От посещения Балахны у меня остались самые наилучшие воспоминания. Я занимаюсь историей кружевоплетения уже давно, поэтому мне очень хотелось в ней побывать и посмотреть, как Балахна «кружевничает». Хроника моего посещения разделилась на две части. В первой части я написала о выставке «Балахонский кружевной манер». На этом я решила не останавливаться. Мне захотелось поделиться еще и той живой историей города, которая бережно сохраняется и развивается.
Архитектура этих современных зданий в центре города гармонична, имеет общие черты с историческими зданиями Балахны.
За домами мы видим великолепный образец Никольской шатровой церкви (1552). О ней мне хочется сказать отдельно. Когда я вижу шатровую церковь, то это всегда связано с воспоминаниями моего детства. Это – потемневшие от времени деревянные шатровые церкви, стоявшие по берегам Северной Двины, и шатровая каменная церковь Вознесения Господня в Коломенском (1532), где я побывала в школьном возрасте и хорошо запомнила рассказ экскурсовода об ее уникальности. Последняя считается шедевром мировой архитектуры и первой сохранившейся церковью подобного типа. Как мы видим из дат, уже в середине XVI века появляется в Балахне шатровый каменный храм на территории монастыря, что свидетельствует о богатстве этого города и процветании. На месте основания города (1474) были соляные ключи, из которых стали добывать соль ссыльные новгородцы. Именно солеварение было в основе городского богатства. Балахнинцы организовали производства стекла, обжига кирпичей, черепицы, изразцов, колоколов. В настоящее время в нем действует ЦБК (целлюлозно-бумажный комбинат ) и картонная фабрика.
В 1555-1561 годах был построен Покровский храм (Собор Василия Блаженного в Москве), центральный придел которого выполнен также шатровым. При украшении его были использованы балахнинские цветные изразцы. Около этого красивейшего русского собора установлен памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который стоит на Красной площади с 1818 года. В Балахне стоит памятник Кузьме Минину, родившемуся в этом городе.
Об истории второго народного ополчения, созданного в Нижнем Новгороде осенью 1611 года, и о возглавивших его Кузьме Минине (нижегородском земском старосте) и князе Дмитрии Пожарском (Рюриковиче в двадцатом поколении) напишу кратко. В условиях Смутного времени ополченцы, проявив героизм, мужество и православную Веру, 4 ноября 1612 года окончательно победили поляков, которые уже обосновались в Московском кремле, и которым многие русские присягнули на верность. В память об этом событии в России 4 ноября (с 2004 г.) отмечается государственный праздник – День народного единства.
Город Балахна растянулся вдоль низменных берегов Волги. Именно эта Великая русская река – «Волга, Волга, мать родная…» – была основой жизни в этих краях. Это транспортная артерия кормила всех и не давала замыкаться на своей территории. На другой стороне можно заметить маковки церквей Городца. Сейчас река пустынна, но много лет тому назад, в XVII столетии, здесь стали возводиться верфи, на которых строили быстрые парусно-гребные судна – струги. Их можно было использовать как для военных целей, так и для судоходства.
Екатерина Великая ввела планирование городов, поэтому и Балахна, как губернский город (1719) имела такой план строительства. Эти дома созданы по «образцовым» проектам начала XIX столетия.
Балахнинка М. В. Сучкова показала мне очень интересный особняк с видом на Волгу – летнюю дачу «миллионщика», купца – судостроителя, городского голову, А. А. Худякова – и созданный в нем музей купеческого быта.
Поднимаемся по «парадной» лестнице. Сто тридцатилетний интерьер дома в бывшем детском садике советского периода был сохранен, а теперь в музейном комплексе отреставрирован.
Должны существовать образцы для творчества, ведь в это вложен большой труд предыдущих поколений. Печи в доме украшены фигурным белоснежным кафелем. Кафель и лепнина – работа неизвестных мастеров – вызывают восхищение.
Тихий кабинет хозяина дома с камином и домашним халатом. Украшают кабинет ковры XIX столетия. Лепной потолок кабинета сохранен в подлинном виде.
История семьи А. А. Худякова трагична. Его единственный сын умер. После этого он с женой стал проживать постоянно в Нижнем Новгороде, наезжая по делам в Балахну. Однако, теперь в этом доме музей. Есть комната – детская. В ней я увидела интересные экспонаты. Это платок, характерный для стиля «модерн», на котором изображены дети с грибами с надписью «Где грибы там и мы». Синий детский вязаный капор (башлык?). Конечно, это также изделия с коклюшечным кружевом.
Такое кружево с ромбами, зигзагообразной полосой – «речкой», несущие символическую направленность в народной культуре, имеет внешнюю кайму «клюни» (в народе – «колуны»). Если внимательно рассмотреть кружево, то видны ошибки исполнения узора, что свидетельствует о непрофессиональном уровне исполнения. Скорее всего, это сплели «для себя».
В «детской» мы видим коляску и уголок с маленькой подушкой в кружевной наволочке.
Красивый уголок – это необходимая часть приданого младенца. Им украшали спелёнатого в одеяло ребенка, иногда при этом прикрывая тонкой воздушной красивой тканью личико спящего дитя.
Темой коклюшечного кружева я хочу завершить описание музейной экспозиции, но особняк большой, там есть посмотреть на многое еще другое.
А вот тема детства в этом музее для меня еще не завершена, потому что на первом этаже находится мастерская глиняной игрушки. Дети и их родители могут освоить традиционную лепку из глины, что для детского ума очень полезно – моторика рук развивает мозг. Гораздо полезнее, чем смотреть целыми днями телевизор (мультики), и что еще хуже для развития играть в компьютерные игры в неподвижном состоянии.
У меня на кухонном столе стоит петушок – красный гребешок. Это свистулька – подарок мастера Е. Ф.Тимофеева. Мне кажется, что маленьким деткам будет всегда интересно самому посвистеть. Говорю это как бабушка, у которой внуки свистели в каргопольскую глиняную свистульку в виде кентавра и в нижегородскую деревянную дудочку. Они у меня сохранились. В любом ремесле есть свои секреты. Их мастер Е. Ф. Тимофеев получил по наследству от матери.
Это набережная Балахны. Сейчас ее одевают в гранит. Будет более цивилизованно, но пока все попросту – иди, где хочешь. Потока машин нет вовсе. Ближе к центру по улице Карла Маркса находится дом купца А. А. Плотникова, который тоже теперь занимает музей.
В этом музее находятся главные художественные ценности Балахны, включая очень ценную коллекцию иконописи, предметов археологии.
Это синий зал кружевницы – постоянная экспозиция с образцами лучших балахнинских кружев. Об искусстве кружевоплетения Балахны я написала в статье о временной выставке «Балахонский кружевной манер», которая открылась по соседству с этим залом.
В постоянной экспозиции находится большая черная шаль. Это настоящее сокровище. В ней ярко выражены характерные особенности «балахонского манера». В кайме используется более плотная «клюнёвая» решетка, а в центральной части – прозрачная. В углах центральной части расположены «шапки», представляющие корзинки с цветами – символ пожелания здоровья и долголетия. Купить и носить такую шаль могла только очень состоятельная дама, подчеркнув ею свой выдающийся статус.
Рядом с домом купца А. А. Худякова стоит домик известной балахнинской кружевницы, который уже давно продают. Домик скромный, но вид-то из окна на Волгу! Интересно бы было посмотреть на быт не только купцов, но и кружевницы, но это уж как сложится судьба этого дома.
Это старейшая шаль из собрания балахнинского кружева. Судя по размаху рук можно судить о ее размерах. Никаких особых условий проживания у кружевниц не было (см. домик кружевницы), но это не мешало им создавать такую красоту, владея сложной для умственного понимания техникой многопарной плетения коклюшечных кружев.
За день пребывания в Балахне я побывала еще в одном музее Балахны. Это единственный музей в стране имени Кузьмы Минина. Он расположен в современном здании – культурно-досуговом центре «Дом Москвы» – неподалеку от памятника Кузьме Минину. Это бойкое место. Там занимаются дети. Есть кафе, где сидит молодежь. Мне понравилась выставки фотографий детей, рисунков учащихся детской художественной школы.
На первом этаже готовились к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Я узнала, что среди балахнинцев были юноши, которые учились в школе юнг на Соловках, а затем воевали на Северном флоте. Получилась так, что военная история оказалась при этом связана с историей моего родного архангельского края, в которой школа юнг занимала особое положение.
Там же увидела огромный старинный механизм часов XVII века, который свидетельствуют о высокой степени развития города в те далекие годы.
Пройдя весь маршрут пешком, я поняла, что в настоящее время город живет спокойной жизнью. Для детей созданы все условия для полноценного развития. Источником дополнительного образования и формирования любви к родным местам являются прекрасные музеи Балахны и современный культурно-досуговый центр «Дом Москвы», в которых работают люди преданные своему делу.
Автор: О. Ф. Журавлева
Фотографии О. Ф. Журавлевой
Метки: балахнинское кружево
Вы можете следить
за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.
Спасибо, Олечка! Вместе с Вами так интересно путешествовать и познавать новое и всегда душевное. Елена
В доме Худякова был детский сад и моя дочь ходила в него. Вся эта красота была доступна детям каждый день. И я тоже не могла наглядеться.
Оленька, спасибо большое за прекрасное путешествие в Балахну!!!
На фотографии «Домик кружевницы» я с удивлением заметила некое зеленое круглое пятно. Откуда оно взялось? На всех других фотографиях ничего подобного нет, то есть это не пятно на объективе.Это из разряда, наверное, «зеленых человечков».