Moscow Kremlin. “The “Golden Age” of the English court: from Henry VIII to Charles I”. Tudors.

К выставке «Золотой век» английского двора: от Генриха VIII до Карла I»  (26 ноября 2012 – 27 января 2013) был издан прекрасный научный каталог на русском языке с описаниями 177 экспонатов.

каталог английской выставки в Московском Кремле.

Каталог выставки «Золотой век» английского двора: от Генриха VIII до Карла I» в Московском Кремле.

Далее эта выставка, дополненная английским серебром из собрания Оружейной палаты Московского Кремля, будет экспонироваться в Лондоне, и иметь название «Сокровища царственных дворов: Тюдоры, Стюарты и русские цари».

Автором концепции выставки является Ольга Дмитриева. Научными редакторами каталога являются Ольга Дмитриева и Тесса Мердок.

Ольга Дмитриева является автором альбома «Тюдоры и Стюарты. Искусство власти», М., 2012. В нем находится много дополнительных художественных материалов из различных английских музеев по теме данной выставки.

 

Альбом "Тюдоры и Стюарты"

На обложке. Слева, Николас Хиллиард, фрагмент Портрета королевы Елизаветы с подвеской в виде Пеликана. Около 1574 года. Национальная портретная Галерея Лондон.
Справа. Антонис Ван Дейк, фрагмент портрета Карла I в трех ракурсах. 1635-1636. Королевская коллекция, Лондон.

Эпоха Тюдоров началась в 1485 году.

Династия началась с Генриха VII (1456-1509), который, возглавив войско Ланкастеров, стал королем на поле брани в 1485 году, в битве при Босуорте, при этом погиб, сражаясь, предыдущий король Ричард III Йорк (герой драмы У.Шекспира «Ричард III»). В 1486 году Генрих VII женится на Елизавете Йоркской, объединив при этом два враждующих дома – Йорков и Ланкастеров, положив конец войне Алой и Белой роз (1455-1485),  разорявшей страну.

У него были дети: Маргарита, Артур, Генрих (1491-1547).

Артур, наследник престола, назван в честь героя бриттов короля Артура, подчеркивая этим, что династия происходит от него.

Генриха готовили к религиозному поприщу.

Маргариту выдают замуж за короля Шотландии Якова IV (Мария Стюарт (1542-1587) – их внучка, дочь шотландского короля Якова V и Марии де Гиз, казненная Елизаветой I; именно ее сын становится королем Англии и Шотландии Яковом I).

Планы относительно наследования английского престола меняются потому, что через 5 месяцев после свадьбы с Екатериной Арагонской, принесшей большое испанское приданое, Артур умирает. В 1509  году Генрих VII женит своего сына Генриха, чтобы не потерять приданое, вопреки законам католической церкви на вдове брата.

Генрих VII за время своего экономного правления сумел существенно пополнить казну государства. В стране царили мир и спокойствие, развивались ремесла и торговля. При нем экспедиция под управлением Джона Кэбота открыла остров Ньюфаунленд в Новом свете (в Северной Америке).

Генрих VIII (годы правления 1509-1547)  взошел на престол, когда ему было восемнадцать лет. Он воспитывался в спокойные счастливые годы, что повлияло на его дальнейшую жизнь. Его считают первым английским «ренессансным» королем. Однако Генрих VIII в отличие от своего экономного отца стал растрачивать казну, предаваясь радостям жизни, а управление страной доверил советникам, самыми выдающими из них были Томас Уолси и Томас Мор.

Как французский король Франциск I и император Карл V Габсбург, он стал строить дворцы (тюдоровский стиль), к концу его правления их насчитывалось пятьдесят пять. Среди множества этих дворцов необходимо выделить Уайтхолл, или старый Вестминстерский дворец. Он стоял там, где теперь находится здание английского парламента с Биг-Беном. Сам дворец со знаменитыми росписями Гольбейна сгорел в 1666 г. По части комфорта это был самый передовой дворец Европы. Также был красив и дворец «Плаценсия», расположенный в Гринвиче.

В 1514 году Томасом Уолси был заложен дворец  Хэмптон-корт (Hampton Court Palace), в котором готика соединилась с ренессансными деталями. Это барельефы римских императоров, фигурки пути, астрономические часы.  Дворец был подарен королю (1528), чтобы откупиться от смертного приговора.

Интерьеры огромных дворцов украшались росписями, шпалерами, парадным оружием, драгоценной утварью.

Генрих за свою жизнь собрал коллекцию шпалер, 2450 наименований. Шпалеры легко перевозились и перемещались, так как королевский двор часто менял резиденции (приблизительно 50 раз в год). Ими украшались королевские процессии, шатры, павильоны для рыцарских турниров и дипломатических переговоров. Собиранием шпалер были увлечены и уже упомянутые европейские правители и Ватикан.

Шпалера «Эсфирь перед Артарексом». Брюссель, около 1510-1525.

Шпалера «Эсфирь перед Артарексом». Брюссель, около 1510-1525. Ткачество из шерсти и шелка. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Каталог выставки, стр. 332, 333.

Сюжет шпалеры взят из книги Эсфирь Ветхого завета. Изображенные персонажи одеты по английской моде того времени.

Портрет Генриха VIII.

Портрет короля Генриха VIII. Лондон, конец XVI — начало XVII вв. С оригинала Ганса Гольбейна Младшего, около 1536 года. Национальная портретная галерея, Лондон. Каталог выставки, стр.50, 51.

Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), в 1536 году Гольбейна призвали ко двору Генриха VIII, где он и работал вплоть до самой смерти во время эпидемии лондонской чумы. Гольбейну Младшему было поручено роспись парадного зала дворца Уайтхолл, на которой были бы изображены в полный рост Генрих VII и Елизавета Йоркская, а также Генрих VIII и Джейн Сеймур. Работая над росписью, Гольбейн создал несколько авторских версий портрета Генриха, самая известная находится в коллекции Тиссен-Борнемиса, Мадрид. Этот образ представлен в копии на выставке.

Портреты Генриха появились во многих присутственных местах, университетах, благодаря развитию книгопечатания рассылались недорогие печатные гравюры с официальными портретами.

Портрет Екатерины Арагонской. Около 1530.

Неизвестный художник. Портрет Екатерины Арагонской. Около 1530. Национальная портретная галерея. Лондон.

С первой женой Екатериной Арагонской (1485-1536)  Генрих VIII прожил около двадцати лет. Однако рожденные в браке дети умирали, выжила только дочь Мария (1516), будущая королева Мария Тюдор (правление 1553-1558, Контрреформация, восстановление католической церкви, гонения на протестантов). Озабоченный престолонаследием Генрих решил развестись с Екатериной, так как в это время  (1527)  он влюбился в Анну Болейн (1507  — 1536).

Анна Болейн некоторое время воспитывалась при дворе регентши Маргариты Австрийской в Нидерландах и во Франции при дворе английской принцессы Марии, выданной за Людовика XII. Лондон в это время переживал увлечение всем французским, а Анна Болейн стала законодательницей новой моды в Англии, когда стала носить при дворе французский головной убор на каркасе из проволоки в виде подковы или сердца – арселе. Ранее англичанки носили гейбл, названный так за сходство со шипцом двускатной крыши. Под арселе и гейблом носился койф, полотняный чепец.

 Портрет Анны Болейн. Около 1533-1536.

Неизвестный художник. Портрет Анны Болейн. Около 1533-1536. Национальная портретная галерея, Лондон.

Анна Болейн являлась незаурядной интеллектуальной личностью, она обладала самомнением и властным характером. Еще в юности она сблизилась со сторонниками реформированной религии. Круг ее чтения составляли религиозные книги и тексты Священного Писания на французском языке. Анна не знала латыни, возможно, поэтому она поддерживала английскую Библию в переводе Уильяма Тиндалла. Косвенно она сыграла определенную роль в Реформации и гибели Томаса Мора.

Еще не разведясь с первой женой, Генрих в январе 1533 года тайно венчается с Анной. В мае 1533 года состоялся английский суд, который признал брак с Екатериной Арагонской недействительным.  Когда об этом узнал римский папа Климент VII, то он эти действия признает незаконными и отлучает Генриха от церкви. Для Генриха это послужило поводом разорвать отношения с Римской католической церковью. В 1534 году парламент принимает «Акт о супрематии», согласно которому король Англии становился главой англиканской церкви. Генрих активно начал конфискацию имущества католических монастырей, церквей, что сопровождалось гибелью библиотек, уничтожением живописных изображений, скульптур, разрушением гробниц почитаемых святых, в частности Томаса Бекета в Кентербери.

Высказавший в парламенте несогласие с этим ревностный католик Томас Мор был казнен.

7 сентября 1533 года Анна рожает дочь Елизавету (правление 1558-1603). Эти события описаны У. Шекспиром в драме «Генрих VIII». Вскоре после рождения дочери, а не долгожданного наследника, Генрих по ложному обвинению в измене избавился от второй жены, казнив ее. На следующий день после казни он уже обручился с Джейн Сеймур (1509?-1537), которая родила наследника, принца Уэльского Эдуарда (1537-1553), и вскоре на двенадцатый день после родов умерла.

 Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии. 1536.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии. 1536. Дерево, Масло. 65,4х40,7. Музей истории искусства. Вена.

Четвертой женой по политическим мотивам была Анна Клевская на основании заочного знакомства по удачно написанному Гольбейном Младшим портрета. Когда Анна Клевская прибыла в Англию (1540), то ей был дан развод. Она не понравилась королю. Анна получила приличную ежегодную сумму на содержание при условии, что никогда не покинет страну и не выйдет замуж. Она спокойно прожила до конца своей жизни, Генрих называл ее своей «возлюбленной сестрой».

Портрет Анны Клевской. Миниатюра. 1539

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Анны Клевской. Миниатюра. 1539. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Доспех короля, возможно, был заказан для церемонии бракосочетания с Анной Клевской.

Рыцарский доспех Генриха VIII.

Доспех Генриха VIII. Гринвич. Королевские оружейные мастерские под управлением Эразма Киркенара, около 1539 года. Сталь с гравированной кромкой. Высота 1850; вес около 36,5
Предоставлено Ее Величеством Королевой Великобритании
Елизаветой II. Каталог выставки, стр.288, 289.

Спустя девятнадцать дней после развода с Анной Клевской  Генрих заключил новый брак с пятой женой Екатериной Говард, которая не выдержала семейной жизни с королем и завела любовников. Ее казнили в феврале 1542 года в Тауэре.

Портрет Екатерины Говард

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Екатерины Говард. Миниатюра. Около 1540-1542. Королевская коллекция. Лондон.

12 июля 1543 во дворце Хэмптон-корт состоялась свадьба с тридцатиоднолетней Екатериной Парр.

Портрет Екатерины Парр. Около 1550 года.

Неизвестный художник. Портрет Екатерины Парр. Около 1550 года. Национальная портретная галерея, Лондон.

Это спокойная и уравновешенная женщина уже дважды была замужем. Ей удалось пережить короля, который скончался в 1547 году. К этому моменту он был совершенно больным человеком очень грузной наружности, на ногах открылись незаживающие язвы, которые заставляли его очень страдать. Когда его перевозили из Вестминстера в Винзор к месту захоронения (завещал похоронить в капелле Святого Георгия), то в пути в одном из замков гроб по какой-то причине перевернулся и раскрылся. Из него выпало тело, на которое накинулись собаки, которые стали терзать его. Такая участь королю была предсказана за 12 лет до смерти одним францисканским монахом.

Одежда жен Генриха VIII богато украшена вышивкой, но в ней пока нет кружева, которое появилось на рубеже XV – XVI веков в Италии.

Генрих VIII оставил завещание, по которому престол наследовал сын Эдуард, а в случае его смерти при отсутствии наследников  дочерям католичке Марии и протестантке Елизавете.

Портрет короля Эдуарда VI. Англия.

Портрет короля Эдуарда VI. Англия, конец XVI – начало XVII века (с оригинала Уильяма Скротса). Дуб, масло, 419х440. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Каталог выставки, стр. 52-53.

Сын Эдуард VI (1537-1553, правление с 1547) прожил недолгую жизнь. Образ его описан в художественном произведении «Принц и нищий»  Марка Твена. Он умер в 1553 году, вероятно от туберкулеза, оставив завещание в пользу родственницы Джейн Грей (внучка младшей сестры Генриха VIII).

Джейн Грей приняла наследство, но была низложена Марией и казнена. В историю она вошла как «королева девяти дней».

Старшая дочь Генриха VIII Мария в своем правлении (1553-1558, родилась в 1516), являясь католичкой, стала восстанавливать утраченные связи с Римской католической церковью, чему способствовал ее брак с испанским принцем Филиппом, сыном Карла V. Брак был бездетным. По всей стране запылали костры, где сжигали еретиков. За это Мария вошла в историю под именем «Кровавая». За год до смерти в возрасте сорока лет она превратилась в «трясущуюся» старушку.

При правлении Марии Елизавета вынуждена была жить  в Хэтфилд-хаусе в Хартфордшире.

«Наставниками Елизаветы были лучшие преподаватели Кембриджа, Утро принцессы – а потом и королевы – начиналось с чтения Евангелия на греческом языке. Затем она переходила к трагедиям Софокла и речам Демосфена. Елизавета говорила, что всегда могла «освежить свои заржавевшие познания в греческом», чтобы поучаствовать в ученом споре. Древнеримских историков она также читала в оригинале, на латыни же она писала письма Екатерине Парр.

Помимо древних языков королева владела французским, итальянским, немецким, испанским, голландским и шотландскими языками». [Тюдоры. Сила и власть, М. «Аст-пресс книга», 2012. Стр. 77]. В последствии она стала искусным оратором. Елизавета писала стихи, музицировала, любила театр.

В это время одним из ближайших друзей стали  Роберт Дадли (1532?-1588), в будущем граф Лейстер, фаворит королевы, и Уильям Сесил  (1520-1598), которые навещали принцессу в Хэтфилд-хаусе. Уильям Сесил в дальнейшем стал главным советником Елизаветы, членом Королевского совета.

После неудачной попытки возвести на трон леди Джейн Грей, Роберт Дадли  вместе с матерью был посажен в Тауэр, где в то время томилась в заточении Елизавета, посаженная туда по приказу Марии. Молодые люди сблизились, возможно, что это была настоящая любовь. Елизавета всегда выделяла его в дальнейшем.

Портрет Роберта Дадли, графа Лейстера.

Портрет Роберта Дадли, графа Лейстера. Неизвестный англо-нидерландский художник. Англия. Около 1564 года. Дерево, масло. 1070х800. Частная коллекция Ротшильдов, поместье Уоддесдон (Бэкингемшир). Каталог выставки, стр. 56, 57.

Это один из тех исторических портретов, который мне давно хотелось посмотреть. Роберт Дадли, граф Лейстер – очень красив и притягателен. В 1559 году он стал рыцарем Ордена Подвязки о чем свидетельствует золотая цепь с медальоном с изображением  святого Георгия. Герб графа Лейстера расположен справа (получил в 1564 году). Расположенный герб с левой стороны свидетельствует о том, что он являлся рыцарем французского Ордена Святого Михаила (получил в 1566 году).

Перенесенные страдания детства и юности, статус «незаконнорожденной» (брак с ее матерью не был одобрен Римской католической церковью), закалили душевные качества Елизаветы и сделали из нее прагматика.

Почти течение полувека (1558-1603) королева- девственница достойно возглавляла страну. Она прекрасно решала политические и экономические вопросы. Подобно своему деду Генриху VII  Елизавета была экономна и вела учет всем тратам. При случае она могла ввернуть «крепкое словцо».

Елизавете I в феврале 1559 года палата общин предложила вступить в брак, а затем эти предложения регулярно повторялись.

Портрет королевы Елизаветы I (Хэмпдэнский портрет).

Портрет королевы Елизаветы I (Хэмпдэнский портрет). Приписывается Стивену Ван Гервику или Стивену Ван дер Мейлену. Англия, около1560 года. Холст, масло. 1960х1400. Частная коллекция. Каталог выставки, стр. 54, 55.

Когда я подошла к портрету, то мне инстинктивно захотелось его потрогать. Такое впечатление оказали изображения прозрачных драгоценных камней, которыми украшено красное платье (гаун)  юной королевы – невесты с модным в то время, силуэтом юбки, создаваемым конусообразным жестким каркасом.  В Европе невесты всех сословий венчались в красных платьях. Все детали туалета не сшивались (особенно рукава), а скреплялись шнурками, булавками. Отсюда сохранилось выражение «деньги на булавки». Необыкновенно красивы  ее руки с изящными длинными тонкими пальцами. В одной руке она держит модный аксессуар перчатку, а другой, с красной гвоздикой, опирается на золотой трон, который оттеняет шпалера с изображением экзотических фруктов и цветов, намекающих на плодовитость и достаток.

В начале 1660-х годов воротники рубашек у мужчин и женщин украшены плоеными воротниками пока еще небольших размеров. С ними (плоеными воротниками) были согласованы манжеты.

Почти двадцать лет своего правления Елизавета была завидной европейской невестой, к которой сватались многие титулованные женихи, в том числе русский царь Иван Грозный, переписку с которым она поддерживала в течение 15 лет. Однако мифическое замужество было одним из способов манипулирования Елизаветой политическими событиями, она не собиралась никогда выходить замуж.

Самым главным для нее вопросом было сохранение мира среди раздирающих страну религиозных противоречий. Она выбрала путь умеренного протестантизма, сохранив за собой статус главы англиканской церкви. Она не разрешала разграблять католические монастыри, уничтожать иконы и скульптуры. Однако проблемы возникали и с католической Шотландией, и Францией, и Испанией.

После казни в 1587 году Марии Стюарт (прямым и законным потомком Генриха VII), нашедшей приют в Англии после того, как в Шотландии в 1567 году ее заставили отречься в пользу малолетнего сына Якова, Филипп II Испанский в 1588 году выслал огромный флот («Непобедимая Армада») в Англию для низвержения королевы Елизаветы. Испанцам надоела война на море, когда англичане — «еретики-пираты» (под командованием Дрейка, Хоукинса, Рэли и других) нападали на испанские суда, шедшие из Америки, и грабили их.

Сначала испанцам помогал попутный ветер, а англичане не могли ничего поделать. Флот Елизаветы насчитывал около 100 кораблей (военных из них было мало), которые по оснащению уступали 130 испанским кораблям. Английский флот возглавил лорд-адмирал Чардз Ховард, ему помогали Фрэнсис Дрейк (1540-1596) и Джон Хоукинс. Армада испанцев состояла из неповоротливых больших галеонов, которые по существу служили транспортом для пехоты. Флот испанцев достиг Кале. Елизавета, стремясь ободрить войска, приехала в форт  Тилбери и верхом на белом коне, в кирасе, с маршальским жезлом объехала ряды английских солдат, произнося воодушевляющую речь. В это время англичане подожгли несколько своих кораблей, а ветер («протестантский ветер») понес искры прямо на скопление испанской флотилии. Суда стали сниматься с якоря, а ветер понес их в Северное море, где многие корабли просто сели на мель. Другие суда решили пойти в обход вдоль шотландских и ирландских берегов, но море там коварное, что тоже привело к крушениям и гибели моряков. Непобедимая Армада погибла. Англия стала «владычицей морей».

Придворный живописец Джорж Гоуэр отразил эти события в своем портрете Елизаветы, изображенной на фоне моря, где гибнут корабли армады, а английские корабли с развевающимся флагом святого Георгия бороздят морские просторы.

Фрагмент портрета Елизаветы на фоне Армады. 1588.

Джорж Гоуэр. Фрагмент портрета Елизаветы на фоне Армады. 1588. Национальная портретная галерея. Лондон.

Мы видим Елизавету в очень дорогом платье, которое украшает золотая вышивка, крупные драгоценные жемчужины, являющиеся символом девственности, и бантики. Лицо обрамляет кипенно-белый воротник, рафф (английское название), который к 1580 годам достигает наибольших размеров. Геометрический орнамент узора свидетельствует о том, что он изготовлен с помощью вышивки по прорези, вероятнее всего итальянского происхождения. Это самое модное и дорогостоящее украшение того времени. Елизавета вводит указ, ограничивающий величину таких воротников.

Королеве уже за пятьдесят, но художники представляют ее образ в идеализированном свете.

Ее платья поражают роскошью, а их после смерти осталось более трех тысяч.

 Портрет Елизаветы I. Около 1599 года.

Неизвестный художник. Портрет Елизаветы I. Около 1599 года. Частная коллекция. Хардвик-холл (время постройки 1591- 1597, находится Дербишире).

На портрете Елизавета изображена в полный рост. Это королева победительница, символ нации. Ее костюм снова украшен множеством жемчужин разных размеров, включая туфли и перчатки, что символизирует девственность королевы. Каждая деталь удивляет воображение. Очень удлинен шнип воронкообразного лифа. Это возникло потому, что расширенная юбка держится на металлическим каркасе, вшитым в чехол, фарзингейле (вертюгале), а сверху него лежит стеганый плоский валик, который спереди отсутствовал. Поэтому часть переда юбки образуют поперечные складки, прикрепленные к шнипу. Выбор ткани для юбки и лифа имеет определенный смысл. Все экзотические растения и морские обитатели в натуральном виде олицетворяют покоренные британской короной новые земли и моря. Огромные, украшенные вышивкой рукава, сделаны на жесткой подкладке. Плоеный, составленный из нескольких ярусов, стоячий воротник, рафф, мог быть сделан из кружева итальянского (венецианского?) происхождения, возможно из металлической нити. Узор кружевных манжет не согласован с узором воротника. Под воротник прикреплено покрывало из тончайшей прозрачной ткани, частично натянутое на каркас. Правой рукой, прикасаясь трона, Елизавета I держит перчатку.  В левой руке у нее веер из перьев страуса. На портрете мы уже не видим красной розы Тюдоров. Прическа и грудь королевы украшены белой розой Стюартов.

На выставке «Золотой век» английского двора: от Генриха VIII до Карла I» мы воочию увидели такие королевские перчатки.

Перчатки. Англия, около 1600-1620.

Перчатки. Англия, около 1600-1620. Кожа и атлас, расшитые шелком, металлической нитью и жемчужным песком, обшитые коклюшечным кружевом из металлической нити. 90х260х415. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Каталог выставки, стр.348, 349.

Роскошно украшенные перчатки дарили королеве на Новый год. Так на Новый 1600 год Елизавете I придворные мужчины подарили пятнадцать пар перчаток.

Перчатки, представленные на выставке, украшены ранним плетешковым коклюшечным кружевом, сплетенным из металлической нити в виде зубцов. Из-за моды на зубцы во Франции кружево называется dentelle (происходит от слова зубчатый, зубец), а в Германии – spitze (произошло от слова остроконечный).

В 1603 году Великая королева Елизавета I умерла. Ее похоронили в Вестминстерском аббатстве. Этими событиями эпоха династии Тюдоров на английском престоле завершилась.

Автор: О.Ф. Журавлева, 14 января 2013 года.

О первом посещении выставки «Золотой век» английского двора: от Генриха VIII до Карла I» была написана статья:

https://lacejourney.com/zolotie-veka-russkoy-i-angliiskoi-kulturi/

 

 

 

 

Googlep;

 

 

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

3 отзывов

1.  Светлана
15 Янв 2013 в 18:02

Восхищаюсь любознательностью и трудолюбием автора. Спасибо за познавательное и увлекательное путешествие. До новых встреч!

2.  Elena Brophy
20 Янв 2013 в 04:02

Оля, Вы не поверите, но Вашу статью я «схватила » рано утром перед тем, как ехать в кинотеатр, чтобы услышать и увидеть трансляцию оперы Доницетти «Мария Стюарт» из Метрополитен Опера.Спасибо, Вы немного меня образовали в Тюдорах, полезла искать Шекспира и Шиллера… С огромной благодарностью из далека. Лена

3.  Dasha
01 Фев 2013 в 02:50

That hits the target peferctly. Thanks!

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение