Воротник «Елизавета I» Фриволите

Автор: Zhuravleva OlgaРубрика: кружево
19
Янв

В Париже при посещении Лувра я увидела портрет мадам Данже (Dangé), держащей в руке золотой челнок. В Лувре разрешено фотографировать, поэтому он сохранился у меня в памяти.  Художник Луи Токке (Louis Tocqué, ученик Наттье, известны его портреты русской знати, 1696, Париж – 1772, Париж), изобразил мадам в момент занятий рукоделием, а именно фриволите. В XVIII столетии кружево фриволите было очень популярно во Франции. Мадам Данже на шелковом шнурке вяжет узлы челноком. Домашний наряд жены генерального откупщика, выкупившего у правительства право собирать с населения косвенные налоги,  в эпоху рококо изобиловал наличием прекрасного кружева. Я считаю, что это самое дорогое аристократическое шитое иглой кружево, вероятнее всего алансонское.

Портрет мадам Данже, художник Л. Токке

Луи Токке (Louis Tocqué)
Портрет мадам Данже (Madam Dangé). 1753
Париж, Лувр

В России женщины всех сословий тоже занимались рукоделием. Однако, только в конце XIX века в России в 1887, 1893 годах была издана книга «Энциклопедия женских рукоделий». В 1902 году опубликован «Курс женских рукоделий» (1107 рисунков). В основе их было переиздание «Полного курса женских рукоделий» француженки Терезы Дильмон, которое уже было переведено на все европейские языки и издано в 17 странах мира.

Издание 1902 года было рекомендовано «во всех учебных заведениях Ведомства учреждений Императрицы Марии,  как пособие при обучении шитью, вышиванию и так называемым изящным рукоделиям и для ученических и учительских библиотек женских учебных заведений Министерства Народного Просвещения». В этих рекомендациях упоминается Ведомство учреждений императрицы Марии. Императрица Мария Федоровна (1847-1928,  принцесса Датская Дагмара-Софья-Доротея, жена императора Александра III) была матерью последнего русского императора Николая II. Она занималась благотворительными заведениями, в частности Мариинской школой кружевниц (основана в 1883 году), в которой обучались взрослые женщины из беднейших слоев общества с целью подготовить из них учителей плетения коклюшечного кружева.

В современной России в в 1991 году (в небольших брошюрах), в 1992 году публикуется репринтное издание «Курса женских рукоделий» 1902 года.

В этих изданиях есть раздел о кружеве фриволите (от frivole, фр., пустой), интерес к которому возродился в Европе в 60-е годы XX столетия.

В России в середине 1980-х годов в Ленинграде (в настоящее время Петербурге) был организован кружок фриволите под руководством Н. М. Егельской. Основоположником трехмесячного курса обучения  фриволите считается А. Г. Вечерская. Она в 1991 году опубликовала его. Уже в этом курсе есть раздел плетения в технике фриволите, используя бисер. В это же время в Ленинграде Н. Г. Либин создает на основе плетения фриволите с бисером новое направление, получившее название «БИНИЛЬ».

Эта техника осуществляется при помощи челноков, состоящих из двух пластинок в виде заостренных прямоугольников, соединенных вместе в виде шпули, на которую наматывается нить.

Челноки для фриволите

Образцы современных челноков для фриволите.

При помощи манипуляций с челноком (или двумя челноками) можно создавать кружево (цветное кружево) из различных узлов, которые заплетаются на нитяных колечках или дужках по счету. Эта техника требует определенной сноровки рук, и не сразу получается закреплять узлы. Самостоятельно по рисункам в книге это изучить и понять, как делается, трудно.

фриволите, плетение с помощью двух челноков

Положение рук при плетении двумя челноками в фриволите.

Я тоже увлеклась этой техникой уже в конце 80-х годов XX столетия. Ходила на курсы по обучению (к сожалению, в настоящее время уже не вспомнить фамилию педагога), в результате чего появился большой воротник «Елизавета I», сплетенный своими собственными руками. Он всегда ассоциировался мною с огромными стоячими воротниками Елизаветы I второй половины XVI столетия.

Воротник "Елизавета I"

Воротник «Елизавета I». Фриволите. Конец 1980-х годов.
Работа О. Ф. Журавлевой.

Замысел воротника был придуман мной. Его плетут двумя челноками.

Так выглядят схемы выполнения мотивов в данном воротнике.

Схема 1 для выполнения мотива воротника

Схема 1 для выполнения мотива воротника.

Схема 2 выполнения мотива воротника.

Схема 2 выполнения мотива воротника.

В этих схемах надо прописать количество заплетенных узлов по каждому кольцу и дуге.

В 1992 году я закончила также курсы по коклюшечному плетению, поэтому на фотографии с радостью  демонстрирую свои работы уже в двух техниках изготовления кружева: фриволите и плетение на коклюшках.

Фотография Ольги Журавлевой.

Работы О. Ф. Журавлевой.
Воротник. Фриволите. Конец 1980-х годов.
Салфетка. Коклюшечное плетение. 1992 г .

 

В начале 2000 годов на ВВЦ в Москве, где в одном из павильонов проходила выставка «Золотые руки мастеров» палаты ремесел столицы, я увидела изумительные по красоте изделия, выполненные в технике фриволите с использованием бисера, жемчуга, полудрагоценных камней и страз. Это оказались авторские вещи Екатерины Степной в технике «АНКАРС», название которой составлено из букв имен и фамилий  А. Розановой, Е. Степной, А. Сафоновой, которые создавали и совершенствовали эту технику с 1992 года, работая преподавателями на курсах фриволите в Москве, в Ново-Переделкино.

Браслет. Екатерина Степная.

Браслет. Екатерина Степная. Фриволите в авторской технике «АНКАРС».

Я с радостью и гордостью пишу об этом. Женщины России в конце второй половины XX века смогли создать новое направление «АНКАРС» в старинном классическом узловом плетении фриволите.

Автор:  О. Ф. Журавлева, 19 января 2013 года

 

 

Google

 

 

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

8 отзывов

1.  Elena Brophy
20 Янв 2013 в 02:03

Оля,сознайтесь-это только половинка от Вашей статьи.С нетерпением жду продолжения! А что у нас Сегодня?

2.  Elena Brophy
20 Янв 2013 в 04:06

Воротник получился необыкновенным! Вкус мастеру не изменил.Смотрю и радуюсь.

3.  Г.Муравьева
22 Янв 2013 в 06:24

Прелестно.

4.  Светлана
23 Янв 2013 в 14:29

Считаю, что Ольга открылась с новой стороны — как мастер. Видно, что она не только знает, но и умеет, а это, конечно, много ценнее. Не удивлюсь, если будут новые сюопризы. Впечатлили и воротник, и браслет.

5.  Cabelinho
01 Фев 2013 в 04:51

Of the panoply of website I’ve pored over this has the most veracity.

6.  Eddie
01 Фев 2013 в 06:32

And I was just wonder about that too!

7.  Viktoria
01 Фев 2013 в 06:33

Unbelievable how well-written and informative this was.

8.  Brendon Keuler
27 Ноя 2013 в 15:58

I simply want to say I’m all new to weblog and absolutely savored you’re web-site. Likely I’m want to bookmark your blog . You absolutely have amazing articles and reviews. Thanks for revealing your web-site.

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение