Высшая школа народных искусств (Санкт-Петербург, институт, год образования 2003, с 2018 академия) уже не первый раз показывает работы студентов на вологодской земле. Кружевные проекты практически все выдержаны в одном стиле, который бы я назвала «русским» с учетом современного понимания фольклорного стиля (этнического стиля) в одежде.

Выставка «Великолепие художественного наследия России» 2022 года была показана на IV Международном фестивале “VITA LACE” (14 -17 июля 2022 г.), состоявшемся в Вологодском государственном  историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Территориально её расположили в юго-западной башне Вологодского кремля.

 Афиша выставки ВШНИ (академия, Санкт-Петербург) «Великолепие художественного наследия России».

Вологда. Фестиваль «VITA LACE». Июль 2022 г. Афиша выставки ВШНИ (академия, Санкт-Петербург) «Великолепие художественного наследия России».

Обратимся к истории. «Русский стиль» просуществовал с 1870-х годов XIX века по 1917 год и немного далее и затронул многие сферы культурной жизни России того времени (архитектура, декоративно-прикладное искусство, одежда и др.).

Если мы посмотрим на афишу вологодской выставки работ студентов ВШНИ (академии), то можем увидеть рядом с учебным зданием академии ВШНИ храм Воскресения Христова, который называют еще «Спас на Крови». Такое название дано в память трагических событий 1881 года, ибо на этом месте был смертельно ранен император Александр II.  Храм выполнен в «русском стиле» и напоминает московский храм Покрова на рву (Собор Василия Блаженного).

Санкт-Петербург. Храм «Спас на крови», 1883 (освящение 1907), архитектор Альфред Парланд.

Санкт-Петербург. Храм «Спас на крови», 1883 (освящение 1907), архитектор Альфред Парланд.

Студенты каждый день проходят по каналу Грибоедова и видят яркую красоту изумительного культового сооружения. Безусловно, что художников по кружеву на кафедре художественного кружевоплетения ВШНИ обучают стилевым особенностям разных эпох. Они должны разбираться в особенностях орнаментов, цветовых предпочтений, традиций. Рядом с альма-матер находятся такие крупные музеи, как Государственный русский музей, Этнографический музей, Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург – это музей архитектуры под открытым небом. Все эти обстоятельства способствуют хорошей образовательной базе.

Вологда. Музей кружева. Выставка О. Ф. Журавлевой «Из копилки кружевного прошлого». 2018.

Вологда. Музей кружева. Выставка О. Ф. Журавлевой «Из копилки кружевного прошлого». 2018.

Костюм женский в народном стиле: кофта, передник. Конец XIX в. Россия, городские мастерские. Лен, хлопок. Нити хлопчатобумажные, нити льняные. Вышивка крестом, коклюшечное кружево «михайловское», парное плетение.

Девичий головной убор – повязка, бант. XIX в. Низание сеченым перламутром, цветные стекла, галун, атлас, бахрома ручной работы из металлической пряденой нити.

Полотенце «Руки вытирайте и меня вспоминайте». Конец XIX – начало ХХ века. Россия, городские мастерские. Хлопчатобумажная ткань, хлопчатобумажные нити. Вышивка крестиком, коклюшечное кружево «белевское», сцепное плетение. 250 х 45 см.

Полотенце «На память от А С». Конец XIX – начало ХХ века. Россия, городские мастерские. Хлопчатобумажная ткань, хлопчатобумажные нити. Вышивка крестиком, коклюшечное кружево «скопинское», сцепное плетение. 250 х 45 см.

Для знакомства читателей с историческими образцами «русского стиля» в одежде и предметах быта конца XIX – начала ХХ века я привожу часть экспозиции выставки «Из копилки кружевного прошлого» в Вологодском Музее кружева.

А теперь посмотрим на первые четыре современные работы, представленные на выставке выпускных работ «Великолепие художественного наследия России» Высшей школы народных искусств (академии). Они полностью выполнены в технике коклюшечного плетения без использования вышивки.

Вологда. Фестиваль «VITA LACE». Июль 2022 г. Выставка ВШНИ (академия,Санкт-Петербург) «Великолепие художественного наследия России».

Вологда. Фестиваль «VITA LACE». Июль 2022 г. Выставка ВШНИ (академия,Санкт-Петербург) «Великолепие художественного наследия России».

Отмечаю главные достоинства кружевной коллекции одежды: новизна в использовании традиционных орнаментальных узорных мотивов исторических предметов русского текстиля  (вышивка, ткачество, кружевоплетение) в новых формах современной одежды, яркая образность кружева с применением красного цвета, сохранение традиций русского промыслового кружева разных регионов России. Все эти признаки характерны для современного фольклорного стиля в одежде.

Платье «Краски Михайловского края». Автор Шнырева Д. (22 г., в настоящее время Христолюбова). Руководитель Лапшина Е. А. Сцепное и численное кружево. ВШНИ. СПб. 2013г.

Платье «Краски Михайловского края». Автор Шнырева Д. (22 г., в настоящее время Христолюбова). Руководитель Лапшина Е. А. Сцепное и численное кружево. ВШНИ. СПб. 2013г.

Как мы можем заметить, что что есть определенное сходство в стилевой направленности исторического «русского стиля» модной городской одежды конца XIX века с платьем «Краски Михайловского края» (Автор Шнырева Д. (22 г., в настоящее время Христолюбова). Руководитель Лапшина Е. А., ВШНИ, 2013).

Платье графически разделено на три части.  Верхняя часть блузы выполнена в виде старинной формы оплечья.  Его украшает кружево-край, состоящий из «павлинок» красного цвета и прошвы с цветками из насновок, отдавая дань традициям старинного численного михайловского кружева. По горловине расположена ветка с цветами в технике сцепного кружева, которая  в более крупном масштабе повторяется в виде прошв, формирующих длинную юбку. Средняя часть блузы гармонично соединяет   «верх» и «низ».

Уже по первой студенческой дипломной работе Д. Ю. Христолюбовой (Шныревой) можно отметить  особую одаренность молодой художницы по кружеву, её глубокое понимание кружевных традиций старинного промысла Рязанской области (губернии). Тема эта очень благодатна, потому что цветное коклюшечное михайловское кружево занимает особое место в мировом кружевоплетении из-за использования особой колористики и приемов плетения.

Пончо «Там шум листвы и пенье птиц». Рязанское кружево. Сцепная и численная техники плетения. Материалы мулине, лён. Автор Морозова А. (21 год). Руководитель Д. Ю. Христолюбова. Рязанский филиал ВШНИ, Рязань, 2022 г.

Пончо «Там шум листвы и пенье птиц». Рязанское кружево. Сцепная и численная техники плетения. Материалы мулине, лён. Автор Морозова А. (21 год). Руководитель Д. Ю. Христолюбова. Рязанский филиал ВШНИ, Рязань, 2022 г.

Новизну продвижения «русского стиля» городской одежды XXI века выпускница ВШНИ Д. Ю. Христолюбова (Шнырева) продолжила в качестве педагога Рязанского филиала ВШНИ. У неё яркое графическое мышление, которое перенесено в кружевные изделия сложной формы. Если мы снова посмотрим на фотографию первых четырех изделий, то самым ярким из них является пончо. Сочетание цветов в нем, масштабность узорных мотивов напомнили мне о русских коврах. Видимо сказалась генетическая память у авторов этого изделия. «Там шум листвы и пенье птиц» — такое поэтическое название у пончо. Каких только птиц мы не видили в старинных русских кружевах, а кружевное пончо 2022 года снова напоминает об этой традиции. Когда-то я была на выставке прикладного искусства Западной Европы XVI-XIX вв. в Государственном Эрмитаже, которая называлась «Птицы – вестники богов» (2013, автор концепции и куратор выставки Т. Н. Косоурова) , которая раскрыла тематику использования художниками-декораторами образа птицы (орел, павлин, голубь, лебедь, сова, петух), начиная с античных времен. Великолепно, что в современном кружеве мотив птицы продолжает жить и в наше время, и именно в парном варианте. Обычно русские свадебные полотенца украшались вышивкой или кружевом, где птицы образуют символичную пару.

Пончо «Там шум листвы и пенье птиц» (Автор Морозова А. (21 год). Руководитель Д. Ю. Христолюбова. Рязанский филиал ВШНИ, Рязань, 2022 г.) можно отнести к современному фольклорному стилю в одежде, который стал популярен в 1960-х годах в культуре хиппи. Этот стиль подходит не каждому, потому что слишком ярок. Однако, все выдающиеся модельеры создавали и будут создавать коллекции на основе этнической темы.

Платье "Гранатовый браслет". Авт. Федосова Н (21 год). Руководитель Христолюбова Д.Ю. Рязанское кружево, сцепная и численная техника. Рязанский филиал ВШНИ. СПб. 2018 г.

Платье «Гранатовый браслет».
Авт. Федосова Н (21 год). Руководитель Христолюбова Д.Ю.
Рязанское кружево, сцепная и численная техника.
Рязанский филиал ВШНИ. СПб. 2018 г.

Платье «Гранатовый браслет» (Авт. Федосова Н (21 год). Руководитель Христолюбова Д.Ю. Рязанский филиал ВШНИ, 2018) обладает сложным кроем юбки с завышенной линией талии. Лиф –маленький, изящный. Платье с такой орнаментальной трактовкой кружевных мотивов снова можно отнести к фольклорному стилю, а именно «русскому». Для создания сложного композиционного расположения мотивов использованы яркие красные прошвы в традициях численного михайловского коклюшечного кружева Рязанской губернии. В отличие от яркого пончо «Там шум листвы и пенье птиц» с крупномасштабными кружевными мотивами платье «Гранатовый браслет», основным фоном которого является белый цвет, подойдет более широкому кругу изящных модниц.

Пальто "Багровый перелив рубинов". Авт. Строкина К (21 год). Руководитель Христолюбова Д.Ю. Рязанское кружево, сцепная и численная техника. Рязанский филиал ВШНИ. СПб. 2017 г.

Пальто «Багровый перелив рубинов».
Авт. Строкина К (21 год). Руководитель Христолюбова Д.Ю. Рязанское кружево, сцепная и численная техника.
Рязанский филиал ВШНИ. СПб. 2017 г.

Пальто «Багровый перелив рубинов» (Авт. Строкина К (21 год). Руководитель Христолюбова Д.Ю.   Рязанский филиал ВШНИ, 2018) отдает дань русской моде конца XIX столетия, когда в большом количестве дамами носились кружевные летние пальто, которые выплетались в цепной технике. Они были двух цветов: кремовые и черные. Современные кружевницы до сих пор плетут их, хотя это очень продолжительная работа, поэтому и цена на них соответствующая. В Вологде называют иногда такие изделия манто, от французского слова — manteau, обозначающее верхнюю женскую одежду без сквозной застежки.

По своему орнаментальному заполнению рязанское пальто совсем не похоже на своих предшественников. Здесь я снова усматриваю фольклорный стиль с использованием старинного мотива «огурец» появившегося в русских шалях и платках XIX века в связи с модой, получившей название «пейсли» по имени города шотландских текстильщиков.

При плетении использованы только два цвета: красный и черный. Это сочетание является идеальным, потому что черный фон всегда выделяет по-особенному кружевной мотив. Это и в традициях народного кружева Рязанского региона. Пальто получилось уникальным. Наша молодежь – очень талантлива. Поздравляю руководителя проектов Д. Ю. Христолюбову и её учениц с большим успехом как в кружевных, так и в дизайнерских разработках.

Вологда. Фестиваль «VITA LACE». Июль 2022 г.  Выставка ВШНИ (академия,Санкт-Петербург) «Великолепие художественного наследия России». Заведующая кафедрой художественного кружевоплетения  Е. А. Лапшина.

Вологда. Фестиваль «VITA LACE». Июль 2022 г.
Выставка ВШНИ (академия,Санкт-Петербург) «Великолепие художественного наследия России». Заведующая кафедрой художественного кружевоплетения
Е. А. Лапшина.

Всего на выставке «Великолепие художественного наследия России» было представлено 10 экспонатов. Центральная часть их демонстрирует цветочные фантазии, выполненные студентами в не только в технике коклюшечного плетения, но и с использованием комбинированной техники аппликации на машинной тюлевой сетке.

Пончо "Весны цветочный водопад". Автор Турченко Е. (22 года). Руководитель Лапшина Е.А. Аппликация по тюлю. Сцепное кружево. ВШНИ. СПб. 2022 г.

Пончо «Весны цветочный водопад».
Автор Турченко Е. (22 года). Руководитель Лапшина Е.А. Аппликация по тюлю. Сцепное кружево. ВШНИ. СПб. 2022 г.

Коклюшечная аппликация по машинной сетке значительно убыстряет процесс создания кружевного изделия, и от этого не страдает художественная выразительность созданного предмета одежды. В XIX веке такое комбинированное кружево использовалась в создании свадебных нарядов богатых невест Франции, Бельгии, Англии.

Пончо «Весны цветочный водопад»  (Автор Турченко. Е (22 года). Руководитель Лапшина Е.А. ВШНИ, 2022), выполненный в технике коклюшечной аппликации, совершенно не напоминает старинную технологию. Коклюшечные цветы в этой работе трехмерны, сплетены современными нитями. Данное пончо — очень декоративно. В этом смысле оно оправдывает свое название «Весны цветочный водопад».

На общей фотографии есть фрагмент еще одного пончо с правой стороны, созданный с помощью техники коклюшечной аппликации по тюлю в том же 2022 г.

Пончо "Сплетались золотом пылающие розы". Аппликация по тюлю. Сцепное кружево. Авт. Рыбакова Ю (23 года) Руководитель Лапшина Е.А. ВШНИ. СПб. 2022 г.

Пончо «Сплетались золотом пылающие розы». Аппликация по тюлю. Сцепное кружево. Авт. Рыбакова Ю (23 года) Руководитель Лапшина Е.А.
ВШНИ. СПб. 2022 г.

Хорошо зная, как выполнялась старинная коклюшечная аппликация по машинной сетке, могу сказать, что масштаб кружевных мотивов значительно увеличился, поэтому трудоемкость исполнения  уменьшилась. На первый план выходит композиционное орнаментальное решение. Обучение этому и является главным у художников по кружеву, потому что в идеале они должны научиться создавать технологический проект плетения своих художественных фантазий.

В пончо «Сплетались золотом пылающие розы» (Авт. Рыбакова Ю (23 года) Руководитель Лапшина Е.А. ВШНИ. СПб. 2022 г.) нужно отметить гармонию расположения цветочных мотивов в фоновом пространстве — нет такой насыщенности их расположения, как в предыдущем пончо. Здесь удачно использована v-образная форма ворота и подчеркнута линия окончания подола, в результате чего есть ощущение завершённости всего изделия.

 

Блуза и юбка "В снежном вихре алых роз". Авт. Лазарева К (21 год). Руководитель Лапшина Е.А. Сцепное кружево. ВШНИ. СПб. 2020 г.

Блуза и юбка «В снежном вихре алых роз».
Авт. Лазарева К (21 год). Руководитель Лапшина Е.А. Сцепное кружево. ВШНИ. СПб. 2020 г.

Само совершенство пропорций кроя и использованных цветочных орнаментальных мотивов мы видим в женственном наряде «В снежном вихре алых роз» (Авт. Лазарева К (21 год). Руководитель Лапшина Е.А. ВШНИ, 2020).  Это современное авторское коклюшечное кружево представлено во всей его красе и возможностях использования трудоемкой техники ручного плетения в создании эксклюзивной одежды. Исторических аналогов этой работе нет. Студенты и руководители проектов кафедры кружевоплетения ВШНИ в своих работах, можно по-русски так сказать, идут непроторённой дорогой в своем творчестве.

Платье «Хотела б я свои мечты в живые обратить цветы». Автор Захарова М. К. Руководитель Лапшина Е.А. ВШНИ, Санкт-Петербург. 2012 г.

Платье «Хотела б я свои мечты в живые обратить цветы». Автор Захарова М. К. Руководитель Лапшина Е.А. ВШНИ, Санкт-Петербург. 2012 г.

Превосходное платье «Хотела б я свои мечты в живые обратить цветы» (Автор Захарова М. К. Руководитель Лапшина Е.А. ВШНИ, Санкт-Петербург. 2012 г.) является современным шедевром коклюшечного плетения. Это эксклюзивный наряд для невесты. В таком платье девушка будет выглядеть сказочной царевной-Лебедью. Создание его в 2012 году (оно относится к самым ранним изделиям показанным на данной выставке) продолжает современную эпоху использования ручного коклюшечного плетения в сцепной технике в эксклюзивной дорогостоящей одежде, которую начала елецкий художник по кружеву Светлана Анатольевна Бондарчук. В 2004 году я побывала на персональной выставке в павильоне «Культура» нашего кутюрье Вячеслава Зайцева, где впервые увидела, приобретенные им в свою коллекцию её платья коклюшечного плетения.

Платье "Цветочные гирлянды". Автор Шукшина Д (23 года). Руководитель Лапина Ю.Е. Сцепное кружево. ВШНИ. СПб. 2014 г.

Платье «Цветочные гирлянды».
Автор Шукшина Д (23 года). Руководитель Лапина Ю.Е. Сцепное кружево. ВШНИ. СПб. 2014 г.

Высшая школа народных искусств (академия) находится в Санкт-Петербурге. Около него находится старинный кружевной промысел, который образовался в деревнях Захожской волости Новоладожского уезда Петербургской губернии и в соседних с ними волостях. Коклюшечное кружево этого региона имело свои характерные особенности. В настоящее время оно имеет название киришское кружево. 2012 году преподавателем ВШНИ Ю.Е. Лапиной был издан учебник «Технология художественного кружевоплетения (киришское кружево)».

Платье «Цветочные гирлянды» (Автор Шукшина Д (23 года). Руководитель Лапина Ю.Е., ВШНИ, 2014) сплетено с использованием приемов киришского художественного плетения. Ю. Е. Лапина практически продолжила современное развитие этого промысла, создав в студенческом проекте прекрасный образец женской эксклюзивной одежды XXI века.

Платье «Весенний букет ароматов и красок». Автор Масленникова В. (21 год). Руководитель Е. Н. Лапшина.  Мулине, проволока. Сцепная техника плетения. ВШНИ, Санкт-Петербург. 2017 г.

Платье «Весенний букет ароматов и красок». Автор Масленникова В. (21 год). Руководитель Е. Н. Лапшина. Мулине, проволока. Сцепная техника плетения. ВШНИ, Санкт-Петербург. 2017 г.

Завершить описание коллекции студенческих работ академии ВШНИ, показанных на IV Международном фестивале «VITA LACE» на выставке ««Великолепие художественного наследия России», мне хочется очень ярким, жизнеутверждающим платьем «Весенний букет ароматов и красок». (Автор Масленникова В. (21 год). Руководитель Е. Н. Лапшина. 2017). С точки зрения коклюшечного плетения в нем нет особенных изысков — сплетены трехмерные цветы с листьями, собранные в виде аппликаций на ткани для трех отделок определенной формы (по горловине, поясу и подолу). Студенческая пора в жизни человека происходит в самый цветущий период. Творческая молодежь видит все в это время в ярких красках, поэтому мы и видим  в платье кружевную весну, пору любви с её ароматами и красками. Это великолепно, когда кружево «говорит»!

Вологда. Фестиваль «VITA LACE». 16 июля 2022 г. Выступление ректора ВШНИ (академии) В. Ф. Максимович.

Вологда. Фестиваль «VITA LACE». 16 июля 2022 г. Выступление ректора ВШНИ (академии) В. Ф. Максимович.

На фестивале “VITA LACE” 16 июля 2022 года мне посчастливилось впервые увидеть выступление ректора Высшей школы народных искусств (академии) Валентины Фёдоровны Максимович (1946).

Благодаря подвижнической деятельности этой женщины в настоящее время в нашей стране есть высшее профессиональное образование в традиционном для России прикладном искусстве, которое способствует возрождению многих ремесел, что очень важно для осознания национальной идентичности в мировом пространстве.

Благодарю всех, кто принял участие в проведении в Вологде IV Международном фестивале «VITA LACE» (14 – 17 июля 2022г). До следующего фестивале есть три года. До встречи!

Мои статьи на эту тему:

1.  Десять лет ВШНИ Санкт-Петербург

2. 2016 Выставка работ студентов ВШНИ в Вологде

©Автор: О.Ф. Журавлева, 25 сентября 2022 г.

©Фото: О.Ф. Журавлева

 

Метки: ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Отзывов пока нет

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение