Danish lace in Moscow 2012

Датское кружево из города Тёндера и его окрестностей во всей своей красе было показано в Москве (8 декабря 2011г. – 31 января 2012 г.) и Санкт-Петербурге (2012 г.) и Вологде (2015 г.).

Выставка 2012 года называлась «Датское кружево в пору своего расцвета». В Москве она проходила в Государственном Музее А. С. Пушкина под покровительством Его Королевского Высочества Принца Иоакима Датского.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера. «Поперечины» для чепцов. Начало XIX века.

Выставка тёндерского кружева в Москве впервые познакомила россиян с высокохудожественным народным промыслом, история которого началась в начале XVII столетия, то есть оно, кружевоплетение, продолжается там уже более четырёх веков. В Тёндере есть сохранённые архивные исторические доказательства этого.  Записка супруги благочинного из города Шлезвиг 1535 года о заказе 4 локтей кружева по цене 7-8 шиллингов, но в ней не было указано конкретно место изготовления его. Затем следует судебное дело  1622 года о невыполнении обязательств  перед торговцем кружевницы Нис, дочери Симона, проживавшей в городке неподалёку от Тёндера. В середине XVII века на карте Тёндера, составленной Йоханнесом Майером, помещен картуш с изображением женщины, держащей в руках кружево. Эта карта вошла в состав знаменитого «Нового историко-географического описания» Каспара Данкверта.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера. «Поперечины» для чепцов. Начало XIX века.

Всегда самым красивым и своеобразным у всех народов был женский головной убор в комплекте национальной одежды. Я начинаю свой рассказ именно с украшений для чепцов, потому для них выплеталось самое дорогостоящее и изысканное кружево в пору его расцвета. Здесь представлены «поперечины» для чепцов, которые сшиты по моде острова Шьеланд  (Zeland) с загнутыми концами и южной части Ютландии.

Но к такой вершине надо было прийти. На это потребовались многие годы.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

На выставке датского кружева в Москве исторический путь развития кружевоплетения  в Тёндере был представлен довольно подробно, потому что сохранилось очень многое.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Слева в витрине размещена традиционная тёндерская шкатулка для кружевоплетения. На такой шкатулке размещена подушка, на которую приколот сколок, а именно  технический рисунок, по нему  определяют точки размещения булавок для закрепления переплетенных нитей, намотанных на коклюшки.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Чтобы сплести тёндерское кружево шириной 8 см, кружевнице нужно было от 200 до 300 коклюшек. Тёндерские коклюшки, имеющие круглую головку, украшены маленькими стеклянными бусинами для красоты и предотвращения изнашивания. Толстый  прямоугольный кусок кожи предохраняет материал подушки от загрязнения.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера. Образец сколка из пергамена с куском кружева, плетенного по нему.

До конца XIX века в Дании сколки выполнялись только на пергамене из свиной кожи, которые со временем становились очень жёсткими. Вощёный картон  для сколков стал применяться в конце XIX – начале XX веков.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

В этой части экспозиции мы видим стеклянный шар, который подвешивали к потолку. Кружевницы наполняли его водой, сзади ставили свечу и получали сильный источник рассеянного водой света, при котором можно было плести кружево дома. В красивую жестяную (или деревянную, картонную) коробку складывали коклюшки. В начале истории кружевоплетения ножницы могла купить не каждая кружевница, поэтому пользовались  для отрезания нитей ножом или просто обрывали их руками.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Это фотография детали стакана, изготовленного в 1741 году, на котором выгравировано самое старое изображение тёндерской кружевницы. Стакан был произведен на немецкой мануфактуре, а гравировку выполнили местные мастера. Рядом с кружевницей стоит купец, который измеряет длину выплетенного кружева в локтях. Рядом с ним стоят весы. Для того, чтобы произвести расчет, он сравнивает вес нити, переданной кружевнице, и вес кружева. Они должны совпасть. Далее купец платил кружевнице за количество изготовленных локтей.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Купец большей частью сам не продавал кружево, а нанимал бродячих торговцев коробейников, работа которых была сопряжена с опасностью грабежа. Коробейники обходили свои окрестности два раза в год. Например,  весной они брали заказ на выполнение работы, а затем осенью привозили выплетенное кружево, или наоборот. Впоследствии коробейники отправлялись не только в города Дании, но и в Германию, Норвегию, Санкт-Петербург. На выставке в Москве мы видим каталог купца, по которому покупатели делали заказ. Рядом расположен короб бродячего торговца и готовое кружево, намотанное на плоский и гладкий, сделанный в виде лопатки, кусок дерева и хранившееся в кожаной упаковке. Кружево отмеряли линейкой длиной в старый датский «локоть» (62, 7 см). Для удобства помещения в короб линейка была разделена на три части.

В 1683 году королем Дании  Кристианом V был издан указ, по которому датчанам было разрешено носить только кружево, изготовленное на территории его королевства. Это указ свидетельствует, что кружевоплетение в этой стране приобретает государственное значение, и далее весь XVIII век торговля кружевными изделиями преуспевала.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

В конце XVIII столетия в Тёндере и окрестностях выплетались кружева «бенш» и «малин», которые соответствовали моде в эпоху барокко.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

В последнее десятилетие XVIII столетия вошли в моду кружева с тюлевым фоном, растительные узоры которых соответствуют модному стилю «рококо».

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Около 1850 года стали изготавливать сколки, соответствующие виду изделия, такие, как например, сколки для воротников.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

В этой витрине показаны тёндерские наколки. Маленькие наколки, возможно, использовались для шейных бантов, а длинные наколки  для украшения головных уборов.

Несравненные кружевные изделия создавались трудом неизвестных кружевниц. Они в большинстве своём не умели ни читать, не писать, но головы у них были светлыми, руки трудолюбивыми, ибо они могли создавать такое КРУЖЕВО!

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

Москва, Государственный музей А. А. Пушкина. Выставка датского кружева города Тёндера.

В 1807 году территорию Дании затронули последствия наполеоновских войн. Копенгаген был захвачен англичанами. Это продолжалось до 1815 года, когда наполеоновские войны завершились. Англия снова стала торговать, и Европу заполонило кружево, изготовленное машинным способом. Торговля кружевом стала приходить в упадок. Далее в результате датско-прусской войны 1864 года Германии отошли земли Шлезвиг (на его территории находится Тёндер) и Гольштейн. В 1922 году население Шлезвига проголосовало за возращение этой территории в состав Королевства Дании.

Да, история, как и всё на свете, переменчива и непредсказуема, но сохранившееся  кружево, в которое вложен труд  датских кружевниц  из Тёндера и его окрестностей, восхищает своей красотой, изящностью и трудоёмкостью.

Нельзя не упомянуть с благодарностью людей и организации,  которые  сохранили и показали нам это сокровище.

Государственный музей А. С. Пушкина (Москва)

Музей Южной Ютландии (Тёндер, Дания)

Госпожу Ингер Лауридсен, старшего научного сотрудника Музея Южной Ютландии

Фонд «Экко ско и Тоссбай», главного спонсора выставки

Фонд Её Величества Королевы Маргариты II и принца Хендрика

И многих других, участвующих в проекте

В написании этой статьи мне помогла небольшая книжечка «Кружевоплетение в Тёндере (с начала XVII в.); по страницам истории», написанная Ингер Лауридсен. Хочу написать чудесную историю, как она появилась у меня.

На выставке я побывала дважды: в самом начале открытия и в последний день перед закрытием. В последний день, уже пройдя всю экспозицию, я столкнулась с женщиной, говорящей по-русски, но с акцентом. Это была г-жа Констанция Майер из Дании. Она поговорила со мной, любезно разрешила сфотографировать выставку, подарила книжку о тёндерском кружеве. Оказалось, что она является директором школы «Дагмарсколен», работы учеников которой также были показаны во время проведения выставки датского кружева.

Констанция Майер у стенда работ учащихся православной гимназии при приходе церкви Св. Животворящей Троицы в Свиблово в Москве.

Констанция Майер у стенда работ учащихся православной гимназии при приходе церкви Св. Животворящей Троицы в Свиблово в Москве.

В 1997 году в Москве была основана школа, названная в честь принцессы Дагмар Датской – русской императрицы Марии Федоровны, супруги императора Александра III, матери императора Николая II.  Её открытие произошло в рамках приходской работы Констанции Майер – представителем Общества св. Павла в Москве – и директором школы, где обучают всех желающих различным видам рукоделий, шитью церковных облачений. Полный курс длится три года.

У стенда фотографий учащихся «Дагмарсколен».

У стенда фотографий учащихся «Дагмарсколен».

Примером для этой школы служит Мариинская школа кружевниц, являющаяся образцом благотворительности в деле обучения подрастающего поколения ремёслам. Императрица Мария Федоровна вплоть до 1917 года участвовала в деятельности Мариинской школы кружевниц, заложившей основы подготовки квалифицированных преподавателей сложному мастерству кружевоплетения в России, в которой  до сих пор чтут  ее благородную деятельность.

Просвещение, хорошее образование – это величайшие основы общества.

Продолжение истории тёндерского кружева читайте в следующей статье.

©Автор: О. Ф. Журавлева, фотографии О. Ф. Журавлевой.

 

 
Google

Метки: , , ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

3 отзывов

1.  Надежда
09 Дек 2015 в 17:01

Спасибо, Ольга! Так увлекательно читать Ваши статьи!

2.  Zhuravleva Olga
09 Дек 2015 в 18:20

Спасибо, дорогие Надежда и Галина! Я с детства была очарована белым коклюшечным кружевом, поэтому пишу с любовью о нем. Мир любого творчества, доступного тебе, не отпускает никогда. Вы, как замечательные творческие личности — кружевницы, знаете об этом.

3.  Лариса Тен
09 Дек 2015 в 19:42

Дорогая Ольга Фёдоровна, большое спасибо за показ и рассказ о тёндерском кружеве! Буду ждать продолжения!

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение