«DEM VATERLAND ZU ZIER UND  EHR»

Саксония, Дрезден… У нас русских послевоенных детей с этим городом связаны воспоминания о жестокой бомбежке в  феврале 1945 года, разрушивший город  почти до основания, и о Сикстинской мадонне Рафаэля. О её чудесном спасении так много писали и так хотелось посмотреть её воочию. Я смогла побывать в этом городе всего лишь одним днем, устроив личную поездку туда на автобусе из Праги, в которой снимала гостиницу. Маршрут не был подготовлен, но поездка вышла замечательной. От железнодорожного вокзала по подсказке русскоязычных попутчиков я прошла пешком до центральной части города. Она имеет название «Altstaadt-старый город». В киоске купила туристический справочник по Дрездену. Он стал моим путеводителем и экскурсоводом.  Представляю Вам коклюшечное панно «800 лет Дрездену», которое мне довелось посмотреть в  Музее саксонского народного искусства (Museum-für-Sächsische-Volkskunst). Там мной была куплена открытка с его изображением.   Благодаря ей я могу написать фамилии саксонских кружевниц,  создателей этого панно.

Панно «800 лет Дрездену».  Создано кружевницами Саксонии в 2006 г.

Панно «800 лет Дрездену». Создано кружевницами Саксонии в 2006 г.

Авторы и исполнители: Anita Büttner, Monika Friedrich, Bettina Gärtner, Ursula Geissler, Vera Kohl, Evelore Kolb, Cornelia Margitudis, Christa Rothe, Ingrid Schröter, Ursula Süssmilch, Gisela Tietze, Christine Trohjoski, Christine Urbanek, рисунок – Vera Kohl.  Лён, 40 х 154 см. Выставка в Музее саксонского народного искусства, апрель 2012 г.

Это живописное полотно выполнено в технике коклюшечного плетения. Непреднамеренно, но такой вид мне удалось зафиксировать своим фотоаппаратом с другой стороны Эльбы, перейдя мост Августа, ведущий из центральной части Дрездена.  Представляете? Огромный город, я здесь впервые, одна, и такая тишина, спокойствие и уединение, позволившее мне созерцать красоту восстановленного  из руин  исторического города.

Дрезден. Река Эльба. Вид  на «Altstaat («Старый город»).

Дрезден. Река Эльба. Вид на «Altstaat («Старый город»).

По моему мнению, любовь к родному городу позволила кружевницам Саксонии выполнить  панно, которое теперь является также исторической достопримечательностью.

Я недавно прочитала книгу польского писателя Юзефа Игнация  Крашевского (1812 -1887) «Граф Брюль» (Heinrich von Brühl, 1700-1763). Её выставили, как ненужную в подъезде дома, а я взяла, и на мое удивление она оказалась о Дрездене, об исторических событиях, проходивших здесь в XVIII веке. Это строительство новых дворцов, формирование замечательных художественных коллекций, непрекращающиеся войны с воинственной Пруссией. Судьба  Брюля, ставшего из простых слуг  всесильным фаворитом, богатейшим человеком  и премьер-министром короля Августа III Саксонского, очень занимательна. Иногда происходят удивительные судьбоносные метаморфозы, созданные из побед  и поражений.

Дрезден. Вид на «Hofkirche» ( в центре) и «Георгиевские ворота» замка-резиденции.

Дрезден. Вид на «Hofkirche» ( в центре) и «Георгиевские ворота» замка-резиденции.

Сверху набережной, у которой  швартуются пароходы, расположена терраса Брюля. Книга о нем подтолкнула написать о событиях, произошедших со мной в апреле 2012 г., и снова пройти путь, главной целью которого было дойти до Музея народного искусства Саксонии и посмотреть его коллекцию кружева. Обычно посещение этого музея не входит в однодневную экскурсию «Прага – Дрезден». Он находится на другой стороне Эльбы, т. е вдали от туристического центра.

Этот вид также имеется на кружевном панно справа. В центре возвышается католическая церковь Хофкирхе (Hofkirche, «придворная церковь»), в настоящее время кафедральный собор Святой Троицы, а в здании слева от неё расположены «Георгиевские ворота», ведущие в огромный замок-резиденцию курфюстов (князей), а с XVIII  века королей Польши, с XIX века королей Саксонии. Замок, несмотря на многочисленные переделки,  сохранил ренессансный стиль.

Дрезден

Дрезден. «Георгиевские ворота» (в центре). Справа — вход в «Хофкирхе» — кафедральный католический собор Святой Троицы. Слева – панно «Шествие курфюстов (князей)».

«Георгиевские ворота» названы в честь  герцога Георга Бородатого, который проводил перестройку замка в 1530—1558 годах вместе со своим племянником Морицем, саксонским курфюстом.  Конный барельеф  Георга Бородатого  находится  в верхней части надвратного дворца. Дворец, являющийся частью замка-резиденции курфюстов, соединен переходом  с  барочной церковью Хофкирхе.

Дрезден. Панно «Шествие князей» (Fürstenzug).  1904 – 1907 гг. Фарфор, Мейсен.

Дрезден. Панно «Шествие князей» (Fürstenzug). 1904 – 1907 гг. Фарфор, Мейсен.

В Дрездене произошло несколько чудес. Это сохранившиеся сокровища Дрезденской галереи и панно «Шествие князей», созданное А. Вальтером в 1873-1876 годы в технике сграфитто, а в 1904 – 1907 годах замененное плитками мейсеновского фарфора .  Всё лежало в руинах, а оно сохранило своё первозданное великолепие. Панно находится слева от «Георгиевских ворот».  Династия Веттинов , правившая десять веков в Саксонии, изображена на нем. Под каждым князем (курфюстом) находится надпись, которая  предоставляет имя правителя и даты его правления. Курфюстами назывались князья, которые имели право выбирать императора Священной Римской империи. Панно расположено на галерее, которая соединяет замок с конюшнями  «Штальдхоф». С внутренней стороны галереи, выходящей на двор замка, устраивались рыцарские турниры.  Кроме плиточного панно галерея имеет черно-белые живописные  украшения в технике сграффито.

Дрезден. «Сторожевая башня» и северный флигель замка-резиденции.

Дрезден. «Сторожевая башня» и северный флигель замка-резиденции.

Это часть замка расположена справа от церкви Хофкирхе,  если смотреть от реки. На церковной галерее  видны фигуры святых. Замок украшают угловые башни. Среди них самым высоким сооружением является «Сторожевая башня», которая  в 1674 -1676 годах из-за достроенной барочной крыши со шпилем  приобрела высоту 101 метр (для сравнения высота колокольни Ивана Великого в Кремле, построенной почти на 100 лет ранее 85 метров).  В основании «Сторожевой башни» находятся «Зеленые ворота» в замок.

Дрезден. В центре Академия художеств.

Дрезден. В центре Академия художеств.

Слева на этой фотографии расположен кусок кирпичной кладки. Это подлинная часть превращенной бомбежкой 13 февраля 1945 года в руины лютеранской церкви «Фрауэнкирхе»  ( церковь Богоматери).  Если мы вернемся и рассмотрим кружевное панно «800 лет Дрездену», то увидим возвышающийся на 95 метров купол этой церкви, так же как и стеклянный купол с золотым ангелом Академии художеств.  На одном из зданий её можно прочитать слова эпиграфа, являющегося  девизом немецкой художественной школы. В этом месте я его привожу в переводе: «Для украшения и почитания отчества».  Долгое время Фрауэнкирхе лежала в руинах и была памятником дикого варварства уже нашего времени. С  1993 по 2005 год церковь  методом археологической реставрации была восстановлена. Теперь эта жемчужина барокко вновь украшает город и является  святым местом.

Дрезден. Церковь «Фрауэнкирхе».  Спереди памятник христианскому богослову, основателю протестантизма  Мартину Лютеру (1483, Саксония – 1546, Саксония).

Дрезден. Церковь «Фрауэнкирхе». Спереди памятник христианскому богослову, основателю протестантизма Мартину Лютеру (1483, Саксония – 1546, Саксония).

Мы видим черные вкрапления кирпичных подлинных блоков, их немного, все остальные части были восстановлены по сохранившимся чертежам. К сожалению,  фотографировать внутреннее убранство не разрешалось. Оно своеобразно и очень красиво.

Заказчиком этой церкви был Август II Сильный (1670, Дрезден – 1733, Польша), саксонский курфюст и король Польши. Для того чтобы принять наследство и получить королевский титул ему пришлось из лютеранства перейти в католичество. Не зря этот человек  вошел в историю, как Сильный. Он значительно приумножил сокровища саксонского двора, сохранил независимость Саксонии, построил много дворцов, лютеранскую церковь Фрауэнкирхе, музей для коллекций  Цвингер, отмечен многочисленными любовными победами и огромным количеством внебрачных детей. Одним из таких был граф Козель, сын знаменитой женщины, непревзойденной красавицы, любовницы курфюста , баронессы Анны фон Гойм ­- графини Козель.  На фотографии мы видим дворец  её сына графа Козеля, построенный рядом с Фрауэнкирхе.

Дрезден. Дворец Козель  (1746 -1764).

Дрезден. Дворец Козель (1746 -1764).

В книге «Граф Брюль», о которой  говорила ранее,   я прочитала о графине Козель (1680 -1765). Её судьба не может не заинтересовать. В продолжение 8 лет она была всесильной фавориткой Августа  Сильного, который её боготворил и потакал во всем. Содержание её было сравнимо с содержанием армии. Дарованный титул графиня Козель был подготовкой для проведения морганатического брака с королем, в котором уже родилось трое детей – две дочери и сын. Дети были признаны. Имелся подписанный об этом документ. Далее в одночасье, когда король уехал в Польшу один, там у него спала пелена с глаз при виде новой любовницы. В 1713 году обещания были забыты, графиню Козель сделали государственной преступницей и заточили пожизненно в неприступную крепость Штольпен, где она провела 49 лет. Там же её и похоронили, не разрешив похоронить на свободе.

Август II Сильный был страстным человеком. По примеру правителей того времени агенты по всей Европе покупали для короля Польши исторические шедевры. Это живописные картины, доспехи, оружие, нумизматика, фарфор, серебро.  Часть этого собрания размещена в Цвингере. Начало строительства в этом месте началось по указанию Августа Сильного  в 1709 году и продолжалось до 1722 года. Архитектором М. Д. Пёппельманом и скульптором Б. Пермозером Были возведены строения в стиле барокко, образующие букву «П».

Дрезден, Цвингер. Вид на главные «Коронные ворота» (Kronentor).

Дрезден, Цвингер. Вид на главные «Коронные ворота» (Kronentor).

Главный вход  в  Цвингер украшен польской королевской короной. Справа от него находится музей фарфора, а слева — музей старинных научных приборов.

Дрезден. Цвингер. Немецкий павильон.

Дрезден. Цвингер. Немецкий павильон.

В Цвингере в отдельных павильонах расположены различные музеи. Времени у меня было мало, а на изучение Цвингера, его художественных украшений, потребовалось бы много, поэтому главным для меня было посмотреть знаменитую Дрезденскую картинную галерею, которая имеет название «Галерея старых мастеров». Она расположилась в здании в стиле неоренессанс, архитектором которого являлся Готфрид Земпер. Здание, замкнувшее барочный ансамбль с севера, строили в 1847-55 годах. Его я сфотографировала, когда вышла через северные ворота Цвингера, находящиеся в здании галереи,  на Театральную площадь.

Дрезден. Галерея старых мастеров (Gemäldegaleie Alte Meister). Архитектор Г. Земпер.  1847 -1855 гг.

Дрезден. Галерея старых мастеров (Gemäldegaleie Alte Meister). Архитектор Г. Земпер. 1847 -1855 гг.

Фотографировать шедевры дрезденской картинной галереи, было не разрешено.  Образ Сикстинской мадонны  Рафаэля остался в памяти и на фотографии входа в Галерею старых мастеров. На огромной Театральной площади находится еще одно прекрасное здание – творение архитектора Готфрида Земпера. Это  Земперопера (Zemperopera).

 

Дрезден. Здание оперы. Архитектор  Готфрид  Земпер,  1831 -1841 гг.

Дрезден. Здание оперы. Архитектор Готфрид Земпер, 1831 -1841 гг.

Бронзовая квадрига над золоченым входом в театральную оперу Земпера  интересна как по художественному выполнению, так и по использованным образам.  На пантерах восседают языческие боги Дионисий (Бахус), как покровитель наслаждений , театра и др.,  и его жена Ариадна. Это творение скульптора Иоганнеса  Шиллинга. У входа посетителей встречают скульптурные изображения Иоганна  Вольфганга  Гёте и Фридриха Шиллера. Опера пережила несколько восстановлений вследствие пожара, бомбежки и даже наводнения. Эльба находится рядом.

Дрезден. Прогулка на старом пароходике по Эльбе.

Дрезден. Прогулка на старом пароходике по Эльбе.

За Земпероперой  я поднялась на мост Августа Сильного и перешла на Нёйштадскую  сторону Эльбы. Полноводная река и её набережные всегда являются украшением любого города.

Дрезден. Памятник Августу Сильному в римских доспехах «Золотой всадник». 1735.

Дрезден. Памятник Августу Сильному в римских доспехах «Золотой всадник». 1735.

Сразу за мостом открывается вид на современные строения Дрездена.

Достопримечательностью площади  Neustädter Markt является конная статуя «Золотого всадника».  Это памятник курфюсту саксонскому, королю польскому Августу Сильному. Памятник из меди стали отливать еще при жизни его в 1732 году. Над созданием этого проекта работали французские скульпторы, а отливку и покрытие сусальным золотом сделал немецкий мастер Людвиг Видеманн. Открытие  памятника состоялось в 1735 году после смерти Августа Сильного его сыном Августом III. Брюль работал при дворе этого курфюста. Во время войны статуя была спрятана и сохранена.

Сначала я пошла не в ту сторону, поэтому мне удалось увидеть замечательный Японский музей. Его построил в 1727 -1737 годах М. Пёппельман, автор Цвингера.  Много лет он являлся местом хранения различных собраний. Считается, что для осмотра панорамы Старого города это лучшее место.

Дрезден. Японский дворец (фрагмент). Архитектор М. Д. Пёппельман.  1727 – 1737 г.

Дрезден. Японский дворец (фрагмент). Архитектор М. Д. Пёппельман. 1727 – 1737 г.

Название «японский» дворец получил из-за наклонной крыши. В украшении его были использованы разные восточные украшения, как например головы китайцев, украшающие арки окон, фигура китайца у небольшого источника воды.

Далее я повернула в другую сторону и нашла Музей  саксонского народного искусства.

Дрезден. Музей саксонского народного искусства. Дворец  Йегерхоф  (Jägerhof), 1569.

Дрезден. Музей саксонского народного искусства. Дворец Йегерхоф (Jägerhof), 1569.

История этого музея началась в конце XIX века, когда во всех странах стали создаваться собрания народной культуры. Профессор Королевской школы прикладных искусств Оскар Зейферт (Oskar Seyffert, 1862-1949) в 1897 году возглавил «Ассоциацию Саксонского фольклора». Целью работы этой организации было создание музея народного искусства. В сентябре 1913 году в бывшем охотничьем дворце саксонских курфюстов  Йегерхофе (Jägerhof, 1569, стиль «ренессанс») был открыт музей. Зейферт стал первым директором этого музея. В годы войны Йегерхоф пострадал несильно, поэтому он уже в 1945 году был открыт для посещения.

Дрезден. Музей саксонского народного искусства. Саксонец.

Дрезден. Музей саксонского народного искусства. Саксонец.

В музее  отец мальчика разрешил мне сфотографировать его, демонстрирующего исторический образ саксонца. Так называемая фотография на память. Спасибо им.

Дрезден. Музей саксонского народного искусства. Дворец  Йегерхоф, часть экспозиции.

Дрезден. Музей саксонского народного искусства. Дворец Йегерхоф, часть экспозиции.

Все, что нужно для коклюшечного плетения, собрано в одной витрине. В Саксонии в городе Аннаберг –Буххольц  в 1885 года в районе Рудные горы воздвигли фонтан с бронзовым памятником Barbara Uthmann (Uttmann,1514 – 1575), созданный дрезденским скульптором  E. R. Henze.  В годы войны статую переплавили на военные нужды. В 2002 году создали копию этого памятника, которая украшает кроме Аннаберга-Буххольца еще и город  Элтерлайн. С этой предприимчивой женщиной связывают появление изготовления коклюшечного кружева в этом регионе, хотя в настоящее время это невозможно доказать. Достоверно известно, что у нее было 900 работниц, которые производили тесьму или галуны (англ. braid), что являлось очень выгодным занятием, обеспечивающим доход  для многих семейств. Саксония не осталась в стороне от европейских стран. Благодаря налаженному текстильному производству, приносящему большие прибыли, здесь стали плести коклюшечное кружево. Музейное мерное кружево находится в комодах. Фотографировать его не разрешалось, к моему сожалению. Однако я купила каталог, где есть небольшая иллюстрация того коклюшечного кружева, что производили в Саксонии.

Дрезден. Музей саксонского народного искусства. Каталог коклюшечного кружева. 19- начала 20 века.

Дрезден. Музей саксонского народного искусства. Каталог коклюшечного кружева. 19- начала 20 века.

Выставку современного саксонского коклюшечного кружева частично мне удалось сфотографировать.  Работа кружевницы Ursula Süßmilch напоминает нам об еще одной достопримечательности Дрездена — дворце Пильниц. В нем в настоящее время располагается музей декоративно-прикладного искусства. Там я уже не побывала. Туристы могут приплыть туда на старинном пароходике.

Дрезден. Музей саксонского народного искусства. Егерхоф. Ursula Süßmilch. Панно, коклюшечное плетение. Внизу, Китайский дворец,  Пильниц. Вверху,  Водный дворец, Пильниц. 2012 г.

Дрезден. Музей саксонского народного искусства. Егерхоф. Ursula Süßmilch. Панно, коклюшечное плетение. Внизу, Китайский дворец, Пильниц. Вверху, Водный дворец, Пильниц. 2012 г.

Дворец – замок Пильниц (Pillnitz) – это еще одно место Дрездена, любимое туристами. Это было загородное место отдыха курфюстов. Архитектурный и парковый ансамбль создавался  здесь на протяжении веков с 1578 года. В этом замке  в 1706 – 1715 годах жила всесильная, а потом очень несчастная, фаворитка Августа Сильного графиня Козель. Кружевные коклюшечные  панно Урсулы Суссмильх  отражают историю Саксонии. Это всегда интересно, потому что искусство кружевоплетения, как оказывается, кроме украшения одежды могут напомнить нам о многом. В частности, побывав в Цвингере, мне не удалось сделать в Галерее старых мастеров ни одной фотографии. Знаменитую картину, восхищавшую меня с детства (я собирала художественные открытки),  швейцарца Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница» (пастель, 1745г.) и посещение Цвингера напоминает теперь кружевное панно.

Дрезден. Музей саксонского народного искусства. Егерхоф. Выставка современных саксонских кружевниц. 2012 г.

Дрезден. Музей саксонского народного искусства. Егерхоф. Выставка современных саксонских кружевниц. 2012 г. Кружевная копия картины Лиотара «Шоколадница» (XVIII в.) Автор кружева остался неизвестен.

Об этой известной картине XVIII века  легенда гласит, что князь Дитрихштейн  влюбился  в красивую девушку – прислугу, женился  и прожил с ней всю оставшуюся жизнь.

Дрезден. Музей саксонского народного искусства. Йегерхоф. Выставка современных саксонских кружевниц. 2012 г. Автор остался неизвестен

Дрезден. Музей саксонского народного искусства. Йегерхоф. Выставка современных саксонских кружевниц. 2012 г. Автор остался неизвестен.

Надо же так случиться, что красота коклюшечного панно, представляющего « Цветущее» или «Плодоносящее дерево», пересеклась с природным явлением. « Один раз в год сады цветут…»

Дрезден. Около Йегерхофа. Апрель 2012 г.

Дрезден. Около Йегерхофа. Апрель 2012 г.

Выставка современных немецких кружевниц во всем многообразии подчеркнула красоту окружающего мира, где всегда найдется место человеческому вдохновению и творчеству.

Дрезден, как  восстановленный архитектурный исторический ансамбль,  вновь радует человечество. Так хочется ощущать спокойствие дней мирной жизни и иметь надежды на созидательное будущее.  А оно состоит  в том, чтобы произошедшее с Дрезденом  во время Второй мировой войны, больше никогда и нигде не повторилось.

 

©Автор: О. Ф. Журавлева

©Фотографии: О. Ф. Журавлева

21 февраля 2018 г.

 

 

 

 

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

8 отзывов

1.  Елена Брофи
23 Фев 2018 в 04:08

Очень захотелось побывать! Спасибо большое.

2.  Галина
23 Фев 2018 в 20:42

Спасибо большое за интересный репортаж.

3.  Надежда
24 Фев 2018 в 14:31

Ольга, какая Вы умница!!! Как замечательно, легко и доступно написано. Интересно читать Ваши статьи!!!!

4.  Zhuravleva Olga
24 Фев 2018 в 15:54

Надежда, очень приятно, что порадовала.

5.  Наталья Александрова
28 Фев 2018 в 11:31

Олечка, в очередной раз восхитила своей неутомимостью, пытливостью, исследовательским интересом и нетривиальным взглядом на , казалось бы, привычные обыденные вещи. Спасибо тебе за твой необыкновенный дар — из отдельных разрозненных фрагментов сложить изумительную мозаику, сплести прекрасное кружево из впечатлений и эмоций. Каждая твоя статья — маленький шедевр , который позволяет отвлечься от суеты будней и замереть в восхищении перед рукотворной красотой, которой ты с нами щедро делишься. Желаю творческих успехов!

6.  Zhuravleva Olga
28 Фев 2018 в 21:29

Этот комментарий мне очень дорог!

7.  Лариса Тен
06 Мар 2018 в 05:17

Спасибо большое, Ольга, за сжатое и насыщенное путешествие в Дрезден с историей, архитектурой и кружевами! Какое счастье, для меня, что Вы там побывали и я увидела всё Вашими глазами и в Вашем изложении!

8.  Zhuravleva Olga
06 Мар 2018 в 19:35

Уважаемая Лариса! Поздравляю Вас с исключительно красивыми кружевными комплектами из шляпок — это ваш конек — и манишек, показанных 2 марта 2018 года в Академии художеств Узбекистана. Дальнейших успехов!

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение