The exhibition of the Russian Folk Art

Ассоциация «Народные художественные промыслы России» отметила двадцати пятилетие своей деятельности масштабной выставкой  «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра» в государственном выставочном зале «Новый Манеж» города Москвы. С 15 по 22 сентября 2015 года здесь свое искусство представляли 50 регионов России.  Посетители увидели 1000 шедевров, созданных в традициях русского народного искусства современными мастерами.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

В центре деревянные расписные изделия ЗАО «Беломорские узоры» города Архангельска.

Наш народ, проживая в трудных, суровых климатических условиях, приспособился украшать свой мир яркими вещами, которые дарили эмоциональную радость сердцу и были весьма далеки от практических целей.  Зная современный процесс глобализации, меркантильность и неспособность вкладывать деньги в длительные культурные проекты, мы – посетители выставки –  были рады, что традиции сохраняются и поддерживаются.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Матрешки. Нижегородская область, г. Семёнов, ООО «Торговый дом Семёновская роспись».

Каждый промысел России имеет свои традиции и истоки, в основе которых лежит взаимодействие различных этносов нашей многонациональной страны: славянских, финно-угорских, тюркских. Эти народы объединяет русский язык, в котором слово «промысел» имеет глубокий контекст. Он связан с православной культурой. Мастер создает свои изделия по промыслу Божию, и это его ко многому обязывает. Вещи, функционально необходимые,  наделяются красотой, наполняют человеческую жизнь радостным мироощущением.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Панно «Медведь и собаки» (слева). Горенкова Е. А. Замша иск. На хлопке, креп-сатин, металлизированные и шелковые нити.  ООО « Торжокские золотошвеи», Тверская обл., г. Торжок.

Деревянные игрушки. Московская область, Сергиево-Посадский район, п. Богородское, ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Скульптуры из кости. Чукотский АО, с. Уэлен. Автономное учреждение Чукотского автономного округа «Центр развития народных промыслов «Уэленская косторезная мастерская».

Уникальные техники и технологии, сохраняющие душу наших предков, используют дерево, глину, металл, кость, ткацкое полотно.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Скульптуры. Глина. Роспись. Ручная лепка, роспись, обжиг. Пензенская область, п. Абашево, ЗАО «Абашевская керамика».

Полотенце.  Автор Мельникова Е. В., 1999 г. Ручное ткачество. Череповец,  Вологодская обл. Фабрика «Красный ткач».

Сказочные птицы и животные пришли в народное искусство из очень далеких архаичных  времен. На современной выставке 21 века их художественные образы продолжают  удивлять, интриговать, радовать нас своими изысканными фантастическими формами.

Оригинальным  для посетителей является также  сочетание различных техник, собранных в одном месте. Керамика старинного села Абашево Пензенской области, например, соседствует с тканым полотенцем из Череповца.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Изделия из бересты. Вологодская область, г. Великий Устюг, ЗАО «Великоустюгские узоры».

Шитье по разреженной ткани, когда выдергивались нити в одном направлении или сразу в двух (по основе и утку), выполнялись повсеместно женщинами России. Местные традиции создавали многочисленные варианты вышивки.

В Вологодской и Олонецкой губерниях бытовал «шов по письму». Выдернутые и перевитые в сетку нити  создают только фон, а узор образует холст, обшитый по контуру тамбурным швом.  Салфетка, украшенная этой старинной техникой женского рукоделия, соседствует с изделиями из ажурной просечной (сквозной) шемогодской (название по имени реки Шемокса) бересты из Великого Устюга.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Полотенце. Вышивка «цветная перевить». Калужская обл., г. Таруса, ООО НХП «Тарусская вышивка».  Изделия в технике «Городецкая роспись». Дерево, темпера, лак. Нижегородская обл., Г. Городец, ЗАО фабрика «Городецкая роспись».

Следующий стенд украшает яркое калужское полотенце, украшенное техникой «цветная перевить», которую в народе называли «красные вырезы». В основе орнамента вышивки также сохраняются древние магические символы, несущие пожелания счастья, достатка, благополучия в семейной жизни.

Городецкая роспись по дереву показывает нам воочию колоритные фигуры жителей этого городка на Волге и сцены из их жизни. Вышивка и роспись по дереву очень гармонируют друг с другом, создают атмосферу праздника.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Полотенце «Вышивка»,  лен, вышивка, г. Саратов.

Набор из 7 кадочек,  Р. Н. Нечаева. Дерево, хохломская роспись. 2013 г.

К славянскому язычеству лев не имеет отношения. Образ льва, как символ неусыпного стража, использовали в символике царских и княжеских гербов многих европейских государств. В народном искусстве лев имеет добродушный и очеловеченный вид.   На полотенце вышитые два льва охраняют «древо жизни», символ незыблемости миропорядка. Об этом и надпись, которая звучит, как заклинание:

мир… победит… войну … счастлива … будет … земля

счастлива … будет …  земля … дружба … народов … сильна.

Кроме вышивки тканые холсты женщины украшали кружевом. Это искусство пришло в Россию из Западной Европы в XVII веке. В XIX столетии плели кружева на коклюшках в 17 губерниях России. В некоторых из них сложился промысел, который сохраняется мастерицами до настоящего времени.

В Рязанской области, в городе Михайлове, плетут цветное кружево. В геометрическом орнаменте его преобладает красный цвет с небольшими вкраплениями нитей желтого, зеленого, черного, белого.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Декоративные тарелки. Тарелка (справа) в технике «мезенская роспись». Архангельск. ЗАО «Беломорские узоры». Скатерть. Лен, мулине. Ручная вышивка и кружево ручного плетения. Рязанская обл., г. Михайлов.

На выставке михайловское кружево сочетается с изделиями народных промыслов разных регионов России, подчеркивая национальное стремление к яркой образности, получившей в Европе название «а-ля-рюс».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Полотенце «Михайловское лето». Ю. В. Копытина Ю. В. , И. Н. Копытина. Лен, мулине. Ручная вышивка и кружево ручного плетения. 2013 г. Рязанская обл., г. Михайлов, ЗАО «Труженица».

Сундучок «Крикнул Ваня: «Берегись!». Н. А. Шмелева. Дерево, темпера, лак, Городецкая роспись. Нижегородская обл., г. Городец, ЗАО фабрика «Городецкая роспись».

Михайловский промысел кружевоплетения сохранил старинную технику численного плетения, когда кружево плетется по счету нитей. Народные кружевные мотивы  павлинка, балалайка, бубенцы, сливка, солнышки и многие другие в изделии сочетаются с традиционной местной вышивкой, ажурными мережками.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Кировское городское отделение ВТОО «Союз художников России» – Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» (г. Киров). Скульптуры. Глина белила, темпера, поталь. Ручная лепка, обжиг, роспись.

Изделия с цветным кружевом и вышивкой Михайловского объединения «Труженица», фабрики «Рязанские узоры» являются постоянным украшением выставок русского декоративно-прикладного и народного искусства.

На такой большой нарядной скатерти с кружевными фестонами «павлинка» уютно разместились дымковские игрушки. Считается, что глиняную игрушку в слободе Дымково около города Кирова (Вятка) стали лепить в XV-XVI вв. Этот промысел был потомственным и передавался по женской линии. Современные мастерицы уже имеют специальное художественное образование и не связаны с династиями. Изменились и технологии, и ассортимент. Глиняной забавной игрушки из разных регионов было много. Посетители с удовольствием разглядывали их.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Народный костюм (справа), г. Тверь, ООО «Лучинушка».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

ГУП БХП «Агидель»  Республика Башкортостан, г. Уфа. В центре ковер безворсовый «Праздничный», 1980 г. Ковроткачество.

Воссозданию народного костюма с использованием старинных технологий украшения тканей сейчас уделяется много внимания. Изучение этнографического материала и создание на основе этого коллекций одежды является настоящей школой модельера. На юбилейной выставке были показаны образцы народного костюма, которые украсят как музейные собрания, так и фольклорные ансамбли.

Великолепно творчество кружевниц из Ельца и Вологды. Кружево прекрасно сочетается с разнообразными изделиями декоративно-прикладного искусства и очень украшает пространство второго выставочного яруса.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Панно «Лель». Коклюшечное плетение. Липецкая обл., г. Елец, ЗАО «Елецкие кружева».

На выставке было несколько крупных изделий из Ельца. Панно «Москва», в котором под знаком Святого Георгия расположены любимые места столицы: башня Кремля, Большой театр, памятник царю Петру I. Панно «Цветение», копирующее панно «Травы» автора Т. С. Ванюковой из Москвы, см. книгу  В. А. Фалеевой «Русское плетеное кружево», стр.215. Его было интересно посмотреть воочию. Однако в художественном отношении панно « Лель» покорил сердце, и в душе зазвучала музыка. Это истинно елецкое кружевное произведение с характерными для этого промысла мотивами.

Таким же жизнеутверждающим, подчеркивающим красоту природы окружающего мира, является панно «Древо жизни». Надо отметить, что представленные на выставке современные большие сюжетные и тематические композиции, которые ранее редко выплетались в Ельце, являются выдающимися произведениями этого вида искусства.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Фрагмент. Панно «Древо жизни». Фадеева С. Е., 2007 г. Липецкая обл., г. Елец, ЗАО, Фирма «Елецкие кружева». Коклюшечное кружево, лен, метанит, скань мулине в шесть ниток. 182 х110 см.

Елецкие кружева экспонировались на всемирных выставках – в Париже (1937), в Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970), на которых изысканное искусство русских кружевниц было отмечено дипломами и медалями.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

 

Коклюшечное кружево из Ельца, вышивка в технике «строчка», г. Чкаловск Нижегородской области, и цветное художественное стекло из  города Гусь-Хрустальный тоже являются красивым сочетанием. Все это великолепие различных техник в изготовлении изделий из стекла, игру света в преломляющих гранях его,  сложные переплетения нитей, интересно рассматривать вблизи.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Панно «Под звон коклюшек». Авторы: Шишерина  Е. О. , Мельникова Е. М., Марочко Е. Е. Коклюшечное кружево. Вологда, фирма «Снежинка».  Воротник кружевной (слева). Автор: Марочко Е. Е. Коклюшечное кружево Вологда, фирма «Снежинка». Воротник кружевной (справа). Автор: Ракчеева А. Н. Коклюшечное кружево Вологда, фирма «Снежинка». Салфетка кружевная. Автор: Мамровская Г. Н. Коклюшечное кружево Вологда, фирма «Снежинка». Панно «У лукоморья дуб зеленый». Ручная вышивка «вениз». ООО «Кадомский вениз», Рязанская область.

Крупнейшим кружевным предприятием России является вологодское объединение «Снежинка» (год создания 1963). Панно «Под звон коклюшек», серийный  ассортимент этого объединения, который продается в магазинах для всех желающих, украшают часть экспозиции, где показаны также традиционные изделия вятской народной культуры, выплетенные из лозы, лыка, соснового корня и ржаной соломки. «Бабушка» плетет на коклюшках кружева, а «дедушка» плетет вазу, но скорее всего простую корзинку. Весь материал для этого нам дарит природа.

Слева в этой композиции находится выдающееся произведение современного женского рукоделия панно «У лукоморья дуб зелёный», созданный в ООО «Кадомский вениз», Рязанская область.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Фрагмент. Панно «У лукоморья дуб зеленый». Ручная вышивка «вениз». ООО «Кадомский вениз», Рязанская область.

Во время правления царя Петра I в Кадомский монастырь  из Венеции были привезены несколько мастериц, которые обучили своему искусству местных рукодельниц. С тех пор уникальная техника вышивки сохраняется в этих местах и имеет название «вениз», произошедший от слова  «венецианский».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Панно «Птицы райские». Марочко Е. Е. Коклюшечное плетение, лен, метанит. 2011 г. Вологда, фирма «Снежинка». Панно. Золотная вышивка. ООО « Торжокские золотошвеи», Тверская обл., г. Торжок. Изделия творческого объединения «Хохломская роспись», Нижегородская обл., г. Семенов.

Причудливая деревянная «Золотая Хохлома», золотная вышивка из Торжка, кружевное панно вологодского коклюшечного плетения  предприятия «Снежинка», вышитые безымянные полотенца создали интересную выставочную композицию, в основе которой заложено художественное восприятие окружающего мира. К какой бы мы технике народного искусства не обращались, изделия в руках настоящих мастеров – «умельцев» – являются уникальными произведениями искусства.

Эти промыслы имеют давнюю историю. Первые упоминания о расписной токарной посуде, произведенных в деревнях Заволжья Нижегородской губернии, продаже её на ярмарке в Хохломе,  относятся к 1659 году. Золотное шитье Торжка существует с XVIII века. Кружевницы Вологды начали овладевать искусством плетения на коклюшках в конце X VII – начале XVIII вв., а промысел возник в XIX столетии.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Панно «Георгий Победоносец», автор Марочко Е. Е. Коклюшечное плетение. Вологда, фирма «Снежинка».Триптих «Санкт-Петербург». Коклюшечное плетение. Вологда, фирма «Снежинка». Панно «Возрождение. Автор – Грачева О. А.. Ручная вышивка «вениз», 68 х 78 см.   Ткань маркизет. 2002 г. Изделия творческого объединения «Хохломская роспись», Нижегородская обл., г. Семенов.

Фирма «Снежинка» на выставке показала два триптиха: «Санкт-Петербург» и «Москва». Они очень красивы и торжественны. Оказывается, что архитектура является благодатной и эффектной темой для кружевоплетения. Справа вышитое панно «Возрождение», на создание которого в технике «вениз» потребовалось 1276 часов.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Триптих «Москва». Коклюшечное плетение. Вологда, фирма «Снежинка». Композиция «Снеговик». Элемент декоративный «Забор». Хрусталь. ООО «Дятьковский Хрустальный завод плюс». Брянская область, г. Дятьково.

Хрустальный снеговик, изготовленный на «Дятьковском хрустальном заводе» Брянской области, елочка, украшенная игрушками, расписанными вручную, кружевная коклюшечная скатерть и салфетки, керамические изделия – все гармонирует друг с другом. Этот оригинальный уголок выставки связан с детскими радостными воспоминаниями о новогодних праздниках, елочных причудливых игрушках, театральных представлениях и подарках.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Панно «Театр». Автор: Загребельная Валентина Владимировна. Коклюшечное плетение Кировского района. Хлопчатобумажная нить. 1997 г. 56х87 см.  Колледж прикладного искусства ФГБОУ ВПО Московской Государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, Москва.

Панно «Театр» создано в Московском художественном училище прикладного искусства (до 1990 г. – МХПУ имени М. И. Калинина). В 2011 году училище получило новое название «Колледж прикладного искусства МГХПА им. С. Г. Строганова». В училище студентов обучают классическим основам декоративно-прикладного искусства, традициям центров народного искусства России.

В панно представлены технические приемы вятского сцепного кружева, известного с середины XIX столетия (крутые петли, острые повороты «полотнянки, остроконечные формы узоров и др.). Выпускники этого учебного заведения гордятся своей «альма матер».

 

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Об этом разделе выставки надо писать отдельную статью, потому что так много мастеров работали над созданием этой экспозиции, несущей особую духовную миссию. Среди прекрасных, изысканных по колориту икон, и других предметов, созданных во славу Божию, есть вышитое панно «Неопалимая купина». Оно создано на основе лучших традиций  древнерусской церковной вышивки.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Фрагмент. Панно «Неопалимая купина». Автор: Грачева О. А. Маркизет. Ручная вышивка «вениз» в сочетании с машинной вышивкой «гладь», «валик», «насыпь». 2012. ООО «Кадомский вениз». Рязанская обл., Кадом.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

 

Ручное ковроткачество уходит корнями в глубину веков. Секреты мастерства и узоры в этом виде ремесла передавались из поколения в поколение. На выставке посетители увидели дагестанские ковры, которые по качеству своего исполнения не уступают лучшим мировым образцам.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Народный костюм горянок украшала белая шелковая шаль с вышивкой по плетеной филейной сетке.

В России получили распространение «махровые ковры». Это разновидность ворсовых ковров. В такой технике, дающей возможность передачи большого количества оттенков, показано искусство ковровщиц Тюмени.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Ковер «Розы и левкои». Ручная работа. Овечья шерсть 100%. Махровая технология. Тюмень, ООО «СКФ».

В ковре явно просматривается использование художественного наследия цветочных ковров первой половины XIX века.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Платки. Шелк. Техника «холодный батик». Московская обл., г. Троицк, ООО «Олеся».

В этой части выставки в центре экспозиции представлены женские головные платки, выполненные в технике холодного батика. Художественная роспись тканей занимает достойное место в современном искусстве украшения текстильных изделий.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Фрагмент. Панно «Павлины». М. Е. Афанасьева. Новгородская область, п. Крестцы, ОАО «Крестецкая строчка».

Очень красива крестецкая строчка. К ней относятся россыпной гипюр, старинный гипюр, «мыльный пузырь», тарлата, вологодское стекло, сновочный мотив. Становление промысла относят к 1860 годам. В Панно «Павлины»  М. А. Афанасьевой представлены разнообразные швы, использованные при заполнении сетки, которая получена при выдергивании из ткани нитей по утку и основе.

На выставке посетители увидели все виды ручной строчевой вышивки: белая мелкая строчка, крестецкая строчка, строчка с цветным контуром, нижегородский (горьковский) гипюр, цветная перевить и мережки.

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Платок. Ручное вязание. Козий пух, натуральный шёлк. Комбинат Оренбургских пуховых платков, г. Оренбург.

Это единственный оренбургский пуховый платок на выставке. Пуховязальный промысел Оренбуржья начинается с конца XVII века, когда русские казаки заселили степи Урала. Жившие по соседству скотоводы-кочевники (киргизы, казахи, калмыки) носили сделанные из пуха козы теплые телогрейки, шарфы. Мастерицы из поколения в поколение сохраняли традиции ажурного вязания, получавшегося благодаря точному расчету количества петель. Изготовление платков требует колоссального терпения и трудолюбия. Почти каждый из них является настоящим художественным произведением.

На фотографии с оренбургским платком запечатлен момент, когда посетительница выставки пишет свое мнение о ней. Я подошла и написала тоже, что все увиденное мною дало необычайный толчок энергии, радости, гордости. Народные художественные промыслы сохранены!

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

Выставка «Народные художественные промыслы России: вчера, сегодня, завтра».

В статье предпочтение в описаниях экспонатов выставки было отдано теме традиционных женских рукоделий: ткачества, ковроткачества, вышивки, кружевоплетения, вязания, художественной росписи тканей.

Автором не описан великолепный интересный мир русской лаковой миниатюры, русской керамики, фарфора, фаянса, эмальерного искусства (финифти), каслинского литья, художественной обработки камня, стекла, декоративной росписи по металлу, ювелирного искусства. Необходимо отметить, что очень много безымянного кружева, вышитых и тканых полотенец на выставке просто были интерьерным фоновым заполнением.

Приношу благодарность всем мастерам, которые приняли участие в юбилее ассоциации «Народные художественные промыслы России». Отдельная благодарность устроителям выставки. Им удалось так разместить и подобрать экспонаты, что их соседство было гармоничным и естественным.

В 1983 году написана великолепная книга «Народное искусство России» / 3/  выдающегося исследователя народной культуры  М. А. Некрасовой. В ней автор произносит замечательные слова, которые и в настоящий момент очень подходят ко всему увиденному:

Народное искусство, как никогда раньше, приковывает к себе внимание не только исследователей, но и любителей. Живое предание старины соединилось в народном творчестве с неувядающей поэзией жизни. Содержание его определяется вечными духовными ценностями, развитие – законом традиции и преемственности, что делает народное искусство частью современной культуры, ее живым феноменом. «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, – говорил А. С. Пушкин, – определяется отношением к прошлому». Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности.

Литература.

  1. Народные художественные промыслы России / Составитель В. П. Антонов – М.: Интербук-бизнес, 2-е издание, 2000.
  2. Русские художественные промыслы / ред. группа: М. Шинкарук, Л. Киселева, О. Блинова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010.
  3. Некрасова М. Народное искусство России. – М.: Советская Россия, 1983.

©Copyright О. Ф. Журавлева, фотографии О. Ф. Журавлевой, 13 октября 2015 г.
Google

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Один отзыв

1.  Elena Brophy
14 Окт 2015 в 05:10

Какое же богатство! и какие таланты! Спасибо преогромное,Олечка.Как всегда Планка Вашего творчества и Вашего Журнала завидно высоки. Успехов и здоровья.Елена

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение