Gorodets Russian modernity and antiquity

Посвящается маме

В основе русского народного искусства лежит праздничное восприятие мира. Ощущение праздника, который всегда являлся коллективным действием, способствовало  психологической мобилизации сил в человеке и яркому творчеству. Я до сих пор нахожусь под впечатлением волжского города Городца, в котором народные традиции получили замечательное современное развитие.

Городец. Музейно-туристический комплекс «Город Мастеров».

Городец. Музейно-туристический комплекс «Город Мастеров».

В 2009 году на набережной Волги был построен музейно-туристический комплекс «Город мастеров». Он  наяву дает представление о предмете нашей национальной гордости – русском деревянном зодчестве – как особом явлении мировой архитектуры. Новое дерево, не успевшее от времени потемнеть, имеет золотистый цвет, который даже издалека греет. Все строения воссозданы плотниками по историческим образцам. Деревянный комплекс состоит из княжеского терема,  четырех изб  и водосвятной часовни, которые через переходы связаны между собой. У каждой избы есть описание.

Городец. Музейно-туристический комплекс «Город Мастеров».

Городец. Музейно-туристический комплекс «Город Мастеров».

К княжескому терему примыкает небольшая изба, воссозданная по аналогу 17-18 столетия. Для меня оказалось интересным строение окон. В описании, расположенном на избе, я прочитала, что большое окно называется «красным», а боковые – волоковыми. В «красное» окно вставляли слюду или покупали редкое и дорогое в то время стекло, а волоковые закрывались толстой доской, которая волоклась по специальному пазу «волоку».

Городец. Музейно-туристический комплекс «Город Мастеров».

Городец. Музейно-туристический комплекс «Город Мастеров».

Посередине находится изба, являющая аналогом строения 19 века.

Городец. Музейно-туристический комплекс «Город Мастеров».

Городец. Музейно-туристический комплекс «Город Мастеров».

На фасаде можно прочесть описание: «Деревянная изба, на фасаде которой представлено четыре «красных окна» и два светелочных окна. Кровля стропильная. Весь дом украшен резьбой. На расположенной под карнизом и тянувшейся по всему периметру дома «лобовой» доске изображены образы русалок-берегинь. Часть двора огорожена изгородью, а вход оформлен воротами, на которых изображены резные образы «птицы-сирин». Изба украшена домовой резьбой, элементы которой  взяты с существующих домов Городецкого района и выполнены мастерами – резчиками Городецкой земли». Языческие символы (львы, берегини, сирины и т.д.) – обереги – почти тысячу лет просуществовали мирно в соседстве с православным христианством, и дошли до наших дней.

Городец. Музейно-туристический комплекс «Город Мастеров».

Городец. Музейно-туристический комплекс «Город Мастеров».

В «Городе мастеров» проводятся многочисленные познавательные экскурсии с посещением ремесленных мастерских: церковно-прикладного творчества, резьбы по дереву, золотной вышивки и работ с тканью, гончарного дела, глиняной игрушки, городецкой росписи, лозоплетения.  В зеркале в резной раме мой фотоаппарат случайно запечатлел Нину Николаевну Зубкову – директора «Города мастеров».

Городец.  «Город мастеров». Мастерская городецкой росписи.

Городец. «Город мастеров». Мастерская городецкой росписи.

Когда-то я прочитала замечательную книгу А. П. Рогова «Кладовая радости», написанную в 1982 г. Как писатель ярко пишет  о нижегородских плотниках и резчиках по дереву, покрывавших избы резьбой «что называется с маковки до пят». Там же находится удивительное повествование о старых мастерах городецкой росписи И. Мазине, Л. Мельникове, И. Лебедеве, Ф. Красноярове. Я вспоминаю эти фамилии здесь, потому что в «Городе мастеров» турист видит сохранение исконно русских ремесел. История продолжается.

Городец.  «Город мастеров». Мастерская золотной вышивки.

Городец. «Город мастеров». Мастерская золотной вышивки.

Молодая красавица сидит в городецкой светелке за пяльцами и шьет золотом. В Городце давние традиции золотошвейного искусства, которые сохраняет в настоящее время  ООО «Городецкая золотная вышивка». Белоснежная вышивка «ришелье», кровать с подзорами и боковинами, маленькие салфеточки в буфете. Таков был интерьер дома женщины-рукодельницы и необыкновенной труженицы. Никто не думал о практичности, стирали ведь все вручную, кипятили белье, чтобы оно было белоснежным. Думали только о красоте.

Городец. Музейно-туристический комплекс «Город Мастеров».

Городец. Музейно-туристический комплекс «Город Мастеров».

Из окон видна Волга. Теплое дерево и белоснежные занавески, украшенные машинным «ришелье»,  прекрасно сочетаются.

Городец.  «Город мастеров». Ткацкая мастерская.

Городец. «Город мастеров». Ткацкая мастерская.

Для украшения полов нужны были тканые половики. Этот процесс можно наблюдать в ткацкой мастерской. В малых городах можно научиться делать многое, свободного времени больше.

Городец. Музейно-туристический комплекс «Город Мастеров».

Городец. Музейно-туристический комплекс «Город Мастеров».

Здесь видим огромные декоративные вазы, украшенные городецкой росписью. Проход оформлен мастерами — резчиками . На окнах шторы с цветной вышивкой. Это удивительный мир искусства! Он так далек от мирской пошлости.

Городец.

Городец.

Поднимаемся по огромной лестнице наверх и видим старинные дома, в каждом теперь расположен оригинальный музей. Набережную украшает памятник Александру Ярославовичу  Невскому. Он был открыт в сентябре 1993 г. в канун 730 годовщины смерти князя в Городце.

Городец. Музей добра.

Городец. Музей добра.

В русском языке слово добро обозначает не только результат действия людей, но и материальные ценности, то есть вещи, находящиеся в доме. Это музей добра. В нем я еще побываю в следующий раз. А в этот раз надо увидеть выставку старинных костюмов и коклюшечного кружева, которые экспонируются в музее «Дом графини Паниной».

Городец. Музей «Дом графини Паниной».

Городец. Музей «Дом графини Паниной».

Главный дом графской усадьбы в стиле деревянного ампира был построен в 1847 году,  и перестроен в 1888 году. Он является памятником архитектуры федерального значения.

Городец. Музей «Дом графини Паниной». Летнее пальто. Коклюшечное плетение. Конец XIX –  начало XX веков.

Городец. Музей «Дом графини Паниной». Летнее пальто. Коклюшечное плетение. Конец XIX – начало XX веков.

Вот оно летнее пальто, сплетенное на коклюшках в  конце XIX –  начале XX веков. Очень модное, столичное. К сожалению, сотрудники музея в этот день готовили новую экспозицию к семинару по народному костюму для музейных работников. Для этого экспоната уже не было музейного описания. Образцы одежды, выполненные таким способом при помощи ровной тесьмы коклюшечного плетения, мне встречались, но место изготовления пока до сих пор неизвестно.

Городец. Музей «Дом графини Паниной». Кружево. Коклюшечное плетение. Первая половина XIX в. Место происхождения неизвестно.

Городец. Музей «Дом графини Паниной». Кружево. Коклюшечное плетение. Первая половина XIX в. Место происхождения неизвестно.

Среди подготовленных к семинару народных костюмов манжета рубахи многопарного коклюшечного кружева уже в довольно плачевном состоянии мне показалась интересной. Это первая половина XIX столетия. Сотрудники музея сказали, что уже подписаны документы на реставрацию.

В музее «Дом графини Паниной» много различных коллекций, размещены даже частные (музыкальные шкатулки). Интересной для меня была еще не до конца оформленная экспозиция военного костюма. Ее готовили к празднованию 70-летия Победы в Великой отечественной войне.

Городец. Улица Андрея Рублёва.

Городец. Улица Андрея Рублёва.

Городец сохранил старинную застройку. «Не высок стоит домик крошечка. Он на все глядит в два окошечка», –  звучат в моей голове стихи из романса Гурилева. Такие домики теперь местная достопримечательность.

Городец.

Городец.

В Городце я увидела дымники, служащие украшением дома. Просечное железо – еще один позабытый промысел. Мастера декорировали дом дымниками, водосточными трубами, карнизами и флюгерами.

Городец. Дымник. Просечное железо.

Городец. Дымник. Просечное железо.

Главное в дымнике – издалека различимый силуэт. Городецкий мастер прекрасно справился с этой задачей. По Городцу можно ходить и ходить, каждый дом интересен, а ведь это все жилые дома. Интересно, как там внутри? Говорят, что хорошо. Есть газовое отопление, водопровод и дышится в деревянных домах легче, чем в железобетонных конструкциях.

Городец. Краеведческий музей.

Городец. Краеведческий музей.

Это Городецкий краеведческий музей. Он расположен в доме купца И. П. Облаева  (младшего). Экскурсию по музею  очень интересно провел научный сотрудник А. Н. Еранцев. Он автор многих публикаций о сокровищах Городца. Экспозиция включает выставки «Средневековый Городец по материалам археологических раскопок», «Крестьянский быт», «Городец купеческий», « Из истории Городецких художественных промыслов», «Купеческий кабинет» и другие.

Городец. Краеведческий музей. Экспозиция «Городец купеческий».

Городец. Краеведческий музей. Экспозиция «Городец купеческий».

Внешняя сторона жизни городецких купчих мне понравилась. Поразило и богатое собрание книг купца-старообрядца П. А. Овчинникова. Но главным темой моего кружевного путешествия в Городец является история промыслов. Для меня это удивительный рукотворный и оригинальный мир.

Шкаф – горка. Дерево; резьба, роспись. Мастер Г. Е.Токарев-Казарин. Конец XIX в. Собрание Городецкого краеведческого музея

Шкаф – горка. Дерево; резьба, роспись. Мастер Г. Е.Токарев-Казарин. Конец XIX в. Собрание Городецкого краеведческого музея.

Первым открытием стал шкаф. Автор его Г. Е. Токарев-Казарин  был по профессии сапожником, а мебель выполнял по заказам частных лиц. На створках шкафа вырезаны сцены мировой истории. На уголках шкафа вырезаны и раскрашены фигурки русских князей и царей – вся династия Рюриковичей. На створках вырезаны сцены из мировой и русской истории: Жанна Д’ Арк, испанская Реконкиста, взятие Рима варварами, поход Ганнибала, покорение Сибири, обращение Козьмы Минина к князю Пожарскому, портреты Дмитрия Донского, Ермака Тимофеевича, Василия Шуйского, Ивана Грозного, Михаила Фёдоровича Романова и др. В фондах музея есть другой шкаф этого автора с сюжетами на библейские темы.

Художник Т. П. Новожилов. Панно. Городецкая роспись. 1930-е гг. Собрание Городецкого краеведческого музея.

Художник Т. П. Новожилов. Панно. Городецкая роспись. 1930-е гг. Собрание Городецкого краеведческого музея.

«ЖИЗНЬ СТАЛА ЛУЧШЕ, жить СТАЛО ВЕСЕЛЕЕ!», – написано вверху на красной полосе.  Эту сталинскую фразу с улыбкой часто произносила моя мама.

В разговорах в то время любили цитировать нравоучительные русские поговорки, они были на каждый случай жизни. На следующем панно читаем: «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Панно резное «Семья». 41,5 Х 21,5 см. Мастер С. Ф. Соколов. 1998 г. Собрание Городецкого краеведческого музея. Дар автора.

Панно резное «Семья». 41,5 Х 21,5 см. Мастер С. Ф. Соколов. 1998 г. Собрание Городецкого краеведческого музея. Дар автора.

Все держались семьи и родственников, старались быть деликатными и тактичными. Берегли свое «добро», которое дождалось своего часа, чтобы находиться в музее.

Городец. Краеведческий музей. Зал новых поступлений.

Городец. Краеведческий музей. Зал новых поступлений.

Часть экспозиции. Экспонаты были подарены горожанами музею. Это предметы, характеризующие разные временные эпохи. Функция музеев – сохранить материальную культуру жизни людей.

Платок. Шелк, плетение на коклюшках. Конец  XIX – начало XX вв. Дар Яковлевой Натальи Павловны. Городец. Городецкий краеведческий музей.

Платок. Шелк, плетение на коклюшках. Конец XIX – начало XX вв. Дар Яковлевой Натальи Павловны. Городец. Городецкий краеведческий музей.

Этот платок выплетен в Балахне, которая находится неподалеку от Городца на другой стороне Волги. Край платка украшает знаменитая «клюневая решетка» По углам расположены вазоны с розами. Плели этот платок долго, стоил он дорого. Черный шелк плохо сохраняется, но подаренный платок находится в отличном состоянии, что свидетельствует о том, что с ним очень бережно обращались. Теперь он в музее, я этому рада.

Мое путешествие по Городцу продолжилось в выставочном зале «Галерея на Троицкой». Я познакомилась с талантливым человеком Ириной Дружаевой и ее творчеством.

Да, в Городце есть много того, что можно посмотреть, и люди в нем чудесные.

Персонально благодарю за внимание М. В. Сучкову, В. В.. Бровину, Н. Н. Зубкову, И. Дружаеву, А. Н. Еранцева.

О. Ф. Журавлева

Фотографии автора.

 
Google

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Один отзыв

1.  Г.Муравьева
09 Июн 2015 в 16:28

Бывала в Городце много раз и с удовольствием поеду снова. В июле очередной фестиваль.

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение