Наши прекрасные дамы – кружевницы!
Международный кружевной конгресс в Брюгге (17-19 августа 2018 г.) с блеском продемонстрировал, на что Вы способны в сложном в техническом отношении мастерстве коклюшечного и игольного плетения.
Большое спасибо всем устроителям такого грандиозного мероприятия.
Показанными достижениями в развитии новаторских технических приемов и их художественного воплощения, а также сохранением традиций ремесла можно только восхищаться.
Кружево ручного изготовления продолжает жить!
Утром 17 августа 2018 года местом встречи кружевниц и всех заинтересованных лиц стала старинная Сторожевая башня – колокольня Бельфорт (фр. Belfort ; англ. Belfry). Высота этой башни 110 м. Туда можно подняться и посмотреть на город сверху.
Рядом с небольшой комнатой регистрации участников открылся кружевной рынок. О нем и пойдет речь, так как это было первым мероприятием на конгрессе. Здесь мы встретились со знакомыми кружевницами и увидели много нового и интересного для себя.
Ива Прошкова (слева) из Чехии многим известна. Она побывала в России в городе Радужный Владимирской области на фестивале «Кружевная тропинка в 2017 году. Ольга Скворцова из Тулы познакомилась с ней там. Шарф в традициях белёвского коклюшечного плетения (Белёв, Тульская область – один из промыслов кружевоплетения России) соединил обеих замечательных художниц-кружевниц. В 2012 году я съездила в Прагу, где мне в одном из магазинчиков настойчиво предлагали посмотреть выставку «паличковани» Ивы Прошковой. Я поехала, чтобы её посмотреть, но оказалось, что выставка уже закрыта. Вот в Брюгге я увидела часть работ этого мастера и приобрела её некоторые сколки с авторской подписью.
О другой замечательной художнице по кружеву Ульрике Лёр (Ulrike Lohr,Германия) я читала в журнале «Коклюшечное кружево» под ред. Н. А. Бурлешиной в номерах №1 – 2009 (6), стр. 22-23; №2 – 2009 (7), стр. 24- 25. В Брюгге её фамилия стала Ulrike Voelcker.
Здесь Ульрика Волькер продемонстрировала сплетенные ею образцы кружева блонды. Все желающие могли приобрести сколки и книги этого автора.
Ульрике любезно согласилась попозировать мне. На фотографии она получилась сияющей вдохновлённой красавицей, чему я очень рада.
Творческий тандем четы Вольф из Франции на Международном конгрессе кружева показал свое мастерство остроумно и развлекательно. Чего стоит мясорубка, пропускающая через себя нити и выдающая кружево, или кран с кружевной струей! Даниель плетёт кружево шантильи и предлагает обучение этому типу наивысшего достижения коклюшечного плетения. Её муж работает с ценными породами дерева, из которых, в частности, сделаны и его коклюшки для плетения.
Французский шарм (фр. charme) во всей красе!
Я очень долго стояла около госпожи Гудрун Борк. Её мастерство многогранно и глубокомысленно.
Почему здесь настоящие кирпичи? Один из них сшит иглой в технике игольного кружева. Свою композицию автор назвала так: «Разрушение стены 1908-2014, 1961-1989» (Coudrun Borck, 2014-2015).
Она пишет: «Камни возникают в результате извержения магмы и исчезают под воздействием воды и ветра, тепла и льда. Образуется глина, из которой мужчины формируют кирпичи и строят дома. Эти дома разрушаются также. Это напоминает мне о жизненном цикле.
И иногда мужчины возводят стены из кирпичей друг против друга. Но однажды, к счастью, они тоже разваливаются и меняют почву».
На родном немецком языке она подводит итог всему: «Werden – Vergehen-_ Werden – ein Symbol der Unendicheit» («Возникновение – исчезновение – возникновение — формула Вечности»).
Эта работа Гудрун Борк свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве её в области шитого иглой кружева и развитом чувстве юмора.
Каждая работа художницы, представленная на стенде, – это открытие другого мира, в котором классическое кружевное искусство пересеклось с современностью.
Стенд России представлен изделиями, выполненными кружевницами из города Радужный Владимирской области. Я поговорила с представителем этой школы Михаилом Парышевым. Он отметил, что необходимо много работать, чтобы создать новые высокохудожественные изделия, чем он и собирается заниматься в будущем, как художник. Это трудное поприще, успеха ему в этом.
Торговая жизнь шла своим чередом. Для кружева необходимы нитки, коклюшки, книги с описанием технологий изготовления.
Дотошный осмотр рынка кружева мной был завершен, и я вышла на площадь Маркт (Markt). Здесь я побыла какое-то мгновение, так как надо было торопиться на просмотр других выставок. И, о…, чудо! Судьбе было угодно, чтобы я в это время встретилась с еще одной россиянкой Ниной Зуйковой, независимым исследователем истории кружева.
Во внутреннем дворе Бельфорта в первый день была очередь тех, кто хотел подняться на самый верх.
На противоположной стороне находилась огромная выставка «Живое кружево» («Living Lace»). Она – предмет особого искусствоведческого вдумчивого исследования, и поэтому не входит в задачи данного репортажного материала.
Первой дамой, которую я встретила на ней, была Г. В. Муравьева (Россия, Балахна). Галина Викторовна непрестанно работает над созданием авторского кружева с использованием традиций многопарного кружевоплетения Балахны. С утра на открытии Кружевного конгресса в Брюгге её наряд украшал авторское оплечье! (Кстати, расшитые драгоценными золотными нитями и украшенные драгоценными камнями и жемчугом оплечья (бармы) носили русские высокие особы во время торжественных случаев.)
Оплечье «Бриз». Коклюшечное плетение, многопарная техника, 2018 г.
В этом кружевном изделии Г. В. Муравьева использовала две традиционные для Балахны решетки: квадратную и двухбулавную. В журнале «Коклюшечное кружево» №2-2009 (7) под редакцией Н. А. Бурлешиной она написала статью «Техника плетения Балахнинских решеток», стр. 10-20, в которых дается описание их плетения. В оплечье «Бриз» Г. В. Муравьева использовала новую авторскую технологию постепенного перехода цвета.
В оплечье «Виноград» Г. В. Муравьева применила авторскую технику плетения полотнянки, названной ею «полотнянка-рельеф». Представленные балахнинкой изделия, как по форме, так и по содержанию, полностью отвечают задаче развития кружевоплетения, а именно теме «Живое кружево». Надо отметить, что на торжественный приём в честь открытия Конгресса кружева Г. В. Муравьева появилась в косынке «Воспоминание о лете» , выполненной в 2017 г. из шёлка в многопарной технике плетения размером 170 х 102 см (!).
К вечеру мы снова пришли на территорию госпиталя Святого Иоанна, который находится на этой земле с XII века. Его основали монахи августинского ордена католической церкви.
Торжественное открытие Международного конгресса кружева, Брюгге, 2018, состоялось в Центре конгрессов, расположенном в госпитале святого Иоанна, 17 августа в2018 года в 18 часов. Зал был полон. Участников конгресса приветствовали на нескольких языках президент организации «Международный конгресс кружева. Брюгге. 2018.» госпожа Veerle Meersschaut и приглашенные гости. Мне запомнилась речь спонсора Fernand Huts, который напомнил изречение святого блаженного Августина (ум. около 430 г.) : «Время – это мы». Участники конгресса – кружевницы – создают свою историю и являются участниками культурного развития.
На открытии прошла презентация книги Мартин Брюггеман «Кружево Фландрии. История и современное искусство». 2018. (Martine Bruggeman . «Lace in Flanders . History and Conteporary Art. Introduction by Karine Huts. World Lace Congress, 2018. Lannoo Publishers, 2018.) Огромный фолиант была в этот день вручен всем зарегистрированным участникам .
Из России на Международный конгресс кружева приехали четыре участника: Г. В. Муравьева (Балахна, слева), О. А. Скворцова (Тула, в центре), О. Ф. Журавлева (Москва, справа), А. Еремина (Балахна). Наши кружевницы сами продемонстрировали свое мастерство.
Четвертого участника Алевтину Еремину я сфотографировала со спины. Таким образом, сплетенная на коклюшках фишовка (косынка), показала всё своё великолепие.
В традиционной по форме для балахнинского кружева фишовке Алевтина Еремина использовала в качестве орнаментального украшения крупные розы, окаймленные двухбулавной решёткой, которая при подходе к ним переходит в плетешки, создающие пространственное разрежение – «тень». Это новаторский прием мастера. Спереди концы фишовки выполнены клюнёвой решёткой.
Слева – Елена Брофи (Brophy, США, Калифония). Вторая слева – О.А. Скворцова (Россия, Тула). Вторая справа – А. Еремина (Россия, Балахна). Справа – Кристин Бесквик (Beswick,Австралия, Аделаида).
О. А. Скворцова – профессиональный художник по кружеву, член Союза художников и народный мастер России. Она плодотворно трудится, продолжая традиции белёвского кружевного промысла, разрабатывает сколки и плетет по ним изделия сама. Её великолепный шарф, показанный на Конгрессе, выполнен с характерными элементами кружева Тульского региона (г. Белёв). Вторая авторская вещь – французская косынка – изящна и нарядна.
Закончился фуршет в 21час30 мин. Уже темнело. Дорога обратно нам была уже знакома. Мы вышли к каналу. В свете фонарей город заиграл таинственным отблеском и был прекрасен.
В этот вечер в городе Брюгге мы – О. А. Скворцова и О. Ф. Журавлева – были приглашены в гости к Елене Брофи, нашей подруге по facebook, проживающей в Калифорнии и приехавшей на Конгресс кружева издалека.
День завершился отлично!
Продолжение следует.
©Автор: О. Ф.Журавлева
©Фотографии: О. Ф. Журавлева
Метки: World Lace Congress, Брюгге, Международный кружевной конгресс
Вы можете следить
за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.
Прелестно!
Спасибо, Олечка , за ещё один незабываемый день августа!
Замечательный репортаж! Я так рада, что героинями стали мои дорогие подруги по «одноклассникам» Галина Муравьёва и Ольга Скворцова, а также Алевтина Ерёмина, Ива Прошкина и другие кружевницы!…Как интересен был первый день конгресса в Брюгге 2018! Спасибо большое, Ольга!!!