Завершился 2022 год. Для моего сайта lacejourney.com он был юбилейным. Прошло десять лет с начала его создания.

В конце мая 2023 года я провела замечательную неделю в Санкт-Петербурге, участвуя в XXVI Международной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии». Все материалы об этом мероприятии есть в интернете, поэтому в данной публикации отражены только мои моментальные фотографии событий и личностей.

Открытие Международной конференции. «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии». Н. М. Калашникова ( в центре), С.М. Ванькович (слева). 24 мая 2023 г.

Открытие Международной конференции. «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии». Н. М. Калашникова ( в центре), С.М. Ванькович (слева). 24 мая 2023 г.

В 26 раз Наталья Моисеевна Калашникова (в центре), доктор культурологии, профессор СПбГУПТД, заведующая отделом Российского этнографического музея, открывает Международную конференцию «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии», являясь научным руководителем её. В 1990-м году в моей библиотеке появляется цветной альбом: Н. М. Калашникова, Г. А. Плужникова «Одежда народов СССР», Москва, «Планета», 1990. Он на долгие годы стал моим путеводителем по образцам народной одежды.

Н. М. Калашникова (справа). Международная конференция «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии». Российский этнографический музей. 26 мая 2023 г.

Н. М. Калашникова (справа). Международная конференция «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии». Российский этнографический музей. 26 мая 2023 г.

Н. М. Калашникову второй раз я увидела 26 мая 2023 (третий день конференции) в Мраморном зале (ранее Памятный зал Александра III) Российского этнографического музея на открытии выставки «Мужское и женское в традиционной одежде: игры культур». Это случайное фото, которое получилось неформальным.

 

 Костюм старика. Русские. Архангельская губ. Конец XIX в.  Санкт-Петербург, Российский этнографический музей.

Костюм старика. Русские. Архангельская губ. Конец XIX в. Санкт-Петербург, Российский этнографический музей.

«Архангельский дедка» этой вновь открытой выставки тронул душу, потому что я, архангелогородка, с детства помню холод зимой у нас в квартире на первом этаже деревянного дома. Валенки, шапка, жилет (вязаная кофта) и шерстяная шаль – необходимая одежда для той поры практически для всех горожан.

На вернисаже мне повезло сфотографировать Елену Львовну Мадлевскую, которая занималась созданием этой части экспозиции выставки.

Е. Л. Мадлевская. Открытие выставки «Мужское и женское в традиционной одежде: игры культур». Российский этнографический музей. 26 мая 2023 г.

Е. Л. Мадлевская. Открытие выставки «Мужское и женское в традиционной одежде: игры культур». Российский этнографический музей. 26 мая 2023 г.

Елена Львовна была удивлена моим напором её сфотографировать, так как мы не были знакомы.

Любая выставка несет свет знаний. Какие же у женщин были «умелые ручки», и сколько же было надо времени и упорного труда, чтобы создать мужскую рубаху-косоворотку, украсить её численным кружевом коклюшечного плетения! В народном мужском костюме использованы ткани прекрасного ткачества, хотя они и домотканые.

Открытие выставки «Мужское и женское в традиционной одежде: игры культур». Российский этнографический музей. 26 мая 2023 г.

Открытие выставки «Мужское и женское в традиционной одежде: игры культур». Российский этнографический музей. 26 мая 2023 г.

Праздничный костюм молодого мужчины. Фрагмент рубахи. Рязанская губерния. Последняя четверть XIX века. Вышивка по выдергу, коклюшечное кружево, численная техника плетения. Санкт-Петербург, Этнографический музей.

Численная техника коклюшечного плетения  является архаичной, так как её выполняли с давних пор в разных странах без технического рисунка (сколка) плотными полосами. Края кружева поддерживались булавками, а когда-то за неимением их использовали рыбные кости, части колючих растений. На протяжении веков оно являлось украшением крестьянского костюма или одежды бедных горожан.

Антонис ван Дейк. (1599, Антверпен-1641, Лондон)  Автопортрет. Фландрия. 1622-1623. Государственный Эрмитаж.

Антонис ван Дейк. (1599, Антверпен-1641, Лондон) Автопортрет. Фландрия. 1622-1623. Государственный Эрмитаж.

В парадных портретах XVII века фламандского живописца Антониса ван Дейка присутствует много роскошного кружева в модных одеждах знати. Подлинные образцы кружев той эпохи из собрания ГЭ показаны в витринах.

Кружево-край. Фландрия. Середина XVIII в. Коклюшечное плетение «брабант», сцепная техника.

Кружево-край. Фландрия. Середина XVIII в. Коклюшечное плетение «брабант», сцепная техника.

Непревзойденной вершиной европейского кружевоплетения считается XVIII век. С таким кружевом нас познакомила Татьяна Никодимовна Косоурова, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, проведя экскурсию  по залам музея и далее, пригласив нас в «святая святых» — в фонды.

Т. Н. Косоурова. Кандидат искусствоведения. Заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственный Эрмитажа. Санкт-Петербург. 24 мая 2023 г.

Т. Н. Косоурова. Кандидат искусствоведения. Заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственный Эрмитажа. Санкт-Петербург. 24 мая 2023 г.

Первый раз я увидела Т. Н. Косоурову  осенью 2008 года. В это время в Одностолпной палате Московского Кремля проходила выставка «Два века британской моды. Из собрания музея Виктории и Альберта, Лондон». Татьяна Никодимовна в рамках посещения выставки, где было показаны и исторические образцы модных кружев, провела встречу, на которой она рассказала о своей работе над книгой «Искусство вышивальщика. Западноевропейская вышивка XVI – начала ХХ века в Эрмитаже», изданной в 2004 году. 24 мая 2023 года Татьяна Никодимовна провела занятие с участниками научной конференции, чтобы они смогли рассмотреть воочию образцы вышивки и кружева, находящиеся в фондах музея. Они вошли в новую книгу Т. Н. Косоуровой «Вышивка Европы. Произведения XVI – XIX веков для украшения интерьера и костюма в собрании Государственного Эрмитажа», издание 2022 г. На конференции 25 мая 2023 г. Т. Н. Косоуровой был представлен доклад «Об элементах декора в европейском мужском и женском костюме XVII – XIX веков».

В Эрмитаже я посетила две новые выставки.

24 мая 2023 года была открыта выставка «Русский стиль в искусстве. От Николая I до Николая II», которая будет продолжаться почти целый год.

Взошедший в 1827 году русский император Николай I в качестве основы своего правления провозгласил национальную цель, которая состояла в «самодержавии, православии, народности».  В связи с отменой им указа царя Петра I о необходимости ношения европейской одежды дамы на балах стали носить древнерусские сарафаны и кокошники. В архитектуре также приветствовался стиль древнерусского деревянного и каменного зодчества.

Часть экспозиции выставки «Русский стиль в искусстве. От Николая I до Николая II». Государственный Эрмитаж. 26 мая 2023 г.

Часть экспозиции выставки «Русский стиль в искусстве. От Николая I до Николая II». Государственный Эрмитаж. 26 мая 2023 г.

Веер-опахало из плетеных вологодских кружев с монограммой «М». Кружево, слоновая кость, атлас, дерево; резьба. 1883 г. Футляр – мастерская Н. Ф. Свирского по рисунку Н. В. Набокова (?). Из Аничкова Дворца.

В книге М. А. Сорокиной «История художественного кружевоплетения в России», 2009, стр. 60-61, написано: «… студентами под руководством доцента кафедры Татьяны Евгеньевны Лончинской исследован и скопирован веер из собрания Государственного Эрмитажа, выполненный в 1880-е гг. учащимися Мариинской школы кружевниц в дар императрице Марии Федоровне… костяные ручки вееров выполняли учащиеся кафедры косторезного искусства под руководством заведующего кафедрой Заслуженного художника России Николая Дмитриевича Буторина…».

Выставка «Дети последнего императора. ОТМА и Алексей» оставляет сильное впечатление и глубокую скорбь. Я приобрела прекрасно изданный научный каталог этой выставки, 2023 г. Авторы статей: Ю.В. Плотникова (Государственный Эрмитаж), А. В. Сабенина (Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское»), М. П. Филипцева (Государственный музей-заповедник «Царское Село»).

Часть экспозиции выставки «Дети последнего императора. ОТМА и Алексей». Государственный Эрмитаж. 26 мая 2023 г.

Часть экспозиции выставки «Дети последнего императора. ОТМА и Алексей». Государственный Эрмитаж. 26 мая 2023 г.

Комплект в русском стиле. Россия. 1900-е. Собран из предметов, принадлежащих великим княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне. Стр. 109 каталога.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» (Государственный Эрмитаж), Санкт-Петербург.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» (Государственный Эрмитаж), Санкт-Петербург.

Музейное здание должно быть образцом необычной архитектуры по своему статусу. Для Эрмитажа вначале XXI века было построено крупнейшее в мире фондохранилище. Сфотографирована только интересная часть этого сооружения, украшенная карельскими петроглифами.

 

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» (Государственный Эрмитаж), Санкт-Петербург.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» (Государственный Эрмитаж), Санкт-Петербург.

25 мая 2022 года научные доклады конференции проходили в зале заседаний в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» (Государственный Эрмитаж). Во второй половине дня были экскурсии по выставкам.

Выставка памяти Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина. РХЦ «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа. 25 мая 2023 г.

Выставка памяти Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина. РХЦ «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа. 25 мая 2023 г.

Т. Н. Лехович, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа (слева).

Справа мой фотоаппарат зафиксировал очень интересного человека и прекрасного искусствоведа Т. И. Игнатьеву, являющуюся доцентом кафедры искусствоведения и директором Музея художественных тканей РГУ им. Косыгина, Москва.

Татьяна Николаевна Лехович провела экскурсию по Выставке памяти  (13 мая — 2 июля 2023 г.) Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина с участниками Международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии».

16 ансамблей одежды Вячеслав Михайлович Зайцев (2 марта 1938 – 30 апреля 2022) передал в дар Эрмитажу в 2016 году после своей выставки «Вячеслав Зайцев в Эрмитаже». Прекрасно было его творческое кредо: «Я – русский художник, и чтобы я не делал, все равно получается русский костюм». А какие душевные стихи он писал! Я даже их переписывала от руки в свою тетрадь.

Часть экспозиции Выставки памяти Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина. РХЦ «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа.

Часть экспозиции Выставки памяти Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина. РХЦ «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа.

В центре этой части экспозиции выставки выделяется костюм, который хочется рассмотреть более внимательно, потому что он полностью сплетен на коклюшках.

Часть экспозиции Выставки памяти Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина. РХЦ «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа.

Часть экспозиции Выставки памяти Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина. РХЦ «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа.

В. М. Зайцев. Ансамбль женской одежды. Коллекция «Тайны гармонии». 1999 г. (?) Кружево, коклюшечное плетение, сцепная техника. Пайетки, стразы.

Москва, ВДНХ (ВВЦ), павильон «Культура». 2004 г. В. М. Зайцев.

Москва, ВДНХ (ВВЦ), павильон «Культура». 2004 г. В. М. Зайцев.

Впервые я побывала на персональной выставке «Российский стиль –новая эстетика» В. М. Зайцева, представленной Домом моды Славы Зайцева, в павильоне «Культура» на ВДНХ (в то время ВВЦ) в ноябре (9-14) 2004 года. На ней были представлены модели из коллекций от Кутюр и прет-а-порте «Тысячелетие Крещения Руси», 1987 г., «Русские сезоны в Париже», 1988 г.. «Ностальгия по красоте», 1992 г., «Воспоминание о будущем», 1994 г., «Листая памяти страницы», 1998 г., Прозрение», 1999 г., «Тайна гармонии», 2000 г., «Посвящение», 2001 г., «Нашествие», 2002 г., «Дивертисмент», 2003 г., «Ностальгия по временам ушедшим», 2004 г.  В экспозицию также были включены и живописные работы В. М. Зайцева (из пресс-релиза выставки). Пишу так подробно, потому что на ней я впервые увидела коллекцию «Тайны гармонии», состоящей из ансамблей женской одежды коклюшечного кружева, выполненных елецкими кружевницами. Как знатоки коклюшечного плетения, мы узнаем стиль художника по кружеву Светланы Бондарчук (2.04.1964). Известно, что она в 2000 — 2002 гг. работала над кружевной частью коллекций в Доме моды Славы Звйцева.

В. М. Зайцев очень любил использовать в своих моделях различные ткани. Теперь они стали участниками исторического исследования образцов текстильной промышленности  в промежутке времени  создания модельером огромной коллекции модной одежды.

Часть экспозиции Выставки памяти Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина. РХЦ «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа.

Часть экспозиции Выставки памяти Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина. РХЦ «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа.

Платье. Модный дом “Vallentin  Yudashkin”, Москва. 2009 год. Вышивка по машинной сетке, блестки, бисер, перья.

В центре экспозиции находится  одно единственное платье Валентина Абрамовича Юдашкина (1963 – 2023), переданное в дар Эрмитажу в 2022 году. В отличие от «русского стиля» ансамблей одежды В. М. Зайцева оно больше подходит для звезд Голливуда по своему статусу.

РХЦ «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа. Выставка «Гардероб императора. К 350-летию со дня рождения Петра Великого». 25 мая 2023.

РХЦ «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа. Выставка «Гардероб императора. К 350-летию со дня рождения Петра Великого». 25 мая 2023.

Костюм парадный императора Петра I. Пруссия, Берлин; Россия, Санкт-Петербург: 1724. Гродетур, тафта, холст, шерстяная ткань, серебряные нити, канитель, дерево (основа пуговиц), бумага (основа шитой орденской звезды), чернила; серебрение, вышивка, плетение. Кафтан, камзол, штаны-кюлоты, лента орденская. Реставрация 1996 – 2003 г.

Посетители конференции также посмотрели в Галерее костюма Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа выставку «Гардероб императора. К 350-летию со дня рождения Петра Великого» ( 9 декабря 2022 – 31 декабря 2023). К сожалению, описание названий разнообразной одежды и история создания (пошива) не входит в задачу этой статьи. А это очень интересно. На фотографии представлен голубые камзол и кафтан, в которых Петр I находился на коронации Екатерины I. Открываю находящуюся в моей библиотеке книгу ( Н. В. Калязина, Г. Н. Комелова «Русское искусство петровской эпохи», Ленинград, Художник РСФСР, 1990 г, стр. 93, 97) и читаю об этом костюме и нахожу записку о том, что 29 декабря 2006 года я была на Триеннале реставраторов в Малом Манеже Москвы, где увидела после реставрации камзол, снятый с восковой персоны императора. Фотографировать было нельзя, но запомнилась большая работа реставраторов по укреплению шёлковой ткани. Тогда еще из камзола были видны манжеты рубашки с тончайшими европейскими довольно узкими кружевами. По желанию императрицы Екатерины I  Бартоломео Карло Растрелли, являвшийся представителем знаменитой флорентийской скульптурной школы, сразу же после смерти Петра Великого в 1725 сделал «Восковую персону» на основе прижизненной маски 1719 года.  В настоящее время «Восковая персона» находится в Государственном Эрмитаже. В 2017 году в Эрмитаже состоялась выставка «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация». В каталоге этой выставки (стр. 170 -179) есть подробное описание реставрации этого памятника истории, имеющего точную датировку.

РХЦ «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа. Выставка «Гардероб императора. К 350-летию со дня рождения Петра Великого». 25 мая 2023.

РХЦ «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа. Выставка «Гардероб императора. К 350-летию со дня рождения Петра Великого». 25 мая 2023.

В моей библиотеке есть книга «Петр Великий. Возрождение России», М. «Русский раритет», 2000 г., стр.184-188, в которой публикуются фрагменты книги «Предания о Петре Великом», вышедшей в 1873 году в Москве.

В ней Я. Я. Штелиным (1709-1785)  описываются предметы Кунсткамеры, находящейся при Императорской академии наук. «Но что особенно интересует каждого, то это восковой бюст императора в сидящем положении в креслах, под балдахином на возвышении в несколько ступеней.

Государь во весь рост в гродетуровом шитом золотом кафтане, в алых чулках с серебряными стрелками и в старых им самим чиненных башмаках. Лицо его, сделанное из воску, чрезвычайно верно, потому что сделано по форме, отлитой вскоре после его кончины. …На голове его надет небольшой парик из его собственных волос, которые он во время своего похода в Персию 17722 года обрезал по причине сильного жара и приказал сделать из них парик, носил его по обыкновению в кармане и надевал при вечерней прохладе и во время утренней росы.  Через плечо по кафтану положена голубая лента ордена Андрея Первозванного со звездою на левой стороне, а по камзолу под кафтаном голубая ж, серебром шитая портупея, на которой висит кортик с яшмовым черепом, полученный им когда-то в подарок от короля Августа. Этот кортик был постоянным оружием Петра Первого. Описанное платье Петр Великий надел в Москве 1724 года в тот день, когда он торжественно объявил императрицею супругу свою Екатерину Iи в нем собственными руками возложил на нее корону. В первый и последний раз в жизни надел на себя император столь дорогой и богатый кафтан. Шитье на нем, как и на портупее, говорит предание, работала сама императрица по новейшей моде при помощи своих камерюнгфер… С обеих сторон в нишах стены хранится разное платье, которое носил Петр Великий…».

Я связала свою поездку на конференцию с обязательным личным посещением Петергофа (с голландского «Питерхов» ,«Петров двор»), с 1944  по 1977 год – Петродворец. И этот план я выполнила 28 мая  и даже перевыполнила, пройдя к автобусной остановке на обратном пути через парк «Александрия».

«Русская архитектура петровского времени – архитектура переходного периода… Перерабатывая на русской почве различные идеи и тенденции, наиболее перспективные достижения голландской, итальянской, французской архитектуры, русское зодчество приобрело качественно новый характер лишь к концу первой четверти XVIII века. … Неповторимый облик русской архитектуры первой четверти XVIII века, своеобразие дворцов, общественных зданий, парков, городов, свидетельствуют о творческом освоении иноземных образцов, сохранении лучших национальных традиций и, прежде всего, о рождении нового этапа искусства русской архитектуры» (  в кн. Н. В. Калязина, Г. Н. Комелова «Русское искусство петровской эпохи», Ленинград, Художник РСФСР, 1990 г, стр. 14, 15).

На пустынном берегу Финского залива 15 августа 1723 г был открыт приморский «парадиз» Петра I, который он задумал основать здесь еще в 1705 году. Очень часто Петегоф сравнивают с Версалем ( Людовик XIV сделал его своей резиденцией в 1682 г.). Я была в Версале, поэтому купила хорошо изданный альбом «Сольнон Жан-Франсуа, Сессоль Бруно де, Валлуар Фредерик. Версаль» с фотографиями Никола д’Аршимбо, 2007, чтобы изучить этот замечательный памятник французской архитектуры. Прочитав их, я пришла к выводу, что не могу их сравнивать, так как «и дым отечества мне сладок и приятен» (в данном случае, это морской воздух Финского залива, напоминающий мне мою северную родину –Беломорье, и память о том, что Петергоф несет в себе историческую миссию ознаменования победы русских в войне со шведами и выхода России к торговым путям через Балтийское море). Я думаю, что процесс сравнения все же очень интересен и сложен, так как все надо прочувствовать воочию. Фонтаны в Версале включаются только в определенное время, и для этого надо приезжать специально, чтобы увидеть праздничную полную  водяную феерию.

В 1747 -1755 гг. Б.Ф. Растрелли значительно перестроил дворец, но при этом сохранил характер архитектуры центральной части с изломанными крышами в стиле барокко, над которыми возвышается золоченая ваза с фигурами крылатых гениев.

Петергоф.

Петергоф.

И. Ф.Браунштейн, Ж.-Б.-А. Леблон, Н. Микетти, М.Г. Земцов. Большой дворец. Центральная часть 1714 -1724. Петергоф. Большой каскад фонтанов.

Большой каскад фонтанов, врезанный в естественный береговой холм, создает необычайно яркий ансамбль в соединении с Большим дворцом. Он состоит из большого каменного грота, трех водопадных лестниц, с размещенными на них фонтанами и золоченых статуй богов и героев древности. В середине всей композиции наверху размещены скульптурные изображения рек Невы и Волхова.

Петергоф.

Петергоф.

В основе планировки Петргофа был заложен принцип симметрии. Осью симметрии служит Морской канал, соединяющий море с центральным бассейном, в котором расположен фонтан-монумент «Самсон, раздирающий пасть льва». Автор этого памятника Карл Бартоломео Растрелли провел аллегорическую связь, изображая Петра I в образе Самсона, который победил шведского льва в память 25-летии Полтавской битвы.

Петергоф

Петергоф

Перспектива канала, начинающаяся с Большого Каскада, далее ковша с фонтаном «Самсон», гранитных берегов в обрамлении небольших фонтанов и струй, плавно переходит в гавань. Но я  свернула после шлюзов, пересекающих канал в виде моста в сторону и вышла к морю вдали от гавани.

Петергоф. Финский залив.

Петергоф. Финский залив.

Первый раз я посетила Петергоф в конце 1960-х годов. В то время Большой дворец еще реставрировали после страшных разрушений в период Великой Отечественной войны. Из-за холодного сильного ветра тогда я не смогла пройти к морю. И вот мое желание сбылось  — каких-нибудь шестьдесят лет незаметно прошло. Морской воздух ни с чем не сравним! Вдали  в море виднеется соборный шпиль Кронштадта. Мой архангельский дедушка, Григорий Филиппович, в царской армии служил матросом там. Вспоминал, что их посылали на охрану святого Иоанна Кронштадтского, потому что на службах было много религиозных фанатиков. А другой архангельский дедушка в армии был драгуном в Царском Селе.

Петергоф.

Петергоф.

Нижний парк. А. Шлютер, Н. Ф. Браунштейн, Ж.-Б.-А. Леблон, Н. Микетти. Монплезир. 1714 -1723. Петергоф (Петродворец).

«В Питергофе палатки маленькие против текена зделать». Из Указа Петра 1714 г. – Цит. По Н. И. Архипов, А. Г. Раскин. Петродворец. Л. – М., 1961, с. 8.

Именно 1714 год, указанный в этом распоряжении, является датой основания Петергофа. Монплезир состоит из сплошных застекленных галерей, дающих много света внутри помещений. В его строительстве использовался обожжёный красный клинкерный кирпич, а швы в кладке побелены известью. В результате дворец стали называть «Голландским домиком» из-за схожести с фасадами голландских домов XVII века.

Как же мне повезло с погодой и временем года! В парке было такое обилие цветов.

Петергоф.

Петергоф.

Нижний парк. И. Ф. Браунштейн. Дворец Марли. 1720-1723 гг. Петергоф (Петродворец).

В западной стороне Нижнего парка находится павильон Марли, в настоящее время его называют Дворцом Марли. Он был создан в 1720-1723 годах архитектором И. Ф. Браунштейном для императорской семьи и приёма её гостей. Он очень компактный и уютный. Наверху находится столовая, кабинет, библиотека, а внизу спальня, кухня и другие небольшие помещения. В экспозиции можно увидеть личные вещи императора Петра I.

 

Петергоф.

Петергоф.

Нижний парк. И. Ф. Браунштейн. Дворец Марли. 1720-1723 гг. Петергоф (Петродворец).

Во Франции Людовиком XIV  был построен в 1680-е гг. дворцово-парковый комплекс Марли (по названию местности) для приватных встреч и уединения от двора. В настоящее время сохранился только парк. Как мы видим, Петр I  также создал себе уединенное местопребывание и назвал его по имени своего французского аналога.

Ближе к морю от Марли разбит огромный  яблоневый сад. В момент моего посещения он цвел, и как это прекрасно! А на противоположной стороне мы видим Марлинский каскад фонтанов «Золотая гора» ( 1722 -1724 гг., архитектор Н. Микетти, 1724 – 1732 гг., архитектор М. Г. Земцов).

Петергоф.

Петергоф.

Нижний парк. Н. Микетти, 1722 -1724 гг., М. Г. Земцов ,1724 – 1732 гг. Марлинский каскад фонтанов «Золотая гора».

Вверху каскада фонтанов «Золотая гора» видны три скульптуры: в центре – владыка морей Нептун, держащий символический трезубец; слева тритон, трубящий в морскую раковину; справа вакх, бог вина и веселья. Таким образом символически отмечено, что Россия с эпохой Петра I стала сильной морской державой. В центре мраморного бассейна находится статуя «Флоры», богини весны и обновления природы.

Петергоф. О. Ф. Журавлева.

Петергоф. О. Ф. Журавлева.

 

Я услышала объявление о том, что с 18-00 часов посещение парка является бесплатным, и что можно из парка Петергоф перейти в парк Александрия. Силы появились (экономия!), и я пошла в обратную сторону с запада на восток по Марлинской аллее, присев «на дорожку» у фонтана «Ева». Он был открыт Екатериной I в 1726 году уже после смерти императора, выполняя его пожелание иметь парные фонтаны «Адам» (открыт Петром I) и «Ева».

На моем обратном пути встретилось много других фонтанов, в том числе и «Адам», и вот я вышла к глухой стене, разделявшей два парка. Народу там не было и, надо сказать, что этот отрезок пути был для меня не особо приятен.

Дорога в неизвестность привела к небольшой проходной, где сидела охранница. Она показала мне дорогу, по которой идти, чтобы посмотреть достопримечательности парка «Александрия». Мне повезло, что в это время в Санкт-Петербурге белые ночи, поэтому лучи солнца украсили окружающую природу и придали ей дополнительные теплые оттенки заката.

Санкт-Петербург, парк Александрия, Капелла.

Санкт-Петербург, парк Александрия, Капелла.

Парк Александрия получил свое название по имени первой владелицы – императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Он формировался в 1826 – 1832 годах, и в нем проживали четыре поколения царственных семей Романовых до 1917 года.

Санкт-Петербург, парк Александрия, музей «Готическая капелла».

Санкт-Петербург, парк Александрия, музей «Готическая капелла».

Это домовая  православная церковь Романовых, посвященная Александру Невскому, была постороена в 1834 году в готическом романском стиле. В связи с таким необычным проектированим она получила название Капелла. К сожалению, у меня была возможность посетить только парк, все мемориальные музеи, находящиеся на этой территории, уже были закрыты.

Санкт-Петербург, парк Александрия, музей «Фермерский дворец».

Санкт-Петербург, парк Александрия, музей «Фермерский дворец».

Далее дорожка привела меня к Фермерскому дворцу. На этом месте после многих преобразований и перестроек появилась неоготическая летняя резиденция Александра II, который с детства вырос здесь и поэтому очень его любил.После гибели императора здесь до 1917 года отдыхали его дети со своими семьями. В этом музее есть мемориальные комнаты, а также экспозиция «Петергофские дачники», которая знакомит с новым явлением второй половины XIX века – дачным отдыхом.

Санкт-Петербург, парк Александрия, музей «Коттедж».

Санкт-Петербург, парк Александрия, музей «Коттедж».

Если заходить через центральный вход парка «Александрия», то первым строением на пути будет «Коттедж», а у меня все получилось наоборот – сначала «Капелла», затем «Фермерский дворец» и, наконец, «Коттедж». Все они находятся в верхней части парка. После «Коттеджа» появился указатель «Нижняя дача». Оказывается, что это четырёхэтажный дворец Николая II на берегу Финского залива. Я туда не пошла, так как торопилась вернуться в хостел, находящийся неподалеку от Владимирского собора (м. Владимирская). Приехала своим ходом и так поздно на место ночлега.

Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский замок со стороны Садовой улицы.

Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский замок со стороны Садовой улицы.

Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский замок со стороны Летнего Сада и реки Мойки.

Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский замок со стороны Летнего Сада и реки Мойки.

Наступил последний день пребывания в Санкт-Петербурге. 29 мая 2023 года вечером с Ладожского вокзала отправлялся мой поезд в Москву. В поездках время растягивается, и ты успеваешь многое сделать. Уже знакомым путем я пошла пешком по набережной реки Фонтанки (воды реки питали фонтаны Летнего сада) к Михайловскому (Инженерному, 1819) замку. Это место притягивает своей мистической историей. Император Павел I (1754 – 1801) начал строить его для своего проживания в 1797 году и назвал его Михайловским в честь Михаила Архангела. Архитекторы Винченцо Бренна и  Василий Иванович Баженов построили дворец в стиле классицизм. Строительство было закончено в 1801 году и, что удивительно, 40 дней только довелось прожить императору Павлу I в новом дворце до своей трагической гибели.

Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский замок.

Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский замок.

Изучение схемы расположения царских покоев не понадобилось, потому что основное внимание было обращено на живописные портреты. В каждом из залов с постоянной экспозицией «Лица России» собраны портреты исторических личностей, которые объединены сословием или родом занятий, начиная с XVIII столетия и до конца ХХ столетия.

В 2013 году отмечалось 400-летие основания династии Романовых. В Михайловском замке тоже была устроена выставка, состоящая из более 150 мемориальных предметов. До сих пор большая часть залов заполнена портретами членов царской семьи и их реликвиями.

Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский замок.

Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский замок.

Пётр Семенович Дрождин. (1745 (?) г. – 1805 г.)

Портрет Петра I. 1795 г.

Этот прижизненный портрет Петра I (30 мая 1672 – 28 января 1725 года), провозглашенный царем в 10 лет и правивший единолично с 1689 года, доносит до нас величие и мужественную красоту русского царя, изображенного на фоне атрибутов, указывающих на его воинскую и просветительскую деятельность. Петр I  был первым русским царем, который много раз посещал европейские страны (первое посещение – «Великое посольство», 1697 -1698 гг.), приобретя при этом большие знания, встречаясь с учеными, посещая частные коллекции, знакомясь с архитектурой городов.

30 августа 1700 года Россия с целью приобрести выход к Балтийскому морю вступила в Северную войну (1700-1721) против Швеции. В 1702 и 1703 годах русские войска взяли шведские крепости Нотебург и Ниеншанц, находящиеся в устье Невы. Царь Петр I   16 (27) мая 1703 года принял решение основать на этом месте город Санкт-Петербург в честь святого Петра.

30 августа (10 сентября) 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор между Россией и Швецией, в котором были определены границы российского государства в результате окончания Северной войны. После победы в Северной войне 1721 года Петру I был присвоен титул Императора Всероссийского, Петра Великого.

Прижизненные портреты его потомков в полный рост с подробным описанием времени царствования заполняют несколько залов. Сконцентрированная история родословных собрана в одном зале в малых портретах.

Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский замок.

Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский замок.

Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский замок.

Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский замок.

Выйдя из Михайловского замка я приняла решение сходить в Летний сад.

Санкт-Петербург, карта-схема садов Русского музея.

Санкт-Петербург, карта-схема садов Русского музея.

И в этом путешествии мне помогла карта-схема маршрута «Живые свидетели истории» по садам Русского музея.

Справа Михайловского замка течет Фонтанка., а переходишь мост в Летний сад  от Михайловского замка через Мойку. С левой стороны Летнего сада протекает Лебяжья канавка. Отлично, все понятно!

 

Санкт-Петербург. Летний сад.

Санкт-Петербург. Летний сад.

Летний сад, созданный по приказу Петра I в течение первой четверти XVIII века, стал музеем античной и современной скульптуры под открытым небом. В книге «Предания о Петре Великом», вышедшей в 1873 году в Москве в главе «Наглядное поучение народа в Летнем саду» приводится тот факт, что император пожелал, чтобы в саду были расположены группы статуй, напоминавших Эзоповы басни. Всего  в Летнем саду они напоминали посетителям до 70 басен Эзопа. О кратком содержании их на русском языке напоминали жестяные доски, поставленные около скульптур. Петр I любил гулять здесь. От той поры не осталось ничего из-за наводнения и бури 1777 года. (От тайного советника, главного директора на императорскими зданиями и садами Александра Львовича Нарышкина).

Однако, это не совсем верно.

 

Санкт-Петербург. Михайловский замок.

Санкт-Петербург. Михайловский замок.

В Михайловском замке я посмотрела выставку «Петр I – коллекционер. Скульптура Летнего сада из собрания Русского музея».

Санкт-Петербург. Михайловский замок.

Санкт-Петербург. Михайловский замок.

Широта взглядов Петра Великого позволила иметь самую большую в мире коллекцию садово-парковой скульптуры петровского времени, состоящую из 92 статуй. Они все отреставрированы. С подлинных статуй сделаны копии из искусственного мрамора, которые теперь будут находиться под открытым небом.

Санкт-Петербург. Михайловский замок.

Санкт-Петербург. Михайловский замок.

 

Неизвестный скульптор. Мастерская Джана Лоренцо Бернини. Скульптурная группа «Амур и Психея». Италия. Конец XVII в. Русский музей, Михайловский замок.

Скульптурная группа «Амур и Психея» была привезена в Санкт-Петербург около 1716 года. Она является шедевром коллекции.

 

Санкт-Петербург. Летний сад.

Санкт-Петербург. Летний сад.

Пьетро Баратта. Скульптурная группа «Мир и победа». Италия, Венеция. 1722-1723 гг. Санкт-Петербург, Летний сад.

Знаменитая скульптурная группа «Мир и Победа» является подлинной. Она находится перед Летним дворцом Петра I со стороны Невы.  Её исполнил по заказу венецианский скульптор Пьетро Баратта в 1722-1723 гг. в качестве аллегорического символа победоносного Ништадтского мира.

Санкт-Петербург. Летний дворец Петра I. Доменико Трезини. 1711 – 1712 гг.

Санкт-Петербург. Летний дворец Петра I. Доменико Трезини. 1711 – 1712 гг.

 

Летний дворец царя Петра I , в котором его семья жила с мая по октябрь, является подлинным сохранившимся сооружением петровского времени, мемориальным памятником.
Поскольку я выросла в Архангельске и училась в старейшей школе №4 (1876), перед фасадом которой стоит памятник Петру I, архитектор М. М. Антокольский, 1914 г. , то учителями всегда подчеркивалась огромная роль, которую сыграл царь-реформатор для развития Русского Севера и страны в целом. В Архангельске Петр Алексеевич был в 1693, 1694, 1702 годах. Время его поездок были посвящены знакомству с морем, началу создания собственного российского военно-морского флота, построению Новодвинской крепости (1701-1721) для защиты от нападений, в основном, шведских кораблей. Она стала прототипом для строительства Петропавловской крепости Санкт-Петербурга и оборонительных укреплений Кронштадта.

Санкт-Петербург. О. Ф. Журавлева, участник XXVI Международной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии».

Санкт-Петербург. О. Ф. Журавлева, участник XXVI Международной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии».

Всего только одна единственная неделя (24 -29 мая 2023 г.) в Санкт-Петербурге!

Хочу выразить искренние благодарности деятелям культуры, организовавшим и принявшим участие в XXVI Международной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии».

Хочу также поблагодарить петербурженку Л. С. Новицкую из клуба «Параскева» за душевную теплоту и оказанную помощь.

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И Опыт, [сын] ошибок трудных,

И Гений,  [парадоксов] друг,

[Случай, бог изобретатель]

А. С. Пушкин, 1829 г. При жизни поэта строки эти не были опубликованы.

©Автор: О. Ф. Журавлева

©Фотографии: Ф. Журавлева.

21 августа 2023 г., Москва.

 

 

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

2 отзывов

1.  Г.Муравьева
25 Авг 2023 в 18:22

Прелестно!

2.  Ольга Ивановна Журавлева
06 Янв 2024 в 02:26

Прошла с вами по Петербургу. Последний раз была в этих же местах с дочерью в 2006 году! Любимый город.

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение