Архангел Михаил высоко почитается Святой Церковью. Он — архистратиг, предводитель Божьего воинства. Он поверг Диавола и всех павших ангелов с неба. Он — символ победы добра над злом. На страшном суде он держит весы, на которых взвешиваются добрые и плохие деяния человека. Его лик помещали на воинские знамена. Архангельский собор в московском Кремле является усыпальницей великих князей и царей.

На севере Франции есть место, которое более 1000 лет является местом поклонения верующих людей. Это Мон-Сен-Мишель (гора святого архангела Михаила). Известно, что уже в VI веке здесь поселились монахи-отшельники. Возникновение культа архангела Михаила описано в сохранившейся рукописи X века, где приводятся вещие сны святого Обера в 708 году. Мон-Сен-Мишель впервые изображен на вышитом ковре XI века, хранящемся в Байё в центре Вильгельма Завоевателя.

В 1979 году этому заповедному месту  ЮНЕСКО присвоил статус всемирного наследия человечества.

Гора святого архангела Михаила (Мон-Сен-Мишель)

Аббатство святого архангела Михаила (Мон-Сен-Мишель) — фантастическое
сооружение.

В аббатство и окружающую его деревушку можно попасть через Врата Подступа (Porte de l’Avancee), Бульварные врата, Королевские врата, которые последовательно расположены в крепостных сооружениях, построенных еще во времена столетней войны. С берега к ним ведет дамба, которая была построена  давно, в 1879 году.

Очень большая стоянка туристических автобусов и автомобилей (необходимо записать место вашего расположения) находится сравнительно далеко. Оттуда  все идут пешком. Надо отметить огромную посещаемость, доходящую до 1,5 миллионов человек в год. Это  третье место во Франции по посещаемости туристами. В этом перечне на первом месте – Эйфелева башня, а на втором – Версаль.

Королевские врата Мон-Сен-Мишеля

Королевские врата Мон-Сен-Мишеля.

Королевские врата с опускающейся решеткой. К ним через ров перекинут подъемный мост, восстановленный в 1992 году.

Пройдя через все ворота, посетители имеют возможность подниматься вверх по одной улице Гран (La Grand Rue), другой в аббатстве просто нет. Из-за множества паломников, а теперь еще и просто туристов, здесь всегда было много магазинчиков и мест, где можно покушать. Все старинные дома имеют свои отличительные названия.

Сразу же после входа в ворота мне встретился сувенирный магазинчик с кружевами и вышивкой. Ассортимент был довольно разнообразен. Много продается изделий с ручным коклюшечным кружевом, что неудивительно, ведь рядом пролегает кружевной маршрут Нормандии: Байё, Курсель-сюр-Мер, Кан.

коклюшечные кружева и вышивка

Сувениры Мон-Сен-Мишеля, украшенные коклюшечным кружевом и вышивкой.

Это витрина сувенирного магазинчика Мон-Сен-Мишеля, торгующего изделиями, украшенными коклюшечными кружевами и вышивкой. Занавески с ручной вышивкой в виде забавных корабликов тоже продаются.

занавески с ручной вышивкой

Занавески с ручной вышивкой в окне магазина сувениров.

Дорога имеет довольно крутой подъем вверх.

Главная улица Мон-Сен-Мишеля

La Grand Rue. Главная улица Мон-Сен-Мишеля.

Улица Гран быстро кончается и открывается панорама неприступного когда-то аббатства, построенного на склоне гранитной скалы. Архитектурный средневековый ансамбль монастыря в конце XVII века получил название «Ла Мервей» (Чудо).

Перед подъемом в аббатство Мон-Сен-Мишеля.

1- Наружный Великий Подъем;

2 — Маленький замок;

3 — Воронья башня, в которой есть проход к трем уровням здания Ла Мервей (Чудо);

4 — Ла Мервей (Чудо).

Здесь проживали монахи бенедиктинцы. Строительство аббатства велось несколько веков, с XI по XVI века. Облик его менялся от небольшого поселения до грозной цитадели. Его история неразрывно связана с историей Франции. Были периоды полного упадка. Монахи покинули аббатство в 1790 году в связи с Великой французской революцией. В продолжение длительного времени на территории располагалась тюрьма (1793-1863). Затем более 100 лет шла реставрация, которой занималось французское ведомство «Исторических памятников».

Небольшая община монахов появилась снова только в 1969 году.

Поднимаясь по довольно крутой лестнице (Великий Наружный Подъем – Гран Дегре), заходишь в аббатство через ворота, расположенные между двумя круглыми башнями маленького замка, построенного в 1393 году. За воротами с решеткой тебя снова встречает крутая лестница, названная «Бездной», после чего начинается Внутренний Великий Подъем.

Внутренний Великий подъем аббатства Мон-Сен-Мишель

Внутренний Великий Подъем в Мон-Сен-Мишеле.

Почти в конце Внутреннего Великого Подъема проходишь через небольшой музей, в котором макеты иллюстрируют историю создания аббатства, и оказываешься на террасе Со-Голтье (Прыжок), откуда видны простирающиеся великолепные просторы. Видна огромная бухта, образованная проливом Ла-Маншем. Здесь происходят самые сильные приливы в Европе, когда уровень воды может подниматься до 15 метров. При отливе море отступает от острова на 20 километров.

Вид на Томбелен с верхней террасы Мон-Сен-Мишеля.

Прекрасный вид морской бухты во время отлива с вершины Мон-Сен-Мишеля.

Это необитаемый островок Томбелен, находящийся на расстоянии 2,3 километра посреди отмелей. На фотографии запечатлен отлив.

Вид с верхней террасы Мон-Сен-Мишеля

Прогулка вокруг Мон-Сен-Мишеля вовремя отлива.

Парочка молодых людей, видимо хорошо освоивших местную обстановку, решила прогуляться среди «зыбучих» песков, как пишут справочники.

Фасад аббатской церкви в Мон-Сен-Мишеле.

Фасад аббатской церкви с башней колокольни.

Через террасу заходим в аббатскую церковь, колокольню которой венчает высокий  шпиль с позолоченной медной статуей архангела Михаила. Она была восстановлена в конце XIX века. Аббатская церковь была построена на вершине скалы, она не раз обрушалась, но до настоящего времени сохранились ее части, датируемые XI веком, временем ее первоначальной постройки. Данный фасад аббатской церкви относится к 1780 году и выполнен в классическом стиле.

готический хор аббатской церкви мон-сен-мишеля

«Пламенеющая готика» в аббатской церкви Мон-Сен-Мишеля.

Готический хор (1446-1521) является одним из шедевров пламенеющей готики (поздняя готика). Слева видна скульптура святого архангела Михаила, весовщика душ, XV век.

Из церкви есть проход в клуатр (XIII в.). Клуатр – это внутренний монастырский двор. Он расположен на одном уровне с аббатской церковью, где монахи молились семь раз в день. Пройдя в клуатр, монах мог уединиться, предаться своим мыслям. Сад, который по ряду сохранившихся источников существовал здесь в Средние века, был восстановлен в 1965 году.

Внутренний монастырский двор-клуатр.

Внутренний монастырский двор — клуатр.

Клуатр (внутренний монастырский двор) аббатства Ла Мервей (XIII в.).

В западной стене пробиты проемы, которые должны быть дверями в так и не построенный зал капитула. В настоящее время они закрыты органическим стеклом.

Верхние части арок галереи внутреннего монастырского двора, сделанные из мягкого канского камня, украшены резными барельефами. Так, например, дракон символизирует силы зла.

 

Барельеф с резным драконом

Искусная резьба по камню.

Внутренний монастырский двор (клуатр) сообщался со всеми основными помещениями монастыря.

Внутренний монастырский двор с видом на трапезную и церковь.

Галерея внутреннего монастырского двора с видом на трапезную и аббатскую церковь.

Слева видна монастырская трапезная с готическим окном и две каминные трубы гостевого зала, который располагается под ней. Справа находится фрагмент стены аббатской церкви.

Трапезная (рефекторий) аббатства Мон-Сен-Мишель

Трапезная (рефекторий) аббатства Мон-Сен-Мишель (XIII в.).

Считается, что зал трапезной является самым красивым в комплексе Ла Мервей. Совместная трапеза, святое причастие, омовение ног напоминают нам о Тайной Вечери. Во время приема пищи всегда монахом-чтецом читались сначала имена великомучеников, чьи дни памяти отмечались в этот день, а затем жития святых. Акустика зала была прекрасной. В трапезной не было каминов, и она не отапливалась.

Спускаясь далее по лестнице в гостевой зал, виден барельеф, который был установлен на этом месте в 1991 году.

Лестница из трапезной в гостевой зал.

Барельеф «Сон Святого Обера», скульптор Барре, около 1860 года.

В гостевом зале проходил прием знатных паломников. Короли Людовик Святой, Филипп IV  Красивый, Людовик XI, Франциск I были здесь. Он не являлся территорией монастыря. Роскошное украшение зала не сохранилось. В глубине зала видны два огромных камина, на которых готовили пищу для паломников.

Гостевой зал (XIII в.).

Гостевой зал (XIII в.) аббатства Мон-Сен-Мишель.

Под аббатской церковью, расположенной в третьем уровне Ла Мервея, находится крипта толстых столпов. В центре нее стоит десять цилиндрических столпов. Диаметр их окружности пять метров.

 

Крипта толстых столпов (XV век) аббатства Мон-Сен-Мишель.

Крипта толстых столпов (XV век) аббатства Мон-Сен-Мишель.

В ней никогда не было церковных служб. Считается, что она служила местом ожидания для подсудимых аббатства. Сам же зал Бель-Шез , где проходили суды, открывается только для специальных посещений.

Пройдя через многие ритуальные помещения, такие как крипта Святого Мартина (XI в.), часовня Святого Этьена (XII – XIII в.) и другие, оказываемся в рыцарском зале (XIII в.). Он находится на втором уровне Ла Мервея. Его сравнивают с гостевым залом, находящимся по соседству.

Рыцарский зал (XIII век).

Рыцарский зал (XIII век) аббатства Мон-Се-Мишель.

Это название дано залу в XVII веке в память об ордене рыцарей Святого Михаила. Зал этот был теплым и очень светлым. Монахи здесь совершали требы и переписывали рукописи.

Из этого зала переходим в помещение, где продавались билеты на вход в аббатство. Уже после посещения я купила путеводитель на русском языке «Мон-Сен-Мишель», автор Henry Decaëns, 2011, который очень мне помог в написании этой статьи. Аудио-гидов на русском языке не было, поэтому мне пришлось слушать все на английском языке.

Снова пришлось совершить по лестницам обратный путь.

Спуск с вершины аббатства Мон-Сен-Мишель.

Спуск с горы Сен-Мишель.

При обратном пути по улице Гран  снова видишь интересные старинные дома.

Старинный фахверковый дом

Старинный фахверковый дом на улице Гран.

На улице Гран расположена приходская церковь Святого Петра.

Приходская церковь святого Петра расположена на улице Гран.

Приходская церковь святого Петра.

В ней находится алтарь святого архангела Михаила.

Алтарь святого архангела Михаила в церкви святого Петра в Мон-Сен-Мишеле.

Алтарь святого архангела Михаила.

В пределе церкви я увидела православную икону святого Михаила — архангела, которую привезли в дар этому великому месту паломники из России.

Икона святого архангела Михаила.

Икона святого архангела Михаила в приходской церкви святого Петра в Мон-Сен-Мишеле.

Я архангелогородка, потому что родилась в Архангельске. На гербе этого города  изображен святой архангел Михаил. Он считается покровителем этого северного города. Даже в годы атеизма, насаждаемые советской властью, это имя не было изменено, что само по себе является чудом.

Мне  давно хотела побывать в Мон-Сен-Мишеле. И  желание исполнилось благодаря моему увлечению кружевом и членству в OIDFA (Международная организация кружевниц, занимающихся изготовлением коклюшечных и игольных кружев) .

 

Использованы фотографии О.Ф.Журавлевой.

Автор О.Ф.Журавлева. 18 декабря 2012 г.

 

 

 

Google

 

 

 

Метки:

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

4 отзывов

1.  Надежда Бурлешина
10 Янв 2013 в 17:22

Ольга Федоровна! Большое спасибо за интересное путешествие! Здоровья Вам и еще многих-многих интересных поездок!

2.  Игорь
28 Янв 2014 в 07:58

Хорошо подан собор,ознакомился с интересом и удовольствием, всего Вам наилучшего, новых ярких впечатлений!

3.  Лариса Тен
29 Окт 2015 в 07:23

Спасибо, дорогая Ольга Фёдоровна, за интереснейшее, максимально подробное и насыщенное описание Вашего путешествия!!!…

4.  Moonel
11 Ноя 2015 в 06:31

Keep working ,fantastic job!

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение