Ипр Выставка «Кружево войны» Часть I

Автор: Zhuravleva OlgaРубрика: кружево
29
Июн

Jeper Exhibition “War Lace” 2018 Part I

Прошло 100 лет со времени окончания Первой Мировой войны (1914-1918). В августе 2018 года в Ипре (фр. Ypres, нидерл. Jeper) торжественно отмечали эту дату. Вокруг города находится около 140 военных кладбищ и мемориалов.

Ипр. Кладбище CWGC. 20 августа 2018 года.

Ипр. Кладбище CWGC. 20 августа 2018 года.

Кружевницы – участницы Международного конгресса в Брюгге — приехавшие со всего мира в этот город 20 августа во второй половине дня, первым делом почтили память погибших на фламандских полях в районе Ипра, побывав на самом большом мемориальном кладбище в мире, которое было основано Комиссией по британским военным захоронениям (The Common wealth War Graves CommissionCWGC, основание 21 мая 1917 года). В настоящее время эта организация заботится о могилах более 1,5 миллиона английских военных служащих, погибших в двух мировых войнах, находящихся в 23000 местах более чем 150 странах.

P.S. В Архангельске есть английское кладбище времен 1918-1921 гг., где похоронены английские военнослужащие, принявшие участие в военном вмешательстве в Гражданскую войну в России на стороне белого движения (Интервенция). Там идеальный порядок и приносятся цветы на определенные даты.

На кладбище Под Ипром покоятся около 12000 военнослужащих Британии и Новой Зеландии. Из них около 8500 захоронений безымянно (“Known Unto God”). В основном это погибшие при третьей битве при Ипре (Битва при Пашендейле — Passchendaele, 31 июля – 1- ноября 1917 года). При Пашендейле были огромные потери, а удалось продвинуться только на несколько километров. Немцы в 1917 году применили химическое оружие ­– горчичный газ (иприт).

Ипр. Кладбище CWGC. Мемориальный памятник (Tyne Cot Memorial ) 20 августа 2018 года.

Ипр. Кладбище CWGC. Мемориальный памятник (Tyne Cot Memorial ) 20 августа 2018 года.

В центральной части находится мемориальный памятник (Tyne Cot Memorial), на котором перечислены имена 35000 военнослужащих Британии и Новой Зеландии, умершие между августом 1917 и ноябрем 1918. Тела их неизвестно где похоронены, потому что военные действия шли в болотистой местности.

Первые газовые атаки немцев были при Второй битве при Ипре (22 апреля 1915 года -25 мая 1915 года). Тогда они применили хлор.

 Война – это такой УЖАС и НЕСЧАСТЬЕ. В основе её жажда обогащения, по-русски называется «идти по головам».

Красавец Ипр был разбомблен и сожжен полностью.

В статье я отступила от хронологии событий. После посещения кладбища нам показали главное событие – кружевные выставки, затем следовало самостоятельное посещения центральной площади Ипра, где в палате суконщиков должен был быть обед. Далее посещение торжественной церемонии военного караула у Мененпорта. Так как программа увиденного была значительной, то я в данном случае решила показать сначала центральную часть города во всей красе, а затем перейти к выставке кружева.

Ипр. Палата суконщиков. Музей «На фламандских полях» (“In Flanders Fields”).

Ипр. Палата суконщиков. Музей «На фламандских полях» (“In Flanders Fields”).

Музей «На фламандских полях» мы посещали самостоятельно. В нем я увидела фотографии руин Ипра.

Однако в настоящее время это цветущий город впервые в истории с полностью восстановленными историческими зданиями, в центре которых расположено здание палаты суконщиков с находящейся в середине беффруа (фр. beffroi–колокольня, нидерл. — belfort), высотой 70 метров. В Брюгге колокольня называлась на нидерландском языке белфорт, а в Ипре, находящемуся на границе с Францией по-видимому говорят по-французски, поэтому называют её беффруа. Огромное готическое здание восстановлено в 1967 году. Беффруа Ипра внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ипр. Палата суконщиков и Белфорт (Беффруа – фр.). Восстановлены на месте зданий 1200- 1304 года.

Ипр. Палата суконщиков и Белфорт (Беффруа – фр.). Восстановлены на месте зданий 1200- 1304 года.

В центре виден проход внутрь.

Ипр. Палата суконщиков и Белфорт (Беффруа – фр.). Центральный вход.

Ипр. Палата суконщиков и Белфорт (Беффруа – фр.). Центральный вход.

Строители того времени знали устойчивость арочных перекрытий. Сверху возвышается громада башни, но все сооружение полностью надежно от разрушений. Около столба была назначена встреча группы для проведения обеда.

Ипр. Палата суконщиков. Обед в “Het Museum Café”.

Ипр. Палата суконщиков. Обед в “Het Museum Café”.

Палата суконщиков представляет собой замкнутый четырехугольник зданий. По центру они разделены двумя проходами, один из которых центральный, а другой поперечный. В крыле поперечного прохода расположено музейное кафе (“Het Museum Café”), довольно большое и просторное по размерам. Кружевницы пообедали в нем и далее было свободное время.

Ипр. Площадь около палаты суконщиков с боковой стороны

Ипр. Площадь около палаты суконщиков с боковой стороны

Август месяц, летние кафе полны народу. К сожалению, на центральной площади проводились строительные работы, поэтому осталось ощущение перегруженности её от движения машин.

Ипр. Площадь Гроте-Маркт.

Ипр. Площадь Гроте-Маркт.

С правой стороны от беффруа возвышает 100-метровый шпиль церковной колокольни кафедрального собора Святого Мартина. Храм тоже был восстановлен.

Ипр. Кафедральный собор Святого Мартина.

Ипр. Кафедральный собор Святого Мартина.

К сожалению, я не удосужилась обойти собор Святого Мартина вокруг и увидеть его знаменитую 100-метровую колокольню, а также подойти к алтарю, разглядеть витражи. В соборе находятся несколько захоронений XIV-XVIвв. Есть исторические картины.

Ипр. Кафедральный собор Святого Мартина.

Ипр. Кафедральный собор Святого Мартина.

Этот вход в собор расположен прямо на выходе из центрального входа палаты суконщиков. В этом месте поставлен памятный знак о том времени 1915 года, когда собор был разрушен. Символическая птица голубь напоминает нам о мире, возрождении Ипра и восстановлении собора.

Ипр. Афиша выставки «Кружево войны». 20 августа 2018 г.

Ипр. Афиша выставки «Кружево войны». 20 августа 2018 г.

В Ипре в колледже Святого Винсента была организована масштабная выставка «Кружево войны» («War Lace», 10-26 августа 2018 г., президент кружевной группы «De Kersecorf»  -  Martine Deceur).

Ипр. Вход на выставку «Кружево войны». 20 августа 2018 г.

Ипр. Вход на выставку «Кружево войны». 20 августа 2018 г.

Мирные коклюшки, плетением на которых занималось большое количество женского населения Фландрии, превратились в боевые гранаты времен Первой мировой войны.

Ипр. Колледж святого Святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г.

Ипр. Колледж святого Святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г.

Выставка расположена в помещении бывшей церкви.

Здесь снова нас встречают стилизованные фламандские поля, могилы и множество красных маков.

Почему они стали символом сражений в годы Первой мировой войны, надо написать подробнее.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г.

На выставке представлена открытка с пророческими стихами «На полях Фландрии» («In Flanders Fields») канадского врача и поэта Джона Маккрея (John Mаc Crae, 30/11/1872 -28/01/1918), ставшего военным хирургом и участвовавшего во второй битве при Ипре в апреле 1915 года. Первая публикация открытки состоялась 15 октября 1968 года. Она была подготовлена к печати к 50-летию окончания Первой мировой войны. Сами же стихи были опубликованы в лондонском журнале “Панч” 8 декабря 1915 г.

«На полях Фландрии растут маки

Между крестов, расположенных ряд за рядом.

Они указывают на наше место, а в небесах

Жаворонки, поющие дружно по-прежнему, летают

Над редкими залпами орудий, раздающихся с земли.

 

Мы умерли, а несколько дней назад

Мы жили, имели чувства и разочарования,

Смотрели на закат, любили и были любимыми.

Теперь мы лежим на полях Фландрии.

 

Поддержите нашу борьбу с врагом:

Вам мы передаем наш факел,

Будьте готовы поднять его выше.

Если Вы не оправдаете нашу веру в Вас,

То нам, усопшим, не будет покоя

Среди маков полей Фландрии.

(Дословный перевод О. Ф. Журавлевой)

В день памяти (день окончания Первой мировой войны отмечают 11 ноября) на грудь прикрепляют красный мак.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г.

Предыстория такова. В 1918 году американка Моина Майкл (Moina Belle Michael) в знак солидарности с погибшими решила постоянно носить на груди цветок красного мака. Другие женщины поддержали её, стали их изготавливать и продавать. Во Франции эта традиция носить такие цветы в дни памяти появилась в 1921 году, а в Англии — в 1922 году. 

Если мы посмотрим хронику 11 ноября 2019 года, то английская королевская семья по традиции отметила этот день торжественно с цветками красного мака на груди.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г.

В 1914 году Германия объявила войну Франции и России. Великобритания тогда объявила войну Германии и закрыла бельгийские порты для импорта продовольствия населению Германии. Для того, чтобы захватить северные промышленные регионы Франции и портовые города, германским войскам пришлось пройти по землям Фландрии, которые особого интереса для неё не представляли. Жителям этого региона Бельгии пришлось испытать унизительные условия оккупации, а мобилизованным на защиту бельгийским, французским солдатам ожесточенно обороняться.

Для поставки продовольствия бельгийцам через порт Роттердам была организована «Комиссия помощи Бельгии» («The Commission  for  Relief in Belgium» (CRB)). Её возглавил господин Гувер (Hoover), в последующем президент США.  Одним из патронов в составе CRB был господин Брэнд Уитлок ( Brand Whitlock).

Кружевницам, которых на момент оккупации было 47000 человек, помощь оказывалась обществом «Друзей кружева» («Amies de la Dentelle»). Оно было создано в 1911 году при содействии королевы Елизаветы для поддержки кружевных школ и изготовления кружева ручной работы.

В ноябре 1914 года стал действовать Брюссельский кружевной комитет (Comité de la Dentelle)  во главе с почетным президентом госпожой Брэнд Уитлок ( урожденная Brainerd Ella). Она стала ответственной за продажу и экспорт кружева в страны, являющиеся союзниками Бельгии в войне. Текущей работой по снабжению кружевниц нитками, булавками, сколками, организацией вывоза готовых изделий в Брюссель руководили четыре женщины. В число их входили фрейлина бельгийской королевы Елизаветы графиня Elizabeth d’Oultremont; американка виконтесса de Beughem;; мадам Josse Allard и мадам Kefer-Mali. Немцы перекрыли доступ к оккупированным территориям. Однако благодаря самоотверженности вышеуказанных женщин и дипломатическому соглашению, заключенному в начале 1915 года господином Гувером, CRB разрешалось привезти Брюссельскому Кружевному комитету нити, а от него забрать кружево такого же веса с целью реализации в Союзных державах (Великобритания, Франция, Россия) и получения прибыли.  Повсеместно был улучшен стандарт составления сколков и его выполнения.  К концу войны было добавлено 2237 новых рисунков. К этой работе были привлечены такие выдающиеся художницы как Isidorede Rudder и F. Knopf.

Кроме того, для оказания помощи работницам, выполнявших работы по филе и так называемым «кружевным имитациям», была создана «Патриотическая организация женщин Бельгии» («Union Patriotique des Femmes Belges»).

Во время Первой Мировой войны бельгийские кружевницы создали уникальные кружевные изделия, в которых можно увидеть патриотические мотивы и геральдические эмблемы. Часть из них была подарена благотворителям и определенным институтам.

Выставка «Кружево войны» в Ипре объединила:

 - коллекцию «Мамины кружева» («Ma’s laces») Музея моды и кружева Брюсселя;

- кружево военных лет из частных коллекций, фотографии и документы, касающиеся женщин и детей, которые были вынуждены покинуть свои дома;

- копии и подлинники документов, сохранившиеся в американских музеях;

- современное кружево на тему войны, сплетенное членами кружевной группы «De  Kersecorf», академии кружева Поперинге и других бельгийских кружевниц;

- картины художника Gruwier.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г. Коллекция “Ma’s laces”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г. Коллекция “Ma’s laces”.

Фландрия, её кружево, имеет великолепные традиции исполнения.

На выставке представлен диплом о золотой медали, присужденной в 1930 году на Международной выставке в Антверпене. К сожалению, я могу только предположить, что она присуждена автору коллекции «Мамины кружева» Луизе Льено-Вергове ( Louise Liénaux – Vergauwe), так как на фотографии шрифт виден нечетко.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г. Коллекция “Ma’s laces”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г. Коллекция “Ma’s laces”.

Коллекция «Мамины кружева» (“Mas laces”), показанная на выставке «Кружево войны» в Ипре, представляет шесть кружевных панно, созданных молодой женщиной Луизой Льено-Вергове             (Louise Liénaux – Vergauwe, род. 1890 — 1974) во время Первой мировой войны (1915-1918). Так получилось, что на четыре года она была разлучена со своими двумя детьми (сын-3 года, а дочь одного года в начале войны), которые были ею пешком эвакуированы за 100 км и затем находились в безопасном Роттердаме в приемной семье. Муж был демобилизован на фронт. Свой страх и нервное напряжение она решила заглушить творческой работой, самостоятельно изучив традиционное кружевоплетение в техниках многопарного плетения торшон и клюни. Талантливая женщина решает выполнить художественные панно на тему войны в собственной манере исполнения, изобретя для этого подушку, которая могла вращаться на шариковом подшипнике на 360 градусов.

Панно «Изерская оборона» («De verdediging van de IJzer», нидерл; «Defense of the Yser», англ.), Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1915.

Панно «Изерская оборона» («De verdediging van de IJzer», нидерл; «Defense of the Yser», англ.), Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1915.

Панно «Изерская оборона» («De verdediging van de IJzer», нидерл; «Defense of the Yser», англ.),LouiseLiénauxVergauwe, Бельгия. 1915. Коклюшечное кружево. 33 х 31,8 см. Коллекция Музея моды и кружева, Брюссель, Бельгия.

В панно «Изерская оборона» в центре на простой схематичной фоновой карте изображены два символических животных, являющихся противниками. Бельгийский лев ударом хвоста сбрасывает шлем с головы немецкого орла, уже сидящего на его спине. Задние лапы расположены на реке Изер в районе Ньивпорта. В кружеве отображены события октября 1914 года, когда бельгийская армия остановила наступление немецких войск, сохранив свободной небольшую часть Бельгии.

Панно «Пророчество» («The prediction»). Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1916.

Панно «Пророчество» («The prediction»). Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1916.

Панно «Пророчество» («The prediction»). Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1916. Коклюшечное кружево. 39,4 х 29,2 см. Коллекция Музея моды и кружева, Брюссель, Бельгия.

В панно «Пророчество» в качестве фона также использована карта со схематичными границами. На ней расположены животные, являющиеся символами ряда стран, втянутых в войну. Луиза подвергает себя чрезвычайной опасности переделывая в кружеве немецкий девиз  «Deutschland über  alles» («Германия превыше всего») на «Deutschland unter  alles» («Германия  подо всеми», на карте написано «onder» по нидерл.). Как мы видим, бельгийский лев и французский петух зацепились за края крыльев немецкого орла, а русский медведь удерживает лапами его хвост. Голова орла повернута к нему. Английский бульдог также стоит на крыле, но в такой позе, которая у животных обозначает свое превосходство. Луиза в своей кружевной работе символически предсказала победу союзников над Германией, что в действительности и произошло, но только через два года, после окончания плетения.

Ипр. Колледж святого Святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г. Коллекция “Ma’s laces”.

Ипр. Колледж святого Святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г. Коллекция “Ma’s laces”.

Ипр. Колледж святого Святого Винсента. Выставка «Кружево войны». 20 августа 2018 г. Коллекция “Maslaces”. Справа газетный лист, 1917 г. Слева сколок, созданный LouiseLiénauxVergauwe по газетной иллюстрации.

Следующей выдающейся работой Луизы Льено- Вергове стала сложная композиция из человеческих фигур, созданная по опубликованной в бельгийской газете иллюстрации и названная «Бельгия склоненная, но непобежденная». На выставке «Кружево войны» показаны как подлинник газетной страницы, так и сколок с неё.

Панно «Бельгия склоненная, но непобежденная» (анг. “Belgium bowed but undefeated”). Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1916.

Панно «Бельгия склоненная, но непобежденная» (анг. “Belgium bowed but undefeated”). Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1916.

Панно «Бельгия склоненная, но непобежденная» (анг. “Belgium bowed but undefeated”). Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1916. Коклюшечное кружево. 37,5 х 48,3 см. Коллекция Музея моды и кружева, Брюссель, Бельгия.

Исследователи творчества Луизы Льено-Вергове в её дневниках военной поры нашли ответы на многие возникшие вопросы. Об этой работе она писала о том, что хотела отразить в кружеве вселенскую грусть матерей, потерявших своих сыновей и дочерей во время войны. Луиза противопоставляет Францию – фигура слева – и Бельгию. Франция стоит прямо в плаще, застегнутом брошью, в шлеме и в сапогах. В руках у неё большой меч. Выглядит она как богиня. А Бельгия – это усталая простая женщина в сандалиях. Ей трудно держать даже небольшую саблю, а щит с геральдическим бельгийским львом вообще лежит у её ног. Грудь этой женской фигуры также украшен таким же символом. Несмотря ни на что понимаешь, что Бельгия, опираясь на сухое дерево, стоит и выдерживает все свалившиеся на неё тяготы.  Кружевница считала, что в этой работе ей удалось в человеческих фигурах путем техники коклюшечного плетения достичь эффекта эмоционального выражения лиц.

Следующее по времени исполнения панно «Америка вступает в войну» на выставке в Ипре было представлено только в фотографии. Но мне удалось увидеть эту работу в подлиннике в последний день путешествия в рамках Международного конгресса кружевниц, Брюгге, 2018, в Кружевной комнате Музея моды и кружева в Брюсселе, где она находится в постоянной экспозиции.

Панно «Америка вступает в войну» (анг. “America enters the war”). Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1917-1918.

Панно «Америка вступает в войну» (анг. “America enters the war”). Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1917-1918.

Панно «Америка вступает в войну» (анг. “America enters the war”). Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1917-1918. Коклюшечное кружево. 48, 9 х34,3 см. Коллекция музея моды и кружева, Брюссель, Бельгия.

Центральной фигурой панно «Америка вступает в войну», созданного также по иллюстрации, является Статуя Свободы. Кружевница добавила к фигуре крылья с полосами и звездами американского флага.  В руке она держит меч возмездия, который показывает на морские волны, в которых в 1915 году от немецкой торпеды погибло пассажирское судно «Лузитания» (1197 погибших), шедшее из Нью-Йорка в Ливерпуль. За спиной кружевной Статуи Свободы расположены оружейные стволы, идущих в бой солдат. Справа мы видим ничтожную фигуру германского кайзера Вильгельма II(1859-1941). Луиза с тщательностью выполнила мельчайшие детали его одежды, такие как остроконечный шлем, железный крест, золотые цепи на груди, черный меховой воротник. Посредством кружевного плетения снова показаны человеческие эмоции: с одной стороны, гордость за правое дело, а с другой стороны, ненависть и злоба за несбывшиеся захватнические мечты.

Следующей работой Луизы стал кружевной портрет короля Бельгии Альберта I (1875-1934), возглавившего оборону своей страны, по результатам которой вошел в историю Первой мировой войны. Портрет был создан по фотографии. 

Панно «Портрет короля Бельгии Альберта I». Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1918-1919.

Панно «Портрет короля Бельгии Альберта I». Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1918-1919.

Отличительной особенностью работ Луизы Льено-Вергове является динамичное построение образов, их пространственная трехмерность, что достигается сложной фактурой полотняного плетения. Король целится, чтобы поразить врага, потому что свободу необходимо защищать с оружием в руках. Портрет был подарен жене короля Альберта I, королеве Елизавете (1876-1965), после смерти которой он вернулся в семью кружевницы. На выставке «Кружево войны» было несколько портретов этой пары, выполненных в различных техниках.

Жабо. Портрет королевы Бельгии Елизаветы. Шитое иглой кружево «газ» (“Point de Gaze”). Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка «Кружево войны». Из частной коллекции Марианны Штанг (Marianne Stang).

Жабо. Портрет королевы Бельгии Елизаветы. Шитое иглой кружево «газ» (“Point de Gaze”). Из частной коллекции Марианны Штанг (Marianne Stang).

Жабо. Портрет королевы Бельгии Елизаветы. Шитое иглой кружево «газ» (“PointdeGaze”). Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка «Кружево войны». Из частной коллекции Марианны Штанг (MarianneStang).

Королева на портрете изображена медсестрой. Она много работала во время войны. Особенно надо отметить её помощь бельгийским кружевницам. Так как любимыми цветами Елизаветы были розы и эдельвейсы, то в кружевном жабо края его обрамляют эдельвейсы.

Экран к вееру. «Веер мира» (англ. «Peace Fan»). Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1918.

Экран к вееру. «Веер мира» (англ. «Peace Fan»). Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1918.

Экран к вееру. «Веер мира» (англ. «Peace Fan»). Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1918. Коклюшечное кружево. 45,1 х22,9 см. Частная коллекция семьи Brooksbank.

Ожидание конца войны, когда можно будет встретиться с уже подросшими детьми, заставило Луизу задуматься о новой работе, которая бы смогла выразить ее любовь к ним. Сначала надо было решить в какой форме будут выражены эти чувства. Врожденное чувство красоты и талант позволили ей создать утонченный женский аксессуар — экран для веера. Как мы видим, в нем она не отошла от традиций – поле экрана заполнено натуралистически выполненными ирисами, а в центре Луиза поместила художественную композицию, которую можно назвать «Мать и дитя». Достоинством выставки являются сколки. Для веерного экрана он был показан.

Сколок. «Веер Мира». Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1918.

Сколок. «Веер Мира». Louise Liénaux – Vergauwe, Бельгия. 1918.

Сколок. «Веер Мира». LouiseLiénauxVergauwe, Бельгия. 1918. Коклюшечное кружево. Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка «Кружево войны». Из частной коллекции.

Сколок выполнен на черной бумаге и только выделены белым точки для нахождения булавок. В центр помещен небольшой листочек, который, как посчитала Луиза, поможет ей воплотить художественные замыслы. Он тоже весь в наколках.

Надо отметить, что после этой работы Луиза никогда больше не плела кружев. Её семья воссоединилась после ноября 1918 года, и, видимо, её поглотили другие заботы.

На долю живущих в первой половине XX века выпали ужасы двух мировых войн. Во время Второй мировой войны семья дочери жила в Англии, а Луиза осталась опять в Бельгии. Но все проходит, ей и в этих испытаниях удалось сохранить жизнь и свои кружевные работы. Их она передала полностью своей дочери. После смерти матери 1974 года было решено передать кружевные панно на тему войны в коллекцию брюссельского Музея моды и кружева, а экранный веер оставить в семье внука, проживающего в Англии.

В последний день кружевного путешествия 25 августа 2018 года у меня перед вечерним отлетом в Россию было немного времени. С утра была организованная экскурсия по Брюсселю. После неё я самостоятельно посетила Музей кружева и моды. Он находится неподалеку от Гранд-Плас (GroteMarkt) на улице Violetstraat, 12, но по переулкам пришлось поплутать.

Брюссель.  Музей моды и кружева (Musee Mode & Dentelle de la Ville de Bruxelles, Belgium).

Брюссель. Музей моды и кружева (Musee Mode & Dentelle de la Ville de Bruxelles, Belgium).

«Мамины кружева» Луизы Льено-Вергове (Louise LiénauxVergauwe) находятся теперь в знаменитом брюссельском Музее моды и кружева. Я полагаю, что эти коклюшечные кружевные панно приобрели документальный статус Первой мировой войны и являются особой страницей истории кружева.

Благодарю за выставку “WARLACE@KANTIEPER» и каталог по ней группу кружевниц из Ипра De  Kersecorf,  которую возглавляет президент Martine Deceur. Каталог мне очень помог определиться с фотографиями и их описаниями.

Благодарю сотрудников Musee Mode & Dentelle de la Ville de Bruxelles за поддержку проекта «Мамины кружева».

Размеры ряда панно были указаны в статье “Subversive Lace” исследователя Evelyn McMillan (USA), опубликованной в журнале OIDFA№ 2 за 2019 г.

Выставка «Мамины кружева» оказалась полной потому, что в ней был показан веерный экран, принадлежащий наследникам кружевницы по фамилии Brooksbank, проживающим в Англии. Огромное им спасибо.

18 июня 2020 г. Москва.

© Автор: О. Ф. Журавлева

©Фотографии: О. Ф. Журавлева

 

 

 

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

2 отзывов

1.  Галина Муравьева
02 Июл 2020 в 17:31

Прелестно!

2.  Elena Brophy
22 Апр 2021 в 02:57

Замечательный и полнейший обзор! Лучше не возможно! Спасибо.

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение