Tver The exhibition «The art of the modern embroidery» 2016
В Твери  в Музейно-выставочном центре имени Л. Чайкиной Тверского областного Дома народного творчества открылась Третья  Всероссийская выставка «ИСКУССТВО СОВРЕМЕННОЙ ВЫШИВКИ». Она проходит раз в три года (триеннале). Это масштабное явление в народной культуре сегодняшнего дня, которое собирает множество участников из разных регионов России.

Свой рассказ об этом событии мне хочется начать с вышитых гладью картин. В России самые старые работы в этой технике, которая позволяет создавать и копировать живописные произведения, относятся к  XV столетию [1].

Порохня Т. П., 1949 г.р., Г. Тверь. Триптих «История России»,  «Президент В. В. Путин».

Порохня Г. П., 1949 г.р., Г. Тверь. Триптих «История России», «Президент В. В. Путин».

В триптихе «История России» Г. П. Порохня  очень умело отразила  в вышивке современные события (В. В. Путин и парад в честь 70-летия Победы, акция «Бессмертный полк» 2015 года, в которой участвовала и я) и запечатлела великих деятелей прошлых эпох, таких как, императрица Екатерина II Великая и генералиссимус  А. Суворов.

Порохня Т. П., 1949 г.р., Г. Тверь. Триптих «История России»,  «Полководец А. Суворов».

Порохня Г. П., 1949 г.р., Г. Тверь. Триптих «История России», «Полководец А. Суворов».

При создании портрета всегда сложно изобразить глаза, как «зеркало души человеческой», но Г. П. Порохне в своих вышитых картинах это удалось.

Тема подвига народа в Великой Отечественной войны была продолжена в  портрете простой симпатичной девушки в синем берете.  Он выполнен в технике вышивки крестом, которая относится к счетному шитью и появляется в дворянской среде в XVIII веке.

Владимирова Л. Н. , 1966 г. р., Московская обл. Лиза Чайкина, 2016. Канва, мулине, Вышивка крестом.

Владимирова Л. Н. , 1966 г. р., Московская обл. Лиза Чайкина, 2016. Канва, мулине, Вышивка крестом.

Елизавета Ивановна Чайкина (1918 -  1941), уроженка Тверской губернии, стала Героем Советского Союза.  Лиза прожила короткую жизнь, война заставила её стать партизанкой. 22 ноября 1941 года при сборе разведданных она заночевала в доме подруги, где её выследил местный житель и выдал, а другая единственная местная жительница сообщила её имя и фамилию.  Из- за подлых предателей оборвалась жизнь не только Лизы Чайкиной, но и подруги, брата подруги и их матери. Начало войны было тяжелым, наши войска отступали. Сюда, на Калининский фронт, направили в ноябре 1941 года моего 19-летнего отца (1922). 39-я армия, сформированная в Архангельске, в этих боях, которые отвлекли силы немцев от Москвы, перестала существовать, её расформировали. Небольшими группами выжившие наши солдаты выходили из окружения, два раза так выходил и мой отец, при этом знамя не вынесли. Об этой истории  и об этом поколении можно долго рассказывать.

Произведения искусства теперь напоминают нам об этом.

Францевич О. С. , 1937 г. р., п, Пено, Тверская обл. Память, 2015 г.

Францевич О. С. , 1937 г. р., п, Пено, Тверская обл. Память, 2015 г. Текстиль, мулине, вышивка ковровой иглой.

В центре выставочного зала была помещена композиция из трех ярких полотен, посвященных военной тематике. Наивное изображение событий в вышитой картине( «вышитый примитив»), становится документом исторической эпохи, отмеченной датами. Такие образы сохранились в памяти вышивальщицы и автора рисунков, детство которой было омрачено войной.

Францевич О. С. , 1937 г. р., п, Пено, Тверская обл. Диптих «Русские бабы», «Пришел солдат с фронта», 2013 г.

Францевич О. С. , 1937 г. р., п, Пено, Тверская обл. Диптих «Русские бабы», «Пришел солдат с фронта», 2013 г. Текстиль, мулине, вышивка ковровой иглой.

Историю использования техники вышивки ковровой иглой мне не удалось узнать, помню только начало 1970-х годов, когда появились в продаже эти иглы. И женщины, да и мужчины тоже, стали вышивать ими.

Русская загадка: «Большая светлица, горит жар-птица, всяк её знает и обожает».

(Ответ: светлица – образ мира, жар-птица  - это солнце)

У стенда с золотной вышивкой, промысел которой сохраняется  во всей красе в настоящее время в городе Торжок Тверской области, приемы и технологию его изготовления показывала тверчанка  Н. И. Количенко.  Она является ученицей  Школы-студии художественной вышивки «Светлица» (руководитель – Н. М. Новожилова), г. Тверь.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016.

Н. И. Количенко рассказала мне, что очень увлечена вышивкой, показала несколько своих выставочных работ, выполненных в разных техниках, традиционных для Тверского края.  Их строгое стилевое решение мне понравилось.

Обратите внимание на жилет, который украшает одну из посетительниц. Я не могу не отметить его, потому что это вид народной вышивки тамбуром казанских татар. С середины XIX  века в Казани сформировался промысел такой вышивки, которая выполнялась ручным и машинным способом.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016. Фрагмент. Жилет. Вышивка тамбуром.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016. Фрагмент. Жилет. Вышивка тамбуром.

В орнаменте современной вышивки жилета мы видим цветочно-растительные формы, цвета которых контрастны,  своеобразны и очень насыщенны.  Необходимо отметить и сохранившуюся в музеях превосходную золотную вышивку мастеров татарского народа, которой украшали головные уборы – калфаки, мужские тюбетейки, туфли, а иногда и картины с «изображением фантастических городов» [2].

На выставке «Искусство современной вышивки» 2016 года в технике золотного шитья посетители могут увидеть панно, украшенные «жар-птицами» (А. И. Малышева,  М. А. Графова, 1999 г. р., г. Торжок, Тверская область), традиционные головные уборы, косники (Д. В. Кукшина, 1994 г.р., г. Красный Холм, Тверской области) и многое другое.

Золотное шитье являлось распространенной вышивкой, пользующейся популярностью во всех слоях населения. Её стали использовать в России с XVII века, когда стали воспроизводиться орнаменты привозных тканей. Русские вышивальщицы преуспели в имитировании узоров так, что теперь только специалист может отличить ткань от вышивки при изучении, на пример, предметов церковного культа [3].

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016.

Уже в XVIII- XIX веках одежду  купчих и их дочерей, а также и женщин зажиточного крестьянства украшала золотная вышивка. Она была на душегреях, платках, косынках, рубахах, головных уборах,таких как повязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники и множества других наименований. Головные уборы делились на девичьи (волосы оставались открытыми) и женские (волосы полностью закрыты). Н. В. Бабушкина, реставратор ткани Звенигородского художественно историко-архитектурного и художественного музея, автор книги «Золотое шитье»,  приводит строки из старинного заговора: «Спаси меня от колдуна и от девки гладковолосой, и от бабы простоволосой» [4]. Её книга была одной из очень полезных книг, где описывалась техника и приёмы золотного шитья.

Шкворец  Е., г. Торжок, Тверская обл., ГБП ОУ «Торжокский педагогический колледж им. Ф.В Бадюлина» отделение золотного шитья и декоративно-прикладного искусства.

Шкворец Е., г. Торжок, Тверская обл., ГБП ОУ «Торжокский педагогический колледж им. Ф.В Бадюлина» отделение золотного шитья и декоративно-прикладного искусства.

Головной убор «Каблучок». 2016 г. Золото, серебро, шёлк, бисер, бисероплетение, золотное шитьё.

Своеобразной формы головной убор («каблучок»)  с сеткой («рефидью»)  носили в Тверской губернии зажиточные крестьянки и горожанки. Сетка ранее выполнялась из мелкого речного жемчуга, которого много было в северных реках.

 

Теленкова  Д. Н., 1977 г.р., г. Вологда. Венец, 2013.

Теленкова Д. Н., 1977 г.р., г. Вологда. Венец, 2013. Лён, шёлк, хлопок, х/б и золотные нити, жемчуг, натуральные камни, шитьё по бели, золотное шитьё по настилу, кружево.

Название «Венец» применялось к девичьему головному убору уже в XVI – XVII веках. Макушка головы была открытой, а волосы свободно ниспадали на спину.

Обычно такие головные уборы выполнялись профессиональными мастерицами на заказ. Стоили они очень дорого, сравнение в денежном эквиваленте шло на стоимость нескольких коров или даже дома. Эти уборы передавалось по наследству, береглись и украшали необыкновенно даже ту женщину или девушку, которые были обделены красотой.

Современные новоделы головных уборов выполнены очень искусно. Это так важно для сохранения народной культуры разработать методику и освоить технологию создания национального костюма .

Л. И. Цыплакова (1945 г. р.), мастер золотной вышивки и кружевоплетения. Нижний Новгород

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016.
Л. И. Цыплакова (1945 г. р.), мастер золотной вышивки и кружевоплетения. Нижний Новгород.

Замечательным мастером вышивки и кружевоплетения, чьим творчеством  и умом я восхищаюсь, является Любовь Ивановна Цыплакова из Нижнего Новгорода. Каждый раз к выставкам она создает коллекции, в которых наблюдается новаторский подход и развитие традиционного народного искусства женских рукоделий [5, 6].  В этот раз она показала  свое креативное творчество при создании женских украшений (броши, подвески), оригинальных сувениров, геральдической символики, используя совмещение техник  вышивки золотного шитья и коклюшечного плетения.

Цыплакова Л. И., 1945 г. р. , г. Нижний Новгород. «Майский жук».2013 г.

Цыплакова Л. И., 1945 г. р. , г. Нижний Новгород. «Майский жук».2013 г. Канитель, золотные нити, трунцол, золотное шитьё.

Цыплакова Л. И., 1945 г. р. , г. Нижний Новгород. Подвеска «Прекрасная дева Гатакр».

Цыплакова Л. И., 1945 г. р. , г. Нижний Новгород. Подвеска «Прекрасная дева Гатакр». Жесткая и мягкая канитель, бисер, натуральный жемчуг, яшма, золотное шитьё, золотное коклюшечное плетение.

Мастера вышивки старшего поколения  преуспели в своем мастерстве, им есть, что показать.

Представляю Вам учителя с Большой буквы, автора нескольких книг  по вышивке  Н. М. Новожилову. Она много лет возглавляет Народную школу-студию тверской вышивки «Светлица»  и является её художественным руководителем. Уроженка Калязина в 1968 году окончила  Московское художественно-промышленное училище            им. М. И. Калинина.

Н. М. Новожилова  (1949 г. р.). Мастер-художник по вышивке, г. Тверь.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016. Н. М. Новожилова (1949 г. р.). Мастер-художник по вышивке, г. Тверь.

Н. М. Новожилова показала свои современные полотенца (4 изделия), которые украшены традиционными  растительными мотивами.

Новожилова Н. М., 1949 г. р., г. Тверь.

Новожилова Н. М., 1949 г. р., г. Тверь.

Народная школа-студия тверской вышивки «Светлица» (руководитель Новожилова Н. М.). Полотенце «Красное дерево-2». Текстиль, мулине, ручная вышивка.

Новожилова Н. М., 1949 г. р., г. Тверь

Новожилова Н. М., 1949 г. р., г. Тверь.

Народная школа-студия тверской вышивки «Светлица» (руководитель Новожилова Н. М.). Полотенце Свадебное «Елочный орнамент». Текстиль, мулине, ручная вышивка.

Это уже классика ХХ века. В вышивке от неё трудно отойти, хотя и возможно. Для этого нужно вдохновиться идеей и создавать коллекцию на основе новых орнаментов.

Сабынина Е. А., 1961 г. р., г. Тверь

Сабынина Е. А., 1961 г. р., г. Тверь.

Народная школа-студия тверской вышивки «Светлица» (руководитель Новожилова Н. М.). Кинотеатр «Звезда», 2016 г. Текстиль, золотая нить, золотное орнаментальное шитьё.

Количенко Н. И., 1952 г.р., г. Тверь. Птица счастья. 2015.

Количенко Н. И., 1952 г.р., г. Тверь. Птица счастья. 2015. Лен, вышивка гладью, тамбуром, бисерным швом, швом в прикреп.

Славяне поклонялись узорам, которые являлись священными изображениями,  вышитыми на полотенцах. Они передавались из поколения в поколение, в основе которого был языческий культ поклонения небу и солнцу.  Слово «узор» восходит к древнеславянскому слову «узрети» (увидеть), а также имеет однокоренные слова: заря , зарница, зарево, которые по смыслу связаны со словом «свет» и «тепло».  Наши предки считали вышитые полотенца  образами божества, поэтому полотенца сопровождали человека во всех обрядовых действиях, таких как свадьба, рождение ребенка, погребение.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016.

На выставке «Искусство современной вышивки» 2016 года каких только полотенец нет! Это очень серьёзные работы, многие из них являются копиями старинных полотенец из собраний музеев России. Можно сказать, что наши современницы овладели всеми приемами различных техник вышивки, которые разрабатывались веками. Создание новоделов (реплик) необходимо в экспозиционной работе, потому что в качестве исторического примера  искусства вышивания можно показывать их, а старинные образцы хранить при особом режиме влажности и температуры, что позволит им сохраниться более продолжительное время.  Старинные полотенца служат также источником вдохновения, осмысления орнаментов и вышивки новых образцов на основе старых. Примерами этого являются два следующих полотенца.

Рыжова Л. А., 1936 г. р., г. Пушкин, Ленинградская обл. Полотенце, 2015г. Лен. Досюльный шов.

Рыжова Л. А., 1936 г. р., г. Пушкин, Ленинградская обл. Полотенце, 2015г. Лен. Досюльный шов.

Наиболее древним швом является двусторонний шов-роспись, его называли в старину «досюльным», Л. А. Рыжова своей работой напомнила нам об этом. Конец полотенца украшен бахромой, которая тоже сделана  ручной работой. Фантастическая грозная птица, широко раскинув крылья,  служит охранительным оберегом, потому что так хочется женщине (девушке) — вышивальщице, воспроизводящей этот старинный узор, чтобы её семья была под охраной высшего божества, чтобы в этом наблюдалось постоянство.

Громова Д. А., 1987 г.р., г. Архангельск. Полотенце «Каргопольское». 2016.

Громова Д. А., 1987 г.р., г. Архангельск. Полотенце «Каргопольское». 2016. Лен, мулине, кружево, счетная гладь, роспись, набор.

Д. А. Громова создала новое полотенце,  художественно переработав старинную вышивку «свадебного утиральника» конца XIX из деревни Погост, Каргополь  [7]. Сохраняется преемственность поколений, это так хорошо!

Среди полотенец мы видим рукотворных кукол в национальных праздничных костюмах.  В прежние времена, когда срок жизни был короток, праздники стремились отмечать ярко и достойно. Наряды были изумительно хороши! Коллекции таких кукол всегда будут иметь своих почитателей.

В центре. Нефедьева В. Н. , 1945 г. р. , г. Обнинск, Калужской обл.

В центре. Нефедьева В. Н. , 1945 г. р. , г. Обнинск, Калужской обл.

Клуб «Художественная вышивка» (рук. Лисина М. А.). Кукла «Даша» в народном праздничном костюме Калужской губернии, 2014 год.  Текстиль, мулине, цветная перевить, крест.

Романова Н. Е., 1956 г.р., Фаттахова Н. Э., 1981 г.р., Г. Санкт-Петербург.

Романова Н. Е., 1956 г.р., Фаттахова Н. Э., 1981 г.р., Г. Санкт-Петербург.

Этноклуб  «Параскева»  (рук. Макарова М. П.).  Кукла в женском костюме. Ижора. XIX в.  2016 г.  Лён, шерсть, бисер, каури, кожа, металл, роспись, набор, ткачество, лоскутное шитьё.

Слева. Кирьянова С. С., 1956 г.р., Синицина С. С., 1976 г.р.,  г. Кимры, Тверская обл.

Слева. Кирьянова С. С., 1956 г.р., Синицина С. С., 1976 г.р., г. Кимры, Тверская обл.

Мужик в народном костюме, в нарядной рубахе. 2016 г. Двунитка, шерсть, лён, мех, мулине, машинное и ручное шитьё, вышивка набором.

Кукла в народном костюме в покосной рубахе. 2016 г. Двунитка, кружево, мулине, пряжа, машинное и ручное шитьё, вышивка набором.

2003 год. Появляется журнал «Чудесные мгновения», составителями которого являются Валькова Татьяна и Белякова Арина [8]. В нём в результате экспедиций по городам и весям авторами публикуются  этнографические материалы по народному костюму. В журналах очень много старинных фотографий наших соотечественников в подлинных народных костюмах, даются выкройки, объясняются процессы шитья и способы украшения тканей, такие как, вышивка техникой «в набор», золотным шитьём, саженья по бели. Идут годы, Московской студией традиционного костюма «Русские начала» проведена огромная бесценная работа по сохранению народного костюма.  Посетители выставки смогли увидеть реплики  каргопольской праздничной рубахи  и праздничных полотенец Тотемского уезда Вологодской губернии в исполнении учащихся этой студии.

Козлова Ю. А., 1989 г.р., Москва.

Козлова Ю. А., 1989 г.р., Москва.

Студия традиционного костюма «Русские начала» (рук. Валькова Т. Р.). Женская праздничная рубаха Каргопольского уезда Олонецкой губернии I половина XIX века (реплика), 2014 -2016 гг. Лен, х/б и шёлковые нити, латунные блёстки, роспись, набор, гладь.

Такие рубахи со сложной орнаментикой можно увидеть  в прекрасно изданном альбоме «Каргополье Художественные сокровища», М., «Советская Россия», 1984 г.

О работе студии на выставке можно было узнать у мастера С. В. Савинюховой.

Савинюхова С. В. Мастер студии традиционного костюма «Русские начала»  (руководитель – Валькова Т. С.)

Савинюхова С. В. Мастер студии традиционного костюма «Русские начала» (руководитель – Валькова Т. С.) Фольклорного центра ГБУК г. Москвы, ТКС «Кунцево».

В полотенцах, костюмах присутствует изобилие яркого красного цвета, который компенсирует жителям «сумеречной» страны Россия, особенно в северной её части, недостаток солнечного освещения.

Праздничный женский костюм Тверской губернии представляют две работы.

Ковалева О. А., 1958 г. р., Брындина И. К., 1960 г.р., г. Тверь.

Ковалева О. А., 1958 г. р., Брындина И. К., 1960 г.р., г. Тверь.

Женский народный костюм из коллекции «Тверь уходящая», 2015 год. Лен, Шерсть, хлопок, золотные нити, машинная и ручная вышивка, золотное шитьё.

Смирнова К. В., 1959 г. р., г. Тверь. Кафтан, 2013 г. Исполнитель – Парикова Е. А.

Смирнова К. В., 1959 г. р., г. Тверь. Кафтан, 2013 г. Исполнитель – Парикова Е. А.

Сукно, синтетика, шерсть, полушерсть, искусственный мех, машинная вышивка тамбуром.

В ряду старинных костюмов ушедшей эпохи радует современное платье «Моя Карелия» из Петрозаводска.

Коллективная работа ТБ ПОУ РК «Карельский колледж культуры и искусств», художественное отделение.

Коллективная работа ТБ ПОУ РК «Карельский колледж культуры и искусств», художественное отделение.

Петрозаводск,  республика Карелия  (рук. Толошинова Н. В.).  Платье «Моя Карелия», 2014 г. Лён, мулине, ручная вышивка.

На данной выставке проводился конкурс «Подарю тебе платочек». На выставке я была одним днем, поэтому информацией о его проведении и награждении не владею.

Я еще помню эту традицию вышивать для милого с надписью платочек. Тогда я была молода и не посмела попросить его у своей свекрови.

«Вышивала я платочек,

Золотые коймы,

Вышивала, говорила:

«Люби, милый, помни!»

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016. Конкурсные платочки.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016. Конкурсные платочки.

Сказка о «Золотом петушке» нашла свое отражение в высокохудожественной филейно-гипюрной вышивке из Саратова. Одним из наиболее высших достижений русского декоративно-прикладного искусства считаются свадебные простыни конца XVIII – первой половины XIX столетия, выполненные в технике филейной  вышивки по плетеной сетке с  применением большогое количества заполняющих швов .  Эта авторская работа , используя многообразие заполняющих швов и обладая выразительностью и нежностью белого кружева, сохраняет традиции и создает новое художественное воплощение.

Коллективная работа, г. Самара, Мастерская филейно-гипюрной вышивки «Лада» (руководитель Якунина О. Н.). «Высоко сижу…», 2014 г.

Коллективная работа, г. Самара, Мастерская филейно-гипюрной вышивки «Лада» (руководитель Якунина О. Н.). «Высоко сижу…», 2014 г. Х/б нити, филейно-гипюрная вышивка.

Столешник «Зимняя сказка» Л. А. Немыкиной выполнен в технике шитого иглой кружева, являющейся  самой старой европейской техникой изготовления кружева. Это образец превосходной классической работы.

Немыкина Л. А., 1947 г.р., г. Санкт-Петербург.

Немыкина Л. А., 1947 г.р., г. Санкт-Петербург.

Студия ручной вышивки Е. Хохловой (руководитель Хохлова Е. Н.). Столешник «Зимняя сказка» (по рисунку Е. Хохловой), 2015 г. Хлопок, мулине, х/б, игольное кружево, стяги.

За последние годы по вышивке издано много книг, в том числе и переводных [9], где выполнение каждой техникиа художественной вышивки, как ручным, так и машинным способом, доступно объяснены. В 2000 году в Москве в издательстве «АСТ-ПРЕСС» была орпубликована книга Татьяны Еременко «Вышивка» [10], где вышивальщицы могли получить первичные знания по способам, приемам традиционной русской вышивки и прочитать краткую историю её происхождения. Все регионы многонациональной России выработали свои узнаваемые орнаменты, цветовые предпочтения, за которыми закрепились названия: белая и цветная гладь Владимирской области, калужская цветная перевить, орловский спис, тамбовский двусторонний крест, национальные швы народов Поволжья: эрзянские, мокшанские, ухмах-тере (мудреный шов), хантас (косая стежка), тамбурная вышивка казанских татар. В настоящее время все техники сохранены, что и можно увидеть воочию на выставке в Твери.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016.

Немыкина Л. А., 1947 7. Р., г. Санкт-Петербург. Студия ручной вышивки Е. Хохловой (руководитель Хохлова Е. Н.). Полотенце «Орловский спис», 2013 г. Текстиль, мулине, декоративные швы, рушниковые швы.

Наволочки. Работы учащихся из Орла в технике «орловский спис» Филимоновой А., 2000 г.р, Прониной М., 2000 г.р. Барминой  М., 1998 г.р.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016. Пашинина Т. И., г.Тамбов, клуб «Тамбовская вышивка».

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016.
Пашинина Т. И., г.Тамбов, клуб «Тамбовская вышивка».

Ковалева В. В., 1962 г.р. Панно «Священное дерево». 2013.  Саранск, Республика Мордовия.

Ковалева В. В., 1962 г.р. Панно «Священное дерево». 2013. Саранск, Республика Мордовия.

Лен, шерсть, мокшанская вышивка. Фотография Л. И. Цыплаковой.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016.

Иванова Н. М., 1989 г. р., г. Ржев, Тверская обл, Полотенце, 2013 г. Лен, мулине, цветная перевить.

Мартьянова Д., 2002 г.р., Орел. Мешочек, 2014 г. Хлопок, мулине, орловский спис.

Кунчук Т. П., 1948 г.р., г. Тверь. Подушка «Славянская», 2016 г. Хлопок, ручная вышивка.

На выставке я познакомилась с мастером декоративно-прикладного искусства Т. А. Васильевой из нижегородского клуба «Русские узоры», ДПИ «Галерея ремесел». На память она подарила мне кулон, сделанный в технике безниточного плетения сосновой иглой, спасибо огромное ей, потому что сосна – моё любимое дерево. В её оригинальной вышитой картине отражены события по спасению государства Российского от нашествия поляков. Тогда в Нижнем Новгороде было организовано народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и земского старосты Кузьмы Минина. Победные события 4 ноября  1612 года теперь отмечаются в России праздником —  Днем народного единства.

Васильева Т. А., 1957 г.р., г. Нижний Новгород. Спасители земли русской (по мотивам рисунков Г. Надеждина), 2015 г.

Васильева Т. А., 1957 г.р., г. Нижний Новгород. Спасители земли русской (по мотивам рисунков Г. Надеждина), 2015 г. Текстиль, мулине, вышитая графика.

Мастера вышивки предметов религиозного назначения всегда почитались как подвижники, так как процесс изготовления духовных святынь должен был сопровождаться по церковному благословлению и сопровождаться молитвой и постом.  Вышитая икона – это всегда вершина творческого пути вышивальщицы, к которой не так-то просто прийти.

В центре. Клепикова Н. И., 1950 г.р., г. Москва.

В центре. Клепикова Н. И., 1950 г.р., г. Москва.

 

Шитая подвесная пелена «Божья Матерь Владимирская с праздниками». 2016 г. Шелк, холст, золотная, серебряная,шёлковая нить, жемчуг, бисер, ручная вышивка.

Учащимися Народной школы – студии тверской вышивки «Светлица» (руководитель Новожилова Н. М.)  созданы иконы «Архангел Гавриил»  (вверху справа, Михеева Т. В., 1978 г.р); «Святая Троица» (Брындина И. Б., 1960 г.р.); «Архангел Михаил» (вверху слева, Сабынина Е. А., 1961 г.р.); «Равноапостольная княгиня Ольга» (Гордеева О. К. , 1961). Атлас, туаль, лён, шёлковые, золотные, серебряные нити, лицевое, орнаментальное, золотное шитьё.

Нехаева Н. Е., 1971 г. р., г. Тверь. Знамение. 2015 г.

Нехаева Н. Е., 1971 г. р., г. Тверь. Знамение. 2015 г.

Золото, серебро, шёлк, тесьма, картон, Бязь, войлок, драгоценные камни, лицевое шитьё.

Выставка современных работ всегда является праздником, особенно это чувствуется на открытии, когда присутствуют авторы работ и создается круг единомышленников. Масштабность работ наших вышивальщиц впечатляет. Ручная вышивка передается по наследству, что особенно радует. За это надо сказать спасибо учителям, получившим в свое время прекрасное профессиональное образование.

Следует поблагодарить за прекрасную экспозицию Государственный Российский Дом народного творчества, Тверской областной Дом народного творчества, Музейно-выставочный центр им. Л. Чайкиной, комитет по культуре Тверской области.

По экспонатам предыдущих выставок изданы каталоги [11, 12].

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 26 октября 2016.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 26 октября 2016.

Все то, что создается руками, должно украшать нашу жизнь, преобразовывать наше сознание, побуждать его к творческому порыву, энергичной деятельности и, наконец, к радости бытия!

P.S. Будет продолжение описания этой выставки, так как необходимо показать и отметить именно современность представленных вышитых работ, а не классическое их содержание.

http://lacejourney.com/tver-exhibition-embroidery-continuation-2016/

Литература:

1. Моисеенко Е. Ю. Русская вышивка XVII —  начала ХХ века. Из собрания Государственного Эрмитажа. Л., «Художник РСФСР». 1978 г.

2. Валеева-Сулейманова Г. Ф., Шагеева Р. Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. М., «Советский художник», 1990.

3. Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., «Искусство», 1985.

4.Бабушкина Н. В. Золотое шитье. Серия «Золотые страницы рукоделия». М., «ОЛМА – ПРЕСС Образование», 2004 г.

5. Журавлева О. Ф. Нижегородская выставка народных промыслов в Москве. Статья:, 2013 г.:  http://lacejourney.com/folk-handicrafts-of-nizhnii-novgorod-in-moscow/

6. Журавлева О. Ф. Радужный Международный фестиваль кружева «Кружевная тропинка». Статья, 2015 г.:  http://lacejourney.com/raduzhnyi-2-international-festival-bobbin-lace/

7. Дурасов Г. П. Каргополье. Художественные сокровища. М., «Советская Россия», 1984 г.

8. Журнал «Чудесные мгновения», серия «Традиционный костюм». /Составители Белякова Арина, Валькова Татьяна»/. М. , «ЗАО АСТРЕЯ», 2003, 2004…

9. Все виды вышивки /Иллюстрированная энциклопедия/, М., «АСТ. АСТРЕЛЬ», 2010. Перевод Т. И. Беляковой с англ.

10. Еременко Т. И. Вышивка. Техника, Приемы, изделия./ Энциклопедия/. М., «АСТ-ПРЕСС», 2000.

11. Искусство современной вышивки. Альбом-каталог Первой Всероссийской выставки. Тверь, 2010.

12. Искусство современной вышивки. Альбом-каталог Второй Всероссийской выставки. Тверь, 2013.

© Автор: О. Ф. Журавлева

© Фотографии: О. Ф. Журавлева

14 ноября 2016 г., Москва.
Google

 

 

Метки:

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

7 отзывов

1.  Галина Чудакова
15 Ноя 2016 в 16:17

Олечка, статья великолепна!
Портреты смотреть один раз мало, изумляют.
Строки о нашем незабвенном папочке трогают до слёз.

2.  Elena Brophy
16 Ноя 2016 в 01:37

Олечка, Ваше новое путешествие в страну Творчества удалось нам на радость. Буду перечитывать и возвращаться с вопросами…Ждём продолжения. Преогромное спасибо из далека, где сейчас у нас «сумасшедший дом»! Всех благ.

3.  Г.Муравьева
17 Ноя 2016 в 14:14

Необыкновенное удовольствие!

4.  Светлана Коновалова
21 Ноя 2016 в 13:02

Спасибо огромное!!! Особенно радостно было увидеть новые работы Любовь Ивановны Цыплаковой. ее изящные утонченные работы удивляют и восхищают!

5.  Галина
23 Мар 2017 в 06:01

Как приятно увидеть свои работы и работы других участников выставки в такой замечательной раскрытой полностью статье! ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО!
Галина Порохня!

6.  Наталья
23 Мар 2017 в 18:39

Посмотрела все работы с восхищением всех рукодельниц,но. конечно, видимо не случайно работы Галины Порохня оказались первыми.Это действительно очень серьезные и сложные произведения.Не каждый художник возьмет на себя ответственность отразить тему такого характера .Браво Галина-вы истинный и смелый художник!!!

7.  Zhuravleva Olga
23 Мар 2017 в 20:25

Я с Вами согласна полностью. Галина Порохня любит свою родину Россию, чтит историю, её творчество энергетически заряжено на патриотизм.

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение