В своем кружевном путешествии я совместила изучение истории страны и архитектурных памятников Рязани с выставкой кружева  «Это нежное снежное кружево» (6 февраля – 10 марта 2015 г.). Выставка была организована Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником и Елецким городским краеведческим музеем.

На афише выставки изображен  «Герб города Ельца» в виде панно из коклюшечного кружева. Мы видим, что этот  город основан в 1148 году, гербовым отличием его является олень и елочка.

Рязань. Кремль.  Афиша выставки елецкого кружева.

Рязань. Кремль. Афиша выставки елецкого кружева.

Выставка разместилась в Певческом корпусе Рязанского Кремля, поэтому мимо исторических мест Рязани никак не пройдешь.

Рязанский Кремль виден издалека, однако с городской автостанции – автобус из Москвы отправляется от метро Жулебино довольно часто – конечно ничего не видно, это окраина. Необходимо до Соборной площади ехать на троллейбусе.

Для Кремля, а это была тогда городская крепость, нашими предками было выбрано красивое место на холме, которое с трех сторон имело естественную преграду, обрыв к рекам Трубеж и Лыбедь, а с одной стороны пришлось создать рукодельный ров и вал. Городское поселение получило название Переяславль-Рязанский (дата основания 1095 год). Столица княжества в то время была Рязань, которую сожгли дотла в 1237 году при штурме войск Батыя. Старая Рязань больше не была людьми восстановлена.

Рязань. Кремль.

Рязань. Кремль.

Рязанский Кремль и поныне имеет уединенное, изолированное от городской застройки положение. После Москвы нахождение на его территории  способствует ощущению временного переноса в другие исторические реалии.

Рязань. Кремль. Крепостной вал (XII – XVII вв.)

Рязань. Кремль. Крепостной вал (XII – XVII вв.)

Рязань. Кремль. Крепостной вал (XII – XVII вв.)

Рязань. Кремль. Крепостной вал (XII – XVII вв.)

Хорошо, что на входе есть план Кремля. По нему я разобралась, что, где находится.

Рязань. Кремль. План.

Рязань. Кремль. План.

В это время проходили воскресные службы в действующих храмах. Народ шел туда, и я пошла в Спасо-Преображенский собор (на плане с правой стороны), постояла на службе и подала записки о здравии родных на весь Великий пост. От этого мне на душе стало легче. Оказывается, что этот собор расположен на территории древнейшего Спасского монастыря, здесь находилось самое богатое городское  кладбище, которое ликвидировали перед войной, но сохранили две могилы – гравера, профессора Петербургской академии художеств И. П. Пожалостина (1837-1909), писательницы и художницы С.Д. Хвощинской (1828-1865). В 1959 году сюда перезахоронили русского поэта Я. Л. Полонского (1819-1898).

Рязань. Кремль. Соборная колокольня. (1789-1840 гг.)

Рязань. Кремль. Соборная колокольня. (1789-1840 гг.)

Соборная колокольня вместе со шпилем поднялась над городом на высоту 83 метров, что выше на 9 метров петербургского шпиля знаменитого Адмиралтейства. Ее начали строить в 1789 и строили около пятидесяти лет разные архитекторы. На табличке, прикрепленной к стене, написаны их фамилии: Вортилов, Русско, Висконти, Тон, Воронихин.

Рязань. Кремль.  Успенский кафедральный собор (1693-1702).

Рязань. Кремль. Успенский кафедральный собор (1693-1702).

После службы я вышла из ворот Спасского монастыря с правой стороны, встала на площади перед великолепным Успенским кафедральным собором и Соборной колокольней, расположенной сзади. Службы в соборе возобновлены с 1993 года и проходят только в летнее время. Об  истории строительства храма экскурсоводы рассказывают очень долго.  Первый собор, построенный на этом месте и освященный в 1692 году, через месяц рухнул. В 1693 году стали строить новый собор, который освятили в праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 1702 года. Архитектор Яков Бухвостов создал самый значительный храм в стиле «нарышкинского» (московского) барокко. Сохранился подлинный иконостас высотой 25 метров из семи рядов икон, написанных мастерами Оружейной палаты.

Особо «намоленным» местом является храм слева – Христорождественский собор, самый древний в Кремле. В настоящее время он приобрел классический внешний вид  XIX века. В соборе находится княжеский некрополь, в котором имеются захоронения  дочери Дмитрия Донского (Софьи) и сестры Ивана III (Анны). Мне об этом сказала одна прихожанка этого храма, которая особенно молится одной ей ведомой иконе, которую она считает чудотворной.

Рязань. Кремль. Место поклонения святителю Василию Рязанскому (1295).

Рязань. Кремль. Место поклонения святителю Василию Рязанскому (1295).

С левой стороны обойдя этот храм можно подойти к месту поклонения святителю Василию Рязанскому, защитника Рязани и главу Собора рязанских святых. У этого места верующие молились в советское время, когда сам храм был закрыт. Мощи  Святого Василия Рязанского находятся в самом соборе. Их перенесли туда в 1609 году.

Рязань. Кремль.

Рязань. Кремль.

Пройдя через проход между Христорождественским собором и Успенским собором, выходишь на площадь, где стоят палаты – Дворец Олега. К сожалению, я там не побывала. Справа на снимке виден Певческий корпус, на втором этаже которого и поместили выставку кружева из Ельца. В этот день в музее на первом этаже  проходили особые мероприятия по празднованию Масленицы, все билеты были распроданы.  Меня пропустили только на выставку кружева.

Рязань. Кремль.  Выставка елецкого, плетенного на коклюшках, кружева.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого, плетенного на коклюшках, кружева.

Своими плетеными кружевами Елец известен с давних времен. Однако в музеях сохранилось  только небольшое количество изделий конца XVIII – первой половины XIX вв. Расцвет промысла относится к 1870-1880-м годам. Тогда впервые в  1873 году кружева из Ельца были показаны на Всемирной выставке в Вене, где получили высокую оценку специалистов. Известно, что наибольшее количество работающих кружевниц 30300 человек в этом регионе было в 1912 году. В 1921 году для приема  изделий от кружевниц-надомниц в Ельце  была открыта контора вновь созданного Елецкого товарищества кружевниц. В 1930-м году оно было преобразовано в Елецкий союз кружевниц, объединивших 50 артелей, численностью более двух тысяч пятьсот кружевниц. В 1960-м году Союз артелей был преобразован в Елецкий комбинат художественных промыслов, с 1974 года – в производственно-художественное объединение «Елецкие кружева». В настоящее время кружева плетутся на фирме «Елецкие кружева».

Рязань. Кремль.  Выставка елецкого, плетенного на коклюшках,  кружева.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого, плетенного на коклюшках, кружева.

Это центральный стенд выставки. Здесь  расположены два занавеса (шторы), дорожка, наволочка на подушку.

Рязань. Кремль.  Выставка елецкого кружева. Наволочка.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Наволочка. Вышивка «белая гладь». Плетеное кружево «елецкий валансьон». Работа монахинь Знаменского монастыря. Конец XIX в.

Итак, наволочка на подушку. Это единственное на выставке историческое изделие из Ельца конца XIX века, представляющее работу монахинь Знаменского монастыря, находившегося в пригороде. Край наволочки отделан «елецким валансьоном» (это торговое название того времени), выплетенному по типу западноевропейского кружева  валансьен в технике парного плетения.

В. А. Фалеева в книге «Русское плетеное кружево, стр. 232, пишет: «Елецкий стиль многопарного плетения с его легкими мотивами и воздушными фонами было труднее других переключить на сцепное, хотя и в его новом характере, с богато разработанными решетками, созданными в советское время.  … Прошли годы, прежде чем эта труднейшая задача была разрешена с помощью художников, руководителей промысла и самих мастериц. Следует сказать, что уже в 1937 году их изделия получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже».

Выставка коклюшечного кружева советского периода из Ельца в Рязани «Это нежное снежное кружево», в частности представленные изделия 1950-1970-х годов, показывает нам индивидуальность стиля и технических приемов местного сцепного кружева. В основном это крупные штучные изделия. Мерного кружева за исключением двух скромных  образцов на выставке нет.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Н. П. Шрейдер. Занавес. Деталь.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Н. П. Шрейдер. Занавес. Деталь. Сцепная техника коклюшечного плетения. 150 Х 250 см. 1952 г.

У В. А. Фалеевой в книге «Русское плетеное кружево» написано:  «Давыдова (Шрейдер) Нина Петровна (р. 1920). Окончила МХПУ им. М. И. Калинина. Преподавала композицию в Елецкой художественной профессионально-технической кружевной школе. Автор творческих работ».

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Занавес. Деталь.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Занавес. Деталь. Хлопчатобумажная нить. Сцепная техника коклюшечного плетения. Елецкий союз кружевниц. 1959 г.

К каждому экспонату выставки  устроителями были представлены очень подробные описания, которые мне оказались очень полезными.

Так, например,  описание шторы (занавеса)  с правой стороны  центрального стенда.

Штора. Нить х/б. Сплетена 7 парами коклюшек. Цветочно-растительные орнаменты изделия разного узора и величины выполнены полотнянкой, сеткой, плетешками, «паучками» и насновками на фоне фигурной решетки. Сцепная техника плетения. Автор – Елецкий союз кружевниц. 1959 г.

На представленном, на фотографии фрагменте шторы хорошо виден характерный прием елецкого сцепного кружева – перехода полотнянки в сетку (смотрите цветок). Во всех изделиях используется контраст плотного узорного плетения на фоне разнообразных фигурных решеток.

На выставке было представлено пять великолепных елецких кружевных изделий крупной формы – два занавеса (шторы), покрывало, скатерть, ламбрекен (занавеска).

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Покрывало.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Покрывало. Лен. Сцепная техника коклюшечного плетения. Автор – Н. И. Быкова. Елецкая кружевная артель. 1950-е годы.

Привожу также описание и этого изделия, представленное на выставке.

Покрывало. Лен. Сплетено 9 парами коклюшек. В центральной части изделия на фоне квадратной плетешковой решетки, украшенной «снежинками» из плетешков с отвивными петлями и цветками из 8 овальных насновок, расположена широкая полоса геометрического орнамента из 8 треугольников, заполненных растительно-цветочным орнаментом с большим елецким цветком  внутри. Орнаменты образованы изгибами и вилюшкой полотнянки с перевивом крайних пар, переходящей в сетку, цветочными розетками из плетешков с отвивными петлями и 10 овальных насновок, плетешками и навивными «паучками». Обрамляет центральную часть широкая полоса растительно-цветочного орнамента. Оплет длинных краев изделия представляет собой крупный цветочный орнамент, коротких краев – растительно-цветочный, меньшего размера и других очертаний. При его выполнении были использованы полотнянка с перевивом крайних пар, сетка, плетешки, отвивные петли, навивные «паучки». Контуры узоров подчеркнуты сканью из льняных нитей в 3 сложения. Пространство между оплетом и центральной частью заполнено фигурной решеткой из плетешков с отвивными петлями в виде кругов и квадратов. Горизонтальные края покрывала волнообразные, повторяют очертания орнамента и отделаны зубчиками из плетешков с 3 отвивными петлями.

Замечательное описание кружевной работы!

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Скатерть

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Скатерть. Нить х/б. Сцепная техника коклюшечного плетения. Автор – Е. А. Шпакова. 1960-е г.

Скатерть создана Е. А. Шпаковой (р. 1934 в деревне Сонино Клепиковского района Рязанской области). Она в 1957 году окончила МХПУ им. М. И. Калинина и стала главным художником Елецкого комбината художественных промыслов (в кн. В. А. Фалеевой, стр.302).

В орнаментальной композиции скатерти кроме традиционного ажурного елецкого цветка, выполненного сеткой, художницей использован оригинальный элемент –объемные яблоки (вилюшка выполнена сеткой) на ветке с листьями, выполненными из плотной полотнянки. Контуры узоров подчеркнуты сканью.

У В. А. Фалеевой в книге «Русское плетеное кружево, стр. 239, читаем: «Ряд интересных композиций, отмеченных премиями на творческих конкурсах, был создан талантливой М. Д. Саввиной, в 1960-е годы много работавшей над образцами для массового выпуска».

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Ламбрекен (занавеска).

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Ламбрекен (занавеска). Нить х/б. Сцепная техника коклюшечного плетения. М. Д. Саввина. 1950-е годы (?, на выставке дата не указана)

М. Д. Саввина (р. 1928 в селе Пещулино Елецкого района Орловской области). В 1947 году окончила Елецкую художественную профессионально-техническую кружевную  школу. В 1947-1954 годах работала инструктором кружевниц- надомниц, техником-копировщиком сколков в Союзе Елецких кружевниц. В 1954 -1974 годах работала художником там же. 1958 год – персональная выставка работ в МНИ (Музей народного искусства, Москва).

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Ламбрекен (занавеска). Деталь.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Ламбрекен (занавеска). Деталь. Нить х/б. Сцепная техника коклюшечного плетения. М. Д. Саввина.

Ламбрекен (занавеска). Нить х/б. Сплетена 9 парами коклюшек. На фоне сложной решетки вверху и внизу изделия расположены полосы цветов и деревьев, образованные вилюшкой и украшенные насновками в виде «звездочек» и «веточек». Верхняя кромка состоит из полотнянки и «сливок». Края отделаны вилюшкой. Контуры узоров подчеркнуты сканью. Сцепная техника плетения.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева «Это нежное снежное кружево».

Елецкий кружевной промысел не мог оставаться в стороне от тех событий, которые происходили в стране. Надо сказать, что здесь не было создано крупных изделий, посвященным памятным датам. Все представленные юбилейные экспонаты имеют небольшие размеры. В их описаниях нет авторов этих работ.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Салфетка-сувенир.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Салфетка-сувенир. Льняные нити, мулине. Сцепная техника коклюшечного плетения.

На этой сувенирной салфетке в кружеве символически изображен значок с государственным гербом  Союза Советских Социалистических Республик, состоящего из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями.  Наверху герба имеется пятиконечная звезда.

«Серп и молот» (1918) –  символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян.  Он также использовался в качестве символа коммунистического движения в других странах. В настоящее время запрещен (! ) в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Венгрии, Грузии (Википедия).

Мне хотелось  определить  время создания этой салфетки по количеству лент, обрамляющих колосья. На этих лентах на языках союзных республик были сделаны надписи: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В зависимости от времени количество лент на гербе изменялось, так в период 1936-1956 годов таких лент было 10, закавказкие республики в этот период были объединены в одну. Поэтому я полагаю, что этот сувенир был создан после войны где-то в начале 1950-х годов. Именно в эти годы  в елецком кружеве стали использовать сложные решетки. Такая фигурная решетка из плетешков, украшенных отвивными петлями и навивными «паучками», окружает пятиугольник из полотнянки, в котором расположен герб.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Панно «30 лет ВЛКСМ».

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Панно «30 лет ВЛКСМ». Хлопчатобумажная нить. Сцепная техника коклюшечного плетения.

В центре панно на фоне кремлевской башни находится значок ВЛКСМ. Аббревиатура расшифровывается Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи. Он был создан 29 октября 1918 года на   1-м Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи, тогда РКСМ. По этой дате я определяю время создания панно, которое не указано. Это 1948 г.

Я пишу о кружевных елецких работах, но как будто вспоминаю историю своей жизни. Красные флаги СССР с «серпом и молотом» на праздничных демонстрациях, на которые мы, ученики школы,  ходили с удовольствием. Школьная комсомольская организация, а я одно время была комсоргом, была нацелена на организацию добрых дел: помочь отстающему в учебе, помочь больным и престарелым, организацию молодежного досуга. Другое дело комсомольская организация в университете (начало 1970-х г.), она уже была каким-то образом заточена на карьеризм и деспотию, мне это не нравилось,  даже за неподчинение наказывали.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Панно «Конькобежцы».

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Панно «Конькобежцы». Хлопчатобумажные нити. Автор – Коробейникова, учащаяся Елецкой художественной Профтехшколы.

«Знак ГТО на груди у него, больше не знают о нем ничего».  Вспомнились эти стихи из детства замечательного поэта Самуила Яковлевича Маршака. В «Рассказе о неизвестном герое» он пишет: «Многие парни плечисты и крепки. Многие носят  футболки и кепки. Много в столице таких же значков. Каждый к труду-обороне готов». ГТО – «Готов к труду и обороне». Эта программа спортивной подготовки молодежи существовала с 1931 года по 1991 год. Чтобы получить значок ГТО необходимо было уметь многое, учителя физкультуры относились к этому серьезно. Мне запомнились кроссы на лыжах на дистанцию 5 км по Северной Двине, бросание гранаты, прыжки в длину, высоту. Значка ГТО у меня не было, я все-таки была неспортивным человеком по жизни.

В панно изображен один из первых значков ГТО. Автор его – учащаяся двухгодичной  Елецкой художественной Профтехшколы (организована в сентябре 1943 г.) Коробейникова –  отразила в кружеве те события, в которых, по-видимому, участвовала сама. Получилось у нее это очень хорошо. Даты изготовления панно нет. Я бы определила его, как произведение 1960-х годов (?).

 Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Панно «Ленинский шалаш»

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Панно «Ленинский шалаш». Авторы – А. А. Кораблева, В. М. Иванова.

Одним из авторов этой работы является  Анна Антоновна Кораблева (Кутилина). Она родилась в 1918 году в деревне Гнилое Лебедянского района Рязанской области. В 1939 году закончила МХПУ им. М. И. Калинина, после окончания которого стала работать художником по кружеву в НИИХП (Научно-исследовательском институте художественной промышленности). В 1958 году была награждена Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. Ее творчество отмечено многочисленными дипломами отечественных и зарубежных выставок (в кн. В. А. Фалеева, стр. 300).

На выставке три панно посвящено празднованию 100-летия со дня В. И. Ленина (1870-1970), которое широко отмечалось в нашей стране. Многие были награждены памятной медалью, в том числе и мои родители. Прошло время, в 1960-е годы прозвучало осуждение послевоенной «эпохи излишеств и украшательств», стал модным в архитектуре и дизайне стиль минимализм.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Панно «Космос».

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Панно «Космос».

Панно «Космос» — очень современное кружевное изделие. В нем простыми изобразительными средствами в коклюшечном  кружеве отражены главные символы эпохи 1960-х годов: ракета, летящая вокруг Земли (космонавтика), Останкинская телебашня (телевидение), ЛЭП (полная электрификация страны). Очень жаль, что в описании не указан автор этого изделия.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева «Это нежное снежное кружево».

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева «Это нежное снежное кружево».

И все- таки коклюшечное кружево очень красиво во всей полноте своих выразительных черт растительного и геометрического орнаментов.
Описание только одних этих салфеток и дорожек достойны статьи, настолько они красивы и сложны в исполнении. Жаль, что фотографий хороших я не смогла сделать.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Салфетка-сухарница. Автор – В. Кушникова.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Салфетка-сухарница. Автор – В. Кушникова.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Скатерть.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Скатерть. Хлопчатобумажная нить. Автор – Т. Н. Фролова.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева «Это нежное снежное кружево».

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева «Это нежное снежное кружево».

Наличие в одежде накрахмаленного, выплетенного на колюшках, воротника  создавало женский элегантный образ, ставший особенно популярным в первую половину ХХ века. На выставке представлены воротники разной формы. Верхний воротник имеет название «воротник-шалька». Второй снизу воротник – «апаш». Кружевное украшение горловины платья с нагрудной вставкой тоже имеет название воротник. Единственный из этой коллекции воротников  он имеет автора А. М. Севрюкову. Эта кружевница отмечена в книге В. А. Фалеевой «Русское плетеное кружево», стр.301. А. И. Севрюкова родилась в 1923 году в деревне Маслово  Становлянского района Орловской области. В 1941 году она окончила Елецкую художественную профессионально-техническую кружевную школу. С 1950 г. работала техником-копировщиком сколков в Союзе елецких кружевниц. Автор творческих работ. В этом кружевном украшении платья А. И. Севрюкова  использовала метанит в скани. Форма воротника и использование синтетической блестящей нити метанит дает возможность определить время создания этого изделия концом 1970-х годов (?).

Автором пелерины, расположенной по соседству с воротниками,  является Л. П. Попова.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Автор – Л. П. Попова.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Автор – Л. П. Попова.

Все эти предметы женской одежды из елецкого кружева созданы Ларисой Петровной Поповой. На скромной табличке только имя автора и все.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Автор – Л. П. Петрова.

Рязань. Кремль. Выставка елецкого кружева. Автор – Л. П. Петрова.

В интернете я нашла небольшую информацию о потомственной кружевнице Ларисе Петровне Поповой, занимающейся кружевоплетением с 1989 года.

Эта небольшая выставка позволила мне познакомиться с творчеством елецких кружевниц, всколыхнула чувства в моей душе. Очень красивое название выставки «Это нежное снежное кружево» соответствует тому, что я увидела.

Напоследок хочется представить кружевниц, чьи работы я еще посмотрела на этой выставке. К сожалению, почему-то у многих фамилий нет инициалов: Курская, Могилевцева, А. Серегина,  А. М. Филимонова, Щербакова, Петрищева, Н. Холопова,  Карташова, Воробьева.

Автор: О. Ф. Журавлева

Фото: О. Ф. Журавлевой

 
Google

Метки: ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

4 отзывов

1.  Zhuravleva Olga
16 Мар 2015 в 13:04

Спасибо, именно ваша ссылка на почту об этой выставке дала мне возможность провести день в соответствии со своими душевными наклонностями. Надеюсь на встречу в Радужном на фестивале «Кружевная тропинка».

2.  Лариса Тен
16 Мар 2015 в 14:16

Спасибо за чудесную экскурсию, за возможность увидеть её Вашими глазами!…

3.  Надежда Кирсанова.
16 Мар 2015 в 18:49

Как будто сама побывала в Ельце!!! Спасибо, дорогая, Ольга!!!

4.  Галина Остапьева
30 Мар 2015 в 17:32

Огромное спасибо! Это замечательный материал! Наслаждение — читать,смотреть и вспоминать вместе с вами!

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение