Мойры плетут свою пряжу, это нити судьбы. Никогда не узнаешь, что будет, да и знать этого не надо. «Ars longa, vita brevis», – так говорили древние. «Сверххрупкость» – это действительно суперпроект, в нем сама современность нашего сегодняшнего бытия и технологий.  В рамках этого проекта показано творчество художников, работающих в разных техниках декоративно-прикладного искусства.  Связующим звеном и источником вдохновения  для всех выставленных экспонатов является периодический процесс переплетения тонких нитей,  в результате чего образуется нежнейшее  кружево.

 Суровцева Дарья. Серия « Микро Архив». Калька, тушь, перо. 2014.

Проект «Сверххрупкость». ВМДПНИ. Суровцева Дарья. Серия « Микро Архив». Калька, тушь, перо. 2014.

О каждой работе авторы написали  свои измышления, как например такие:  «Тонко сплетенная конструкция вихря нити, образующая скелет памяти Моей и Иной, фиксирующий ритмы событий и переживаний. Границы памяти очень зыбки и хрупкий прообраз, навеки стираемый из памяти, остается лишь рисунком, кружевом  ’нитей’» (Суровцева Дарья). Слово ’нити’ взято в кавычки, потому что их можно ассоциировать со многими процессами, происходящими не только в жизни, как например нить судьбы, но и с разнообразными техниками и технологиями производств.

Ярошенко Елена. Музыка стекла (диптих). Стекло, металл. 2015.

Ярошенко Елена. Музыка стекла (диптих). Стекло, металл. 2015.

Свои работы под названием «Музыка стекла», которую создают при отклонении ударяясь друг от друга крошечные стеклянные красные или белые бусинки, прикрепленные к металлическим тонким «нитям», Елена Ярошенко называет «звенящим кружевом», хрупким и тонким.

Проект «Сверх- хрупкость» в рамках выставки «Кружево напоказ».

Проект «Сверххрупкость» в рамках выставки «Кружево напоказ». ВМДПНИ.
Внизу. Ярошенко Елена. Музыка стекла (диптих). Стекло, металл. 2015.

Мерзликина Ирина. «Лес».  Стекло, спекание, сгибание. 2010.

Проект «Сверххрупкость». ВМДПНИ. Мерзликина Ирина. «Лес». Стекло, спекание, сгибание. 2010.

Путем спекания  и сгибания стекла образуется  ваза «Лес».  Ирина Мерзликина так назвала её, потому что в её основе есть переплетение  стекляных ’нитей’, напомнившие ей ветви деревьев и стихи И. А. Бунина:

Яблони и сизые дорожки,

Изумрудно-яркая трава,

На березах – серые сережки

И ветвей плакучих кружева.

Если мы посмотрим на тень на стене, то увидим как она тоже красива. Красивая вещь дает красивую тень.

Специальный художественный проект «Сверх- хрупкость» совместно с выставкой «Кружево напоказ».

Москва. Музей декоративно-прикладного и народного искусства. Специальный художественный проект «Сверххрупкость» совместно с выставкой «Кружево напоказ».

 

На данной концептуальной выставке мы видим скульптуры, выполненные из  сплетенных полосок пластика, который самостоятельно отвердевает. Как они здесь к месту, потому что напоминают нам прописную истину, что в основе всех созданных вещей  находится человек, который своим умом, воображением и мастерством (знанием) преобразует окружающее нас пространство.  Здесь не важно, какой ты расы и исповедания, здесь важно дело, «которому ты служишь».

В центре. Е. Леванова. Человек в информационной сети. Паперклей (Paperclay). 2013.

В центре. Е. Леванова. Человек в информационной сети. Паперклей (Paperclay). 2013.

По замыслу Е. Левановой , автора этих работ, скульптуры эти, однако, отражают и наше с вами время виртуальной реальности, когда человек становится частью «всемирной паутины» – интернета, компьютерных технологий.

Взгляд художника всегда обращен на человека в первую очередь.  В экспозиции есть очень интересные скульптурные головы. В них есть тайна, заключающаяся в выражении лица и формы черепа.

Александр  Ней. Скульптуры «Принцесса» (2011), «Лесник» (2000), «Наблюдатель» (2011). Терракота.

Александр Ней. Скульптуры «Принцесса» (2011), «Лесник» (2000), «Наблюдатель» (2011). Терракота.

Эти скульптуры из терракоты напомнили мне те же чувства, которые испытываешь при виде огромной головы, высеченной из камня представителями древнего народа « ольмеки»  в Мексике. Всеми нами правит голова и система извилин (дырочек).

Хлебцевич  Наталья. Хрупкая связь. Бумажный и бисквитный фарфор, глазурь, 2010.

Хлебцевич Наталья. Хрупкая связь. Бумажный и бисквитный фарфор, глазурь, 2010.

В следующей витрине видишь какую-то скорлупу. Что это значит? Разбитые надежды или факт зарождения новой жизни. Очень интересно! Я выбираю второе. Читаю запись Н. Хлебцевич  к своей работе: «Для меня понятие «хрупкость» близко к понятию скоротечности времени, уязвимости всего живого, ощущению пусть зыбкого, но все же баланса между агрессией и внутренним покоем. Пластичная сырая глина, мягкая и упругая, оказывается твердой и одновременно хрупкой, становясь керамикой и обретая себя в огне. Это вечная и неразрывная связь рождения и смерти, смерти и рождения».  Лучше не скажешь.

В человеческой жизни кроме этих двух основных моментов бытия существует  то, что нельзя объяснить никакими законами, я говорю о творчестве. Все представленные на выставке экспонаты отражают интересное мироощущение их авторов и отличное владение техническими средствами для его воплощения.

Минцев Кирилл. Платье "Феникс", головной убор "Кокошник". 2015-2916.

Минцев Кирилл. Платье «Феникс» из коллекции «Анагенез». Сатин, кант, авторская техника плетения. Головной убор «Кокошник». Канат, авторская техника плетения. 2015 – 2016.

Про Кирилла Минцева читаем:  «Для меня костюм – это искусство. В душе я авангардист, куда больше люблю уникальные формы, технологии и театральность. Мне нравится смешивать необычные материалы, фактуры и техники. Для меня костюм — это как бы искусство над формой человека и способ донесения информации».

Название костюма  Кирилла Минцева «Феникс» тоже несет концептуальное значение, потому что птица Феникс символизирует процесс возрождения (бессмертия). Художник возрождает старую технику плетения кружева, но по новой своей собственной технологии. Коллекция названа  научным термином «Анагенез», обозначающим одну из форм эволюционного процесса, что еще раз подчеркивает кредо художника изобретать новые художественные формы, трансформируя старые.

Другой пример новой технологии работы с кружевом  на выставке «Кружево напоказ» представляет московский художник  А. Куликов (творческий псевдоним Peshe) .  Эта совместная работа его и хранителя коллекции старинных кружев ВМДПНИ Е. В. Чечёты  называется «Сон коклюшки».  Используя современные компьютерные программы, художник создал загадочный и интересный мир, составленный из кусочков старинного кружева, которые теперь «возродились» в новом качестве.

Куликов Александр (Peshe).  Серия «Сон коклюшки». Фотопечать. 2016 г.

Куликов Александр (Peshe). Серия «Сон коклюшки». Фотопечать. 2016 г.

«Привиделось ей, что летит она над землей, а земля та вся в кружевах расшита…».

И мне, посмотрев  такой необычный выставочный проект «Сверх- хрупкость» в рамках продолжительной выставки «Кружево напоказ» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства,  многое привиделось и над многим призадумалось.

Надо понимать настоящее время, оно открывает для всех  новые горизонты творчества: это новые материалы, новые технологии, это моментальные коммуникации, это и более легкий процесс получения знаний по всем  каким-либо нужным темам.  Но все это не отменяет школу мастерства, упорный труд, наличие таланта и веру в свои способности. Успеха  всем неугомонным и творческим личностям!

Автор: О. Ф. Журавлева.

Фотографии О. Ф. Журавлева.

9 сентября 2016
Google

Метки: ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

4 отзывов

1.  Г.Муравьева
11 Сен 2016 в 12:55

Прелестно!

2.  Elena Brophy
13 Сен 2016 в 00:52

Оля,какая замечательная статья о новых и непредсказуемых талантах!!Огромное спасибо из далека и всегда с ожиданием новых кружевных историй! Лена.

3.  Ольга О.
25 Окт 2016 в 03:40

Очень хорошая статья. Прекрасно и легко написано.
Только небольшая опечатка «Музыка стекла» работа художника Елены Ярошенко.

Спасибо

4.  Zhuravleva Olga
25 Окт 2016 в 07:40

Всегда хорошо, что есть внимательные читатели, которые могут поправить допущенные неточности. Спасибо.

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение