«Как молоды мы были, как искренне любили, …» — и вышивку!

Экспонаты V Всероссийской выставки «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной в Твери произвели  впечатляющее действие по глубине освоения разнообразных технологических приемов вышивки, разработанных в истории женского рукоделия. Огромное спасибо за это руководителям мастерских, студий за обучение и создание новых работ, достойных памяти наших предшественников, за показ современных работ на соответствующих выставках и фестивалях.

Тверь. Участники V Всероссийской выставки «Искусство современной вышивки», 26 октября 2023 г. О. В. Полякова (слева) и Е. Хохлова (справа).

Тверь. Участники V Всероссийской выставки «Искусство современной вышивки», 26 октября 2023 г. О. В. Полякова (слева) и Е. Хохлова (справа).

Это Полякова Оксана Владимировна (слева), заместитель директора Тверского областного Дома народного творчества по декоративно-прикладному и художественному творчеству, и Хохлова Екатерина (справа), руководитель Студии ручной вышивки Екатерины Хохловой, Санкт-Петербург. Вначале я хочу отметить их труд по созданию такой масштабной и научной выставки «Искусство современной вышивки». 

Хохлова Е. Н. Санкт-Петербург. Панно «Хоромы». 2022. По онлайн-курсу «Хоромы» школы «Вышивай онлайн». Лён, строчевые и глухие счетные техники.

Хохлова Е. Н. Санкт-Петербург. Панно «Хоромы». 2022. По онлайн-курсу «Хоромы» школы «Вышивай онлайн». Лён, строчевые и глухие счетные техники.

«Хоромы», так называли у нас на Северной Двине двухэтажные деревянные дома, построенные для огромной семьи. Для того, чтобы построить «хоромину» нужно знать, как это делать, нужны потомственные плотники, из семьи которых, по отцовской линии, я и происхожу.

Читаем надпись вышитого панно: «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся». Эта работа создана Екатериной Хохловой из Санкт-Петербурга, как учебный материал для приобретения ремесла вышивальщицы, своеобразный художественный сэмплер: здесь и разные мережки, строчки-вырезы, стяги, счетные швы, такие как «роспись», «набор», «крест», «счетная гладь» и др.

Ученики Cтудии ручной вышивки Екатерины Хохловой   плодотворно работают в освоении различных техник вышивки, показывают высокий уровень обучения, участвуют в показах своих работ на различных выставках.

Львова Н. Н. г. Санкт-Петербург.  Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой, рук. Хохлова Е. Н. «Борьба тритона с фантастическим зверем (фонтан Петергофа»). 2020. Шерсть, хлопок, золотная нить, трунцал, канитель, бисер.

Львова Н. Н. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой, рук. Хохлова Е. Н. «Борьба тритона с фантастическим зверем (фонтан Петергофа»). 2020. Шерсть, хлопок, золотная нить, трунцал, канитель, бисер.

Впечатляющая работа, торжество талантов, как предыдущих, так и нынешних. Золотная вышивка «Борьба тритона с фантастическим зверем (фонтан Петергофа)» Н. Е. Львовой из Санкт-Петербурга сумела передать экспрессию борьбы «тритона с фантастическим зверем». Обратите внимание, как чудовище впилось своими когтями в бедро могучего тритона, а ведь это вышивка. Современная работа вышивальщицы заставляет нас вспомнить «викторию», о которой напоминает эта скульптурная группа по рисункам Растрелли, расположенная в районе Оранжереи Петергофа в районе Нижнего парка. Это символ победы над шведами за выход к Балтийскому морю в Гангутском сражении в июле 1714 года.

Белелина А. С. 1969 г.р. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой, рук. Хохлова Е. Н. Птицы. 2023 г. В стиле якобинской вышивки.  Хлопок, шерсть

Белелина А. С. 1969 г.р. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой, рук. Хохлова Е. Н. Птицы. 2023 г. В стиле якобинской вышивки. Хлопок, шерсть

Вышитые панно создают образы такие же, как при рассматривании живописных картин. Вышивка «Птицы» А. С. Белелиной из Сакт-Петербурга напомнила мне детство, детские книги К. И. Чуковского с яркими цветными иллюстрациями художника В. М. Конашевича,

Для посетителей выставки «Искусство современной вышивки» этот экспонат с надписью «в стиле якобинской вышивки» заставляет обратиться к истории появления такой техники. Оказывается, якобинская вышивка появляется в Англии в XVII веке в правление короля Якова I. Необычные по форме цветы, деревья, животные и птицы были на индийских тканях, которые стали предметом импорта, а художественные мотивы в свою очередь заинтересовали английских вышивальщиц. Якобинская вышивка эффектна из-за контрастного сочетания цветов шерстяных нитей.

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой Е. Н. Вечернее платье «Нежные цветы». 2022. Шёлк, хлопок, рафия, синель.

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой Е. Н. Вечернее платье «Нежные цветы». 2022. Шёлк, хлопок, рафия, синель.

А. В. Кузнецова из Санкт-Петербурга представила свою коллекцию вышитой современной одежды. Мне она очень понравилась разнообразием использованных техник вышивки, подбором цветового решения моделей, оригинальностью.

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой Е. Н. Фрагмент вышивки. Вечернее платье «Нежные цветы». 2022. Шёлк, хлопок, рафия, синель.

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой Е. Н. Фрагмент вышивки. Вечернее платье «Нежные цветы». 2022. Шёлк, хлопок, рафия, синель.

А. В. Кузнецова назвала вечернее платье «Нежные цветы», и, действительно, это название очень подходит к тому образу, который создает комплект женской одежды, включая сумочку и пояс.

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой Е. Н. Рубаха летняя «Дань предкам». 2021. Лён, хлопок, счетная гладь «колодочки».

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой Е. Н. Рубаха летняя «Дань предкам». 2021. Лён, хлопок, счетная гладь «колодочки».

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой Е. Н. Фрагмент рубахи летней «Дань предкам». 2021. Лён, хлопок, счетная гладь «колодочки».

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой Е. Н. Фрагмент рубахи летней «Дань предкам». 2021. Лён, хлопок, счетная гладь «колодочки».

В отличии от предыдущей вышивки с «Нежными цветами» в блузе «Дань предков» А. В. Кузнецова выбрала старинную технику вышивки, счетную гладь «колодочки», но цветовую гамму при этом выбирает более современную, потому что в старинной вышивке такого цветосочетания не наблюдалось по причине отсутствия красителей.  Такая блуза подойдет только высокой женщине, потому что орнамент является крупным и очень ярким.

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой. Рубаха летняя «Голубая мечта», юбка «Летняя». 2022.

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой. Рубаха летняя «Голубая мечта», юбка «Летняя». 2022.

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой Е. Н. Рубаха летняя «Голубая мечта». 2022. Хлопок, лён, роспись, строчевая вышивка. Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой Е. Н. Юбка «Летняя». 2022. Лён, хлопок, строчевая вышивка.

Строчка — вырезы, которой украшены кокетка летней рубахи «Голубая мечта» и подол юбки «Летняя» А. В. Кузнецовой, напоминает нам об одной из самых ранних мировых техниках вышивки, так называемых «вышивки по прорези» и «вышивки по выдергу». В показанном для сравнения городском свадебном полотенце из частного собрания узор прошвы, вышитой «строчкой», выполнен в стиле модерн.

Свадебное полотенце. Россия, белошвейная мастерская. Начало ХХ в. Из собрания автора (О. Ф. Ж.). Лен, хлопок, строчевая вышивка.

Свадебное полотенце. Россия, белошвейная мастерская. Начало ХХ в. Из собрания автора (О. Ф. Ж.). Лен, хлопок, строчевая вышивка.

При разговоре с А. Кузнецовой она рассказала о том, как сделала сама кожаный пояс, чтобы создать полный ансамбль летней одежды. И это для неё было непросто.

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой Е. Н.  Тверь. 26.10.2023.

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой Е. Н. Тверь. 26.10.2023.

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой Е. Н. Рубаха мужская «Оберег Барс». 2022. Дизайн Е. Н. Хохловой. Хлопок, лён, роспись, счетная гладь.

Кузнецова А. В. г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Екатерины Хохловой Е. Н. Блузка «Дань традиции». 2020. Лён, хлопок, роспись, счетная гладь.

Радует, что все модели коллекции А. В. Кузнецовой можно носить в нашей повседневной жизни.  Они созданы с реалиями сегодняшнего дня, поэтому такая одежда современна.

Справа. Проненкова С. В. г. Торжок, Тверская обл. ГБП ОУ «Торжокский педагогический колледж им.Ф.В.Бадюлина». Панно «Торжок». 2022 Замша, золотные и серебряные нити, шёлк, золотное шитье.

Золотное искусство вышивки Торжка Тверской области является каноном, потому что это главный российский центр, сохранивший традиции данного вида декоративного искусства и имеющий методики обучения этому ремеслу. Работа С. В. Проненковой прославляет родной город и его историческое прошлое. На выставке «Искусство современной вышивки» было представлено очень много различных изделий в технике золотного шитья.

Козлова С. В. 1973 г. р. Рыбинск, Ярославская обл.

Козлова С. В. 1973 г. р. Рыбинск, Ярославская обл.

Козлова С. В. 1973 г. р. г. Рыбинск, Ярославская обл. Картина «Птицы». Хлопок, лён, строчка по письму, белая строчка, мережки.  Козлова С. В. 1973 г. р. г. Рыбинск, Ярославская обл. Блуза. Хлопок, лён, белая строчка.

Блуза С. В. Козловой из Рыбинска Ярославской области более традиционна по своему исполнению, но по крою и использованию натуральной льняной ткани с украшением в виде ручной вышивки белой строчкой приобретает статус эксклюзивности для того, кто её будет носить. Обе работы С. В. Козловой, включая блузу и картину «Птицы», напоминают нам о том белоснежном «царстве» комнаты или квартиры, в которых абажуры, кровати, подзоры, скатерти, занавески, портьеры на двери, женские блузы были украшены вышивкой, поддерживались в чистоте и украшали собой повседневный быт.

Медкова М. Ч. 1977 г. р. Вологда. Думка «Морозное утро». 2021. Хлопок, кружевоплетение, вышивка «вологодское стекло».

Медкова М. Ч. 1977 г. р. Вологда. Думка «Морозное утро». 2021. Хлопок, кружевоплетение, вышивка «вологодское стекло».

Думка. В настоящее время это слово подзабыто. А у меня в памяти возникает белоснежная железная кровать, на которой возвышается гора подушек, которую завершает маленькая думочка. Её назвали так, потому что при сне её подкладывали под голову. Мария Чеславовна Медкова, признанный вологодский мастер кружевоплетения, отошла от традиции. В Вологде наволочки на думки обычно были коклюшечного плетения. В данном случае присутствует только рамочка из мерного плетеного кружева, а середина украшена вышивкой, которая называется «вологодским стеклом», которая по технике исполнения напоминает более раннюю итальянскую вышивку «ретичелло» XVI века.

Теленкова Д.Н. 1977 г. р. Вологда. Фрагмент подзора. 2023. Хлопок, лён, белая строчка.

Теленкова Д.Н. 1977 г. р. Вологда. Фрагмент подзора. 2023. Хлопок, лён, белая строчка.

Подзор вологжанки Д. Н. Теленковой является шедевром современного искусства вышивки. С конца XVIII века в дворянских усадьбах стали вышивать такие свадебные подзоры крепостные девушки. Большую коллекцию их в свое время собрала Н. Л. Шабельская уже в конце XIX века. В настоящее время они являются гордостью текстильных коллекций музеев не только нашей страны, но и американского музея Метрополитен. Наконец-то и наше время отметилось в том, что есть в России на вологодской земле вышивальщица, которая сумела выйти на столь высокий уровень мастерства и трудолюбия.

Шеина С. Ю. 1963 г. р. г. Красногорск, Московская обл. Абажур настольной лампы "Ангел места". 2022.

Шеина С. Ю. 1963 г. р. г. Красногорск, Московская обл. Абажур настольной лампы «Ангел места». 2022.

Шеина С. Ю. 1963 г. р. г. Красногорск, Московская обл. Творческое объединение красногорских художников «ЛИК», руководитель Воронова М. А. Абажур настольной лампы «Ангел места». 2022. Шёлк, вискоза, металлизированные нити, бисер, пайетки, ракушки, ленты, кружева, бусины, люневильская вышивка.

Вышитый предмет интерьера с многозначным названием «Ангел места», исполнен С. И. Шеиной из Красногорска. Вышивка на абажуре представляет во всей красоте подмосковную усадьбу «Архангельское». Оказывается, что архангел Михаил — вот ангел этого места. Я — архангелогородка, мой родной город Архангельск. Я думаю, что у каждого есть ангел места.

Техника вышивки люневильским крючком является кропотливой, но благодатной, потому что позволяет выполнять живописные работы с использованием бисера, стекляруса, жемчуга и др. на тонких тканях и сетках быстрее, чем при помощи только иглы.

LN. Школа вышивки высокой моды. г. Ростов-на-Дону. Рук. Пинчук Л. В. , исполнитель Лукоянова Н. В. Платье. 2023.

LN. Школа вышивки высокой моды. г. Ростов-на-Дону. Рук. Пинчук Л. В. , исполнитель Лукоянова Н. В. Платье. 2023.

LN. Школа вышивки высокой моды. г. Ростов-на-Дону. Рук. Пинчук Л. В. , исполнитель Лукоянова Н. В. Платье. 2023. Повтор модели эпохи Ар Деко из коллекции Назима Мустафаева. Бисер, стеклярус, вышивка люневильским крючком.

Что удивительно. Случай меня свел с коллекционером Назимом Мустафаевым в декабре 2023 года на выставке «Век 19-й. Изменчивая мода. От ампира до модерна» (26 октября 2023 г.-20 апреля 2024 года), где он обратил мое внимание, что это реплика старинного платья из его коллекции. А я думала, что это современная авторская работа. Но как хорошо, что посетители выставки «Искусство современной вышивки» и участники её   познакомятся вблизи с красотой платья высокой моды стиля Ар Нуво. Я впервые увидела яркие платья этого стиля (1910-1920 гг.) на первой в нашей стране выставке «Звезды великого немого» Александра Васильева, которая была показана в Москве в галерее «Дом Нащокина» в мае 2006 года. Пишу про это, потому что не могу забыть то впечатление, которое платья этого стиля на меня оказали.

Л. Д. Пинчук и Н. В. Лукоянова провели мастер-класс по люневильской вышивке, который пользовался успехом. Все, кто желал, могли вышить женский силуэт, используя также бисер. В настоящее время занятия у них проходят и в Москве, а не только в Ростове-на-Дону.

Тверь. Участники V Всероссийской выставки «Искусство современной вышивки», 26 октября 2023 г. Ю.С. Васильева (слева), Л. И. Цыплакова (справа).

Тверь. Участники V Всероссийской выставки «Искусство современной вышивки», 26 октября 2023 г. Ю.С. Васильева (слева), Л. И. Цыплакова (справа).

Это моя первая фотография на открытии выставки «Искусство современной вышивки» в Твери. Творчество Л. И. Цыплаковой (Нижний Новгород) и Ю. С. Васильевой (Москва, руководитель клуба «Стежок») оказалось в одной витрине. К сожалению, за разговором мне не удалось сделать хорошие фотографии. Ю.С. Васильева показала воротник и манжеты так называемого баттенбергского кружева в экспозиции (фотография не получилась). Это американское название, но мне ближе европейское название «ренессанс» (Тереза Дильмон. «Полный курс женских рукоделий». – М., «Эксмо». 2005. Стр. 554, 555). Она пишет: «Простейшим типом кружева «ренессанс» является такой, в котором мотивы, образованные различными видами тесьмы, соединяются между собой перекладинами, выполненными запошивочным швом (стр. 534), с колесиками (стр. 426, 427) и заполнением, сделанным скрещенным швом (стр.536). В такой технике выполняли кружева во Франции, где они получили название «люксей». На фотографии Ю. С. Васильева демонстрирует небольшой воротничок баттенбергского кружева, который украшает её платье и делает его изысканным.

Л. И. Цыплакова. Нижний Новгород. «Украшения в стиле Ар-нуво-деко». Золотная вышивка по настилу, по карте.

Л. И. Цыплакова. Нижний Новгород. «Украшения в стиле Ар-нуво-деко». Золотная вышивка по настилу, по карте.

Л. И. Цыплакова продолжает работать над созданием коллекции ювелирных украшений, созданных при помощи золотной вышивки. Впервые я увидела её вышитые ювелирные работы (подвески) в 2016 году на III Всероссийской выставке «Искусство современной вышивки» в Твери. В 2019 году на IV Международном фестивале «Кружевная тропинка», состоявшемся в г. Радужный Владимирской области, ассортимент авторских ювелирных изделий и количество использованных в них технологий был увеличен. Кроме подвесок появились броши, металлизированное кружевное колье.

В 2023 году Л. И. Цыплакова на V Всероссийской выставке «Искусство современной вышивки» в Твери показала новую коллекцию, которая называется «Украшения в стиле Ар-нуво-деко». Более подробно она описана автором на своей страничке «Вконтакте».

Орлов Ю.Г. 1954 г. р. г. Красногорск, Московская обл. Портрет жены автора. 2023

Орлов Ю.Г. 1954 г. р. г. Красногорск, Московская обл. Портрет жены автора. 2023

Орлов Ю.Г. 1954 г. р. г. Красногорск, Московская обл. МАУК ККДК Творческое объединение красногорских художников «ЛИК», руководитель Воронова М. А. Портрет жены автора. 2023. Хлопок, вышивка крестом.

Красивая женщина, достойная того, чтобы её «лик» был запечатлен художественным образом. И муж, Ю.Г. Орлов из г. Красногорска Московской области, постарался: создал схему вышивки и терпеливо маленькой иголочкой вышил «крестиком» замечательный портрет. Почему-то мне эта работа напомнила начало 1970-х годов, когда компьютерщики на огромных рулонах бумаги распечатывали программированные рисунки, включая портреты, на электронно-вычислительной машине БЭСМ-6, на которой и я работала в то время.

Шамшева И. Е. 1962 г. Тверь. 2021. Борзая. Хлопок, гладь.

Шамшева И. Е. 1962 г. Тверь. 2021. Борзая. Хлопок, гладь.

Шамшева И. Е. г. Тверь. 2021. Ориетал. Хлопок, гладь.

Шамшева И. Е. г. Тверь. 2021. Ориетал. Хлопок, гладь.

И. Е. Шамшева из Твери — признанный мастер вышивки гладью. На III Всероссийской выставке «Искусство современной вышивки» в Твери в 2016 году я долго стояла в изумлении перед её большой картиной «Trojan defense» (по картине американского художника М. Хохлачева).  В 2023 году мы увидели её вышитые картины животных, которые смотрят на нас своими проникновенными глазами, заставляя вспоминать домашних любимцев. Очень высокий уровень владения искусством ручной вышивки гладью завораживает и восхищает своим реализмом изображения натуры и тонкостью работы.

Н. Е. Баринова. Тверь. Панно (учебное пособие). Лён, ведновская строчка.

Н. Е. Баринова. Тверь. Панно (учебное пособие). Лён, ведновская строчка.

Надежда Евгеньевна Баринова возглавляет народную студию традиционных ремесел «Супрядки» в ГБУК «Тверской областной дом народного творчества». Это её огромная по масштабу работа почти во всю высоту стены учебного класса, является иллюстративным материалом для объяснения учащимся принципа «ведновской строчки», вышивального промысла, возникшего в селе Ведное Тверской губернии в середине XIX века.

Н. Е. Баринова. Тверь. Панно (учебное пособие). Лён, ведновская строчка.

Н. Е. Баринова. Тверь. Панно (учебное пособие). Лён, ведновская строчка.

Тема сохранения традиций вышивального искусства, передача знаний по сохранившимся технологиям ручной работы следующим поколениям является актуальной в наше промышленное и роботизированное время. Можно сказать, что педагоги по вышивке совместно с учениками участвуют в большом и важном деле сохранении национально-культурной идентичности, от чего очень зависит судьба России.

Круглый стол «Вышитый код России». Тверь. 28.10.23. Е. Хохлова. Руководитель Студии ручной вышивки Екатерины Хохловой. Санкт-Петербург.

Круглый стол «Вышитый код России». Тверь. 28.10.23. Е. Хохлова. Руководитель Студии ручной вышивки Екатерины Хохловой. Санкт-Петербург.

Е. Хохлова из Санкт-Петербурга занимается изучением различных техник вышивки и обучению ими в своей Студии ручной вышивки Екатерины Хохловой. На V Всероссийской выставке «Искусство современной вышивки» её ученики и она сама продемонстрировали очень высокий уровень мастерства. На круглом столе «Вышитый код России» Е. Хохлова затронула вопрос о том, а что такое «Культурный код России». На экране мы читаем: «Культурный код России – это ключ к пониманию русского типа культуры. Это уникальные культурные особенности, доставшиеся русскому народу от предков, это закодированные в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Культурный код определяет набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании». Далее в своем докладе Е. Хохлова приводит данные переписи населения 2021 года, в которой было определено, что на территории России проживает более 190 национальностей, из которых 81% из числа опрошенных считают себя русскими.

Вышитая карта России. 2023.

Вышитая карта России. 2023.

Е.Хохлова рассказала о выдающемся событии, произошедшем в 2023 году, названного «Годом культурного наследия народов России». Свыше 260 мастеров вышивки участвовали в проекте Чувашской республики, создав «Вышитую карту России» размером 3,3 х 6,7 м, на которой расположилось  82 панно с характерными для определенных районов страны узорами вышивок, включая этнические. При вышивке её различными техниками были использованы более 50 различных материалов, таких как кожа, мех, янтарь, жемчуг, ракушки, бисер, оленьи жилы, золотые и серебряные нити и другие. Карта на момент написания статьи экспонируется на грандиозной Международной выставке –форуме «Россия», расположенной в Москве на ВДНХ.

В настоящее время очень большое количество людей помимо основной работы занимаются с удовольствием творческой работой, например, вышивкой. Для этого нужно учиться, приобретать мастерство. И для этого есть все возможности. V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» показала уровень таких занятий, а он великолепен!

Эта статья является продолжением публикации «Тверь V Выставка «Искусство современной вышивки» 2023».

©Автор: О. Ф. Журавлева 28.04.2024. Москва.

©Фотографии: О. Ф. Журавлева

 

 

 

 

 

 

 

 

Метки: ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Один отзыв

1.  Муравьева Галина
29 Фев 2024 в 09:30

Прелестно!

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение