В своей первой статье о Третьей Всероссийской выставке «Искусство современной вышивки» я сделала описание работ, которые большей частью являются классическими образцами народной культуры. Многие из них являются репликами старинных изделий, что очень важно для сегодняшнего времени, когда текстильные подлинники уже практически показывать нельзя. Их нужно хранить в специальном оборудовании. Выставка показала, что разработаны методики воссоздания народного костюма, в том числе и головных уборов, вышитых полотенец, икон , созданных при помощи золотного и лицевого  шитья.

Шамшева И. Е., 1962 г.р., г. Тверь. Масленница, 2014 г. Х/б, мулине, вышивка гладью.

Шамшева И. Е., 1962 г.р., г. Тверь. Масленница, 2014 г. Х/б, мулине, вышивка гладью.

Любой вид искусства имеет свое историческое развитие и, конечно, вышивка тоже. В ней возникают новые способы и приемы изображения, включая уже на данном этапе неотделимо вышивку машинным (компьютерным) способом.

Если их сравнивать, то есть много отличий: это и определенная рельефность и четкость слияния тонов и стежков и другое. Все это глаз различает, но машинные работы позволяют создавать более крупные произведения. В середине ХХ века пользовались популярностью вышитые прикроватные коврики, в том числе привезенные из Германии, шитые на ручных швейных машинах. Это были настоящие картины, которые любопытно было рассматривать нам, детям. Современные вышитые картины очень разные, авторы их используют более сложные сюжетные композиции, что более соответствует современным интерьерам.

Ирина Евгеньева Шамшева из Твери уже приобретший известность мастер, участник многих выставок. Перед её вышитой картиной «Trojan defense» (англ. «Троянская защита») я долго стояла в раздумье, очень привлекла необычность темы.

Шамшева И. Е., 1962 г.р., г. Тверь. Trojan defense (по картине М. Хохлова), 2016. Х/б, мулине, вышивка гладью.

Шамшева И. Е., 1962 г.р., г. Тверь. Trojan defense (по картине М. Хохлачёва), 2016. Х/б, мулине, вышивка гладью.

Символы и символика – они были разработаны с древности, они всегда интересны, о них написано много книг. В данном случае это сюрреализм, то есть сочетание видений в реалистической манере исполнения, основанный на событиях Троянской войны.  Центральной символической фигурой является конь, поднесенной на ложечке, а рядом висит ключик. «Бойтесь данайцев дары приносящих», — латинская фраза из «Энеиды» Вергилия. Благодаря этой вышивке я познакомилась с творчеством современного русского художника Михаила Хохлачёва (1966, Котельники, Россия, Michael Cheval), ныне проживающего в США. Талант и творчество заразительны: например, спектакль «Мария Стюарт» и стихи «Вакханалия» Л.Пастернака  связаны воедино. Так и здесь на выставке современной вышивки: талант М. Хохлачева соединился с талантом тверской вышивальщицы И. Шамшевой. Все это дает ощущение полноты жизни.

И. П. Булдышкина (1940 г.р.) из подмосковного Красногорска свою работу назвала рисовальная гладь. Да, именно так, потому что она вышила момент классического концерта, который был запечатлен в её памяти в виде определенного образа – ­ рисунка.

Булдышкина И. П., 1940 г.р., г. Красногорск, Московской области. Концертный зал «Алые паруса». 2014 г. Лен, рисовальная гладь.

Булдышкина И. П., 1940 г.р., г. Красногорск, Московской области. Концертный зал «Алые паруса». 2014 г. Лен, рисовальная гладь.

Я была в этом зале на концертах тоже, поэтому с радостью предоставляю замечательную и современную по своему содержанию работу.

Такшеева И. А., 1936 г.р., г. Королёв, Московской области.

Такшеева И. А., 1936 г.р., г. Королёв, Московской области. Вверху слева: «В зимнем саду», 2014 г. Вверху справа: «Лето в разгаре», 2015 г. Лён, мулине, гладь.

Молодость души, что это? Это, главное, «не потерять вкус к жизни». Я цитирую эти слова. Это был совет дорогого мне человека, которой было за 80.

Еще в электричке я обратила внимание на женщину, которая сидела напротив меня. Встретились мы уже на вернисаже, где нам удалось поговорить. К И. А. Такшеевой (1936 г.р.)  из Королёва Московской области полностью относятся мои предыдущие слова о молодости.

Итак, старшее поколение может быть современным. Для этого необходим «вкус», или другими словами – стремление замечать и отражать в своем творчестве и в жизни модные тенденции.

Киселева И. Б., 1970 г.р., г. Санкт-Петербург, Бесс. 2016 г. Хлопок, х/б и металлизированные нити, ручная вышивка.

Киселева И. Б., 1970 г.р., г. Санкт-Петербург, Бесс. 2016 г. Хлопок, х/б и металлизированные нити, ручная вышивка.

Вышитая картина «Бесс» заставила меня провести исследование знаменитых Бесс. При этом я испытала большое удовольствие, прослушав «единственную классическую американскую оперу»  Джоржа Гершвина «Порги и Бесс». Также интересной показалась история легендарной английской графини Бесс Хардвик  из елизаветинских времен. Но наша картина, как говорится, «из другой оперы». Кого имела в виду автор вышивки, мне не удалось разузнать. А вот про технику её исполнения мне хорошо известно, потому что у меня есть книга Лесли Барнет «Одноцветная вышивка», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2002 г., переведена с английского.

Касьянова Н. А., 1960 г.р., г. Нижний Новгород, Сиреневый туман, 2015 г. Текстиль, мулине, блэкворк (англ. blackwork).

Касьянова Н. А., 1960 г.р., г. Нижний Новгород, Сиреневый туман, 2015 г. Текстиль, мулине, блэкворк (англ. blackwork).

Безусловно, старинная английская черно-белая вышитая графика (blackwork) украсит любой интерьер. Эта техника допускает использование нескольких натуральных цветов, однако оттенки должны быть точно выверены. В вышивке Касьяновой Н. А. из Нижнего Новгорода «Сиреневый туман» соблюдена гармония, соответствующая теме названия. Талант вышивальщицы соединяет нас посредством вышивки с музыкой песни, вызывающей ностальгию по юности уже  в двух поколениях, так как она (песня) была перепета через два десятилетия вновь после создания: «Сиреневый туман, над нами проплывает, над тамбуром горит полночная звезда. Кондуктор не спешит, кондуктор понимает, что с девушкою я прощаюсь навсегда».

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016.

Тверь. Выставка «Искусство современной вышивки», 2016.

Соколова Г. Н., 1966 г.р., г. Зеленоград, Московской области. Комплект «Безмятежность», 2014 г. Лён, х/б, мулине узелки.

Современен и очень красив уголок выставки, где на фоне черной шали расположено нежнейшее белое платье при огромной дорожной сумке. Девушка или женщина в легком платье, например, где-нибудь на званом ужине (вечеринке) на даче, укрывшись такой шалью, будет выглядеть великолепно и комфортно. Согласитесь со мной, что и про это сочетание вышитых изделий хочется говорить поэтическим языком. Мне вспомнился С. Есенин: «Да, мне нравилась девушка в белом…».

Соколова Г. Н., 1966 г.р., г. Зеленоград, Московской области. Комплект «Безмятежность», 2014 г. Лён, х/б, мулине, узелки.

Соколова Г. Н., 1966 г.р., г. Зеленоград, Московской области. Комплект «Безмятежность», 2014 г. Лён, х/б, мулине, узелки.

Свободная вышивка, выполненная прямыми и узелковыми швами очень современна, она легка в исполнении и эффектна. Как мы видим, технология этой вышивки предоставляет огромную свободу выбора при создании узора вышивальщице.

Коллективная работа, Клуб любителей вышивки «Стежок» (руководитель Васильева Ю.С.). Чайный уголок, 2016 г.

Коллективная работа, Клуб любителей вышивки «Стежок» (руководитель Васильева Ю. С.). Чайный уголок, 2016 г. Лен, батист, хлопок, шнур, ручная вышивка на швейной машине.

Классический комплект, состоящий из скатерти, грелки на чайник, чехла на стул, будет востребован всегда. Ю. С. Васильева – опытный педагог и замечательный мастер. В России была отличная профессиональная школа машинной вышивки.  В 1998 году была издана «Энциклопедия машинной вышивки», автор  О. И. Фурлетова, которая являлась итогом, обобщающим пройденный в этом направлении путь. Сейчас издаются новые книги машинной вышивки. Очень интересной мне показалась книга Элисон Холт «Пейзажи. Вышивание на машине», Перевод с англ. М. , 2007 г.

Продолжают пользоваться популярностью вышитые полотенца. Русская современная свадьба не обходится без них. Здесь есть определенные тонкости, известные только знатокам (ткань должна быть цельной, использоваться должны только определенные швы и узоры). Это я услышала от одной дамы, являющейся  известным модельером и знатоком фольклора. Мне понравилось полотенце М. Семеновой из Орла за его необычность. Она владеет разными техниками, как вышивки, так и коклюшечного плетения. Интересны и её колористические предпочтения.

Семенова М. А., 1979 г.р., г. Орел. Полотенце праздничное, 2014 г. Хлопок, мулине, кружево, роспись, кружевоплетение на коклюшках.

Семенова М. А., 1979 г.р., г. Орел. Полотенце праздничное, 2014 г. Хлопок, мулине, кружево, роспись, кружевоплетение на коклюшках.

Завершить описание выставки «Искусство современной вышивки»  мне хочется старинным и очень современным семплером (англ. sampler).   В центре него находятся две даты: 1777, 2016. Это английское слово переводится, как образец. В XVI,  XVII веках было издано мало книг, поэтому образцы узоров собирались на одной вышивке и таким образом фиксировались. Почти каждый преподаватель вышивки имел такие «семплеры». Это было удобно показать ученикам сразу все образцы швов, которые им нужно будет освоить.

Хохлова Е. Н., 1981 г.р., Санкт-Петербург.

Хохлова Е. Н., 1981 г.р., Санкт-Петербург.

Студия ручной вышивки Е. Хохловой (рук. Хохлова Е. Н.). Семплер Vierlande 1777 (историческая реконструкция семплера Vierlande 1777). 2016 г. Лен, мулине, х/б, крест.

В таких вышивках  крестом использовалось сочетание разнообразных крестов. Присутствие даты, инициалов вышивальщицы делают это художественное произведение историческим.

История должна продолжаться! И она продолжается!

На выставке представлено более 400 вышитых работ 197 участников из  19 регионов России. Выставка, начавшаяся 26 октября 2016, закончится 13 января 2017 года.

 

© Автор: О. Ф. Журавлева

© Фотографии: О. Ф. Журавлева

20  ноября 2016
Google

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

2 отзывов

1.  Elena Brophy
21 Ноя 2016 в 04:47

Олечка, я очень благодарна за показ этой выставки. Интересно узнать о вкусе и мастерстве современных вышивальщиц! Надеюсь,что и вкус и мастерство будут процветать или восстанавливаться в будущем! С уважением. Елена

2.  Г.Муравьева
21 Ноя 2016 в 16:46

Прелестно!

 

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.