V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери осталась в прошлом, а мне, как свидетелю этих событий, захотелось оставить свои воспоминания об этом. Уровень всех представленных работ на выставке оказался очень высоким. Именно они формируют историю женского вышивального рукоделия конца первой четверти XXI века.

Тверской областной дом народного творчества, Музейно-выставочный центр им. Л. Чайкиной. Тверь, ул. Салтыкова-Щедрина, 16.

Тверской областной дом народного творчества, Музейно-выставочный центр им. Л. Чайкиной. Тверь, ул. Салтыкова-Щедрина, 16.

В выставке участвовали мастера из 18 регионов Российской Федерации. Многие приезжают сюда уже не первый раз, поэтому с радостью при встрече фотографировались. Такой момент я успела сфотографировать со стороны. Это утро, только что открылся выставочный центр и производится регистрация. Далее для участников предстоит поездка в Торжок. А открытие выставки будет после обеда.

Тверь. Участники V Выставки «Искусство современной вышивки», 26 октября 2023 г.

Тверь. Участники V Выставки «Искусство современной вышивки», 26 октября 2023 г.

При написании статьи передо мной стала задача выделить из множества экспонатов то, что является наиболее характерным предназначением исторической вышивки.  Для меня это реплики народного костюма и полотенец. Современные мастера показали, что они достойные наследники своих предков в деле освоения разнообразных технологий вышивки, кружевоплетения и вязания.

Ветохина Н. В. г. Тверь. ГБП ОУ «Тверской колледж культуры им. Н. А. Львова». Одеяло «Кого люблю, того дарю». 2022.

Ветохина Н. В. г. Тверь. ГБП ОУ «Тверской колледж культуры им. Н. А. Львова». Одеяло «Кого люблю, того дарю». 2022. Лён, хлопок, тамбурная вышивка, ручная сборка.

«Люблю» — главное слово в лоскутном одеяле «Кого люблю, того дарю», выполненном Н. В. Ветохиной из Твери.  Особенностью его являются вставки — реплики со старинных полотенец и подзора. В свое время мною в коллекцию текстиля были приобретены прикроватные коврики с такими разнообразными по сюжету вышитыми вставками, размещенными несимметрично там, где хочется.

Мое лоскутное одеяло было создано в 1990-е годы архангельской мастерицей, ныне уже покойной, по заказу мамы, чтобы использовать кусочки тканей, скопившиеся за годы. Мастерица учила и меня, как кроить, сшивать из кусочков квадраты и подбирать их по цвету для создания всего изделия. Уже тогда она работала с шёлковыми тканями. Эти покрывала она оставила сыновьям, а дальнейшая судьба оказалась неизвестной. Мамин подарок напоминает мне о тепле родного дома, и одежду, которую она носила.

Сыщикова И. П. 1986 г. р. г. Санкт-Петербург, г. Пушкин. СПб ГБУ РПЦ «Пушкинец» Семейный фольклорно- этнографический клуб «Василиса», рук. Маевская Г. В. Праздничное полотенце Каргопольского уезда Олонецкой губернии середина 19 в.(реплика)

Сыщикова И. П. 1986 г. р. г. Санкт-Петербург, г. Пушкин. СПб ГБУ РПЦ «Пушкинец» Семейный фольклорно- этнографический клуб «Василиса», рук. Маевская Г. В. Праздничное полотенце Каргопольского уезда Олонецкой губернии середина XIX (реплика). 2023. Лён, хлопок, шерсть, бахрома, роспись, счетная гладь.

Поклонение солнцу было у народов всех стран и во все времена. Реплика каргопольского полотенца И. В. Сыщиковой из города Пушкин напоминает нам о солнечной ладье. Интересна славянская мифология о том, что днем светило движется над миром на колеснице, запряженной конями, а ночью оно опускается под землю, где он плывет по реке на ладье, которую тянут водоплавающие птицы: лебеди, гуси, утки. Конечно, автор народной вышивки, с которой была сделана реплика, о мифах не знала, а поэтому все делала по заведенной традиции данного региона, добавляя небольшие детали и цветовые раскраски по своему усмотрению. Так как изображение голов коней или птиц вышивается довольно схематично, то в данном случае имеется подсказка о том, что это ладья в виде ряда с вышивкой птиц. Традиционная фигура солнечной девы, находящейся в ладье, заменена на куст с цветами, схематично напоминающими солнце. Эти солярные знаки повторяются и на ладье.

Кудрявцева О. Л. 1970 г.р. Валдай Новгородской обл. Полотенце «Валдайские берегини», 2023. Хлопок, лён, роспись.

Кудрявцева О. Л. 1970 г.р. Валдай Новгородской обл. Полотенце «Валдайские берегини», 2023. Хлопок, лён, роспись.

Полотенце «Валдайские берегини» О. Л. Кудрявцевой из г. Валдай Новгородской области выполнено в технике счетное шитье (вышивка по счету нитей) швом «роспись». В орнаменте   использован также мотив солнечной ладьи, запряженных конями, которых можно определить по наличию гривы. На ладьях находятся стилизованные фигуры, обозначающие солнечное божество. В ногах коней расположены маленькие ладьи с божеством по середине. В центре — Берегиня, в руках которой мы видим её отличительный признак — цветок.

Ермолаева В.И. 1949 г.р. г. Обнинск Калужской обл. Городской клуб ветеранов, клуб «Художественная вышивка», рук. Кореванова О. Н. Традиционный праздничный костюм Калужской губ. Лен, хлопок, цветная перевить.

Ермолаева В.И. 1949 г.р. г. Обнинск Калужской обл. Городской клуб ветеранов, клуб «Художественная вышивка», рук. Кореванова О. Н. Традиционный праздничный костюм Калужской губ. Лен, хлопок, цветная перевить.

Слева. Зинина Е.Д.1967 г.р. г.Липецк. Полотенце свадебное с обрядой (реплика), 2023, с. Сырское Липецкого района. Холст лён, хлопок, тюлевая сетка, ленты атласные, тамбурная вышивка.

Справа. Романова Д. 2001 г.р. г. Тверь. ГБП ОУ «Тверской колледж культуры им. Н. А. Львова». Праздничное полотенце. 2021. Лён, строчевая вышивка, крест, роспись.

 

Калужский народный костюм узнаваем из-за использования в нем вышивки в технике «цветная перевить», которая была распространена в современных границах территорий Перемышльского, Спас-Деменского и Калужского районов  Калужской области. Здесь надо отметить, что так вышивали и в Смоленской, Рязанской и Тульской губерниях со своими особенностями в выполнении размеров сетки по выдергу и выборе цветовой гаммы ниток. Вышивка использовала старинные мотивы птиц с пышными хвостами, женские фигурки, которые местные жители ласково называли «куколками», барсов с поднятыми лапами и закрученным хвостами, «солдатиков» (всадников на конях).

С целью возродить цветную перевить в 1924 году была создана Тарусская артель вышивальщиц благодаря помощи специалистов декоративно-прикладного искусства М. Н. Якунчиковой, Н. Я. Давыдовой и М. Н. Гумилевской несмотря на то, что в Тарусе не было вышивального промысла. Талантливая художница и отличный организатор производства М. Н. Гумилевская сумела не только возродить старинное ремесло, но и подняла его на новый художественный уровень.  До 1934 года все вышитые изделия шли на экспорт во Францию, Бельгию, Англию, Америку, Японию.

Цветная перевить относится к разделу строчевой вышивки. Сетка, полученная от выдергивания нитей из ткани, обвивается красной нитью (другое название вышивки «красные вырезы»), а узорный мотив заполняется швом стлань.

Судакова В. И. Обнинск Калужской обл. Городской клуб ветеранов, клуб «Художественная вышивка», рук. Кореванова О. Н. Рушник Людиновского района Калужской области (реплика). 2023. Лен, хлопок, цветная перевить.

Судакова В. И. Обнинск Калужской обл. Городской клуб ветеранов, клуб «Художественная вышивка», рук. Кореванова О. Н. Рушник Людиновского района Калужской области (реплика). 2023. Лен, хлопок, цветная перевить.

В полотенце (рушнике) Судаковой В. И. из Обнинска сетка фона традиционно обвита красными нитями, а вот в мотивы дополнены вкраплениями нитей голубого, синего, желтого и зеленого цветов.

Прокопенко В. А.  Обнинск, Калужская обл.  Городской клуб ветеранов, клуб «Художественная вышивка», рук. Кореванова О. Н. Реконструкция по мотивам традиционного праздничного костюма Калужской губ. XIX в. (по материалам РЭМ). 2021. Лён, хлопок, цветная перевить.

Прокопенко В. А. Обнинск, Калужская обл. Городской клуб ветеранов, клуб «Художественная вышивка», рук. Кореванова О. Н. Реконструкция по мотивам традиционного праздничного костюма Калужской губ. XIX в. (по материалам РЭМ). 2021. Лён, хлопок, цветная перевить.

Слева. Коллективная работа. Обнинск, Калужская обл.  Городской клуб ветеранов, клуб «Художественная вышивка», рук. Кореванова О. Н. Панно «Калужская старина». 2022. Лён, хлопок, цветная перевить, лоскутное шитьё.

На этой части экспозиции мы видим этапы обучения технике «цветная перевить». Сначала это небольшие панно, а далее, если вышивальщице понравится такая работа, то следует дальнейшая кропотливая работа уже над более крупным произведением, вершиной которого является реконструкция народного костюма.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери. Часть экспозиции.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери. Часть экспозиции.

 

Ежова А. В.1982 г.р. Обнинск, Калужская обл.  Городской клуб ветеранов, клуб «Художественная вышивка», рук. Кореванова О. Н. Реконструкция по мотивам традиционного праздничного костюма Калужской губ. XIX в. (по материалам РЭМ). 2021. Лён, хлопок, цветная перевить.

Ежова А. В.1982 г.р. Обнинск, Калужская обл. Городской клуб ветеранов, клуб «Художественная вышивка», рук. Кореванова О. Н. Реконструкция по мотивам традиционного праздничного костюма Калужской губ. XIX в. (по материалам РЭМ). 2021. Лён, хлопок, цветная перевить.

Ежова А. В. использовала в своей реконструкции народного костюма интересное цветовое решение комплекта, подчеркнутое широким бисерным ожерельем.

 

Васина М. Б. 1969 г. р. Обнинск, Калужская обл.  Городской клуб ветеранов, клуб «Художественная вышивка», рук. Кореванова О. Н.  Полотенце из серии «Благословение матери». 2021. Лён, хлопок, вышивка табуром.

Васина М. Б. 1969 г. р. Обнинск, Калужская обл. Городской клуб ветеранов, клуб «Художественная вышивка», рук. Кореванова О. Н. Полотенце из серии «Благословение матери». 2021. Лён, хлопок, вышивка табуром.

Смирнова Г. А. 1966 г.р. г. Рыбинск, Ярославская область. Грелка на чайник «Петушки». 2020. Лён, хлопок, вышивка тамбуром.

Не надо забывать, что вышивальщицы всегда украшали своим творчеством бытовые изделия. Кроме полотенца мы видим грелку на чайник.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери. 

Круглый стол «Вышитый код России». О. Н. Кореванова, руководитель клуба «Художественная вышивка», г. Обнинск Калужской области.

Изучая работу над историческим народным наследием Калужского края участников Клуба «Художественная вышивка» из г. Обнинска, с благодарностью вспоминаю молодую руководительницу его О. Н. Кореванову, которая ярко и образно рассказала о своей работе на Круглом столе выставки.  Масштаб работ калужских мастериц впечатляет. Реконструировано более 25 крестьянских костюмов Калужской губернии XIX века. Калужская цветная перевить была зарегистрирована Роспатентом региональным брендом — Тарусская вышивка.

 

Соколова Е. В. 1976 г. Рязань. Реконструкция традиционного костюма Рязанской губ. II пол. XIX в. (по материалам ГИМ). 2022. Лён, шерсть, хлопок, бисер, вышивка: крест, поддевчатый шов, гладь, роспись, набор, косичка, обметочный шов, тамбур.

Соколова Е. В. 1976 г. Рязань. Реконструкция традиционного костюма Рязанской губ. II пол. XIX в. (по материалам ГИМ). 2022. Лён, шерсть, хлопок, бисер, вышивка: крест, поддевчатый шов, гладь, роспись, набор, косичка, обметочный шов, тамбур.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

Круглый стол «Вышитый код России». Е. В. Соколова, заведующая сектором этнографии ГБУК «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» (Рязань).

Е. В. Соколова из Рязани в своем докладе «Традиционные техники вышивки в женских праздничных костюмах и предметах быта Рязанской губернии» на Круглом столе выставки «Искусство современной вышивки» подробно рассказала о воссоздании традиционного костюма Рязанской губернии 2 половины XIX века.

 Егель Н. В. 1983 г.р., Санкт Петербург, г. Пушкин, СПб ГБУ РПЦ «Пушкинец» Семейный фольклорно- этнографический клуб «Василиса», рук. Маевская Г. В. Праздничное полотенце Шенкурского уезда Архангельской губернии XIX — нач. ХХ в. (реплика). 2023. Лён, хлопок, кружево, тамбур, верхошвы.


Егель Н. В. 1983 г.р., Санкт Петербург, г. Пушкин, СПб ГБУ РПЦ «Пушкинец» Семейный фольклорно- этнографический клуб «Василиса», рук. Маевская Г. В. Праздничное полотенце Шенкурского уезда Архангельской губернии XIX — нач. ХХ в. (реплика). 2023. Лён, хлопок, кружево, тамбур, верхошвы.

Реплика шенкурского полотенца Архангельской губернии мне особенно дорога, потому что все мои предки по материнской и отцовской линиям — шенкурята. Работа вышивальщицы напоминает нам об исторических корнях, какими образами мыслили женщины, предшествующих нам времен, и как они украшали свою жизнь и праздники.

Семенова М. А. 1979 г. р. г. Орел. Полотенце «Старинное», 2019. Лён, хлопок, орловский спис, коклюшечное кружево.

Семенова М. А. 1979 г. р. г. Орел. Полотенце «Старинное», 2019. Лён, хлопок, орловский спис, коклюшечное кружево.

В полотенце «Старинное» растительный узор вышит в технике «спис». Стебельчатый шов обводил контуры заранее подготовленного рисунка, а внутри они заполнялись швом «набор» по счету нитей ткани так называемыми «бранками». Мария Семенова – художник-мастер декоративно-прикладного искусства, преподаватель Орловской школы изобразительных искусств и ремесел, имеющая титул «Серебряная коклюшка России». Как мы видим, она превосходно владеет искусством вышивки и кружевоплетения.

 

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

Студия «Русские начала». Народный костюм Дмитровского уезда Московской губернии (реплика). 2021-2022 гг.

Наша текстильная история. 25 января 2024 года московской студии «Русские начала» исполнилось 25 лет.  Это большой путь (четверть века), но и сделано за это время немало. В свое время огромное влияние на всех любителей народного искусства оказали журналы «Чудесные мгновения», составителями которых были Татьяна Валькова и Арина Белякова. У меня есть в библиотеке они. Например, выпуск №1/2002 «Село Нёнокса Архангельской области»; №3/2003 «Троицкий девичий костюм Нижегородская область Село Безводное»; №4/2004 «Мужской костюм Нижегородская губерния Вторая половина XIX – начало ХХ века». Главным в журналах является: «история, крой, шитье, вышивка».

На V Всероссийской выставке «Искусство современной вышивки» были продемонстрированы результаты осуществления проекта «Народный костюм Дмитровского уезда Московской губернии». Он получил поддержку Фонда президентских грандов.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

Студия «Русские начала». Народный костюм Дмитровского уезда Московской губернии (реплика). 2021-2022 гг.

Более ста лет прошло с тех времен, когда так одевались девушки и женщины. Столько ручного труда надо было приложить к тому, чтобы выглядеть достойно. Но результат того стоил.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

Студия «Русские начала». Народный костюм Дмитровского уезда Московской губернии (реплика). 2021-2022 гг.

Глядя на эту современную девушку в народном костюме, я вспомнила практически вышедшие из обихода ласковые слова «Душенька», «Голубушка».

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

Студия «Русские начала». Народный костюм Дмитровского уезда Московской губернии (реплика). 2021-2022 гг.

Крафт-ренессанс, что это такое? Мы живем в ту пору, когда искусственный интеллект и роботы будут потихоньку заменять человека, а продукция массового производства, продукт глобализации, делает нас очень похожими друг на друга. Об этом уже задумались по всему миру. Империя бизнеса уже считает, что совмещение машинного и ручного труда, возможно, экономически будет выгодным делом. Когда-то сто лет назад англичанин Уильям Моррис (1834-1896) возглавил Общество «Arts and Crafts» («Искусства и ремесла»), целью которого было возрождение некоторых ручных ремесел, в частности ткачества. Выставка «Искусство современной вышивки» во всей красе показывает достижения в области сохранения ручной вышивки, как способа украшения одежды и интерьера.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

Студия «Русские начала». Народный костюм Дмитровского уезда Московской губернии (реплика). 2021-2022 гг. Позатылень.

Участники студии «Русские начала» занимают разные должности, но свое личное время они посвящают традиционному женскому ремеслу (англ. — craft) — шитью, вышивке, кружевоплетению. Это путь к пониманию красоты, которая создается собственными руками. «Красота спасет мир», как говорили когда-то.

На выставке «Искусство современной выставки» 2023 г. студией «Русские начала» был представлен новый проект «Костюм в русском стиле».

 

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

Круглый стол «Вышитый код России». Т. Р. Валькова, руководитель АНО «Студия по изучению, сохранению и развитию национальных традиций «Русские начала». Лауреат премии Правительства РФ «Душа России» (г. Москва).

На Круглом столе «Вышитый код России» Т. Р. Валькова сделала доклад: «К вопросу о «народности» костюмов в «русском стиле».

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

 

В этой статье я не буду подробно описывать историю происхождения «русского стиля». Издана прекрасная книга (Костюм в русском стиле. Городской вышитый костюм конца XIX — начала ХХ века. // Составление Людмилы Скляр. Вступительное слово Дарьи Разумихиной. —М.: ООО Бослен, 2015). Эту книгу Т. Р. Валькова упомянула в своем докладе.

Гречанинова . г. Москва. Студия традиционного костюма «Русские начала». Рук. Валькова Т. Р. Костюм в русском стиле. 2019-2021. Хлопок, вышивка крестом.

Гречанинова . г. Москва. Студия традиционного костюма «Русские начала». Рук. Валькова Т. Р. Костюм в русском стиле. 2019-2021. Хлопок, вышивка крестом.

Часть того, что было сделано на проекте по воссозданию реплик костюмов в «русском стиле» участниками студии «Русские начала», можно было посмотреть в экспозиции выставки.

Завьялова Е.В. 1973 г. р. г. Москва. Студия традиционного костюма «Русские начала». Рук. Валькова Т. Р. Костюм в русском стиле. 2019-2021. Хлопок, вышивка крестом.

Завьялова Е.В. 1973 г. р. г. Москва. Студия традиционного костюма «Русские начала». Рук. Валькова Т. Р. Костюм в русском стиле. 2019-2021. Хлопок, вышивка крестом.

Все костюмы изготовлены по одной схеме: сначала отдельно создаются полосы с вышивкой и кружевные края и прошвы, а затем они сшиваются. Это технологически удобно, потому что в работе могут быть задействованы несколько мастериц. Таких костюмов было создано много, потому что их по заказу шили в городских белошвейных мастерских.

Панкратова Е А. 1962 г. р. г. Москва. Студия традиционного костюма «Русские начала». Рук. Валькова Т. Р. Костюм в русском стиле. 2019-2021. Хлопок, вышивка крестом.ы с вышивкой и кружевные края и прошвы, а затем они сшиваются. Это технологически удобно, потому что в работе могут быть задействованы несколько мастериц. Таких костюмов было создано много, потому что их по заказу шили в городских белошвейных мастерских.

Панкратова Е А. 1962 г. р. г. Москва. Студия традиционного костюма «Русские начала». Рук. Валькова Т. Р. Костюм в русском стиле. 2019-2021. Хлопок, вышивка крестом.

Когда такой исторический костюм появился в 1995 году у меня в коллекции, то я первоначально не могла определить его происхождение. И помог мне в этом каталог выставки Эрмитажа (Государственный Эрмитаж. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е — 1890-е годы. Каталог выставки. — СПб: АО «Славия», 1996. — С. 186, 187, 367). Этот костюм был показан на многих моих выставках за эти годы.

 

Выставка «О. Ф. Журавлевой «Женских рук драгоценная паутина в Музее «Художественная культура Русского Севера» (усадебный дом Е. К. Плотниковой, заведующая Т. В. Зеленина), (15.10.2023-06.02.2024).

Выставка «О. Ф. Журавлевой «Женских рук драгоценная паутина в Музее «Художественная культура Русского Севера» (усадебный дом Е. К. Плотниковой, заведующая Т. В. Зеленина), (15.10.2023-06.02.2024).

С 15 октября 2023 года по 6 февраля 2024 года в Музее «Художественная культура Русского Севера» моего родного Архангельска проходила выставка «Женских рук драгоценная паутина», часть экспозиции с «русским стилем» мне хочется показать. Отрадно было слышать и узнать, что Т.Р. Валькова с коллегами из студии «Русские начала» побывала на этой выставке и использовала материалы о ней в своем докладе на Круглом столе «Вышитый код России».

 

Л. И. Цыплакова. Автор и исполнитель реплики нижегородского женского праздничного костюма села Чернуха (реплика). 2013. Фото О. Ф. Журавлевой.

Л. И. Цыплакова. Автор и исполнитель реплики нижегородского женского праздничного костюма села Чернуха (реплика). 2013. Фото О. Ф. Журавлевой.

Мне хочется завершить статью своими воспоминаниями о творчестве Л. И. Цыплаковой (педагог В. А. Игонина, руководитель клуба «Ивушка», Нижний Новгород) из Нижнего Новгорода. Мы познакомились с ней в 2013 году на выставке «Народные промыслы Нижегородской области», состоявшейся в Москве. Л.И. Цыплакова показала две реплики народных костюмов, которые она сделала для себя (костюмный комплекс села Чернухи Нижегородской губернии) и своей дочери.

Нижегородский девичий праздничный костюм. Автор и исполнитель Л. И. Цыплакова. 2013. Фото О. Ф. Журавлевой.

Нижегородский девичий праздничный костюм. Автор и исполнитель Л. И. Цыплакова. 2013. Фото О. Ф. Журавлевой.

Нижегородский костюм использует большое количество золотной вышивки, плетеное металлическое кружево или металлическую бахрому.

Косник (реплика). Автор и исполнитель Л. И. Цыплакова. 2013. Фото О. Ф. Журавлевой.

Косник (реплика). Автор и исполнитель Л. И. Цыплакова. 2013. Фото О. Ф. Журавлевой.

Тогда же Любовь Ивановна показала свою работу над косниками, реплики которых она делала по результатам исследований музейных образцов. В настоящее время ею сделано 27 косников, а может быть и более. Часть из них были показаны на V Всероссийской выставке «Искусство современной вышивки».

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

Л. И. Цыплакова со своей экспозицией косников.

В продолжении десятилетия мы пересекались с Л. И. Цыплаковой на разных выставках и фестивалях, где она демонстрировала новые проекты разных направлений.

При работе над этой статьей я обнаружила фотографию безымянного народного костюма (этикетку я не сфотографировала), который мне понравился своей неяркой красотой. Благодаря телефонным звонкам удалось узнать его историю.

 

Анна Гальченко. 1980. Санкт-Петербург, г. Пушкин. Народный костюм Нижегородской губернии (реплика). 2020 г. Санкт Петербург, г. Пушкин, СПб ГБУ РПЦ «Пушкинец» Семейный фольклорно- этнографический клуб «Василиса», рук. Маевская Г. В.

Анна Гальченко. 1980. Санкт-Петербург, г. Пушкин. Народный костюм Нижегородской губернии (реплика). 2020 г. Санкт Петербург, г. Пушкин, СПб ГБУ РПЦ «Пушкинец» Семейный фольклорно- этнографический клуб «Василиса», рук. Маевская Г. В.

Дочь А. Гальченко является участницей фольклорного ансамбля «Василиса». Именно для неё мама создала реплику подлинного народного костюма, который находится на музейном хранении в Нижнем Новгороде. На темно- красной ткани сарафана вышиты тамбурным швом небольшие цветочки. Манжеты рукавов сделаны из трех частей, размеры которых уменьшены с помощью защипов. Соединены они между собой треугольным вьюнком, сшитым из ткани кофты. Рукава отделаны присборенной  каймой, по краю которой пришито неширокое коклюшечное кружево — край. К поясу на ленте прикреплен косник, центральная часть которого выполнена в сцепной технике коклюшечного плетения, а по краю косника проложена «узятка», выполненная в парной технике плетения.

 V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.


V Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки» (26.10.2023 — 20.01.2024) в Музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Твери.

Куклы в народных костюмах (уменьшенные реплики). Тверь. Студия «Супрядки», руководитель Н. Е. Баринова.

Реплики народных костюмов кукол созданы по образцам подлинных, бытовавших в Смоленско-Тверском Пограничье (Бельский, Нелидовский, Жарковский районы).

Фотография фиксирует живую атмосферу выставки «Современное искусство вышивки», на которой делятся секретами мастерства, проводят обучение на мастер-классах, знакомят со своим творчеством.

Преемственность — вот что главное в той работе, которую много лет проводят многочисленные фольклорные-этнографические клубы и студии нашей страны. Большие залы Музейно-выставочного центра им. Л. Чайкиной в Твери уже в пятый раз показывают масштабную выставку «Искусство современной вышивки». Уровень ручного мастерства вышивальщиц России первой четверти XXI века зафиксирован во всем многообразии художественных направлений. При этом сохранение старинных технологий изготовления национальной одежды является безусловным приоритетом.

Предыдущие статьи о выставке «Искусство современной вышивки» в Твери:

Тверь Выставка «Искусство современной вышивки» 2016 

Тверь Выставка «Искусство современной вышивки» 2016 Продолжение

©Автор: О. Ф. Журавлева, Москва, 10.02.2024 г.

©Фотографии: О. Ф. Журавлева

 

 

Метки: ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

2 отзывов

1.  Муравьева Галина
13 Фев 2024 в 14:46

Прелестно!

2.  Людмила
18 Мар 2024 в 08:51

Ольга Федоровна! Как всегда, очень обстоятельно и глубоко. Как будто и я сама побывала на этой выстаке

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение