Начать свое кружевное путешествие по волжским местам, которые я посещаю впервые, мне хочется от Вечного огня Нижнего Новгорода. День был мартовский, будний, но стоял почетный караул. Какой-то мужчина подошел, снял шапку, поклонился. Я подошла к Вечному огню и тоже молчаливо склонила голову.

Нижний Новгород. Кремль. У вечного огня.

Нижний Новгород. Кремль. У вечного огня.

Мой отец, архангелогородец  1922 г.р., начал войну в 1941 на Калининском фронте. Воевать пришлось под Ржевом, Вязьмой. Целая армия более миллиона человек погибла там, но задержала немецких солдат на подступах к Москве. Мама, 1925 г.р., тушила зажигалки в Архангельске, очень страдала от голода и холода, но сдавала кровь. Светлая всем память!

Нижний Новгород. Кремль.

Нижний Новгород. Кремль.

Рядом с Вечным огнем находится знаменитый волжский откос и место слияния двух рек: Волги и Оки – Стрелка.

Нижний Новгород. Памятник (1940 г.) летчику В. П. Чкалову.

Нижний Новгород. Памятник (1940 г.) летчику В. П. Чкалову.

Памятник знаменитому земляку летчику Валерию Чкалову – культовой фигуре предвоенной эпохи –  поставлен на площади, откуда открывается замечательный вид на Волгу. Как же здесь хорошо, наверное,  в летний теплый день. К реке с высокого спуска сооружена Чкаловская лестница.

Нижний Новгород. Вид на Стрелку.

Нижний Новгород. Вид на Стрелку.

С Волги дул пронзительный холодный ветер, и мы поспешили выйти из кремля на улицу Большая Покровская.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская.

Это старинный центр города. Все дома его имеют продолжительную историю, и о каждом можно написать много интересного. Это не цель данной статьи. В Нижнем Новгороде мне хочется узнать больше о народных промыслах и, в частности, о коклюшечном кружеве Балахны. Музей истории художественных промыслов нижегородской области находится по адресу улица Большая Покровская, дом 43, 4 этаж. Удачное расположение! Пройдя от кремля до музея,  я познакомилась со многими архитектурными достопримечательностями. Очень красивы и бронзовые скульптурные группы. В них увековечены люди, находившиеся на этой замечательной улице сто лет назад. Они стали теперь историческими персонажами, которые ненавязчиво сопровождают нас в прогулке по городу.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская.

«Барышня, сударыня, госпожа» и «сударь, господин», – это русские слова-обращения уже вышедшие из употребления. Идет время, богатство русского языка уходит из повседневной речи. Об этом я вспомнила, увидев на Большой Покровской элегантную пару другого времени и другой эпохи.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская.

Уличных чистильщиков обуви я  еще застала. Будучи школьницей младших классов, у меня была возможность почистить свои ботиночки за очень маленькие деньги. Вся процедура чистки обуви до сих пор в памяти. У чистильщицы были две щетки с разной по густоте и мягкости щетиной, которыми она растирала ваксу. Заканчивался процесс натиркой до блеска бархоткой обуви, которая сияла после этого. Городской житель должен был следить за чистотой обуви, так воспитывали.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская.

Процесс цифрового фотографирования теперь доступен всем, но фигура фотографа на Большой Покровской улице Нижнего Новгорода напоминает нам о совсем иных временах и больших трудностях создания изображения. Фотограф – важная историческая фигура.  Именно они – фотографы – оставили бесчисленной множество документов, свидетельствующих о материальной культуре, которые помогают историкам понять многое. У меня есть книга Т. Сабуровой «Портрет в русской фотографии» (Избранные произведения 1850-1910-х годов) из собрания Государственного Исторического музея. Москва, 2006 г. Из нее я узнала об Андрее Осиповиче Карелине (1837 – 1906). Крестьянский сын, художник по образованию, занялся фотографией в 1860-х годах и был ретушером у Г. И. Деньера в Петербурге. В 1869 году он открывает в Нижнем Новгороде собственное ателье. В своем ремесле он достиг больших высот, имел многочисленные награды международных выставок. В 1870-м году А. О. Карелин подготовил альбом «Нижний Новгород», один из экземпляров которого сделал цветным известный художник И. И. Шишкин. Этот цветной альбом был подарен царю Александру II. Многочисленные лучшие портреты и жанровые композиции за 1870 – 1880-е годы объединяются мастером в «Художественный альбом фотографий с натуры». На Большой Покровской улице есть музей этого фотохудожника. Я могу написать про еще одного фотографа Б. Барро, имевшего ателье на этой улице, я видела его фотографии.

Потихоньку пешеходная улица привела к музею истории народных промыслов нижегородской области.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Дом 43.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Дом 43.

Экспозиция коклюшечного кружева в музее оказалась небольшой, но интересной.  Это шарфы, летние пальто- труакары, косынка, блуза, мерное балахнинское кружево, выполненные из разного по качеству и цвету  нитей.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области. Коклюшечное кружево.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области. Коклюшечное кружево.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области. Коклюшечное кружево.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области. Коклюшечное кружево.

Мне хочется обратить внимание на старинную черную блузу, выполненную из полос  мерного балахнинского коклюшечного кружева парного плетения. Она выглядит очень современно. В начале 2000-х годов похожие кружевные  блузы появились в Москве в продаже, составленные из мерного хлопчатобумажного кружева машинного производства белого цвета. Справа внизу в экспозиции показан превосходный край балахнинского многопарного кружева с клюневой решеткой, являющейся характерным признаком этого вида русского плетеного кружева.

Рядом с витриной с кружевными изделиями находится большая экспозиция с нижегородскими народными костюмами в превосходном состоянии. Часть из них недавно была отреставрирована.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области.

Обратите внимание на кружевную манжету рукава рубахи народного костюма.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области. Коклюшечное кружево.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области. Коклюшечное кружево.

Это многопарное коклюшечное кружево, выплетенное в подражание тонкому европейскому кружеву «малин». В книге В. А. Фалеевой «Русское плетеное кружево», Ленинград, 1983, стр.184 читаем про многопарное кружево Балахны: «Наряду с ветками розы и другими цветочными мотивами… в Балахне делали и геометрические, такие же тонкие, в виде цепей, ромбов, кругов или овалов, образованных сканью с розетками и решетками внутри них. Подобные узоры известны нам по елецкому кружеву…». В связи с вышенаписанным можно предположить, что местом изготовления этого кружева является Балахна с учетом того, что на знаменитой ярмарке Нижнего Новгорода продавались кружева со всех губерний России на любой вкус.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области.

В другом нижегородском старинном костюме я обнаружила, что нижний край передника отделан металлическим коклюшечным кружевом, выплетенным из серебряно-золотной нити.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области. Коклюшечное кружево.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области. Коклюшечное кружево.

О месте изготовления кружева на фартуке трудно судить. Выплести его несложно, но  к концу XIX столетия –  времени создания самого костюма – на фартуках уже пришивались белые прошвы модного машинного кружева, поэтому металлическое кружево уже практически не пользовалось спросом. Об этом, наверное, лучше знают специалисты, занимающиеся народной культурой из Нижнего Новгорода, то есть необходимо по атрибуции этого кружева  провести дополнительное расследование.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области. Экспозиция деревянной мебели.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области. Экспозиция деревянной мебели.

Женский труд – плести кружево, а мужской труд – резьба по дереву.  Надо знать историю России. После реформы 1861 года крестьянин не мог прокормить свою семью  с того участка земли, который он получил в надел, поэтому наиболее предприимчивые из них обратились к дополнительному заработку, став кустарями. Этому способствовали и земства, которые пытались оказать посреднические услуги по продаже крестьянской  продукции, открывая склады художественных изделий, музеи кустарных промыслов.  Выдающиеся русские художники – И. Е. Репин, В. Д. Поленов, К. А. Коровин М. А. Врубель, Н. К. Рерих, С. В. Малютин и другие – во главе с В. М. Васнецовым проявили заинтересованность к развитию крестьянского  кустарного искусства, которое даже стало предметом коллекционирования. Возродился интерес к «русской старине».

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области. Экспозиция деревянной мебели.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская. Музей истории народных промыслов нижегородской области. Экспозиция деревянной мебели.

Резная деревянная мебель из собрания музея показывает уровень модного с 1880-х годов возрождения древнерусских традиций в декоративном искусстве.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская, 26. 1913 год, архитектор В. А. Покровский.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская, 26. 1913 год, архитектор В. А. Покровский.

В связи с вышенаписанным привожу шедевр нижегородской архитектуры в неорусском (древнерусском) стиле по улице Большая Покровская, дом 26., Это здание государственного банка, построенное в 1913 году к 300-летию дома Романовых архитектором В. А. Покровским, инженером Б. М. Нилусом и другими.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская, 26. 1913 год, архитектор В. А. Покровский. Центральный вход.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская, 26. 1913 год, архитектор В. А. Покровский. Центральный вход.

Так выглядит главный вход в банк. Царь Николай II поднимался по этим ступеням на открытии.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская, 26. 1913 год, архитектор В. А. Покровский.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская, 26. 1913 год, архитектор В. А. Покровский.

Здание большое и длинное. Оно заканчивается входом в «Сберегательную кассу» для нижегородской публики, которая хотела получать банковские проценты с накопленных денег, а не хранить их в «кубышке», и башней для часов, стилизованной под  древнерусскую звонницу.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская.

Нижний Новгород. Улица Большая Покровская.

В своем кружевном путешествии хочу отметить также дом купчихи О. Н. Каменевой, построенной в 1912-1916 гг. в стиле модерн. Он украшен скульптурами грифонов. Дом очень стильный, находится на Большой Покровской улице. Мне нравятся  большие окна, оконные переплеты, простая входная  дверь с улицы. Расскажу житейскую историю, возникшую у меня в памяти в связи с этим домом. Недавно я читала газету, в которой было написано, что один начальник (Ф. И. О. не указываю) обозвал своих рабочих «грифонами». Я была очень удивлена таким его «культурным» уровнем.

Нижний Новгород. Верхневолжская  набережная, д. 5.

Нижний Новгород. Верхневолжская набережная, д. 5.

В этот день я еще побывала в двух филиалах Музея ННГУ им. Н. И. Лобачевского .

Музей Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (директор Т. И. Ковалева) был создан в 1975 года. С 1999 года он стал являться образовательным центром музеологии.

На Верхневолжской набережной, д. 5, находится университетский филиал музея «Нижегородская радиолаборатория».

Косвенно история возникновения радиофизики в стенах нижегородской радиолаборатории связана с годами моей юности, со спором «физиков» и «лириков». Я стала «физиком», окончив МГУ им. М. В.  Ломоносова по специальности «волновые процессы».

Нижний Новгород. Верхневолжская  набережная, д. 5. Музей «Нижегородская радиолаборатория».

Нижний Новгород. Верхневолжская набережная, д. 5. Музей «Нижегородская радиолаборатория».

Около двери мы видим прибор для обнаружения и регистрации электрических колебаний. 7 мая 1895 года Александр Попов продемонстрировал его на заседании Русского физико-химического общества. Это дата вошла в историю, как день рождения радио. Нижегородскую лабораторию возглавил Михаил Бонч-Бруевич, изобретатель в 1916 году первой в России электронной лампы.  Лаборатория занималась ответственной задачей создания радиопередающей сети. Она была создана. Об экспонатах этого музея, таких как приемник Кристодин, первый телевизор,  можно много написать, но интересно было и посмотреть.

Это очень интересный мир и интересное было время, к которому я имела счастье прикоснуться. Для меня профессия «инженер» до сих пор является главной, ибо в ее основе заключен прогресс во всех направлениях человеческой жизни. Лаборатория должна быть сохранена на том месте, где была, очень велико ее значение в истории физики.

Хочу сказать слова благодарности сотрудникам музея ННГУ М. В. Сучковой и Л. В. Ведерниковой, которые сопровождали меня и представили историю города во всей его красе в условиях дефицита времени.

Л. В. Ведерникова при поддержке Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области написала в 2008 году очень нужную книгу «Балахнинское кружево».

В городе Радужном Владимирской области 27 – 29 марта 2015 г. проходил II Международный фестиваль «Кружевная тропинка». Участники его были ознакомлены с докладом «Балахнинское кружево в музейных коллекциях  России» (авторы Л. В. Ведерникова, М. В. Сучкова, докладчик М. В. Сучкова). Сотрудники музея НГГУ выполнили большой объем работы по созданию научной базы о балахнинском кружеве.

Благодарю директора музея  ННГУ Т. И. Ковалеву за поддержку своих сотрудников и помощь в изучении истории развития кружевоплетения в городе Балахна.

Нижний Новгород. Директор музея ННГУ им. Н. И. Лобачевского Т. И. Ковалева.

Нижний Новгород. Директор музея ННГУ им. Н. И. Лобачевского Т. И. Ковалева.

Хочу познакомить читателей этой статьи с новой книгой  Валентины Дейнеко «Нижегородский автограф», издательство «Кварц», Нижний Новгород, 2015, о декоративно-прикладном искусстве Нижнего Новгорода конца ХХ века (1985-2000).

Нижний Новгород. Подарочный альбом о декоративно-прикладном искусстве Нижнего Новгорода конца ХХ века.

Нижний Новгород. Подарочный альбом о декоративно-прикладном искусстве Нижнего Новгорода конца ХХ века.

В этом альбоме прекрасно проиллюстрировано творчество мастеров, в том числе и кружевниц,  в период перестроечных реформ, когда они смогли показать все свои лучшие творческие возможности. Значимость данного альбома велика. Его издание свидетельствует о желании региональных властей поддержать культурные превосходные традиции декоративно-прикладного искусства Поволжья. Для меня этот альбом – лучший подарок на память о первом путешествии в Нижний Новгород.

Автор: О. Ф. Журавлева

Фотографии О. Ф. Журавлевой.

27 апреля 2015 г.
Google

Метки: ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

4 отзывов

1.  Г.Муравьева
27 Апр 2015 в 04:47

Ольга Федоровна, ваше сообщение как всегда информативно и эмоционально.

2.  Надежда Кирсанова.
28 Апр 2015 в 13:16

Так захотелось посмотреть своими глазами на Вами замечательно описанный старинный город!!! Спасибо, Ольга!

3.  Zhuravleva Olga
28 Апр 2015 в 16:33

И мне тоже хочется снова там побывать, это город для моего склада души!

4.  Elena Brophy
29 Апр 2015 в 02:37

Спасибо преогромное! Действительно,Балахнинское кружево нуждается в поддержке! Элегантное и привлекательное.
Кроме того,я прошлась с Вами по городу,где родилась и связана с нижегородскими родственниками.
Благодарна Л.В. Ведерниковой за её книгу и труд музейного подвижника.С пожеланиями Олечке Творчества и Здоровья всем нам на радость. Елена Брофи из далёкого далека.

 

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.