Costumes from collection of the Moscow film studio by name M. Gorkiy .

Коллекция старинных костюмов Киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького была показана широкой публике в самом центре Москвы в ГУМе с 3 по 31 октября 2015 года.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Надо отметить, что впервые такая масштабная историческая выставка была размещена в здании действующего универсального магазина, как говорится на «проходе». Могу описать свои ощущения. Сама атмосфера ГУМа оказалась  теплой,  стало легко, весело и очень интересно. Вспомнилась молодость, стояние в очередях за очередной обновкой и встречи у фонтана.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Таким неформальным для нашей страны образом был отмечен столетний юбилей существования киностудии, которая ведет начало от художественного коллектива «Русь». Его в 1915 году основал костромской купец-старовер Михаил Семенович Трофимов. В этом же году было отснято тринадцать первых фильмов. Им были сказаны замечательные слова: «На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр…».

Из фильмов этой студии я хорошо помню  фантастический фильм «Аэлита» с костюмами Александры Экстер (режиссер Я. Протазанов, 1924 г.); «Бесприданница» (режиссер Я. Протазанов, 1936 г.); «Пятнадцатилетний капитан» (1946 г. художник по костюмам – Ольга Кручинина); «Анна на шее» (Режиссер Исидор Анненский, 1954); «Тихий Дон» (Режиссер Сергей Герасимов, 1958). В начале 1960-х годов папа привез первый телевизор уже без линзы из Ленинграда, и смотрели эти фильмы в Архангельске у нас дома не только наша семья, но и почти все соседи.

Выставка  для меня началась со стороны Исторического музея и, как оказалось, с костюмов в стиле «модерн», что вполне логично. Именно с этого времени (фр.“belle  époque” – прекрасная эпоха) зарождается кино.

Все описания костюмов даются по книге «Старинный костюм в кино», собрание киностудии имени Максима Горького. –  М. 2001.  (кн.) – автор проекта профессор, народный художник России Э. П. Маклакова – и из информационных листков  выставки. Они немного изменены автором статьи. Для описания предметов одежды, особенно музейным работникам, очень полезно почитать полные описания, приведенные в книге.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

В центре. Платье. 1900-е годы. Россия.

Платье изо льна зеленовато-соломенного цвета. Отделано вологодским кружевом, затачанными складками и обтяжными пуговицами.

Приобретено для кинокартины «Лев Толстой» (1984). Художник по костюмам Элеонора Маклакова. Актриса Тамара Макарова, роль – Софья Андреевна.

Чтобы создать сложно-постановочный фильм на историческую тему требовались костюмы, соответствующие времени и поставленным задачам. Поэтому киностудия покупала подлинные вещи у населения, небольшая часть которого, не смотря на трудные времена, не перешила их на свои какие-то нужды, а сохранила.

Слева. Сак. Середина 1900-х годов. Россия. (в кн. 137-139) Драп серо-зеленого цвета. Отделан бахромой, ручной и машинной вышивкой цветным шелком.

Сак (фр. sac – мешок) – дамское пальто или платье свободного покроя.

Приобретено для кинокартины «Щелкунчик» (1967), неосуществленный проект; художник по костюмам Наталия Шнайдер.

Обратите внимание на цвета костюмов. Модными становятся  белые, бледно-серые, грязновато-зеленые, болотные, бледно- желтые, розовые оттенки.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Платье. 1900-е годы. Россия. Фрагмент.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Платье. 1900-е годы. Россия. Фрагмент.

Я очень внимательно посмотрела всю коллекцию, но отделку из коклюшечного кружева увидела только на одном платье. В остальных случаях платья украшены машинным кружевом или кружевами, имитирующими коклюшечные.

Мое послевоенное поколение еще застало времена, когда горожанки знали, что такое сак, труакар и т. д., а в настоящее время об этих позабытых французских названиях фасона одежды в русском лексиконе напомнила только эта выставка.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

В центре. Труакар. 1900-е годы. Россия. (в кн.98,99 )Хлопчатобумажное кружево «пуант-ляс».

Труакар (фр. trois-quarts – три четверти) – летнее полупальто  длиной до колен в конце XIX – начале XX века.

Пуант- ляс (фр. point-lase) ­– кружево из тесьмы, соединенных между собою бридами.

Платье. Начало 1900-х годов. Россия. Платье из смесовой ткани цвета экрю. Выполнено в технике просечного узора по сетке. Отделано машинной вышивкой шелком, аппликационными мотивами.

Планировалось использовать данные предметы одежды для съемок фильма «Пароль не нужен» (1967).

Цвет экрю (фр. ecru – необработанный, неотбеленный) – бледно-серо-желтый или светло — серо-жёлто-коричневый цвет, цвет неотбеленного шелка или льна.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Справа. Тюник. Начало 1910-х годов. (в кн. 102). Машинный тюль двух цветов. Вышивка тамбурным швом по тюлю нитями цвета экрю, пайетками и граненым бисером. Вставки машинного кружева. Черная муаровая лента (11 см).

Тюник (фр. tunique) – античная одежда. В конце XIX – начале ХХ века – верхняя часть или платье прямого покроя.

Пайетки (фр. – paillette – блестка). Пластинки с отверстием для пришивания использовались с XVI века для украшения одежды.

Данный предмет одежды приобретен для картины «Пароль не нужен» в 1967 г.

В середине. Накидка. Конец 1890-х годов. Россия. ( в кн. 62. )Черный шелковый газ. Аппликация в виде тесьмы цвета экрю, выложенной по хлопчатобумажной сетке такого же цвета из  двух видов ячеек. Узкое коклюшечное кружево «валансьен». Воротник – воронка. Подкладка из шелкового сатина красно-коричневого цвета.

В этой накидке в фильме «Маленькая принцесса»  (реж. Владимир Грамматиков, 1998) снялась юная актриса Настя Миськова.

Слева. Лиф платья. Середина 1900-х. Россия. (в кн. 77). Сатин цвета экрю. Машинный гипюр. Черные шелковые ленты. Воротник — стойка. Перед  с напуском. Дублюр  хлопчатобумажный. Сантюр хлопчатобумажный.

Дублюр (фр. doublure – подкладка).

Сантюр (фр. ceinture –пояс) – текстильная лента, пришиваемая к дублюру, которая фиксирует лиф на талии. На сантюре  со второй половины XIX столетия размещали торговое клеймо фирмы.

Возможно, лиф послужил образцом для создания костюма Фаины Раневской, роль – Настасья Тимофеевна Жигалова, мать невесты в кинофильме «Свадьба» (1944). Художник по костюмам Семен Мандель.

С самого начала осмотра выставки видно насколько широк диапазон способов украшения одежды в начале ХХ века.  Для этого часто в одном платье использовали кружева и вышивку, аппликации, рюши, воланы, плиссе, бисер, стразы, блестки.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Справа. Сорти-де-баль (фр. sortie-de-bal – для выезда на бал). Середина XIX века. Россия. ( в кн.28). Черный шелковый бархат. Отделка в виде аппликации из черного репса, бахромы басонной работы, вышивки граненым бисером и шелком в тон. Накидка приобретена  для кинокартины «Трое» (1969), художник по костюмам Яков Ривош.

Слева. Дамское визитное мантеле. Черный шелковый репс. Машинное кружево «шантильи». Вышивка граненым бисером и гранеными бусинами. Сантюр – черная шелковая репсовая лента.

Мантеле (фр.  mantelet – пелерина) – накидка без рукавов с приталенной спинкой, зафиксированной на талии сантюром.

Репс (фр. reps) – плотная ткань в поперечный или продольный рубчик.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Лиф платья. Середина 1900-х годов. Россия. ( в кн. 107). Черный шелк. Тафта цвета экрю. Машинное кружево.  Воротник – высокая стойка на трех косточках из китового уса. Дублюр из полушелковой саржи на девяти косточках из китового уса. Застежка по переду из 17 крючков. Сантюр хлопчатобумажный. Ручная и машинная работа.

Приобретен для кинокартины «Трое» (1969), художник по костюмам Яков Ривош.

Тафта (от персидского — « тафтан») – шелковая или хлопчатобумажная ткань из туго скрученных нитей полотняного переплетения.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Дамское визитное мантеле ( вид сзади). Начало 1880-х годов. Россия. ( в кн. 41). Светло-серый шерстяной репс. Отделано руликами из шелкового сатина, узкой шелковой тесьмой, машинным кружевом цвета экрю, двойными бантами из бледно-розовой репсовой ленты, сплетенными и вышитыми шелком пуговицами. На груди венгерский прибор на одну пару застежек из шелкового шнура света экрю. Ручная работа.

Венгерский прибор (другое название – браденбурги) – парная застежка на дамской и мужской одежде из витых шнуров или сутажа. Заимствован с доломана и ментика — военной одежды гусар.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Платья для бала.

Фигура женщины в костюме стиля «модерн» напоминает слегка изогнутую латинскую букву “S”, что достигается при помощи специального корсета. Модной считалась талия с 55 см в объеме. Юбка бального платья имела шлейф. Юбка повседневного платья укорачивается до щиколотки.

ыставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

В центре. Платье (лиф, юбка). Середина 1900-х. Россия.  ( в кн. 79, 82). Шелк цвета экрю, вставки ручного коклюшечного кружева. Отделано атласными лентами и рюшем из шелкового газа.  Сорти-де-баль. Около 1900. Россия. ( в кн. 80). Машинная вышивка тамбуром по хлопчатобумажному тюлю цвета экрю. Ручная и машинная работа.

Дублюр из шелкового канауса на тринадцати косточках из китового уса. Сантюр – муаровая лента. Нижняя юбка из шелкового канауса, низ которой завершает  косая обрубная оборка.

Канаус – разновидность тафты.

Обрубные оборки – полосы ткани с обрубным фестончатым краем, благодаря которому ткань не высыпалась.

Бальное платье приобретено для кинокартины  «Пароль не нужен» (1967); художник по костюмам Наталья Панова. Сорти-де-баль приобретена для кинокартины «Сердце матери» (1965); художник по костюмам Элеонора Маклакова.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Платье. Фрагмент. Середина 1900-х. Россия.  Сорти-де-баль. Фрагмент. Около 1900. Россия.

В это время русские дамы заказывали свои туалеты не только в мастерских Москвы и Санкт-Петербурга, но у самых известных модельеров того времени Парижа, Лондона, Вены.

 

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

В центре. Платье для выезда (лиф, юбка). (в кн. 94-96). Франция. Парижская фирма А. Феликс.

Тафта шан-жан розово-синего цвета, сверху покрытая черным шелковым тюлем в мушку. Зеленый шелковый бархат. Мерное кружево (12 см). Дублюр из тафты шан-жан. На сантюре имеется клеймо “A. Felix breveté. 15 Faub. S.-Honore Paris”. Подлинный пояс утрачен.

Шан-жан – эффект, создаваемый сочетанием разных по цвету нитей утка и основы тканей.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

И снова европейский костюм, только после разрушительной Первой мировой войны. «Прекрасная эпоха» закончилась.

В центре. Платье (в кн. 172). 1920-е. Западная Европа (?). Шелк коричневого цвета. Отделано крепдешином цвета экрю и плисированными оборками. Шемизетка их хлопчатобумажного машинного тюля, на груди имеется вставка из кружева  «брюссель» ручной работы.

Приобретено для картины «Татьянин день» (1967); художник по костюмам Эльза Рапопорт.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Платье (в кн. 173-175). Конец 1920-х. Западная Европа. Жатый шифон с набивным рисунком. Вышивка бисером, стеклярусом, искусственным жемчугом. Чехол из шелкового атласа цвета экрю с кружевной кокеткой и оборкой понизу.

Приобретено для картины «Земля, до востребования» (1972); художник по костюмам Элеонора Маклакова.

Самым старинным, представленным на этой выставке женским костюмом, является типичное для 1860-х годов платье на каркасе (кринолине) из коричневого фая. Каркасы были введены в моду Чарльзом Фредериком Вортом, который в 1856 году запатентовал устройство для изменения размеров своего творения. Такой стиль одежды нравился его покровительнице французской королеве Евгении. Каркас (кринолин) быстро  вышел из моды в 1867 году.

В России такой наряд понравился женщинам незнатного происхождения. Пышные формы соответствовали понятиям народной красоты. Так, например, в Нижегородской губернии в середине девятнадцатого века в селе «Безводном стали модными однотонные муаровые и штофные шелка голубого, зеленого и розового цветов с редкими мелкими цветами или букетиками. Сарафаны были очень широкие, и под них девушки из состоятельных семей надевали кринолины на обручах, а менее богатые – юбки, стеганые на вате, или крахмалили пышные нижние юбки с пришитым по низу узким кружевом». В Ярославле было налажено производство кринолинов из проволоки и прутьев.

Фай (фр. faille) – тонкая плотная матовая шелковая ткань в рубчик.

Кринолин  (фр. crinoline) – ткань из конского волоса и льняной нити. Используется с XVII века для изготовления нижних юбок. Сооружения из обручей китового уса 1850-х годов и т. д. также получили название кринолин.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Спереди. Платье (в кн. 34-37). 1860-е годы. Россия. Фай с тканым купоном синего цвета. Отделано аграмантами, лентами, руликами из фая.

Приобретено для кинофильма «Щелкунчик» (1967), неосуществленный проект; художник по костюмам Наталия Шнайдер.

Шаль. Третья четверть XIX века. Россия. Шелковое ткачество в два цвета: коричневый и синий. По краю машинным способом пришита двухцветная бахрома. Машинная работа.

Вначале статьи я упоминала о своих детских впечатлениях от старых фильмов и, в частности, от фильма «Анна на шее». Их не надо мучительно вспоминать, они живут в тебе до сих пор. На выставке из этого фильма представлена подлинная форма камергера, роль которого сыграл знаменитый  А. Вертинский.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Форма камергера парадная (в кн. 49-50). Конец XIX –начало XX века. Россия. Темно-зеленое (черное) сукно. По воротнику, бортам и спинке форменное золотное шитье.

Приобретена  для кинокартины «Анна на шее» 91954); художник по костюмам Константин Урбетис.

К сожалению, для некоторой следующей части костюмов мною не были сфотографированы описания. Нет их и в указанной мною книге «Старинный костюм в кино», потому что далее это все современная работа пошивочного цеха, в котором были воплощены авторские идеи  художников по костюмам киностудии.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Капор. Из кинофильма «Красное и черное» (1976). Художник по костюму Элеонора Маклакова. Актриса Лейла Шихлинская, роль – Госпожа де Ферворк.

Узорная ткань, лино, газ-шифон, искусственные цветы, машинное кружево, атласные и тафтовые ленты, шнур.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Капор. Из кинофильма «Красное и черное» (1976). Художник по костюму Элеонора Маклакова. Актриса Наталья Бондарчук, роль – Госпожа де Реналь.

Шерстяной креп, лино, полушелковый сатин, шелковое кружево, искусственные цветы, атласные ленты, шелковый гарус, перо страуса.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

В центре. Свадебный костюм. Кинофильм «Юность Петра» (1980). Художник по костюмам Элеонора Маклакова. Актриса Любовь Германова, роль – Евдокия Лопухина.

Костюм из узорной бархатной  парчи, отделан парчой, металлизированной тесьмой, стразами, искусственным жемчугом, пуговицами.

Бармы и заплечья. Парча, стразы, металлизированная тесьма, ажурные металлические элементы, искусственный жемчуг.

На выставке была представлена обширная великолепная коллекция головных исторических уборов.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

В центре. Волосник. Кинофильм «Юность Петра» (1980). Художник по костюмам Элеонора Маклакова. Актриса Любовь Германова, роль – Евдокия Лопухина.

Парча, ажурные металлические элементы, жемчуг искусственный, вязание люрексом.

Волосник – головной убор замужней женщины. Известен на Руси еще в XV – XVII  веках.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Митры. Кинофильм «Петр Великий» (1986 год). Художник по костюмам Элеонора Маклакова.

Митры. Парча, лино, металл, роспись, бусины, стразы, жемчуг искусственный, бисер.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Костюм черкесской девушки. Кинофильм «Герой нашего времени. Бэла» (1966); художник по костюмам Эльза Рапопорт. Актриса Сильвия Берова, роль Бэла.

Костюм выполнен из жаккардового полотна, туали, репса.  Декорирован аппликацией из парчи, машинной вышивкой кавказским серебряным позументом, нагрудными застежками начала ХХ века .

Туаль( фр. toile, дословно, лёгкая ткань) — тонкая натуральная шёлковая ткань с полотняным плетением и блеском, использующаяся на подкладке дорогой одежды.

Шаль. Шелк. Вышивка по плетеной филейной сетке.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Выставка «Старинный костюм в кино» в ГУМе.

Справа. Кафтан. Кинофильм «Варвара – краса, длинная коса» (1969). Художник по костюмам Соня Войтенко. Актер Михайл Пуговкин, роль – Еремей, царь.

Кафтан из хлопчатобумажного бархата, отделан атласом, аппликацией, машинной вышивкой, металлизированной нитью, искусственным жемчугом. Подкладка из хлопчатобумажного сатина.

Выставка «Старинный костюм в кино» завершена. Но в продолжение этой темы  мне хочется напомнить читателю еще об одной выставке этой коллекции костюмов, которая проходила с 11 по 14 августа 2004 г. в Гостином  Дворе в Москве.

Выставка «Старинный костюм в кино» в Гостином Дворе. 2004 год.

Выставка «Старинный костюм в кино» в Гостином Дворе. 2004 год.

Выставка «Старинный костюм в кино» в Гостином Дворе. 2004 год.

Выставка «Старинный костюм в кино» в Гостином Дворе. 2004 год.

Тогда я на ней побывала с президентом общества «Мир кружева» в те годы и главным редактором журнала «Коклюшечное кружево» Надеждой Александровной  Бурлешиной. После чего Н. А. Бурлешина организовала семинар для кружевниц, который проходил в Школе-студии МХАТ.  Часть выпускников  этой школы с 1960-х годов стали работать на киностудии имени М. Горького. Кружевницы познакомились, как проходит обучение в этих стенах будущих театральных художников. Очень интересную лекцию об истории кружевоплетения прочитала нам преподаватель Школы Марина Святославовна Колева. Там же присутствовала соавтор книги «Старинный костюм в кино» и куратор обеих выставок преподаватель Школы – студии МХАТ Ольга Поликарпова, которая любезно ответила нам на все интересующие вопросы.

Эти выставки замечательны тем, что, несмотря на реорганизацию киностудии в 1990-2000-х годах, коллекция костюмов для кинофильмов была сохранена, описана и в настоящее время показана широкому кругу людей и, конечно, заинтересованным профессионалам. Большая заслуга в этом директора Киностудии в то время В. А. Грамматикова.

Литература:

Старинный костюм в кино / Собрание киностудии имени Максима Горького. – М., 2001.

Коршунова Т. Т. Костюм в России XVII – начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа. – Л., 1979.

Автор: О. Ф. Журавлева

Фотографии: О. Ф. Журавлева

Google

Метки: ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

4 отзывов

1.  Zhuravleva Olga
22 Ноя 2015 в 00:03

Спасибо, истинное искусство всегда вызывает массу эмоций, которые раскрашивают рутину жизни в яркие цвета.

2.  Ольга
22 Ноя 2015 в 20:17

Спасибо большое за возможность побывать на выставке!!!

3.  Надежда
26 Ноя 2015 в 18:24

Ах, как чудесно!!!Спасибо за возможность взглянуть Вашими глазами, Ольга, на эту прекрасную выставку!

4.  Татьяны
16 Дек 2015 в 19:38

Спасибо. С удовольствием вспомнили прекрасную выставку. А фотографии помогли сделать это более конкретным.

 

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.