Нет предела человеческим фантазиям. Художники раскрашивают мир всеми цветами радуги, потому что видят его, преломляя через свою душу. Всегда интересно посмотреть на что-то новое, необычное. Несмотря на обилие кружевных работ, представленных на III Международном фестивале «VITA LACE», самое большое удивление и восхищение я испытала от коллекции платьев «Кружевные акценты» Ульяны Сергеенко, в которых дизайнер использовала вологодское и елецкое кружево ручного плетения. Художники по кружеву создали в них новые затейливые орнаменты и мотивы.

Ульяна Сергеенко.  Фотография представлена в анонсе выставки «Кружевные акценты».

Ульяна Сергеенко. Фотография представлена в анонсе выставки «Кружевные акценты».

Бренд  ULYANA SERGEENKO  молод. Он появился в Москве в 2011 году и назван в честь его создателя дизайнера Ульяны Сергеенко. Выставка «Кружевные акценты» модных коллекций 2013 -2016 гг. представлена в вологодском Музее кружева и состоит из семи моделей.

Ульяна Сергеенко. Коллекция «Коммунальная квартира», осень-зима 2015/2016.

Ульяна Сергеенко. Коллекция «Коммунальная квартира», осень-зима 2015/2016.

На фотографии Ульяна Сергеенко демонстрирует платье из коллекции «Осень — зима 2015/2016 «Коммунальная квартира», которое украшает полочка «Белочка».  Оригинальный  мотив  в коклюшечном кружеве!  Вспомним при этом скатерти «Белочка», которые выплетались  Кубенской артелью по рисунку художницы В. К. Кораблевой  от  1947 года /А. А. Глебова, Ю. В. Евсеева. Вологодские кружева, 2014, стр. 32/.  Не менее оригинально и название коллекции. Оно свидетельствует о том периоде времени, когда в СССР  разные семьи должны были жить в одном сообществе, которое объединялось  пространством квартиры. Люди старались найти подход  друг к другу, не ссорились, детишек любили, собирали их за общим столом, чтобы они росли дружными. По-видимому отсюда – из детства – возник у Ульяны  Сергеенко  в памяти образ белочки, которая могла быть запомнившейся яркой елочной игрушкой  у кого-то из соседей или это была книжка А. С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане,  о сыне его славном и могучем богатыре Князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» с красивыми  запоминающимися иллюстрациями или сказки родной бабушки на ночь. Результат детских впечатлений  художник переносит на свое творчество – вечернее («выходное», как говорили на общей  кухне)  платье. Кружевницы реализуют этот замысел с технической и художественной точки зрения превосходно.

Ульяна Сергеенко. Коллекция «Коммунальная квартира», осень-зима 2015/2016.

Ульяна Сергеенко. Коллекция «Коммунальная квартира», осень-зима 2015/2016.

Соответственно заданной теме органично смотрится рядом с нарядным платьем из «коммунальной квартиры» костюм, состоящий из черной юбки и джемпера. В джемпере использованы полосы мерного ручного коклюшечного кружева с геометрическим орнаментом оригинальной формы. Обычно, изучая образцы старинного мерного кружева, мы имеем дело с формами: прошва, край. В джемпере я вижу трансформацию формы старинного кружевного аграманта, применявшейся в  17 -18 вв., которая позволяет  создать цветовые полосы, соответствующие  сложным силуэтным черным линиям бокового пространства, включающего рукав.

Ульяна Сергеенко. Коллекция «Коммунальная квартира», осень-зима 2015/2016.

Ульяна Сергеенко. Коллекция «Коммунальная квартира», осень-зима 2015/2016.

В качестве нового элемента в кружеве используется четырехугольная звезда.

Из коллекции  «Осень — зима 2013/2014 «Русская готика» посетителям выставки «Кружевные акценты» в Вологде показаны два вечерних платья, украшенных вологодским кружевом. Они были продемонстрированы Ульяной  Сергеенко в  Париже на показах Недели высокой моды 2013 года. В России готического периода не существовало, но в стилизованном орнаменте вологодского коклюшечного кружева мы видим стреловидные вертикальные  линии, завершающиеся четырехугольными фигурами с листьями клевера внутри, отражающими особенности художественных узоров той эпохи времени. Кружево сделало акцент на готическом воплощении, а кружевницы выполнили задачу, поставленную перед ними дизайнером.

Ульяна Сергеенко. Коллекция «Русская готика», осень-зима 2013/2014.

Ульяна Сергеенко. Коллекция «Русская готика», осень-зима 2013/2014.

Интересно, что в описании коллекции кружевной лиф платья назван пелериной (?).

Ульяна Сергеенко. Коллекция «Русская готика», осень-зима 2013/2014.

Ульяна Сергеенко. Коллекция «Русская готика», осень-зима 2013/2014.

Небольшая кружевная полочка (так названо в описании коллекции) оригинальной стреловидной формы украшает второе черное платье. В связи с этим вспомним окна в готических храмах.

На примере показанных изделий  можно понять, что дизайнер Ульяна Сергеенко умеет донести свои художественные образы до художника по кружеву, который, выполняя задание, создает  новаторские формы кружевного воплощения,  органично связанные с тканью и фасоном.

Ульяна Сергеенко.  Фотография представлена в анонсе выставки «Кружевные акценты».

Ульяна Сергеенко. Фотография представлена в анонсе выставки «Кружевные акценты».

Ульяна Сергеенко. Коллекция «Аристократия», весна-лето 2016.

Ульяна Сергеенко. Коллекция «Аристократия», весна-лето 2016.

В коллекции «Аристократия» модели украшены кружевными колье – «чокерами». Сплести «чокер»  (англ. choker – шейное украшение, стоячий воротник, галстук) не трудно, потому что это небольшое украшение, плотно охватывающее шею. Ранее в этом амплуа была так называемая бархотка – полоска ткани с декоративной пряжкой. Здесь есть возможность проявить свою фантазию даже непрофессиональной кружевнице, как в технике, так и в цветовой гамме.

Ульяна Сергеенко. Коллекция «Аристократия», весна-лето 2016.

Ульяна Сергеенко. Коллекция «Аристократия», весна-лето 2016.

Уважаемые кружевницы! Мой журнал предназначен для Вас. Вглядитесь! В этих моделях Вы видите совершенно новый авторский подход  в создании орнаментов. Они напоминают мне детскую игрушку «калейдоскоп», в котором несколько стеклышек, отражаясь в зеркалах, создавали орнаментальные узоры.  Эффект «3D». В кружевах  моделей Ульяны Сергеенко они  (орнаменты) созданы при помощи плетешка, сетки, полотнянки, насновок , цветных ниток  и компьютерной программы CorelDraw.

Фрагмент. Ульяна Сергеенко. Коллекция «Аристократия», весна-лето 2016.

Фрагмент. Ульяна Сергеенко. Коллекция «Аристократия», весна-лето 2016.

Ульяна Сергеенко использовала в своих изделиях изумительные по красоте новые орнаменты ручного коклюшечного кружева. Машина может сделать насновки, но это будут совсем невыразительные плоские прямоугольники. Качество мерного кружева машинного производства всегда  отлично от ручного плетения, оно менее плотное, потому что нет ручного подтягивания  нити, которое совершает кружевница  при своей работе.  Создание новых  геометрических орнаментов ручного плетения, используя свойство симметрии и компьютерное программирование, увлекательная задача, но не надо забывать при этом утилитарную задачу области применения созданного кружева , которую превосходно решила талантливый дизайнер.

 

Фрагмент. Ульяна Сергеенко. Коллекция «Аристократия», весна-лето 2016.

Фрагмент. Ульяна Сергеенко. Коллекция «Аристократия», весна-лето 2016.

Фрагмент. Ульяна Сергеенко. Коллекция «Аристократия», весна-лето 2016.

Фрагмент. Ульяна Сергеенко. Коллекция «Аристократия», весна-лето 2016.

Мне на выставке авторитетно заявляли, что это трикотаж, т. е машинная вязка, это не так. Слово трикотаж произошло от французского слова tricotage (рус. трикотаж, вязаное изделие), в основе которого глагол tricoter (фр.  вязать) . Синонимом ему в русском языке является английское слово джерси (англ. jersey). В истории моды термины машинное кружево, кружевное полотно, трикотаж, трикотажное полотно разделены. Так Кристиан Диор в своем словаре моды, 1954 г. пишет: «Когда-то дивные творения рукодельниц  ценились очень дорого; ныне машинное кружево доступно практически всем. Я люблю шить из кружевного полотна вечерние платья . . . платья для коктейля . . . блузки. .. Лучше всего драпируется трикотажное полотно, как шелковое, так и шерстяное…   Впервые трикотаж пустили в мир высокой моды в 20-х годах.  С тех пор он не потерял своего очарования и, надеюсь, не потеряет никогда…».

Существуют разные типы  машин, созданных в истории для производства кружева и вязки, начиная например с машины для вязки чулок, изобретенной уже в 1589 году XVI века  англичанином Уильямом  Ли.  Однако при этом все специалисты разделяли машинное кружево, кружевное полотно и трикотажное (вязаное) полотно.

Фрагмент. Ульяна Сергеенко. Коллекция «Аристократия», весна-лето 2016.

Фрагмент. Ульяна Сергеенко. Коллекция «Аристократия», весна-лето 2016.

 

В красном платье в кружевной полочке мы видим узор, созданный из гребешков раковины, которые напоминают рокайль, главный элемент аристократического стиля рококо. В России он характерен для кружева Галича XVIII в. Опять исторический прецедент – это очень ценно для художника по кружеву уметь перерабатывать в конкретной технике художественное наследие. Особенно модными деталями этого сезона являются рукава жиго и каскад оборок.

Выставка «Кружевные акценты» Ульяны Сергеенко  в  Музее кружева Вологды, которую увидели участники фестиваля  «VITA LACE» 2017 г., открыла новые горизонты творчества как для «профессионалов», так и «любителей» коклюшечного плетения.

«Сохранение технологий» или «развитие» – эти вопросы каждый мастер решает для себя сам.  Мода  и модные тенденции, а мы это увидели на выставке с  изделиями коллекций «от — кутюр» бренда ULYANA SERGEENKO, будут способствовать развитию ручного коклюшечного плетения.

Придет время – я в это верю – на красной дорожке Каннского фестиваля мы увидим мировых звезд в эксклюзивных ручных кружевах!

©Автор: О. Ф. Журавлева

©Фотографии: О. Ф. Журавлева

20 августа 2017 г., Москва.

Google

Метки: ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

4 отзывов

1.  Елена Брофи
22 Авг 2017 в 22:11

Олечка, увидим наши фантазии и в Каннах и в Голливуде- я не сомневаюсь! Спасибо преогромное за статью, всё интересно и радостно,что есть такой замечательный мастер Ульяна Сергеенко!

2.  Лариса Тен
29 Авг 2017 в 05:15

Потрясающий материал! Мне теперь понятно, кто именно автор дизайна кружевных работ! Я знала, кто выплетал кружева блузки «Аристократия» — Ираида Зубарева…и ей же приписывала дизайн…Спасибо большое, дорогая Ольга Журавлёва!!!

3.  Zhuravleva Olga
29 Авг 2017 в 06:58

Уважаемая Лариса! Вот, что удивительно для меня. Я написала статью об талантливом модном дизайнере, красивой женщине Ульяне Сергеенко, но я пока не знаю конкретных участников выполнения кружевных работ всех семи выставленных изделий. На выставке об этом не было сказано ни одного слова. Автор один — Ульяна Сергеенко, потому что так устроен мир моды, связанный договорными и контрактными обязательствами.

4.  Галина
29 Авг 2017 в 11:41

Прелестное видение проблемы моды и кружева. Браво, Ольга Федоровна!

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение