В замке Кана (Musée de Normandie, Château, Caen, France), который представляет гигантское средневековое сооружение,  была организована масштабная  выставка, которая охватывала все периоды и стили французского кружева.

Именно на территории этого замка в 1027 году родился Вильгельм, герцог Нормандский, который в последствие получит имя Завоеватель, так как он стал королем Англии (1066).

Замок окружали глубокие рвы, ныне осушенные. Панорама города хорошо видна с крепостных стен.

Поднявшись на территорию канского замка, мы зашли в капеллу (домовая церковь при дворце, замке) Сен-Жорж (Chapelle de St-Georges, XII век). На фотографии она расположена прямо, а затем пошли на выставку «Кружева. Когда мода держится на ниточке.» (“Dentelles.Quand la mode ne tient qu’à un fil.”), вход на которую располагался левее капеллы там, где над крепостными стенами развивается красный флаг.

Выставка начинается с итальянского кружева.

Еще при дворе Екатерины Медичи (итальянки по происхождению)  венецианцем Федерико Винчоло (Federico Vinciolo) в Париже с 1587 года публикуется сборник узоров «Оригинальные и новые образцы рисунков  по всяким видам рукоделий для работы по ткани» (“Les singuliers et noveaux pourtraicts pour toutes sortes d’ouvrages de lingerie”). Этот сборник издается до 1623 года.

Сборник узоров для вышивки по прорези Фредерико Винчело “Les singuliers et noveaux pourtraicts pour toutes sortes d’ouvrages de lingerie”, Париж, 1598 г. Библиотека Кана (Caen Library).

Вышивка по прорези «ретичелла». XVI-XVII вв. Частная коллекция.

Костюм мэра Байе с большим отложным модным белым воротником украшен такой вышивкой по прорези «ретичелла». Известно, что в то время мастерицы Нормандии, в частности Алансона, уже прославились своим умением вышивать по выдергу и по прорези.

Портрет  Жака ле Беди (de Jacques Le Bedey), мэра  Байе в 1600- 1641 годах. XVII в. Неизвестный художник. Музей Baron-Gérard, Bayeux.

Во второй половине XVII столетия под влиянием барокко самым модным при французском дворе (согласно вкусам Людовика XIV) было венецианское шитое иглой кружево, которое превратилось к этому времени в структуру в трех измерениях. Это итальянское кружево в историю вошло под французским названием gros point de Venise(«большое кружево Венеции» или «венецианское большое кружево»).

Прекрасный, в идеальном состоянии, мужской отложной воротник  «раба» этого времени, представляющий два прямоугольника, которые, низко спускаясь на грудь, скреплялись завязками с кисточками, находился в экспозиции выставки.

Воротник «раба». Шитое иглой « большое венецианское кружево» (“gros point de Venise”). Италия. Венеция 1660 г. Национальный музей эпохи Возрождения, Экуан, Франция. (Musée national de la Renaissance, Ècouen)

На выставке в таком воротнике  изображен Кольбер на портрете неизвестного художника конца семнадцатого столетия из собрания музея короля Луи-Филиппа города Э (Musée Louis-Philippe,Eu).

Политика меркантилизма (кольберизма во Франции) Жан Батиста Кольбера (Colbert, 1619-83), министра (суперинтенданта) финансов (1655) при короле Людовике XIV, привела к тому, что во Франции для увеличения государственных доходов создали крупные государственные мануфактуры, производства которых ограничило ввоз в страну промышленных изделий и увеличило вывоз их за границу.

В 1665 году по распоряжению Кольбера (Colbert) были организованы государственные кружевные мануфактуры в Орильяке (Aurillac), Седане (Sedan), Реймсе (Reims), Duquesnoy, Алансоне (Alençon), Аррасе (Arras), Louden и других городах, которым были отменены в течение десяти лет все налоги на деятельность. Для обучения были приглашены венецианские и фламандские кружевницы, которые поселились в этих городах.

Вышивкой по прорези хорошо владели мастерицы Алансона из Нормандии, поэтому там стала находиться главная королевская кружевная мануфактура.

Французские кружева. Французские кружевницы, имея хорошую техническую подготовку и государственную помощь, не пошли по пути копирования итальянских образцов кружева, а создали свой собственный стиль игольного кружева. Все произведенные на мануфактурах кружева назывались одним именем Point de France” («кружево Франции» или «французское кружево»).

На выставке кружева в замке Кана «Кружева Когда мода держится на ниточке» (“Dentelles Quand la mode ne tient qu’à un fil”) мы познакомились с гипюрным кружевом, представляющий французский орнаментальный стиль, в основе которого было творчество Жана Берена Старшего (орнамент в стиле Берена), художника Людовика XIV.

Волан. Шитое иглой кружево “point de France”. 1690. Музей декоративного искусства, Париж, Франция. (Les Arts décoratifs – musée de la Mode et du Textile).

Указанный Культурный центр декоративного искусства (Les Arts décoratifs) находится в здании Лувра. Он объединяет три музея, один из которых обладает данным кружевом. Это Музей моды и тканей (musée de la Mode et du Textile). Однако, тематические выставки по кружеву там проводятся весьма редко.

Кружево Алансона

Стили меняются. Через сто лет, во второй половине XVIII столетия в Алансоне стали производить шитое иглой кружево с характерной фоновой решеткой, изобрели несколько более тонких стежков. Такое модное в то время тонкое игольное кружево стало иметь собственное название Point d’Alençon” («кружево Алансона» или «алансонское кружево»).

Волан, шитое иглой кружево алансон, вторая половина XVIII столетия, стиль Людовика XVI.

На выставке был представлен шедевр кружева алансон середины XIX века. Это бальное платье (1853-1855) французской императрицы Евгении, законодательницы моды середины XIX столетия, которое привезли из музея текстиля города Санкт-Галлен, Швейцария (Musée du Textile, Saint-Gall). Хорошую фотографию мне сделать не удалось, так как структура тонкого кружева не выделяется на бледно-розовом шелковом чехле платья.

Платье для бала императрицы Евгении, 1853-1855. Швейцария, Санкт-Галлен, музей текстиля.

Так выглядела экспозиция, которая находилась в очень древних крепостных стенах. Дизайнеры удачно оживили выставку красным цветом, на котором кружево выглядело великолепно.

Блонды (la blonde). На выставке было представлено большое разнообразие блондового кружева.

В первой половине XIX столетия богатые невесты выходили замуж в подвенечных блондовых платьях на атласном чехле. Голову покрывали вуалью блондового кружева. Основными центрами производства такого кружева из золотистого шелка-сырца, по характерному цвету имевшего название от французского слова blonde, были французские города Нормандии Кан и Байе.

 

Первое слева подвенечное блондовое платье с вуалью (1830 г.) представлено музеем Нормандии Кана (Musée de Normandie, Caen).

 Кружева плохо сохраняются. Портреты, а в последствие фотографии, доносят до зрителя информацию о том, как использовали кружево в своей одежде. Музей Версаля (Musée national des château de Versailles et de Trianon) показал портрет французской королевы Марии-Амелии де Бурбон (жены Луи-Филиппа), на котором художником Франсуа Ксавье Винтерхальтером изображена модная одежда (1842), использующая кружево блонды во сей своей красе.

Франсуа Ксавье Винтерхальтер. Портрет французской королевы Марии-Амелии де Бурбон, 1842 год. Музей Версаля.

Franz Xaver Winterhalter, Marie-Amélie de Bourbon, Reine des Français, 1842. Musée national des château de Versailles et de Trianon.

На выставке музей Версаля представил прекрасный портрет принцессы, служащий хорошей иллюстрацией использования кружева шантильи в одежде.

Франсуа Ксавье Винтерхальтер. Портрет принцессы де Жуанвиль. 1847. Музей Версаля.

Franz Xaver Winterhalter, La Princesse de Joinville, 1847. Musée national des château de Versailles et de Trianon.

Черные кружева шантильи подчеркивают образ романтической женской красоты, который был моден в то время.

Императрица Евгения, жена Наполеона III, очень любила черные кружева шантильи, поэтому их называют кружевами Второй империи, существование которой закончилось в 1870 году. После Второй империи шантильи ручной работы практически не производилось, только машинное кружево.

Известные кружевные фирмы Нормандии.

На стене экспозиции мы видим портреты (1840 г.) владельца крупной международной компании «Огюст Лефебюр» (1829-1932), находящейся в Байе, и его жены. Эти портреты представил музей из Байе (Musée Baron-Gérard, Bayeux).

Рядом с портретами расположена свадебная вуаль белого кружева шантильи (point de Bayeux), принадлежавшая графине де Фуа (Foy), 1900 года, которая была выполнена в мастерской Лефебюра (Musée Baron-Gérard, Bayeux).

На переднем плане хорошо видна салфетка шитого иглой кружева  “point de France” в стиле «историзм», выполненная в мастерской Mme Lefébure в 1896 г. Музей декоративного искусства, Париж, Франция. (Les Arts décoratifs – musée de la Mode et du Textile).

В передней части витрины представлен образец каймы коклюшечного цветного (полихромного) кружева шантильи фирмы «Робер», Курсей-сюр-Мер, Франция.  Дизайн кружева художницы Johannes Chaleyé представляет орнамент из роз, стилизованных в стиле «модерн» (de style Art déco). Музей декоративного искусства (Les Arts coratifs – musée de la Mode et du Textile). Париж.

На заднем плане витрины с левой стороны мы видим веер, украшенный коклюшечным цветным (полихромным) кружевом шантильи фирмы «Робер» в стиле «модерн», Курсей-сюр-Мер, Франция. 1900 г. Музей Нормандии, Кан , Франция.

Дома высокой моды и конфекцион. На выставке был раздел, посвященный развитию промышленного производства одежды во второй половине XIX столетия. Это  возникновение Домов моды и магазинов готового платья (confection). В это время стали использовать в больших количествах  кружево машинного производства, химическое кружево. Химическое кружево является вышивкой на машине по ткани. Ткань впоследствии растворяется при погружении вышивки в химический раствор.

В  конце XX и в начале XXI столетий мы видим очень интересные направления использования кружева в моде. Это тоже было отражено на выставке.

Дефиле Alexis Mabille, collection haute couture, осень-зима 2010-2011, фотография Патрис Стабл (Patrice Stable).

Дефиле  Dior par John Galliano, платье Nancy, collection haute couture, осень-зима 2005-2006, фотография Патрис Стабл (Patrice Stable).

Фотография автора статьи сделана на фоне афиши просмотренной выставки, где используется фотография  платья, признанного гения, модельера Ива Cен Лорана (1936- ), уроженца Нормандии (Гранвилль). ( Коллекция haute couture,  весна-зима1970. Журнал «Вог» (Париж), сентябрь 1970 года. Фотография Jean-Loup Sieff.

О. Ф. Журавлева, 15 октября 2012 г.

Фотографии О. Ф. Журавлевой.

 

 

Google
 

 

 

 

Метки: , , ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Отзывы пока закрыты, но вы можете оставить трекбек со своего сайта.

Обсуждение закрыто.