Для того, чтобы узнать тип кружева, необходимо найти его аналоги. Речь пойдет о полотенце с подольским коклюшечным кружевом.

Край (узор «цветами»). 1880-е годы. Московская губерния, Подольский уезд, с. Васюнино.

Край (узор «цветами»). 1880-е годы. Московская губерния, Подольский уезд, с. Васюнино. Хлопчатобумажная нить, коклюшечное кружево, многопарная техника. Шир. 11. ГРМ.

Я только что вышла из больницы, куда попала просто неожиданно. Сразу же я поехала по выставкам, потому что так как захотелось снова увидеть красоту окружающего мира. (Это выставки Шагала (Новоиерусалимский Музей), Дали (Манеж), «Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия» (Царицыно)).

Февральский мрачный день. Царицыно. От метро добраться до музея-заповедника – путь не близкий. Но увиденное того стоит.

Сначала надо было пройти часть парка.  «Русская готика» (псевлоготика) была создана по повелению Екатерины II архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым. Строительство началось в 1776 году. История тех, кто проживал здесь, многогранная и велика.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г. Большой мост через овраг. 1778 – 1784. По проекту Василия Баженова.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г. Большой мост через овраг. 1778 – 1784. По проекту Василия Баженова.

Стрельчатые арки, люкарны (окна), розетты (фр. rosette, розочка), здесь воплотились и масонские символы В. Баженова в виде солнечных лучей над полукруглыми арками, символизирующих «всевидящее око».

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г. Кавалерские корпуса.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г. Кавалерские корпуса.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г. Кавалерские корпуса.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г. Кавалерские корпуса.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г. Большой Царицынский дворец. 1786-1796.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г. Большой Царицынский дворец. 1786-1796.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г. Большой Царицынский дворец. 1786-1796.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г. Большой Царицынский дворец. 1786-1796.

Дворец никогда не использовался, потому что Екатерина II умерла до его завершения. В наше время он уже находился в руинах. Я помню дискуссию, когда решили построить новодел при мэре Москвы Ю Лужкове. Почему-то к идее восстановления относились отрицательно. Однако в 2005-2007 годах дворец был возведён. Теперь Царицыно украшает Москву. Я живу далеко от этого места, поэтому полностью изучить весь архитектурно-парковый ансамбль видимо не удастся, но хотелось бы.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г.

Представьте, как интересно здесь гулять детям.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г.

Как приятно мне до сих пор, что я это все увидела, что совместила приятную прогулку с полезным для себя делом: изучением истории кружева.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г.

Музей-заповедник Царицыно. Февраль 2020 г.

«Драгоценен сердцу моему» — таковым для меня является красота кружева.   И я была вознаграждена, увидев на одноименной выставке полотенце, край которого был украшен кружевом идентичным «подольскому» под названием «цветами» [1].

Музей-заповедник Царицыно. Выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца».

Музей-заповедник Царицыно. Выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца».

Полотенце. Россия. 1883. Льняное полотно, шёлк, кружево; вышивка, плетение.

По легенде кружево Подольского уезда Московской губернии XIX века появилось в результате необыкновенного таланта девушки Марьи Николаевны Маркоткиной  (1764-1854), которая была крепостной помещиков Челищевых из села Васюнино (Подольский уезд). Все дело в том, что она самостоятельно освоила коклюшечное плетение фламандского кружева «малин», имея образцы кружева с одежды своей госпожи. За годы жизни она обучила многих девушек этому прекрасному и прибыльному ремеслу.

О истории возникновения промысла подробно говорится в книге В. А. Фалеевой «Русское кружево», стр. 150-151 и приводится снимок кружева, который имел местное название «цветами» (в книге перепутаны названия иллюстраций: в тексте «перами надо заменить на «цветами» и наоборот).  В. А. Фалеева пишет про этот узор, что он «состоит из волнистой гирлянды листьев, с неё свисают стебли цветов, а на фоне в промежутках расположены фигурные розеточки». Тип этого кружева имеет название «малин». В указанной книге отмечено, что всего мастерицы плели 58 самых разных таких узоров. Для того, чтобы сплести такое кружево необходимо от 100 до 200 пар коклюшек, используя при этом хлопчатобумажную нить.

Если посмотрим на вышивку верхней части полотенца, то мы увидим дату 1883 год и инициалы А и М с коронами, которые в истории получили название княжеских, а в данном случае они принадлежат царственным особам императору Александру III (1845 – 1894, правление с 1881) и императрице Марии Федоровне (1847 -1928). В этом я могу ошибаться, так как отца Александра III тоже звали Александр II, а мать была Мария Александровна.  Их инициалы тоже А и М. Гимназия была открыта в 1860 году и была названа Мариинской в честь Марии Александровны в 1861 году. В 1883 году, когда стоит дата на полотенце, в живых не было ни Александра II, ни Марии Александровны, поэтому я решила, что во вновь созданном полотенце должны стоять инициалы правящего в то время императора и его супруги. Соединяет инициалы Малый Государственный Герб Российской империи.

Орнамент вышивки полотенца сделан в «русском стиле», который получил наибольшее распространение в царствование императора Александра III, что еще раз подтверждает правдивость моего утверждения, что это его инициал на полотенце.  В это время выходит много литературы с орнаментами вышивки, более подробно можно с ней ознакомиться в книге «Костюм в русском стиле» [2].

В 1872 году образцы русского народного орнамента были опубликованы в книге известного общественного деятеля, критика, просветителя Владимира Васильевича Стасова (1824-1906) «Русский народный орнамент. Шитье, ткани кружево» [3]. Это издание зафиксировало оригинальную национальную память о древней символике русского народа, оно интересно и в настоящее время. В вышивке полотенца отражены следующие виды орнаментов-геометрический, растительный и животный (орнитоморфный мотив -птица с маленьким птенцом внутри фигуры).

Музей-заповедник Царицыно. Выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца».

Музей-заповедник Царицыно. Выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца».

Полотенце. Россия. 1883. Льняное полотно, шёлк, кружево; вышивка, плетение.

Вышивка второго края полотенца немного изменена. Добавлена модная в то время деталь – вышитое пожелание. В связи с этим необходимо упомянуть известного коллекционера вышивки, кружева, тканей К.Д. Далматова, который издал в 1882 году альбомы «Русские пословицы и поговорки, наиболее подходящие для украшения салфеток, скатертей, полотенец, русских, малорусских нарядов, посуды и пр.» (СПБ., 1982), «Дюжина национальных полотенец» (СПБ.,1982) [2].

Музей-заповедник Царицыно. Выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца».

Музей-заповедник Царицыно. Выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца».

Полотенце. Фрагмент. Россия. 1883. Льняное полотно, шёлк, кружево; вышивка, плетение.

D полотенце есть еще две кружевные прошвы. Они плохо видны на фоне белого полотнища, но глядя на небольшой фрагмент, увидеть и представить его узор все же можно.

По своему назначению такой тип полотенца назывался подносным. Им накрывали поднос, встречая дорогих гостей и угощая их «хлебом и солью» по стародавнему русскому обычаю. Об этом свидетельствует и фотография, показанная на выставке «Драгоценен сердцу моему. Императорские подарки из собрания Павловского дворца».

Музей-заповедник Царицыно. Выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца». Фотография.

Музей-заповедник Царицыно. Выставка «Драгоценен моему сердцу. Императорские подарки из собрания Павловского дворца». Фотография.

Псковская Мариинская женская гимназия (год открытия 1860) не являлась кружевной школой. Подносное полотенце могли изготовить специально для важных посещений этой школы, поэтому кружево скорее всего было куплено для этой цели, потому что владеть такой техникой коклюшечного плетения в России могли немногие.

Дата 1883 год говорит о том, что это не изделие кружевной школы, потому что первая Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге под патронажем императрицы Марии Федоровны только начала занятия в 1883 году.

В 1892 году при содействии фабриканта и благотворителя И. Я. Щапова в принадлежащей ему старинной усадьбе Александрово Подольского уезда Московской губернии открылась кружевная школа для девочек по программе Мариинской практической школы кружевниц из Санкт-Петербурга. Вскоре она стала одной из лучших среди подобных школ, которых к 1915 году образовалось уже более 60. Но эта школа также не могла принимать участие в плетении исследуемого кружева.

Если мы раскроем книгу «Ростовские старинные кружевные сколки из собрания Щаповых», то мы увидим какие кружева плели в Ростове в первой половине- середине XIX столетия [4]. Сколки эти сохранялись у потомков рода и оказались у Ярослава Щапова, который передал их в дар музею заповеднику города Ростова. В большинстве этих сколков мы увидим по краям колечки, которые обрамляют цветочные узоры на мелкой тюлевой решетке.

Технический рисунок. Ростовское кружево первой половины XIX века [4, стр.133].

Технический рисунок. Ростовское кружево первой половины XIX века [4, стр.133].

В 1880 году С. А. Давыдова побывала в Ростове, в своей книге «Русское кружево и русские кружевницы, 1892 г., она пишет: «Ничего более прелестнее и более изящного по рисунку и исполнению работы не приходилось мне видеть ни в одной из обследованных до этого времени губерний…» [5, стр.125]. Далее С. А. Давыдова делает вывод о том, что такая фантазия и сложность кружева могла создаваться только лишь для собственного удовлетворения в условиях женского затворничества, а никак не на продажу. В указанном сочинении отмечен факт, что кружевного промысла в Ростове Великом не было.

Справедливо задать вопрос, почему Вы пишите, что кружево на полотенце подольское, а не ростовское?

Полотенце. Фрагмент. Россия. 1883. Льняное полотно, шёлк, кружево; вышивка, плетение.

Полотенце. Фрагмент. Россия. 1883. Льняное полотно, шёлк, кружево; вышивка, плетение.

Проехав по кружевным центрам России С. А. Давыдова отмечает, что «в помещичьих усадьбах более всего подделывались под кружева Malines …» [5, стр.11]

Подражая кружеву «малин», создание которого в XVIII веке принадлежит Нидерландам, в именно городу Мехельну (Mechelen), во французском произношении Малин (Malines), кружевницы почти всей Европы освоили такой способ плетения, но с более простой фоновой решеткой, которая называется в России тюлевой .

Сохранившиеся ростовские сколки первой половины XIX века документально подтверждают уровень, достигнутый русскими кружевницами в это время. Я пишу «русскими», потому что такое подражание модному кружеву Европы можно найти в изделиях вологодского, елецкого, тверского, галичского, балахнинского, подольского кружевных промыслах. Но… здесь надо отметить про сохранение авторства, которое было «свято». Поэтому все многопарные кружева этих промыслов, напоминающие нам «малин», имеют свои характерные особенности.

Изучение истории кружевоплетения – непростое занятие. Все названия кружев должны быть подтверждены документально, в данном случае таким источником оказалась книга В. А. Фалеевой «Русское кружево». Если кто-нибудь имеет сведения о таком типе кружева, то напишите мне через контакты сайта.

Литература.

1. Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. – Л.; 1983. Стр. 150-151.

2. Костюм в русском стиле. Городской вышитый костюм конца XIX – начала ХХ века. [Составление Людмилы Скляр. Вступительное слово Дарьи Разумихиной] – М.; ООО Бослен. 2015. – С. 33-42.

3. Русский народный орнамент. Выпуск I. Шитье, ткани, кружева /Объяснительный текст В. Стасова. – М.; GOLDEN BOOKS, 2008.

4. Брюханова Е.В., Щапов Я. Н. Ростовские старинные кружевные сколки из собрания Щаповых. Альбом-каталог. – Ростов Великий, 2009. 256 с.

5.  Давыдова С. А. Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое и статистическое Софьи Давыдовой. – СПб.; 1892.

©Автор: О. Ф. Журавлева

©Фотографии: О. Ф. Журавлева

3 ноября 2021 г., Москва

 

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

Отзывов пока нет

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение