В ноябре 2013 я совершила кратковременное, но очень интересное путешествие в Санкт-Петербург. Толчком к этому послужило приглашение поучаствовать  в XIX Международной научно-практической конференции, проводимой Высшей школой народных искусств (к 10-летию ВШНИ). Она проходила  7 – 8 ноября 2013 г.

ВШНИ проект кружевного панно

Проект панно «Вплетая в ленту узкую красу и душу русскую» сцепной техники плетения. 2012 г. Выполнен студенткой 42 группы А. В. Алексеевой. Преподаватель Е. А. Лапшина.

В ВШНИ получают высшее образование в области традиционного прикладного искусства России: художественное кружевоплетение, художественная вышивка, резьба по кости и дереву, лаковая миниатюрная живопись, художественная роспись по дереву, металлу, ткани, церковная живопись, ювелирное искусство (17 кафедр и Научно-исследовательская лаборатория). Ректором является В. Ф. Максимович, ее вклад в создание этого института огромен. Помимо докладов на научной конференции (сборники публикуются ежегодно с 2004 года) в стенах прекрасного исторического здания 1914 года ежегодно проводятся выставки и Дни открытых дверей.

ВШНИ проект кружева

Проект панно «Юбилейное» в сцепной технике коклюшечного плетения, 2013 г., выполнен студентками 21 группы В. К. Иконенко, В. К. Петряновой, преподаватель Е. А. Лапшина (на фотографии).

Мой репортаж, в основном, касается выставки кафедры кружевоплетения. В нем мне хочется подчеркнуть гармонию: коклюшечное кружево очень красиво, но облик наших современных кружевниц  под стать создаваемым ими современным шедеврам этого вида искусства

Экспозиция кафедры кружевоплетения ВШНИ, 8 ноября 2013 г.

Экспозиция кафедры кружевоплетения ВШНИ, 8 ноября 2013 г.

Экспозиция выставки была небольшой, но насколько трудоемки и грандиозны кружевные изделия, я была в восхищении!!! Это такой прорыв и задел на будущее, это гордость нашей русской культуры уже 21 века.

На семинаре можно было приобрести  прекрасно изданный каталог «Традиционное прикладное искусство России и художественное образование», Работы студентов Высшей школы народных искусств, 2011 г. В нем опубликован масштабный проект кафедры кружевоплетения кружевная ширма «Древо жизни» (175 х 200 см.). 2011 год.  На выставке он был показан на стадии проектирования.

Проект кафедры кружевоплетения кружевная ширма «Древо жизни» (175 х 200). 2011 год.

Проект кафедры кружевоплетения кружевная ширма «Древо жизни» (175 х 200). 2011 год.

В этом проекте использованы характерные особенности кружевоплетения трех регионов России: Вологды, Рязани, Киришей.  Изделие выполнено в сцепной и численной техниках плетения.

Авторский коллектив проекта: Е.Н. Мухомедзанова, Т. В. Глазачева, Д. Ю. Шнырева, Л. Н. Пушкарь. Руководители проекта: Е. А. Лапшина, И. Н. Москвина.

Исполнители кружевного изделия: Е. Н. Мухомедзанова, Т. В. Глазачева, Д. Ю. Шнырева, Л. Н. Пушкарь, Е. М. Белокурова, А. В. Алексеева, М. Т. Рыбалко, К. И. Шарапова, Л. Ю. Нарумова, С. В. Ананьева, Е. В. Кузнецова.

Кроме создания новых кружевных узоров студенты и преподаватели кафедры кружевоплетения занимаются реновацией старинных изделий. Это прекрасно, что кружевные изделия, шедевры своего времени, можно восстановить, то есть продлить их жизнь в истории. Так в 2013 году была сделана реновация знаменитого елецкого носового платка с узором «черепушки» (1880 г.). Сам платочек находится в собрании Русского музея (приведен в кн. В. А. Фалеевой «Русское плетеное кружево», 1983 г., стр. 109).

Проект оплета носового платка. Реновация кружева Орловской губернии (XVIII в.)

Проект оплета носового платка. Реновация кружева Орловской губернии (XVIII в.) многопарной техники плетения. 2013 г. Выполнен студентами 34 гр. Я. М. Гриневой, М. М. Карпунькиной, И. В. Ковтуновой. Руководитель Т. Е. Лончинская.

Чтобы создать такие кружевные изделия девочкам студенткам приходится нелегко. Много времени они занимаются конкретной работой: сидят и плетут. Но это труд созидания, поиска красоты. Сейчас очень большая часть молодежи проводит время в пустопорожнем сидении в интернете и в компьютерных играх. Все познается в сравнении, результат труда кружевниц масштабен.

Мне от всего сердца хочется пожелать девушкам, запечатленным на моих фотографиях, исполнения всех их желаний!

Кафедра кружевоплетения ВШНИ, Санкт-Петербург, 8 ноября 2013 г.

Кафедра кружевоплетения ВШНИ, Санкт-Петербург, 8 ноября 2013 г.

Кафедра кружевоплетения ВШНИ, Санкт-Петербург, 8 ноября 2013 г.

Кафедра кружевоплетения ВШНИ, Санкт-Петербург, 8 ноября 2013 г.

Кафедра кружевоплетения ВШНИ, Санкт-Петербург, 8 ноября 2013 г.

Кафедра кружевоплетения ВШНИ, Санкт-Петербург, 8 ноября 2013 г.

Искусство коклюшечного плетения – это творчество женского ума, женского понятия красоты, женского трудолюбия. К сожалению, этой сложной техникой женского рукоделия уже мало кто владеет.

ВШНИ Проект панно «Поэзия лета» сцепной техники плетения.

Проект панно «Поэзия лета» сцепной техники плетения. 2012 г. Выполнен студенткой 41 группы М. Т. Рыбалко. Преподаватель Е. А. Лапшина.

ВШНИ находится в удивительно красивом месте на пересечении набережных Канала Грибоедова и реки Мойки. Рядом расположен Михайловский сад и Конюшенная площадь.

Санкт-Петербург, здание Высшей школы народных искусств (ВШНИ).

Санкт-Петербург, здание Высшей школы народных искусств (ВШНИ).

Перейдя дорогу,  видишь  храм  Воскресения Христова (Спас-на-Крови). Его строили 24 года с 1883 года в память о смертельном ранении на этом месте императора Александра II.

Санкт-Петербург. Храм Воскресения Христова (Спас-на – крови). 1883-1907.

Санкт-Петербург. Храм Воскресения Христова (Спас-на – крови). 1883-1907.

Собор внутри полностью покрыт мозаичными композициями, выполненных по оригиналам известных русских художников В.М.Васнецова, М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина, Н.Н.Харламова, В.В.Беляева. В  храм я в этот раз не заходила, так как была совсем недавно.

У меня было запланировано посетить во второй половине дня в Эрмитаже выставку «Птицы-вестники богов», которая через несколько дней должна была закончиться. Автор концепции и куратор выставки: Т. Н. Косоурова. Из ВШНИ я дошла  туда пешком. На этой выставке было представлено прикладное искусство мастеров Западной Европы, выполненное в период  с ХVI по ХIХ века. 

Санкт-Петербург. Дворцовая площадь. Государственный Эрмитаж.

Санкт-Петербург. Дворцовая площадь. Государственный Эрмитаж.

В экспозиции находилась накидка (215 х 142 см) с изображением голубей и амуров среди веток.

Накидка. Кружево, шитое иглой. Франция. Аржантан. Середина XVIII в.

Накидка. Кружево, шитое иглой. Франция. Аржантан. Середина XVIII в. Государственный Эрмитаж. (Птицы ─ вестники богов. Прикладное искусство Западной Европы XVI – XIX вв. : каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб. Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013. – С. 142-143)

Я пишу об этом, чтобы подчеркнуть, что студенты, обучающиеся во ВШНИ, имеют возможность посещать выставки этого богатого музеями и музейными собраниями города.

«Чем больше знаешь, тем больше видишь». В Эрмитаже в этот раз я увидела портрет Екатерины Ксаверьевны Воронцовой (1792 -1880), которой А. С. Пушкин посвятил несколько любовных стихотворений, чей подарок, перстень, носил он до конца дней своей жизни («Храни меня, мой талисман… »). Ее гордый профиль он рисует на страницах своих рукописей. Обратите внимание на великолепные кружева графини.

Джорж  Хейтер. Портрет графини Е. К. Воронцовой, 1832. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Джорж Хейтер. Портрет графини Е. К. Воронцовой, 1832. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

В итальянском отделе Эрмитажа имеется небольшая постоянная экспозиция образцов кружев и вышивки, я не могла пройти мимо нее.

Итальянское кружево XVII века из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.

Итальянское кружево XVII века из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.

Итальянское кружево XVII века из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.

Итальянское кружево XVII века из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.

Когда я возвращалась в гостиницу после Эрмитажа, пройдя через арку Генерального штаба и выйдя на Невский проспект,  меня позвали совершить теплоходную экскурсию по каналам. Я согласилась. Вечерний Петербург  тоже очень красив.

Вечерний Санкт-Петербург

Вечерний Санкт-Петербург

На второй день моего пребывания после пешеходной прогулки по Итальянской улице и Манежной площади, которую к 300-летию города украсили скульптурными изображениями итальянских зодчих (Растрелли, Кваренги, Росси, Ринальди), набережной реки Фонтанки и Невскому проспекту в сторону Московского вокзала, поехала на маршрутном такси от станции метро «Московский проспект» в Павловск.

Санкт-Петербург, Манежная пл., памятник Растрелли.

Санкт-Петербург, Манежная пл., памятник Растрелли.

Мне повезло с погодой, было тепло, хотя уже была середина ноября. В Павловске мне хотелось посмотреть музей костюма и выставку «Лебяжий пух. Русская императрица и «американская королева».

Павловский дворец

Павловский дворец. Архитекторы: Ч. Камерон (80-е годы XVIII столетия), В. Бренна (90-е годыXVIII столетия), А. Воронихин и Дж. Кваренги (начало XIX столетия), П. Гонзага (1806-1807 гг.), К. Росси (1822 г.)

Очень много времени занял осмотр самого дворца. Экскурсовод прекрасно ознакомила нас с историей создания дворца и о его восстановлении из руин после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Реставраторы, а, возможно, студенты ВШНИ после окончания института выберут себе эту профессию, выполнили колоссальный объем работ. И Эрмитаж, и Павловск наполнены теплом их сердец и деяниями неутомимых рук. Все интерьеры, экспонаты находятся в изумительном порядке.

Император Павел I был счастлив в семейной жизни, и это до сих пор чувствуется. Интерьеры дворца и архитектура его очень оригинальны. В этом большую роль сыграл безупречный вкус супруги Марии Федоровны.

Мне хочется показать фотографию коврового кабинета, чтобы напомнить, что гобелены, подаренные Павлу Iи его супруге Марии Федоровне Людовиком XVI в 1782 году, были проданы советским правительством в 1931 году. Зато письменный стол принадлежал Павлу Петровичу и ранее находился в Михайловском замке.

Павловский дворец. Ковровый кабинет. Гобелен. Франция. 1776 г.

Павловский дворец. Ковровый кабинет. Гобелен. Франция. 1776 г.

Очень подробно описана каждая комната дворца на сайте музея.

К сожалению, в музее костюма, который находится в северном полуциркульном корпусе павловского дворца, нельзя было фотографировать экспозицию. Музей занимает довольно небольшое помещение, но выставлены в нем были костюмы и платья членов императорской фамилии Петра III, Екатерины  II, Павла I, его жены Марии Федоровны и их детей, супруг двух последних императоров.  Их расположили в хронологическом  порядке и проиллюстрировали портретами императорских особ.

 Известно, что Мария Федоровна на протяжении долгих лет заказывала свои туалеты у модистки французской королевы Марии – Антуанетты Розы Бертен.

На платьях Марии Федоровны, супруги императора Александра III, и Александры Федоровны, супруги императора Николая II, имеющихся в собрании музея, сохранились марки знаменитых европейских модельеров, таких как Чарльз Ворт (WORTH), Нико (NICAUD), Торин Блоссье (TORINBLOSSIER), Коль и Узель (COELH & UZEL), Миретт (MIRETTE). Также их платья имеют русские марки «Мадам Ольга» (Ольга Бульбенкова), «Ивановы», Бризак.

На выставке были представлены и аксессуары: обувь, веера, зонты, перчатки, сумочки, шляпы, кружевные платочки, мерное кружево.

Музей костюма государственного музея заповедника «Павловск» является  обладателем уникальной коллекции изделий, связанных из лебяжьего пуха (муфта, детское пальто, кофта, юбка, капор и пара туфель). Эти вещи, изготовленные в московской мастерской Т. Щепетовой в 1882 году, были подарены Марии Федоровне, супруге императора Александра III.  

С 5 сентября по 31 декабря 2013 года их показали на выставке, связанной с именем Жаклин Кеннеди.

Павловский дворец-музей. Афиша выставки "Лебяжий пух"

Павловский дворец-музей. Афиша выставки «Лебяжий пух»

Оказывается, в 1976 году при участии Жаклин Кеннеди  в США готовилась выставка «История русского костюма». Для отбора экспонатов она приезжала в Россию и побывала в Павловске, где и увидела изделия из лебяжьего пуха и даже сфотографировалась в капоре.

Два дня жизни: много это или мало.  Мне кажется, что за два дня, при желании,  можно успеть многое.

Автор: О. Ф. Журавлева. Фотографии: О. Ф. Журавлева

О масштабной выставке студентов ВШНИ в Вологде, 2015 г.

Google

Метки:

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

6 отзывов

1.  Г.Муравьева
13 Фев 2014 в 12:39

Приятные воспоминания.

2.  Надежда
13 Фев 2014 в 13:00

Спасибо, Ольга, за интересную статью об этом замечательном учебном заведении, о его ученицах. О городе на Неве и событиях происходивших на его улицах и в его дворцах.

3.  Наталья Пиир
13 Фев 2014 в 19:22

Оля, очень интересно! С удовольствием почитала и погуляла по Питеру! Спасибо!

4.  Elena Brophy
14 Фев 2014 в 03:25

Спасибо,Ольга, за полноценное путешествие по лучшим местам страны!
Ещё раз убедилась,но это только моё непрофессиональное мнение,что Искусство Кружева-есть камерное ,очень личное творчество! для украшения людей,а не создания скучнейших проектов о «Дереве жизни» с дурным вкусом.С благодарностью за внимание.Елена.

5.  Zhuravleva Olga
14 Фев 2014 в 07:55

Уважаемая Елена! К вопросу о камерности (утилитарности) и о масштабности (гигантизме) кружевных изделий мне бы хотелось высказаться. На выставке я увидела множество небольших (камерных) кружевных салфеток, выполненных студентами. Одна из них показана на фотографии со студенткой. Задача высшей школы состоит в том, чтобы показать все возможности работы с кружевом. Возможно, что ширма «Мировое дерево» перегружена белыми элементами (алконост и сирин), которые в гуаши смотрятся грубовато. Надо смотреть выплетенное изделие. Однако, нельзя забывать, что это творчество студентов, и масштабный проект является их личным некоммерческим достижением. Чтобы использовать кружево в повседневной жизни действительно нужен изысканный вкус, чувство меры, понимание модных тенденций. Сейчас такое время наступило, потому что в моду входит понятие женственности.

6.  Elena Brophy
16 Фев 2014 в 19:52

Ольга,спасибо ещё раз за ответ: критику принимаю с благодарностью.Работой мастериц можно гордиться,а их трудолюбию можно завидовать и бесконечно желать им красоты и вкуса. С уважением.Елена

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение