France and Russia. Ten Centuries Together.

Московский Кремль оказался пустынен, когда я пришла на выставку «Франция и Россия. Десять веков вместе» (10.09.2021 -9.01.2022). Несмотря на новое испытание человечества пандемией вирусной болезни COVID -19 светская жизнь продолжается, и мне есть чем вспомнить добрым словом 2021 год.

Московский Кремль. 27 октября 2021 г.

Московский Кремль. 27 октября 2021 г.

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» является главным хранилищем реликвий, собранных за многовековую историю Российского государства. Часть собрания опубликована в научных трудах, монографиях, художественных альбомах.

По временным очень значимым выставкам издаются научные каталоги. Так у меня в библиотеке есть каталоги по выставке «Два века британской моды из собрания музея Виктории и Альберта, Лондон» (2008), показавшей во всей красоте кружево; по выставке «Сокровищница Медичи» (2011); по выставке ««Золотой век» английского двора: от Генриха XVIII до Карла I» (2013). Выставка итальянских ювелиров Буччеллати (каталог «Buccellati. Искусство вне времени», 2008) продемонстрировала, что старинное кружево можно воспроизвести в ювелирных изделиях из драгоценных металлов. В настоящее время кружевницы всего мира плетут кружевные ювелирные украшения из современных металлизированных нитей.

Московский Кремль. 27 октября 2021 г.

Московский Кремль. 27 октября 2021 г.

Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе» была разделена по времени создания экспонатов на две части. Первая часть находилась в выставочном зале Успенской звонницы, а вторая  — в выставочном зале Патриаршего дворца. Все экспонаты сопровождаются краткой историей того, что показано.

В 1051 году Анна, дочь киевского князя Ярослава Мудрого и супруга французского короля Генриха I Капетинга, стала королевой Франции. От этой даты, то есть со времен древней Руси, и ведется тысячелетний счет русско-французских отношений.

Далее в документах упоминается уже дата — 1586 год. В июне этого года в правление царя Феодора Иоанновича (1584-1598) в Архангельск  приплыл на торговом судне из Дьеппа француз Жан Соваж (Jehan Sauvage), который оставил записки о своем морском путешествии. Для меня, архангелогородки, было интересно прочитать эти записки в переводе, который был опубликован в 1841 году в журнале «Русский вестник», а в настоящее время переизданы в книге Бруно Виане «Путешествие Жана Соважа в Московию в 1586 году». 2017. Издательство: «Новое литературное обозрение». В в книге можно прочитать раннюю переписку русских царей с французскими королями, которая в основном состояла из грамот по случаю вступления нового монарха на престол.

В XVI веке привилегии торговать с Московией были даны царем Иоанном Грозным англичанам и голландцам. Но в 1584 году он умер. После него  такое право получили и французы. Что же ввозили иностранные купцы в Россию через единственный порт Архангельск? Нас интересует металлическое кружево. Об этом подробно пишет В. А. Фалеева [1, стр.20]: «В описи платья Бориса Годунова 1589 года числится ферезь, на ней «круживо плетено в золоте, да в серебре», в опись платья Ивана Грозного  1590-1591 годов внесены «ферези, кружево немецкое, золото плетеное». Слово «немецкое», в те годы, обозначало «иностранное».

Уже в XVII веке таможенные записи торговли через Архангельск свидетельствуют о большом объеме  поставок металлического кружева. В. А. Фалеева приводит такие данные [1, стр.20: «Так, в 1871 году было привезено «185 фунтов и 27 штук, и еще 4 ящика с золотыми и серебряными кружевами, в 1672 году – «70 фунтов и 24  золотника золотых и серебряных галунов и кружев», в 1673 году привезено «два пуда  и 8 фунтов золотых и серебряных кружев и галунов […] и два ларя с золотыми и серебряными кружевами из Голландии» /Б. Г. Курц. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Киев. 1915, с. 123, 127, 133, 136, 142, 144/

В XVII веке при царе Алексее Михайловиче (1615-1676) были попытки установить дипломатические отношения между двумя странами, но они не увенчались успехом из-за несовпадения внешнеполитических задач, хотя русские послы побывали в Париже, в Лувре, в Версале, на мануфактуре гобеленов, посмотрели в театре пьесу Мольера. В России побывало посольство от Генриха IV, были и другие визиты из Франции в  1633, 1639, 1655, 1661, 1669 годах.

Выставка началась с  осмотра церковных облачений и предметов для проведения церковных служб. Альбом И. И. Вишневской «Сокровища Оружейной палаты. Драгоценные ткани» [2], находящийся в моей библиотеке, позволил мне более подробно рассмотреть историю драгоценных тканей, в данном случае, привезенных из Франции.

Саккос. Москва, мастерские Кремля, 1670-1680-гг.;

Саккос. Москва, мастерские Кремля, 1670-1680-гг.; атлас золотный — Франция, середина XVII в. Длина 123. Золотный атлас, тафта, бархат, золотные нити и кружева; ткачество, шитье. Музеи Московского Кремля.

История данного саккоса (торжественное верхнее облачение архиереев в виде незашитого по бокам длинного одеяния с короткими широкими рукавами) описана подробно в [2, стр. 142-143, ил.51]. Выяснилось, что он -второпокройный: оплечье, зарукавья, передник составлены из более ранних вещей. Обращает на себя стан  саккоса из французского золотного зеленого атласа, узор которого представляет сложную барочную композицию из многоярусных букетов ярких цветов, обрамленных стилизованной цепочкой и фоновым заполнением в виде ромбов.

Фрагмент саккоса. Москва, мастерские Кремля, 1670-1680-гг.

Фрагмент саккоса. Москва, мастерские Кремля, 1670-1680-гг. Кружево-край золотное, мерное. Вторая половина XVII в. Коклюшечное кружево, парное плетение.

Саккос — очень ярок и вызывает восторг по богатству использованных материалов и технологий их создания.

На данной фотографии хорошо видно ткань оплечья с кружевной отделкой и часть передника-нарамника. Ткань и нарамник  русской работы орнаментального золотного шитья.

Саккос украшен европейским кружевом XVII века. Исследование металлического кружева из Музеев Московского Кремля провела Мария Николаевна Левинсон-Нечаева в работе «Золото-серебряное кружево XVII века» [3.] Она пишет: «Стилистически, металлическое кружево XVII в., так же как и нитяное, делится на две основные группы: на более раннюю итальянского типа с геометризованным орнаментом в духе ренессанса XVI в., и на более позднюю фламандского типа, преимущественно с растительной орнаментацией, стилизованной в духе барокко XVII в.». Далее исследователь подчеркивает, что «эти определения, отнюдь не обозначают места производства данного кружева, так как узоры заимствовались самым широким образом, и не могут служить решающим признаком для выяснения происхождения кружева, которое могло быть выполнено и в России».

Саккос украшен кружевом фламандского типа, в округлых зубцах которых выплетен крупный четырехлепестковый цветок, средняя часть его сплетена из насновок прямоугольной формы. Зубцы завершены гребенчатой обводкой в два ряда. Стилистически оно близко к кружеву из собрания Сергиево-Посадского музея [4, стр.28. ил. 5].

Фелонь, Россия, 1680, парча – Франция, середина XVII в

Фелонь, Россия, 1680, парча – Франция, середина XVII в. Парча, бархат, тафта, репс, кружево, Золото, серебро, камни, жемчуг, стекла, ткачество, шитье, резьба, эмаль, золочение. Музеи Московского Кремля.

Про эту фелонь (верхнее богослужебное облачение священника в виде накидки без рукавов) также можно подробно прочитать в [2, стр. 146-147, ил.53].

Стан фелони состоит из французской парчи, на алом фоне которой выткан золотными нитями узор, состоящий из крупной цветочной композиции, обрамленной растительными побегами.

Оплечье из красного бархата расшито жемчугом и разноцветными камнями. Есть здесь и табличка о княгине, которая сделала этот вклад. Золотное кружево украшает подольник из зеленой тафты.

Фрагмент фелони, Россия, 1680.  Музеи Московского Кремля.

Фрагмент фелони, Россия, 1680. Музеи Московского Кремля. Кружево-край золото-серебряное, мерное. Вторая половина XVII в. Золотная и серебряная нити, коклюшечное кружево, парное плетение.

Кружево выполнено в виде аграманта (украшения, фр. agréments). Этот термин во французском языке обозначает множество понятий. Кто и когда в России на французский манер стал  так называть такую форму кружева с зубцами вдоль обеих кромок, мне не известно. Скорее всего в первой трети XVIII века, когда дворяне стали говорить на французском языке (галломания).

Так позумент (фр. passement, англ. passementerie -золотая, серебряная или мишурная тканая тесьма) по такому же типу построения называли «басман» (я такое произношение услышала в Архангельске от учителя литературы, когда она увидела аграмант из моей коллекции на выставке).

Это очень интересный образец кружева, продолжающий развитие кружевного плетения. Во-первых, форма аграманта получилась в результате объединения двух полос мерного золотного кружева внутренними кромками, которые уже выделяются своей оригинальной формой геометрического построения. Во-вторых, во внешней кромке появилось нововведение – геометрический мотив, получивший название «цепочка». В третьих, это форма стилизованного цветка. В четвертых, использование в кружеве двух цветов.

Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе»

Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе» (10.09.2021 -9.01.2022).

Все предметы, показанные в этой части экспозиции, представляют французские ткани во всей красоте. Здесь я впервые увидела галуны на фелонях первой половины XVIII столетия. Оказывается, что для определения времени изготовления галуна необходимо посмотреть является ли он односторонним или двусторонним. Односторонний галун «gallon de sistème» (назван после системы Лоу, Франция, 1716-1720) является более дешёвым.

Фрагмент. Фелонь, 1740, парча-Франция, 1730-1740-егг.

Фрагмент. Фелонь, 1740, парча-Франция, 1730-1740-егг. Парча, хлопчатобумажная ткань, галун; ткачество. Музеи Московского Кремля.

Большие культурные преобразования в России на «европейский манер» были связаны с царствованием Петра I (1672-1725, последний царь всея Руси с 1682 г., первый Император Всероссийский с 1721 г). На данной выставке «Франция и Россия. Десять веков вместе» отмечено путешествие царя  Петра I по Франции в апреле-июне 1717 года. Он побывал в Париже, в Реймсе, где в короновались французские монархи и увидел Реймское Евангелие, связанное с именем княжны Анны Ярославовны. В результате поездки было принято решение установить постоянные дипломатические отношения на уровне послов.

 

Шпалера «Портрет Петра I». Петербургская шпалерная мануфактура. 1783 (?).

Шпалера «Портрет Петра I». Петербургская шпалерная мануфактура. 1783 (?). Автор живописного оригинала Жан-Марк Натье. 1717. Шерсть, шёлк, металлические нити, холст, ткачество. Музеи Московского Кремля. 

Портрет царя Петра I в металлических доспехах был написан придворным французским художником  Ж.М. Натье с натуры во время пребывания его в Париже (7 мая – 20 июня 1717 г.), а позднее часть этого портрета была выполнена в ткачестве на Петербургской шпалерной мануфактуре в 1783 г.

Фрагмент. Демаре. Встреча Петра I и Людовика XV в Париже 11 мая 1717 года.

Фрагмент. Демаре. Встреча Петра I и Людовика XV в Париже 11 мая 1717 года. 1717. Тонированная бумага, тушь, акварель, сангина, гуашь, белила, чернила. Музе Московского Кремля.

Рисунок Демаре, отображающий церемонию приёма царя Петра I при дворе малолетнего французского короля Людовика XV, хранился в Парижской национальной библиотеке. В 1944 году он был подарен от Французской республики генералом Шарлем де Голлем при визите в Москву Председателю Совета народных комиссаров, Верховному главнокомандующему вооруженными силами СССР, маршалу И. В. Сталину. В рисунке зафиксирована придворная мода в 1717 году. Русская делегация одета также, как и французская.

Прошло 10 лет. С небольшими изменениями в крое кафтана на выставке можно было увидеть уникальный подлинный комплект одежды императора Петра II (1715-1730).

Кафтан и камзол императора Петра II. Франция, 1727-1730.

Кафтан и камзол императора Петра II. Франция, 1727-1730. Бархат, парча, шёлк, золотное кружево; ткачество, плетение. Музеи Московского Кремля.

Оба предмета одежды (кафтан и камзол) внука Петра I императора Петра II (1715-1730) в изобилии отделаны золотным кружевом. Это статусное одеяние свидетельствует о баснословном богатстве того, кто мог позволить такую роскошь.

Луи Токке. Портрет дофина Людовика. Около 1745.

Луи Токке. Портрет дофина Людовика. Около 1745. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

Старший сын французского короля Людовика XV и Марии Лещинской дофин Людовик (1729-1765) изображен художником в учебном классе. Здесь мы видим все богатство отделки повседневной одежды наследника престола. Это впечатляющая роскошь. Для украшения использована вышивка золотной нитью. Этот комплект гораздо легче по весу, чем кафтан и камзол императора Петра II.

Далее в продолжение времени XVIII века под влиянием стиля рококо модной становится одежда, которая бы отражала не богатство его обладателя, а изящество. Нитяное тончайшее кружево удовлетворяло этому условию.

Франсуа-Юбер Друэ Младший. Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына. 1762.

Франсуа-Юбер Друэ Младший. Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына. 1762 Холст; масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва. 

Князь Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793) возглавлял посольства в Париже (1760-1761) и в Вене (1761-1792), являясь представителем императрицы Екатерины II. Картина французского художника Франсуа-Юбер Друэ Младшего изображает русского дипломата, находящегося в самом рассвете лет, в модной одежде позднего рококо. Кафтан подбит соболиным мехом, из-под меховых обшлагов рукавов которого выглядывает прекрасное европейское кружево. Оно украшает рукава рубашки. Картина не дает возможность распознать страну его изготовления, к сожалению. По моему мнению, это фламандское плетеное кружево. Камзол украшен богатой золотной вышивкой.

Франсуа-Юбер Друэ Младший. Портрет графини Дарьи Петровны Чернышевой (в замужестве Салтыковой). 1762.

Франсуа-Юбер Друэ Младший. Портрет графини Дарьи Петровны Чернышевой (в замужестве Салтыковой). 1762. Холст; масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

Графиня Дарья Петровна Чернышева (в замужестве Салтыкова, 1739-1802) являлась дочерью Петра Григорьевича Чернышева, находящегося на дипломатической службе с 1741 года, а поэтому воспитание она получила западноевропейское. 4 июля 1760 года он был назначен послом в Париж, но через три года с этого поста дипломат был отозван императрицей Екатериной II в Россию.

Во Франции длительное время правил король Людовик XV (1710 -1774, коронация 1715). Это был период эпохи рококо с его обилием мелких деталей и новых форм.

Для украшения женского костюма графини использовано много драгоценного кружева. Художник изобразил его довольно схематично. Я смею предположить, что на плечи накинут шарф французского шитого иглой кружева “Point de France”, потому что для дипломатической особы это было бы логично. Если при дворе Людовика XIV носили итальянское шитое иглой венецианское кружево, то дело Кольбера, организовавшего в 1665 году собственное производство кружева во Франции, получившего название “Point de France”, не прошло даром. Законодательницей моды в этот период истории Франции была фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур.

Московский Кремль. Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе».

Московский Кремль. Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе».

Эпоха следующего короля Франции Людовика XVI (1754-1793, правление с 1774) отмечена на выставке подлинным женским нарядом безупречного вкуса, приписываемого модистке королевы Марии-Антуанетты Роз Бертен (1747-1813).

Платье домашнее (пеньюар и юбка). Франция, 1780-е гг. Мастер Роз Бертен (?).

Платье домашнее (пеньюар и юбка). Франция, 1780-е гг. Мастер Роз Бертен (?). Шёлк, атласная лента, кружево, китовый ус, газ; роспись, пошив. Государственный музей-заповедник «Павловск», Санкт-Петербург.

Жизненный путь девочки из бедной семьи Роз Бертен оказался необычным. Её творчество принадлежит целой эпохе в истории моды. Её судьба – это пример того, что талант позволяет перешагнуть все социальные лестницы.

Фрагмент. Платье домашнее (пеньюар и юбка). Франция, 1780-е гг. Мастер Роз Бертен (?).

Фрагмент. Платье домашнее (пеньюар и юбка). Франция, 1780-е гг. Мастер Роз Бертен (?). Шёлк, атласная лента, кружево, китовый ус, газ; роспись, пошив. Государственный музей-заповедник «Павловск», Санкт-Петербург.

Коклюшечное кружево, которое использовано в платье, напоминает современный тип кружева с ажурной «цепочкой», который в свое время пришлось плести и мне в учебном процессе.

 

Фрагмент. Платье домашнее (пеньюар и юбка). Франция, 1780-е гг. Мастер Роз Бертен (?).

Фрагмент. Платье домашнее (пеньюар и юбка). Франция, 1780-е гг. Мастер Роз Бертен (?). Шёлк, атласная лента, кружево, китовый ус, газ; роспись, пошив. Государственный музей-заповедник «Павловск», Санкт-Петербург.

Рукава платья украшены каскадом белоснежных кружев, которое имеет название «парижское кружево».

Пройдет совсем немного времени, когда кружевницы и Роз Бертен будут объявлены «врагами народа», а кружевоплетение будет запрещено во время Великой французской революции (1792). Революция привела кружевную отрасль к значительному упадку.

Политические отношения с Францией в это время были прекращены по указу императрицы Екатерины II.

В 1795 году Роз Бертен вернулась во Францию, но мода стиля рококо закончилась, поэтому ей пришлось удалиться от дел.

 

Московский Кремль. Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе».

Московский Кремль. Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе».

Посетители выставки «Франция и Россия. Десять веков вместе» смогли увидеть кружевной шедевр эпохи рококо. Удивительна и история этого образца кружева.

Кружево. Аржантан (?), Королевская кружевная мануфактура, 1750-1750- гг. Льняная нить, шитое иглой кружево. Музеи Московского Кремля.

Кружево. Аржантан (?), Королевская кружевная мануфактура, 1750-1750- гг. Льняная нить, шитое иглой кружево. Музеи Московского Кремля.

История этого кружева зафиксирована. В 1904 году на выставке в музее училища барона Штиглица в Санкт-петербурге кружево было представлено в собрании графини Марии Александровны Стенбок-Фермор, в девичестве Апраксиной, с надписью, что ранее оно принадлежало королеве Марии- Антуанетте. Кружево было обнаружено в ящике, находившемся в опечатанных покоях царя Николая II и царицы Александры Федоровны. С 1922 года кружево находится в собрании Оружейной палаты Московского Кремля.

По краю кружева с причудливым орнаментом находятся ракушки (фр. rocaille). Именно от этого французского слова и получил свое название стиль рококо (фр. rococo).

Жан Луи Виктор Виже дю Виньо (Гектор Виже). Императрица Жозефина принимает в Мальмезоне императора Александра и представляет ему своих детей. 1864.

Жан Луи Виктор Виже дю Виньо (Гектор Виже). Императрица Жозефина принимает в Мальмезоне императора Александра и представляет ему своих детей. 1864. Дерево, масло. Национальный музей замков Мальмезон и Буа-Прео, Рюэй Мальмезон.

 

1812 год. Война Франции с Россией (24 июня-14 декабря). Лучше всего эти события, такие важные для свободы России, изобразил в своей эпопее «Война и мир» великий русский писатель Лев Толстой. Главный кафедральный храм России – Собор во имя Христа Спасителя – посвящен воинам, погибшим в войне с Наполеоном.

А на картине французского придворного художника Гектора Виже отмечена встреча русского императора Александра – «победителя»- с бывшей супругой французского императора Наполеона I Бонапарта (1769 – 1821) Жозефиной (1763-май 1814), сохранившей титул императрицы после развода в 1809 г., 16 апреля 1814 года, когда русские войска вступили в Париж. После прогулки по весеннему саду с императором Александром Жозефина простудилась и скончалась.

Жозефина держит за руку своего внука, который был рожден в браке дочери Гортензии и брата Наполеона. Этот внук будет последним французским императором Наполеоном III Бонапарт (1808-1873).

В конце XVIII столетия кружево выходит из моды, полностью исчезнув в мужском костюме. Это можно заметить, рассматривая картину Гектора Виже, отражающую события 1814 года.

Далее наступают 1830-е годы, и кружево ручной работы триумфально возвращается в моду, законодательницей которой была Франция.

 

Московский Кремль. Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе».

Московский Кремль. Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе».

 

На выставке «Франция и Россия. Десять веков вместе»  было  продемонстрировано великолепие французских кружев XIX века.

Кружево. Первая часть комплекта. Алансон (?), 1857 -1880. Льняная нить, шитое иглой. Музеи Московского Кремля.

Кружево. Первая часть комплекта. Алансон (?), 1857 -1880. Льняная нить, шитое иглой. Музеи Московского Кремля.

Кружево Вторая часть комплекта. Алансон (?), 1857 -1880. Льняная нить, шитое иглой. Музеи Московского Кремля.

Кружево Вторая часть комплекта. Алансон (?), 1857 -1880. Льняная нить, шитое иглой. Музеи Московского Кремля.

 

На краях обоих воланов находятся сургучные печати с изображением Малого герба императрицы Марии Александровны (1824-1880), супруги императора Александра II. По всей вероятности, комплект из кружева алансон входил в состав её гардероба, но не был использован.

Художественная красота и сложность изготовления, шитого иглой французского кружева «алансон», показанного на выставке «Франция и Россия. Десять веков вместе», позволяет отнести этот комплект к шедеврам мирового кружевоплетения.

Кружево шантильи. Франция, 1850-1870-6 (?) гг. Шёлковые нити, плетение на коклюшках. Музеи Московского Кремля.

Кружево шантильи. Франция, 1850-1870-6 (?) гг. Шёлковые нити, плетение на коклюшках. Музеи Московского Кремля.

Знаменитые рисовальщики Франции работали в создании новых узоров для кружев. Известно, что черные «шантильи» были любимыми кружевами французской императрицы Евгении де Монтихо (1836 -1920), супруги Наполеона III.

В обзоре выставки «Франция и Россия. Десять веков вместе» я обратила ваше внимание на ту историю, которая мне ближе всего, а это только малая часть всей экспозиции, в проекте которой задействовано большое количество музеев и библиотек.

 

Московский Кремль. Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе».

Московский Кремль. Выставка «Франция и Россия. Десять веков вместе».

Мгновения жизни кратковременны, но сохраненные результаты труда давно ушедших предков передают нам, ныне живущим, энергию созидания и красоты. Над талантом и трудолюбием время не властно! Надеюсь, что такая же выставка будет когда-нибудь и о истории отношений России и Франции ХХ –ХХI вв., очевидцами которой уже являемся мы.

По личным обстоятельствам с большой благодарностью к Франции!

Литература:

1. Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л., 1983

2.Вишневская И. И. Драгоценные ткани. М., 2007

3. Левинсон-Нечаева М. Н. Золото-серебряное кружево XVII в. // Сборник статей по истории материальной культуры XVI-XIX вв. /Труды ГИМ. Выпуск XIII. М., 1941

4. Золото-серебряное кружево XVII начала ХХ века в собрании Сергиево-Посадского музея /вступительная статья Г. К. Баранова/. РА «СОРЕК», 1993

Московский Кремль. 27 октября 2021 г.

Московский Кремль. 27 октября 2021 г. 

Далее в этом месте около Манежа я всегда сажусь на троллейбус №1 и еду по главной улице Москвы – Тверской- до книжного магазина «Москва». Мне интересны там новинки литературы.

©Автор: О. Ф. Журавлева, Москва, 16 февраля 2022 г.

©Фотографии: О. Ф. Журавлева

 

 

 

 

 

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

3 отзывов

1.  Галина Муравьева
16 Фев 2022 в 17:26

Спасибо, Ольга Федоровна! Как всегда очень информативно.

2.  Елена Брофи
17 Фев 2022 в 05:45

С большим интересом пробежала с тобой по такой красивой выставке, за что большое спасибо. Впечатляет перечисление книг о Кружеве из твоей библиотеки. Очень меня заинтересовало кружево на красном камзоле Петра. Очень напоминает Италию? Будь здорова!.

3.  Светлана Коновалова
20 Фев 2022 в 14:54

Спасибо, Ольга Федоровна, за очередную потрясающую статью! Восхищаюсь вашей энергией и глубокими знаниями о Мире Кружева! Очень интересно познакомиться с Вашими исследованиями о золотном кружеве, т.к. эта тема продолжает меня увлекать. Всего Вам самого доброго и крепкого здоровья! С уважением.

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение