Знаменитый поэт Александр  Сергеевич Пушкин два года просил руки  молодой калужанки Натальи Гончаровой. Венчание состоялось 2 марта 1831 года  в Москве у «Никитских ворот» в храме «Большое Вознесение». Жениху было 30 лет, а невесте – 18. Через год в семье появилась дочь Мария (1832), затем сыновья Александр (1833), Григорий (1835) и еще дочь Наталья (1836).

А. Брюллов. Н. Н. Пушкина. Конец 1831 –начало 1832 года.  Копия.

А. Брюллов. Н. Н. Пушкина. Конец 1831 –начало 1832 года. Акварель.Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод», копия.

Портрет, написанный  А. Брюлловым в это время, запечатлел редкую красоту  молодой жены А. С. Пушкина, которая еще и имела «модельный» рост 177 см.  Платье для бала Натальи Николаевны  Пушкиной сшито по моде конца 1820-х-начала 1830-х годов. Это хорошо узнаваемый силуэт, который отличает широкая юбка из полос  ткани, собранных на тончайшей талии, туго стянутой корсетом из китового уса, лиф с большим декольте, пышные рукава.

А. Брюллов. Н. Н. Пушкина. Конец 1831 –начало 1832 года.  Копия. Фрагмент.

А. Брюллов. Н. Н. Пушкина. Конец 1831 –начало 1832 года. Акварель.Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод», копия. Фрагмент.

Платье отделано самыми модными и дорогими кружевами того времени – блондами. Они плелись на коклюшках из шёлка-сырца. Его привозили из Китая. В России блонды стали плести в начале XIX века в помещичьих мастерских, в которых привозными из Европы кружевницами были обучены сложному ремеслу крепостные девушки. Эти кружева, изготовленные по западным рисункам и из привозных шёлковых ниток,  стали в большом количестве продаваться в лавках Москвы и Петербурга.  Особенно много «блондового» кружева поставлялось ко двору   из  Страстного и Ивановского монастырей, находящихся в Москве. В сохранившихся архивных документах они описаны как «серебряные с белым шёлком, золотые с битью, золотые с белым шёлком, серебряные с белым шёлком «на одну сторону городки» (то есть зубцы), серебряные с фиолетовым шёлком, кружева со стеклярусом, простые белые и черные без серебра, блондовые кружева из льна черного цвета и прочие» (ЦГАДА, ф. 14, оп. 1, д. 90, л. 177-197).

Какие были блонды на платье Натальи Николаевны – французские или русские- уже теперь невозможно узнать.

Блонды, Франция (?).Из частной коллекции  О. Ф. Ж.

Фрагмент свадебной вуали. Кружево –блонды. Франция (?). Первая половина XIX в. Шелк, многопарное коклюшечное плетение. Приобретено в Нормандии. Из частной коллекции О. Ф. Ж.

Для знатоков коклюшечного плетения сейчас трудно представить, как возможно было начертить сколки и сплести  на тончайшем фоне в виде тюлевой сетки  такие сложные цветочные орнаменты  в технике многопарного плетения . Это драгоценное кружево является доказательством  высокоразвитого художественного и технического мастерства кружевниц того времени.

Копия портрета была выставлена в имении Гончаровых «Полотняный Завод», в котором выросла Н. Н. Гончарова,  и где несколько раз был и А. С. Пушкин.

Калужская область, дорога в усадьбу «Полотняный Завод». 14 июня 2017 г.

Калужская область, дорога в усадьбу «Полотняный Завод». 14 июня 2017 г.

Много лет я ездила в Калугу, потому что там жила родня со стороны мужа. Мне очень хотелось побывать в знаменитом «Полотняном Заводе», но усадьба была закрыта. И все же мечта моя недавно сбылась. С железнодорожного вокзала Калуги в это место ходят рейсовые автобусы, которые, однако, до музея не довезут. Необходимо будет идти пешком по тропинке через поселение с ориентиром на далекую фабричную трубу. Этот путь мне указали местные жители еще в автобусе.

Калужская область, «Полотняный Завод». 14 июня 2017 г.

Калужская область, «Полотняный Завод». 14 июня 2017 г.

А вот и она (труба)…

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод».

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод».

Проходишь мост и практически рядом со старинными фабричными строениями  неожиданно для тебя появляется  настоящий дворец. Неожиданно, потому что никак не думала в такой глубинке увидеть чудо. Обычно, я свои путешествия не готовлю, они происходят у меня спонтанно из-за того, что я куда-то выезжаю из своего дома «по делам», обычно семейным или дружеским. Особняком стоят путешествия, связанные с изучением кружева и организацией OIDFA.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Начало постройки 30-е годы XVIII в.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Начало постройки 30-е годы XVIII в.

Имение «Полотняный Завод» возникло на основании Петровских реформ. Прапрадеду Наталии Николаевны  Афанасию  Абрамовичу Гончарову (1693-1788) было разрешено беспошлинное производство канатов, парусов , которые изготавливались из пеньки.  Это позволило ему нажить огромное состояние и воздвигнуть родовой дворец и усадьбу, масштабы которых были сравнимы с дворцами европейской аристократии. Как мне сказали, что обогащение предприимчивых людей в те времена напоминает быстрое обогащение российских олигархов нашего времени, которым также был открыт «зеленый свет».

Много лет  этот место было закрыто для посещений из-за реставрации, а теперь тихий уголок земли русской радует глаз  удивительным сочетанием былой роскоши и неизменившейся до сих пор  невзрачности  окружаюших его поселений.

И красота калужских девушек остается прежней.

Калужская область, Музей – усадьба «Полотняный Завод». Свадьба. 14 июня 2017 г.

Калужская область, Музей – усадьба «Полотняный Завод». Свадьба. 14 июня 2017 г.

Наша жизнь продолжается, и самым главным её событием  становится свадьба. С неё начинается полноценная самостоятельная жизнь. Желаю этой новобрачной личного счастья!

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод».

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод».

Я разговорилась с местной жительницей, которая много лет отработала на бумажной фабрике, которая вместо канатов и парусного полотна вот уже 300 лет выпускает бумагу, а в последнее время перешла на производство картона. На воротах её я прочитала: «Бумажная мануфактура, 1718». С каким упоением она рассказала об этих купальнях, рыбалках, красоте природы, о своем детстве. Кстати в одном из помещений фабрики XVIII века в 2018 году открылся музей бумаги «Бузеон».

Да, место для усадьбы было выбрано просто великолепное: и лес, и река и просторы Среднерусской возвышенности.

Панорама Полотняного Завода. Усадьба Гончаровых и Щепочкина. Начало XIX века  ( по реконструкции арх. А. А. Кондратьева). Художник  В. С. Манаенков. Холст, масло.

Панорама Полотняного Завода. Усадьба Гончаровых и Щепочкина. Начало XIX века ( по реконструкции арх. А. А. Кондратьева). Художник В. С. Манаенков. Холст, масло.

На полях росла конопля, из волокон которой производили пеньку. Для производства  канатов и веревок, которым сносу не было,  пеньку несколько лет вымачивали в проточной воде. А воды вокруг усадьбы было много.  Её окружала полноводная река Суходрев.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Родословное дерево Гончаровых, составленное Г. Ровенским в 1999 г., проживающим в Подмосковье.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Родословное дерево Гончаровых, составленное Г. Ровенским в 1999 г., проживающим в Подмосковье.

Родовое дерево Гончаровых продолжает расти и поныне. Оно создано по восходящей мужской линии. С него начинается экспозиция, которая расположена в 13 залах дворца.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод».

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод».

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод».

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод».

Как мы видим, в экспозиции находится много исторических портретов и различных раритетов. Про них можно прочитать в статьях из интернета или посмотреть воочию.

Однако же один женский портрет из них я выделю и обращу на него Ваше внимание.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Екатерина Андреевна Гончарова (Сенявина) (1744-1816). Неизвестный художник. Х. м., конец XVIII в.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Екатерина Андреевна Гончарова (Сенявина) (1744-1816). Неизвестный художник. Х. м., конец XVIII в.

На портрете жена старшего сына Афанасия Абрамовича Гончарова – Николая Афанасьевича. Образ её полон достоинства. Интерес  представляет изысканный наряд и головной убор (чепец) — фонтаж.  Темная накидка прикрывает красное платье, неглубокое декольте которого отделано белоснежной оборкой модного нитяного западноевропейского коклюшечного кружева (валансьен или малин — ?). К сожалению поясной портрет не дает возможности увидеть полностью одежду одной из самых богатых дам того времени. О её статусе можно судить только по дорогостоящим ювелирным украшениям и кружеву. Художнику удалось нарисовать белоснежное кружево и изобразить вид серебряного кружева, которое напоминает по форме завитки венецианского гипюра, шитого иглой, находящееся на головном уборе и  борту накидки ( возможно, что это кружевные ленты, спускающиеся вниз от головного убора на одну сторону). Красота же головного убора, придуманного знаменитой фавориткой французского короля Людовика XIV  Марией Анджеликой де Фонтаж, завораживает. Мода на фонтаж во Франции закончилась в 20- х годах XVIII века. Судя по датировкее портрета в России она продержалась на полвека дольше.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Вышивка.Начало XIX в.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Вышивка. Начало XIX в.

Девушки, дамы в усадебных поместьях в свободное время любили вышивать. Яркая вышивка шерстяными нитями отображает выжившего из ума старого барина, который по жизненной привычке несмотря на отсутствие одной ноги все еще пытается охотится на уток. Бедный слуга – юноша мавр– с трудом толкает тележку с ним. Сцена правдива. Господа имели рабов. Все великолепие их жизненного уклада создавалось крепостными.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Старик и старуха. Лубок. Картон, м. Конец XIX в. Из усадьбы Полотняный Завод.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод».
Старик и старуха. Лубок. Картон, м. Конец XIX в. Из усадьбы Полотняный Завод.

Стены в крестьянских домах украшали лубки с поучительными надписями и картинами. Мне не удалось прочитать надпись к этому – написано витеевато. Этот лубок очень интересен: старуха прядет пряжу, старик мастерит корзинку из прутьев ивы, что напоминает о традиционных зимних занятиях. Обратите внимание на белоснежное полотенце: оно украшено кружевной сеткой. Такая же сетка на концах платка и повойника. Старичок – в очках. Такое ощущение, что лубок рисовал какой-то иностранный художник.

И снова о крепостных крестьянах и о мемориальной мебели из усадьбы Полотняный Завод. Сам усадебный дом был во время войны сожжен немцами и востановлен по сохранившимся фотографиям и чертежам к 1999 году . В нем  к 200- летию со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина был открыт Мемориальный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Полотняный Завод». Сохранение мебели и других раритетов – это заслуга музейщиков, которые после революции её хранили на одном из калужских музейных хранилищ, не показывая.

Мемориальная мебель этого музея – великолепна. Она создана крепостными мастерами. Сейчас такую и в таком количестве редко, где встретишь. А самое главное в том, что она из этой усадьбы и принадлежала Гончаровым.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Гостиная. Мемориальная мебель: стол, стулья, ломберный столик. Россия.Конец XVIII – начало  XIX вв.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Гостиная. Мемориальная мебель: стол, стулья, ломберный столик. Россия.Конец XVIII – начало XIX вв.

Так сложилось в моей жизни в Архангельске, что у родителей было первое издание книги  «Стили мебели», Д. Кес. Будапешт, 1981 г. По ней я в юности ознакомилась со стилевыми направлениями этого вида декоративно-прикладного искусства и в дальнейшем историей мебели продолжала интересоваться.

С античных времен известна техника маркетри (ударение на последний слог). В России она достигла вершин мастерства во второй половине XVIII в. Музей «Полотняный Завод» показывает, что крепостные мастера в совершенстве овладели этой техникой.

В моей библиотека находится книга «Русское наборное дерево восемнадцатого века». Москва, «Советская Россия», 1989 г. Автор-составитель Ю. В. Фомин. Вот это прекрасное издание наиболее полно описывает все имеющиеся русские шедевры мебельного искусства в технике «маркетри», находящиеся в музеях России.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Диванная. Мемориальный стол. Карельская береза. Россия, 20-е годы XIX в.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Диванная. Мемориальный стол. Карельская береза. Россия, 20-е годы XIX в.

Интерьер диванной комнаты создавался в конце XVIII века в модном тогда стиле «шинуазри». Здесь находятся витрины с китайским и японским фарфором.

Стол из карельской березы, о существовании которой не знали в Европе. Использование её началось во время царствования Павла I,  что стало большим событием в мебельном искусстве. Красивая фактура этого дерева уже не скрывается под слоем краски или позолоты.

Очень значимой для посещения является «Комната хозяйки», с которой начиналась жилая часть дома. Надо сказать, что весь дворец наполнен светом: окна в нем большие и комнаты тоже. Находясь в доме, то есть в замкнутом пространстве, ты везде как бы соприкасаешься с природой, её изумительной здешней красотой.

 

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Комната хозяйки.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Комната хозяйки.

Слева стоит мемориальное зеркало из красного дерева  «жакоб» (начало XIX в.), в котором символично отражаются образы тех, кто здесь жил. Детские портреты Натальи Николаевны , её братьев и сестер, портреты родителей, бабушки и дедушки. Они даются в воспроизведениях.

Немного о названии «жакоб». Оно было дано по имени француза Жакоба Дельматра. Эта мебель отражала эпоху ампир, во время которой  появляются книжные шкафы с решетками, стоячие зеркала-«псише», туалетные столики, жардиньерки, шкафы для фарфора, открытые серванты и др.

Обращает на себя внимание огромный портрет М. И. Кутузова. Это копия художника Моисеенко с оригинала Дж. Доу, 20-е годы XIX в. Оказывается с 15 по 17 октября 1812 года в усадьбе Гончаровых располагалась Главная квартира русской армии и ставка главнокомандующего.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Комната хозяйки.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Комната хозяйки.

Это так называемые левкасные кресла ( 2- ая половина  XVIII в.) и столик из ореха (первая половина XIX в.). Мебель происходит из Полотняного Завода.

 

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Комната хозяйки.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Комната хозяйки.

В шкафу 1-й половины XIX века расположена часть библиотеки Гончаровых. Здесь же находится прижизненное издание стихов А. С. Пушкина (1826 г.)

 

А. С. Пушкин (1799-1837). Литография с портрета О. А. Кипренского, 1827 г. Из дома Гончаровых в Полотняном Заводе.

А. С. Пушкин (1799-1837). Литография с портрета О. А. Кипренского, 1827 г. Из дома Гончаровых в Полотняном Заводе.

Дети  А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой, их потомки  являются представителями рода Пушкиных.  У меня в библиотеке есть книга В. М. Русакова «Рассказы о потомках А. С. Пушкина». Лениздат, 1992 г. Её интересно было читать.  В ней процитированы строки из автобиографии : «Имя моих предков встречается поминутно в моей истории… Четверо Пушкиных подписались под грамотою о избрании на царство Романовых…».

Хочу написать, что в Архангельске, откуда я родом, жила праправнучка великого поэта Ирина Евгеньевна Гибшман (отец – Е. И.Клименко, мать – М. П. Воронцова-Вельяминова, ), преподаватель английского языка. Ирина  Евгеньевна имела портретное сходство  со своим прапрадедом.  Оно было отмечено известным скульптором М. К. Аникушиным. В её семье хранилось детское покрывало, связанное руками Н. Н. Гончаровой. А у меня хранится листок бумаги, на котором записаны поговорки, написанные рукой И. Е. Гибшман  по просьбе её знакомой для меня.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Цветут пеоны.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод». Цветут пионы.

Сегодня моему любимому поэту исполнилось 220 лет.  Имя его связано с Полотняным Заводом Калужской губернии.

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод».

Калужская область, Музей –усадьба «Полотняный Завод».

«Нет, весь я не умру – душа в заветной лире мой прах переживет и тления убежит…», А. С. Пушкин,стих. «Памятник», 1836.

 

Автор: О. Ф. Журавлева, фотографии автора.

6 июня 2019 г., Москва.

 

 

 

 

.

 

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

4 отзывов

1.  Elena Brophy
25 Июн 2019 в 04:52

Спасибо, Оля, за прекрасное путешествие на Полотняный Завод.Текст о музее и фотографии получились очень информативными. Знаю,что если бы не Оля,неутомимый путешественник-исследователь,то никогда бы не посетила этих мест. Всех благ и удачи. Лена

2.  Наталья Александрова
25 Июн 2019 в 10:42

Олечка, браво! Чудесная статья! Не перестаю восхищаться твоим широким кругозором и аналитическим умом! и умением посмотреть на привычные вещи сквозь призму кружевоплетения. Спасибо за статью и за приятные воспоминания о путешествии в Полотняный Завод! Впечатления от посещения усадьбы Гончаровых незабываемые, и благодаря твоей статье вновь ярко проявились эмоции , которые были испытаны в тех прекрасных местах. Удачи тебе и новых интересных материалов! Обнимаю!

3.  Галина Муравьева
25 Июн 2019 в 18:48

Прелестно!

4.  Марина
26 Июн 2019 в 05:54

Очень интересно

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение