Посвящается мастеровым людям
Русский стиль – модная тема в декоративно-прикладном искусстве в настоящее время. Поиски национальной идентичности начались более 100 лет назад не только в России, но и в странах Европы с образованием публичных музеев народного искусства. Большую роль сыграли в этом организаторы просвещения и коллекционеры [1]. Всероссийская выставка народных художественных промыслов «Живой источник» (17 – 25 октября 2017 г., Центральный Манеж, Москва) организована Ассоциацией народных промыслов, которая недавно отмечала 25-летие своего создания [2, 3].
Центральная часть экспозиции показывает часть коллекции народного костюма Сергея Глебушкина – современного собирателя, хранителя и пропагандиста русской культуры.
Экспонаты представлены на фоне фотографического материала Всероссийской кустарной выставки 1902 года, проходившей в Санкт-Петербурге в залах Таврического дворца.
Выставку посетили Их Императорские Величества. Они ознакомились с экспозициями московских, владимирских, нижегородских, тамбовских кустарей. При посещении рязанского отдела Их Императорским Величествам свое мастерство в плетении кружев показала 11-летняя крестьянская девочка. Всего участников было почти четыре тысячи из 56 губерний.
Фотографии экспозиций Всероссийской кустарной выставки 1902 года можно было увидеть как элемент оформления стен Всероссийской выставки народных художественных промыслов «Живой источник» 2017 года, так и отдельно в виде фотокопий, предоставленных ВМДПНИ из имеющегося у него альбома выставки 1902 г .
В начале экспозиции расположен сундук, у которого все фотографировались на память. Я полагаю, что это символично и может являться напутствием всем – бережно хранить предметы, которые сделали руки народных мастеров.
Из всего многообразия экспозиционных предметов выставки темой моего исследования и пристального внимания являются женские рукоделия.
В ремеслах большое значение имеет школа мастерства и хорошие наставники. Автор панно «Москва белокаменная» Е. А. Горенкова – золотошвея из знаменитого своей вышивальной школой Торжка – еще молода, но глубокие знания по композиции рисунка, русского орнамента с символичными животными, техники вышивки металлизированными нитями позволили создать современный шедевр русского декоративного искусства XXI века.
В 1920-м году в новой республике Советов появляется учебное заведение по получению профессии в области кустарной промышленности. Оно несколько раз меняло свое название. Старшее поколение его хорошо помнит как МХПУ им. Калинина (затем МХУПИ(к)). В настоящее время это Колледж прикладного искусства МГХПА им.С.Г. Строганова. Этот колледж специализируется на подготовке специалистов в области художественная роспись по дереву, древнерусская живопись, художественный металл, художественная обработка дерева, художественное ткачество и ковроткачество, художественная вышивка, художественное кружевоплетение, дизайн.
На выставке «Живой источник» знаменитым учебным заведением в области кружевоплетения показаны два панно: «Театр» В. В. Загребельной и «85 лет МХУПИ (к)» Д. Р. Бикуловой. Они интересны по темам и технологиям их художественного воплощения. В первом случае – это кировское (вятское) плетение, а во втором случае – вологодское плетение.
Слева. Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецрва (филиал) СГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова (Московская обл, Сергиево-Посадский район, город Хотьково). Уткина Анна Алексеевна. Ларец, бюро для хранения фамильных ценностей, 1998. 46 х 37х 26. Медь, просечной металл, горячая перегородчатая эмаль.
Современный ларец полностью сохраняет русские традиции и просто великолепен!!!
Кировское (вятское) коклюшечное плетение с его заостренными формами позволило создать изящную историческую театральную сцену. В художественном отношении замысел безупречен и эффектен.
Д. Р. Бикулова в своем юбилейном кружевном панно использовала очень интересный художественный образ – лопасть прялки. Прялка являлась сакральным предметом женского рукоделия, которую по обычаю дарили отцы дочери или женихи невесте. Она всегда богато украшалась узором. В качестве основных элементов узора художницей по кружеву выбраны традиционные антропоморфные кружевные фигурки. Вологодское плетение с его широкой полотнянкой и монументальностью форм хорошо подошло для выражения русского стиля этого произведения.
Организаторы выставки «Живой источник» сделали попытку на небольшом пространстве показать кружевные коклюшечные произведения разных регионов России и разных временных периодов. Мне очень жаль, что кружеву предоставили так мало места, в то время как другим мелким экспонатам были отданы огромные стеклянные витрины.
В центре. ООО фабрика «Елецкие кружева» (Липецкая область, город Елец) . Григорьева Валентина Ивановна (1924 – 2006). Панно «Космос» 1968. 120 х 179 см. Лен, шелк, коклюшечное кружево, сцепное плетение.
Небольшая экспозиция слева предоставляет ретроспективу развития елецкого кружевного промысла от старинного мерного тонкого коклюшечного плетения для украшения женской одежды и интерьера до монументальных праздничных панно.
Данное панно «Космос» В. И. Григорьевой из Ельца отражает замечательную эпоху — начало освоения человеком космического пространства и гордость русской нации за это. Оказалось, что в кружеве можно создать исторические памятники эпохи.
Самыми старинными являются тонкие многопарные кружева, которыми так был знаменит этот город.
(справа) ООО фабрика «Елецкие кружева» (Липецкая область, город Елец). Автор неизвестен. Край 1890 -1920. 7, 5 х 150 см. Хлопок, коклюшечное кружево, многопарное плетение.
(в центре) ООО фабрика «Елецкие кружева» (Липецкая область, город Елец). Автор неизвестен. Край 1890 -1920. 14, 5 х 170 см. Хлопок, коклюшечное кружево, многопарное плетение.
(слева) ООО фабрика «Елецкие кружева» (Липецкая область, город Елец). Автор неизвестен. Край 1890 -1920. 10 х 170 см. Хлопок, коклюшечное кружево, многопарное плетение.
Традиции многопарного плетения в 1940-1950-е годы Ельце были сохранены кружевницами Д. Н. Матюхиной и П. Г. Петровой. У каждой из них выполнен шарф, показанный на выставке «Живой источник» с небольшими расхождениями в краях и соединении полотнищ.
В настоящее время педагоги Орловской детской школы изобразительных искусств и ремесел проводят большую работу по сохранению местных традиций коклюшечного плетения. Они работают в разных техниках, развивая у учащихся видение художественной формы и колористические новаторские предпочтения. На выставке «Живой источник» ими показаны примеры воссоздания сложных старинных узоров из Ельца и Мценска.
Вверху. Орловская детская школа изобразительных искусств и ремесел (Орловская область, город Орел). Маслова Татьяна Александровна (р. 1951). Повтор края полотенца XIX века (Мценский уезд Орловской губернии), 2016. 30 х 20 см. Шёлк, хлопок, коклюшечное кружево, сцепное плетение.
Внизу. Орловская детская школа изобразительных искусств и ремесел (Орловская область, город Орел). Семенова Мария Алексеевна (р. 1979). Повтор края полотенца XIX века (Елецкий уезд Орловской губернии), 2015. 30 х 20 см. Хлопок, лён, коклюшечное кружево, сцепное плетение, строчевая вышивка.
Елецким и орловским кружевницам удалось показать на небольшом пространстве экспозицию, интересную во всех аспектах этого творчества.
ООО «Снежинка» (город Вологда). Автор неизвестен. Подзор «Парашюты и самолеты». 1930-е годы.
Вологодские кружевницы привезли в Москву на выставку «Живой Источник» два выдающихся исторических образца. Это скатерть «Снежинка» В. Н. Ельфиной и подзор «Парашюты и самолеты».
В 1930-е годы в Вологде стали создаваться новые модные мотивы в кружеве в связи с агитацией военных профессий, в частности летчика. Известно несколько вариантов кружевных подзоров «Парашюты и самолеты» или наоборот «Самолеты и парашюты» того времени.
Скатерть «Снежинка» считается символом кружевного плетения Вологды и производственного объединения ООО «Снежинка». Она создана в 1959 году и с тех пор неоднократно переплеталась. В Музее кружева Вологды в настоящее время демонстрируется 11 копия 1982 года. Слово «кружево» произошло от слова «кружить», в круглой скатерти «Снежинка» все построено на геометрии больших и малых кругов, в которых располагаются разнообразные снежинки. В бесконечности границ круга (круговращении) заключается динамика произведения, в результате чего происходит зрительное ощущение живого пространства знакомой нам зимней природы.
Слева. ПК (Артель) «Кукарское кружево» (Кировская область, город Советск). Ефремова Елена Николаевна (р. 1968). Жилет, 2016. 50 х 45 см. Лён, мулине, ручное коклюшечное кружево, сцепное плетение.
2 слева. ПК (Артель) «Кукарское кружево» (Кировская область, город Советск).Чезганова Елена Ивановна (р. 1965). Пелерина, 2017. 45 х 60 см. Мулине, ручное коклюшечное кружево, сцепное плетение.
2 справа. ПК (Артель) «Кукарское кружево» (Кировская область, город Советск). Анцигина Любовь Михайловна (р. 1963). Болеро, 2014. 40 х 45 см. Шёлк вискозный, ручное коклюшечное кружево, сцепное плетение.
Справа. ООО «Снежинка» (город Вологда). Марочко Евгения Евгеньевна (1973). Жакет «Аромат Пиона», 2012. Лён, хлопок, ручное коклюшечное кружево, сцепное плетение.
На фоне скатерти «Снежинка» и панно «Космос» расположены манекены, демонстрирующие современные кружевные предметы одежды (жилет, болеро, пелерина, жакет). Они подобраны в различной цветовой гамме. Это образцы классической элегантности женского гардероба.
Ярким праздничным всегда выглядит стенд с произведениями, украшенными цветным коклюшечным михайловским кружевом. Это традиционные полотенца и скатерти–салфетки, являющиеся современным «русским стилем» в коклюшечном кружеве.
Слева. ЗАО «Труженица»,(Рязанская область, город Михайлов). Преснова Татьяна Николаевна (р. 1955). Полотенце «Московский сувенир», 2015. 55 х 250 см. Лён, мулине, ручное кружево, ручная вышивка – крест, мережка.
Справа. ЗАО «Труженица»,(Рязанская область, город Михайлов). Копытина Ирина Николаевна (р. 1967). . Полотенце «Рязанское», 1998. 40 х 180 см. Лён, мулине, ручное кружево, ручная вышивка – крест, роспись.
ЗАО «Труженица»,(Рязанская область, город Михайлов). Преснова Татьяна Николаевна (р. 1955). Салфетка, 2015 г.. Диаметр 60 см. Лён, мулине, ручное кружево.
ЗАО «Труженица»,(Рязанская область, город Михайлов).Коледова Татьяна Степанова (р. 1947), Преснова Татьяна Николаевна (р. 1955). Скатерть «Традиция», 1979 г. 120 х 90 см. Лён, мулине, ручное кружево, ручная вышивка – крест, мережка.
Я фотографируюсь на память о выставке «Живой источник» конца 2017 года и перехожу к рассмотрению профессиональных экспонатов, созданных вышивкой.
Экспонаты с вышивкой размещены уже в нескольких частях выставки «Живой источник». Украшением любой экспозиции являются изделия, вышитые в технике « вениз». В России с эпохи правления Петра I сохраняется уникальная вышивка по прорези, ведущая свое происхождения от истоков итальянского возрождения XVI столетия, а именно от знаменитого венецианского женского рукоделия шитого иглой. Все это современные шедевры, и их уникальностью и масштабностью исполнения можно только гордиться.
Посетители увидели не только красоту такой вышивки, но и разнообразие её использования от моделей одежды, интерьерных вещей до создания вышитых икон.
Мастер художественной вышивки О. А. Грачева – необычайно талантлива и трудолюбива. На выставке «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра» в 2015 году в Малом Манеже в Москве восхитили её панно «Неопалимая купина» (2012 г.), «Возрождение» (2002 г.), палантин «Хрустальный» (2000 г. ). Он вновь продемонстрирован на выставке «Живой источник».
Слева . ООО «Кадомский вениз» (Рязанская область, город Кадом). Кузнецова Валентина Николаевна (р. 1957). Болеро, 2017. Шифон натуральный, ручная вышивка «вениз».
В центре. ООО «Кадомский вениз» (Рязанская область, город Кадом). Кузнецова Валентина Николаевна (р. 1957). Крестильное платье «Ангелы», 2013. Нитки из натурального шёлка, ручная вышивка гладью.
Вещи, украшенные вышивкой «вениз» эксклюзивны. Выставка «Живой источник», показывая их, формирует знания об этом у посетителей выставки. Сохранение традиций мастерства на уровне властей, осознания ими важности этого для будущего – в этом состоит идеологическая задача различий мест пребывания народонаселения и осознания им национальной идентификации.
В этой части выставки показаны изделия, украшенные вышивкой в традициях сохранившейся русской национальной культуры – строчевое шитьё, вышивка тамбуром и крестом, орловский спис и башкирская тамбурная цветная вышивка. О каждом экспонате хочется написать отдельно настолько он ярок, красив и великолепно исполнен талантливой мастерицей – вышивальщицей.
Глядя на прекрасные образцы в традициях народного искусства вспоминаешь тех, кто в ХХ веке сохранял его, посвятив этому всю жизнь. Таким человеком для калужской цветной перевити стала художник Маргарита Николаевна Гумилевская (1895 -1985), которая с 1928 по 1972 г. была художественным руководителем Тарусской фабрики художественной вышивки . Глубоко понимая основы технологии данного вида вышивки, ей удалось создать огромное художественное наследие – это альбомы образцов вышивки и готовые произведения. В своей работе Р. В. Максимова продемонстрировала владение техникой и красоту цветных калужских «вырезов» (местное название строчки-перевити) на выставке «Живой источник».
Русский Север ( район Заонежье) представлен двумя полотенцами, расположенными слева. В ярком цветном, хотя используется только нити двух цветов, полотенце орнамент выполнен простейшим швом — тамбурным, при котором для создания иглой очередной петельки – стежка отчитывают одинаковое число нитей ткани. Белое полотенце украшено строчкой по письму. Такие карельские белые вышивки уже в 1900 году получили серебряную медаль на Парижской всемирной выставке. В настоящее время современные вышитые изделия выполнены уже машинным способом.
Слева. ООО «Карельские узоры» (Республика Карелия, город Медвежьегорск). Малыгина Светлана Александровна (р. 1975), Орлова Ирина Александровна (р. 1969), Волотовская Лариса Петровна (р. 1974). Полотенце (рисунок 2000 г.), 2014. 200 х 40 см. Лен, вышивка машинная: контурная, тамбурная.
Второй слева. ООО «Карельские узоры» (Республика Карелия, город Медвежьегорск). Малыгина Светлана Александровна (р. 1975), Волотовская Лариса Петровна (р. 1974). Полотенце «Древо жизни», 1994. 230 х 35 см. Лён, машинная тамбурная вышивка.
На выставке «Живой источник» показали свои изделия, вышитые тамбуром, мастерицы из Кирова, которые использовали характерные для Вологодской и Архангельской областей традиционные узоры. Однако мотивы рушника «Свадебное» (1998 г.)– современной разработки. Они очень нежны и гармоничны.
Такие рушники необходимы и сейчас, чтобы провести свадьбу, а именно встретить молодых традиционным хлебом и солью.
Среди цветных вышивок мне хочется особо обратить внимание на столовый комплект (скатерть и салфетки) «Ведновская тарлата» М. И. Ранцевой из Твери. Во всех известных мне книгах по вышивке тарлатой назывался один из способов крестецкой строчки (рассыпной гипюр, старинный гипюр, тарлата, «мыльный пузырь», вологодское стекло, сновочный мотив). В городе Крестцы Новгородской губернии в XIX веке сложился промысел своеобразной техники выполнения вышивки по сетке, образованной удалением нитей по определенному счету в вертикальном и горизонтальном направлении или вырезами, которые заполнялись элементами, характерными для итальянской вышивки «ретичелло» (XVI – XVII вв.) или игольного кружева.
Но сначала о работах крестецкой вышивальщицы Ю. Н. Варфоломеевой 2016 года, глядя на которые испытываешь чувство гордости, что в настоящее время есть такие мастера. Это, конечно, в первую очередь талант, но и также отлично усвоенная знаменитая школа ажурной или сквозной вышивки.
В конце 2016 года я побывала в Твери на выставке «Искусство современной вышивки», где познакомилась с автором книги по старинной тверской вышивке «Ведновская строчка» Н. М. Новожиловой. Оказывается, что село Ведное Тверской губернии тоже было знаменито своей вышивкой, в которой сетка была более мелкой по сравнению с крестецкой. Тарлата обладает большей прочностью, поэтому её используют для столового или постельного белья. Работу тверчанки М. И. Ранцевой можно отметить за классическую строгость линий, в основе которых огромный труд ручной вышивки.
Слева. ЗАО «Тверские узоры» (город Тверь). Ранцева Мария Ивановна (р. 1957). Столовый комплект «Ведновская тарлата» (скатерть и 6 салфеток). 2002. 76 х 120, 30 х 30 см. Лён, строчевая вышивка («тарлата», «мережка», «мережка с настилом»).
В центре. Орловская детская школа изобразительных искусств и ремесел (город Орёл). Семёнова Мария Алексеевна ( р. 1979 г.). Полотенце с орлами, выполненное по образцу из частной коллекции. 2016 г. 220 х 30 см. Хлопок, лён, вышивка в технике «орловский спис», строчевая техника.
Преподаватели и учащиеся орловской детской школы изобразительных искусств и ремесел (город Орёл) активно участвуют во всех фестивалях и выставках декоративно-прикладного народного искусства, демонстрируя свои достижения, в частности кружевоплетения и вышивки. Смотрите предыдущие строки этой статьи о кружевных изделиях выставки «Живой источник». Также в статьях этого сайта о фестивалях в Радужном, в Вологде, в Твери и шоу кружевниц ВМДПНИ.
В Орловской области кроме строчевой вышивки был распространен «спис». Его узоры выполняются по рисованному контуру стебельчатым швом, а внутри заполняются швом «набор» по счету нитей ткани мелкими разнообразными «бранками». Орловская губерния также была знаменита своими коклюшечными кружевами.
Следующий стенд выставки «Живой источник» обращал на себя внимание многих посетителей за его оригинальность. Это воссозданные и новые яркие костюмы северных народов ханты южной и северной групп и восточных манси, украшенные традиционными орнаментами, и шали с вышивкой двусторонней гладью из Кургана.
Можно отметить, что подлинное искусство миролюбиво: все данные экспонаты, выполненные в разных техниках и культурах, только подчеркивают красоту друг друга и необыкновенный художественный талант их создателей.
Наша страна – многонациональное государство, в котором традиции и устои всех народов и народностей до сих пор в какой-то части всего наследия сохраняются. Отработаны методики восстановления народных костюмов и их реставрации, что и было показано посетителям.
Национальная одежда северных сибирских народов ранее изготавливалась из кендыря. Такое название имело полотно из крапивы. Свои яркие костюмы они украшали вышивкой шерстяными нитями красного и синего цветов. Орнаментальные узоры, как мы видим на реконструкциях старинных костюмов, разнообразны: розетки, зигзаги, другие геометрические узоры.
БУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск). Шашкова Виктория Николаевна ( р. 1978). Халат женский, ханты ( юж. гр), манси ( вост. гр.), 2008. Реконструкция кон. XIX – нач. ХХ вв. Лён, шерстяная пряжа, сукно, бисер, ситец, вышивка, аппликация.
БУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск). Козлова (Мосунова) Раиса Ивановна ( р. 1961). Рубаха женская, ханты юж. гр, манси, вост. гр., 2008. Реконструкция кон. XIX – нач. ХХ вв. Лён, шерстяная пряжа, сукно, бисер, ситец, шитье, «ханда-ханч», вышивка, аппликация.
Слева. БУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск). Шашкова Виктория Николаевна ( р. 1978). Порты мужские, рубаха мужская, ханты ( юж. гр), манси ( вост. гр.), 2009. Реконструкция кон. XIX – нач. ХХ вв. Лён, шерстяная пряжа, сукно, бисер, ситец, шитье, «руть-конч».
Справа. БУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск). Белявская Евдокия Александровна ( р. 1932). Халат женский свадебный, ханты ( сев. гр.), 2003.. Габардин, ситец, бисер, сукно, шитье, аппликация, вышивка бисером.
БУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск). Белявская Евдокия Александровна ( р. 1932). Платье женское свадебное, ханты ( сев. гр.), 2003. Шёлк, ситец, бисер, шитье, аппликация, вышивка бисером.
БУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск). Вылла Вера Петровна (р.1968). Люлька. Ханты (вост.гр), 2011. Реконструкция, 2 половина ХХ вв. Длина (?), ширина 17 см, высота 8 см. Мех бобра, сукно, ситец, береста, шитье, работа с берестой, скрутка.
Работы, включая люльку для младенца, современных мастериц Ханты-Мансийского автономного округа просто великолепны! На далеком Севере такое буйство красок и различных вышитых узоров. В книге Н. М. Калашниковой и Г. А. Плужниковой «Одежда народов СССР», 1990 (стр. 115), читаем: «По техническим приемам и сюжетам ханты-мансийские рубахи имели много общего с рубахами народов Поволжья (марийцев и мордвы)».
Это четвертая часть экспозиции выставки «Живой источник», где представлен народный костюм удмуртов и основной и древнейший вид женского рукоделия – ткачество.
Прядение и ткачество были известны с глубокой древности. Об этом свидетельствуют кусочки тканей, пряслица, маховики от веретен, а также части более ранних горизонтальных ткацких станов, найденные в археологических раскопках. Для меня настольной книгой по народному ткачеству в период моего начального ознакомления с женскими рукоделиями стала книга К. Климова «Удмуртское народное ткачество», Ижевск, 1979 г. При написании этой статьи она помогла мне разобраться с особенностями представленных национальных костюмных комплексов. К сожалению, более подробное описание данных работ авторских коллективов, участвовавших в создании их, требует дополнительного исследования и изучения, поэтому представляю в статье из них авторство только двух из них.
Второй справа. АУК. Удмуртская Республика «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел» (Удмуртская Республика, город Ижевск). Прокопьева Наталья Евгеньевна (р. 1975 г), Ломоносова Светлана Борисовна ( р. 1967), Рябчикова Надежда Геннадьевна ( р. 1969), Измайлова Надежда Викторовна (р. 1975), Якушина Нина Дмитриевна ( р. 1967). Женский костюмный комплекс переферийной завятской группы удмуртов (республика Татарстан). Шерсть, полушерсть, лён, ткачество, вышивка, вязание крючком.
Первый справа. АУК. Удмуртская Республика «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел» (Удмуртская Республика, город Ижевск). Буянова Людмила Ивановна (р. 1975), Прокопьева Наталья Евгеньевна (р. 1975 г), Коренева Светлана Васильевна ( р. 1981), Тополева Елена Владимировна ( р. 1977), Русских Светлана Валериановна ( р. 1976), Гускова Надежда Геннадьевна ( р. 1977), Брызганова Ольга Ефимовна ( р. 1966), Поздеева Марина Николаевна ( р. 1966). Женский костюмный комплекс закамской группы удмуртов (Республика Башкортостан), 2015. Шерсть, полушерсть, лён, ткачество, вышивка, филейное вязание крючком.
Я являюсь коренным представителем Поморья – регион русского Севера, прилегающий к берегам Белого моря. На этой территории, как и везде, ткачество являлось основным предметом женского рукоделия. Однако именно здесь в орнаментике тканей долго сохранялись архаичные языческие символы, такие как в представленном на выставке «Живой» источник» полотенце.
Русским национальным брендом являются вязаные оренбургские пуховые платки (шали), в частности платки «паутинка». Они изящны и легки. Кроме красоты обладают и утилитарным качеством – хорошо согревают в ненастную холодную погоду, которая в России может наступить внезапно. Надо сказать, что «паутинка» всегда со мной в сумке, особенно в путешествиях. Места она много не занимает, но, накинув её на плечи при переменчивой погоде, я ощущаю благословенное в моем возрасте тепло.
Производство их на оренбургском промысле относится к одному из старейших в России. В научных трудах XVIII века отмечены супруги Рычковы. П. И. Рычков в 1766 году опубликовал «Опыты о козьей шерсти» в трудах Вольного экономического общества, вскоре его жена была удостоена золотой медали за предоставленную ею пряжу из козьего пуха.
Национальная особенность природы с недостатком солнечных дней требовала ярких красок, чтобы пробудить эмоции, поэтому народные костюмы и утилитарные вещи, такие как ковры и паласы, очень красочны.
ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское объединение (город Тюмень). Мурзина Ксения Алексеевна (р. 1931), Крылова Татьяна Юрьевна (р. 1974) – автор-исполнитель, Цветкова Татьяна Ефремовна ( р. 1955), Разумных Галина Владимировна ( р. 1977), Никифорова Роза Васильевна ( р. 1977) – мастера-ковродельщицы. Ковер «Незабудки и розы» (рисунок разработан в 1951 году). 2010. 170 х 260 см. Шерсть, крашенина, ручное ткачество, махровая техника.
ХХ столетие в России сохранило традиционные центры ковроделия. Примером этого является Тюмень с её «махровыми» коврами. Такие изделия создавались на вертикальных ткацких станках (в виде рамы). На натянутые нити основы привязывались узелки из шерстяной пряжи. Эта техника позволяла создавать большое количество оттенков. Ковер, представленный на выставке, создан по рисунку 1951 года, в основе которого было обращение к примерам цветочных ковров первой половины XIX в.
В Судже Курской области в XXI веке заново восстановили технологию изготовления знаменитых курских цветочных ковров. Уже с XVII века на всю Россию Суджа славилась своим художественным промыслом. На выставке «Живой источник» посетители смогли увидеть три таких ковра. Я представляю ковер преподавателя из колледжа «Суджанский техникум искусств» С. А. Ревина, который, по моему мнению, обладает интересной композицией и благородной цветовой гаммой.
«С любовью к Русской культуре» — так назвал часть своего собрания народного искусства Иосиф Кобзон. Оно разнопланово и обширно. В истории известны коллекционеры, которые сохранили и донесли до нашего времени народное культурное наследие. В настоящее время современным собирателем и меценатом оказался И. Кобзон — народный артист, певец и общественный деятель.
Показанное собрание занимало на выставке два больших зала.
ООО «НХП «Потешный промысел» (г. Санкт-Петербург». Вакулина Антонина Евгеньевна ( р. 1948). Кукла сувенирная в русском традиционном костюме, 1998 г. Высота 27 см. Ручная работа, фарфор, текстиль, в основе картон, роспись акриловыми красками.
Среди всего богатства различных промыслов России, показанных на выставке «Живой источник», я кроме моих традиционных направлений кружевоплетения и вышивки выбрала еще глиняную игрушку. Народная фантазия, юмор, красочность, выраженная в мелкой пластике, мне очень по душе. Сказалось и мое детство в 1960-е годы, когда обратились к сохранению народной культуры, а в магазинах моего родного Архангельска появились глиняные каргопольские «тройки», «полканы» и «жёнки». Их мне не довелось почему-то увидеть на выставке, поэтому речь идет о глиняных игрушках других регионов.
Для ознакомления кто такой полкан привожу оригинальный скопинский сосуд. Это шедевр современной керамики в русском стиле.
Центр народных художественных промыслов и ремесел (Скопинский ЦПП) (Рязанская область, город Скопин). Лощинина Татьяна Васильевна (р. 1963). Сосуд «Полкан», 2012. Высота 60 см. Глина, полива.
Моя подруга по МГУ была родом из Кировской области. У нее дома я познакомилась со знаменитой уже тогда дымковской игрушкой. За прошедшее время появились новые забавные формы этого вида народного искусства. Представляю Вам многофигурную композицию «Ладья. Промыслы России».
Калужскую хлудневскую игрушку, как я недавно узнала, возрождает мастер из Думинич А. Г. Заборских, связанный родственными связями с двоюродными сестрами моего мужа по их материнской линии. Перед самым Новым годом я познакомилась с ним в Калуге. Мир оказался тесен.
Для сравнения глиняная тульская филимоновская игрушка – Тульская область граничит с Калужской областью – также ярка, как и хлудневская, но по форме и орнаментам раскраски они совсем не похожи.
ООО «Филимоновская игрушка» (Тульская область, поселок Одоев). Романова Анна Вячеславовна (р. 1953). Игрушка «Семья на скамейке», 2017. Высота 13, 5 см. Глина, лепка, обжиг, роспись.
ООО «Филимоновская игрушка» (Тульская область, поселок Одоев). Орлова Елена Алексеевна (р. 1982). Игрушка «Лиса с петухом», 2017. Высота 20.0 см. Глина, лепка, обжиг, роспись.
В Туле Народным мастером России О. А. Андреевой создается серия глиняной игрушки, отражающей образы исчезнувшей городской среды.
Глиняные игрушки из Костромы воскресили во мне забытые слова «муравлёный», которое произошло от слова «мурава» – так называли прозрачную глазурь зеленого цвета в XVII –XVIII вв. на Руси – и печи-голландки, которые покрывались муравлёными изразцами. Эти игрушки (свистульки) – мое радостное открытие замечательных народных мастеров М. А. Шмаринова и С. А. Пимановой.
МБУ ДО «Подлеснотавлинская экспериментальня детская художественная школа Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия (республика Мордовия, Кочкуровский район, село Подлесная Тавла). Миронов Евгений Геннадьевич ( р. 1985). Скульптурная композиция «Стряпухи». 2016. 17 х 17х 28 см. Дерево, резьба.
Деревянная игрушка из республики Мордовия снабжена нравоучительной надписью «Не надо клада, если нет в семье лада». Если есть «лад», то дети хорошо учатся, получают дополнительное образование, которое так необходимо для развития всесторонней творческой личности способной противостоять жизненным невзгодам.
Именно воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возрастов был посвящен очень интересный проект «Азбука народной культуры», анонсированный на выставке «Живой источник». В его экспозиции показаны изделия всех художественных ремесел России, которые можно начать изучать в детстве, используя все предоставленные для этого возможности: государственные и частные художественные школы и кружки, образовательные проекты, музейные выставки и т. д.
Центральной фигурой, олицетворяющей Россию и русский дух, на выставке народных художественных промыслов «Живой источник» являлся шедевр «Свадебная тройка», созданный в технике филиграни красносельскими ювелирами. Общий вес композиции более 52 кг. «Свадебная тройка» часто встречается на предметах женского рукоделия: вышитых краях полотенец и ковриках.
Приближается Новый 2018 год.
В канун его эта статья посвящена Вам, дорогие мастера, сохраняющие традиции всех народов, населяющих территорию современной Российской Федерации. Ваш труд приносит радость человеческого бытия. Желаю всем Вам мирного существования, счастья в личной жизни, здоровья и морального удовлетворения от той красоты, которая передается Вами далее – нашим потомкам!
Поздравляю всех читателей своего сайта с Новым 2018 годом!
Литература
1.Выдающиеся собиратели народного искусства Из серии «Не корысти ради» Коллекции и коллекционеры Русского музея Выпуск 3 /Альманах. Вып. 312. СПб: Palace Editions, 2011.
2. Выставка народных промыслов России 2015 https://lacejourney.com/exhibition-russian-folk-art/
3. Народные художественные промыслы России / Составитель В. П. Антонов – М.: Интербук-бизнес, 2-е издание, 2000.
©Copyright О. Ф. Журавлева, фотографии О. Ф. Журавлевой
30 декабря 2017 г., Москва
Метки: Москва
Вы можете следить
за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.
Спасибо,Олечка, за подарок к Новому Году!Такой подробный отчёт о красоте творчества впечатляет!
Особенно меня потрясла работа Грачёвой О.А. Кадомский вениз » Палантин Хрустальный» и элегантная работа тверской мастерицы Ранцевой М.И. «Ведновская тарлата». Вышивка -необычайно разнообразная и жизнерадостная
Ещё раз огромное Спасибо за эту статью,как всегда с ожиданием новостей на страницах Lacejourney. Здоровья и успехов в наступившем Году. Лена с Тихого океана.
Прелестно!
Ольга Федоровна, огромное Вам спасибо за такой подробный рассказ о выставке и мастерах! Спасибо, что могу увидеть такую красоту, созданную нашими мастерами, в Вашем журнале!
Уважаемая Светлана! Сегодня,будучи в гостях у Н.А.Бурлешиной, вспомнили и о Вас в связи с тем, что в настоящее время я получаю поддержку в вашем лице. Мир ведь тесен.
Ольга Федоровна! Как всегда очень подробно и познавательно! Огромное Вам спасибо!
Как поживает Надежда Александровна, давно о ней ничего не слышала.
Ольга Фёдоровна, Вы делаете огромное и важное дело для всех нас, публикуя такие замечательные материалы. Спасибо Вам прямо изо всех сил))! Просто подняли мне настроение, совершенно убитое выставкой работ мастеров Домов ремёсел в г. Иванове, организованной местным ОКМЦК(безобразное и безразличное отношение к работам мастеров вкупе с полным непрофессионализмом при их экспонировании). Так что спасибо за тот глоток свежего воздуха, который Вы подарили.
Н.А.Бурлешина — замечательный мастер с тонким художественным вкусом и прекрасной головой, которая помогает создавать сколки и разбираться в технологии. Была в восхищении от всего показанного.
Мы все-очень талантливы, только это надо уметь раскрыть. В этом задача педагога и работников культуры. Равнодушие в этой сфере — это непрофессионально.
Ольга, спасибо за репортаж! Очень интересно!
Бедная, бедная скатерть «Снежинка». Ее загнали в угол и она как сиротинка от туда выглядывает. Лучше уж тогда вообще бы не выставляли. У вологодского промысла есть не менее достойные произведения, но меньшего масштаба.
Здравствуйте, Ирина! И мне было не по себе, что скатерти «Снежинка» дали так мало места. А потом я подумала, что она — этот символ красоты плетеного кружева — должен был присутствовать на такой выставке, которая позиционировала себя под эпохальную, проводя сравнение с выставкой 1902 года. Важно было увидеть нашу с Вами кружевную историю, а она в этой «Снежинке».
Ольга Федоровна, для меня совершенно неожиданно, что Надежда Александровна помнит обо мне, ведь я всего лишь одна из многочисленных поклонниц ее мастерства и того огромного труда, благодаря которому появился «Мир кружева», фестивали и, конечно, замечательный журнал «Коклюшечное кружево». Спасибо и Вам за добрые слова. С огромным уважением и наилучшими пожеланиями.
Олечка, спасибо за прекрасную статью! Восхищают как уникальные работы народных мастеров, представленные на фото, так и стиль изложения автора статьи, где за каждой строкой чувствуются глубокий анализ и обширные познания в области народного творчества. Любовалась и наслаждалась! Благодарю тебя за твой креативный подход к данному направлению и желаю тебе дальнейших творческих успехов ! С любовью — Наталья.