ВМДПНИ Шоу кружевниц 2019

Автор: Zhuravleva OlgaРубрика: кружево
24
Авг

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства  (ВМДПНИ)  17 августа 2019 года состоялось «Шоу кружевниц». Это уже четвертая по счету встреча  русских кружевниц, на которой можно было  увидеть их новые работы и проекты.

Для того чтобы освоить мастерство кружевоплетения, нужны учителя. Я рада тому, что состоялась  встреча с ними. Вот уже год как я занимаюсь под руководством Ирины Урываевой, являющейся профессиональным педагогом, художником и кружевницей.

И. А. Урываева  (Москва). Фото: О. Ф. Журавлева

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. И. А. Урываева (Москва).

Ирина Урываева получила образование на знаменитой кафедре художественного кружевоплетения Московского художественно-промышленного училища  (МХПУ) им. М. И. Калинина. Она автор одного из первых современных учебных курсов,  который был опубликован  в 2001 году в книге «Кружевоплетение на коклюшках» и до настоящего времени представляющий интерес. Ирина Анатольевна демонстрирует одну из последних своих работ ­– колье  «Скифы», автором и исполнителем которого  она является.

 И. Е. Белозерова (Москва). Фото: О. Ф. Журавлева

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. На фото справа И. Е. Белозерова (Москва).

Ираида Евгеньевна Белозерова  обучила за свою творческую жизнь, которая началась при выходе на пенсию, более 600 учениц. В 1992 году  я окончила курсы по программе И. Е. Белозеровой у её ученицы Ольги Евгеньевны Костроминой.

Знаменитый московский педагог и мастер  кружевоплетения приходит на каждое «Шоу кружевниц».  В этот раз она показала косынку и шарф.  Они контрастируют по цвету – бордо и зелень.  Роскошная бархатная ткань с орнаментальным заполнением в виде имитации старинного венецианского  шитого иглой кружева  украшена бордюрами коклюшечного кружева, напоминающими французский гипюр клюни и английское бедфордширское кружево. В такой технике в начале ХХ века стали плести кружева и русские кружевницы. В России это кружево получило название «русский гипюр».  Ираида Евгеньевна  возродила русский гипюр во всей красе через  100 лет уже в XXI веке.

И. Е. Белозерова (Москва). Фото: О. Ф. Журавлева

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. И. Е. Белозерова (Москва).

Много лет И. Е. Белозерова работает над цветным кружевом, опубликованы её книги.  В традиционной по форме новой косынке мастер использовала  орнамент в виде  виноградной лозы – символа жизни. Кружево тоже может нести авторские послания.

Татьяна Маслова  (г. Орел). Фотография Г. В. Муравьевой.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Татьяна Маслова (г. Орел). Фотография Г. В. Муравьевой.

Педагог кружевоплетения Т. А. Маслова, член OIDFA  (Всемирная организация коклюшечного и игольного кружева),  преподает  в  Орловской детской художественной школе изобразительных искусств и  народных ремесел.  С 2012 года, когда я начала писать статьи на свой сайт, исследуя  историю кружевоплетения, какие бы крупные фестивали и выставки  в России (в Москве, в Вологде, в Радужном Владимирской обл.), и за рубежом (Нормандия, Словения, Нидерланды)  не происходили, везде работы Т. А. Масловой занимают призовые места. Она преуспела, плетя  авторские цветные работы.  Это первая, да и пока единственная русская кружевница, которая стала создавать кружевные объемные композиции.

Татьяна Маслова  (г. Орел).  «Мост».  Коклюшечное кружево. Фотография Г. В. Муравьевой.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Татьяна Маслова (г. Орел). «Мост». Коклюшечное кружево. Фотография Г. В. Муравьевой.

Мост, над которым летают ангелы, позволяет о многом задуматься и проявить эмоции, потому что руки Татьяны Масловой, владеющие техникой  коклюшечного плетения, «рисуют»  концептуальную пространственную картину мироздания. Это высокохудожественное произведение Мастера.

Орловская школа кружевниц воплотила в жизнь очень красивый проект, создав кружевное панно «Тройка». Это символический образ  России.

 Панно «Тройка». Сцепная техника. Хлопок. 2016. Фотография Г. В. Муравьевой.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Панно «Тройка». Сцепная техника. Хлопок. 2016.                 Фотография Г. В. Муравьевой.

В 2016 в Любляне (Словения) панно признано лучшим национальным стендом на 17 конгрессе OIDFA (Всемирная организация коклюшечного и игольного кружева).

Авторы и исполнители: Архипова О. Л.  (Мценск  Орловской обл.), Маслова Т. А. (Орел), Семенова М. А. (Орел).

Исполнители снежинок: Архипова О. Л. (г. Мценск Орловской обл.); Безрученко А. Н. (г. Новокузнецк Кемеровской обл.); Верещагина И. С. (г. Вологда); Джурова Т. Д. (Москва);  Ежова Т. В. (г. Краснотурьинск Свердловской обл.); Новожилова С. Е. (г. Санкт-Петербург);  Пчёлко Л. М. (Мурманская обл.); Скворцова О. А. (г. Тула); Степанова С. (г. Владимир); Суркина И. Ф. (г. Ижевск); Тиунова Елена (г. Подольск Московской обл.); Томилова Т. Б. (г. Новосибирск);  Троненко Н. и Борисова Е. (г. Ковров Владимирской обл.); Шалыгина А. А. (г. Мценск  Орловской обл.); «Кадомский вениз»  — 5 шт.

Что особенно приятно – работа над панно «Тройка» объединила кружевниц со всей России.

Л. И. Цыплакова (Нижний Новгород). Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Л. И. Цыплакова (Нижний Новгород).

Любовь Ивановна Цыплакова – по моему мнению,  необыкновенно креативная кружевница.  У неё много самых разнообразных новаторских проектов. О них я писала: это реплики полных народных костюмов (Москва);  золотная вышивка и ювелирные украшения (Тверь); реплики золотных кружев (Вологда), воссоздание кружев XVI века по картинам художников этого времени (Радужный, Владимирская обл.)  На «Шоу кружевниц» показан новый проект «Проволока в коклюшечном кружеве».

Л. И. Цыплакова (Нижний Новгород). Подвеска «Корнетти», медный провод, авантюрин.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Л. И. Цыплакова (Нижний Новгород). Подвеска «Корнетти», медный провод, авантюрин.

Автор пишет о своей подвеске так: «В Италии в эпоху Возрождения носили необработанные коралловые веточки как подвеску. Они оберегали от сглаза и назывались «корнетти».  Ювелирное искусство и коклюшечное плетение – это очень интересное новое  направление в кружевоплетении. Надо отметить, что Любовь Ивановна Цыплакова в этом преуспела.

Слева И. Устинова (Москва). Справа Г. В. Муравьева (г. Балахна Нижегородской обл.)

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Слева И. Устинова (Москва). Справа Г. В. Муравьева (г. Балахна Нижегородской обл.)

За этим столом есть все – и традиции, и новаторство. Конечно,  это касается кружева.

В центре демонстрируется традиционное балахнинское многопарное кружево. Его сопровождает Г. В. Муравьева в утилитарном кардигане, сплетенном на коклюшках. Слева за подушкой сидит Ирина Устинова  из Москвы. Её художественное кредо  – кружевные фантазии. Представляю Вам их.

И. Устинова (Москва). Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. И. Устинова (Москва).

Мы только недавно в марте 2019 г. встречались с Ириной на фестивале «Кружевная тропинка» в городе Радужный Владимирской области. Там её галстуки восхитили всех. А сейчас  представлены работы в смешанной технике, примером которых является галстук, напоминающий осенний лист какого-то неизвестного растения. Кстати, мне это оригинальное кружево напомнило репейник.  Игра с цветом, чередование геометрических форм полотняного плетения, воспроизведение с помощью различных кружевных приемов  художественных образов  – это работа для кружевниц, имеющих своеобразный взгляд на творчество.

Косинская Елена (Москва). Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Косинская Елена (Москва).

Для кружевниц, восхищающихся красотой традиционного сцепного кружева, существует большой выбор его применения. Кружевной воротник, например. Елена, выучившаяся плести кружево самостоятельно по книгам с учебными курсами (авторы А.  Рожкова, М. Медкова), создала при помощи этого аксессуара (воротник «Гжель») оригинальную авторскую блузу.

 Инга Жукова, клуб коклюшечного плетения «Коклюшечка», Москва. Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Инга Жукова, клуб коклюшечного плетения «Коклюшечка», Москва.

Инга Жукова сплела удивительный по тонкости исполнения уголок для новорожденного. Я много лет занимаюсь историческим кружевом, знаю примеры «тонкой» работы, поэтому хочу отметить, что коклюшечное кружево в данном изделии выполнено в самых лучших традициях старинного мастерства и качества.

Косынка.  Инга Жукова, клуб коклюшечного плетения «Коклюшечка», Москва. Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Косынка. Инга Жукова, клуб коклюшечного плетения «Коклюшечка», Москва.

Реплика старинной шёлковой  балахнинской косынки выполнена Ингой Жуковой также безукоризненно. Надо видеть её насновки!

 Косынка.  Инга Жукова, клуб коклюшечного плетения «Коклюшечка», Москва. Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Косынка. Инга Жукова, клуб коклюшечного плетения «Коклюшечка», Москва.

Демонстрирует косынку  неизвестная девушка, которая просто пришла посмотреть что такое «Шоу кружевниц».

На «Шоу кружевниц» я отдала  Инге Жуковой из  Москвы пальму первенства  в области классического плетения.

Воспроизведение старинных техник повышает самооценку  кружевницы. Ты смотришь на вещь, находящуюся в музее, и вдруг сама создаешь такую же. Это восторг!

На «Шоу кружевниц» работу над реновацией старинного кружева показали еще две кружевницы. У них эта работа пока не закончена.

Татьяна Дмитриевна Джурова в настоящее время работает над воспроизведением многопарной и парно-сцепной техник плетения елецкого коклюшечного кружева на примере шарфа знаменитой кружевницы Дарьи  Николаевны Матюхиной (1876 -1964).

Стенд Т. Д. Джуровой (Москва).

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Стенд Т. Д. Джуровой (Москва).

Т. Д. Джурова много лет занимается кружевными реновациями (белёвское и одоевское кружево Тульской губернии, васюнинское кружево Подольского уезда Московской губернии, михайловское кружево Рязанской губернии).

Кружево Т. Д. Джуровой (Москва).

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Кружево Т. Д. Джуровой (Москва).

Слева расположена  реновация  носового платка с кружевным оплетом, выполненным по сохранившемуся образцу  кружева из города Одоева Тульской области.

Справа  мы видим кружевной край, выполненный в технике старинного елецкого кружева по авторскому рисунку.

Я предполагаю, что Татьяна Дмитриевна Джурова  скоро покажет нам новую работу – шарф, но уже выполненную в традициях старинного елецкого  кружева в многопарной и парно-сцепной  техниках плетения.

 

Элла Потапова, Москва. Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Элла Потапова, Москва.

Интересное хобби у Эллы Потаповой – она изучает техники плетения европейского кружева. Я видела её работы в технике лилльского кружева. В этот раз она плетет старинное голландское кружево с «лебедями».

Элла Потапова, Москва. Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Элла Потапова, Москва.

Как мы видим, благодаря энтузиазму непрофессионалов кружевоплетение на коклюшках развивается вширь, захватывая нетрадиционные для России  техники плетения и способы художественного воплощения.

Всероссийский музей декоративно-прикладного  и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019.

Московский клуб кружевниц  «Узорница» (Москва), руководитель  Людмила Иванникова (справа), Наталья Малышева (слева).

Кружевницы этого московского клуба также успешно изучают и работают как в традиционных для России техниках плетения, так и осваивают европейские. Они показывают свое мастерство на фестивалях и выставках, пропагандируя этот вид декоративного искусства.

Панно «Бабочки», Г. А.  Котова (г. Балахна Нижегородской области). Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Панно «Бабочки», Г. А. Котова (г. Балахна Нижегородской области).

Дымковская глиняная игрушка (Автор Л. Ушакова,  фабрика «Дымковская игрушка», г. Киров)  появилась здесь неспроста. Это символ наших кружевниц – Натальи Рычковой и Галины Котовой, которые обычно демонстрируют свое мастерство в народных костюмах.

Г. А. Котова (г. Балахна  Нижегородской обл., многопарная техника плетения).

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Г. А. Котова (г. Балахна Нижегородской обл., многопарная техника плетения).

Галина Александровна Котова показывает свою работу ­ – крестильную рубашку с чепчиком. Как жаль, что фотография не показывает все великолепие тонкого мерного кружева мастера, выполненного в самых лучших традициях, как русского, так и европейского.

Всероссийский музей декоративно-прикладного  и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019.

Наталья Рычкова (Москва). Руководитель клуба кружевниц «Коклюшечка. Многопарная техника плетения.

Ранее Н. Рычкова работала в сцепной технике плетения вятского кружева. На данном шоу она показывает мерное кружево в многопарной технике плетения.

Г. Котова и Н. Рычкова – много лет преподают кружевоплетение. У них много учениц. Это их персональный вклад в историю этого вида декоративного искусства.

Наталья Кистерева  ( Елец Липецкой обл.). Сцепная техника плетения. Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Наталья Кистерева ( Елец Липецкой обл.). Сцепная техника плетения.

Наталья Кистерева  изучает историю елецкого кружева. Для того чтобы об этом писать, необходимо стать кружевницей. На «Шоу кружевниц» она демонстрирует свои изделия, имеющие характерные особенности елецкого кружева.

Отрадно, что на «Шоу кружевниц» показали свое мастерство молодые кружевницы. Приходится сожалеть, что творчество не всех присутствующих я успела просмотреть.

Мной отмечены москвички Мария Атаманова, Елена Афанасьева, Вера Просветова.

 Мария Атаманова (Москва). Елецкая сцепная техника.Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Мария Атаманова (Москва). Елецкая сцепная техника.

Мария Атаманова из московского района Митино  работает в технике сцепного елецкого кружева, в плетении которого по сравнению с вологодским плетением имеется много различий. Конечно, эти особенности  могут заметить только знатоки кружева.

Елена Афанасьева (Москва). Сцепная техника плетения. Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. В центре Елена Афанасьева (Москва). Сцепная техника плетения.

Елена Афанасьева работает над развитием ювелирных украшений  в кружевоплетении. Показанные ею  серьги, кулон, миниатюрные ангелочки мне понравились.

Вера Просветова (Москва). Сцепная техника плетения. Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Вера Просветова (Москва). Сцепная техника плетения.

Вера Просветова из Москвы работает с традиционными орнаментами и изделиями, выполняя их цветными в сцепной технике плетения. Работа с цветными нитями, колористическое решение мастера всегда вызывает интерес.

Следующие две молодые кружевницы из Рязани.

 Христолюбова Дарья (Рязань).  Численная техника плетения, михайловское кружево. Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Христолюбова Дарья (Рязань). Численная техника плетения, михайловское кружево.

Дарья Христолюбова окончила отделение кружевоплетения в Высшей школе народных искусств (институт) в Санкт-Петербурге. Её выпускная работа была по теме «Создание современной коллекции женской одежды в традициях кружевоплетения». Кандидат педагогических наук (2017).  В настоящее время преподаватель кафедры художественного кружевоплетения Рязанского филиала Высшей школы народных искусств (академии).

В своей небольшой, но очень яркой экспозиции она показала превосходное владение численной (бесколочной) техникой плетения михайловского кружева, которое отражает национальные русские предпочтения и любовь к красному цвету. Это «русский стиль» в кружевоплетении, такого нигде нет. На подушке у Дарьи кружево, которое украшало передники женских костюмов центральных районов России (Рязанская, Тульская, Калужская, Липецкая области). Известный автор В. А. Фалеева в свое книге «Русское плетеное кружево» (Л.: Художник РСФСР, 1983)  называет его «позументным», а находящийся в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике образец такого кружева назван «клетчатым».

Христолюбова Дарья (Рязань).  Численная техника плетения, михайловское кружево.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Христолюбова Дарья (Рязань). Численная техника плетения, михайловское кружево.

Как мы видим, наследие старинного михайловского кружева и школы  Дианы Смирновой в хороших руках!

 

Вербенкина Елизавета (Рязань). Студентка ВШНИ (Рязань).  Парно-сцепная техника плетения. Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Вербенкина Елизавета (Рязань). Студентка ВШНИ (Рязань). Парно-сцепная техника плетения.

Забавный снимок, но девушка-кружевница больно хороша. Это такие радостные эмоции. А плетет она на такой огромной подушке красивый большой цветной воротник.

Вербенкина Елизавета (Рязань). Студентка ВШНИ (Рязань).  Парно-сцепная техника плетения. Фото: О.Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Вербенкина Елизавета (Рязань). Студентка ВШНИ (Рязань). Парно-сцепная техника плетения.

Работ у студентки пока выставлено немного, но они отражают суть учебного процесса. Главная работа – блуза – показана на фотографии.

Хочу выразить благодарность преподавателям Высшей школы народных искусств (ВШНИ), потому что они подготовили нам смену. Плести кружева на коклюшках на профессиональном уровне в России будут еще долгие годы! Кем бы впоследствии не работали выпускницы кафедры кружевоплетения ВШНИ свои знания и навыки они уже никогда не забудут.

Надежда Кирсанова (г. Серпухов Московской обл.). Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Надежда Кирсанова (г. Серпухов Московской обл.)

Платье  с аксессуаром «лакомкой» (сумочкой)  Надежды Кирсановой в современном «русском стиле» поражает изысканностью использования цветного многопарного кружева и фантазией (креативностью). Такие типы кружев встречаются в украшении полотенец , столешников в Вологодской и Тверской губерниях в бело-красном вариантах. В тон нитям ткани Н. Кирсанова вводит в кружево голубую и жёлтую нити. Созданный авторский ансамбль одежды получился эксклюзивным.

Надежда Кирсанова (г. Серпухов Московской обл.).   Фото: Г. В. Муравьева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. Надежда Кирсанова (г. Серпухов Московской обл.). Фото: Г. В. Муравьева.

О кружевных иконах Надежды Кирсановой я уже писала, потому что видела их воочию на выставках в Вологде и в Москве. Кружевница выбрала православное направление творчества потому, что является воцерковлённым человеком.  Надежда Кирсанова говорит: «Моей рукой водит Бог, ведь как плести,  я выучилась самостоятельно».

«В бабушкиной вологодской кофточке». Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. «В бабушкиной вологодской кофточке».

К сожалению 1, 5 часа для посещения  и вдумчивого просмотра всего «Шоу кружевниц» оказалось недостаточным, потому что это встреча с друзьями и единомышленниками, с которыми есть о чем поговорить. Много деталей ушло мимо моего внимания. Так, например, эта девушка появилась передо мной, когда практически все уже ушли. Она сказала, что это бабушкина кофта, сплетенная на коклюшках из нитей, которые каким-то образом с трудом добывались в те далекие времена. Да, делалось все на века! Кофточка до сих пор в отличном состоянии.

«В бабушкиной вологодской кофточке». Фрагмент. Фото: О. Ф. Журавлева.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. «В бабушкиной вологодской кофточке». Фрагмент.

Вот из таких узорных полос кофточка состоит. До сих пор подобное кружево мне не встречалось. В конце 1960-х годов мы – школьницы ­­­– любили носить блузки (кофточки)  с  короткими юбочками.  В моде тогда были нейлоновые блузы производства ГДР, но в Вологде легче было её для себя  сплести, потому что купить «заграничный товар» в СССР  тогда было практически невозможно.

Всероссийский музей декоративно-прикладного  и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019.  «Дамы в кружевах».

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019. «Дамы в кружевах».

Справа О. Мамчур (Нижгий Новгород). Её стенд с коллекцией коклюшек и салфеток, выполненных по вологодским сколкам.

В центре О. Журавлева (Москва). Воротник, начало ХХ века, Петербургская губерния, Кириши (?).

Слева. Кружевница из Кирова Галина Самарина.

Мы фотографируемся у стенда Ольги Мамчур, которая показала свои работы по вологодским сколкам и коллекцию коклюшек, привезенных из разных стран.

На фотографии, которую я назвала «Дамы в кружевах», можно увидеть разнообразные возможности использования кружевных изделий, таких как классические жилет, воротник, манишка.

Всероссийский музей декоративно-прикладного  и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. «Шоу кружевниц», 2019.

Экспозиция Музея  Тропинина и художников его времени, Москва. Слева расположен текст Брайгеля  для слепых и изображение для этой категории людей картины «Кружевница» А. В. Тропинина.

Автором портрета  «Кружевница» является Василий Андреевич Тропинин (1776, Новгородская губерния – 1857, Москва), крепостной художник, который получил под влиянием общественности вольную в 47 лет, в мае 1823 года.  Художественное образование начал в Петербургской Императорской Академии художеств, куда его  в юности направил  учиться помещик. Окончить полный курс ему не удалось. Несмотря на все трудности жизни бесправного человека (вольная жена тоже стала крепостной, также как и дети),  талант помог ему стать большим художником, оказавшим немалое влияние на московскую художественную школу. Первый вариант картины был написан в 1823 году. Её  уже свободный художник сразу же представил в Совете Императорской Академии художеств, на котором бывшему крепостному художнику было присвоено  звание «назначенного в академики». В 1824 году он уже удостоен звания академика за ряд других работ. Этот вариант картины,  пройдя через руки известных коллекционеров того времени,  в 1925 году оказался в Государственной Третьяковской галерее. В 1824 году В. А. Тропинин снова создает портрет «Кружевница», который в настоящее время находится в собрании Нижегородского художественного музея. Московский Музей Тропинина и художников его времени владеет  авторским повторением картины 1823 года.

Романтический образ красивой девушки — кружевницы с портрета В. А. Тропинина до сих пор производит незабываемое впечатление.

Кружевницы нашего времени, которых я увидела и запечатлела на «Шоу кружевниц», 2019,  в ВМДПНИ, по моему мнению,  не менее притягательны и красивы.

Всем успеха в творчестве и личной жизни!

Выражаю благодарность Г. В. Муравьевой за предоставление нескольких фотографий для этой статьи.

©Автор: О. Ф. Журавлева

©Фотографии: О. Ф. Журавлева

Москва. 19 августа 2019 г.

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

9 отзывов

1.  Галина Муравьева
25 Авг 2019 в 14:30

Прелестно!

2.  Галина Самарина
25 Авг 2019 в 18:34

Спасибо за статью, Ольга Фёдоровна. Я счастлива, что побывала на Шоу кружевниц. Незабываемое меропритие, яркие, запоминающиеся встречи и знакомства, приятное и полезное общение и… КРУЖЕВА, КРУЖЕВА, КРУЖЕВА….
Галина Самарина (Киров)

3.  Елена Зайцева
25 Авг 2019 в 19:02

На фото «Дамы в кружевах», слева Галина Самарина из Кирово-Чепецка. Спасибо за прекрасный репортаж.

4.  Zhuravleva Olga
25 Авг 2019 в 19:27

Вот и познакомились. Очень приятно. Так мало было времени, а успеть надо было многое сделать. Успеха во всех делах.

5.  Иванникова Людмила
26 Авг 2019 в 05:52

Спасибо большое, Ольга Федоровна, за статью, за вдохновение, за приятное общение. Может действительно попросить дирекцию музея увеличить время. допустим с 14 до 18. И посетителей можно было бы больше охватить и пообщаться более плотно. Желаю нам всем больше таких встреч. Еще раз, спасибо.

6.  Елена
26 Авг 2019 в 15:53

Кружева из проволоки поразили! И двух часов для всей этой красоты действительно мало.
Единственно, жаль, что автор поста ограничился только коклюшками — ведь на шоу были и другие виды кружева.

7.  Ирина Устинова
27 Авг 2019 в 04:56

очень подробно и доброжелательно! Спасибо!!! А «неизвестное растение» — тривиальный одуванчик!))

8.  Луиза
09 Сен 2019 в 08:44

«Ювелирное искусство и коклюшечное плетение – это очень интересное новое направление в кружевоплетении…» Ольга Фёдоровна, хочется отметить, что это далеко не новое направление в кружевоплетении. Ещё в конце 1980-х годов заслуженный художник В.Д. Веселова (Вологда) совместно с В.П. Кордюковым органично соединив кружево с металлом создали серию уникальных ювелирных украшений, некоторые из которых сегодня можно воочию увидеть в экспозиции Музея кружева в Вологде (напр. колье «Вологодское», гарнитур «Ночные бабочки»).

9.  Zhuravleva Olga
10 Сен 2019 в 09:10

Спасибо. Я об этом не читала и не знала.Каждое направление в кружевоплетении требует серьезного изучения, как и в этом случае.Теперь буду знать истоки.

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение