В Вологде в Музее кружева прошла уникальная по своему содержанию и красоте выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых (24.04.2021-29.08.2021)

Афиша выставки "Кружево Вятской земли"

Музей кружева в Вологде. Афиша выставки «Кружево Вятской земли».

В 1982 году была издана прекрасно иллюстрированная книжечка В. Д. Пересторониной «Вятские кружева».  Да, именно так уменьшительно-ласкательно, книжечка, ибо формат ее совсем небольшой 13 х 11 см. И я, её читая, оказалась в Советске, в бывшей слободе Кукарка, известной своими плетеными кружевами сначала ХХ века, слава которых уже тогда перешагнула международные границы. По месту происхождения кружева стали называться «кукарскими».

Прошло очень много лет. Наконец, я воочию увидела многое из того, что было опубликовано в книге в формате маленьких фотографий.

Так выглядит общий вид первого зала при входе на выставку.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Изделия из кружева таинственно изменяли облик женщины, делая ее еще больше красивой и привлекательной.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Куприна Елена Петровна. Родилась в 1956 году. Жилет «Сударушка». 2000 г.  Город Киров. Лен, мулине, кружево сцепное, плетение на коклюшках. 82 х 154 см. Поступление 2005 года от автора, закупка Департамента культуры Кировской области.

Кружевной жилет… О нем много написано, потому что современная мода немилосердна к кружеву. Я полагаю, что нашу жизнь и нашу одежду массовая культура низвела до очень низкого уровня «ширпотреба». Все делается наспех, походы по культурным местам и театрам проходят в повседневной одежде. Мы забыли про слово элегантность. Но я люблю праздники, имея на этот случай в своем гардеробе кружевные изделия. Есть у меня и жилет.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Для меня имя Е. П. Куприной и её изделия – открытие выставки. Её биография включает профессиональное образование в Московском художественном училище имени М. И. Калинина, приезд после его окончания в Кировскую область в 1977 году, работу на фабрике имени 8 Марта художником по кружеву до 1996 года. С того времени она является свободным художником и педагогом.

Когда смотришь на кружевную вещь, то всегда обращаешь внимание на сложность использованных мотивов, элементов, фоновых заполнений, идеальность построения композиции, а также качество работы. Жилет «Сударушка» обладает сложной и насыщенной разнообразными орнаментальными украшениями композицией.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Слева. Салфетка. 1960. Кировская область, г. Советск. Нить хлопчатобумажная, кружево сцепное. Д – 72, 0 Поступление 1960 из артели «Кружевница», передача Управления культуры Кировского облисполкома.

В центре. Смирнова Вера Ильинична. 1937 – 1985. Скатерть «Выставочная», 1980-е. Хлопчатобумажная нить, сцепное кружево. 168, 0 х 169, 0. Поступление 1994, от акционерного общества «Вяткапром», передача.

Справа. Куприна Елена Петровна. Род. 1956.  Блузон кружевной. 2002. Г. Киров. Лён, кружево сцепное. 45 х 54, 5. Поступление 2003 г. От автора, закупка.

В витрине пересеклись несколько кружевных эпох в плетении вятского кружева.

Слева, салфетка 1960 года, созданная в артели «Кружевница», судя по этикетке безымянна. Однако, в книге В. Пересторониной, стр. 83, она имеет автора. Это А. А. Гужавина.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Интересна судьба этой выдающейся художницы по кружеву. А. А. Гужавина родилась в 1891 году в небольшой вятской деревне Марьинской (в настоящее время Гужавино), которая находилась поблизости от слободы Кукарки. Мать её плела кружева. В 1903 году Анна окончила начальное народное училище в Кукарке, после которого продолжила обучение в Кукарской земской школе кружевниц. Вместе с ней в то время обучалось 120 девочек. Школа имела два отделения (мастерских) – в селах Ильинском и Жерновые горы. Надо отметить, что за трехлетний срок обучения школа могла дать девушкам довольно высокую степень квалификации. Лучшие ученицы направлялись далее для совершенствования мастерства в столицу Санкт-Петербург, в Мариинскую практическую школу кружевниц. В 1906 году А. А. Гужавина окончила школу кружевниц с отличием и стала преподавателем и организатором кружевного ремесла. В 19 лет её послали обучать 35 девушек в деревне Коряковцы Уржумского уезда. Там она пробыла недолго, потому что вышла замуж и вернулась в родную деревню, выполняя кружевные заказы уже на дому.  В 1912 году в Вятской губернии плели кружево около 3000 кружевниц, которые сдавали свою работу скупщицам, получая за свою работу гроши. Но вскоре и эта работа почти перестала приносить доход. И только в 1919 году в Советске (бывшей Кукарке) на базе земской школы снова организуется кружевная школа с двухгодичным сроком обучения на бесплатной основе. А. А. Гужавина стала преподавать там. Кружевницы стали объединяться в артели (в Советске, в Ильинском, Завертном), которые в ближайшем будущем стали продавать свои изделия на экспорт – в Германию и Англию. Занавеси А. А. Гужавиной демонстрировались на Советской выставке 1959 года в Нью-Йорке. В 1959 году в Московском научно-исследовательском институте художественной промышленности состоялась персональная выставка А. А. Гужавиной из 36 предметов в результате чего 16 образцов были запущены в массовое производство.

Первым биографом А. А. Гужавиной стала Людмила Эльмаровна Калмыкова (1916 – 2005), выдающийся исследователь русского народного искусства (в кн. В. Пересторониной, стр. 79). Это моя «крестная мать» на кружевном пути, потому что все сбылось так, как она хотела. [Лит. Анна Александровна Гужавина мастерица тончайших кружев / Калмыкова Л. Э. - М. 1959]

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

К сожалению, крупных работ А. А. Гужавиной на выставке я не увидела.

В центре витрины, расположенной у входа на выставку «Кружева Вятской земли», мы видим великолепную скатерть по названию «Выставочная» (1980-е гг. Хлопок, сцепное плетение, 169 х 16)8. Её придумала художница Вера Ильинична Смирнова. Вот, что пишет В. И. Смирнова о своем преподавателе: «Гужавина часто водила нас в лес, мы при ней много рисовали с натуры, часто веточки заиндевелые, а в классах она нам обязательно показывала морозные узоры на окнах. Она любила растительный орнамент» (в кн. В. Пересторониной, стр. 85).

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

В 1964 году фабрика кружев города Советск объединилась с Кировской фабрикой строчевышитых изделий им. 8 Марта. В. И. Смирнова в этом году переехала из Вологды в Киров и стала работать на фабрике художником по кружеву. В экспериментальном цеху работали художники по вышивке, модельеры-конструкторы, кружевницы. Это сказалось на её творчестве, так как в своих изделиях она стала использовать не только технику коклюшечного плетения, но и вышивку по ткани. Изделия стали комбинированными.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Смирнова В. И. (1937-1985). Занавес «Вятские узоры». 1980 -е. Ткань, жемчуг искусственный, кружево сцепное, мережка, вышивка тамбуром. 227 х 241. 0. Поступление 1994, от акционерного общества «Вяткапром», передача.

Уникальность мастерства Веры Ильиничны Смирновой продемонстрировал огромный занавес- панно «Вятские узоры», расположенный во втором зале, который, по моему мнению, стал доминирующим центром выставки. Он необыкновенно торжественный и монументальный и одновременно напоминает еще об одном промысле вятской земли – глиняной игрушке.

На выставке этот занавес имеет название «Вятские страдания». Я же при написании статьи опираюсь на источник, которому доверяю (в кн. В. Пересторониной, стр. 94, фотография с надписью: В. И. Смирнова. Занавес – панно «Вятские узоры»). Про «Вятские страдания» А. Ф. Блиновой я напишу далее в этой статье.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Итак, сразу при входе на выставку «Кружева Вятской земли» показаны три крупных работы Елены Петровны Куприной: жилет, блузон и скатерть.  Все они разноплановые и очень красивые.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Блузон имеет оригинальную форму, которую я впервые вижу. Кружево рукавов (цельнокроеных) продолжает линию узора кокетки.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

На выставке «Кружево Вятской земли» мы можем наблюдать преемственность мастерства кружевоплетения. Так скатерть «Кружевница» Е. П. Куприной своей красотой просто поражает воображение.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Главным украшением скатерти является геометрический орнамент, созданный завитком полотнянки (вилюшки), и именно завиток создает неповторимый авторский стиль автора этой скатерти Елены Петровны Куприной.

Далее я перехожу к описанию изделий современного периода, расположенных во втором зале.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Самое главное внимание здесь обращено на два панно. Их создала художник по кружеву Анфиса Федоровна Блинова (род. 1936). В ее кружеве использованы тематические композиции. Это не новое изобретение, потому что и в европейском и русском кружеве мы видим немало самых разных сюжетов, созданных в технике коклюшечного плетения. Источником вдохновения для создания мотивов масштабных панно послужила дымковская глиняная игрушка. Могу сказать, что глиняная игрушка – вторая моя любимая тема. Все начинается с детства. Я ходила ребенком в магазины в 1960-е годы и смотрела на каргопольские глиняные игрушки. Мне хотелось купить самую большую – тройку, но мама купила мне полкана (кентавра). Уже в двадцатилетнем возрасте я стала покупать книги по народному искусству. Однако, уникальное панно «Дымковская игрушка» уже было создано художницей Зоей Александровной Вараксиной (род.1935, которая в 1959 – 1969 годах работала художником в кружевной артели города Советска и преподавала там же в художественной профессионально-технической школе кружевниц). В 1967 году это панно было приобретено Государственным Русским музеем (в кн. «Русское плетеное кружево»/В. А. Фалеева. – Л. «Художник РСФСР», 1983. Стр.245, 248, 249). Современная стилистика кружевных изделий была заложена именно этой художницей. Также монументальной работой этой художницы было панно «Дружба народов», в котором союзные республики были символически изображены женскими фигурами в национальных костюмах.

В 1969 году З. А. Вараксина переехала в подмосковный город Ступино, а на её месте оказались не менее талантливые художницы В. И. Смирнова и А. Ф. Блинова.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Так случилось, что судьба соединила двух женщин, профессиональных художниц В. И. Смирнову и А. Ф. Блинову на одном предприятии на фабрике 8 Марта в Кирове. Их объединяло творческое содружество, потому что каждая из них была талантлива, имела свой творческий почерк, а поэтому рисовали сколки для кружев по разным темам. Что такое фабрика? Это массовое производство, где художницы должны были давать работу кружевницам-исполнителям.  План был 25-30 новых изделий ежегодно. Одновременно создавались уникальные кружева, ставшие национальным достоянием России. Вот с ними нас и знакомит выставка «Кружева Вятской земли».

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Блинова Анфиса Федоровна. Род. 1936. Панно «Вместе дружная семья». 1981. Лен, кружево сцепное. 166, 0 х 104, 5. Вятский художественный музей.

Это панно в настоящее время является историческим документом страны под названием СССР (Союз Советских Социалистических республик). Женские фигурки в национальных нарядах олицетворяют 15 республик этого огромного государства. Теперь мы знаем, что «дружба» быстро закончилась волей политических лидеров. Но… искусство существует вне времени, и мы в настоящее время восхищаемся тем трудом кружевниц, которое это прекрасное панно создали.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Дымковская игрушка. Глина, лепка, роспись.

Двинянинова Ю. С. Индюк. 2018. 21,0 х 0х14,0

Чуркина С. Ф. Свистулька «Лошадка». 2020. 8,5х4,5х7,0

Исаева Г. Е. Офицер на коне. 2021. 12,5х5,0х10,0

Баран 10,0х5,0, 0х8,0

Корчемкина А. Н. Катание на лодке. 2019. 9,0х9,0х13,0

Ворожцова Т. Д. Барыня с цветком. 2021. 15.5х9,0х9,0

Удальцова Е. С. Самоед на олене. 2021. 12, 5х6,0х7,5

Хозяйка с поросенком. 2021. 18,0х9,0х9,0

Скопина С. А. Петушок. 2021. 11,0х5,0х10,0

 

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Смирнова Вера Ильинична (1937-1985). Панно «Индюк». Лён, кружево сцепное. 62,5х46,0.  Поступление 1994, от акционерного общества «Вяткапром», передача.

Посмотрев глиняные игрушки, мы можем увидеть, как того же индюка художник по кружеву может отразить в плоской картине кружевного панно.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Слева. Смирнова Вера Ильинична (1937-1985). Шарф.  Лён (?), кружево сцепное. 175,0х48,5.  Поступление 1994, от акционерного общества «Вяткапром», передача.

При создании шарфа В. И. Смирнова воспользовалась нововведением – использованием белой нити для создания контраста на фоне кружевного узора, сплетенного черной нитью.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Блинова Анфиса Федоровна. Род. 1936. Панно «Вятские страдания». 1979. Лен, кружево сцепное. 134 х 167,0. Вятский художественный музей.

Посмотрим сначала на дымковские игрушки в выставочной витрине и обратим внимание на вятских барынь, как они одеты. А далее уже необходимо внимательно изучить панно «Вятские страдания» Блиновой Анфисы Федоровны. Все шесть человеческих фигурок одеты по-разному. Художница использовала при этом много разнообразных мотивов, решеток коклюшечного плетения. Что такое «страдания»? Это парочка и «третий лишний». Очень интересная тема.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Смирнова Вера Ильинична. 1937 – 1985. Панно «Россия». Лен, кружево сцепное. 59,5х38,5.  Вятский художественный музей.

В центре панно В. И. Смирновой расположена женская фигура. Это образ нашей Родины России. Традиционно Россия считалась сельскохозяйственной страной, поэтому женщина держит в руке пучок колосьев. Россия овладела секретами атомной энергии, поэтому в другой руке у нее схематичное изображение атома. Образ Москвы, столицы государства тоже присутствует в виде части кремлевской стены, около которой растут ели.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

В этой части второго зала расположены авторские работы В. И. Смирновой (две с левой стороны), Е. П. Куприной (в центре) и безымянная скатерть, которая, видимо, тиражировалась фабрикой или дошла до нашего времени, потеряв автора- художницы по кружеву, создавшей сколок такого чуда.

Торжественный занавес «Вятские узоры» В. И. Смирновой — это безусловно творческий успех. Прием соединения кружева с тканью и вышивкой на ней был характерен для текстильных изделий начала ХХ века, выполненных профессионально. Возможно, что она видела исторические крупные вещи в комбинированной технике, а, возможно, что это её авторское открытие.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Смирнова Вера Ильинична. 1937-1985. Панно «30 лет Победы». 1975. Лен, кружево сцепное. 159,0х99,5 Вятский художественный музей.

Панно В. И. Смирновой «30 лет Победы» сделано в традициях кружевоплетения 1970-х годов. В то время все крупные события в истории страны отмечались мастерами декоративно-прикладного искусства. Обратите внимание, как сделана рамка этого панно. Она как будто зрительно выделяет тот угол, в котором находится орден победы.

 

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Скатерть. Фабрика строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта. Нить хлопчатобумажная, кружево сцепное. Д – 150,0. Поступление 1977 г., из Кировской фабрики строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта, закупка.

К этой скатерти можно очень подходят слова В. И. Смирновой: «А вы знаете, когда красивая вещь выйдет, да и самой понравится – так даже сердце защемит…».

Художницы Фабрики строчевышитых и кружевных изделий  8 Марта работали много. Они с увлечением рисовали узоры косынок, салфеток, пелерин, шарфов, воротничков, скатертей, больших панно и занавесей.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Куприна Елена Петровна. Родилась в 1956 году. Панно «Тишина». Начало 1990-х гг. Лен, кружево сцепное. 122,0 х 54,0. Вятский художественный музей.

Красивая кружевная тематическая картина – панно «Тишина» создана Е. П. Куприной. В 1990-е годы кружевницам приходилось очень трудно, так же, как и всем после распада СССР. Необходим был новый ассортимент и новые стилистические приемы. В кружеве выплетен уголок сада с прекрасными цветами. Никакой симметрии, только естественность и покой в созерцании – «тишина». В панно использован прием накладных деталей в нижних трех цветочках.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Современные вятские кружевницы плодотворно работают. В свое время я приобрела себе в коллекцию изделия Любови Михайловны Анцыгиной.

Для продолжения обзора выставки снова переходим в первый зал, где необходимо рассмотреть работы кружевниц XIX -ХХ вв.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Старинное кружево Вятской земли, какое оно было?

В своей книге «Вятские кружева» (стр. 22)   В. Д. Пересторонина пишет, что в фондах краеведческого музея Советска ей довелось читать запись о рукописи Императорского географического общества за 1849 год, в которой указывается на широкое распространение и хорошее качество кукарского кружева. Интересно историческое предание, которое записал в своей книге «Кировские кустари» М. Н. Шатров: «В начале XVIII века какой-то знатный плотник, изучавший охотничье дело в Голлаандии, женатый на голландке, по возвращению в Россию указом Петра I был назначен мастеровым по кораблестроению в Воронеж. Здесь за какую-то провинность попал в немилость и, чтобы избежать казни, бежал из Воронежа в вятские леса, обосновавшись в Кукарке. Здесь он работал по плотницкой части и многих местных жителей обучил плотничьему делу, а жена его занималась плетением кружев и обучила этому промыслу женщин Кукарки…» (в кн. В. Д. Пересторониной «Вятские кружева», стр 23). И следующий о источник приводит в своей книге «Вятские кружева» В. Д. Пересторонина (стр 24). Это 8 том «Истории русского искусства» в главе «Народное искусство первой половины XIX века, в которой искусствовед, знаток народных промыслов В. М. Василенко упоминает о том, «что в конце XVIII – начале XIX века существовало на вятской земле кружево крестьянское, которое плелось из домашней пряжи без сколков (оно называлось «численное») простым рисунком. Окрашивали его чаще в синий или, как тогда называли, кубовый цвет…». Отдельные образцы такого кружева сохранились в собрании Вятского художественного музея.

В 1880-е годы кружево в Кукарке плели более 500 человек. В 1892 году вятское земство начало открывать школы кружевниц. Примером этому являлась Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге, созданная стараниями С. А. Давыдовой в 1883 году. К началу 1914 года по всей губернии было открыто 9 подобных школ.

Кукарская кружевная школа (В кн. «Вятские кружева», стр. 33, 34).

1894 год – награда на выставке Североамериканских штатов в г. Атланте;

1896 год – золотая медаль на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде;

1900 год – золотая медаль на Всемирной выставке в Париже;

1907, 1908, 1909 годы – две золотые и одна серебряная на кустарной выставке в Петербурге;

В 1912 году – на Всероссийской промышленно-кустарной выставке школа была отмечена почетным дипломом «За изящество рисунков и превосходное исполнение, а также за широкую организацию кружевного промысла». Этот диплом в то время ценился выше золотой медали.

На изделия учениц Белохолуницкой школы на Всероссийской торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, получившие бронзовую медаль, обратила внимание императрица и приобрела часть из них для себя.

В. Д. Пересторонина пишет, что торговки –скупщицы «везли кружево вниз по Волге, вверх по Каме. Знали вятское кружево в Самаре, Саратове, Казани, Оренбурге, Астрахани, Перми, Уфе, Петербурге. Торговки выезжали в Сибирь и на Дальний Восток, а оттуда шло кружево в Японию, попадало оно в западные страны — Англию, Францию, Голландию, Швейцарию и даже в Соединенные Штаты Америки».

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Все показанные далее старинные кружевные вятские изделия сразу же попали в местный кустарный музей ГСНХ в качестве образцов, из которого они в 1926 году поступили в областной кировский музей.

Сумочка. Нить льняная, кружево сцепное. 23,5х25,0. Поступление 1926 года, из кустарного музея ГСНХ. Реставрация 2015 г.

Дорожка. Нить льняная, кружево сцепное. 27,5х164,5. Поступление 1926 года, из кустарного музея ГСНХ.

Блузка. Начало ХХ века (?). Нить льняная, нить металлическая, кружево сцепное. 47,5х142,0. Поступление 1926 года, из кустарного музея ГСНХ. Реставрация 2015 г.

Гарнитур для детского платья. Нить льняная, кружево сцепное. 45х156,0. Поступление 1926 года, из кустарного музея ГСНХ. Реставрация 2015 г.

Кружевные изделия начала ХХ века, представленные на выставке «Кружева вятской земли» не так сложны (масштабны) в работе, как изделия советской эпохи, но бесподобно красивы. Такими их сделала мода начала ХХ века с причудливыми формами цветов и зверей эпохи модерна.

В 3 ноября 2016 года Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) провел у себя в стенах Международную научно-практическую конференцию «История кружева – история страны». Был издан в 2017 году сборник выступлений «История кружева-история страны», 2017. Представленные старинные изделия были почти все отреставрированы во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря (Центр И.Э. Грабаря, Москва). Об этой работе на конференции (стр. 115-124) был сделан доклад Татьяной Николаевной Николаевой, являющейся реставратором Центра И. Э. Грабаря. В нем говорится, что с 2013 года было отреставрировано 35 образцов вятского кружева конца XIX- начала ХХ веков.  На странице 116 сборника можно увидеть блузку в развернутом состоянии. На фотографии хорошо виден крой её с рукавами (цельнокроеными). В кружеве по полочке и рукаву проложена одна ветка с цветами и листьями.

В экспозиции показаны еще ряд предметов женской одежды, в кружеве которых использован стилевой прием непрерывной ветки с цветами и листьями.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых. 

Слева. Воротник. Начало ХХ века? Нить хлопчатобумажная, кружево сцепное. 50, 0х49,0. Поступление 1926 года, из кустарного музея ГСНХ.

Влияние европейского кружева («дюшес, Брюгге) здесь явно чувствуется. Надо отметить, что профессиональные русские кружевницы начала ХХ века плели кружева с учетом европейской моды, потому что участвовали в международной торговле кружевом.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Вставка к платью. Нить льняная, кружево сцепное. 25,0х43,0. Поступление 1926 года, из кустарного музея ГСНХ. Реставрация в 2015 году.

Ветка со цветами и листьями украшает вставку к платью. На выставке в этикетке это изделие обозначено, как воротник, но если увидеть его в развернутом состоянии, то это, конечно, вставка к платью (В кн. В. Д. Пересторониной, стр.28), хотя судя по размеру такое изделие сплетено для очень крупной женщины.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Дорожка. Нить льняная, кружево сцепное. 48,0х171,0. Поступление 1926 года, из кустарного музея ГСНХ.

Сумочка. Нить льняная, кружево сцепное. 24,5х20,0. Поступление 1926 года, из кустарного музея ГСНХ. Реставрация 2015 г.

Воротник. Нить льняная, кружево сцепное. 9,0х41,0. Поступление 1926 года, из кустарного музея ГСНХ.

Детское платье. Нить льняная, кружево сцепное. 61,0х108,0. Поступление 1926 года, из кустарного музея ГСНХ.

Старинные кружевные изделия из этой витрины уже близки к современным вятским кружевам.

В следующей части экспозиции выставки посетителей ожидал сюрприз — сюжетные вятские кружева, да еще в таком количестве (!).

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

При рассмотрении сюжетного вятского кружева надо знать, что создание таких работ было распространено в конце XIX – начале ХХ веков в Европе. Образцы их публиковались в модных журналах того времени, разрабатывались художниками по кружеву для своих производств.  Мне встречались такие работы в Италии, Франции, Бельгии. В Генуе я приобрела два сюжетных мотива, которые показывала на своих выставках в Вологде и Абрамцево.

Сюжетные вятские кружева имеют отличительные признаки в виде характерной решетки и непрерывной ветки с цветами, хотя в некоторых мотивах, показанных на выставке, использованы другие решетки.

 

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Фартучек. Нить льняная, кружево сцепное, 44,0х37,0. Поступление 1926 года, из кустарного музея ГСНХ. Реставрация 2017 г.

Вот как пишет любовно о фартучке реставратор Т. Н. Николаева из отдела реставрации тканей ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря: «Юноша преклоняет колено, подносит руки ко рту, как бы помогая вырвать признание в любви, а девушка скромно склоняет голову, при этом их обвивают плавно изогнутые ветви с листьями, распустившимися бутонами цветов и созревшими плодами. Здесь волнообразная струящаяся орнаментальная полоса, как бы заключающая в круг молодых людей, и волнистый край выявляют нежную и волнительно-радостную природу происходящего. А характер и чередование растительных мотивов, наполняющее пространство и заключенное в круг, говорит о разнообразии самой жизни в вечном её проявлении» (Сборник «История кружева-история страны», стр.130).

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Мотив «Красная шапочка». Начало ХХ века. Нить льняная, нить металлизированная. 24,0х24,0. Поступление 1926 года, из кустарного музея ГСНХ. Реставрация 2017 г.

В вятских сюжетных кружевах мы видим иллюстрации к сказкам таких как мотивы «Красная шапочка», «Золушка», «Всадник и олень», к басне И. А. Крылова мотив «Пустынник и медведь».

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Я второй раз встречаюсь с визуализацией в кружеве басен Жана де Лафонтена (фр. Jean de La Fontaine, 1621-1695).  Во Франции я видела мотивы из басни «Лисица и виноград», а в Вологде показан мотив вятского кружева из басни «Медведь и садовник» (1678, “L’Ours et l’Amateur des Jardins”).  В России басни известны в переводе И. А. Крылова, поэтому мотив имеет название «Пустынник и медведь» (Над головой спящего человека вьётся муха, медведь решил её отогнать, использовав камень. В результате чего он разбил голову своему другу. Это так называемая «медвежья услуга», которая приносит больше вреда, чем пользы).

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Справа. Фигаро. Нить льняная, кружево сцепное, объем 80. Поступление 1926 года, из кустарного музея ГСНХ. Реставрация 2017 г.

Слева. Воротник. Начало ХХ века? Нить хлопчатобумажная, кружево сцепное. 50, 0х49,0. Поступление 1926 года, из кустарного музея ГСНХ.

Мотивы с двумя птицами, голубем и голубкой (женихом и невестой) безусловно являются свадебными. Вятские кружевницы выполнили их в стиле модерн и в народной традиции.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Мотив с птицами. Нить льняная, кружево сцепное, 30,0х30,0. Поступление 1926, из кустарного музея ГСНХ.

Уютное гнездышко для двух птичек, окруженное веткой цветущего сада – такова народная свадебная символика. Это очень трогательное пожелание, сплетенное в «говорящем» кружеве.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

В трех старинных кружевных панно мы видим большое разнообразие орнаментальных кружевных приемов и стилевых разработок, воссоздающих образ эпохи. Я бы назвала это творчество вятских кружевным «умным», потому что знаю степень сложности таких работ.

Для сравнения хочу сделать ссылку на свою статью о творчестве фламандской кружевницы Луизы Льено-Вергове (Louise Liéno-Vergauwe, род 1890-1974) в технике сюжетных  кружевных панно, посвященных теме Первой мировой войны (1914-1918).

И еще одна ссылка на свою статью о творчестве словацкой кружевницы Елены Голециовой (Elena Holéczyová, 1906-1983). Она создавала сюжетные панно, удивительные по красоте и масштабности.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Использование в музее интерактивных технологий наглядно позволяет понять творческий процесс кружевницы: каким образом художественная иллюстрация преобразуется художником по кружеву в технический рисунок (сколок), по которому далее исполнителем- кружевницей – плетётся кружево.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Салфетка. Нить льняная, нить металлическая, кружево сцепное, 33,0х43,0. Поступление 1926, из кустарного музея ГСНХ. Реставрация в 2013.

Выставка «Кружево Вятской земли» в моем изложении подошла к концу. В одной статье я, конечно, не смогла описать все, что было показано. Это мерное кружево, штучное кружево расположенные в комодах, небольшие салфетки, косынки.

Последняя кружевная историческая салфетка изображает пару влюбленных. Любовь вечна. Она приходит откуда-то, наверное, по Божьему промыслу. Все, что сплетено кружевницами и показано нам, это результат огромной любви к прекрасному кружеву.

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли»

Вологда. Музей кружева. Выставка «Кружево Вятской земли» из собрания Вятского Художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

С любовью, Ольга Федоровна Журавлева, независимый исследователь истории кружева.

Благодарю всех, кто принял участие в создании этой выставки.

Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Шакина А. В. Б директор

Сазанова Е. Г., главный хранитель

Ковязина О. С., методист по музейно-образовательной деятельности

отдела научной и выставочной деятельности

Малых И. В., хранитель ДПИ и народного искусства

Союз художников России – Народный художественный промысел

«Дымковская игрушка»

Менчикова Н. Н., председатель правления.

Вологодский государственный музей-заповедник

Евсеева Ю. В., генеральный директор

Соколова И. В., заместитель директора по научной работе

Спирина А. В., главный хранитель

Боева Н. С., заведующий Музеем кружева

Автор концепции выставки

Ковязина О. С.

Координаторы выставки

Ковязина О. С. (ВХМ)

Боева Н. С. (ВГМЗ)

Рабочая группа: Журавлева М. В., Клементьева Н. В., Ковязина О. С., Крупина О. В., Малых И. В., Сазанова Е. Г., Юдинцев М. И. (ВМХ), Менчикова Н. Н. (СХР-НХП); Селянина Л. Ю., Чистякова М. В., Задумкина Д. С., Зернов С. Н., Обласов Г. В., Якимов С. А., Гретчина С. Н. (ВГМЗ)

При поддержке «ЛУКОЙЛ»

©Автор: О. Ф. Журавлева, Москва

©Фотографии: О. Ф. Журавлева

1 сентября 2021 года.

 

 

 

 

Метки: ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

2 отзывов

1.  Галина Муравьева
06 Сен 2021 в 04:54

Спасибо, Ольга Федоровна!
Сразу вспомнилась и конференция с очень интересным докладом, и наши беседы с Ольгой Пляскиной о кружеве.

2.  Elena Brophy
06 Сен 2021 в 19:29

Преогромное Спасибо за полноценный отчёт-статью профессионала и искусствоведа Ольги Ф.Всё впечатляет на этой выставке; Панно, картины. скатерти и салфетки. До сих пор я очень скептически относилась к кружевным моделям российской одежды, но вот произошёл «прорыв» ! Елена Куприна ! Её вкус и мастерство доставили особое удовольствие. Спасибо!

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение