France. Auvergne. Le-Puy-en-Velay. The centre for teaching bobbin lacemaking. The museum’s exhibition.

Франция. Овернь. Департамент Верхняя Луара. Здесь находится город Ле-Пюи-ан-Веле, который  привлек меня своими знаменитыми  коклюшечными кружевами. Он расположен в горах вдали от крупных городов. Я съездила туда за один день одна и очень рада, что мне удалось это сделать.

Из Лиона необходимо было ехать на поезде до города горняков Сент-Этьен, где далее делается пересадка на автобус, который почти два часа едет среди возвышающихся гор вдоль реки Луары.

Автобусная станция Ле-Пюи-ан Веле находится на возвышении, откуда разворачивается прекрасная панорама города.

Панорама города Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.

Панорама города Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.

Во Франции на вокзалах всегда есть карты туристического маршрута по данной местности, поэтому и в Ле-Пюи-ан-Веле я ее попросила в кассе по продаже автобусных билетов, когда покупала билет на обратный рейс. Кассир, молодой человек, сделал мне любезность – начертил по этой карте путь до знаменитой школы кружевниц.

Франция, Ле-Пюи-ан-Веле.

Франция, Ле-Пюи-ан-Веле. «Жизнь прожить, не поле перейти».

В написании этой статьи я следую хронологической последовательности, поэтому публикую фотографию пожилой француженки, которая встретилась мне неподалеку от автостанции. Этот зафиксированный фотоаппаратом момент напомнил мне о глубокой истине. Жизнь, как этот пешеходный переход,  также имеет полосы: светлые и темные. И это относится не только к человеческой жизни, но и ко многим другим неодушевленным понятиям. История города, по которому я иду, тому пример. История кружевоплетения, связанная с тенденциями моды, тоже.

Франция, Ле-Пюи-ан-Веле.

Франция, Ле-Пюи-ан-Веле. «Всевидящее око».

Вот так выглядит улица, по которой прошло множество католических паломников Европы, начиная с 950 года, когда городской епископ Годескальк (Gothescalk) совершил первое паломничество в Сантьяго-де-Компостела (Saint-Jacques-de-Compostelle).  Там находятся мощи апостола Иакова. Паломники идут и в настоящее время. В Ле-Пюи-ан-Веле в соборе Нотр-Дам, они получают благословление на трудный и опасный путь, занимающий по времени несколько месяцев (1200 км).  Этот испанский город является третьей по значимости католической святыней после Рима и Иерусалима. На своем пути паломники посещают Лурд во французском департаменте Верхние Пиренеи, где в 1858 году четырнадцатилетней девушке Бернадетте Субиру (фр. Bernadette Soubirous) было явление Девы Марии.

«Компостельская дорога» и ее окрестности внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Франция, Ле-Пюи-ан-Веле. "Дорога земная и путь небесный".

Франция, Ле-Пюи-ан-Веле. «Дорога земная и путь небесный».

По крутой мощеной булыжником улице поднимаюсь вверх. Вижу офис для туристов, но он закрыт на обед. Хорошо, что я взяла карту заранее.

Так как через город проходило множество народа, то в нем процветала торговля, в том числе и кружевом.

Франция, Ле-Пюи-ан-Веле. Сувенирный магазин кружева.

Франция, Ле-Пюи-ан-Веле. Сувенирный магазин кружева.

На пути (rue Pannessac) встречается первый  сувенирный магазин, где вижу на витрине современные кружевные изделия Ле-Пюи.

Ассортимент, как Вы видите, разнообразный и по цене доступный (20 – 100 евро).

Франция, Ле-Пюи-ан-Веле. Сувенирный магазин кружева.

Франция, Ле-Пюи-ан-Веле. Сувенирный магазин кружева.

К сожалению, я попала в обеденный перерыв, поэтому этот, и следующие, магазинчики с кружевными изделиями были закрыты.

Франция, Ле-Пюи-ан-Веле. Сувенирный магазин кружева.

Франция, Ле-Пюи-ан-Веле. Сувенирный магазин кружева.

В этом магазинчике можно было купить все необходимое для плетения коклюшечных кружев: подушки (антикварные), коклюшки, булавки, нитки, сколки.

Франция. Ле-Пюи-ан-Веле. Сувенирный магазин кружева.

Франция. Ле-Пюи-ан-Веле. Сувенирный магазин кружева.

Но вот улицу преградило  табло с объявлениями, указывающее местоположение Центра обучения коклюшечному кружевоплетению.

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.

В верхнем правом углу читаю объявление о выставке «Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий».

В центре объявление о выставке графитти. Я заинтересовалась этим, потому что была удивлена граффити, которые встретились на моем пути, украсившие средневековый город. Оказывается, в этом городе вырос талантливый художник, самоучка, Камил Альберни или DEGE. Ему всего 23 года, но он уже получил признание. В настоящее время он живет в Марселе.

Франция, Ле-Пюи-ан-Веле. Графитти DEGE.

Франция, Ле-Пюи-ан-Веле. Графитти DEGE.

На нижнем объявлении располагается обращение к паломникам приобрести вазочку в форме раковины (кокиль Святого Якова) с ручным коклюшечным кружевом.

Стрелка показывает направление, пройти мимо невозможно.

 

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.  Центр обучения коклюшечному кружевоплетению (Centre d’Enseignement de la dentelle au fuseau).

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.
Центр обучения коклюшечному кружевоплетению (Centre d’Enseignement de
la dentelle au fuseau).

Прежде, чем зайти в Центр обучения коклюшечному кружевоплетению, я обратила внимание на книгу в витрине, в которой опубликованы технические рисунки гипюров из Ле-Пюи.

Коклюшечное кружево Ле-Пюи-ан-Веле, технические рисунки (сколки).

Коклюшечное кружево Ле-Пюи-ан-Веле, технические рисунки (сколки).

Образец такого кружева я увидела ранее на выставке, которая проходила в муниципалитете Кана (Caen) в то время, когда там проходил юбилейный конгресс OIDFA. Об этом я написала статью «Французские кружева в муниципалитете Кана (Caen)».

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.  Центр обучения коклюшечному кружевоплетению. Практические занятия.

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.
Центр обучения коклюшечному кружевоплетению. Практические занятия.

Мне повезло, именно в это время проходило занятие в Центре обучения коклюшечному кружевопплетению, которое проводили два преподавателя: Жоэль Курьоль (Joëlle  Courriol), Натали Юбер (Nathalie Hubert). Всего в штате пять преподавателей.

 

В помещении вы видите массивные книжные шкафы, где хранится информация по производству кружев. У левого окна преподаватель Натали Юбер (Nathalie Hubert) консультирует ученицу. На переднем плане кружевница выплетает цветочную веточку многопарного коклюшечного кружева. Это замечательная фотография показывает, насколько сложным является этот вид прикладного искусства.

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.  Центр обучения коклюшечному кружевоплетению. На переднем плане преподаватель школы Жоэль Курьоль (Joëlle Courriol).

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.
Центр обучения коклюшечному кружевоплетению. На переднем плане преподаватель школы Жоэль Курьоль (Joëlle Courriol).

 

Преподаватель Жоэль Курьоль помогает ученице справиться со сложным узором. Для чего разработан сколок кружева, в более крупном масштабе.

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.  Центр обучения коклюшечному кружевоплетению. Технический рисунок небольшой кружевной веточки в крупном масштабе. Автор Жоэль Курьоль.

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.
Центр обучения коклюшечному кружевоплетению. Технический рисунок небольшой кружевной веточки в крупном масштабе. Автор Жоэль Курьоль.

В это время Натали Юбер после помощи ученицам в их работе села за рабочий стол. Она показала мне, что занимается разработкой сколка экрана кружевного веера.

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.  Центр обучения коклюшечному кружевоплетению. Преподаватель Натали Юбер (Nathalie Hubert).

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.
Центр обучения коклюшечному кружевоплетению. Преподаватель Натали Юбер (Nathalie Hubert).

Как приветливы и дружелюбны были все, вы можете судить по фотографиям. Я, иностранка, появилась откуда-то внезапно, у меня было очень мало времени, надо было вернуться обратно в Лион, а последний автобус уходил в 17.00 часов. Однако я получила исчерпывающую информацию и прекрасное отношение к себе.

 

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция. Центр обучения коклюшечному кружевоплетению. Преподаватель Натали Юбер (Nathalie Hubert).

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция. Центр обучения коклюшечному кружевоплетению. Преподаватель Натали Юбер (Nathalie Hubert).

Наше общение было кратким, но очень интересным и полезным. Большое спасибо всем, кто уделил мне внимание. Я желаю преподавателям Центра обучения коклюшечному кружевоплетению и ученицам – кружевницам творческих удач, здоровья, личного счастья.

 

Далее я пошла на выставку «Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий». Она расположена в здании конца XV столетия.

Фотографировать выставку было не разрешено, но мне любезно разрешили сделать несколько снимков.

 

Происхождение кружева в Ле-Пюи-ан-Веле связано с красивой легендой, не подтвержденной документально. В 1407 году молодой кружевнице Изабелле Мамур епископ дал задание сплести кружево, чтобы украсить им знаменитую Черную Деву Марию собора Нотр-Дам.  Изабелла в результате такого важного заказа, который давал ей право получить звание мастера, изобрела способ прикреплять булавками несколько нитей, получив при этом более прозрачное и тонкое кружево.

Во второй половине в XVII столетии кружево Ле-Пюи приобретает большую известность, и его покупают по всей Франции.

38/40, улица Рафаэля (Raphael), Ле-Пюи-ан-Веле, Франция. . Экспозиция выставки «Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий».  Святой Жан-Франсуа Режис (Jean-François Régis).

38/40, улица Рафаэля (Raphael), Ле-Пюи-ан-Веле, Франция. . Экспозиция выставки
«Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий». Святой Жан-Франсуа Режис (Jean-François Régis).

Лет пять тому назад на сайте я прочитала про святого Жана-Франсуа Режиса,  покровителя кружевниц. И вот я  сама воочию вижу скульптуру его. Одной рукой он держит пару коклюшек, а другой как будто благословляет всех, кто занят таким кропотливым и сложным по технике исполнения трудом.

Дело в том, что в начале семнадцатого столетия декретами Людовика XIII ношение кружева в одежде было строго регламентировано, в результате чего кружевницы Ле-Пюи терпели убытки. Они обратились за помощью к Отцу Жану-Франсуа Режису (Jean-François Régis), который сумел защитить их права. В 1777 году священник был канонизирован.

В XVIII столетии в этой местности стали выплетать модные в то время шелковые «блонды», однако Великая французская революция 1789 года затормозила торговлю кружевом, и чтобы ее восстановить потребовалось время.

 

Теодор Фалькон (Théodore Falcon, 15.11.1804 – 16.07.1856) в 1823 году стал чертежником  в мастерской по изготовлению кружева в Ле-Пюи. Далее этот человек, способный к творческой работе и администрированию, сделал очень много для возрождения качества кружева Ле-Пюи. Он  основательно изучил сохранившиеся образцы кружев Италии, Франции, находившиеся в музеях Парижа, его поддержали представители крупных торговых домов Парижа. Свои упорные исследования и поиски в области секретов изготовления кружева он внедрял на своем, созданном в 1830 году, предприятии. Технические чертежи кружев он создавал сам, тщательно следя за их исполнением.

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция. Экспозиция выставки «Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий».  Коклюшечное кружево Теодора Фалькона. Первая половина XIX в. Из музея Крозатье в Ле-Пюи

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция. Экспозиция выставки
«Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий». Коклюшечное кружево Теодора Фалькона. Первая половина XIX в.
Из музея Крозатье в Ле-Пюи.

В центре данной витрины расположен галстук, выдающегося коклюшечного кружева, как в техническом, так и в художественном отношении, созданный в мастерской Теодора Фалькона. Такой высокой технике исполнения способствовало открытие этим мастером в 1838 году «Практической школы кружевоплетения», а в 1856 году и создание первого музея. Справа образец кружева этого же мастера был приобретен в 1839 году королевой Франции Марией — Амелией, женой короля Луи-Филиппа. В эти коклюшечных кружевах используется тюлевый фон.

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция. Экспозиция выставки «Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий».

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция. Экспозиция выставки «Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий».

В развитии кружевного дела изобретаются новые техники и узоры, такие как «гипюр дю-пюи». Коклюшечный гипюр, в основном черного цвета, удовлетворяет растущие потребности моды. На выставке мы увидели образцы такой модной одежды, причем надо отметить, что в кружеве того времени стали использовать «соломку, конский волос, тюль, мех, перья, бисер, блестки, тесьму, металлические золотую и серебряную нити».

В центре штора в стиле модерн, которая украшена вышивкой и коклюшечным кружевом.

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция. Экспозиция выставки «Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий».

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция. Экспозиция выставки «Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий».

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция. Экспозиция выставки «Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий».

38/40, улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция. Экспозиция выставки «Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий».

На выставке кружево Верхней Луары было представлено изделиями таких выдающихся мастеров как Теодор Фалькон (Théodore Falcon, 15.11.1804 – 16.07.1856), Жюль Сюррель (Jules Surrel, 1839-1901), Жан-Пьер Фаригуль (Jean-Pierre Farigoule, 1855-1914), Луи Уден ( Louis Oudin, 1864-1934), Жан Шалье (Jean Chaleyé, 1878-1960), Жак Котье ( Jacques Cottier, 1858-1912), Франсуа Ружье (François Rougier, 1891-1949), Максим Реймон (Maxime Reymond, 1920-2007), Габриель Брюль (Gabriel Breul, 1906-1980).

Время возвращения обратно в Лион  заставило меня далее быстро последовать все выше по «компостельской дороге» к собору Нотр-Дам дю Пюи (XI-XII вв.).

Франция. Ле-Пюи-ан-Веле. Кафедральный собор Нотр-Дам-дю-Пюи (Notre-Dame du Puy).

Франция. Ле-Пюи-ан-Веле. Кафедральный собор Нотр-Дам-дю-Пюи (Notre-Dame du Puy).

В этом соборе побывали почти все французские короли, в 1225 году король Людовик IX привез из Крестового похода сюда статую Черной Девы Марии, которая имела необыкновенное почитание (почему Пречистая Дева Мария черного цвета, это загадка истории). Но сейчас в Соборе находится ее копия XVII века. Ту, для которой плела кружево Изабелла Мамур, сожгли французские революционеры в 1794 году.

Франция. Ле-Пюи-ан-Веле. Кафедральный собор Нотр-Дам-дю-Пюи (Notre-Dame du Puy). Вид на город

Франция. Ле-Пюи-ан-Веле. Кафедральный собор Нотр-Дам-дю-Пюи (Notre-Dame du Puy). Вид на город.

Вид из ворот Собора. Мне он напомнил картины художников Возрождения, которые любили рисовать портреты на фоне окна, в котором в дымке виднелись окружающие просторы.

Сбоку Собора, если смотреть по фотографии с правой стороны, есть проход через ворота на смотровую площадку, где есть парковка для автомобилей, приезжающих сюда. Мне удалось сделать удачные снимки с этого места.

Франция. Ле-Пюи-ан-Веле. Статуя Нотр-Дам-де-Франс (Notre-Dame de France).

Франция. Ле-Пюи-ан-Веле. Статуя Нотр-Дам-де-Франс (Notre-Dame de France).

Над городом возвышается холм, вершина которого скала Корней (Rocher Corneille, фр. Воронья скала), на которой находится металлическая статуя французской Богоматери (Notre-Dame de France), водруженная на это место в 1860 году. Удивительным является то, что она связана с историей России. Оказывается, статуя отлита из русских пушек, захваченных  французами в Севастополе во время Крымской войны. У кого есть время, то на скалу есть проход, и внутрь статуи тоже, но где он находится, я не знаю.

Повернув голову в другую сторону, видишь другую скалу (Aiguille, фр. Игла), не менее примечательную.

Франция. Ле-Пюи-ан-Веле. Часовня Святого Михаила (Chapelle Saint-Michel-d’Aiguille, X в.).

Франция. Ле-Пюи-ан-Веле. Часовня Святого Михаила (Chapelle Saint-Michel-d’Aiguille, X в.).

На базальтовой скале (потухшем вулкане) в виде иглы расположена часовня Сен-Мишель-д’Эгюий (Chapelle Saint-Michel-d’Aiguille, X в.).  В нее можно подняться (фрески XII в.), со смотровой площадки есть проход туда.

Я была в Ле-Пюи в декабре, вода в фонтане на улице покрылась корочкой льда, но деревья до конца не сбросили листву. Эти березы в центре кадра напомнила мне о родной России. Я родилась в городе Архангельске, в городе Святого Архангела Михаила, поэтому очень рада, что увидела это место воочию. Во Франции я уже посетила знаменитое аббатство Святого Михаила в Нормандии.

Поблагодарив Господа за то, что он дал мне возможность побывать и увидеть такую красоту, я повернула в обратный путь. Его нужно было снова пройти пешком.

Улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция. Реклама выставки «Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий».

Улица Рафаэля, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция. Реклама выставки «Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий».

Это один из последних снимков путешествия. Я прошла мимо окон средневекового здания, в котором находилась очень красивая реклама  выставки «Мода и выдающиеся мастера кружевоплетения Верхней Луары XVIII – XX столетий» (22 февраля – 18 декабря 2013 года), ставшей  теперь уже историей.

Выражаю большую благодарность М. Фуриско ( M. Fouriscot) за ее публикации о коклюшечном кружеве Верхней Луары.

 

Поздравляю всех кружевниц Ле-Пюи, преподавателей Центра обучения коклюшечному кружевоплетению, сотрудников Института исследования, инноваций и развития текстильного искусства (Institut de Recherche, Innovation et Développement des Arts Textiles – IRIDAT) с ЮБИЛЕЕМ, с сорокалетием деятельности (1974) этих организаций.

 

©Автор: О. Ф. Журавлева. Фотографии автора.

 
Google

Метки: , , ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Отзывы и пинг пока закрыты.

Обсуждение закрыто.