С Новым Годом! С Рождеством!
В эти последние дни уходящего 2012 года мне довелось побывать в Московском Кремле. День выдался очень морозным и солнечным. Народу было мало. Я много раз была в Кремле, потому что очень люблю это место. У меня с ним связано много воспоминаний.
Московский Кремль очень красив. Убедитесь в этом сами.
Я приехала туда, чтобы посмотреть выставку: «”Золотой век” английского двора: от Генриха VIII до Карла I», которая была организована в результате продолжительного сотрудничества Музеев Московского Кремля и Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Эта выставка составлена из разнообразных предметов, принадлежащих эпохе английского ренессанса.
Сразу прошу отметить хронологические даты правящих английских королей и королев того времени.
Тюдоровская династия: Генрих VII (1485-1509); Генрих VIII (1509-1547); Эдуард VI (1547-1553); Мария (1553-1558); Елизавета I (1558-1603). Династия Стюартов: Яков I (1603-1625); Карл I (1625-1649).
Однако, сложилось так, дело было к вечеру, что сначала я занялась фотографированием соборов Московского Кремля, а затем пошла на английскую выставку. Посмотрев ее, мне захотелось сделать небольшой сравнительный анализ эпох конца XVв.– первой половины XVII в. России и Англии, потому что времена создания архитектурных шедевров Московского Кремля и экспонатов английской выставки совпадают.
Даты правления русских князей и царей для сравнения тоже приводятся здесь.
Иван III, великий князь московский (1462-1505), при нем было свергнуто монгольско-татарское иго («стояние на Угре», 1480).
Василий III, великий князь московский (1505-1533), завершил объединение Руси вокруг Москвы.
Иван IV Грозный, великий князь «всея Руси» (с 1533), русский царь (1547-1584).
Федор Иванович (Иоаннович), последний русский царь из рода Рюриковичей, (1584-1598).
Борис Годунов, русский царь (1598 -1605).
(1605-1613), годы «Смутного времени».
Михаил Федорович, первый царь из рода Романовых (1613-1645).
Алексей Михайлович, русский царь (1645-1676), отец Петра I Великого.
Россия, как и другие страны Европы, использовала достояние ренессансной культуры Италии.
Великий князь Иван III, который был женат на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, мечтал превратить в Москву в третий Рим.
Во второй половине XV он поручает возвести новую кирпичную кремлевскую стену взамен обветшавшей белокаменной. Известный миланский архитектор Пьетро Антонио Соляри создал укрепления в стиле самого передового ломбардского крепостного строительства. Он соорудил Никольскую и Фроловскую(Спасскую) башни (1491). Антонио Фрязин построил Тайницкую (1485), Марко Фрязин – Беклемишевскую башню (1487) и (вместе с Соляри) Грановитую палату.
Все башни Кремля (20) имеют завершения – каменные шатры, построенные в разное время в XVII веке.
Патриарший дворец был построен в 1653-1655 годах для патриарха Никона.
Грановитая палата имеет вид итальянского палаццо. Такое название она получила за ребристый фасад. В 1882 году художники из Палеха братья Белоусовы восстановили роспись стен Грановитой палаты по описям Симона Ушакова (1668 г.).
Знаменитый болонский инженер и архитектор Аристотель Фиораванти, изучив по распоряжению Ивана III древнюю архитектуру Владимира, Ярославля, Ростова, Великого Новгорода, Великого Устюга, возвел в русских традициях пятиглавый Успенский собор. В этом соборе проявились черты архитектуры итальянского Возрождения.
Это главная святыня России. Здесь венчались на княжение, а в последствие и на царство. Документы свидетельствуют, что в 1481 году художники Дионисий, Тимофей, Ярец, Коня выполнили иконостас собора.
Успенский собор стал центром Соборной площади Кремля. Вскоре появились здесь соборы – Благовещенский, Архангельский, позже – колокольня Ивана Великого.
Благовещенский собор строили русские зодчие из Пскова. Это домовая церковь русских царей.
В 70-х годах XVI века к Благовещенскому собору для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. В этом соборе хранится иконостас 1405 года, который создали Андрей Рублев (икона архангела Михаила и семь икон праздничного ряда)), Феофан Грек и Прохор с Городца.
Архангельский собор создал итальянский архитектор Алевиз Новый на месте древнего храма 1333 года.
С начала XIV до первой половины XVIII века в Архангельском соборе хоронили русских князей и царей. Здесь упокоился и Иван Грозный и его сын, царевич Дмитрий.
В центре Кремля возвышается белоснежная златоглавая трехъярусная колокольня Ивана Великого. Итальянский архитектор Бон Фрязин в 1505-1508 годах построил на месте храма Иоанна Лествичника ее в виде столпа, колонны. В 1600 году во времена Бориса Годунова к трем ярусам был достроен еще один, о чем свидетельствует надпись наверху под куполом. Когда-то колокольня Ивана Великого была самым высоким зданием на Руси (81 метр). Площадь по колокольне получила название Ивановской. Здесь глашатаи кричали свои указы, отчего пошло выражение «кричать во всю Ивановскую».
Ансамбль складывался на протяжении XVI-XVII вв.
Рядом с колокольней стоит машина, на которой привезли Новогоднюю кремлевскую ель. Скоро здесь дети будут праздновать Новый Год у главной елки России.
В выставочных залах Успенской звонницы и Одностолпной палаты Патриаршего дворца размещена английская выставка.
На афише выставки представлена «Звезда Дрейка», Англия (?), около 1580-1590. Частная коллекция, Национальный морской музей, Гринвич. «Звезда Дрейка» является символом правления Елизаветы I.
Выставка состоит из нескольких разделов.
1.Придворная культура Англии XVI – первой половины XVII веков.
Великолепные портреты. Портрет королевы Елизаветы I (Хэмпденский портрет). Приписывается Стивену Ван Гервику или Стивену Ван дер Мейлену. Англия, около 1560. Частная коллекция. Портрет Роберта Дадли, графа Лестера. Неизвестный англо-нидерландский художник. Англия, около 1564. Коллекция Ротшильдов, поместье Уолдеслон. Это был фаворит королевы Елизаветы I. Другие…
2. Геральдическая скульптура.
Бык и грифон рода Дейкров. Камбрия, 1507-1525. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
3. Парадное серебро;
4. Ювелирные украшения;
5. Портретная миниатюра;
Превосходна коллекция портретных миниатюр. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Анны Клевской. 1539. Николас Хиллиард. Портрет Елизаветы I. Около 1586 года. Другие…
6. Парадные доспехи и оружие;
Ее Величество королева Великобритании Елизавета II представила на выставку доспехи, изготовленные оружейниками Гринвичских мастерских для Генриха VIII.
7. Ткани, костюм, аксессуары.
Представлены великолепные вышивки (гобеленовый шов) пологов к кроватям (1580-1590), огромная столовая скатерть, вышитая шелком по канве (1600), две кружевные отделочные каймы игольного венецианского кружева (1630-1640), прекрасные образцы одежды.
Выставка еще продлится месяц. Я рекомендую посмотреть ее.
Часы работы музея: 10.00 — 17.00, выходной день -четверг.
Фотографии О.Ф.Журавлевой.
Автор О. Ф. Журавлева, 21 декабря 2012 года.
Вы можете следить
за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.
Ольга,спасибо,за кремлёвскую экскурсию в морозный вечерок! Очень благодарна,что делитесь с нами информацией не только о Любимых Кружевах.Лена
Оля, спасибо за просветительскую деятельность. Вот эти знания о Кремле не только обогащают, но будят историческую память, чувство национальной гордости. Думаю, нам это не помешает.
Очень жаль, что я не попала на эту выставку.
It’s a relief to find someone who can explain tihgns so well
It’s a pleasure to find such rationality in an answer. Welcome to the debate.
I simply want to tell you that I am newbie to blogging and site-building and definitely loved you’re blog. Almost certainly I’m going to bookmark your website . You actually have remarkable articles and reviews. Kudos for sharing your web site.
I simply want to tell you that I’m very new to blogs and honestly savored you’re web blog. Very likely I’m going to bookmark your blog . You really have tremendous well written articles. Thanks a bunch for sharing with us your website page.