Марсель Mucem Выставка Or Золото

Автор: Zhuravleva OlgaРубрика: путешествия
2
Авг

marseilles-2018-mucem-or

Будучи девочкой, читая историю Мерседес из романа «Замок Монте-Кристо» А. Дюма (1844-1845), я и предположить не могла, что несколько раз побываю в Марселе.

Туристы, побывавшие в этом древнейшем средиземноморском поселении (греки основали его в 600 г. до н. э.), рассказали мне, что на них большое впечатление произвел Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр. MuCEM, Musée des Civillisations de l’Europe et de la Méditerranée).  Дата его основания 7 июня 2013 г.

Марсель. Вид на Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (Mucem) с форта Сен-Жан.

Марсель. Вид на Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (Mucem) с форта Сен-Жан.

Фотография была сделана с высокой точки второго музейного пространства, находящегося на территории форта-крепости Сен-Жан (Fort St-Jean, 1662 г., эпоха Людовика XIV, фортификационный инженер Луи –Николя де Клервилль (L.-N. Clerville)) или форта святого Иоанна.   Здесь виден весь город, как на ладони.

В этой части панорамы возвышается Кафедральный собор Сен-Мари-Мажор (1893, романская архитектура, неовизантийский стиль) и морской порт, где на момент фотографирования стоит огромный круизный корабль.

Марсель. Вид на Старый порт, форт Святого Иоанна и Базилику Нотр-Дам-де-ла-Гард

Марсель. Вид на Старый порт, форт Святого Иоанна и Базилику Нотр-Дам-де-ла-Гард.

На другой стороне открывается вид на Старый порт, на форт Святого Николая (Fort St-Nicola, 1662 г., эпоха Людовика XIV, фортификационный инженер Луи –Николя де Клервилль (L.-N. Clerville)). Перед фортом Святого Николая расположена базилика Святого Виктора (Basilique St-Victor, 1040 г.). На месте её в IVвеке был казнен христианский мученик Виктор. Аббатство Святого Виктора, мощное сооружение, было построено около 420 г. Там есть что посмотреть и чему поклониться (мощи святых Виктора и Касьяна).

Над городом возвышается Базилика Нотр-Дам-де-ла-Гард (Basilique Notre-Dame de la Garde, 1860, неовизантийский стиль). Базилика Богоматери, покровительницы моряков и рыбаков, расположенная на высоте 162 метра, возносит тебя к небесам. Там ты понимаешь эфемерность земного существования человека и вечность природы, природных явлений и божьего промысла. 

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem) на форте Сен-Жан.

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem) на форте Сен-Жан.

Средиземное море. Оно было кормильцем этой в общем-то неплодородной, засушливой земли. По нему плавали бесстрашные мореходы, открывая новые земли и поселения. Мореходство стало главным источником создания Цивилизации Средиземноморья.

В XII веке отсюда отплывали крестоносцы в Палестину, чтобы там восстановить христианство.

На фотографии запечатлена часть маяка (1670 г.), довольно внушительное сооружение, если на него смотреть с моря. Свет его фонаря был виден мореплавателям за 20 километров от Марселя.

На форте Сен-Жан можно увидеть дендрарий провансальских растений. Все они подписаны.  

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem).

Мост соединяет обе части Музея цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Это очень удобно.

С моста виден остров Иф, на котором расположено фортификационное сооружение замок Иф (1527 г.). Считается, что в нем была одна из самых страшных тюрем Франции. Он расположен в 4 километрах от Марселя.

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem).

Посетители после первой нагорной части музея могут отдохнуть в тени.

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem).

Вход в музей с Набережной. У нас это место оказалось выходом.

В Марселе, в Музее цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem) я посмотрела одну из самых необычных выставок. По этой причине решила вспомнить и сделать попытку описать краткое содержание её. При этом необходимо было учесть кратковременность пребывания на выставке, в результате чего ряд экспонатов не вошел в поле моего зрения. Сфотографированы были только часть описаний экспонатов на французском языке. Каталог выставки не был куплен.

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem).

Итак, Марсель, Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр. Mucem) выставка «Or» (рус. Золото), 25 апреля-10 сентября 2018 г.

Выставка Or (Золото) была составлена из 600 предметов, привезенных из различных музеев, находящихся в собрании музея Mucem, являющихся частной собственностью. В выставке приняли участие 43 современных художника.

Первое впечатление от экспонатов ошеломляет. Я полагаю, что поэтому выставка осталась в памяти до сих пор. Наверное, не только у меня.

 Надо отметить, что музейное пространство огромно, и это позволило устроителям преподнести зрителю современные золотые скульптуры, создавая эффект неожиданности сразу на входе. Внимание сразу же обострилось.

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото). Сезар Бальдаччини (César Baldaccini, 1921, Марсель-1998, Париж). Скульптура «Большой палец».

Скульптуру «Большой палец» (фр. “Le Pouce”) создал уроженец Марселя Сезар Бальдаччини (1921-1998). Его жизнь в искусстве была наполнена поиском новых форм (произведения из металлолома, остовов машин). В 1965 году он создал изваяние собственного большого пальца высотой 1, 85 метра при помощи пантографа. В дальнейшем он сделал копии разных размеров, одна из которых высотой 12 метров стоит в районе Ля-Дефанс в Париже. Другие копии находятся в Марселе, Ницце, Кобленце. Именем «Сезар» в честь выдающегося современного художника была названа национальная французская премия по кинематографии. В понимании русского человека, поднятый кверху большой палец, символично обозначает, что все очень хорошо.  

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Лиза Лоу (Liza Lou, 1969, Нью-Йорк). Скульптура «Изгнание из Рая» (“TheDamned”), 2004. С разрешения галереи австрийского знатока современного искусства, удостоенного Ордена Почетного легиона, Тадеуша Ропака (фр. GalerieThaddaeusRopac /Paris, London, Zalzburg). Золотой стеклянный бисер, литая полиэфирная смола, сталь.

Фреска Мазаччо (Masaccio) «Изгнание из Рая» из фамильной капеллы рода Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции (Раннее Возрождение, 1425 г.) послужила источником вдохновения для американской художницы Лизы Лоу (LizaLou, 1969, Нью-Йорк). Золотой стеклянный бисер создает мягкое свечение скульптур Адама и Евы, усиливая при этом светотеневую рельефность их тел в трехмерном пространстве и подчеркивая эмоциональное напряжение образов.

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото). Рядом со скульптурой автор статьи О. Ф. Журавлева.

Йохан (Джоен) Кретен. (“Why does strange fruit always look so sweet?”). 2005.

Йохан (Джоен)  Кретен (Johan Creten, 1963, Sint-Truiden), Бельгия. Скульптура «Почему незнакомый фрукт всегда кажется сладким» (“Why does strange fruit always look so sweet?”). 2005. Патинированная бронза, частично позолоченная сусальным золотом. Частная галерея. С разрешения Йохана Кретена, Париж.

Йохан Кретен прославился в качестве художника с богатой фантазией, создавая при помощи различных техник фантасмагорические существа. Его работы с 1980-х годов года украшают многочисленные художественные выставки как в европейских странах, так и в странах, расположенных на других континентах мира.

В показанной на выставке в Марселе скульптуре «Почему незнакомый фрукт всегда кажется сладким?», художник пытается с помощью художественного образа раскрыть перед зрителями тему неоднозначности сексуальности.

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Справа. Гийом Леблон (Guillaume Leblon, 1971, Лилль). Величественный кризокаль (”Grande chrysocale”, поддельное золото). 2006. Центр Помпиду. Музей национального современного искусства. Париж. Сплав меди, олова и цинка. 80 х 370 х 70 см.

Современные художники в своем творчестве свободно оперируют историческим временем.

Французский скульптор и визуальный художник Гийом Леброн обратился к теме алхимии, то есть к созданию золота химическим путем в лаборатории. Тело огромной мумии составлено из сплетенных полос поддельного золота – сплава меди, олова и цинка. Две разные золотые скульптуры видны в экспозиции, только одна из них покрыта настоящим сусальным золотом, а другая сделана из поддельного золота. Различить на глаз практически невозможно.

 

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Этот уголок выставки Or обратил на себя внимание своим нежным сочетанием голубого и золотистого цветов. Но не менее достойна восхищения работа музейщиков в подборе экспонатов, каждый из которых наполняет пространство энергией разнообразного творчества.

Сердце, выполненное из пластиковых бутылочек, имеет название «Пассажир» (“Le Passager”). Автором его является художница из Марокко Гхизлан Сахли (Ghizlan Sahli, 1973, Meknes). 2018 г. Пластиковые бутылки, вышивка золотыми нитями на металле. 100 х 80 х80 см. С разрешения автора. Маррокеш.

Могу сделать ссылку, что нечто подобное я встречала на выставке в Версале на выставке Жоаны Вашконселуш (Joana Vasconcelos, 1971, Париж). Там в залах дворца висели сделанные из пластиковых вилок, ножей, ложек два сердца — красное (доброе) и черное (злое).

Также, как и Жоана Вашконселуш, Гизлан Сахли использует в своих работах труд женщин, которые владеют традиционными техниками рукоделия.

Дерево. Факсимиле (фото) работы художников N. KHAIR, K. KALLAS, F. KABBANI. В 1986 году они создали копию мозаичного панно XVIII века из главной мечети Дамаска, которая в настоящее время находится в Лувре в отделе исламского искусства.

Слева находятся ювелирные женские золотые украшения, найденные в захоронениях, относящихся к различным периодам времени до н.э. Они привезены на выставку «Золото» из Национального музея Грузии в Тбилиси.

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Золотая скульптура, расположенная слева осталась у меня безымянной. Жаль. Справа классическая картина обнаженной женщины художника XVIII века (?, написано по памяти), находящаяся в музейном собрании Mucem. В данном уголке выставке мы видим, как меняется сознание художников за два столетия. Обнаженное женское тело всегда являлось свидетельством самого высокого достижения мастерства, и оно есть в обоих произведениях, но внутренний подтекст образов изменился абсолютно. В этом заключается парадокс современности.

Справа от картины находятся современные ювелирные украшения в маленьких черных рамочках. Они остались безымянными.

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Что это за экспонаты, остается только гадать. Хотя они во всей красоте показывают благородный металл, каким является золото, запасы которого всегда были всемирным показателем богатства царства, церкви, государства и гражданина. 

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Церковные раритеты из собрания Mucem. Золото.

Музейное собрание Mocem демонстрирует различные формы ковчегов (реликвариев) для хранения мощей святого. Это могли быть и кресты, статуэтки, складни с пустотой внутри для размещения в ней небольших частичек мощей святого. Ранее почти в каждом католическом храме были места для особого поклонения верующих, которые верили, что мощи обладают чудодейственной силой. Церковь имела особую склонность к золотым и серебряным предметам культа.

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Чаша Нестора. Копия. Эмиль Жильерон (Émile Gilliéron, 1850-1924). 1900-1911. Музей национальной археологии, Сен-Жермэн-ан-Ле (Saint-Germain-en-Laye), Франция.

Маска Агамемнона. Копия. Эмиль Жильерон (Émile Gilliéron, 1850-1924). 1900-1911. Музей национальной археологии, Сен-Жермэн-ан-Ле (Saint-Germain-en-Laye), Франция.

По этой витрине у меня есть описание двух экспонатов, находящихся в Сен-Жерменском дворце.

Это копия знаменитой золотой чаши (кубка) царя Пилоса Нестора (1550-1500 до н. э.), про которую было написано в «Илиаде» Гомера. Её нашел и отождествил Г. Шлиман при раскопках Микен (1876 г.).

Вторая копия производит также сокровище, найденное Шлиманом. По его убеждению, это была погребальная маска Агамемнона, царя Микен. Современные историки пришли к выводу, что она тоже относится к периоду 1550-1500 до н. э., а герой «Илиады» жил на три века ранее. Маска хранится в Национальном археологическом музее Афин.

История Эмиля Жильерона -отца, автора этих копий, полна приключений. О нем и его сыне написаны романы (Ирвинг Стоун, «Греческое сокровище»). И все из-за того, что они делали копии археологических раритетов с разрешений археологов Шлимана (Греция, Микены) и Эванса (Крит, Кносс) и вывозили их по разным странам на выставки.

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Внизу, в центре. Фуражка. Москва. 1950-2000. Ткань, натуральная кожа, металл.  Музей Mucem, Марсель.

Разнообразие экспонатов налицо.

 В центре вверху мы видим знак (1917-1967) уже не существующей страны СССР с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».  Впервые его опубликовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс в своем «Манифесте коммунистической партии» (1847-1848). Лозунг был на гербе СССР (1958-1991гг.). Герб нашей страны также можно увидеть на звезде в центре красного поля. Она расположена вверху справа.

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Женские головные уборы конца XIX– начала XXвв. Эта витрина потребовала бы на детальный осмотр продолжительное время, а меня ждали, поэтому об этой красоте у меня нет информации. Ясно, что они из разных стран, и что в каждом из них использована в изготовлении металлизированная нить, придающая эффектный золотой цвет. Такие головные уборы могли носить девушки из народа с высоким социальным статусом в своей среде.

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Обладание запасом природного золота и по сей день является достаточным условием независимости и богатства для их владельцев. Мода, декоративное искусство, театральные представления используют, как правило, имитации драгоценного металла в изделиях, которые при этом становятся очень яркими и красивыми предметами роскоши.

В витрине выставки Or показаны очень разные костюмы из музея Mucem, материал которых украшен золотыми блестящими отделками.

Справа. Платье невесты. 1830 (?). Марсель. Шелк, Золотные нити. Музей Mucem.

В середине. Костюм тореро. Севилья. ХХ в. Ткань. Металлизированные нити. Музей Mucem.

Слева. Платье и аксессуар «Мисс Франции». 1977-1980 гг. Ткань. Современные синтетические нити под золото. Музей Mucem.

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Спонсором (меценатом) выставки Or является Дом моды Cristian Dior Parfums.

Высокая мода Франции (Синдикат создан в 1868 г.) представлена миниатюрными моделями и вечерним платьем «от кутюр».  По правилам такие изделия должны быть на 70% сшиты вручную из эксклюзивных тканей.  Их украшает вышивка золотым бисером, пайетками (фр. paillette, «золотая песчинка»).

В центре. Robe JAdore (рус. Платье «Я люблю»). Haute Couture.

Диор, Джон Гальяно (John Galliano, 1960, Гибралтар). В 1996-2011 гг. Являлся арт-директором модного дома «Кристиан Диор».

Золотое платье голливудской звезды Шарлиз Терон для рекламы духов “JAdore”.

Впервые эти духи появились в 1999 г. 

Шифон, тюль, золотая вышивка.

Коллекция Cristian Dior Parfums, Париж.

Слева. Миниатюрное платье “JAdore”. Диор, Джон Гальяно. Макет платья для участия Шарлиз Терон в рекламной компании духов “JAdore”, 2011.  Вышитый шифон.  Наследие Кристиана Диора, Париж.

Справа. Миниатюрное платье. Специально создано для Диор Марком Боаном (Marc Bohan, 1926).

Марк Боан проработал в Модном доме Кристиана Диора 30 лет.

Макет платья, созданного для американской актрисы и супермодели Лорен Хаттон (англ. Lauren Hutton, 1943) для кинофильма “Toutfeu, toutflame” (1982, «Огонь и пламя»). 1981. Золотое ламе (парча, с шитьем металлическими нитями по основе). Наследие Кристиана Диора, Париж.

 

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Марсель. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр.Mucem). Выставка Or (Золото).

Выставка Or показывает небольшую историческую коллекцию духов Дома моды Christian Dior.

В 1947 году Кристиан Диор (1905, Гранвиль, Нормандия – 1957, Монтекатини-Терме, Италия) представил новую коллекцию модной женской одежды, которая получила название “New Look” (“Новый облик»). Только закончилась война, вернулись с фронта мужчины, и женщины хотели им нравиться. Кристиан Диор создал романтический облик «красотки», с помощью нарядов, состоящих из длинной пышной (узкой) юбки с «осиной талией», кофточки с рукавами «кимоно». На показе воздух благоухал новым ароматом духов “Miss Dior”. Вдали слева виден флакон в виде амфоры, сделанный из резного хрусталя баккара. Флаконы могли быть красного, синего и молочного цвета. На выставке представлены духи Miss Dior 1949, 1950, 1951 года выпуска.  Коллекция Christian Dior Parfums, Париж.

В 1956 году появились духи Christion Dior Diorissimo в хрустальном флаконе баккара. Они также находятся в коллекции Christian Dior Parfums и показаны на выставке “Золото».

На переднем плане видны хорошо узнаваемые флаконы духов “JAdore” из лимитированных серий 2001, 2011 годов, “JAdoreLOr” 2015 года, “JAdore” 2017 года (от Victoire de Castellane).

Масштабная выставка Or в Музее цивилизаций Европы и Средиземноморья (Марсель, Mucem) показала во всей красе, что прошли тысячелетия, а блеск золота за это время не утратил своей ценности во всех сферах жизнедеятельности человека.

От своего лица благодарю всех создателей, участников и спонсоров великолепной марсельской выставки Or.

Художественный совет выставки:

Жан-Рох Буйе (Jean-Roch Bouiller), куратор современного искусства в Музее цивилизаций Европы и Средиземноморья (фр. Mucem);

Филипп Джоки (Phillipe Jockey), профессор истории и греческой цивилизации в университете Экс-Марсель (фр. Aix-Marseille Uneversité);

 Мириам Морель-Деледаль (Myriame Morel-Deledalle), главный хранитель отдела исторического наследия в Mucem;

Марсель Таве (Marcel Tavé), консультант по современному искусству.

Паскаль Родригес (Pascal Rodriges), экспозиция.

Дом моды Christian Dior Parfums, спонсор.

Музей Лувра, особый вклад.

 

©Автор: О. Ф. Журавлева. Москва. 1 августа 2020 г.

©Фотографии: О. Ф. Журавлева, 2018 г.

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Один отзыв

1.  Галина Муравьева
03 Авг 2020 в 06:40

Как интересно!

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение