Jeper Kantatelier “De Kersecorf”

Бельгийский Ипр стал вторым городом в кружевном путешествии ((Lace Tour, World Lace Congress, Brugge, 2018) по Бельгии 20 августа 2018 года. Первым был Кортрейк.

Кружевницы студии “De Kersecorf” (президент Martine Deceur) подготовились к визиту гостей со всего мира (85 человек) основательно. В данной статье объединены работы кружевниц Ипра, которые были расположены в 4-х залах в разных частях колледжа святого Винсента.

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Для того чтобы увидеть выставку «Кружево войны» (к столетию Первой мировой войны), надо было пройти через зал с современными работами кружевниц. Среди них мне захотелось на первом плане показать коллективный авторский труд – большое панно, составленное из тридцати пяти квадратов, объединенных в общую композицию. Она сочетает в себе сложные фоновые решетки, использование цветных и белых нитей различной текстуры, геометрический орнамент.

Сделать панно было непросто. Кружевницы Ипра хорошо владеют технологиями коклюшечного плетения. Они освоили их в процессе обучения. На выставке приводятся примеры различных решеток, которые красиво оформлены в рамы.

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Решетки парной техники коклюшечного плетения.

В углу отразился уголок внутреннего двора колледжа святого Винсента. Вот этих стенах мы и увидели кружевные сокровища Ипра, вернее то, что хотели продемонстрировать участникам Международного кружевного конгресса, Брюгге 2018. Это суровый архитектурный стиль наших предков.

Ипр. Колледж святого Винсента. Внутренний двор.

Ипр. Колледж святого Винсента. Внутренний двор.

Из русских кружевниц здесь побывали автор этих строк – О. Ф. Журавлева (Москва), О. А. Скворцова (Тула), Г. Н. Муравьева (Балахна, Нижегородская обл.), А. Еремина (Балахна, Нижегородская обл.).

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Решетки парной техники коклюшечного плетения.

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Решетки парной техники коклюшечного плетения.

Почти все работы не подписаны, но они выполнены учащимися студии “De Kersecorf”.  Я полагаю, что каждая рамка — это плод труда одной кружевницы, которая по исполнению решеток красиво оформила их вместе.

Ипр.  Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Рамки с решетками мы видим с правой стороны данной части экспозиции.

Школа плетения основных элементов пройдена. На это потребовалось несколько лет.  И наступает приятный момент, когда кружевница садится исполнять крупную кружевную вещь. Простор для этого большой.

Ипр.  Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Кружева с характерным геометрическим орнаментом получило название «торшон» в середине XIX века. Плетение его было первоначальным этапом обучения в кружевных школах Бельгии.

Ипр.  Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Салфетка. Бельгия, Ипр, студия “De Kersecorf”. Коклюшечное кружево торшон, парная техника плетения.

Кружево «торшон» с середины ХХ века усложнилось как по форме (появились круглые и овальные формы), так и по содержанию (разработаны новые интересные элементы плетения). Здесь геометрический орнамент позволяет творить чудеса, создавая классически выверенный порядок. Для выполнения его надо потрудится и овладеть умением работать со множеством коклюшек в парной технике плетения коклюшечного кружева.

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Салфетка. Бельгия, Ипр, студия “De Kersecorf”. Коклюшечное кружево торшон, парная техника плетения.

Очень часто современное кружево плетется цветными нитями, которые имеют прочную окраску и не линяют при стирке. Это усложняет плетение торшона сложной формы, но выглядит такое изделие очень красиво.

Ипр.  Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Салфетка. Ипр. Ткань, коклюшечное кружево валансьен, парная техника плетения.

Фрагмент салфетки (слева). Ипр. Ткань, коклюшечное кружево торшон, парная техника плетения

Вторым типом кружева, которому обучались девочки в многочисленных кружевных школах Бельгии, был валансьен. В огромных количествах его выплетали в Ипре, Кортрейке и их окрестностях. Это кружево было крепким, оно хорошо гладилось, так как в нем не использовалась скань (более толстая нить, служащая контуром орнамента), и поэтому его использовали при отделке деликатного нижнего белья.

Развитие производства машинных кружев, при котором валансьены стали плести машины, практически вытеснили ручную работу к концу XIX века. Продолжали плести такое кружево только пожилые работницы из сельских окрестностей. Вот и на данной выставке представлена только эта салфетка с кружевом валансьен, а большей частью внимание кружевниц заинтересовали более сложные типы кружев (малин, парижское кружево), которые в кружевных школах проходят после нескольких лет обучения достаточно во взрослом для девочек возрасте. Считалось, что обучение кружевоплетению необходимо было начинать с 6 – 7-летнего возраста.

 

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Оплет для салфетки (платка). Ипр. Коклюшечное плетение малин. Парная техника плетения.

Кружево малин- само совершенство. Его называли «паучья сетка». Никакое другое кружево не требует столько терпения и мастерства, как это. Работа – безымянна, поэтому так интересно бы узнать историю этой вещи, и кто её сплел.

 

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Оплет для салфетки. Ипр. Парижское кружево. Парная техника плетения.

Когда смотришь на такое кружево, то сразу же вспоминается огромное количество коклюшек (сотни, а не дюжины), которыми управляет кружевница, образуя такой божественный узор.

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

В этой части кружевной выставки мы видим «игру» кружевниц с геометрией и цветом при помощи различных тесемок. Графически это выглядит интересно.

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Третьим этапом в кружевных школах Бельгии в обучении юных кружевниц было кружево клюни . В начале ХХ века кружевницы Ипра быстро отказались от плетения валансьенов из-за клюни, за который платили больше, плести его было быстрее, а использованные нити были толще. Это кружево без нежной фоновой регулярной решетки. Все элементы в нем соединяются с помощью брид (плетешков).

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Шарф. Ипр. Коклюшечное кружево клюни, парная техника плетения.

Современной кружево клюни тоже значительно изменилось по сравнению с образцами мерного белого кружева, которое выполнялось для деликатного белья начала ХХ века. Как мы видим, кружево широкое, цветное.

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Салфетка (?). Ипр. Коклюшечное плетение. Парная техника.

Интересный образец цветного кружева выглядывает из старого чемодана. Полосы из стилизованных крупных цветов оранжевого цвета с четырьмя зелеными листьями на фоне регулярной решетки образуют его. Так как изделие представлено в складках и не полностью, то мне трудно провести дальнейшие исследование технологии его плетения.

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

В экспозиции находится загадочный манекен, который стоит на красном чемодане.  Он оплетен кружевом, имеющим характерные особенности, в виде платья без рукавов. Манекен и кружево не отделимы.

Эта кружевная работа представляет кружево Брюгге. Обратите внимание на характерную решетку, сплетенную в виде шестигранников со сдвоенными сторонами из плетешков с отвивными петлями.

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Кто бывал в Брюгге, а именно с этого города началось наше Кружевное путешествие по городам Фландрии, тот не забудет магазинчики, в которых продается вот такое, как на фотографии, кружево Брюгге. Это небольшие салфеточки. Стоят они недорого, а память остается.

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Надо отметить, что Ипр в результате Первой мировой войны был полностью разрушен бомбежками, а Брюгге уцелело. В настоящее время искусство кружевоплетения в этом городе сохраняет свои традиционные орнаменты, основой которого является брюггский цветок.

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Современные кружевницы XXI в. не связаны с ремеслом, как способом заработка на жизнь. Для большинства – это хобби. Новое время – новые возможности для самовыражения в технике коклюшечного плетения.

Вот портрет девушки. Он интересен по технике исполнения, в которой полосы коклюшечного плетения представляют собой мазки художника. Очень жаль, что работа безымянна.

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Панно «Рождество». Lena Vandenameele, 25.12. 2009 г. Коклюшечное кружево, сцепная техника плетения.

Коклюшечное кружевное «Рождество» безымянным видела несколько раз: оно путешествует по просторам интернета. Кто автор сколка, идеи? Мне бы это очень хотелось узнать.

 

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Мимо такого безымянного слона нельзя пройти без восхищения. Как он художественно элегантен, и как интересен по замыслу исполнения технических приемов коклюшечного плетения. Такие работы относятся к лучшим образцам современного кружевоплетения.

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Современная форма – кружевные панно – позволяют о многом рассказать.

Ипр. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Ипр. Колледж святого Винсента. Выставка кружевных работ студии “De Kersecorf”.

Я прощаюсь с гостеприимным Ипром, городом, внесшим большой вклад в историю мирового кружевоплетения.

Благодарю участников студии “De Kersecorf” (президент Martine Deceur) Ипра  за представленные на масштабной выставке кружевные работы.

©Автор: О. Ф. Журавлева, 20 апреля 2021 г.

©Фотографии: О. Ф. Журавлева

 

 

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

2 отзывов

1.  Галина Муравьева
23 Апр 2021 в 10:20

Прелестно!

2.  Elena Brophy
23 Апр 2021 в 15:08

Спасибо, Оля. Как всегда интересный текст и фото иллюстрации.

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение