Во Франции в предместье Фондетт (Fondettes) неподалеку от Тура (Tours) состоялась масштабная выставка французского кружева (30июня по 29 июля 2012), на которой нашлось место еще для одной, персональной. Речь идет об удивительно одаренной француженке Suzanne Pinault (1898-1974), ее страстью были женские рукоделия, изучение различных техник, творчество и обучение других женщин тому, чему научилась сама.
Сюзанна Пино родилась в деревушке около Вигу (270 км на юг от Парижа, в 13 км от Аржантон-Сюр-Крёз) в семье учителей. Семья вскоре переехала в Вигу (Vigoux). Для того чтобы получить образование, девушка уехала в Париж, где окончила школу прикладного искусства в мае 1924 году с получением свидетельства о праве преподавания. В декабре 1924 года она становится преподавателем в парижской школе прикладных искусств на улице Duperré, где и прошли 33 года ее профессиональной деятельности. В 1925 году Сюзанна Пино также получает диплом по мастерству прядения и ткачества.
Она преподает в секции «кружева» такие техники: кружева, плетенные на коклюшках; кружева, шитые иглой; машинные кружева; кружева, шитые на сетке (филе), а также вязание на спицах и крючком. К этому перечню необходимо добавить макраме. В качестве наглядного материала было разработано множество образцов, которые размещались на картонах, а рядом аккуратным почерком делались описания и способ их изготовления.
В начале 1920-х годов Сюзанна Пино осваивает технику «филе», используя цветные нити.
Шитье по плетеной сетке является комбинированным кружевом по определению Ф. Шенера (Шенер Ф. Кружево. – М., 1999. С.121).
В традиционном для Франции “filet brodé”, Сюзанна Пино является новатором, поэтому своим работам автор присваивает имя «Кружева Эгюзона» (dentelle d’Eguzon).
Я побывала на этой выставке вместе с кружевницами OIDFA, владеющими техникой плетения на коклюшках. Могу сказать, что и в этой технике Сюзанна Пино оказалась новатором, создала свой стиль. «Это «Коко Шанель» в кружеве» (Suzanne Pinault, Passion Textile. Musée de la Chemiserie et de l’Elégance masculine. Communauté de Communes Pays d’Argenton-sur-Creuse.2010, Préface).
Сюзанна Пино плодотворно и творчески работала всю жизнь. В 1930 году она впервые побывала в Северной Африке в Алжире, где она с интересом познакомилась с изделиями местных мусульманских мастеров. После возвращения во Францию, она придумала множество моделей в арабском стиле, которые были изготовлены в мастерской Берар (l’atelier Bérard) в Ле Пюи-ан-Веле.
Далее она еще несколько раз (1949, 1950, 1951) побывала в таких странах, как Тунис, Марокко, Алжир, где она уже инспектирует школы декоративных искусств, созданные там для мусульман. В 1959 году именно в Алжирской школе декоративных искусств она выразила желание закончить свою профессиональную карьеру.
В 1935 году была издана книга, учебное пособие по вязанию на спицах (La Sténographie du tricot).
В 1936 году Сюзанна Пино была в инспекторской проверке по четырем регионам Франции, в которых существовала кружевная промышленность. Это Байоль (Bailleul) и Северный регион (Валансьен), Верхняя Луара (Le Puy, Espaly …), Западный регион Франции (Нормандия), родной Центральный регион. В отчете было отмечено, что в регионе Верхней Луары в 1936 году еще сохраняется большое количество работающих кружевниц, а в Нормандии оно значительно сократилось, за исключением кружевниц Алансона и Аржантана. На севере в Пикардии в Байоле (Bailleul) имеется еще большое производство за счет объединения кружевниц в Союз и образования девочек. В Северном регионе в Валансьене Торгово-промышленной палатой и городом поддерживается наблюдающееся возрождение к кружевному промыслу. Этому способствует обучение девочек в начальной школе и взрослых в кружевных центрах, которое существует с 1903 года. Из своей поездки она привезла большое количество фотографий и коллекционных старинных образцов.
Сюзанна Пино считала, что создание новых моделей может служить источником развития техники плетения ручного кружева в тех областях, которые только воспроизводят существующие модели. Она предлагает свои кружевные модели, в частности модель современного кружевного воротника.
Школе обучения кружевоплетения девочек в Байоле она предоставила несколько своих образцов кружева, так называемые “bleus” («голубые»).
В 1937 году состоялась Всемирная выставка в Париже. Это был год, когда напротив друг друга рядом с Эйфелевой башней стояли два грандиозных павильона: фашистской Германии с огромным орлом третьего Рейха на крыше и СССР со скульптурой «Рабочий и колхозница». Франция была представлена несколькими павильонами, показывающими региональные достижения. В Фондетт мы ознакомились с изделиями Сюзанны Пино с Всемирной выставки 1937 года, где кружевница представляла родной центральный регион (Pavillon Berry-Nivernais). Кроме того она участвовала в оформлении павильона, представляющего искусство художников декораторов (Pavillon des Artistes Décorateurs) .
Это комплекты для сервировки стола в ресторане: шесть скатертей и шесть дюжин салфеток.
Очень оригинальны, как и все творчество Сюзанны Пино, две небольшие круглые, плетенные на коклюшках, салфетки. Она обладала уникальным пространственным воображением.
Кружевные работы Сюзанны Пино на Международной выставке 1937 года в Париже были удостоены бронзовой медалью.
За эти салфетки, которые сплела кружевница Берар-Терассе (Mme Bérard-Terrasse) из мастерской Берар (l’atelier Bérard situé rue Carmes au Puy-en-Valay) для Международной выставки 1937 года, Сюзанна Пино получила почетную грамоту.
На выставке также была представлена серия панно «Города»( Rambouillet, Melun), выполненные в технике шитого иглой кружева (?, возможно комбинирование разных техник). К сожалению, их фото у меня не получилось. Представленное панно взято из книги о Сюзанне Пино. Без него описание творчества мастера было бы неполным.
К концу жизни в 1966/1967 Сюзанна Пино переезжает на юг Франции в Йер и поселяется в доме для престарелых людей.
Она перевозит с собой все архивы и коллекцию старинных кружев, которые собрала на протяжении всей своей профессиональной жизни, посвященной образованию в сфере вышивки и кружева, развитию ремесел, развитию женских видов деятельности в текстильной промышленности. Все это она передает в дар муниципальному музею Йера.
На выставке меня познакомили с одним из авторов книги о Сюзанне Пино (Suzanne Pinault, Passion Textile. Musée de la Chemiserie et de l’Elégance masculine. Communauté de Communes Pays d’Argenton-sur-Creuse.2010). Это Bernadette Chastanet. Бернадет первой предприняла инициативу изучить творчество выдающегося мастера и провести выставку на ее родине. Выставка проходила с 29 мая по 17 октября в 2010 году в Аржантоне-Сюр-Крёз, находящегося в 13 км от Вигу.
Закончить статью мне хочется работой «Святой Герман Парижский». Он считается вместе со святыми Женевьевой и Дионисием покровителем Парижа. Святой несет очень тяжелую ношу. Но потихоньку собирается целая вязанка его дел. Мне кажется, в этом заключен глубокий смысл, можно сказать авторское кредо. «Надо работать и созидать во Славу Божию и будет жизнь…».
Благодарности.
Муниципальному музею Йера (Musée municipal de Hyères)
Госпоже Натали Гайяр (Mme Nathalie Gaillard, Musée de la Chemiserie et de l’Elégance masculine, Argenton-sur-Creuse).
Госпоже Мишель Пелуаль (Mme Michèle Peloille, Tours)
Госпоже Бернадет Шатане (Mme Bernadette Chastanet)
Автор: О. Ф. Журавлева
Фотографии: О. Ф. Журавлевой.
Google
Метки: OIDFA, кружевница, Франция, французское кружево
Вы можете следить
за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.
Спасибо, очень интересная информация. Попытка, и успешная, дальше развивать старинный промысел. Я считаю, что любой промысел должен развиваться и изменяться со временем. Стагнация ни кому и ничему не полезна. И сама пытаюсь этим заниматься в коклюшечном кружеве.