17-18 августа 2018 г. на Международном кружевном конгрессе с  девяти часов утра были запланированы лекции ведущих специалистов музеев Бельгии.  К сожалению, мне пришлось прослушать только  часть их 18 августа. Хочу познакомить с темами  их моего читателя. Лекции проходили в зале конгрессов  в Госпитале Святого Иоанна, о котором я уже писала в своих двух предыдущих статьях на тему  конгресса в Брюгге.

Путь туда нам был известен.  Световая окраска в это августовское утро набережной канала  Грунерей в  Брюгге оказалась такой нежной, что я ощущала себя птицей, которая парит и свысока смотрит на эти застывшие в Вечности красоты Божественного мира.

Брюгге. Утро. 18 августа 2018 г.

Брюгге. Утро. 18 августа 2018 г.

Возвышающаяся над городом Соборная церковь Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwerkerk, шельдская готика) – ориентир. Рядом с ней находится Госпиталь св. Иоанна.

Брюгге. Утро. 18 августа 2018 г.

Брюгге. Утро. 18 августа 2018 г.

Город Брюгге (Bruges (фр., англ.), Brugge (фламанд.)  издавна имеет славу кружевного центра. Древнейшее происхождение ремесла по изготовлению кружева доказано эдиктами Карла V, согласно которым уже в начале XVI века обучение кружевоплетению должно было входить в учебную программу. Плетение кружев стало любимым занятием женщин, приносящим им доход.  Дело дошло до того, что в городе (XVI в.) стало трудно найти прислугу. Пять веков прошло с того времени.  Брюгге сохранил свой высокий статус  в мире производства ручного кружева.

Первая лекция (9ч. 30 мин. до полудня): «Выдающиеся кружевные изделия из Королевского музея искусств и истории». Риа Коореман (Ria Cooreman), Королевский музеи искусств и истории, Брюссель.

Риа Коореман (Ria Cooreman) прочитала очень интересную лекцию о  выдающейся части кружевной коллекции из собрания Королевского музея искусств и истории. 24 августа 2018 г. участники Кружевного тура, организованного в рамках Международного кружевного конгресса  (Брюгге, 2018), посмотрят эти экспонаты воочию в самом Брюсселе.

Для меня лекция оказалась очень интересной, потому что это была первая лекция на английском языке,  из которой я практически все поняла. Конечно, сказалось и знание предмета.

Исидор де Рюддер. Скатерть. Кружево, шитое иглой. 1919 г. Бельгия, Фландрия, Эрембодегем.

Исидор де Рюддер. Скатерть. Кружево, шитое иглой. 1919 г. Бельгия, Фландрия, Эрембодегем.

Итак, первый экспонат – скатерть шитого иглой кружева «вениз». Место изготовления Эрембодегем (Бельгия, Фландрия). На лекции мы узнали историю изготовления этого кружевного изделия. Скатерть была посвящена  бельгийской королеве Елизавете.   Был описан каждый мотив сложнейшего по композиции произведения, картон для которого был создан профессиональной и известной  бельгийской художницей Исидор де Рюдддер (Isidore de Rudder).

Исидор де Рюддер. Скатерть (фрагмент). Кружево, шитое иглой. 1919 г. Бельгия, Фландрия, Эрембодегем.

Исидор де Рюддер. Скатерть (фрагмент). Кружево, шитое иглой. 1919 г. Бельгия, Фландрия, Эрембодегем.

В центре  располагаются окруженные оливковыми ветвями четыре святых покровителя Брюсселя – святые  Михаил и Георгий и святые Елизавета и Гудула. Святая Елизавета  над красным крестом  олицетворяет Королеву  и то, что она посвятила себя во время войны служению в качестве медицинской сестры.

де Рюддер (?). Скатерть. Кружево, шитое иглой. 1914-1918. Бельгия, Фландрия, Эрембодегем или  Опбракель.  Подарок Де  Вриенден (De Vrienden)  Королевскому музею искусств и истории, 2000 г.

де Рюддер (?). Скатерть. Кружево, шитое иглой. 1914-1918. Бельгия, Фландрия, Эрембодегем или Опбракель. Подарок Де Вриенден (De Vrienden) Королевскому музею искусств и истории, 2000 г.

Эта скатерть принадлежит  к  периоду истории бельгийского кружева, который имеет название «кружево войны». В центре скатерти  находится «бельгийский лев», который объединяет провинции Бельгии, вставшие на защиту страны в Первой мировой войне. На скатерти мы видим надпись  на ленте «В объединении – сила», которую окружают  гербы армий союзнических войск, выступавших на стороне Бельгии.

Вторая лекция (10 ч. 30 мин. до полудня): «Волшебство современного кружева». Мартин Брюггеман (Martine Bruggeman), Центр кружева, Брюгге.

Теме современного кружева на Международном кружевном конгрессе (Брюгге-2018) была посвящена выставка «Живое кружево» («Living Lace»), находившаяся  в Бельфорте. Эта же тема была исследована М. Брюггеман в новой книге ««Кружево Фландрии. История и современное искусство». 2018.

(Martine Bruggeman . «Lace in Flanders . History and Conteporary  Art. Introduction by Karine Huts». World Lace Congress, 2018. Lannoo Publishers, 2018.) Книга была вручена всем участникам Конгресса кружева.

Для описания этой темы  современного искусства кружевоплетения или лекции М. Брюггеман требуется отдельная статья, поэтому я даю краткое ознакомление по своему усмотрению.

Пьер Фуше (Pierre Fouché, 1977, Претория, Южная Африка).  Портрет друга Нарди. 2009-2012. Коклюшечное плетение, 57 х 40 см.

Пьер Фуше (Pierre Fouché, 1977, Претория, Южная Африка). Портрет друга Нарди. 2009-2012. Коклюшечное плетение, 57 х 40 см.

Пьер Фуше, художник по образованию, плодотворно работает и ежегодно участвует в различных выставках. В частности его творчество было представлено как на персональных выставках в Кейптауне (Южная Африка), так и в в 2018 году в групповых выставочных проектах в Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Андорре. Его работа с техникой коклюшечного плетения не может не восхищать. Особое внимание он уделяет портретам. Они современны, оригинальны и отражают авторское кредо. Его кружево наполнено дыханием жизни.

 

Брюгге, 18 августа 2018. Фото из лекции о современном кружевном искусстве М. Брюггеман.

Брюгге, 18 августа 2018. Фото из лекции о современном кружевном искусстве М. Брюггеман.

Рекламная афиша торгового дома из Копенгагена украшена  моделью с оригинальной накидкой из сетки, выполненной в технике коклюшечного плетения. Дизайнер этого  изделия  умело  разделил пространство на световые пятна и линии. Получилась  оригинальная вещь, которая смогла участвовать в современном  коммерческом проекте ­– рекламе.

Брюгге, 18 августа 2018. Фото из лекции о современном кружевном искусстве М. Брюггеман.

Брюгге, 18 августа 2018. Фото из лекции о современном кружевном искусстве М. Брюггеман.

В настоящее время  кружевом из толстых нитей  украшают крупные пространства и выставочные площадки. Из чего сделана такая оригинальная подсветка, я не берусь судить. Но мы видим переплетение нитей, которое напоминает нам о коклюшечном кружеве.

В последнее время техника коклюшечного плетения используется в ювелирных украшениях (колье, браслеты, театральные сумочки), которые легки и недороги.

Работа, с которой я бы хотела ознакомить читателя, является концептуальной и очень современной. Её описание дано в книге Martine Bruggeman . «Lace in Flanders . History and Conteporary  Art». 2018, стр.276. Я даю свой краткий перевод этой статьи с английского языка.

«Гаджет» (The Gadget , новое устройство (англ.). Maarten Vanden Eynde, 2017. Коклюшечное плетение. Брюссель.

«Гаджет» (The Gadget , новое устройство (англ.). Maarten Vanden Eynde, 2017. Коклюшечное плетение. Брюссель.

В 2017 году Мартен Ванден Эйд (Maarten Vanden Eynde) стала одной из четырех финалистов, получивших престижную награду (Belgian Art Prize)  за участие в выставке. Её проводил Центр декоративных искусств (Paleis voor Schone Kunsten)  Брюсселя.  Представленные работы являются частью исследовательского проекта на тему «Трёхсторонняя торговля», которая изучает влияние мировой торговли на природные материалы, такие как хлопок, золото, нефть, дерево, медь, каучук и уран. Трансатлантическая торговля между Африкой, Америкой и Европой еще имеет решающее значение для баланса сил в мире, и результаты её видны.

Работа Мартен «Гаджет» ­- это трехмерная версия первой атомной бомбы, которая секретно создавалась в 1940-е годы, в коклюшечном кружеве. Работа показывает связь между хлопком и ураном. Уран, который использовался для ядерного деления в первой атомной бомбе, поступал с шахт Shinekolobwe, находящихся в Катанге, Демократическая республика Конго. Его перевозил бельгийский бизнесмен Edgar Sengier,  возглавлявший компанию, которая позднее переместилась на юг  США. Хлопок перемещался похожим маршрутом. Большое количество похищенных жителей английского Конго были сделаны рабами. Их заставили выращивать хлопок на плантациях юга США. Этот хлопок перевозили на кораблях на прядильные и ткацкие фабрики Европы.  Часть тканей шла на одежду новых рабов из Африки. Эти хлопковые нити стали использовать в коклюшечном кружеве.

Работа «Гаджет» символизирует историческую зависимость между двумя материалами. Она также демонстрирует разницу  между женским трудом, производящим коклюшечное кружево, и военными силами, которые составляют мужчины. Имеется и другая связь. Перед  Второй мировой войной Япония была самым большим игроком на рынке производства и торговли хлопка. Затем США сбросила «Маленького мальчика»  на Хиросиму и «Толстого мужчину» на Нагасаки. Это стало концом японской хлопковой империи. В инсталляции мы видим множество деревянных коклюшек. Они символизируют множество пар рук, которые создавали первую атомную бомбу

«Гаджет» потребовал более 1000 часов работы. Мать Мартен тоже много работала, чтобы сшить все части друг с другом и подвесить их на цилиндр.

Я думаю, что «Гаджет», современная инсталляция  в технике коклюшечного плетения, отражает глобальные мировые проблемы  и связи. Такой неординарный подход  кружевницы Maarten Vanden Eynde к своему творчеству  должен быть отмечен.

Но лекции закончились, и снова необходимо было спешить… уже в музей Мемлинга. А он находился рядом, в том же Госпитале Святого Иоанна.

Брюгге, 18 августа 2018 г. Госпиталь Святого Иоанна.

Брюгге, 18 августа 2018 г. Госпиталь Святого Иоанна.

Ганс Мемлинг (Hans Memling, ок.1433 – 1494, Брюгге) с 1468 года был самым прославленным художником города Брюгге. Его зрелое мастерство спокойно и гармонично. Шесть работ художника находится в музее Мемлинга, расположенном  в одном из старейших сохранившихся зданий Европы, принадлежащего Госпиталю Святого  Иоанна.

Ганс Мемлинг.  Портрет молодой женщины. 1480.  Брюгге, Музей Мемлинга.

Ганс Мемлинг. Портрет молодой женщины. 1480. Брюгге, Музей Мемлинга.

Этот портрет молодой женщины, личность которой не определена,  имеет на раме все знаки того, что принадлежит кисти Мемлинга.  Это идеальный образ женской фигуры того времени. Мы видим, что ладони, сложенные вместе, лежат на раме. Художник использовал здесь «умный» прием, который придает портрету  ощущение  пространственного объема.  Мемлинг мастерски изобразил тончайшую вуаль, прикрывающую эннен и выбритый лоб, белый мех, свечение золота и драгоценных камней.  Костюм и облик молодой женщины соответствует «бургундской моде», получившей распространение в XV веке.  В то время Брюгге был столицей Бургундии. Горожане разбогатели и покровительствовали искусствам.

Ганс Мемлинг. Диптих Мартина Ниувенкове. 1487. Брюгге. Музей Мемлинга.

Ганс Мемлинг. Диптих Мартина Ниувенкове. 1487. Брюгге. Музей Мемлинга.

Мемлинг писал  также портреты  в виде диптихов-складней. На одной стороне мы видим Мадонну, а на другой стороне молящегося  двадцатитрехлетнего  молодого человека, заказчика Мартина Ниувенкове . Мадонна и  Мартин  Ниувенкове находятся в одной и той же комнате. В раскрытое окно за спиной молодого человека виднеется Пороховая башня, находящаяся в Брюгге в парке Минневатер с  XV века и дошедшая до наших дней.  Этот заказчик в будущем стал бургомистром Брюгге.  Диптих является самым знаменитым среди других.

Ганс Мемлинг. Триптих  «Мистическая свадьба  Святой Екатерины». 1474-1479. Брюгге, Музей Мемлинга.

Ганс Мемлинг. Триптих «Мистическая свадьба Святой Екатерины». 1474-1479. Брюгге, Музей Мемлинга.

Этот триптих  Ганса Мемлинга , расположенный в алтаре действующей барочной церкви, так сильно поразил меня, что я не смогла к нему приблизиться и фотографировать  его более крупным планом. Он показался мне самим совершенством.

Госпиталь святого Иоанна  в 1459 году стал монастырем, управляемым двумя общинами, во главе которых были четыре человека: настоятель и настоятельница, их казначеи.  Они и заказали этот триптих. Это произведение посвящено Деве Марии и покровителям монастыря св. Иоанну Крестителю и  св. Иоанну Богослову. В центре мы видим  сюжет, имеющий название Святое собеседование. По правую руку у престола, где восседает Дева Мария,  преклонила колени Святая Екатерина, а по левую руку – Святая Варвара. Фигуры двух Святых Иоаннов стоят позади престола.

Центральная  панель – « Мадонна с младенцем на троне». Левая створка –  «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя». Правая створка – «Апокалипсис  св. Иоанна Богослова».

На обратной стороне створок я увидела изображения заказчиков алтаря.

Церковь переходит в огромное помещение, в котором когда-то и находились и лечились больные. Их доставляли на носилках.

Брюгге. Музей Мемлинга. Носилки для больных.

Брюгге. Музей Мемлинга. Носилки для больных.

Брюгге. Музей Мемлинга.  Картина «Госпиталь Святого Иоанна».

Брюгге. Музей Мемлинга. Картина «Госпиталь Святого Иоанна».

На картине около колонн мы видим деревянные перегородки с крышами, в которых находятся кровати для больных. Это отдельные боксы. Мимо снуют монахини и монахи. У каждого из них свои обязанности.

Брюгге. Музей Мемлинга.

Брюгге. Музей Мемлинга.

В настоящее время вокруг колонн расположены сокровища музея Мемлинга.

Слева расположен небольшой (метровый)  дубовый ларец в виде готической капеллы. Это Рака Святой Урсулы  работы Мемлинга. В последние годы Г. Мемлинг  становится замечательным миниатюристом, каждое событие он как на переднем плане, так и на заднем выписывает с одинаковой тщательностью и детализацией.  Надо отметить при этом, что фламандцы изобрели масляные краски.

Ганс Мемлинг. Рака Святой Урсулы. 1489. Брюгге. Музей Мемлинга.

Ганс Мемлинг. Рака Святой Урсулы. 1489. Брюгге. Музей Мемлинга.

Маленькие по размеру сцены из жизни и мученической смерти Святой Урсулы (IV в.) , почитаемой вместе с одиннадцатью тысячами девственницами, выписаны с ювелирной точностью. Художник рисует  св. Урсулу в окружении многочисленных девушек то на фоне стен каменных зданий, то на палубе кораблей.

Ганс Мемлинг. Триптих  Яна Флоренса. 1479. Брюгге, Музей Мемлинга.

Ганс Мемлинг. Триптих Яна Флоренса. 1479. Брюгге, Музей Мемлинга.

Следующий триптих  всегда был собственностью Госпиталя Святого Иоанна.  Он подписан автором и датирован 1479 годом. В результате исследований было выяснено, что он был заказан главным покровителем художника монахом  Яном Флоренсом, поэтому его называют еще триптихом  Иоанна Флоренса.  Он изображен стоящим на коленях перед Девой Марией и целующим ножку божественного младенца Иисуса Христа. Центральная часть триптиха – это «Поклонение волхвов». Левая створка –  «Рождество Христово». Правая створка – «Введение Иисуса во храм».

Ганс Мемлинг. Триптих Адриана Рейнса.  1480 г. Брюгге, Музей Мемлинга.

Ганс Мемлинг. Триптих Адриана Рейнса. 1480 г. Брюгге, Музей Мемлинга.

Центральная панель – «Оплакивание Христа». Левая створка –  «Адриан Рейнс со святым Адрианом». Правая створка –  «Святая Либерата».

Шесть картин Ганса  Мемлинга являются национальным достоянием Бельгии.  Они  заставляют задуматься о Божественном Провидении (The Divine Providence, англ.).

Брюгге. Площадь Бург. Здание Штаб-квартира Брюгского союза, XVIII в.  Дом старого архивариуса (справа).

Брюгге. Площадь Бург. Здание Штаб-квартира Брюгского союза, XVIII в. Дом старого архивариуса (справа).

После обеда мы пришли на площадь Бург.  Здесь находилась небольшая выставка архивных документов и фотографий, касающихся кружевоплетения в Брюгге. Её показал Городской архив.

Брюгге посещение архива фотография кружевницы

Брюгге посещение архива фотография кружевницы

В центре находилась фотография кружевницы Melanie Teirlink из Авелгема (Фландрия). Частная коллекция.

Брюгге, 18 августа 2018 г. Городской архив.

Брюгге, 18 августа 2018 г. Городской архив.

Каждая фотография кружевницы этой выставки доносит до нашего времени историю семьи, где кружевное мастерство передавалось по наследству по материнской линии.  Коклюшечное кружево Брюгге  имеет характерный цветок и решетку из сдвоенных плетешков. Это иллюстрирует архивная фотография, и почти такое кружево я в этот день увидела на оконной занавеске в одном из городских домов.

Брюгге. Кружево «дюшесс». 18 августа 2018 г.

Брюгге. Кружево «дюшесс». 18 августа 2018 г.

!8 августа 2018 года мне удалось на улице сфотографировать и саму кружевницу, которая демонстрировала свое мастерство прохожим.

Брюгге. Кружевница. 18 августа 2018 г.

Брюгге. Кружевница. 18 августа 2018 г.

Далее наш путь лежал в противоположную от площади Бург часть города, где мы еще не были. Мне хотелось посмотреть знаменитый  Центр кружева (Kantcentrum), в котором расположена известная школа кружевоплетения. Он находится неподалеку от Иерусалимской церкви.

 

Брюгге. Иерусалимская церковь. 18 августа 2018 г.

Брюгге. Иерусалимская церковь. 18 августа 2018 г.

Время… его катастрофически не хватало. Иерусалимская церковь была открыта, но мы туда не зашли.

Брюгге. Kantcentrum. 18 августа 2018 г.

Брюгге. Kantcentrum. 18 августа 2018 г.

В Kancentrum продавались книги, мы их посмотрели и некоторые купили. Надо сказать, что я давно очень хотела посмотреть в  Брюгге эту прославленную школу кружевоплетения и Бегинаж. Присутствие на Международном кружевном конгрессе (Брюгге-2018) дало мне такую возможность.

Брюгге. 18 августа 2018 г. Магазин Apostoline.

Брюгге. 18 августа 2018 г. Магазин Apostoline.

Напротив Kantcentrum находился знаменитый магазин Apostoline. Было интересно посмотреть его интерьеры.

Брюгге. 18 августа 2018 г. Магазин Apostoline.

Брюгге. 18 августа 2018 г. Магазин Apostoline.

Меня заинтересовал оплет салфетки, лежащей на столике с орнаментом в виде полосы из крупных бобов. О ней я спросила продавца, которая мне ответила, что это сплела русская кружевница. Да, я в России видела подобное кружево дважды. Копию  такого старинного края для полотенца  сплела Т. Д. Джурова из Москвы.

Брюгге. 18 августа 2018 г.  Музей народного искусства.

Брюгге. 18 августа 2018 г. Музей народного искусства.

Далее по этой улице располагался Музей народного искусства. Мы видим ряд труб. Они от печей, когда-то обогревавших квартиры рабочего люда Брюгге. Квартиры расположены в длинном доме. В каждую из них имелись входы с улицы и выходы во внутренний двор. В момент нашего визита сюда мужчины играли в петанк. На переднем плане старинная колонка для воды. На заднем плане видна Иерусалимская церковь.

Брюгге. 18 августа 2018 г.  Музей народного искусства.

Брюгге. 18 августа 2018 г. Музей народного искусства.

Музей народного искусства демонстрирует огромное количество предметов, которые уже не используются в быту. Их существование ушло в историю. Справа в стилизованной комнате мы видим большую плоскую подушку с коклюшками. Это напоминает нам о том, что в Брюгге количество женщин, занимавшихся кружевоплетением на продажу, исчислялось тысячами.

Брюгге. 18 августа 2018 г.

Брюгге. 18 августа 2018 г.

В этих домах, на улице рядом с музеем,  жили бедные кружевницы, на изнурительном труде и таланте которых наживались многие.

Брюгге. 18 августа 2018 г.

Брюгге. 18 августа 2018 г.

В одном из переулков стояла скамеечка, а около неё был участок земли, где рос  куст помидора и неказистый подсолнечник. Я отдохнула здесь и удивилась тому, что посажено. Это видимо напоминание детям о том, как растет помидор, и откуда берутся семечки и растительное масло.

После отдыха я повернула обратно, увидела церковь Святой Анны и вышла к каналу Святой Анны.

Брюгге. Церковь святой Анны.

Брюгге. Церковь святой Анны.

 

Брюгге. 18 августа 2018 г. Канал St-ANNAREI.

Брюгге. 18 августа 2018 г. Канал St-ANNAREI.

День был субботний. По каналу одна за другой плыли лодки с туристами (примерно 10 человек), в основном, как мне увиделось,  арабские семейства.  Могу сказать, что мы познавали Брюгге своими ножками.

Брюгге, 18 августа 2018 г.

Брюгге, 18 августа 2018 г.

Чем ближе к центру, тем выше дома. Я вступаю на улицу Hoogstraat, где в хостеле Чарли Рокетс мы остановились  в Брюгге.  Захожу туда, отдыхаю. Программа на этот день выполнена. Вечером мы – с Ольгой Скворцовой  – идем ужинать.

По некоторым делам заходим в гостиницу на другой стороне улицы и там делаем памятное фото на фоне люстры. Такие люстры и светильники я еще помню с детства в одном из окон в доме, находящемся по соседству с моим родным домом в Архангельске. Конечно, там она была поменьше, но также красива своей формой и мерцанием хрустальных подвесок.

Брюгге. 18 августа 2018 г. Гостиница на Hoogstraat. Ольга Журавлева.

Брюгге. 18 августа 2018 г. Гостиница на Hoogstraat. Ольга Журавлева.

Брюгге. Площадь Маркт,  Сторожевая башня Бельфорт. 18 августа 2018 г.

Брюгге. Площадь Маркт, Сторожевая башня Бельфорт. 18 августа 2018 г.

Брюгге. Площадь Маркт. 18 августа 2018 г.

Брюгге. Площадь Маркт, Сторожевая башня Бельфорт. 18 августа 2018 г.

Эта сторона площади Маркт оказалась более светлой. Таким  было освещение заходящего солнца.  Последнее, что оставалось сделать в этот насыщенный событиями второй день Международного кружевного конгресса (Брюгге-2018), так это выбрать место для ужина.  Предложений было очень много.

Продолжение следует.

©Автор: О. Ф. Журавлева  (Olga Zhuravleva, Russia, Moscow)

©Фото: О. Ф. Журавлева  (Olga Zhuravleva, Russia, Moscow)

Метки: , ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

3 отзывов

1.  Eлена Брофи.
22 Дек 2018 в 23:43

Оля, СПАСИБО! Смотрю на наше путешествие твоими глазами и понимаю,как много я пропустила и многого не прочувствовала. Прекрасный день и замечательное, как всегда описание. С наступающими Праздниками! Лена

2.  Галина Муравьева
25 Дек 2018 в 10:33

Прелестно!

3.  Татьяна
29 Дек 2018 в 12:19

Спасибо! Очень интересно!

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение