Bobbin lace at the Museum of P. I. Tchaikovsky in Klin Moscow region
У меня сегодня путешествие в Клин, чтобы вновь увидеть и более внимательно рассмотреть знаменитый туалетный столик П. И. Чайковского, украшенный михайловскими кружевами.
Дорога будет состоять из нескольких пересадок на различный транспорт: пригородные электрички, метро, автобусы.
Раннее утро. Я иду к электричке привычной дорогой через огромный массив первозданной земли, по слухам принадлежащий Елене Батуриной, и не перестаю восхищаться красотой подмосковной природы. Все цветет и зеленеет.
«Как прекрасен этот мир, посмотри!». Вот она – живая природа, которая дает вдохновение художнику, обладающему особым видением мира.
Кружевницы и вышивальщицы, являясь художественными натурами, способны отразить земную красоту в своих работах. Геометрический орнамент вышивки и кружева, приведенного выше подзора туалетного столика, напоминает мне о многоцветности русского поля, и что слово красный в русском языке происходит от слова красивый.
Иду полем, и в голове всплыли стихи, и зазвучала музыка:
Поле, русское поле,
Пусть я давно
Человек городской,
Запах полыни,
Вешние ливни,
Вдруг обожгут меня
Прежней тоской…
Таких минут, как эти, когда ты наедине с природой, так мало в нашей жизни.
Проселочной дорогой дохожу до станции, которая стала Москвой после расширения границ этого города, и сажусь в электричку, которая отвезет меня в мегаполис сразу в центр города, к Киевскому вокзалу. «В суету городов, и потоки машин, возвращаемся мы, просто некуда деться». Скорее всего, скоро этой девственной красоты не будет. Ведь я показала вам то, что было дачным поселком, а стало Новой Москвой.
Далее на метро добираюсь до Комсомольской площади. Величественный ансамбль площади трех вокзалов как всегда многолюден.
Проходя мимо Ярославского вокзала, который находится по соседству с Ленинградским вокзалом, обращаю внимание на майоликовое панно в стиле модерн на боковом фасаде здания, отображающее суровую природу Севера. Вся моя жизнь прошла на поездах «Москва – Архангельск» в поездках в родной край, поэтому я бы дала название этому шедевру прикладного искусства «Белая ночь». Это ночь, когда заря с зарею сходится, и отблески незаходящего солнца создают удивительную сказочную картину подводного мира. Какие цвета и формы подобраны художником, по эскизу которого в Абрамцевских мастерских сделали это панно 100 лет тому назад. Обратите внимание и на оригинальную форму окна, насколько точна выверенная геометрическая гармония.
Мне нужен Ленинградский вокзал, на котором пересаживаюсь на электричку и еду в Клин, находящийся в восьмидесяти километрах от Москвы. Целью моего однодневного путешествия является снова увидеть кружевные интерьерные изделия в музее Петра Ильича Чайковского, нашего гениального композитора. Я была в нем в 1970-е годы, очень давно. С той поры у меня сохранились путеводители по этому музею, которые я иногда просматривала, и у меня было желание съездить в Клин и все посмотреть воочию.
К 1885 году композитор пришел к выводу, что хочет иметь постоянное место жительства где-нибудь в деревне неподалеку от Москвы. Его слуга Алексей Сафронов был родом из Клинского уезда, поэтому там П. И. Чайковский и арендует себе жилье. Сначала он живет в селе Майданово в доме помещицы Новиковой, которая находилась в трудном материальном положении, проиграв состояние в карты. В 1888 году переселяется во Фроловское в имение графов Паниных, в котором он прожил около трех лет. Далее в мае 1892 года он переезжает в Клин. Деревянный двухэтажный дом, когда его арендовал П. И. Чайковский у мирового судьи статского советника В. И. Сахарова, находился на окраине Клина, имел уединенное положение. Вокруг простирались прекрасные виды на поля и окружающие их леса. Близость к природе и спокойное миросозерцание нужны творческому человеку, как воздух.
Впечатляет перечень произведений, созданных композитором в этих краях. Это оперы «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», Пятая, Шестая симфонии, симфония «Манфред», фортепианные и камерно-инструментальные сочинения, романсы.
По лестнице поднимаюсь на второй этаж, при жизни композитора состоящий из пяти комнат (прихожей, кабинета- гостиной, спальни, двух гостевых комнат), и чувствую себя, «как дома». Дом Петра Ильича Чайковского, по-прежнему, живой, гостеприимный и очень уютный. Здесь у каждого в душе начинает звучать музыка…
Конечно большая заслуга в этом музейных работников и государства, что все сохраняется так, как было при жизни Петра Ильича, а мемориальное наследие его очень большое. О каждом предмете этого дома можно писать отдельную статью.
А моим первым чувством является радость от того, что текстильные вещи, о которых бы мне хотелось написать, находятся на своих местах, словно время над ними не властно.
Это два тканых паласа, являющиеся украшением гостиной – кабинета. Их привез П. И. Чайковский в 1887 году из Тифлиса.
«Беккеровский» рояль - «душа дома», был подарен композитору петербургской фирмой «Беккер» в 1885 году, стоит на одном из них.
За небольшой период времени П. И. Чайковский трижды меняет место постоянного жительства, но в каждом из домов он бережно сохраняет свою обстановку, которую мы имеем возможность видеть и в настоящее время. Все фотографии развешаны так, как хотел этого Петр Ильич.
В стене два дверных проема. Справа это вход из прихожей. Слева вход в спальню композитора.
Мебель относится к «викторианскому стилю». Столик покрыт шерстяной скатертью с аппликациями. Мне рассказали, что когда-то она имела синий цвет.
На диванчике находится подушечка с нравоучительной надписью «Чем богата, тем и рада». Она украшена вышивкой крестом и окаймлена коклюшечным кружевом.
После внимательного осмотра кружева подушечки перехожу в спальню. Здесь все по-прежнему, все текстильные вещи яркие, как новые.
Туалетный столик с зеркалом в резной дубовой раме украшен комплектом из трех вещей (подзор, скатерть, дорожка), богато декорированном вышивкой крестом и михайловским коклюшечным кружевом. Его подарила композитору поклонница его таланта француженка Эмма Жентон, гувернантка. Петр Ильич посвятил ей «Сентиментальный вальс».
В настоящее время на столике находится копия, сделанная на строчевышивальной фабрике «Труженица» города Михайлова. В восстановлении технического рисунка коклюшечного кружева принимала участие Диана Алексеевна Смирнова.
На столике мы видим флаконы для духов. Оказывается, Петр Ильич любил создавать духи сам, предпочитая запахи фиалки и ландыша.
Металлическая кровать с пружинным матрацем была куплена в 1888 году слугой А. Сафроновым. Покрывало для нее было подарено племянницей А. Л. Давыдовой – Мекк. Кружевные прошвы, разделяющие полосы с вышивкой, связаны крючком. Рядом стоят домашние тапочки, на носках которых вышиты гладью птицы. Прикроватный коврик сделан из полос, вытканных на ткацком станке.
В спальне есть еще столик, находящийся между окон, на котором лежит вышитая крестом дорожка, видимо тоже чей-то подарок.
У окна стоит скромный незатейливый стол из березы, изготовленный в 1885 году клинскими столярами-краснодеревщиками. Это рабочий стол Петра Ильича, у которого было правило ежедневной работы в определенные часы времени. Он говорил, что вдохновение приходит во время работы. Надо отметить, что только одних писем за свою жизнь композитор написал более 6000.
В комнатах первого этажа жил с семьей его любимый слуга Алексей Сафронов. Петр Ильич спускался на первый этаж в столовую. В раскрытую дверь можно выйти в прекрасный, большой парк.
В столовой я увидела шторы, которые украшены михайловским кружевом «бубенцы» и вышивкой. Здесь, я думаю, тоже висит «новодел» строчевышивальной фабрики «Труженица» города Михайлова Рязанской области. (Смотрите комментарий к статье Е. В. Горбуновой. Современное кружево «бубунчики» к шторам выплетено в г. Радужном Владимирской обл.)
Это прекрасно, что есть такие мастера в нашей стране, которые смогли продлить жизнь интерьерам дома П. И. Чайковского в первозданном виде. Это касается не только текстильных изделий, но и мебели, рукописей и других мемориальных вещей
П. И. Чайковского окружали прекрасные люди. Слуга Алексей Сафронов, которому досталось наследство в виде имущества, выкупил дом и уже в 1894 году открыл музей, посвященный памяти музыкального гения. Брат Модест Ильич к дому сделал двухэтажную пристройку, стал в ней жить, чтобы пропагандировать творчество своего брата. После своей смерти он все свое здание вместе с имуществом завещал Московскому отделению Российского музыкального общества.
Справа очень красивый деревянный столик ручной работы. Обратите внимание на деревянную резьбу, напоминающую нам о вышивке народных полотенец. Столешница тоже оригинальна. Она украшена композицией из засушенных листьев. На столике стоит фотография двух мальчиков, родившихся в далеком Воткинске, один из которых стал музыкальным гением, творчеством которого владеет весь мир.
Завершить статью я хочу портретом девчушек, которых привели сюда красивые и молодые мама и папа. Я спросила подрастающую смену: «Умеете ли вы вдевать нитку в иголку?» Мама ответила за них, что учила их этому.
Будем надеяться, что «красота и любовь спасет мир», что рукодельное творчество будет иметь своих продолжателей, ну и, конечно, что будут еще рождаться гении, каким был Петр Ильич Чайковский.
©Автор: О. Ф. Журавлева . Фотографии автора.
Google
Метки: коклюшечное кружево
Вы можете следить
за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.
Ольга Федоровна, вы как всегда неподражаемы. С удовольствием читаю ваши тексты и удивляюсь вашему жизнелюбию и энергии.
Ольга Федоровна!
Кружево на портьерах «бубунчики» сделано в городе Радужный.
Замечательные фотографии и статья! Так душевно все звучит и выглядит! Спасибо!!!Здоровья и творческих удач!
Спасибо огромное, как сама там побывала!
Удачи Вам!
Спасибо за интересный рассказ и хорошие фото. Чувствуется душевность и любовь к творчеству. Успеха.
Олечка,для меня Ваша поездка с ромашками,травами,звучашими мелодиями Чайковского и,конечно с кружевами,Большой Подарок !
Спасибо большое из далёкого -далека. С уважением.Елена
Спасибо за статью. Очень интересное сочетание вышивки и кружева. Отличные фотографии. Только, простите меня, надо исправить. Клин — это Московская область, а не Тверская )) Еще с 18 века )) Мне, как жительнице Твери в глаза бросилось )) Хотя там очень близко граница с Тверской областью ))
Спасибо за замечание, все исправила.