Франция Тур Выставка кружева

Автор: Zhuravleva OlgaРубрика: OIDFA, кружево
25
Фев

Удивительным  было у меня путешествие в Тур (Tours), столицу Турени (Эндр и Луара). В предместьях этого города французскими коллекционерами была устроена выставка (30 июня – 29 июля 2012), где побывали участницы OIDFA (фр. Organisation Internationale de la Dentelle au Fuseau et à l’Aiguille). Из русских кружевниц была только я одна, поэтому мне захотелось сделать вместо разрозненных фотографий репортаж об этом уникальном событии.

Старинные открытки с кружевницами Франции

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Старинные открытки с кружевницами Франции.

Подушка с коклюшками и начатым образцом плетеного кружева. Франция.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Подушка с коклюшками и начатым образцом плетеного кружева. Франция.

Много воды утекло с того времени, когда жили эти замечательные труженицы – кружевницы, но все так же неспешно несет свои воды Луара.

Фотографию реки я сделала с моста неподалеку от места нашей автобусной остановки.

Тур (Tours). Река Луара. Вид с городского моста.

Тур (Tours). Река Луара. Вид с городского моста.

Название города произошло от галльского племени туронов, которые проживали на этих землях до завоевания их римлянами. С тех пор город, расположенный на слиянии Луары и Шера, стремительно богател и превращался в город ремесленников, художников, ученых. Считается, что здесь говорят на самом чистом французском языке. В 1461 году Людовик XI Благоразумный (1423-1483) по прозвищу Паук перенес сюда столицу Франции. Это был величайший король. Интересно читать биографии великих. Он объединил практически все феодальные государства на территории Франции, его наследник Карл VIII добавил к короне последнее, Бретань, и монархия стала абсолютистской.

Знаменитыми горожанами этого города считаются художник Франс Клуэ, фаворитка Луиза де Лавальер, писатель Оноре Бальзак.

Тур (Tours). Замок и башня Гизов.

Тур (Tours). Замок и башня Гизов.

Члены нашей группы идут в собор (cathédrale), а я в это время фотографирую Замок Тур с башней Гизов. Это сохранившаяся часть королевского дворца, построенная в 1160 году Генрихом II Плантагенетом. В башне три года находился в заточении гугенот герцог Гиз. На такой экскурсии для меня важно было не потеряться, поэтому времени на раздумывание не было, скорее надо было фотографировать и идти за членами группы.

Тур (Tours). Собор святого Гатиана (Cathédrale St-Gatien, XIII-XVI).

Тур (Tours). Собор святого Гатиана (Cathédrale St-Gatien, XIII-XVI).

Собор строили в продолжении нескольких веков. Западный фасад, который Вы видите, относится к XVI веку.

Тур (Tours). Собор святого Гатиана (Cathédrale St-Gatien, XIII-XVI).

Тур (Tours). Собор святого Гатиана (Cathédrale St-Gatien, XIII-XVI).

Неф – одна из частей базилики (храма), отделенная от других опорами, колоннами, столбами. Существуют трехнефные, пятинефные и даже семинефные храмы.

Неф относится к XV веку.

Трансепт – поперечный неф в романских или готических храмах, которые представляют в плане латинский (удлиненный крест).

Трансепт относится к XIV веку.

Хор-возвышение в центральном нефе храма, где установлен алтарь, а также сиденья (как правило деревянные и украшенные резьбой) для духовенства. Обычно огражден красивой решеткой или каменной ажурной баллюстрадой.

Хор относится к XIII веку.

В интерьере сохранились витражи XIII-XV веков. Таких немного, большая часть новоделы.

Я была в Париже в капелле Сент- Шапель (1245-1248гг.), стены которой более чем наполовину состоят из витражей XIII века, могу сказать, что более прекрасного вида я еще не встречала.

 

Париж (Paris). Капелла Сент-Шапель (1245-1248гг.).

Париж (Paris). Капелла Сент-Шапель (1245-1248гг.).

Так вот собор Сен-Гатьен в Туре своим огромным количество окон с изумительными витражами напомнил мне эту капеллу.

Тур. Собор Сен-Гатьен. Витраж «Приношение даров».

Тур. Собор Сен-Гатьен. Витраж «Приношение даров».

После посещения собора состоялась автобусная экскурсия по городу, после которой мы снова вернулись к собору, рядом с которым  уже звучала прекрасная живая музыка джазового оркестра. Когда-то в России звучала музыка духовых оркестров на улице, сейчас эта традиция не сохранилась. А музыканты Тура оставили такое приятное воспоминание.

Тур. Живая музыка рядом с башней Гизов.

Тур. Живая музыка рядом с башней Гизов.

В это время я  стояла рядом с нашим гидом – переводчиком. Сама она англичанка, но  живет постоянно во Франции. Экскурсии проводились  на двух языках:  французском и английском. Так вот она обратила мое внимание на цветы монтбреции. Оказалось, что ее мама в Англии и моя мама в России любили выращивать их.

Тур. Цветки монбреции.

Тур. Цветки монтбреции.

Далее нас перевезли в пригород Тура, предместье Фондет (Fondettes). Здесь сохранилась еще совсем патриархальная обстановка.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours).

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours).

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours).

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours).

Огромная экспозиция французского кружева, представленная частными коллекционерами, разместилась в десятинном амбаре (Grange des Dîmes). Когда-то в нем хранили то, что отдавали местные жители в качестве церковной десятины.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре  («Grange des Dîmes»)..

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»).

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре  («Grange des Dîmes»).

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»).

Различного кружева на этой выставке  было представлено очень много.

Самым старинным на выставке являлся знаменитый французский шитый гипюр (Point de France) конца XVII века, который производили в Нормандии в Алансоне. История такова, что вначале XVII  столетия были самыми модными итальянские гипюры, на покупку которых уходило большое количество французских денег. Людовик XIII  в 1610-1640  годах запретил ношение кружев, издав «Правила против излишней роскоши в одежде». Эти правила нарушались, поэтому в 1660 году первый министр Франции Мазарини подписал у короля Людовика XIV эдикт о запрете покупок итальянского кружева. Одновременно с этим Кольбер, министр финансов Франции, в своем замке Лонрэ около Алансона основал в 1665 году школу, куда пригласил для обучения француженок 30 венецианских кружевниц. Королевские мануфактуры по производству кружева были основаны в 1665 году в городах Орийак, Седан, Реймс, Ле Кусни (Le Quesnoy), Алансон, Аррас, Луден.  Через год королю было представлено качественное французское кружево, орнамент которого был более мелким и изящным, чем в итальянских гипюрах.  С этого времени ко двору должны были появляться в одежде, украшенной французским кружевом (рoint de France).  В 1675 году после окончаний налоговых привилегий только королевская мануфактура Алансона получила право называть свое кружево и кружево близлежащих районов  «рoint de France».

  Волан. Шитый французский гипюр. Франция, конец XVII века.  Лен.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Волан. Шитый французский гипюр. Франция, конец XVII века. Лен.

Волан этого барочного шитого французского гипюра украшен «ламбрекенами» в стиле Берена. Французские кружевницы, используя рисунки для кружев крупных художников, таких как Жан Берен, Франсуа Бонеме де Фалез, Луи Булон , Франсуа Буше, в кружеве передавали сложные композиции, включающие в себя фигурки людей и амуров, балдахины, ламбрекены, орнаментальные завитки.

Волан. Шитое седанское кружево. Франция, Седан, нач. XVIII  в.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Волан. Шитое седанское кружево. Франция, Седан, нач. XVIII в.

Это тоже образец барочного  шитого французского гипюра, только произведенного в Седане. Он отличается своеобразием ажурных декоративных решеток, заполняющих элементы узора, и фоном. Его назвали седанским кружевом  (point de Sedan).

 Кружево шитое алансонское.  Вторая половина XVIII в.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Кружево шитое алансонское. Вторая половина XVIII в.

Производство кружева в Алансоне (Alençon) невозможно отделить от производства кружева в Аржантане (Argentan), можно так сказать, что эти кружева шились одними и теми же руками. Все XVIII  столетие там производят самое дорогостоящее, аристократическое шитое иглой кружево. Это уже изящные кружева, где букеты цветов, гирлянды мелких цветов, завитки рокайля расположены на тюле с правильными шестигранными ячейками. Ячейки фона алансонского кружева (point d’Alençon) отделываются “bride tortillée” («завитая связка»).

Кружево шитое аржантанское.  Вторая половина  XVIII в.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Кружево шитое аржантанское. Вторая половина XVIII в.

Ячейки аржантанского кружева (point d’Argentan) отделываются петельным швом и имеют вид правильных шестиугольников.

Льняные нити для этих кружев  использовались очень тонкие, так  для фона использовалась нить  № 6000. Сейчас ни одна фабрика не может произвести такие нитки. В настоящее время используются хлопчатобумажные нити из Египта.

Эти кружева  за давностью лет имеют «коричневато-серый цвет».

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре  («Grange des Dîmes»).

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»).

К концу XVIII столетия орнамент алансонских и аржантанских кружев облегчается и располагается большей частью по краю, а на тюлевом фоне располагается «насыпной» орнамент (мелкие цветочки, мелкий горошек, бабочки).

В рамках мероприятий 15 конгресса OIDFA члены русской делегации побывали  на экскурсии в Алансоне, а я в рамках пятидневного путешествия по Нормандии побывала также в музее Аржантана.  О шитом алансонском кружеве участникам конгресса Брижит Депаль (Bri gitte Depalle) была прочитана лекция  « Алансонское кружево или значение сноровки» (“Le point d’Alençon ou l’intelligence du geste”).

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре  («Grange des Dîmes»).

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»).

Плетеные французские кружева  XVIII  века прославил город  Валансьен (Valenciennes). Обратите внимание на два нижних левых образца. Верхний образец напоминает фламандское кружево бенш (binch), что не удивительно. Валансьен (Valenciennes) принадлежал Фландрии в  XVII веке, поэтому валансьенское кружево первой половины  XVIII столетия похоже на бенш. В нижнем левом кружеве второй половины  XVIII столетия мы видим плотный растительный орнамент на фоне прозрачной  сетки с мелкими четырехугольными ячейками. Валансьены этого типа не имели рельефа, были прочными, их удобно было стирать и гладить.

 Платок. Плетеное кружево валансьен. XVIII в.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Платок. Плетеное кружево валансьен. XVIII в.

 Платок. Плетеное кружево валансьен. XVIII в.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Платок. Плетеное кружево валансьен. XIX в.

На выставке была представлены свадебные платки XIX века, о истории которых на 15 конгрессе OIDFA в Кане Розанной Оргью ( Rosanna Orgiu) была прочитана лекция «Платок, отделанный кружевом» (“Le mouchoir en dentelle”).

В Кане, Байё и Ле Пюи-ан-Веле плели блонды. Оно выплеталось вначале своего производства из несученого шелка золотисто-желтоватого цвета. Мишель Буво  (Miche  Bouvot) в своей лекции «От блонд  Кана к цветному кружеву Курсёля» ( De la Blonde de Caen à la Polychrome de Couseulles”), прочитанной на 15 конгрессе OIDFA, говорит, что в середине XVII века в Кане стали производить первые шелковые кружева. Оказывается, что использовать шелковую нить было выгоднее в ценовом выражении, чем льняную, поэтому нормандские кружевницы стали работать с шелком и совершенствовать блонды, которые стали очень эффектными и модными.

Плетеное шелковое кружево блонды. XIX в.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Плетеное шелковое кружево блонды. XIX в.

Канские блонды (blonde) во всей красе участники  15 Международного конгресса кружевниц  OIDFA посмотрели на выставке коллекции ассоциации «Кружева и блонды Кана и Курсёля» (DBCC). В 1822 году господин Вилар (Violar) и его сестра госпожа  Робер (Robert) организовали мастерскую в Курсёль-сюр-мер  для производства блонд. Блонды Курсёля  (Courseulles-sur-mer)  отличались от блонд Кана (Caen) тем, что использовали шелк гренадин  с очень высокой степенью скручивания, а в блондах Кана использовался органзин.

На масштабной выставке французского  кружева в музее Нормандии в замке Кана кружевницы  OIDFA посмотрели свадебное платье 1830 года, выполненного из блонд, произведенных в Кане. Также выдающийся нормандский производитель кружева  Огюст Лефебюр (Lefébure) в Байё (Bayeux) стал тоже производить блонды «матовые» (испанский стиль), не такие блестящие, как те, что производились в Кане. Эти кружева шли на продажу в Испанию.  Блонды вышли из моды к 1850 году, когда императрица Евгения, жена Наполеона III, стала использовать в одежде  черные шелковые кружева «шантильи» (Chantilly).

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре  («Grange des Dîmes»).

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»).

 Плетеное шелковое кружево шантильи. XIX в.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Плетеное шелковое кружево шантильи. XIX в.

Тонкое плетеное кружево шантильи с прекрасно разработанным профессиональными художниками цветочным орнаментом на фоне тонкого тюля с очень мелкими ячейками получило свое название по имени самого старого центра их изготовления Шантильи, но их производили и в Кане, Курсёле, Байё, Ле Пюи-ан-Веле.

Плетеное шелковое кружево шантильи. XIX в.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Плетеное шелковое кружево шантильи. XIX в.

Крупные изделия из блонд и шантильи, такие как шали, пелерины, платья, стало возможным создавать благодаря стежку  иглой  «пуант де ракрок» (“point de racсroc”), изобретенному госпожой Кане (Cahanet), кружевницей из региона Байё. Отдельными кружевницами выплетались полосы кружева шириной от 10 до 15 см, длиной 1м 80 см, которые затем сшивались. Если стежок был сделан качественно, то соединение полос  совсем не заметно.

Старинная открытка. Кружевница из Ле Пюи.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Старинная открытка. Кружевница из Ле Пюи.

Самое большое количество кружевниц  до 130000 человек было к середине XIX века  в Оверни (Ле Пюи-ан-Веле (Le Puy-en-Valay) и прилегающие к этому городу районы). В основном это были кружевницы надомницы. Они производили кружево из широкого ассортимента ниток:  шелк, шерсть (пряденая шерсть козы, мех ангорских кроликов), хлопок,  лен и даже добавляли листья алое, которые окрашивали в черный цвет, производя черное и белое кружево. В этот период  в Европе кружевницы стали копировать мальтийские кружева, напоминающие старинные генуэзские кружева начала XVII века.  С мальтийскими кружевами  публика познакомились на Всемирной выставке 1851 года в Хрустальном  дворце Лондона. Большим преимуществом этого вида кружевных изделий было в том, что их можно было сплести быстрее, и стоили они дешевле, по сравнению с кружевами, в которых фон был представлен сетками с очень мелкими ячейками. Кружевные гипюры Ле  Пюи (Le Puy), представленные на выставке, очень красивы. Они сделаны с непревзойденным мастерством.

Плетеное кружево «клюни». Ле-Пюи.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Плетеное кружево «клюни». Ле-Пюи.

Плетеное кружево «клюни». Ле-Пюи.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Плетеное кружево «клюни». Ле-Пюи.

В  1860-е в Ле Пюи выплеталось очень много упрощенного геометрического мальтийского кружева, известного под именем «клюни» (cluny).

Много кружева производилось для среднего рынка.  Качество их исполнения было очень высоким, а цена довольно дешевой. Поэтому обыкновенные люди могли позволить его купить и использовать для украшения интерьера и одежды. Продажи плетеного кружева были очень большими. Ле-Пюи имел самую большую экспортную торговлю кружевом во Франции.

 Плетеное кружево Ле Пюи.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Плетеное кружево Ле Пюи.

 Плетеное кружево Ле Пюи.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Плетеное кружево Ле Пюи.

Плетеное шерстяное кружево Ле-Пюи.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Плетеное шерстяное кружево Ле-Пюи.

По причине того, что целью массового производства  было дешевое кружево, оно часто копировалось грубой дешевой нитью или  ярким, бросающимся в глаза цветом. Это так называемое крестьянское кружево. Справа вверху на стенде тончайшее шерстяное кружево.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре  («Grange des Dîmes»).

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»).

На выставке были образцы кружева из других стран, Россия была представлена довольно скромным кружевным краем, Югославия тоже. Выставку украсил чешский народный костюм.

Женский национальный костюм Чехии.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Женский национальный костюм Чехии.

Праздничные женские  головные уборы у всех народов прекрасны. С кружевницами OIDFA мы побывали в Нормандии, праздничные головные уборы нормандок увидели воочию. А вот на этой выставке я увидела очень своеобразный головной убор,  шляпу, отделанную коклюшечными кружевными черными лентами, которую носили поверх чепца женщины из  Бресса (Pays de Bresse), местности, находящейся в районе французских Альп.

 Национальный головной убор. Бресс (Pays de Bresse).

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Национальный головной убор. Бресс (Pays de Bresse).

Четыре черные кружевные ленты спадают со шляпы на плечи. Две со стороны лица и две со спины. Кто-то пошутил насчет шляпы: «Крыша с дымоходом».

Футляр для шляпы из Бресса  (Pays de Bresse).

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Футляр для шляпы из Бресса (Pays de Bresse).

Дамское платье. Ирландское кружево (крючок), коклюшечное кружево. 1900.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Дамское платье. Ирландское кружево (крючок), коклюшечное кружево. 1900.

Дамское платье начала ХХ века выполнено  в комбинированной технике. Ирландское кружево, связанное крючком,  с фоновыми заполнениями, выплетенными на коклюшках, встречается довольно редко. Получилось более нежное и интересное  сочетание, как если бы платье было сделано из одного только ирландского кружева.

Фата. Кружево машинного производства. Компания Нойон (Noyon),  Кале (Calais). 1920-е г.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Фата. Кружево машинного производства. Компания Нойон (Noyon), Кале (Calais). 1920-е г.

Описание выставки было бы не полным, если бы не упомянуть про французское машинное кружево Кале (Calais) и Кодри (Caudry), в соревновании с которым у кружевниц прошел весь XIX век. Это и машинные блонды, шантильи, алансоны, малин, валансьен. Машинное производство кружева сделало нашу одежду и интерьеры более красивыми и доступными, однако никогда машина не заменит ауру мастера, окружающую эксклюзивные вещи индивидуального изготовления.

Раздел творчества французских кружевниц  уже XXI века тоже оказался креативным и интересным.  Кружева создаются в результате эмоций, далее это результат глубоко продуманной идеи.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре  («Grange des Dîmes»). Современное кружево.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»). Современное кружево.

На стене находятся два панно Марии-Терезы Боньоль (Marie-Thérèse Bonniol). Это «Взгляд пустыни», в память посещения Туниса, и «Небесный корабль», созданный по ассоциации с воздушностью, ажурностью кружева.

У стены стоит сумочка. Она украшена коклюшечной кружевной тропинкой среди деревьев, на которой стоит скамеечка. Эта работа Bernadette Chastanet, 2011. Написано, что это коклюшечное кружево и “Lutac lace”. Что такое кружево «лютак» мне еще неведомо. Слева на красном фоне панно Мишель Пелуаль  (Michéle Peloille). Интересны и скульптуры семейной пары Mauricetta & Jean-François Caraes, в которых используется очень красивое кружево.

В десятинном амбаре была организована персональная выставка французской кружевницы, педагога Сюзанны Пино, о которой я уже написала отдельную статью.

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре  («Grange des Dîmes»).

Фондет (Fondettes), предместье Тура (Tours). Выставка французского кружева в десятинном амбаре («Grange des Dîmes»).

Выставка заканчивается, мне жаль с ней расставаться.

Нас всех ждут в ресторане. То, чем нас угощали в продолжительном путешествии французские повара, это отдельная тема. Но скажу, что все было вкусно и с присущим французской кухне изяществом.

Высокий профессионализм всегда впечатляет. В доказательство приведу кусочек интерьера гостиничного ресторана в пригороде Тура Жуе-ле-Тур (Joué-les-Tours).

Интерьер ресторана в Жуе-ле-Тур (Joué-les-Tours).

Интерьер ресторана в Жуе-ле-Тур (Joué-les-Tours).

Меня познакомили с Мишель Пелуаль (Michéle Peloille), кружевницей и коллекционером из Тура. Она возглавляет ассоциацию кружевниц и вышивальщиц Тура и очень много сделала для организации такой масштабной кружевной выставки и приема гостей со всего мира. Благодарю  ее от всей души и желаю дальнейших успехов в деле сохранения культурного наследия французских кружевниц.

©Автор: О. Ф. Журавлева

©Фото: О. Ф. Журавлева
Google

Метки: , ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

2 отзывов

1.  Г.Муравьева
25 Фев 2015 в 15:52

Большое спасибо за экскурсию.

2.  Elena Brophy
26 Фев 2015 в 04:06

Спасибо! Прочитала,перевела дух и возвращаюсь вновь в сказочное кружево! Ах,как прекрасно узнать об этом.

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение