«Не век жить ­– век помнить». Так говорили мне на родном Русском Севере.

Я вспомнила эти слова в связи с уникальным кружевным благотворительным проектом Ирины Урываевой и Татьяны Джуровой. 

Художник/исполнитель – И. А. Урываева/Т. Д. Джурова. Москва. Коклюшечное плетение, сцепная техника.

Фрагмент церковного панно. Художник/исполнитель – И. А. Урываева/Т. Д. Джурова. Москва. Коклюшечное плетение, сцепная техника. Металлизированные нити, машинная тесьма. 2016-2018 гг.

Есть в селе Малоирменка Ордынского района Новосибирской области Михайло-Архангельский епархиальный женский монастырь, возглавляемый настоятельницей Марией (Серопян). Он молод. Годом его создания считается 1996 год. Первые службы в то время проходили в палатке. Потихоньку стали возводиться стены храма на месте фундамента старого, разрушенного в 1930-е годы.

Михайло-Архангельский епархиальный женский монастырь, село Малоирменка Ордынского района Новосибирской области.

Михайло-Архангельский епархиальный женский монастырь, село Малоирменка Ордынского района Новосибирской области.

Православный храм – церковь – состоит из трех частей: притвора, который предназначался в древности для оглашаемых, кающихся и отлученных от причастия, средней части для молящихся, алтаря с престолом и жертвенником. Туда могут входить только священники и лица мужского пола. Алтарь от средней части храма отделяется иконостасом. Иконостас состоит из нескольких ярусов икон. Слово «икона» переводится как «образ».  Стоя перед иконой, молящийся воздает своё почтение изображенному на ней лицу.

Михайло-Архангельский епархиальный женский монастырь, село Малоирменка Ордынского района Новосибирской области.

Михайло-Архангельский епархиальный женский монастырь, село Малоирменка Ордынского района Новосибирской области.

Иконы на монастырском трех ярусном иконостасе написаны рукой известного российского иконописца Евгения Мамиконяна (Москва). Икона его письма «Матерь Божья Державная» находится в Храме Христа Спасителя в Москве.

 Центральный проход в алтарь называется Царскими вратами, над которым располагается икона Тайной вечери, которая находится в центре ряда с иконами двунадесятых праздников. Иконописные части Царских врат неизменны. В верхней части их расположена икона Благовещения, центральными образами которой является Богородица и Архангел Гавриил. На остальных четырех иконах молящийся видит образы четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Образы Спасителя и Божьей Матери в иконостасе доминируют.  На самом верху в центре в апостольском ряду расположена икона «Троица». Справа от образа Спасителя на диаконовских вратах мы видим Святого Архангела Михаила, являющегося Архистратигом, то есть предводителем святого воинства Ангелов и Архангелов. Симметрично ему слева находится Архангел Гавриил – посланник Божий. Далее расположена икона святого Николая Чудотворца, а симметрично ей с правой стороны мы видим образ святого Сергия Радонежского. Образ святого Серафима Саровского замыкает этот ряд с правой стороны. А симметрично ему расположенная икона святых Петра и Февронии Муромских.

Часть алтаря. Михайло-Архангельский епархиальный женский монастырь, село Малоирменка Ордынского района Новосибирской области.

Часть алтаря. Михайло-Архангельский епархиальный женский монастырь, село Малоирменка Ордынского района Новосибирской области.

Иконопись, Е. Мамиконян, Москва.

Кружевные панно-панели. Художник/исполнитель – И. А. Урываева/Т. Д. Джурова. Москва. Коклюшечное плетение, сцепная техника. Металлизированные нити, машинная тесьма. 2016-2018 гг.

Теперь, когда мы познакомились с иконостасом, рассмотрим панели под иконами, и это не резьба по дереву. Это коклюшечные панно, созданные профессиональным художником по кружеву Ириной Анатольевной Урываевой и сплетенное любителем-кружевницей Татьяной Дмитриевной Джуровой. Вся работа с момента замысла, согласования эскизов с настоятельницей Марией (Серопян) до монтажа на месте заняла три года (2016-2018гг.).

Ирина Анатольевна Урываева окончила Московское художественно-промышленное училище (МХПУ) имени М. И. Калинина и получила там два диплома: художник по кружеву и дизайнер интерьеров. В 2001 году она издала учебный курс в книге «Кружевоплетение на коклюшках», Москва, «Дом РДФ». В нескольких номерах журнала «Лена-рукоделие» издательского дома «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА» ею были опубликованы свои работы и уроки в технике коклюшечного плетения со сколками (№2/2003, №10/2004, №10/2005, №4-7/2006, №12/2007). В настоящее время преподает коклюшечное плетение в Москве. Она является членом Союза художников, секция иконописцев. Я в своих статьях писала о творчестве художницы в создании кружевных икон. На заседаниях секции она познакомилась с иконописцем Е. Мамиконяном, в результате которого возник проект иконостаса.

Часть алтаря. Михайло-Архангельский епархиальный женский монастырь, село Малоирменка Ордынского района Новосибирской области.

Часть алтаря. Михайло-Архангельский епархиальный женский монастырь, село Малоирменка Ордынского района Новосибирской области.

Иконопись, Е. Мамиконян, Москва.

Кружевные панно-панели. Художник/исполнитель – И. А. Урываева/Т. Д. Джурова. Москва. Коклюшечное плетение, сцепная техника. Металлизированные нити, машинная тесьма. 2016-2018 гг.

Панно всего шесть. По орнаментальному оформлению они составляют две группы, состоящие из четырех и двух одинаковых. В готовом виде кружево перед монтажом для сохранности было покрыто пихтным лаком, чтобы оно не пострадало от внешнего влияния изменений температуры и влажности.

Часть алтаря. Михайло-Архангельский епархиальный женский монастырь, село Малоирменка Ордынского района Новосибирской области.

Часть алтаря. Михайло-Архангельский епархиальный женский монастырь, село Малоирменка Ордынского района Новосибирской области.

Иконопись, Е. Мамиконян, Москва.

Кружевные панно-панели. Художник/исполнитель – И. А. Урываева/Т. Д. Джурова. Москва. Коклюшечное плетение, сцепная техника. Металлизированные нити, машинная тесьма. 2016-2018 гг.

Чтобы сделать в кружеве орнамент в церковных традициях, И. А. Урываевой пришлось ходить и рисовать старинные орнаменты, которые использовали архитекторы при строительстве православных храмов. Затем наступило время выбора рисунков и согласование эскизов.  

После этого были выбраны технологические приемы для плетения и начерчены технические рисунки-сколки. Трудность заключалась ещё в том, что панели имели незначительные расхождения в своих размерах, которые необходимо также было учесть при проектировании сколков.

Фрагмент церковного панно. Художник/исполнитель – И. А. Урываева/Т. Д. Джурова. Москва.

Фрагмент церковного панно. Художник/исполнитель – И. А. Урываева/Т. Д. Джурова. Москва.

Коклюшечное плетение, сцепная техника. Металлизированные нити, машинная тесьма. 2016-2018 гг.

Следующей работой был подбор нитей. Была использована металлизированная нить.  Поначалу было сложно оценить масштаб работы и количество необходимого для плетения материала. Оказалось, что средний размер больших четырех панно — 78 см на 75 см. Панели, находящиеся по краям от центральных, по ширине существенно отличаются: левая – 78 см на 64 см, правая – 78 см на 54 см. Всего получилось 3,26 квадратных метра. В процессе работы выяснилось, что нитей для плетения не хватает, поэтому пришлось их приобретать дополнительно. В результате этого нити оказались трех разных оттенков. По этому поводу И. А. Урываевой был придуман художественный прием плавного перехода от одного оттенка к другому, в результате которого кружевные панно получились более выразительными, как бы объемными. В кружеве было использовано три вида фабричной тесьмы, которую И. А. Урываева стала применять в своих работах, учась еще в МХПУ имени М. И. Калинина.

Фрагмент церковного панно. Художник/исполнитель – И. А. Урываева/Т. Д. Джурова. Москва.

Фрагмент церковного панно. Художник/исполнитель – И. А. Урываева/Т. Д. Джурова. Москва. Коклюшечное плетение, сцепная техника. Металлизированные нити, машинная тесьма. 2016-2018 гг.

Фрагмент церковного панно. Художник/исполнитель – И. А. Урываева/Т. Д. Джурова. Москва.

Фрагмент церковного панно. Художник/исполнитель – И. А. Урываева/Т. Д. Джурова. Москва. Коклюшечное плетение, сцепная техника. Металлизированные нити, машинная тесьма. 2016-2018 гг.

Огромный труд в этот проект вложила и Татьяна Дмитриевна Джурова. Это она плела и плела выдающиеся по красоте кружевные панно. Надо сказать, что до сих пор такого использования кружевных панно в храме в качестве архитектурного (декоративного) украшения нигде не встретишь. И. А. Урываева и Т. Д. Джурова в настоящий момент стали первыми исполнителями такого применения коклюшечного кружева.

Я писала статью о церковном фламандском кружеве , которое было показано на специальной выставке, организованной для посетителей Всемирного конгресса кружевниц, проходившего в Брюгге в 2018 году.  Она была превосходной. Но те кружева плели монахини. А здесь обыкновенные мирянки осуществили такую масштабную церковную работу, которая долгие годы будет восхищать своей красотой.

Скоро наступит Новый 2020 год. Прошло два десятилетия XXI века. Кружевницы, которых я знаю и о которых я пишу, провели их достойно.

Ирина Урываева и Татьяна Джурова, в частности, осваивали новые формы кружевного искусства – эта статья тому пример.

Татьяна Дмитриевна занималась восстановлением технологий плетения старинных русских плетеных мерных кружев, краев и прошв к полотенцам. Её панно «Принцесса Турандот», созданное на конкурс по теме «Театр», проходившем на IV Международном фестивале «Кружевная тропинка» в городе Радужный в 2019 году заняла второе место.  В нем она показала, что научилась уже создавать свои художественные образы.

Хочу напомнить про прекрасные плетеные ювелирные изделия: колье, браслеты. Ирина Урываева показала такой комплект на фестивале «Кружевная рапсодия», проходившем в Балахне Нижегородской области, и сама продемонстрировала его на  на «Шоу кружевниц» в МДПНИ, 2019..

Рада сообщить о последнем событии, о которым мне рассказала Ирина Анатольевна. Из Италии ей пришло письмо о том, что её конкурсную работу «Любовь», посланную на XIV Биеннале в Канту, Италия (18-20 октября 2019 г.), по теме «Микрокосм» внесли в каталог и опубликовали. «Микрокосм» в античной литературе определяется как «человек», расширяя это понятие до уровня «вселенной» — «макрокосма». В письме были перечислены названия конкурсных работ разных стран. Россия в нем отмечена работой  «love», в центре которой расположены два романтических силуэта с мощным взаимным притяжением.

Панно «Любовь». Автор/исполнитель И. А. Урываева. Москва

Панно «love» . Автор/исполнитель И. А. Урываева. Москва. Шёлковые и металлизированные нити. Коклюшечное плетение, сцепная техника. 10 х 7 см. 2019 г.

Поздравляю И. А. Урываеву с такой концептуальной работой, выполненной в технике коклюшечного кружева.

«Микрокосм» получился великолепным, потому что от любви рождается все прекрасное!   

Всем УСПЕХА в третьем десятилетии XXI века!

Автор: О. Ф. Журавлева.

Фотографии предоставлены Т. Д. Джуровой.

 

 

 

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Один отзыв

1.  Галина Муравьева
22 Дек 2019 в 09:27

Ольга Федоровна, так и вспомнились сразу поездки по Бельгии и кружево для соборов!

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение