Жаркое лето 2022 года подходило к завершению. Его я провела в Москве, потому что занималась подготовкой к открытию в конце сентября персональной выставки кружева «Женских рук драгоценная паутина» в Архангельске. 16 июля одним днем побывала на IV Международном фестивале “VITA LACE”, по материалам которого весь август писала статьи (получилось пять статей) о нем на свой сайт https://lacejourney.com/. 17 июля оказался выдающимся днем, потому что из Вологды на обратном пути по железной дороге в Москву я доехала только до Сергиева Посада. Мне удалось поучаствовать в праздновании 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и основания Троицкого собора лавры. На два дня (17,18 июля) в Троицкий собор из Государственной Третьяковской галереи впервые была привезена икона «Троица», написанная Андреем Рублевым в период 1422-1427 гг.

И вот в конце августа осталось несколько дней, которые я снова провела в однодневных поездках по замечательным местам российской глубинки, где прошлась по улицам древних городов Переславля Залесского (Ярославская область) и Калязина (Тверская область). В эти города я добиралась утренними автобусами из Сергиева Посада. Поездки не были подготовлены. В этом способе путешествий есть некое подобие ощущения первооткрывателя. Весь план действий разворачивается через подсказки местных жителей.

Калязин. Спуск к Волге. Фото 25.08.2022 г. Колокольня Никольского собора Николо-Жабенского монастыря.

Калязин. Спуск к Волге. Фото 25.08.2022 г. Колокольня Никольского собора Николо-Жабенского монастыря. 

Волга. Затопленная в 1940-м году при создании Угличского водохранилища центральная часть города Калязина с Троицким монастырем (XVI- XIX вв.) выглядит в настоящее время так. Спрашиваю у одной женщины про краеведческий музей, в котором должны быть сведения об историческом калязинском кружеве. Она мне говорит, что он находится в церкви на том берегу за колокольней. Там, как мы видим на снимке, есть белая точка. Оказывается, что это район Заречья, и мне нужно туда будет доехать на автобусе.  Справа на снимке – дом купцов Рыжковых. Так выглядели старинные купеческие дома XIХ века. Что хорошо в малых городах: время здесь течет по-другому, да и «небоскребов» нет.

Дорога по улице Карла Маркса к остановке автобуса на Заречье (около «Магнита», первого по пути из Москвы) оказалась познавательной.

Калязин. Улица Карла Маркса (Московская). 25 августа 2022 г.

Калязин. Улица Карла Маркса (Московская). 25 августа 2022 г.

Таким был затопленный Троицкий мужской монастырь.

Калязин. Улица Карла Маркса. 25 августа 2022 г.

Калязин. Улица Карла Маркса. 25 августа 2022 г.

А вот таким хотели бы видеть этот монастырь в будущем!

Спуск к Набережной Волги благоустраивается. Но как?

Калязин. Булыжная мостовая. 25 августа 2022 г.

Калязин. Булыжная мостовая. 25 августа 2022 г.

Я шла по старинной булыжной мостовой, как будто вернувшись в свое детство на Поморскую улицу 1950-х годов в Архангельске. Дядя, моряк дальнего плавания, привез из Англии старинный женский велосипед с очень своеобразным рулем и отдал его мне, двенадцатилетней школьнице. Так вот кататься по булыжникам было как-то не очень комфортно. Но это была свобода самостоятельного передвижения по городу! Я давала велосипед и другим покататься.

Но в жизни нет постоянства: скорее всего закроют эти исторические камни современной плиткой, и всем будет удобно.

Калязин. Памятник Макарию Калязинскому (1402 – 1483). Создан в 2008 году на пожертвования горожан. Скульптор Евгений Антонов (Тверь).

Калязин. Памятник Макарию Калязинскому (1402 – 1483). Создан в 2008 году на пожертвования горожан. Скульптор Евгений Антонов (Тверь).

Преподобный Макарий Калязинский основал Троицкий Калязинский мужской монастырь. В 1547 году был причислен к лику святых Русской православной церкви. Во времена Макария Калязинского монастырь был деревянным. Но уже в XVI веке началось каменное строительство. В XVII веке в 1610 году монастырь был разграблен польско-литовскими интервентами под предводительством Александра Лисовского. Смутное время закончилось и восстановление монастыря продолжилось. В 1920-м году монастырь был закрыт, а в 1940-м году затоплен. Все, что могли, калязинские ценители старины вывезли и сохранили во вновь созданном краеведческом музее, получившем имя его создателя Ивана Фёдоровича Никольского (1898-1979). Я прочитала в интернете его биографию. Музей был его ребенком. Подвижник, считавшийся чудаком при жизни, своим трудом сделал огромный вклад в историю родного края. Калязин стал туристической «жемчужиной». А жизнь этого удивительного человека после 52 лет бесконечной научной работы закончилась в 1979 году в доме престарелых Ржева, а могила была затеряна.  Это были годы «застоя».

Калязин. Заречье. Рядом с кладбищенской Введенской церковью (1882).

Калязин. Заречье. Рядом с кладбищенской Введенской церковью (1882).

Путь в краеведческий музей им. И.Ф. Никольского оказался непростым. Пришлось пройти от остановки автобуса через закрытое для захоронений кладбище в одиночку и перейти от навеянной грусти о бренности человеческой жизни к веселой рукотворной полянке, которую украшают сказочные персонажи, в том числе и зайцы, по всей видимости, напевающие песенку «А нам все равно, а нам все равно…».

Калязин. Заречье. Около Краеведческого музея.

Калязин. Заречье. Около Краеведческого музея.

Надо отметить, что контрасты попадания в краеведческий музей Калязина были просто изумительными!

Берег Волги рядом, место для купания здесь отличное. Так пожалела, что не взяла купальник.

Калязин. Заречье. Спуск к Волге около краеведческого музея.

Калязин. Заречье. Спуск к Волге около краеведческого музея.

Оказывается, что круизный лайнер в скором времени пристанет к берегу, а его пассажиры заполнят этот пустынный берег и также, как и я, побывают в краеведческом музее, где им проведут экскурсию об истории этого древнего края.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Основан в 1920-м году.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Основан в 1920-м году.

Калязинский краеведческий музей им. И. Ф. Никольского, филиал Тверского государственного объединенного музея, расположился в Богоявленской церкви (1781) с 1937 года. Он носит имя основателя музея, который 52 года, начиная с 1920 года формировал различные коллекции, такие как археология, нумизматика, церковная утварь, мебель и предметы быта, живопись, графика. Хотя пространство музея ограничено по размерам, но сохранившиеся памятники материальной культуры калязинской земли, показанные в экспозиции начиная с юрского периода, дают подробное представление о том, как здесь жили наши предшественники.  В стенах музея проводятся и временные выставки из фондов. В момент моего посещения проходила выставка «Дивное узорочье», которая оказалось важным доказательством высокого уровня мастерства швей, вышивальщиц и кружевниц прошедших времён, имена которых остались безымянными.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Афиша выставки «Дивное узорочье».

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Афиша выставки «Дивное узорочье».

Для удобства читателей я перепечатываю текст афиши выставки с благодарностью авторам и художнику. Не только афиша, но и выставка «Дивное узорочье» получилась очень красивой, научно познавательной, выполненной с любовью к родному краю.

«Узорочье – ценные вещи, в том числе узорчатые ткани, драгоценности и украшения.

Одно из первых упоминаний об узорочье есть в Повести временных лет (XII – XV вв.): «… и приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и овощи, и вина, и всякое узорочье…».

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Выставка «Дивное узорочье».

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Выставка «Дивное узорочье».

Икона «Троица ветхозаветная с предстоящими». XVII-начало XVIII в. Камка, вышивка гладью «в прикреп». Золотные, серебряные и шёлковые нити.

К сожалению, я не знаю научного описания этого вышитого шедевра святой Троицы из собрания Калязинского краеведческого музея имени И. Ф. Никольского. Смею предположить, что есть связь с Троицким Калязинским мужским монастырем и преподобным Макарием Калязинским, и что фигура его стоит справа. Это чей-то вклад в монастырь.

«К XVI веку относится расцвет церковного декоративно-прикладного искусства. В украшении богослужебных предметов широко применяется чеканка по золоту и серебру, скань, тиснение. Используются украшения из эмали и драгоценных камней, тончайшей черни. Развивается художественное шитьё. Содержанием произведений лицевого шитья являлись библейские и евангельские сюжеты, а также лики святых и сцены из их житий. Этот вид вышивки получил образное название «живопись иглой» …» (Из афиши выставки).

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Выставка «Дивное узорочье». Фелонь. XIX в.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Выставка «Дивное узорочье». Фелонь. XIX в.

Фелонь (риза священника) из Богоявленской церкви зеленого шёлка, заткана серебряными четырехконечными крестами в центре и по подолу. Оплечье – золотого глазета, с вышитыми по голубому шёлку золотом и серебром двумя фигурами. Лица и руки живописные. XIX в. (из описания выставки)

Ярким примером такой «живописи иглой» является фелонь (верхнее богослужебное облачение священника в виде накидки без рукавов) из Богоявленской церкви, где теперь находится музей. Этот предмет одежды священника – само совершенство в гармонии форм «узорочья» и цвета.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Выставка «Дивное узорочье».

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Выставка «Дивное узорочье».

Для того, чтобы проникнуться содержанием выставки — нужно время и хорошего экскурсовода! А при однодневном путешествии практически для этого нет возможности.  Хорошо, что теперь почти у всех есть возможность сфотографировать то, что заинтересовало, а потом дома расширить свои знание о том, что увидел, особенно, когда создана научная библиотека. В свое время мне моя тётя, директор школы, историк, подарила фолиант – И.И.Плешанова, Л.Д.Лихачева «Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея», -«Искусство», 1985. Авторы книги подробно описали каждый экспонат коллекции, техники и использованный материал древнерусских вышивок. Это как раз по теме калязинской выставки, которая еще ждет своего научного описания.

К сожалению, этикетки с описанием следующих экспонатов выставки у меня не зафиксировано. По использованным дорогостоящим привозным тканям (левая фелонь: парча, бархат) и способам декорирования они, вероятно, относятся к более раннему периоду изготовления (XVIII в.?), чем предыдущая фелонь из Богоявленской церкви XIX в.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Выставка «Дивное узорочье».

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Выставка «Дивное узорочье».

Фелонь.  Парча, бархат, галун, вышивка гладью «в прикреп», золотные и серебряные нити, золотосеребряное кружево, XVIII в. Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского.

Изучая фелонь по фотографии, испытываешь только сожаление от того, что вновь ты не можешь рассмотреть её более подробно. В ней все достойно восхищения! И драгоценная парча стана с нежным цветочным фоном из крупных цветков пионов с бутонами на ветках с листьями, и подобранный в тон ей бархат (камка?), вышитый серебряной нитью «в прикреп» по образцу, взятому с какой-то другой заморской ткани, образуют удивительный ансамбль рукотворного мастерства.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Выставка «Дивное узорочье».

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Выставка «Дивное узорочье».

Фелонь. Фрагмент. Кружево-край, золото-серебряное, мерное. Первая половина XVIII в. Калязин. Золотная и серебряная нити, коклюшечное кружево, сцепное плетение. Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского.

В довершение ко всему по подолу фелони проложено золото-серебряное кружево. Узор его выполнен в виде двойного ряда окружностей, которые в дальнейшем в России получили название «сливки-восьмерки».  Кромка основания фестончатого кружева выполнена по такому же принципу чередования «восьмерок». В кромке у нижнего кружева геометрия нарушена, возможно, что по причине реставрации. Я смею предположить, что такое кружево плели в Калязине в XVIII в.

Тверь. Музей тверского быта. Из коллекции калязинских золотно-серебряных кружев.

Тверь. Музей тверского быта. Из коллекции калязинских золотно-серебряных кружев.

В Твери в Музее тверского быта в экспозиции показаны образцы золотно-серебряных калязинских кружев.

Тверь. Музей тверского быта. Кружево-край. XIX в. Коклюшечное плетение.

Тверь. Музей тверского быта. Кружево-край. XIX в. Коклюшечное плетение.

В нитяном коклюшечном кружеве уже XIX в. из собрания Музея тверского быта «сливки-восьмерки» отчасти имеют сходство с более древним металлическим кружевом. Кусок этого кружева с двумя типами фоновых решеток геометрически выверен до совершенства. Аналогов его я не встречала.

В книге В. А. Фалеевой «Русское плетеное кружево» отмечено (стр.86), что уже в конце XVIII века в Калязине стали плести кружево на продажу, в связи с чем здесь сложился самый ранний в России промысел. Логично предположить, что кружевницы к этому времени уже имели большой опыт в выполнении данных работ. Церквей и монастырей было много, а, следовательно, изготовление металлического кружева для литургических одежд и предметов продолжалось наравне с нитяным. Думается, что в борьбе за атеистическое воспитание населения после большевистского переворота 1917 года в России было уничтожено много храмов, а вместе с ними и церковного имущества, поэтому до нашего времени его дошло очень мало, в том числе и золото-серебряных кружев.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Выставка «Дивное узорочье».

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Выставка «Дивное узорочье».

Богатство литургического облачения в коллекции Калязинского краеведческого музея происходит от того, что сюда были переданы вещи из Троицкого Макарьева монастыря. Если рассмотреть карту, то Калязин находится около 100 км от Сергиева Посада, а далее за ним следует Углич. По данному религиозному пути монастырь посещали Иван Грозный (1544, 1553), Борис Годунов, царь Алексей Михайлович, император Петр Великий, императрица Екатерина II. Они делали в монастырь значительные вклады и пожертвования, также, как и другие паломники.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Часть постоянной экспозиции.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Часть постоянной экспозиции.

Постоянная экспозиция содержит много документов о людях Калязина, их быте. Но… опять получила хороший совет.

Служитель музея, узнав, что я интересуюсь калязинским кружевоплетением, порекомендовала мне посетить дом ремесел, сказав, что там есть настоящий музей кружева. Я стала торопиться, потому что надо было успеть еще и на автобус, чтобы уехать домой в Москву без ночевки.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Часть постоянной экспозиции.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Часть постоянной экспозиции.

Стенд краеведческого музея, посвященный калязинскому кружеву, оказался совсем маленьким. В момент создания музея (1920) в связи с революцией и гражданской войной такая деятельность перестала приносить доход женщинам. Однако, в 1929 году И. Ф. Никольский, основатель музея,  написал небольшую книгу «Калязинские кружева. Очерк кружевного плетения в г. Калязине в прошлом и настоящем», подчеркивая о важности этого женского ремесла. В 1937 году с целью возрождения кружевного промысла была организована артель «Ударник», продукцию которой мы и видим.

На музейной фотографии мы видим калязинскую кружевницу А.П. Саук, которая передала приемы плетения следующему после И.Ф.Никольского директору краеведческого музея Т. Афанасьевой,  а далее уже она стала заниматься со следующим поколением женщин, интересующихся старинным ремеслом.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Часть постоянной экспозиции.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Часть постоянной экспозиции.

Уголки для наволочек в сцепной технике плетения изготовлены А.Д. Крашенниковой в 1930-е годы. Рядом с книгой И. Ф. Никольского находится членская книжка этой кружевницы, где, по-видимому, зафиксированы результаты её работы.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Часть постоянной экспозиции.

Калязинский краеведческий музей имени И. Ф. Никольского. Часть постоянной экспозиции.

Мерное кружево в Калязине выплеталось в большом количестве для отделки нижнего дамского белья, детского нарядного приданого. Оно, по-местному, называлось «фантажным». Такое название ассоциируется с головным убором, который ввела в моду фаворитка французского короля Людовика XIV Анжелика де Руссиль-Фонтаж (1661-1681).  Для изготовления такого украшения требовалось много накрахмаленных кружев, которые укладывались рядами на каркасе порой до высоты 50-60 см. В России такой головной убор стал в моде в середине 90-х годов XVII в.

История возникновения калязинского кружева зафиксирована документально. Начинается она с 1654 года. В этом году в Калязин, спасаясь от чумы, приезжает первая жена царя Алексея Михайловича, мать Фёдора III, Ивана V, царевны Софьи, царица Мария Ильинична, урождённая Милославская (1624 – 1669). Вместе с ней приехали мастерицы, обученные плести кружева из золотой и серебряной нити. Фонтаж же впервые упоминается в описи имущества царевны Софьи (1657 – 1704). Логично предположить, что он был украшен мерным кружевом, сплетенным калязинскими кружевницами.

На витрине есть и кружево в сцепной технике плетения, появившейся в Калязине в конце XVIII- начале XIX веков.  Его в огромных количествах использовали для украшения подзоров простыней, наволочек и полотенец.

Как я уже писала – мне надо было спешить. Я обратно вернулась дорогой через кладбище и вышла к остановке автобуса. Пока его ждала, то осмотрела дом, который со всех сторон полностью зарос растительностью, хотя к нему и прикреплена современная тарелка для приема телевидения.

Калязин. Заречье. Жилой дом.

Калязин. Заречье. Жилой дом.

Меня в доме заинтересовали оконные наличники и декоративные прорезные деревянные доски, завершающие углы дома.

Калязин. Заречье. Часть жилого дома.

Калязин. Заречье. Часть жилого дома.

Когда-то, чтобы выделить красоту орнамента, часть доски была покрашена, так же, как и бревна этой части дома. По традиции северных изб оконные наличники выкрашены белой краской.

Подошёл автобус, я приехала к главной площади Калязина. Там находится здание администрации и рядом по соседству со двора бывшего здания банка был вход в Дом ремесел. Как раз закончился обед, и подошедший сотрудник провел меня на третий этаж.

И что я увидела? – Наличники!

В коридоре оказалась выставка оконных наличников.

Калязин. Дом ремесел. Экспозиция оконных наличников. Часть.

Калязин. Дом ремесел. Экспозиция оконных наличников. Часть.

Калязин. Дом ремесел. Экспозиция наличников.

Калязин. Дом ремесел. Экспозиция наличников.

Новый экспонат для музея.

В том же коридоре показаны калязинские старинные шарфы.

Калязин. Дом ремесел. Музей кружева. Старинные шарфы (фрагменты) коклюшечного плетения.

Калязин. Дом ремесел. Музей кружева. Старинные шарфы (фрагменты) коклюшечного плетения.

Всегда интересно найти аналогичное изделие и узнать место его происхождения. В данном случае оказалось, что фрагмент верхнего шарфа у меня тоже есть. В свое время мои тети разделили бабушкин вологодский шарф на части, оставляя их на память после её смерти в 1957 г. Фрагмент, который достался маме, теперь лежит у меня. Так произошло, по-видимому, и с шарфом, показанным в экспозиции.

Экскурсию по Музею кружева МАУ «Районный дом ремесел», год создания 1998, провела его директор с 2005 года Надежда Анатольевна Березина. Мне она рассказала, как началось её увлечение кружевом, как выделили подходящее помещение для музея, как собирались экспонаты, как создавалось новейшее калязинское кружево.

Калязин. Дом ремесел. Музей кружева. Н.А. Березина. 25 августа 2022 г.

Калязин. Дом ремесел. Музей кружева. Н.А. Березина. 25 августа 2022 г.

Старинные кусочки кружева сплетаются снова уже в новых формах. Музей занимает большой зал и небольшую комнату. Все они наполнены современным кружевом.

Калязин. Дом ремесел. Музей кружева.

Калязин. Дом ремесел. Музей кружева.

Среди коклюшечного кружева сцепного плетения с правой стороны расположено мерное кружево парного плетения. Это новый проект Н.А. Березиной по воссозданию истории калязинского «фантажного» кружева.

Калязин. Дом ремесел. Музей кружева.

В центре в проеме двух дверей расположены работы по филейной вышивке, а в следующей комнате можно увидеть кружево, связанное крючком.

Калязин. Дом ремесел. Музей кружева.

Калязин. Дом ремесел. Музей кружева.

Среди всего кружевного многообразия экспозиции я выделю рушники. В Калязине создается интересная коллекция рушников с кружевными краями.

Калязин. Дом ремесел. Музей кружева. Полотенце (рушник). Автор и исполнитель Н. А. Березина. 2010-е гг.

Калязин. Дом ремесел. Музей кружева. Полотенце (рушник). Автор и исполнитель Н. А. Березина. 2010-е гг.

Край для полотенца, выполненный Н. А. Березиной в традициях калязинского кружевоплетения в сцепной технике плетения, повествует нам о том, каковы же были критерии красоты орнамента прежних времен.

Калязин. Дом ремесел. Музей кружева. Два полотенца (рушника). Автор и исполнитель Н.А. Березина. 2010-е гг.

Калязин. Дом ремесел. Музей кружева. Два полотенца (рушника). Автор и исполнитель Н.А. Березина. 2010-е гг.

Для меня эта фотография была открытием. И вот почему.

Кружево- край. Начало ХХ в. Тверская губерния, Калязин. Коклюшечное плетение, сцепная техника. Из собрания О.Ф. Журавлевой.

Кружево- край. Начало ХХ в. Тверская губерния, Калязин. Коклюшечное плетение, сцепная техника. Из собрания О.Ф. Журавлевой.

У меня в коллекции есть старинный край для полотенца. После посещения Калязинского музея кружева можно увидеть определенное сходство орнаментов прошвы полотенца, сплетенной Н.А. Березиной в местных традициях, и кружевного края для полотенца из частного собрания.

Кружево-прошва. Образец из Музея тверского быта, Тверь.

Кружево-прошва. Образец из Музея тверского быта, Тверь.

В 2016 году я побывала в Твери в Музейно-выставочном центре имени Л. Чайкиной, в котором проходила Третья Всероссийская выставка «Искусство современной вышивки». Всех участников познакомили с экспозицией Музея тверского быта.  Здесь находится аналог исследуемого кружева, к сожалению, он сфотографирован без этикетки.

Рабочий день подошёл к концу у сотрудников Дома ремесел. А я через местный «Бродвей» отправилась к Волге, чтобы по русской традиции «кинуть монетку» в её воды для того, чтобы еще раз побывать здесь.

Калязин. 25 августа 2022 г.

Калязин. 25 августа 2022 г.

Так выглядит улица, где в глубине участков домов протекает Волга. Мы видим на первом плане старинный калязинский дом начала ХХ века, первый кирпичный этаж которого ушел за давностью времени в землю. Это история.

Калязин. 25 августа 2022 г.

Калязин. 25 августа 2022 г.

А это современность, которая соседствует с историей. Можно сказать, что современный калязинский дом органично вписался в старинную улицу.

Калязин. Волга. 25 августа 2022 г.

Калязин. Волга. 25 августа 2022 г.

А вот и Волга и вдали возвышается колокольня. Место здесь неглубокое, хорошо детям плескаться в воде. С утра сюда в одном автобусе со мной из Сергиева-Посада приехала молодая женщина с тремя детьми и двумя собаками. А вечером мы встретились на остановке автобуса для обратного пути. Оказывается, что она с малышами целый жаркий день провела на волжском пляже.

На прощание Надежда Анатольевна Березина порекомендовала мне посетить в Москве Государственный музей архитектуры имени А. Щусева, в котором есть постоянная экспозиция спасенных фресок из затопленного в 1940-м году Калязинского Троицкого Макарьева монастыря.

Москва. Государственный музей архитектуры имени А. Щусева. Постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря».

Москва. Государственный музей архитектуры имени А. Щусева. Постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря».

Не удивляйтесь, дорогие читатели. Так начинается выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря», которая проходит в указанном музее на постоянной основе. Ты как будто идешь под водой, чтобы увидеть их.

Москва. Государственный музей архитектуры имени А. Щусева. Постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря».

Москва. Государственный музей архитектуры имени А. Щусева. Постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря».

Слева. Император Константин среди молящихся праведников. Фреска. 1654 г.
В центре. Спас на престоле в окружении сил небесных. Фрагмент композиции «Страшный суд» из цикла «Апокалипсис». Фреска. 1654 г.

Справа. Императрица Елена среди молящихся святых жен. Фрагмент композиции «Приидите Триипостасному Божеству поклонимсе». Фреска. 1654 г.

В центре. Спас на престоле в окружении сил небесных. Фрагмент композиции «Страшный суд» из цикла «Апокалипсис». Фреска. 1654 год.

Фрагменты летописи Троицкого собора Троицкого Макарьева монастыря в Калязине с датой создания росписи «… зачата бысть сия соборная церковь Живоначал(ь)ные Троицы … 7162 (1654) году июнь в день пр[идерж]асе великии г(о)с(у)д(а)ря ц(а)ря и велика(го) кн(я)зя Алексеея Михайловича…».

Представьте, какое воздействие оказывало все великолепие собора XVII века, его резной иконостас и фрески, живописующие о Священном Писании, вкупе с окружающей девственной природой, на человека того времени. Русские архитекторы, иконописцы, ювелиры, кружевницы и другие мастера создавали своими руками шедевры мирового искусства, которые не утратили силу воздействия и в наше техногенное время.

Москва. Государственный музей архитектуры имени А. Щусева. Постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря».

Москва. Государственный музей архитектуры имени А. Щусева. Постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря».

История донесла до нас имена царских кормовых мастеров, которые в 1654 году расписали Троицкий собор. Это «Симеон Аврамов, Василей Ильин, Иван Феофилатов и з братом Михаилом, Семен Сер[геев? Грузинец], Петр Яковлев, Андрей, Ил [ья и ] Василей Федоровы, Симеон Стефанов, Иван Алексиев, Ива[н] Самойлов, Григорий Данилов, С[име]он Павлов, Иван Степа[но]в, [Марк Гущин, Яков А]вътномо[в]». В XVII веке начали образовываться фамилии. Из записи видно, что они происходили от имени отцов иконописцев.

Слева. Фреска «Грехопадение», в центре вверху «Райские кущи».

В центре внизу «Адам и Ева». Фрагмент композиции «Изгнание из рая». Фреска, 1654 г. Штукатурка, смешанная техника. Южная стена, люнет. Реставрация под руководством А.С. Кузнецова 1967 -1969.

Москва. Государственный музей архитектуры имени А. Щусева. Постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря».

Москва. Государственный музей архитектуры имени А. Щусева. Постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря».

Слева. Митрополит Киевский и всея Руси Алексий (между 1292 и 1305 – 1378), московский святитель, основатель Чудова монастыря. Фреска. 1654 г. Штукатурка, смешанная техника. Юго-западный столб. Северная грань, нижний ярус. Реставрация под руководством А.С. Кузнецова, 1967-1969 гг.

Справа. Святые князья Владимир Киевский (около 960-1015), креститель Руси, и Михаил Тверской (1271-1318). Фреска. 1654 г. Штукатурка, смешанная техника. Юго-восточный столб. Восточная грань, средний ярус. Реставрация под руководством А.С. Кузнецова, 1967-1969 гг.

В центре. Ангелы семи церквей. Фрагмент композиции «Послание семи церквам в Асии» из цикла «Апокалипсис». Фреска. 1654 г. Штукатурка, смешанная техника. Юго-западный столб. Западная грань, нижний ярус. Реставрация под руководством А.С. Кузнецова, 1967-1969 гг.

Москва. Государственный музей архитектуры имени А. Щусева. Постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря».

Москва. Государственный музей архитектуры имени А. Щусева. Постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря».

В центре. Конь бледный и конь вороной. Фрагмент композиции «Снятие третьей и четвертой печатей» из цикла «Апокалипсис». Фреска. 1654 г. Штукатурка, смешанная техника. Западная стена, верхний ярус. Реставрация под руководством А.С. Кузнецова, 1967-1969 гг.

Справа. Ангелы, изливающие чаши гнева. Фрагмент композиции из цикла «Апокалипсис». Фреска. 1654 г. Штукатурка, смешанная техника. Северо-западный столб. Западная грань, нижний ярус. Реставрация под руководством А.С. Кузнецова, 1967-1969 гг.

И вот на этом месте мне пришлось читать толкование «Апокалипсиса». Надо сказать, что это занятие не для слабонервных. Фрески были написаны в 1654 году, а в 1666 году православные христиане России ожидали конец света. К этому готовился и царь Алексей Михайлович, который полагал, что после катастрофы появится «новое небо и земля», будет новая жизнь на земле в райском граде – Иерусалиме.

Хочется еще раз вспомнить о тех, кто многие годы спасал фрески от разрушения. Несколько поколений реставраторов трудились и продолжают трудится над сохранением духовного и художественного наследия наших предков.

Наша жизнь складывается из событий, которые являются очень разными и непохожими друг на друга. Встречи с русской историей, замечательными людьми – современными подвижниками, создающими новейшую историю, являются для меня судьбоносными.

©Автор: О. Ф. Журавлева

©Фотографии: О. Ф. Журавлева

24 декабря 2022 г.

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Один отзыв

1.  Ольга Ивановна Журавлева
06 Янв 2024 в 01:39

Спасибо, Ольга Фёдоровна! Очень интересно!

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение