Suzdal. The Golden Chamber.

В программе 4 Фестиваля «Кружевная тропинка», проходившего в Радужном Владимирской области, было запланировано посещение кружевницами города-музея Суздаля.

Мне хочется написать о посещении «Золотой кладовой» Владимиро-Суздальского музея — заповедника, находящейся на территории мужского Спасо-Евфимиевского монастыря.

Монастырь был основан в середине XIY века, как фортификационное сооружение. Это видно по Проездной башне, размер которой делал ее неприступной.

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь.

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь.Проездная башня. 1664.

Для того, чтобы посетить «Золотую кладовую», надо было пройти вглубь монастыря.

Увидев строения, сразу же понимаешь уникальность этого места.

Успенская трапезная церковь является памятником довольно редко встречающегося каменного шатрового зодчества XV – XVII веков.

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь.

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Успенская трапезная церковь с приделом мученика Диомида. 1525.

Звонница, на которой находится 19 колоколов, совмещена со столпообразной церковью Иоанна Предтечи первой половины XVI века. В 2004 году был восстановлен часозвон XVII века. Мелодичный перезвон колоколов сопровождал нашу экскурсию.

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь.

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь, звонница, XVI-XVII вв.

Главным храмом монастыря является пятиглавый Преображенский собор. Если приглядеться к собору, то с левой стороны можно увидеть пристроенный к нему одноглавый небольшой храм (1507-1511), возвышающийся над могилой первого игумена монастыря Евфимия (1316-1404).

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь.

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь. Преображенский собор, 1582-1594.

В 2009 году была воссоздана по сохранившимся чертежам и фотографиям часовня на месте родовой усыпальницы князей Пожарских и Хованских, разрушенная в 1933 году. В 1642 году здесь нашел последний приют национальный герой России князь Дмитрий Пожарский. Мозаика «Спас Вседержитель» была выполнена в XIX веке в Императорской Академии художеств.

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь.

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Мемориал князя Дмитрия Михайловича Пожарского, воссоздан в 2009 г.

Наконец мы подошли к зданию Никольской больничной церкви XVII  века, в которой и находится «Золотая кладовая».

В настоящее время в экспозиции выставлено более 500 экспонатов русского прикладного искусства (XI-начало XX вв.). Среди них мне бы хотелось отметить только ряд экспонатов, относящихся к женскому рукоделию.

В «археологическом» зале были выставлены фрагменты вышивки XI века, найденные при раскопках на Владимирской земле. Мне показались очень интересными древнерусские орнаменты.

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь.

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь. Владимиро-Суздальский
музей- заповедник. «Золотая кладовая». Фрагменты золотного шитья, XI- XIII вв.

Про такую вышивку можно прочитать в Ипатьевской летописи, в которой при описании масштаба разрушений при пожаре 1185 года во Владимире написано, что в «числе других «узорочий» сгорело много пошитых золотом и жемчюгом…».

Богатейшим является собрание лицевого (сюжетного) и орнаментального шитья XVI – XVII вв. Только для того, чтобы посмотреть эти древнерусские шедевры, памятники женского рукодельного творчества, хочется приехать сюда еще раз. В основном это сохранившиеся вклады в церкви и монастыри. Каждый шитый предмет имел свое применение. Это покровы на раки с мощами, подвесные пелены, подвешивающиеся под иконами, покровцы и воздухи, которыми накрывали священные сосуды – потиры и дискосы. Существовали шитые иконостасы и отдельные шитые иконы. Лицевым и орнаментальным шитьем украшали детали священнических облачений: саккосы, фелони, стихари, епитрахили, поручи и так далее.

Шитьем занимались, можно так сказать, все женщины Древней Руси. До нас дошло много документов, подтверждающих занятие вышивкой («живописью иглой») представительниц самых знатных родов. В создании вышивок участвовали профессиональные художники. «Знаменщики» наносили рисунок центральной сюжетной композиции. Художник «травник» рисовал узор, а художник «словописец» прорисовывал «слова». Однако достоинство вышитого произведения определялось талантом и мастерством вышивальщицы.

В экспозиции находится покров с изображением святой Ефросинии Суздальской, дочери князя Михаила Черниговского, выполненный в первой половине XVI  в мастерской Соломонии Сабуровой. Великая княгиня Соломония Сабурова, жена князя Василия III, была заточена в суздальский Покровский монастырь.

Со второй половины XVI столетия используемые швы усложняются, шире применяются золотные и серебряные нити, имитируются вышивкой узоры драгоценных тканей, ввозившихся на Русь из стран Западной Европы и Востока. Для украшения стали широко использовать драгоценные камни и особенно жемчуг, а также полудрагоценные камни и стекла.

Так выглядит часть экспозиции с покровами на гробницы епископов суздальских Иоанна (1352, епископ суздальский; ум. 1373) и Феодора (прибыл в 990 году из Царьграда для распространения христианства; ум. 993 г.), шитых во второй половине XVI века княгиней Евдокией Старицкой, сын которой был двоюродным братом Ивана Грозного. Она была пострижена в монахини и находилась в женском Покровском монастыре Суздаля.

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь. Владимиро-Суздальский музей заповедник. «Золотая кладовая».

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь. Владимиро-Суздальский
музей- заповедник. «Золотая кладовая». Слева: покров
святителя Иоанна, епископа Суздальского, 1578. Справа: покров святителя
Феодора, епископа Суздальского, 1581. Шит княгиней Евдокией Старицкой.
Из Рождественского собора Суздаля.

В конце XVI века самой известной становится мастерская Ирины Федоровны Годуновой, жены царевича Федора Иоанновича. В экспозиции «Золотой кладовой» имеется покров на гробницу Козьмы Яхромского (ум. 1492) работы этой мастерской. На этом покрове вышит живописный позём, на котором на зеленом светлом поле вышиты травы и цветы.

С конца XVI столетия вышитые изделия становятся все ярче и декоративнее. Надпись по каймам покровца похожа на раму картины.

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь. Владимиро-Суздальский музей заповедник. «Золотая кладовая».

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь. Владимиро-Суздальский
музей- заповедник. «Золотая кладовая».
Покровец. Христос во гробе. Конец XVI в. Бархат, шелковые, серебряные и
золотные нити, шитьё, 48 х 79. Из Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

Вышитая пелена «Положение во гроб» XVIII века окаймлена золото-серебряным кружевом, которое заинтересовало кружевниц.

Можно заметить, что пелена украшена тремя (четырьмя?) образцами такого кружева.  Искусство плетения кружев в Древней Руси исторически возникло позднее декоративного шитья. Считается, что в России его стали плести на коклюшках не ранее XVII века. Во всяком случае, самые ранние сохранившиеся образцы русского плетеного кружева относятся к XVII веку. В этот период ценилось не мастерство его изготовления, а сам материал, то есть очень дорогая нить, из которой плели кружево.

С правой стороны пелены находится орнаментированная полоса, на которую бы мне хотелось еще раз посмотреть. Из фотографии мне не ясно, что это – вышивка или кружево. Я знаю, что в XVIII веке широко было распространено золотно-серебряное кружево, внешний вид которого напоминал галун или тесьму.

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь. Владимиро-Суздальский музей заповедник. «Золотая кладовая».

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь. Владимиро-Суздальский
музей- заповедник. «Золотая кладовая». Пелена. «Положение во гроб». XVIII век.
Бархат, шелк,золотые нити, жемчуг, шитьё.

По обычаю пелена подвешивалась под соответствующей по размеру живописной иконой с тем же изводом.

На втором этаже «Золотой кладовой» очень много ярких, с крупными узорами, напоминающими чеканное дело, вышитых церковных изделий. Такие швы получили название «кованый шов», «литой шов». Это более поздние образцы конца XVIII – XIX столетий. Они продолжили традиции, заложенные древнерусским искусством шитья.

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь. Владимиро-Суздальский музей заповедник. «Золотая кладовая».

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь. Владимиро-Суздальский музей заповедник. «Золотая кладовая». Фелонь, 1884, нити золотные, блестки, стекла, шитьё, клеенка, масло. Из Ризположенского монастыря в Суздале.

Кружевницы познакомились в «Золотой кладовой» с археологическим находками на Владимиро-Суздальской земле, с мелкой пластикой XI-XVII вв., ювелирным искусством Москвы XVI-XVII вв., искусством московских и владимирских серебреников XVII века, прикладным искусством XVIII- начала XX в. Все это собрание необыкновенно красиво, но самое главное — в этом заключена душа нашего народа, глубоко верующая и ради прославления своей веры созидающая.

В конце экспозиции показан фрагмент интерьера с предметами, относящимися к концу XIX-началу XX веков. В пеньюаре и чепчике для прошивок использовано модное в то время тонкое машинное кружево, имитирующее «валансьен». Кокетка нижней рубашки, возможно, это только лифчик, украшена узкими прошвами коклюшечного кружева. Носовой платочек украшен тонким многопарным коклюшечным кружевом, (Елец?), место происхождения которого в России мне не удалось точно определить. Такая одежда изготавливалась в профессиональных белошвейных мастерских.

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь. Владимиро-Суздальский музей заповедник. «Золотая кладовая».

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь. Владимиро-Суздальский музей заповедник. «Золотая кладовая». Фрагмент интерьера. Бытовые предметы XIX – начала XX века.

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь. Владимиро-Суздальский музей заповедник. «Золотая кладовая».

Суздаль.Спасо-Евфимиевский монастырь. Владимиро-Суздальский музей заповедник. «Золотая кладовая». Фрагмент кружева носового платка. Россия (Елец?) . Коклюшечное плетение. Начало XX века.

Если кто-то из кружевниц сможет точно определить место происхождения такого кружева, то напишите мне, используя страницу контакты или комментарии к статье.

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь.

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Надвратная Благовещенская церковь. Начало XVI в.

На выходе из монастыря я зашла в магазинчик-галерею современного лоскутного шитья.

Суздаль, Спасо-Евфимиевский монастырь.

При помощи этого  традиционного вида народного искусства можно создавать прекрасные памятные сувениры.

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Магазин-галерея современного лоскутного шитья.

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Надвратная Благовещенская церковь. Магазин-галерея современного лоскутного шитья.

Следующий 5 фестиваль «Кружевная тропинка» в Радужном Владимирской области планируется провести через два года. Я уже мечтаю поучаствовать в нем и снова посетить эти прекрасные места в Суздале.

Литература: Золотая кладовая /Владимиро-Суздальский музей-заповедник. – Владимир: «Аркаим», 2008.

Автор: О. Ф. Журавлева. Фотографии О. Ф. Журавлевой. 27 марта 2013 года.

 

Google

Метки: ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

4 отзывов

1.  Г.Муравьева
27 Мар 2013 в 16:39

Да, Золотую Кладовую хочется посещать еще и еще.

2.  Elena Brophy
27 Мар 2013 в 23:10

Ах,какая богатая история,какая непредсказуемая фантазия и выразительное творчество.Можно влюбиться с надеждой увидеть всё в компании с Ольгой.Спасибо,а фото очень хорошие.

3.  Nasinee
28 Апр 2013 в 13:36

Could you write about Phsyics so I can pass Science class?

4.  Caroleegema
09 Фев 2014 в 18:01

Всякого одобрения достоин тот, кто соединил приятное с полезным.

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение