Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник  в своих стенах провел выставку «На женской половине» (14 октября -11 декабря 2016 г.). Она посвящена памяти Натальи Леонидовны Шабельской  (Кронеберг), выдающейся собирательницы народного искусства.

Экспозиция выставки «На женской половине. Собрание русской старины Н. Л. Шабельской».

Рязань. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Экспозиция выставки «На женской половине. Собрание русской старины Н. Л. Шабельской».

Целью этой выставки является показ «рязанского собрания Н. Л. Шабельской»  из  69 предметов, состоящий из тканей, старинных женских головных уборов, образцов вышивок в различных техниках, концов свадебных полотенец, золотосеребряного кружева и позументов, а также фотографий и письма Натальи Леонидовны к членам Рязанской ученой архивной комиссии (РУАК). Она стала действительным членом этой комиссии, с которой переписывалась,  с 1 декабря 1891 года. В 1892 по 1896 год Н. Л. Шабельская  дарила предметы из своей коллекции в поддержку деятельности по созданию в Рязани музея. Об этом свидетельствует письмо от 24 октября 1896 года, направленное Н. Л. Шабельской из Москвы, собственный дом угол Садовой и Бронной, в Рязань, в Рязанскую ученую архивную комиссию.  Подлинник письма сохранился в Государственном Архиве Рязанской области (ГАРО) и в виде копии был показан на выставке.

Историко-археологический музей Рязанской ученой архивной комиссии.

Фотография. Фрагмент. Историко-археологический музей Рязанской ученой архивной комиссии. Посещение Великим Князем Константином Константиновичем. 1900 г. РИАМЗ. Копия.

Фотография. А. В. Селиванов во время работы Рязанской ученой архивной комиссии 1884 -1893 гг. РИАМЗ. Копия.

Фотография. А. В. Селиванов во время работы Рязанской ученой архивной комиссии 1884 -1893 гг. РИАМЗ. Копия.

Письмо Н. Л. Шабельской. 1896 г. ГАРО. Копия.

Письмо Н. Л. Шабельской. 1896 г. ГАРО. Копия.

Выставка сформирована из фондов Рязанского историко-архитектурного музея заповедника (РИАМЗ), Рязанского государственного областного художественного музея им.  И. П. Пожалостина (РГОХМ), Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ), Государственного Исторического музея (ГИМ), Егорьевского исторического художественного музея  (ЕИХМ) и Государственного архива Рязанской области (ГАРО). Концепция выставки – А. С. Дульнева.

О фактах биографии Н. Л. Шабельской  можно узнать в уникальном биографическом словаре Н. Полуниной, А. Фролова «Коллекционеры старой Москвы» [1], который мне довелось в свое время приобрести. Это фундаментальный труд  об очень интересных личностях (их около 100) – собирателях предметов материальной культуры.  Сначала  это родовитые дворяне, затем фабриканты, банкиры, служащие, художники, архитекторы. Список этот можно продолжить.  Их частные коллекции, а в собирании некоторых из них  принимали участие представители нескольких поколений, лежат в основе современных собраний музеев. Коллекционирование – особый вид творчества, путь которого полон открытий, эмоциональных восхищений и разочарований.  Но «все остается людям»…

 

Фотография. Н. Л. Шабельская . 1890-е гг. ВМДПНИ. Копия.

Фотография. Н. Л. Шабельская . 1890-е гг. ВМДПНИ. Копия.

Наталья Леонидовна Шабельская родилась в 1845 (по другим сведениям в 1841) в Таганроге, умерла 7 января 1904 года в Ницце.

Основы формирования незаурядной личности Н. Л. Шабельской были заложены родителями. Отец  Л. А. Кронеберг занимался музыкой, рисованием, хорошо знал изобразительное искусство. Наталья Кронеберг  закончила с  золотой медалью Харьковский женский институт, серьёзно при этом занимаясь музыкой. В 1862 году молодая девушка вышла замуж за крупного землевладельца Харьковской губернии и прожила в его имении Чупаховка более 10 лет. В этом имении  Наталья Леонидовна создала мастерскую, в которой под её руководством работали 14 вышивальщиц и кружевниц. В 1870-х годах Шабельские переехали в Москву, потому что было необходимо дать хорошее образование дочерям. В Москве она также организовала вышивальную мастерскую, в которой выполнялись работы старинным русским швом и по старинным рисункам. Эти изделия она распространяла при Дворе, а также дарила.

Лист из альбома «Выставка старинного и нового шитья и женских рукоделий».

Лист из альбома «Выставка старинного и нового шитья и женских рукоделий». Столешник, работа мастерской Н. Л. Шабельской. 1891 г. РИАМЗ. Копия.

В. В. Стасов, который познакомился с Н. Л. Шабельской  близко, так написал об  её увлечении: «Попав во время одной поездки своей по Волге, в начале 80-х годов, в Нижний Новгород, она искренне пленилась на ярмарке богатыми образцами старинных русских вышивок. Их характерность и изящество поразили её, и от сих пор она поставила себе целью изучить эту прелестную отрасль женского русского народного творчества, собирать и хранить его образцы, а также создавать новые работы в том же стиле, духе и красоте» [2].

Экспозиция выставки «На женской половине. Собрание русской старины Н. Л. Шабельской».

Рязань. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Экспозиция выставки «На женской половине. Собрание русской старины Н. Л. Шабельской».

Н. Л. Шабельская  стала изучать предмет своего интереса в музеях, в монастырских и частных собраниях, публикациях. В  1872 году В. В. Стасов издал свой труд  «Русский народный орнамент» [3], который также стал основой её знаний. Для пополнения коллекции Наталья Леонидовна  ездила по России, особенно часто её поездки происходили по центральным губерниям, побывала она на Русском Севере, в Поволжье, Крыму, в южнорусских областях. За годы неустанного труда собралась уникальная коллекция предметов народного искусства.

Начало коллекционирования началось  в  Москве с приобретением вышивок.  В собрании РИАМЗ образцы вышивок из коллекции Н. Л. Шабельской демонстрируют различные техники украшения белого холста, которые являются достаточно сложными, требуют навыка работы и значительных затрат времени.

Конец  свадебного полотенца. Россия. Нижегородская губерния.

Конец свадебного полотенца. Россия. Нижегородская губерния. Вторая четверть XIX в. Батист, нить шерстяная, нить серебряная, вышивка тамбурным швом, шитьё вручную. Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

Тамбурное шитье получила свое название от французского слова «тамбур», потому что натянутая в круглых пяльцах вышивка напоминала барабан (фр. tambour.).  Такое шитье, которое выполнялось металлической, цветной или белой нитью,  является  очень декоративным и производит яркое впечатление. Пышные ветки с розами на концах свадебного полотенца – излюбленный мотив нижегородских вышивальщиц – дополнены  мотивами народного искусства – птицами Сирин. Цветной тамбур получил распространение в России на рубеже XVIII – XIX столетий.

Экспозиция выставки «На женской половине. Собрание русской старины Н. Л. Шабельской».

Рязань. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Экспозиция выставки «На женской половине. Собрание русской старины Н. Л. Шабельской».

В рязанской части коллекции  Н. Л. Шабельской присутствуют образцы народной вышивки  счетными швами по сплошной и строчкой по разреженной специальным образом ткани .

Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

Конец полотенца. Малороссы (?). Третья четверть XIX в. Холст, нить х/б; вышивка стебельчатым швом, набором, гладью. Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

Интересен показанный  в экспозиции орнамент вышивки счетным швом набором  конца полотенца, который уже не является геометрическим с изображением древних архаичных мотивов, а выполнен в рамках европейских вариантов узоров первой половины XIX столетия.

Экспозиция выставки «На женской половине. Собрание русской старины Н. Л. Шабельской».

Рязань. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Экспозиция выставки «На женской половине. Собрание русской старины Н. Л. Шабельской».

Строчевые вышивки имеют различные варианты исполнения, зависящие от местных традиций.

В небольшом сохранившемся фрагменте  каймы свадебной простыни из собрания РИАМЗ  можно увидеть особенности исполнения «шва по письму». Он был характерен для Вологодской и Олонецкой губерний русского Севера.  При исполнении этой вышивки узор создавался фрагментами холста, которые сохранялись при выдергивании  нитей при формировании фона в виде сетки.

Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

Кайма свадебной простыни (фрагмент). Россия, Олонецкая губерния. XVIII в. Холст, нить льняная, ткачество ручное, вышивка по выдергу, настилом, скань, мережка, вышивка строчкой, вышивка атласниками, шов «по письму». Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

Сохранившиеся фрагменты ткани украшались счетной гладью, так называемыми «атласниками», которые придавали вышивке особый характерный блеск.

Собрание русской старины Н. Л. Шабельской».

Рязань. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Экспозиция выставки «На женской половине. Собрание русской старины Н. Л. Шабельской».

Эта часть экспозиции показывает женское творчество центральных губерний России, в частности Рязанской губернии.

Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

Образцы вышивок (фрагменты концов полотенец). Россия, Рязанская губерния. Первая половина XIX в. Холст, нити х/б, вышивка по выдергу. Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

Здесь техника вышивки по выдергу нитей называлась цветная перевить. Узоры украшения холста в основном были геометрическими, напоминающими привычные орнаментальные мотивы ткачества, корни которого уходят в глубину тысячелетий. Смотрите следующий сохранившийся , благодаря стараниями Н. Л. Шабельской,  образец  ткачества.

Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

Конец полотенца (фрагмент). Касимовские татары. Россия. Рязанская губерния, Касимовский уезд. Первая половина XIX в. Шелк, лента шёлковая, ткачество закладное, ткачество браное, шитьё вручную. Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

Тканый конец полотенца свидетельствует о великолепном владении техники, сохранении архаичной истории орнаментики, гармоничности и оригинальности цветового содержания.

Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

Кайма завесы (фрагмент). Россия. Рязанская губерния. Середина XIX в. Нанка, кумач, ситец, коленкор, шитье вручную, аппликация. Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

Техника аппликации обычно не вызывает сложности в исполнении, требуется лишь аккуратное исполнение.  Однако кайма рязанской завесы вызывает у меня чувство, ассоциирующееся с «Черным квадратом» Малевича. Удивительная геометрия родилась в сознании мастерицы, чтобы украсить таким орнаментом простую утилитарную вещь !

Самой дорогой и богатой считалась золотная вышивка, которую русские мастерицы  освоили еще в XVII веке, имитируя  ею дорогие привозные ткани. Тогда появляется «шов на аксамитное дело», подражающим аксамиту. В XVIII и   XIX веках золотым шитьем декорировались одежды всех слоев общества: дворян, священнослужителей, купцов, зажиточного крестьянства.

Золотное шитье. РИАМЗ

1.Донышко кокошника. Россия. XIX в. Холст, нить золотная; бархат, шитьё в прикреп по карте. РИАМЗ.
2. Очелье женского головного убора. Россия. Вторая половина XIX в. Холст, нить золотная, шитье в прикреп по карте. РИАМЗ.

Н. Л. Шабельская передала в Рязань из своей коллекции образцы такой превосходной золотной вышивки тоже.

Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

4. Донышко кокошника. Россия. Тверская губерния. Вторая половина XVIII в. Бархат, нить золотная, нить шёлковая; шитье в прикреп, шитье настилом по карте. Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.
5. Тесьма для обивки сарафана. Россия. Первая половина XIX в. Шелк, ткачество. Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

Для меня оказался интересным образец тесьмы, которая, по-видимому, ткалась в больших количествах и продолжительное время, так как такую отделку можно встретить на многих старинных сарафанах.

Собрание русской старины Н. Л. Шабельской».

Рязань. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Экспозиция выставки «На женской половине. Собрание русской старины Н. Л. Шабельской».

Коклюшечное плетение в России получило широкое распространение в конце  XVIII – XIX веков , хотя плести его начали в XVII  веке в Царицыной  Мастерской палате в Москве, о чем имеются архивные документы. Место изготовления раннего золото – серебряного кружева  невозможно определить, потому что оно в больших количествах ввозилось из Европы в Россию через Архангельск и вскоре стало производиться копированием уже в России.  Образцы металлического кружева коклюшечного плетения, собранные  и подаренные Н. Л. Шабельской  Рязанскому музею, были представлены в экспозиции.

Образцы золото – серебряного кружева и позументов XVII –XVIII вв. Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

Сундук. Россия. XIX в. Дерево, металл. РИАМЗ.
Образцы золото – серебряного кружева и позументов XVII –XVIII вв. Собрание Н. Л. Шабельской. РИАМЗ.

XVIII век стал временем расцвета русского плетеного металлического кружева – такова была мода. Об этом очень подробно пишет В. А. Фалеева в книге «Русское плетеное кружево» [4].  Насколько эти кружева имеют совершенную форму на выставке «На женской половине» можно было увидеть в сундучке. Вещи утилитарного применения (полотенца, края свадебных простынь и др.) стали украшаться нитяным кружевом, в частности цветным мерным кружевом, о времени появления которого,  исследователи до сих пор спорят. В орнаменте коклюшечного кружева также как и в ткачестве и в вышивке появляются и сохраняются символические знаки и фигуры, которые отражают древнейшие представления русской женщины об основополагающих жизненных понятиях, таких как благополучие, счастье. В образцах Н. Л. Шабельской таким символом является птица — пава.

Собрание Н. М. Шабельской. РИАМЗ.

Конец полотенца. Россия. Рязанская губерния, г. Михайлов. 1820-е ¬– 1840-е гг. Нить льняная, нить шёлковая, позумент.Коклюшечное кружево, сцепная техника плетения, шитьё вручную. Собрание Н. М. Шабельской. РИАМЗ.

Этот экспонат описан в книге В. А. Фалеевой «Русское плетеное кружево», стр. 124-127 : «Оно имеет своеобразный колорит: льняная узкая полотнянка часто украшена металлической сканью, а фон и внутренние части фигур заполнены коричневым, охристым, черным и темно-зеленым шелком различных оттенков. Цвета располагаются отдельными пятнами и создают особую переливчатую поверхность».

Собрание Н. М. Шабельской. РИАМЗ.

Конец полотенца. Россия. Рязанская губерния, г. Михайлов. 1820-е ¬– 1840-е гг. Нить льняная, нить шёлковая, позумент.Коклюшечное кружево, сцепная техника плетения, шитьё вручную. Собрание Н. М. Шабельской. РИАМЗ.

Концы предыдущих михайловских полотенец выполнены в сцепной технике плетения  (узор создается частями) коклюшечного кружева. Они необычны по подбору цветов нитей. Это придает изделиям своеобразный сказочный вид.

В рамках проекта  Международной организации кружевниц OIDFA по воссозданию старинного русского плетеного кружева, украшающего концы полотенец, оно было заново воспроизведено владимирской кружевницей  С. Степановой.

Собрание Н. Л. Шабельской (?). РИАМЗ.

Концы полотенца (сшиты вместе), Россия, Рязанская губерния. Первая половина XIX в. Лен, холст, нить х/б. Коклюшечное кружево, многопарная техника плетения, скань. Собрание Н. Л. Шабельской (?). РИАМЗ.

Коллекция Н. Л. Шабельской знакомит посетителей выставки, причем в оригинальной форме,  с еще одной техникой изготовления коклюшечного кружева. Это многопарная техника плетения, при которой все изделие выплетается сразу от начала до конца. Она является более сложной в сравнении с цепной техникой плетения. В  Европе в такой технике плелись «валансьены», «малины», шантильи», орнаменты которых воспроизводили цветочные композиции. Русская кружевница в этом сложном плетении сумела воспроизвести те символические фигуры птиц, которые составляли сущность её глубоко народного менталитета.

 

Собрание русской старины Н. Л. Шабельской».

Рязань. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник. Экспозиция выставки «На женской половине. Собрание русской старины Н. Л. Шабельской».

Слева. Костюмный комплекс. ВМДПНИ. Реставратор Н. В. Ануфриева.

Сарафан. Россия. Вторая половина XVIII в. Шелк, галун, кружево металлическое, металл. Собрание Н. Л. Шабельской.

Рубаха-рукава женская. Россия. Нижегородская губерния, д. Кошелево. Конец XIX в. Миткаль, кружево коклюшечное, вышивка.

Убор головной девичий. Россия, XVIII  в. (?) . Бумага, шёлк, кружево металлическое, нити металлические, металл (розетки), жемчуг речной, фольга, стекло цветное. Собрание Н. Л. Шабельской.

«Ожерелок» – женское украшение. Северные губернии России. Первая половина XIX в. Лен, ленты шёлковые, жемчуг, перламутр колотый, нить золотная; шитье.

Ларец  Россия XVIII в. Кость, дерево, фольга. РИАМЗ.

Рубаха-рукава женская (Фрагмент). Россия. Нижегородская губерния, д. Кошелево. Конец XIX в.

Рубаха-рукава женская (Фрагмент). Россия. Нижегородская губерния, д. Кошелево. Конец XIX в. Миткаль, кружево коклюшечное, вышивка.

Обращаю внимание на рукав нижегородской рубахи, украшенный  многопарным тонким коклюшечным кружевом (сплетенным в  Балахне ?).

Самой значительной частью коллекции Н. Л. Шабельской был народный костюм и предметы женского туалета, своеобразные названия которых были сохранены для истории. Женские и девичьи головные уборы  (кички, сороки, сборники, девичьи венцы, кокошники, повойники и т.д.), являющиеся вершиной народного творчества, блестяще показаны в «Собрании русской старины» Н. Л. Шабельской. Спустя столетие красота женского русского народного костюма все также завораживает зрителя.

Собрание Н. Л. Шабельской. РГОХМ.

Слева. Корунка (девичий головной убор). Россия. Архангельская губерния, Холмогорский уезд. Конец XVIII — начало XIX в. Собрание Н. Л. Шабельской. РГОХМ.
Справа. Челка (девичий головной убор) Россия, Нижегородская губерния. Конец XVIII — начало XIX в. Собрание Н. Л. Шабельской. РГОХМ.

 

Собрание Н. Л. Шабельской. РГОХМ.

Кокошник. Россия, Олонецкая губерния, г. Каргополь. Первая половина XIX в. Картон, позумент, ситец, нить золотная, бисер, бусы, перламутр, нить суровая, фольга, шитье вручную, низанье, саженье по бели, вышивка настилом. Собрание Н. Л. Шабельской. РГОХМ.

 

Собрание Н. Л. Шабельской. РГОХМ.

Собрание Н. Л. Шабельской. РГОХМ.

Верхний ряд (слева направо).

Сборник (женский головной убор). Россия, Вятская губерния. Вторая половина XVIII  -  начало XIX в. Гродетур, позумент, ситец набивной, тесьма, лента шёлковая, картон, холст; шитье вручную, выкладка.  Собрание Н. Л. Шабельской. РГОХМ.

Кокошник. Россия, Московская губерния. Вторая половина XVIII  -  первая четверть XIX в. Бархат, коленкор, нить золотная, нить серебряная, канитель, блестки металлические, позумент, картон, лента шелковая, шитье вручную, вышивка настилом по карте. Собрание Н. Л. Шабельской. РГОХМ.

Сборник (женский головной убор). Россия, Симбирская губерния. Конец  XVIII  -  начало XIX в. Картон, атлас, холст, нить золотная, бисер, канитель; шитье вручную, шитье в прикреп, низание. Собрание Н. Л. Шабельской. РГОХМ.

Нижний ряд (слева направо).

Сборник (женский головной убор). Россия, Рязанская губерния, южные уезды. Конец XVIII в. — XIX в. Бархат, позумент, нить золотная; шитье вручную, вышивка настилом. РИАМЗ.

Кокошник. Россия. . Конец XVIII в. — XIX в. Бархат, позумент, нить золотная, штоф, крашенина; шитье вручную, шитье в прикреп. РИАМЗ.

Женский головной убор. Россия. XIX в. Шелк, холст, нить золотная, нить серебряная, позумент; шитье вручную, вышивка. РИАМЗ. Реставратор И. В. Михайлова.

В 1892 году Н. Л. Шабельской был сделан дар из коллекции головных уборов, русских вышивок, кружева и образцов тканей XVII– XIX вв. Императорскому Российскому Историческому музею.  В него входило 150 предметов и два альбома с фотографиями. Так как пожертвования в ГИМ делались неоднократно, то в 1920-е годы в музей, созданный в Новодевичьем монастыре ставший в 1935 году филиалом Исторического музея, поступило более 200 головных уборов, 150 вышивок и 200 фотографий из собрания Н. Л. Шабельской. На выставке «На женской половине» были продемонстрированы десять фотографий из этого поступления.

Собрание Н. Л. Шабельской. ГИМ. Копия.

Фотографии черно-белые раскрашенные. Девушки в нарядном костюме Архангельской губернии. Россия. Конец XIX – начало ХХ в. Собрание Н. Л. Шабельской. ГИМ. Копия.

Собрание Н. Л. Шабельской. ГИМ. Копия.

Фотография черно-белая раскрашенная. Девушка в нарядном костюме Костромской губернии. Россия. Конец XIX – начало ХХ в. Собрание Н. Л. Шабельской. ГИМ. Копия.
Фотография черно-белая раскрашенная. Девушка в нарядном костюме Новгородской губернии. Россия. Конец XIX – начало ХХ в. Собрание Н. Л. Шабельской. ГИМ. Копия.

 

Собрание Н. Л. Шабельской. ГИМ. Копия.

Фотография черно-белая раскрашенная. Женщина в нарядном костюме Московской губернии. Россия. Конец XIX – начало ХХ в. Собрание Н. Л. Шабельской. ГИМ. Копия.

Собрание Н. Л. Шабельской. ГИМ. Копия.

Фотография черно-белая раскрашенная. Женщина в нарядном костюме Олонецкой губернии. Россия. Конец XIX – начало ХХ в. Собрание Н. Л. Шабельской. ГИМ. Копия.

 

В интернете давно опубликованы превосходные фотографии со всеми мельчайшими деталями народных костюмов, головных уборов и черно-белых раскрашенных фотографий народных костюмов из собрания «Русской старины»  Н. Л. Шабельской.  Рекомендую посмотреть.

Впервые коллекция (673 предмета) Н. Л. Шабельской была представлена зрителю  на выставке Восьмого археологического съезда, который проходил в Императорском Российском Историческом музее города Москвы в 1890-м году [5].

В 1892 году на выставке Красного Креста, организованной в помощь пострадавшим от неурожая и проходившей в Николаевском дворце Петербурга, Н. Л. Шабельская наиболее полно представила свою коллекцию, количество экспонатов которой в экспозиции доходило до четырех тысяч. Об этой выставке В. В. Стасов восторженно написал: «Все меня в этой выставке восхищает, и собрание превосходных работ, выполненных древней русской женщиной, и необычный женский почин, необычное знание со стороны русской современной женщины, и необычная энергия собирательницы, употребившей 20 лет своей жизни на то, чтобы со всех концов России  добыть  и соединить в своем музее образцы художественного труда и домашнего творчества долгих поколений древней русской женщины. Где мне укажут другой такой музей, другую такую выставку, да еще как результат собственной потребности, своей собственной мысли? Нат. Леон. Шабельская принадлежит к тому поколению новых русских женщин, которые не только живут уже интеллектуальной жизнью, не только поступили работницами в почетный легион русских деятелей по части литературы, науки, искусства, но еще вдобавок ясно чувствуют, что такое наша национальность, страстно любят её и отдали на служение ей всю свою жизнь…» [6].

В 1891 году Н. Л. Шабельская выпустила альбом, составленный по материалам своего собрания [7].

В 1901 году Н. Л. Шабельская участвует в выставке частных коллекций в стенах Строгановского училища, где показывает мебель, фарфор, бронзу.

За границей она знакомит со своей коллекцией жителей  Чикаго, Антверпена, Парижа. На Парижской Всемирной выставке 1900 г. русскими костюмами, образцами старинного быта из коллекции Н. Л. Шабельской был оформлен русский «Теремок».

Женские головные уборы из собрания Н. Л. Шабельской. Фотография. Конец XIX – начало ХХ в. ЕИХМ.

Женские головные уборы из собрания Н. Л. Шабельской. Фотография. Конец XIX – начало ХХ в. ЕИХМ.

В Егорьевском историко-художественном музее (ЕИХМ) хранятся фотографии (около 100 штук) выставок «Собрания русской старины», которые были частью коллекции текстильного фабриканта и мецената М. Н. Бардыгина., переданной им в начале ХХ века этому музею. На выставку в Рязани музеем из Егорьевска представлено 26 фотографий, которые позволяют  перенестись и посмотреть фрагменты экспозиций, которым уже более 100 лет.

Подзор из собрания Н. Л. Шабельской. Фотография. Конец XIX – начало ХХ в. ЕИХМ.

Подзор из собрания Н. Л. Шабельской. Фотография. Конец XIX – начало ХХ в. ЕИХМ.

В силу ряда причин огромное собрание Н. Л. Шабельской оказалось разрозненным. Еще при жизни  в 1902 году Н. Л. Шабельская хотела передать свою коллекцию Русскому музею, однако этого выполнить она не смогла – уехала за границу на лечение, оставив большую часть собрания на хранении в Историческом музее. 7 января 1904 года Наталья Леонидовна скончалась в Ницце, где и похоронена. Наследницы дочери  – Варвара Петровна, в замужестве Сидамон-Эристова, и Наталья Петровна – в 1906 году передали 1078 самых ценных предметов в Русский музей, выполняя волю матери. Впоследствии они разошлись по разным отделам Эрмитажа и Русского музея. 2596 предметов этой коллекции были приобретены императором  Николаем II за 40000 руб. Они поступили в Этнографический отдел Русского музея.

Дочери опубликовали в 1910-м году только один альбом «Собрание русской старины»  (Вып.1 Вышивка и кружево [8])  из 12 альбомов, для которых были подготовлены материалы.

Сидамон-Эристова В. П., Шабельская Н. П. Собрание русской старины. – М., 1910. Из собрания автора статьи.

Сидамон-Эристова В. П., Шабельская Н. П. Собрание русской старины. – М., 1910. Из собрания автора статьи.

Этот скромный альбом, конечно, не мог представить достойно все собрание Н. Л. Шабельской.

Вещи из коллекции Н. Л. Шабельской, оставшиеся за границей, не раз экспонировались там, но вернуть их в Россию помешала война, и эмиграция сестер во Францию. У сестер было искреннее желание вернуться  в Россию и привезти туда сохранившуюся чудом в Ницце часть коллекции матери, но этому не суждено было сбыться. Эта часть коллекции оказалась поделенной на две части.  Одна из них находится в институте костюма при музее «Метрополитен-Арт» Нью-Йорка, Музее изобразительных искусств в  Бостоне, Кливлендском художественном музее, а другая  часть (более 300 предметов, около 60 фотографий и два альбома) в 1991 году были переданы в дар Всероссийскому музею декоративно-прикладного  и народного искусства (ВМДПНИ) Павлом Михайловичем Толстым-Милославским.

Когда эта часть коллекции экспонировалась в  ВМДПНИ, я побывала на ней в 2005 году. В этом собрании было интересно все: и коллекция золото – серебряного кружева, и старинный свадебные подзоры, коллекция образцов тканей, вышивок.

Выставка предметов из коллекции Н. Л. Шабельской

Москва. ВМДПНИ. Выставка предметов из коллекции Н. Л. Шабельской, преподнесенных в дар П. М. Толстым-Милославским. 2005 г.

Выставка педметов из коллекции Н. Л. Шабельской

Москва. ВМДПНИ. Выставка предметов из коллекции Н. Л. Шабельской, преподнесенных в дар П. М. Толстым-Милославским. 2005 г.

Выставка педметов из коллекции Н. Л. Шабельской

Москва. ВМДПНИ. Выставка предметов из коллекции Н. Л. Шабельской, преподнесенных в дар П. М. Толстым-Милославским. 2005 г.

Также на этой выставке был показан фотопортрет  Н. Л. Шабельской, который в копии ВМДПНИ посетители выставки «На женской половине» увидели в Рязани.

Наследие Н. Л. Шабельской прекрасно и интересно с научной точки зрения. Такие люди, как она,  -самоотверженные, целеустремленные, бескорыстные -  продолжают историю  нашей цивилизации.

Огромная благодарность всем сотрудникам музеев, принявших в этом проекте участие.

Использованная литература:

1. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь /Предисловие академика С. О. Шмидта. ­– М.: «Независимая газета», 1997.

2. Стасов В. В. Наталья Леонидовна Шабельская: Биографический очерк / / Стасов В. В. Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания. – М., 1952. – Т.1, – С. 194 – 198.

3. Русский народный орнамент. Выпуск 1. Шитье, ткани кружева /Объяснительный текст  В. Стасова. – М.: GOLDEN BOOKS, 2008.

4. Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. – Л.: Художник РСФСР, 1983.

5. Каталог выставки Восьмого археологического съезда в Москве в 1890 году: Зала первая: Собрание Н. Л. Шабельской. – М., 1890. – С. 1 – 18.

6. Стасов В. В. Женская русская народная выставка / / Новости и биржевая газета. – 1892. – 7 февраля. – №38.

7. Шабельская Н. Л. Собрание предметов русской старины Н. Л. Шабельской. – М., 1891.

8. Сидамон-Эристова В. П., Шабельская Н. П. Собрание русской старины. – М., 1910. – Вып. 1. – Вышивки и кружева.

©Автор: О. Ф. Журавлева.

©Фотографии О. Ф. Журавлевой.

 

 
Google

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

2 отзывов

1.  Елена Брофи
17 Фев 2017 в 05:07

Спасибо, Оля, за свидание с коллекцией Н.Л. Шабельской в Рязани.Как жалко,что я так далеко от этой красоты.Ваша статья,как всегда ожидаемая мной, дополнила мои знания об этой коллекции. С благодарностью Елена

2.  чудакова
19 Фев 2017 в 17:41

Олечка,спасибо.Статья большая, но это капля в море от того сокровища,которое Н.Л. Шабельская сохранила для страны, для народа.

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение