Ryasan Bobbin lace by Diana Smirnova 2015
Диана Алексеевна Смирнова (02.10.1925 г. р., деревня Анисимово Чагодощенского района Вологодской области) отметила свой юбилей замечательной выставкой своего творчества «Кружево судьбы» (24 сентября – 1 ноября 2015 г.). Оно удивительно яркое, образное. Выдающаяся русская кружевница заняла ни на кого не похожее свое почетное место в мировом искусстве кружевоплетения.
Для того чтобы создать свою «Птицу счастья» (1997), Диана Смирнова прошла длительный путь проб, исканий, совершенствования мастерства.
После окончания Московского художественно-промышленного училища им. М. И. Калинина (1945-1950) она уезжает из северных родных мест и начинает жить и работать в центральной России в селе Большая Журавинка Ряжского района Рязанской области техническим руководителем в артели «1 Мая». В 1951 году Д. Смирнова переезжает в Рязань и работает инженером кружевной отрасли Облкружпромсоюза.
Рязанский край издавна знаменит своими коклюшечными кружевами. Их подразделяют на рязанские, скопинские, михайловские. Городское рязанское кружево было тонким, многопарным. Кружевной промысел сложился здесь уже в начале XIX века. В городе Скопин в 1860-е годы кружевницы выработали «скопинский манер», в основе которого был вошедший в моду гипюр «клюни», по местному «колуны». В этом уезде открылись три кружевные школы стараниями Е. Н. Половцовой. Работы учениц этих школ участвовали в выставках в Рязани в 1908 г., в Турине в 1911 году, в Петербурге и Тамбове в 1913 году, где были отмечены золотыми медалями. Михайловское кружево выплеталось в огромном количестве в среде старых московских переселенцев – государственных крестьян – потомков служивых людей, переселенных сюда в XVI для обороны Московского государства. В этом кружеве «с наиболее полнотой выразился народный вкус к простоте и ясности напряженного по цвету орнамента». Яркое и красочное оно получило большое распространение в крестьянском костюме разных регионов России. Его покупают в Москве и Петербурге в связи с модным в 1880-е годы увлечением «русским национальным стилем» в городской среде.
Для талантливого художника, какой была Д. А. Смирнова, это была благодатная среда для творчества.
Надо помнить те послевоенные годы, когда начинала свою деятельность в Рязанском крае Диана Алексеевна. В большинстве сел не было электрического освещения, необходимо было строить все заново, пахать землю и сажать сады.
Совместно с Е. С. Грабовниковой она создает в 1951 году панно «Кузьминская ГЭС».
В техническом и художественном отношении панно великолепно. Здесь надо упомянуть о том, что соавтором этого панно являлся замечательный мастер, уроженка слободы Кукарка Яранского уезда Вятской губернии, Елена Николаевна Грабовникова (Мосунова) (1888 -1950-е гг.) Она в 1909 закончила Кукарскую школу кружевниц Вятского губернского земства. После этого Е. Н. Грабовникова преподавала до 1915 года в Екатерининской школе кружевниц Скопинского уезда Рязанской губернии, а далее в рязанской школе инструкторов. Ей принадлежат первые сюжетные композиции, в которых большое место было уделено пейзажу (1930-е годы). В многопарном мерном кружеве (1940-е) она также стала новатором, исполнив в них такие сложные мотивы, как орден Победы (льняная нить 200 размера), Спасскую башню. Что удивительно. Д. А. Смирнова – в то время молодой специалист — работая совместно с Е. Н. Грабовниковой, сохранявшую любовь к тонким, изысканным типам кружева, выбрала свой путь в кружевоплетении. Она стала заниматься цветным михайловским кружевом, возрождением старинного способа численного плетения.
Михайловское кружево плели всегда в виде прямой полосы. Д. А. Смирнова разработала способы построения угла. Цветное кружево стали использовать в форме оплетов прямоугольных скатертей и салфеток. Далее михайловское кружево путем расчета стали использовать для круглых скатертей, которыми мы так восхищаемся в настоящее время.
В 1958 году на Всемирной выставке изобразительного искусства в Брюсселе (Бельгия) Рязанское Управление Облпромсовета за изделия с цветным кружевом получило Диплом международной выставки и серебряную медаль. Это была скатерть (1954 г.) из сурового льна, украшенная кружевными овалами и заканчивающаяся широким краем с зубцами «павлинка».
В 1965 году Д. А. Смирнову принимают в члены Союза художников СССР.
В книге В. А. Фалеевой «Русское плетеное кружево», стр.219, написано, что в кружеве Д. А. Смирновой «обычные мысы» получили обводку плетешком; «бубенцы» обогатились сквозной плетешковой решеточкой; скромные «сухарики» заиграли разнообразием расцветки…. Особенно много было сделано вариантов зубца «павлинка», самого сложного. Некоторые из них стали весьма крупными, до шестнадцати – двадцати сантиметров, составляя две трети ширины всего края, со сквозными разработками, с цепочками выпуклой скани и с двойными фестонами плетешка внизу; у других утяжелился конец; третьи напоминают по форме широкую, взвихренную, с оборкой по краю юбку танцовщицы. И все разнообразны по расцветке. . .».
В конце 1960-х годов Д. А. Смирнова занимается развитием изобразительных композиций в своем творчестве. Для этого она в совершенстве овладела техникой многопарного плетения кружева на коклюшках, которое в исполнении мастера приобрело колористическое многоцветие и широкую трактовку образов. До нее в этой технике в 20-50-е годы XX века работали упомянутая уже Е. Н. Грабовникова из Рязани и потомственная кружевница Дарья Николаевна Матюхина (1874-1964) из Ельца.
В полотенце «Хлеб-соль» в прошве мы уже видим женские фигурки с караваями хлеба, которые как бы движутся в танце. В кружеве появляется динамика развития, этого достичь в данном виде искусства довольно трудно.
В 1970-х годах в изделиях кружевницы часто встречаются фигурки петушков, птицы-павы. Они в русском искусстве традиционно символизируют яркое солнце, дающее всем жизнь. В полотенце «Петухи» мы видим опять динамичное построение композиции: петушки, помещенные друг к другу грудью, как бы застыли перед моментом схватки. Эта работа настолько гармонична как по цветовым, так и орнаментальным разработкам, что является одной из выдающихся работ русского декоративного искусства в области кружевоплетения.
На выставке не было знаменитого занавеса «Михайловский» (1980 г.), который украшают мотивы разных птиц, расположенных в ставках, наложенных на ткань занавеса. Но представлен занавес (смотрите фотографию части выставки в начале статьи), созданный художницей в 1975 году. Это первое монументальное по формам михайловское изделие. Его было интересно внимательно рассмотреть.
Диана Алексеевна разработала новый прием в виде использования крупных насновок, ранее не встречающийся в численном кружеве. Середины круглых розеток украшают более тридцати выпуклых насновок из суровой нити. Черная бахрома в три ряда разделяет край и прошву. Новаторский талант Д. А. Смирновой восхищает!
В 1976 году Д. А. Смирнова становится заслуженным художником РСФСР.
Опираясь на накопленный ранее опыт, в 1980-е годы Д. А. Смирнова создает скатерть «Юбилейный салют», которая является вершиной в технике численного плетения цветного михайловского кружева. При взгляде на такую красоту ликует душа и чувствует ощущение праздника.
В столешнике «Сады цветут в Ижеславле» множество нежно-розовых цветов, маленькие птенчики напоминают нам о прекрасной поре, когда цветут сады, по всей округе слышно щебетание птиц, все живое радуется наступлению теплых и солнечных дней. Очень красивая и эмоциональная работа.
В 1991 году Д. А. Смирнова удостоена звания лауреата Государственной премии России в области литературы и искусства.
В 1993 году была издана книга Н. Т. Климовой «Народный орнамент в композиции художественных изделий». Эта книга являлась учебным пособием для учащихся художественно-промышленных училищ и училищ прикладного искусства. Четвертая глава этой книги «Техника плетения цветного коклюшечного кружева» была разработана автором совместно с Д. А. Смирновой. Это замечательная книга! По ней учились плести цветное михайловское кружево в численной и многопарной технике плетения многие современные кружевницы. А мастер продолжала создавать изделия и украшать их любимым цветным кружевом в технике численного плетения.
В 1995 году, в год своего юбилея, на своей персональной выставке в Рязанском государственном областном художественном музее им. И. П. Пожалостина было представлено этапное произведение панно «Птица счастья» (смотрите панно в начале статьи).
Это панно Диана Алексеевна почти полностью исполнила сама. Очень красив растительный орнамент, выполненный в цепной технике плетения кружева. Он подчеркнут полосками численного кружева.
Этот образец кружева со сколком для его плетения приведен в книге Н. Т. Климовой «Народный орнамент в композиции художественных изделий» на странице 185.
В ярком полотенце «Речка» мы видим почти такую же «павлинку с речкой», как и приведенную в книге Н. Т. Климовой в качестве образца плетения в численной технике.
В 1999 году Диане Алексеевне Смирновой присваивают звание народного художника РФ.
В 2000-е годы мастерица нас опять поражает богатством своего творческого воображения и филигранностью владения техниками кружевоплетения.
Идут годы. В вышивке появляются символы православной веры. Мы помним времена, когда их нельзя было использовать в творчестве. Комплект «Праздник Троицы в селе Дегтяное» посвящен памяти наших предков и возрождению праздника Троицы, которое имеет глубокий сакральный смысл.
Снова отмечаем, что кружево находится в гармонии с вышивкой.
Полотенце «Весна в Рязани» сделано руками матери и дочери. Их творческий союз оказался очень плодотворным. Я полагаю, что любовь и взаимопонимание в семье способствовало творческому долголетию Д. А. Смирновой.
В 2005 году Д. А. Смирнову награждают медалью «Профессионал России».
Ее талант, кажется, не имеет границ, потому что снова Д. А. Смирнова ищет в своем творчестве новаторские пути, использует для украшения жемчуг, полудрагоценные камни, люрекс, блестки, удивляет изысканностью орнамента, сложностью композиции, гармонией.
За коллекцию «Золотые россыпи» (2002-2005) кружевница была награждена премией представителя президента РФ по Центральному федеральному округу в 2006 году.
В комплекте «Золотые россыпи» есть еще салфетка «Голубая», салфетка «Бирюзовая», салфетка «Дворянская», скатерть круглая «Дворянская».
Диана Алексеевна – прирожденный колорист. В изделиях, представленных на персональной выставке, мы увидели разнообразную, нежную, не повторяющуюся гамму цветов нитей. Каждое изделие может украсить музейное собрание, как выдающееся произведение кружевоплетения.
Кружево и ручное ткачество. Кружево и вышивка. Мастерица показала эти сочетания во всей красе, потому что главным стержнем ее творчества является любовь к народной культуре, к женским рукоделиям. Женское народное творчество всегда считалось каким-то второстепенным. Своим талантом Д. А. Смирнова уже в XXI веке показывает всем, что способны создать женские руки и разум. Это вершина, которую трудно будет, кому- либо повторить, на это нужна жизнь в девяносто лет.
Юбилейная выставка имеет название «Кружево судьбы». Конечно, в жизни каждого человека встречаются люди, « с легкой руки которых» происходят какие-то судьбоносные события. Два полотенца «Великолепное» и «Изысканное» из комплекта «Кружево судьбы» в традициях городского кружевоплетения XIX – начала XX века посвящены конкретным людям – В. И. Иванову и Ю. Н. Веденину.
И снова красный цвет! В русском языке слово красный обозначает «красивый». Красная девица, красная площадь, красное солнышко, салфетка красная.
Во всех далее представленных работах автором вышивки является дочь Дианы Алексеевны Л. Я. Смирнова. Удивительное, сказочное, народное творчество продолжает быть, несмотря на годы и нашу современную действительность.
И снова вышита кружевная дорожка на стол с салфетками в комплекте «Терема».
И стали возводить плотники России настоящие терема. Их можно увидеть не только в музеях, как в Измайлово в Москве, в Городце на Волге, но и уже и в частных владениях.
Истинное мастерство не исчезнет, как и останется, я в этом не сомневаюсь, всегда модным «русский национальный стиль».
Какое хорошее название – «Гимн Рязанскому народному искусству». Все творчество старейшей нашей кружевницы цельно и пристрастно. Оно глубоко народное!!!
Как мастер, Д. А. Смирнова не смогла не оставить после себя также прекрасное многопарное кружево, которым более 100 лет тому назад славилась Рязань, но использовала при этом синтетический люрекс, тесьму с люрексом и классические атласные ленты. Их особенно любили нашивать на полотенца в центральных областях России.
На своей персональной выставке к семидесятилетию Д. А. Смирнова представила панно «Птица счастья». Прошло еще двадцать лет. Снова к юбилею мастером в соавторстве с дочерью создано панно «Рязань гостеприимная». Рязань оказалась воистину гостеприимной для кружевницы Дианы Смирновой, ибо под ее небесами прошла долгая жизнь, полная творческих удач.
Организаторы выставки:
Министерство культуры и туризма Рязанской области
Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина (РГОХМ)
Рязанский историко-архитектурный музей заповедник (РИАМЗ)
Выставка состоялась в Рязанском государственном областном художественном музее им. И. П. Пожалостина.
Литература:
Диана Смирнова Выставка «Кружево судьбы»: кат. /авт. вступит. ст. С. Н. Есенина; сост. Е. Ю. Сидорова. Рязань, 2015.
Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. М., 1993 (4-я глава написана в соавторстве с Д. А. Смирновой).
Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л.: Художник РСФСР.1983. С.219.
©Автор О. Ф. Журавлева, фотографии О. Ф. Журавлевой
Google
Метки: коклюшечное кружево, кружевница, михайловское кружево, Рязань, счетная техника плетения
Вы можете следить
за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.
Вся жизнь творческого, талантливого человека в этих высокохудожественных произведениях!!!
Спасибо, Ольга, за прекрасную статью!
Спасибо большое за богато иллюстрированную статью о легендарной Диане Смирновой!