Тула Кружево Ольги Скворцовой

Автор: Zhuravleva OlgaРубрика: кружево
29
Июн

Ольга Скворцова (1949 г. р.) – Народный мастер России, Член Союза художников – 18 июня 2019 года отметила две юбилейных даты, одна из которых 50-летие работы с коклюшечным кружевом . В юности ей хотелось стать художницей, поэтому она волею судеб в 1969 году поступила на кафедру художественного кружевоплетения Московского художественно-промышленного училища  (МХПУ) им. М. И. Калинина. В то время там уже получали свое профессиональное образование будущие знаменитые художники по кружеву  Вологды, такие как  Н. В. Веселова, Г. Н. Мамровская,  А. Н. Ракчеева. В связи с этим необходимо вспомнить их преподавателя по кружевоплетению  и композиции М. П. Ботунову (1931 – 1997), которая сама была выпускницей этого училища, после окончания которого, осталась там преподавать.

Тула. О.А.Скворцова. 19 июня 2019 г.

Тула. О.А.Скворцова. 19 июня 2019 г.

О. А. Скворцова повторила судьбу своего учителя, потому что в ноябре 1992 года ей предложили работу на вновь организованной кафедре коклюшечного кружевоплетения в Тульском колледже культуры и искусств (четырехгодичный курс образования).

Надо отметить, что  хотя кафедра кружевоплетения  в колледже уже перестала существовать, но до сих пор Ольга Александровна ведет огромную работу по обучению и популяризации ручного коклюшечного плетения. Так она в последнее время вела группу учениц в Тульском художественном музее в мастерской ремесел, в музее города Одоева. Почти во всех районных городах она показала свои выставки. Как художник, она выполнила множество авторских кружевных панно в цвете, в которых отразила народное восприятие мира, а как профессиональная кружевница, не могла не пройти мимо сохранения традиционного женского белёвского ремесленного кружевоплетения, которое имеет свои характерные особенности. Что особенно важно, мастерство это и знание  были переданы ученикам.

 

Тульская духовная семинария, Староникитская улица, дом 75.

Тульская духовная семинария, Староникитская улица, дом 75.

В связи с юбилеем состоялась персональная  выставка  «Путешествие за волшебной нитью» художницы по кружеву и кружевницы Ольги Скворцовой в стенах небольшого музея Тульской духовной семинарии, Староникитская улица, дом 75.

Зал музея Тульской духовной семинарии.

Зал музея Тульской духовной семинарии.

Я побывала на нескольких выставках Ольги Александровны Скворцовой, но на этой выставке я увидела дипломные и учебные работы её учениц. Они великолепны!

Болеро. Дипломная работа выпускницы Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель проекта О. А. Скворцова

Болеро. Дипломная работа выпускницы Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель проекта О. А. Скворцова.

Болеро, сплетенное ученицей О. А. Скворцовой – очень красиво. Оно имеет все характерные признаки местного белёвского кружева.

И здесь необходимо вспомнить историю. Тульская губерния была знаменита двумя центрами кружевоплетения. Они находились в городах Белёв и Одоев. По имени этих городов и названо кружево. В 1840 –годы по моде того времени  коклюшечное кружево плели в основном в помещичьих мастерских в многопарной технике плетения. В 1880-е годы распространение получила сцепная техника плетения, которая в городе Белёве получила свои характерные признаки. В отличие от непрерывно извивающейся вологодской вилюшки (тесьмы полотняного плетения) в белёвском кружеве вместо нее используются  соединение вилюшки с  различными тесемками, имеющими название:  цепочка, квадратная, волнистая.

По краям болеро расположена тесемка цепочка, которая придает всему изделию воздушную ажурность и изысканность.

Топ. Дипломная работа выпускницы Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель проекта О. А. Скворцова.

Топ. Дипломная работа выпускницы Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель проекта О. А. Скворцова.

При рассмотрении орнаментальных  мотивов  показанных изделий можно заметить характерное для белёвского кружева ассиметричное построение их.  Фестоны, окаймляющие низ изделия, имеют названия «белёвский вирок». Края многих старинных косынок  выполнены таким образом. Узорные линии  в топе выделены квадратной тесемкой, она же вместе с тесемкой цепочка  создает бретели.

Работы студентов Тульского колледжа культуры искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Работы студентов Тульского колледжа культуры искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Во время обучения студенты выполняли задания, отрабатывая технику создания сколков и плетения на небольших изделиях.  В основном это были салфетки и воротники.

Работы студентов Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Работы студентов Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Как мы видим, рассматривая учебный материал, педагог уделял большое внимание местным особенностям плетения. Белёвское кружево студенческих воротников  – завораживающе красиво!

Работы студентов Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Работы студентов Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Однако  в продолжение периода обучения студенты должны были ознакомиться  также с особенностями плетения коклюшечного кружева других регионов.

Вверху  – салфетки с характерными признаками белевского кружева.

В центре – салфетка с характерными признаками киришского кружева.

Внизу, в центре – салфетка с характерным  цветком вятского кружева.

Внизу, по краям – салфетки с характерными признаками  елецкого кружева.

Работы студентов Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Работы студентов Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

На третьем году обучения студенты под руководством Ольги Александровны выполняли курсовые работы по михайловскому кружеву. Сплетенное кружево использовалось для украшения одежды. Получились замечательные ансамбли, которые девушки-студентки с удовольствием демонстрировали на дефиле разных мероприятий, включая выставку — ярмарку «Левша».

Работы студентов Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Работы студентов Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Михайловское кружево не похоже на кружево других регионов России. В нем отражена любовь народа к красочности. Кружево плетется в архаичной численной технике, для которой не нужны сколки. Кружево получалось плотным и очень крепким и подходило для грубых домотканых тканей изо льна. Оно хорошо сочеталось  с вышивкой.

Работы студентов Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Работы студентов Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Студенческие работы не являются стилизацией народного костюма. Обучение моделированию одежды с использованием кружевной отделки, как мы видим, педагогу удалось. Эти знания очень необходимы для создания современных ярких концертных костюмов фольклорных коллективов и солирующих артистов.

Работы студентов Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Работы студентов Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Ольга Александровна Скворцова ­– выдающийся профессионал не только как художник по кружеву, но и педагог. Сколько творческих находок в фартуке, какая выверенная строгость композиции. Обратите внимание на детали в лоскутной технике.

Работы студентов Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Работы студентов Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель О. А. Скворцова.

Головной убор тоже оригинален. Безусловно, что это замечательная сложная  авторская работа.

Костюм. Дипломная работа выпускницы Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель проекта О. А. Скворцова.

Костюм. Дипломная работа выпускницы Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель проекта О. А. Скворцова.

В оформлении этого костюма техника плетения меняется – появляются асимметричные элементы из вилюшки. Конечно, это современное белёвское кружево! Но оно сделано цветным, чего ранее никогда не было!  Подбор цветных нитей кружева  гармонирует с тканью  – блестящим  шёлком цвета кофе с молоком.

Платье. Дипломная работа выпускницы Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель проекта О. А. Скворцова.

Платье. Дипломная работа выпускницы Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель проекта О. А. Скворцова.

Ольга Александровна Скворцова рассказывала мне, что она учила своих студентов рисовать на пленэре. Для этого хороши были уголки старой Тулы.

Эти занятия отразились в очень красивом платье. Ольга Александровна – колорист от Бога. Цвет основной ткани гармонирует с ситцевыми вставками и шелковыми ленточками. Белые кружевные вставки маковок церквей усиливают впечатление сложной композиции из кусочков  тканей. Край из крупных фестонов коклюшечного плетения, окаймляющий подол, гармонично завершает художественный образ милой для нас картины православной архитектуры.

Накидка - пелерина. Дипломная работа выпускницы Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель проекта О. А. Скворцова.

Накидка — пелерина. Дипломная работа выпускницы Тульского колледжа культуры и искусств. Руководитель проекта О. А. Скворцова.

Образ этой накидки заставляет нас вспомнить элегантных дам начала ХХ века.  Это была верхняя одежда для улицы. Такая форма гармонично дополняла длинное узкое платье. В настоящее время накидка украсит брючный костюм  или костюм с юбкой-миди.  В кружевной отделке мы видим традиционную кайму «белевский  вирок». Очень интересно обыгрывается орнаментом косой крой накидки. Борта  украшены кружевным треугольником ,  который зрительно уменьшает  размеры их. Цветовое сочетание нитей кружева  оживляют  «мышиный» тон ткани, создавая при этом эффект  гармонии и благородства.

При рассмотрении студенческих работ можно сделать вывод о том, что все они имеют практическое применение, а именно их можно носить. Педагог О. А. Скворцова передала свое практическое видение красоты своим ученицам, а это значит, что мир одежды для них будет расцвечен яркими красками, которые можно создать собственными руками.

Пелерина. Автор/ исполнитель  О. А. Скворцова. Тула.  Кружево, коклюшечное плетение, сцепная техника.

Пелерина. Автор/ исполнитель О. А. Скворцова. Тула. Кружево, коклюшечное плетение, сцепная техника.

Сама Ольга Александровна создала уникальную художественную вещь – пелерину, выполненную в технике сцепного коклюшечного кружева с фантазийной картиной  подводного мира. Это – новаторское кружевное изделие, потому что до сих пор художники по кружеву работают с традиционными орнаментами в виде растительных, антропоморфных, зооморфных и геометрических мотивов, расположенных упорядоченно.  Пелерина была показана на Круглом столе, который проходил на открытии выставки «Платки и шали в России XVIII – XXI веков из собрания Русского музея» 21 декабря 2018 года в Русском музее Санкт-Петербурга, где получила высокую оценку специалистов этого музея (М. Сорокиной и  Н. Ковалевой).

Русский музей, Санкт-Петербург. 21 декабря 2018 г. Пелерина, автор/ исполнитель О. А. Скворцова, кружево, коклюшечное плетение, сцепная техника.

Русский музей, Санкт-Петербург. 21 декабря 2018 г. Пелерина, автор/ исполнитель О. А. Скворцова, кружево, коклюшечное плетение, сцепная техника. 

С этой пелериной связано и мое знакомство с О. А. Скворцовой. Будучи членом Палаты ремёсел, города Москвы, я в 2005 году побывала на ярмарке, организованной ею в столичном парке имени Горького. Обойдя все палатки мастеров, я увидела очень красивую женщину, плетущую белёвское кружево. Меня это заинтересовало, и я разговорилась. В результате были приобретены  два авторских изделия.

Из коллекции О. Ф. Журавлевой.

Из коллекции О. Ф. Журавлевой.

Там на ярмарке Ольга Александровна показала пелерину, которая ввела меня в изумление. Судьба  далее через десять лет в 2015 году снова устроила встречу с замечательным художником по кружеву на фестивале «Кружевная тропинка» в г. Радужный Владимирской области. В это время Ольга Александровна работала над книгой: «Белёвское кружево, возвращение традиций. Популярное пособие с фотографиями и сколками», Тула, 2015 год. Она предложила мне сотрудничество,  в результате чего была написана в книгу моя статья: «Белёвское коклюшечное кружево из собрания О. Ф. Журавлевой», стр. 14 -20. Далее мы продолжили наше знакомство.

Оклад к иконе «Казанская Богоматерь». Автор/исполнитель Скворцова О. А. Тула. Кружево, коклюшечное плетение, сцепная техника. 29 х 38, 5 см.

Оклад к иконе «Казанская Богоматерь». Автор/исполнитель Скворцова О. А. Тула. Кружево, коклюшечное плетение, сцепная техника. 29 х 38, 5 см.

Теперь у  меня есть очень ценный подарок, как благословение и память  – кружевной оклад  к иконе «Казанская Богоматерь», созданный талантом кружевницы-художницы Ольги Скворцовой.

Русский музей, Санкт-Петербург. Часть экспозиции выставки «Платки и шали в России XVIII – XXI веков из собрания Русского музея».

Русский музей, Санкт-Петербург. Часть экспозиции выставки «Платки и шали в России XVIII – XXI веков из собрания Русского музея».

В центре. Ольга Скворцова. Шарф. Автор/исполнитель О. А. Скворцова.  Тула. 2018. Шёлк. Кружево, коклюшечное плетение, сцепная техника.

Слева. Ольга Федорова. Платок-паутинка «Воспоминание». 1980-е. Комбинат оренбургских платков. Оренбург. Козий пух, вязка на двух спицах.

Справа . Ангелина Ракчеева. Пелерина «Юлия». 1995. Вологда. Лён, сцепное плетение.

Одной из последних работ О. А. Скворцовой является шарф, сплетенный на коклюшках  в традициях белёвского кружева в 2018 году. Он был выставлен в Русском музее на масштабной выставке «Платки и шали в России XVIII – XXI веков из собрания Русского музея». Это большая оценка творчества мастера. В каталоге этой выставки  представлены изделия Ольги Скворцовой: косынка – «файшонка» (2008), стр.199, и «Французский галстук» (2016), стр. 281.

Слева ¬– О. А. Скворцова. Справа О. Н. Мамчур. В центре панно «Генерал стола». Коклюшечное кружево. Автор и исполнитель Ольга Скворцова. Тула.

Слева ¬– О. А. Скворцова. Справа О. Н. Мамчур. В центре панно «Генерал стола». Коклюшечное кружево. Автор и исполнитель Ольга Скворцова. Тула.

Любовь к родным местам, народному искусству тульского края заставила О. А. Скворцову воплотить это в художественных образах, выполненных в технике сцепного коклюшечного плетения.

В панно «Генерал стола»  интересно рассматривать кружевные мотивы, которые выбрала художница для показа деталей металлического самовара.  Сложная фоновая решетка дает глубину пространства таким образом, что образ самовара получается объемным.

На фотографии Ольга Александровна стоит у кружевного самовара с жестом, как бы приглашающим нас, зрителей,  в Тулу, на чаепитие. Рядом стоит одна из приглашённых, уже приехавших. Это мастер кружевоплетения из Нижнего Новгорода Ольга Мамчур. В роду по отцовской линии Скворцовых есть знаменитые тульские изготовители самоваров – Полосатовы.

Панно «Ясная Поляна». Автор и исполнитель О. А. Скворцова.  Тула. Коклюшечное плетение, сцепная техника

Панно «Ясная Поляна». Автор и исполнитель О. А. Скворцова. Тула. Коклюшечное плетение, сцепная техника.

Панно «Ясная поляна» – это уже целостная  кружевная картина знаменитого и любимого туристами  тульского места. Есть на ней входные ворота, усадьба великого русского писателя Льва Толстого и парк. Авторская работа – оригинальна. До Ольги Александровны прежде никто таких  цветных картин в кружеве не делал.

Панно. Автор и исполнитель О. А. Скворцова. Тула. Кружево, коклюшечное плетение, сцепная техника.

Панно. Автор и исполнитель О. А. Скворцова. Тула. Кружево, коклюшечное плетение, сцепная техника.

О. А. Скворцова нарисовала и сплела около 70 авторских цветных картин самого разного формата. Яркий кружевной петушок – это переосмысление народных традиций  местной глиняной филимоновской игрушки.  Она связана с рассветом солнца, несущего жизнь всему живому. В День юбилея хочется пожелать Ольге Александровне вдохновения и здоровья на то, чтобы она еще нас порадовала своим удивительным даром создавать цветные картины из кружева.

Тульский дворик.

Тульский дворик.

После посещения юбилейной выставки мы прогулялись по улочкам старинной Тулы. Сравните эти купола и студенческое платье с  кружевными куполами. Вот откуда появляется вдохновение!

Тула, улица Металлистов.

Тула, улица Металлистов.

Улица Металлистов  сделана пешеходной. На ней отреставрированы старинные дома – на переднем плане дом с мезонином конца XVIII века в стиле русский классицизм. В центре улицы посажена липовая аллея. Вдали виднеется  Кремль.

Тула. Цветет молодая липа на улице Металлистов.

Тула. Цветет молодая липа на улице Металлистов.

Начиная с Духовного училища,  мы дышали сладким ароматом. Это цвели липы. В основном кругом были  вековые деревья. А тут за Кремлем нас встретили хрупкие молоденькие деревца, но они уже цветут. Пройдет время, но то, что сделано нашими руками – будь то посаженные  липы, или переданные секреты мастерства – продолжит жить  и будет радовать уже другие поколения людей.

Тула. Кремлевские стены.

Тула. Кремлевские стены.

Тульский Кремль скоро отметит круглую дату – свое 500-летие.  Много прошло событий за это время. Туле присвоено почетное звание – Город-герой.

Прекрасный летний день. Он порадовал нас многим.

Тула. О. А. Скворцова.

Тула. О. А. Скворцова.

Ольга Александровна Скворцова на фоне «нашего Брюгге», как охарактеризовала она это место. Совсем недавно это было территорией завода. Сюда не было прохода. А теперь все изменилось. Внизу течет речка, над которой сделаны пешеходные дорожки с красивыми решетками красно-белого цвета.  Здесь тихо, в отличие от центра, расположенного по другую сторону Кремля. Смартфон, ноутбук и социальные сети – предметы нашего времени. У кружевницы и художницы Ольги Скворцовой множество друзей со всего света. С ними она ведет переписку, рассказывая о своем любимом кружеве. Бог ей в помощь!

Это мои статьи, связанные с творчеством О. А. Скворцовой.

  1. Одоев Выставка Ольги Скворцовой «По страницам тульских сказов»
  2. Коклюшечное кружево «Ясная Поляна» Ольги Скворцовой
  3. Москва Выставка Декоративные мотивы Кружево 2016
  4. Тула Выставка «Кружевные фантазии»
  5. Серпухов Фестиваль «Текстильный букет Поочья»
  6. Международный кружевной конгресс Брюгге 2018 День Первый

 

©Автор: О. Ф. Журавлева

©Фотографии : О. Ф. Журавлевой.

Москва, 29 июня 2019 г.

 

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

3 отзывов

1.  Ольга.
03 Июл 2019 в 09:41

Ольга Фёдоровна, спасибо Вам за великолепную статью! Я словно ещё раз побывала в Туле и на выставке Ольги Скворцовой, творчество которой бесконечно люблю. Творческих успехов Вам и юбилярше!!!

2.  Галина Муравьева
17 Июл 2019 в 18:28

Обожаю цветные работы Ольги Александровны.

3.  Ирина Картамышева
19 Июл 2019 в 19:38

Такие разные работы,спасибо,за возможность увидеть прекрасное,очень понравился оклад к иконе Казанской Богородицы.

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение