Danish lace in Vologda 2015
В Вологде в Музее кружева в 2015 году (июль-ноябрь) состоялась выставка «Датское кружево: история и современность».
Чтобы посмотреть эту выставку я снова специально для этого приехала в Вологду и не пожалела, потому что узнала много нового о современном кружеве Дании и освежила в памяти историю кружевоплетения Тёндера и его окрестностей.
Кто уже читал мою статью «Выставки датского кружева в России Часть I», тот в вологодской экспозиции может увидеть уже знакомые исторические экспонаты: фотографию стакана 1741 года с выгравированной кружевницей Тёндера; старинные принадлежности кружевницы: подушку, сколки, коклюшки, приспособления для намотки нитей, стеклянный шар для рассеивания света; сумку странствующего торговца — коробейника с его содержимым.
Это каталог с образцами кружев, которые коробейники показывали заказчикам. В Вологде представлен другой каталог по сравнению с Москвой, что и не удивительно, торговцев кружевом в Тёндере было несколько. В экспозиции мы видим портрет одного из них могущественного бургомистра Карстена Рикстена , а также фотографию дома, построенного в 1777 году и сохранившегося по сей день, где он проживал до самой смерти в 1821 году.
В этой же витрине мы видим современную книгу о тёндерском кружеве «Spideweb and Dreams» («То,что напоминает паутину, и мечты»), 2013, изданную Музеем Южной Ютландии, находящемся в Тёндере. О ней мне хочется рассказать особо, потому что это пример особой подвижнической работы по реконструкции самого красивого тёндерского кружева, которым украшались «поперечины» (cross cloths) женских чепцов.
В книге приведены 25 новых сколков, по которым можно сплести тёндерское кружево и «поперечины». Они были восстановлены американцами: специалистом по кружеву Майклом Гуизиана (Michael Guisiana) и его друзьями Бобби Донелли ( Bobbi Donnelly), кружевницей Нэнси Карнеги ( Nancy Carnegie), которым подлинные «поперечины» (10 предметов) для работы были представлены сотрудниками музея Южной Ютландии. «Поперечины» фотографировались и по распечатанным фотографиям в натуральный размер изделия чертились сколки, а далее кружевница по ним плела восстановленное кружево.
«Поперечины» фотографировались и по распечатанным фотографиям в натуральный размер изделия чертились сколки, а далее кружевница по ним плела восстановленное кружево.
В начале книги есть вступительная статья «Место происхождения сельской жительницы можно определить по её головному убору – о «поперечинах» с тёндерским кружевом» , написанную сотрудником музея Ибен Есликке Кристенсен (Iben Eslykke Kristensen).
В ней написано, что со средних веков сохранялась традиция закрывать волосы замужней женщины головным убором. В 19 столетии было обычным делом женщине надевать в первую брачную ночь чепец. Это происходило таким образом, что после свадебного застолья жених с невестой танцевали танец в кругу уже семейных пар, где замужняя женщина одевала невесте на голову чепец по типу французского «дормез» (фр.dormeuse), а женатый мужчина – жениху вязанный красный берет. Это было символом того, что с этого момента жених с невестой стали семейной парой. С той поры женщина могла носить чепец по случаю праздничных дней, при посещении церкви, при поездках в город и на ярмарки. Большинство чепцов были черного цвета, но были и чепцы, выполненные в различной цветовой гамме. Более светлые тона выбирали молодые женщины.
Чепец являлся также символом достатка замужней женщины. На выставке мы видим чепцы, выполненные из дорогих тканей. Они часто украшались вышивкой шелковыми и серебряными нитями. Каждый регион имел свой тип чепца. Костюмы были более или менее похожимы по всей стране, но чепцы и «поперечины» позволяли определять место происхождения женщины. «Поперечины» являлись своеобразным аксессуаром для чепца. Кружево выплеталось дорогостоящей льняной нитью. «Поперечину» могли носить как сверху чепца, так и снизу. Так как большинство чепцов были черного или тёмного цветов, то белое кружево очень красиво контрастировало с тканью. Кружево для «поперечин» покупали у торговцев-коробейников. Наиболее широкое использование тёндерского кружева для «поперечин» было в середине XIX столетия в Ютландии. В своей статье Ибен Есликке Кристенсен пишет, что «поперечины» в головных уборах были более распространены в Ютландии, а не в Зеландии (Шьеланд), где край чепцов часто был украшен золотой или серебряной вышивкой, поэтому она заменяла украшение из кружева. Она также отмечает своеобразие чепцов,которые украшены поперечинами, обрамлявших женскую голову наподобие веера в районах города Раннерса (Randers) и севернее к западному побережью в окрестностях Саллинга (Salling).
То, что нежное кружево «поперечин сохранилось в продолжении 200 лет свидетельствует о том, что их не носили каждый день, а со всей тщательностью берегли и сохраняли.
О возрождении датского кружева в ХХ веке первым заговорил директор Музея прикладного искусства Копенгагена Эмиль Ханновер, который в 1908 году проводит выставку тёндерского кружева, а затем в 1911 году издает книгу о нем, хотя в это время город Тёндер находился на территории Германии. Эта книга была переиздана в 1989 году. На выставке в витрине можно было её увидеть, тогда, как на московской выставке датского кружева был показан её подлинник.
В начале ХХ века женщина из Южной Ютландии, принадлежащей тогда Германии, по имени Хансине Лоренцен (Лорензен) из города Баллум, начала собирать старые сколки и образцы кружев у старых мастериц. Она также попыталась убедить кружевниц, что хорошо было бы снова начать плести тёндерское кружево, и обещала найти покупателей такого кружева в Копенгагене, столице Дании.
Она заинтересовала довольно многих женщин, и они начали плести тёндерские кружева. Хансигне Лоренцен удалось вызвать интерес к тёндерскому кружеву в Копенгагене среди богатых дам, которые хотели помочь кружевницам Южной Ютландии, покупая их изделия и помогая найти магазины, которые желали продавать кружева из Тёндера. Когда после I Мировой войны в 1920 году северная часть Южной Ютландии снова стала частью Дании, интерес датчан к тёндерскому кружеву сохранился. На выставке мы увидели фотографию Хансигне Лоренцен и бланк организации, которую она основала, чтобы помогать возрождению тёндерского кружева.
В 20-х годах во многих городах Дании были открыты курсы кружевоплетения, и интерес к этому рукоделию как хобби быстро распространился по стране. Многие женщины снова увлеклись этим благородным ремеслом, и более лёгкие из традиционных рисунков тёндерского кружева вновь получили широкое распространение. Кружева из Тёндера продавались как предметы роскоши в специализированных магазинах Копенгагене. Они имели фирменный знак с изображением герба Тёндера, или с силуэтом кружевницы.
С 1925 по конец 60-ых годов ХХ века в школе искусств и ремесел Копенгагена можно было получить высшее образование по специальности «кружевница», и в Дании довольно много женщин получили дипломы как квалифицированные кружевницы, которые могли рисовать свои собственные сколки и работать в качестве преподавателей кружевоплетения.
На выставке представлено творчество кружевницы Инге Уинд Сковгаард (1930-2004). Ей было доступно многое: это и реконструкция старых узоров с изготовлением сколков, это и создание новых современных изделий, выполненных в различных техниках женских рукоделий. Она также написала книгу о кружевоплетении.
Фрагмент кружевного оплёта для скатерти. 1960-е годы. Автор Инге Сковгаард. Дания, Тёндер. Хлопок, кружевоплетение. 215 х 70 см.
Авторские художественные работы Инге Сковгаард украшают большой выставочный зал Музея кружева. Они размещены в двух стеклянных витринах. В витрине слева на заднем плане представлены работы, отражающую историю Дании: корабль викингов (1970-е) и коллаж-иллюстрация (2004 г.) народной песни о принцессе Дагмар.
В витрине справа на заднем плане я с удовольствием разглядывала её кружевного объёмного «Гадкого утенка», напомнившего мне забаву детства – складывание различных объемных игрушек из листа белой бумаги. Столовый комплект «В гостях у художника» тоже очень необычен для традиционного мышления кружевницы.
Сверху. Столовый комплект «В гостях у художника». 1970-е гг. Автор Инге Сковгаард. Дания Тёндер. Лён, шерсть, дерево, кружевоплетение.
В середине. Панно кружевное «Зимнее дерево». 1950-е гг. Автор ¬ – Инге Сковгаард. Дания, Тёндер. Лён, хлопок, кружевоплетение, свободная техника. Д – 30см.
Внизу. Сувенир кружевной объёмный «Гадкий утёнок». ХХ в. Автор – Инге Сковгаард. Дания, Тёндер. Лён, кружевоплетение, дл.-25 см.
Одной из последних женщин, получивших диплом об образовании, прежде чем направление «кружевоплетение» было закрыто, была Эстер Йегинд Уинкел (1916 г.р.), которая создала целый ряд уникальных произведений в кружеве. На выставке представлены несколько изделий художницы, выполненные по разработанным ею сколкам: парные картины с изображением западной части церкви Лёгумклостер, а также монаха и мальчика с крестом; картина с абстрактным мотивом; две шерстяные шали; покровец на потир для Причастия, отделанный кружевом.
Панно настенное кружевное. 1988 г. Дания, Тёндер. Шерсть, лён, кружевоплетение 85,5 х 72, 5 см.
Шаль кружевная. 1980-е г. Автор – Уинкел Э. Шерсть, кружевоплетение. Дл. – 1м 25 см.
С таким утилитарными вещами, как шерстяные шали, сплетенные на коклюшках, я встретилась впервые. Сырой и холодный климат Дании, конечно, способствовал изготовлению таких изделий.
С 1925 по конец ХХ годов несколько кружевниц в Тёндере и окрестностях также занимались кружевоплетением, не имея государственного диплома.
Последней из таких кружевниц-любителей была Катерина Фьюсен (1918-2010 гг.). На этой выставке демонстрируется фильм, где Катерина Фьюсен показывает, как плести кружево. Она плела кружево на заказ, в основном выполняя оплеты для носовых платков.
Платки кружевные. 1990-е гг. Автор – Катерина Фьюсен. Дания, Тёндер. Лен, батист, кружево «тёндер». Дл. 25 см.
В витрине показаны платки и салфетки, оформленные традиционным кружевом Тёндера работы Катерины Фьюсен. Эти изделия были приобретены датским коллекционером Бентом Вегебергом, который любезно предоставил их для этой выставки.
Справа. Салфетки с кружевом. 2-ая пол. ХХ в. Автор — Катерина Фьюсен. Дания, Тёндер. Лен, ткань льняная, кружевоплетение. Шаль кружевная 1990-е гг. Автор – Катерина Фьюсен. Дания, Тёндер. Шерсть, кружевоплетение, дл. — 150 см.
В середине. Скатерть кружевная. 1900-е гг. Дания. Ткань х/б, нити х/б, гипюр, кружевоплетение. Столешница с кружевом 1930-е гг. Дания. Ткань х/б, нити х/б, кружевоплетение, вышивка «крест».
В этой витрине показана скатерть начала ХХ века, являющаяся образцом дизайна того времени профессиональных изделий, использующих кружево.
Скатерть кружевная. 1900-е гг. Дания. Ткань х/б, нити х/б, гипюр, кружевоплетение.
В центральном стенде вологодской выставки «Датское кружево: история и современность» расположены изделия современных датских ювелиров – женщин, использующих в своем творчестве техники работы с текстилем: в кружевоплетении, ткачестве и плетении тесьмы.
Творчество Ханны Беренс (1950 г.р.) представлено двумя изящными кружевными изделиями из серебра и золота 585 пробы – ожерельем (1997/98 гг.) и браслетом ( 1996 г.).
В 1985 году была основана организация «Датское кружево» (Knipling I Danmark). Начиная с 1989 года, раз в три года в Тёндере собирается международный фестиваль.
Следующий фестиваль состоится летом в 2016 году. Вологодский Музей кружева представит на нем свою экспозицию.
Традиции тёндерского кружева изучаются в Музее истории материальной культуры, находящегося в Тёндере (филиал Южноютландского музея). Это небольшой средневековый город с населением в 7000 человек. В нем находится единственный в стране музей кружева и текстильных изделий. Сотрудники этого музея провели колоссальную работу, показав так масштабно датское кружево на выставках в России.
Организация международной выставки – нелёгкое дело. Сотрудники вологодского Музея кружева тоже достойно справились с поставленной задачей. Выставка «Датское кружево: история и современность», прошедшая в Вологде, оставила на долгое время след в нашей памяти.
©Автор: Журавлева О. Ф.
©Фотографии О. Ф. Журавлевой
12 декабря 2015 г.
Метки: Вологда, Дания, датское кружево, коклюшечное кружево, музей кружева Вологды
Вы можете следить
за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.
Спасибо, дорогая Ольга!!! С наступающим!!!
Спасибо большое, дорогая Ольга. за интереснейшую экскурсию по тёндерскому кружеву!!! Счастлива, что имею возможность знакомиться с Вашими замечательными публикациями о коклюшечном кружеве!!! С наступаюшим Новым 2016 годом!!! Всех Вам благ, дорогая Ольга!!!