушечка декоративная. Короткая Елена Николаевна. Село Нюксеница Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Слева. Рубаха мужская. Ткачество «Пестрядь». Лукьянова Галина Николаевна. Деревня Пожарище Нюксенского района Вологодской области.

Справа. Рубаха мужская. Ручное ткачество. Короткая Елена Николаевна. Протасова Татьяна Николаевна. Село Нюксеница Вологодской области.

Для того, чтобы создать народный костюм-реплику, нужно много ткани. Пестрядь используют в шитье рубах, как мужских, так и женских. Токость полотна зависела от качества спряденой нити. В настоящее время, я думаю, ткут из покупных нитей машинного прядения, поэтому ткань получается не очень грубая.  Слишком уж продолжителен и трудоемок процесс  ручного изготовления нитей!  Вспомним грустную старинную народную песню: «В низенькой светелке огонек горит, молодая пряха у окна сидит…».

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Почти все полотенца, показанные на выставке, имеют кружевные края, сплетенные на коклюшках парным, а некоторые и, возможно, архаичным численным способом. Они не сложны в исполнении, поэтому освоить изготовление таких мерных кружев могли многие.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Полотенце. Ручное ткачество. Короткая Елена Николаевна. Село Нюксеница Вологодской области.

Салфетка. Ручное ткачество. Клыженко Галина Николаевна, Малафеевская Наталья Васильевна. Деревня Пожарище Нюксенского района Вологодской области.

Кукла текстильная. Петрова Светлана Николаевна. Село Нюксеница Вологодской области.

Пестрядь. Ручное ткачество. Лукьянова Галина Николаевна. Деревня Пожарище Нюксенского района Вологодской области.

Прекрасна традиционная орнаментика тканого полотенца с каймой из мерного коклюшечного кружева, но не менее удивителен отрез ткани ручного изготовления. Это тоже пестрядь, но с необычным орнаментальным оформлением и цветовым сочетанием.

На выставке много кукол. Все они одеты в местные традиционные народные костюмы.  Передник куклы, находящейся в витрине, украшен мерным черным коклюшечным кружевом. Обратите внимание, что на северных куклах не было лица — это одно из стойких бытовавших на этой территории суеверий. Оно заключалось в том, что с лицом кукла становилась одушевленной, а поэтому могла быть использована для наведения порчи и колдовства. Куклы изготавливались для приданого и служили в качестве оберегов по многим поводам – их даже трудно перечислить, так их было много. Все эти куклы имели имена ( Зернушка, Богатька, Капустка, Рожаница, Бессоница и др.).  Куклы этой выставки не являются обрядовыми, а демонстрируют различные фасоны местных народных костюмов.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Выставки народного искусства всегда интересно смотреть, когда оно задокументировано фотографиями. Жизнь стремительно несется вперед, уже почти не увидишь бабушку в платочке. А ведь по традиции головной платок носили «домиком».

Ранее у полотенец было много обрядовых функций. Как мы видим на фотографии справа внизу, при помощи их держат иконы. Все мы знаем о  традиции встречать «хлебом и солью» молодожёнов родителями жениха, для чего нужно свадебное полотенце. Сейчас используют покупные полотенца, а уж ранее каждая невеста старалась сделать так,  чтобы у неё было самое красивое орнаментальное оформление. Сохранилось таких полотенец очень много, и все они имеют региональные особенности.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Я еще застала времена, когда женщины ходили полоскать белье на реку, а зимой на прорубь. Я в детстве жила в областном городе, но не у всех был водопровод, а что говорить про сельскую местность. На фотографии в центре мы видим бескрайние белоснежные просторы и женщину в красном платке и в переднике, орнаментированным ярким красным узором, которая с корзинкой идет на реку, чтобы прополоскать белье.

Половички. Их ткали в давние времена из вышедшей из употребления, порвавшейся одежды -ветоши. Сейчас используют новые ткани. Но орнаменты остались старыми, это уже семейная традиция. Мы видим  сложные узоры «шашками», «ромбами», когда необходим четкий подбор тканевых клубков.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Справа. Традиционный костюм Нюксенского района Вологодской области. Ручное ткачество, ручная вышивка «тамбуром». Лукьянова Г. Н., Клыженко Г. Н.  Деревня Пожарище Нюксенского района Вологодской области.

Слева. Традиционный костюм Нюксенского района Вологодской области. Ручное ткачество, ручная вышивка «тамбуром». Лукьянова Г. Н., Клыженко Г. Н. Фамилия (не удалось разобрать, дизайн) Деревня Пожарище Нюксенского района Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Традиционный костюм Нюксенского района Вологодской области. Фрагмент. Ручное ткачество, ручная вышивка «тамбуром». Лукьянова Г. Н., Клыженко Г. Н.  Деревня Пожарище Нюксенского района Вологодской области.

Ручная вышивка «тамбуром», использованная в рубахе, также очень декоративна. Крупные круглые завитки хорошо сочетаются с системой горизонтально расположенных цветных и тканых полос, которые следуют от ворота до предплечья.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Выставка женского рукоделия Нюксенского района Вологодской области.

Традиционный костюм Нюксенского района Вологодской области. Ручное ткачество, ручная вышивка «тамбуром». Лукьянова Г. Н., Клыженко Г. Н. Фамилия (не удалось разобрать, дизайн) Деревня Пожарище Нюксенского района Вологодской области.

Строгий костюм восхищает классическим сочетанием цветов. Вышивка «тамбуром» на темном фартуке образует плавные линии, создавая цветочную композицию. Она сочетается как с горчичным ручного ткачества сарафаном – «шерстянником», так и с зеленой в «бобах» ситцевой кофтой на подкладке, борта которой отделаны ярко красной ситцевой бейкой. В тон ей сделан тканый пояс, который  дополняет деревенский наряд.

Выставка доставила мне большое удовольствие. Она очень профессиональна.

Я благодарна талантливым и трудолюбивым женщинам Нюксенского района Вологодской области за любовь к своей малой Родине, за подвижнический труд в деле сохранения истории родного края и очень рада тому, что «народному костюму» продлевается жизнь.

Эстетика одежды за прошедшее столетие очень изменилась. Глобализация  и мировая торговля, рекламирующая бренды, стирают все признаки межнациональной культуры. Это способствует исчезновению в человеке стремления к красоте носимой одежды, что всегда являлось стимулом к  повышению собственной личной самооценки. Народный костюм с его яркими красками, сложностью ручной отделки всегда украшал всех.  Сохраняя и показывая каким красивым он был, воспитывается вкус. Если он есть, то человек становится творческой личностью. Тогда одежда будет отражать его индивидуальность и неповторимость. Такие выставки костюма вселяют оптимизм тем, что ничто не забыто, и эстетика наших предков сохранена. «Красота спасет мир» – я хочу верить в это.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Птица. Коклюшечное кружево, сцепная техника.

Вологда. Школа традиционной народной культуры. Птица. Коклюшечное кружево, сцепная техника.

Эту маленькую вологодскую птичку подарила мне М. Ч. Медкова на прощание. Успеха и здоровья всем, упомянутым в этой моей статье.

О репликах народных костюмов я писала:

1. о нижегородском костюме

Нижегородская выставка народных промыслов в Москве

2. о тверском и каргопольском костюмах

Тверь Выставка «Искусство современной вышивки» 2016

3. о костюмах хантов и манси, удмуртов

Москва 2017 Выставка «Живой источник»

4. о калужском и архангельском костюмах

Серпухов Фестиваль «Текстильный букет Поочья» 2018

Старинные костюмы села Усть-Цильма республики Коми

Москва «Родовой дом» Усть-Цильмы

Старинные владимирские костюмы

Суздаль Традиции русского дома

Вологда, 4 апреля 2018 года. Фото О. Ф. Журавлевой.

Вологда, 4 апреля 2018 года. Фото О. Ф. Журавлевой.

Таким был описанный день моей жизни, который я прожила В Вологде.

©Автор О. Ф. Журавлева

©Фотографии О. Ф. Журавлевой.

 

 

 

Метки: , , ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Один отзыв

1.  Галина Муравьева
17 Июл 2019 в 18:18

Ольга Федоровна, спасибо за прекрасный рассказ!

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение