На протяжении веков церковь была хранителем дорогостоящих кружевных сокровищ. Во время Международного кружевного конгресса в Брюгге (17-19 августа 2018 года)  участники его могли познакомиться с выставкой фламандского религиозного кружева в церкви Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Она была построена в 1240 году в готическом стиле. Здесь имеются мощи святого Жиля (лат.Эгидия).

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk).

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk).

Почти все столетия после создания церкви  около неё селились монахи, и рядом  было кладбище. В настоящее время от кладбища не осталось и следа.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Вдали церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk) .

Брюгге, 19 августа 2018 г. Вдали церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk) .

В самой церкви был захоронен Г. Мемлинг , картины которого украшают художественные музеи Брюгге (Музей Мемлинга, Грутхузе). Об этом имеется памятная доска при входе.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk).

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk).

Табличка о захоронении в церкви  великого художника  Г. Мемлинга (около 1440 – 14 августа 1494).

Однако по истечении некоторого времени в связи с неуплатой за место великого художника перезахоронили, и  теперь место его погребения неизвестно.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk).

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk).

От первоначальной церкви XIII века сохранились колонны, об этом извещает надпись на одной из них.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk).

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk).

Главным кружевным экспонатом, отражающим историю Брюгге,  является покрывало (вуаль), в центре которой расположена реликвия Святой Крови.  Такими вуалями в католических церквях накрывали статую Пресвятой Девы Марии, матери Иисуса Христа.

На площади Бург есть Базилика Святой Крови.  Известно, что реликвия в виде запаянного сосуда из горного хрусталя с кровью Господа Иисуса Христа была привезена из крестовых походов графом  Diederick van den Elzac 7 апреля  1150 года. Как кровь Господа попала в сосуд, существует несколько очень интересных легенд, о которых написаны книги.

На стене церкви мы видим Крестный путь Христа по Виа Долороза  в Иерусалиме к месту Распятия. Так как мне довелось быть в Иерусалиме и пройти этим путем, то  все пережитые там события  вспомнились при виде мастерски вырезанных в дереве панелей церкви Святого Жиля.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk).

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk).

Покрывало (вуаль) с реликвией Святой Крови.  Старое фламандское кружево (Oud Vlamse kant), коклюшечное плетение, 1689. Брюгге. Фонд художественного наследия  Благородного Собрания  реликвии Святой Крови.

Покрывало с реликвией Святой Крови полностью  сплетено на коклюшках в 1689 году. В самом кружеве зафиксирована эта дата. Барочные извивающиеся цветочные гирлянды  выполнены  в технике, которая в конце XVII века имела обобщенное название фламандское кружево. Впоследствии техника  исполнения такого кружева  стала называться «старое фламандское кружево».

Покрывало принадлежит Фонду художественного наследия Благородного Собрания реликвии Святой Крови (основано для сохранения реликвии вскоре после 1400 г.). Он  организует на Вознесение  ежегодное шествие со святыней по улицам. Её сопровождают 31 член этого собрания, которые должны проживать в Брюгге. На черных накидках у них вышит пеликан.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Старинные кружева, представленные в церкви , используют разнообразные религиозные сюжеты и символы.  Они прославили искусство кружевоплетения  и вышивки по филейной сетке монахинь, которые хорошо разбирались  в этом.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Покрывало для жертвенника в алтаре со сценой «Распятия» Христа. Филе, коклюшечное кружево. 17 век, Германия. Музей города Брюгге.

На голову Иисуса Христа,  распятого  на обычном латинском кресте, надет терновый венок. Над ней надпись  в виде аббревиатуры IN RI  (IESUS NAZARENUS REX IUDAEORUM , Иисус-  Назорей Царь Иудейский). Наверху гнездо пеликана. С правой стороны креста  (по отношению к распятой фигуре)в стороне стоит  Дева Мария. Рядом расположена женская фигура. Это Мария Магдалина, преклонившая колени и обнимающая крест.  С левой стороны креста стоит любимый ученик Христа  Иоанн. После смерти Иисуса  Богоматерь усыновила Иоанна.

Внизу под «Распятием» расположены символические фигуры Пеликана и Льва с высунутым языком.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Покрывало для жертвенника в алтаре  со сценой «Распятия» Христа (фрагмент). Филе, коклюшечное кружево. 17 век, Германия. Музей города Брюгге.

По мере развития живописного искусства произошел постепенный переход от  символических изображений Христа через его эмблемы  (монограмма, рыба, агнец, пеликан) к изображениям реалистического характера. В  данной работе немецкие мастерицы 17 века показали все свое умение и знание.

Видя Пеликана , который клювом своим разорвал грудь, чтобы накормить своих птенцов , мы понимаем, что это символическое изображение распятого на кресте Христа, принесшего себя в жертву для спасения человечества.

Фигура Льва является символом силы и мощи Христа, а корона  обозначает царственное начало, Иисус Христос – Царь Иудейский . Есть еще одна символическая особенность этого льва.  С ней связана способность Христа спасти христиан  из пасти «льва рыкающего»  (дьявола). Существует поверье о том, что  у львов дети появляются бездыханными, а поэтому родители-львы  как бы воскрешают своих детей своим дыханием, поэтому лев  здесь – это символ Воскресения Христова.

Следующее произведение – покрывало для Благословения верующего–  полностью выполнено в технике брюссельского коклюшечного плетения.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Покрывало для благословения. Коклюшечное кружево «брюссель». 18 в. Брюгге, Музей Брюгге.

Покрывало для благословения, которым накрывают верующего перед Причащением,  копирует евангельский сюжет «Мистическое обручение Святой Екатерины». В центре фигура Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Около неё стоят Святая Екатерина (атрибут колесо, меч,пальмовая ветвь) и Святая Варвара (атрибут-башня, павлинье перо). По технике исполнения такое коклюшечное кружево выполнялось отдельными мелкими частями (элементами), которые затем соединялись. Оно в XVIII веке получило название «брюссельское кружево».

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Оборка для  альбы (стихаря). Коклюшечное «брабантское кружево». Сцепная техника.  18 в. Брюгге, Музей Брюгге.

В изысканной оборке «брабантского кружева» центральным мотивом является ваза с цветами. Начиная с XVII века мотив «вазы с цветами» в художественной живописи и в кружеве использовался для символического послания. В данном случае, по моему мнению, центральным цветком композиции стал мак, который в христианстве напоминает зрителю о страданиях Христа и является символом самопожертвования. В светской трактовке он олицетворяет кратковременность живой красоты, а семена его – забвение и смерть (У Босха – это «цветок смерти»).

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Сцена на стене церкви Святого Жиля напоминает  нам о том, что благодаря ходатайству Иосифа Аримафейского тело Исуса Христа было разрешено снять и похоронить по иудейскому обычаю до заката в день распятия (пятница).  Об этом упоминается во всех четырех евангелиях.   При этом событии присутствовали Дева Мария, Иоанн Евангелист, Иосиф Аримафейский, Никодим.

Атрибутом Иосифа Аримафейского является чаша Тайной Вечери, в которую он при снятии тела Иисуса Христа  и вытаскивании Никодимом гвоздей из рук и ног собрал Святую Кровь Спасителя . Чаша имеет название Святой Грааль.

На выставке мы увидели историю развития брюггского кружева.  Она создана руками Апостольских сестер. В «Символе веры» наша церковь названа «Апостольской». Апостольские сестры Брюгге смотрят на мир глазами святых апостолов и выполняют их заветы.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Кружево –край с апостолами.  Тонкое брюггское цветочное кружево ( Fine Bruges floral work, англ.) Начало ХХ в. Брюгге, Сестры Maricolen.

Иоанн Богослов находится в центре.

Известно, что в начале XVIII века три Апостольские сестры из Антверпена организовали  в Брюгге школу кружевоплетения. Датой основания считается 1717 год. С миссией обучения  бедняков этому сложному в техническом отношении виду искусства Сестры справились превосходно. В 1860-м году в школе было более 400 учеников. Их учили плести кружева со сложными узорами, в том числе и как плести кружево «бенш». Однако в 1920-е году ручное кружевоплетение пришло в упадок из-за огромного производства машинного кружева. В 1958 году был закрыт Колледж мастеров кружевоплетения в Брюгге. Шли годы. Огромный поток туристов заставил общественность вспомнить о кружеве, которое могло стать частью сувенирной продукции. В результате этого  в 1972 году был открыт Кружевной центр (Kantcentrum) в одном из зданий Иерусалимской церкви. В настоящее время кружевницы Брюгге плетут и продают свою продукцию в многочисленных магазинах городах, в других городах Бельгии и даже за границей.  Цветочное кружево с основным элементом в виде розы было названо в XIX веке в честь свадьбы Марии-Генриетты  Габсбург, герцогини Брабантской,  «дюшес» (duschesse, фр.). Это название для данного типа кружева сохранялось и в ХХ веке. В настоящее время его делят на два типа: «тонкое цветочное брюггское кружево» и «грубое цветочное брюггское кружево».

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Деревянный ларец (19 в.)  был украшен  тонким  брюггским цветочным кружевом  «дюшес» (шесть частей), которое в  1914-1918 годах сплела  Сестра  Кристин (Marguerite Vanhaeverbeke (Oostrozebeke,1887-Brugge, 1982)). В собрании Сестер van Spermalie.

На дверцах мы видим символическое изображение Иисуса Христа в виде Агнеца Божия, что связано с иудейской традицией  на Пасху приносить в жертву агнца. Этот образ известен из Евангелия от Иоанна. Данный кружевной Агнец Божий держит вексиллум (знамя).

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Алтарная завеса. Брюггское цветочное кружево. Коклюшечное плетение, сцепная техника. Сестра  Кристин (Marguerite Vanhaeverbeke (Oostrozebeke,1887-Brugge, 1982);  Сестра Маргарита (Katharine Windsor,  Ashton-on-Mersey/England, 1885 –Brugge,1948)). В собрании Сестер Van Spermalie.

На выставке было много частей алтарных завес  (antipendium) с самой разной символикой в виде пеликана, Агнца Божия, креста монахов-кармелитов. Язык символов , зрительный образ был более понятен верующим на первоначальном этапе развития христианства.  В центре данной части завесы начала ХХ в. расположены  символические «крест-якорь-сердце», что означает «Вера-Надежда (Надежда на Воскресение) — Любовь».  Цапли – это христианский образ  верующих людей.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Сверху.  Кружево-край для алтарного покрывала. «Тонкое брюггское цветочное кружево». Коклюшечное плетение, сцепная техника. Начало ХХ века. Брюгге. Сестры Maricolen.

Внизу. Кружево-край для салфетки для причастия. «Брюггское цветочное кружево». Коклюшечное плетение, сцепная техника. Начало ХХ в. Сестры Maricolen.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Кружево-край для алтарного покрывала (фрагмент). «Тонкое брюггское цветочное кружево». Коклюшечное плетение, сцепная техника. Начало ХХ века. Брюгге. Сестры Maricolen.

На образцах этих двух кружевных краев хорошо видно различие «тонкого брюггского цветочного кружева» и просто « брюггского цветочного кружева». В последнем обозначении слово «грубое» опускается.

Вглядитесь в фигуру ангела. Мы видим его лик, похожий на лицо пожилого  человека. Господь создал нас ­по образу и подобию Божьему, а ангелов и тем более. Изумительна тонкость и правдоподобие фигуры, мастерское владение техникой коклюшечного плетения.

По нижнему кружевному краю для украшения салфетки для причастия  извивается виноградная лоза. Это евангельский образ Иисуса Христа, Кровь которого, как источник жизни, является верующим в вине, которое они пьют, причащаясь. Лоза символически изображает и саму Церковь. Ветви лозы  – это члены её, а виноградные гроздья являются символом Причащения. В центре расположена монограмма IHS ( «Иисус – спаситель людей», надо отметить, что трактовок этого символа очень много).

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Салфетка для жертвенника. Вышивка, коклюшечное кружево «валансьен». Начало ХХ в. Сестры Maricolen.

Чаша для причастия (потир) прикрыта  покровцом. На фотографии это салфетка, отделанная кружевным краем «бенш»  с крестом по середине, вышитым белой гладью.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Покровец. Коклюшечное кружево «бенш», вышивка. ХХ век. Брюгге. Сестры Van Sint-Jan.

На выставке в церкви Святого Жиля было показано несколько  разнообразных покровцов, выполненных в технике сцепного плетения коклюшечного кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Покровец. Коклюшечное кружево, сцепная техника плетения. ХХ век. Брюгге, Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk).

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Сверху. Покрывало для благословения верующего.  1599 г. Вышивка по филе, коклюшечное плетения. Брюгге, Музей Брюгге.

В центре. Покровец. Брюггское цветочное кружево. ХХ век. Брюгге, Sint-Gilliskerk.

Внизу. Антиминс. 1872. Коклюшечная аппликация по тюлевой сетке.  Брюгге, Сестры Maricolen.

Католические культовые предметы выполнены  в разных техниках. Эта часть выставки заставила меня опять обратиться к изучению  религиозных символов, потому что на заднем плане расположено покрывало для благословения верующего перед  Причастием 1599  года.  Центральной частью его являются вышитые по филейной сетке Орудия Страстей Господних, инструменты, свидетельствующие о муках Христа.

Слева: столб, к которому был привязан Иисус Христос во время бичевания, петушок, пропевший трижды при отречении апостола Петра, меч Петра, губка и чаша с уксусом, игральные кости солдат, сосуд для омовения рук Понтия Пилата. Вверху слева, одежда Христа, гвозди, клещи.

В центре: табличка с надписью INRI, крест, плащаница.  Далее следуют  две руки, пробитые гвоздем, сердце (надпись слева (IS-  Иисус Спаситель), справа цифра  99, возможно, что это о словах в библии, где говорится о том, что для Бога важнее один искренне раскаявшийся человек, чем 99  человек, считающие себя непогрешимыми), две ноги, со следом от гвоздя. Безусловно, что так изображен Иисус Христос, распятый на кресте, возможно, что это является символом  Святой Крови (чаши Грааля).

Справа: пучок розг, сосуды с миро (?), лестница, с помощью которой сняли тело; копье, которое  солдат Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, кошелек с 30 сребренниками, фонарь со свечой. Внизу (справа и слева) мы видим гербы заказчиков-донаторов этого произведения. Описание составлено мною, возможно, что я что-то упустила, или определила неправильно.

Рассматривая представленные на выставке в Брюгге в церкви Святого Жиля крупные религиозные произведения конца XVI века, выполненные в техниках вышивки по филе и коклюшечного плетения,  мы видим, что они уже совершенны как по орнаментальной композиции, так и по технике исполнения.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk).

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk).

Портрет каноника Naeghels. Leo Mechelaere, 1900. Холст, масло. Брюгге, Zusters van Spermalie.

В церкви Святого Жиля города Брюгге есть портрет каноника Naeghels (1877-1829) и продемонстрированы сохраненные Сестрами  его альбу  (в православии стихарь) с кружевной оборкой и черная мантия и крест каноника Carton.

Как мы видим, для облачения католического священника необходимо было использовать много кружева. На портрете альба  и поручи (?) украшены великолепным  брюггским  цветочным кружевом. Эту альбу можно было увидеть воочию.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Альба каноника Naeghels, 1900. Брюгское цветочное кружево. Коклюшечное плетение, сцепная техника. Брюгге, Zusters van Spermalie

На выставке религиозного кружева в церкви Святого Жиля в Брюгге альбы (19-20 вв.), как длинные (alb, англ.), так и короткие (rochet,англ.) были представлены во всей красе. Они как будто совершают шествие по церкви.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Кружевные оборки  к альбам выполнены разными техниками изготовления. Большая часть – в технике брюггского цветочного кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Альбы. Тонкое брюггское цветочное кружево. XIX в. Брюгге, Zusters van Spermalie, Zusters van Sint-Jan.

 

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Сверху альб  на трех экспонатах были современные вышитые казулы (в православии — фелони). Искусство европейского вышивальщика имеет очень глубокие корни, поэтому современная  религиозная католическая вышивка отличается богатством орнаментальных форм и гармоничным цветосочетанием.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Все кружева, которые мы увидели на этой выставке,  сделаны руками монахинь. Путь в монастырь лежит через испытательный срок. Обычно продолжительность его составляет  год, который является периодом ученичества. После этого, если послушница решает  дать обет, стать монахиней и уйти из мирской жизни в монастырь навсегда, происходит церемония, когда она меняет платье невесты – невесты Иисуса Христа -  на монашеское черное одеяние.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Брюгге, 19 августа 2018 г. Церковь Святого Жиля (Sint-Gilliskerk). Выставка кружева.

Монастырское «свадебное» платье. Брюггское цветочное кружево. ХХ век. Брюгге, Музей Брюгге.

Посредине огромной церкви стоит одинокое прекрасное  венчальное платье. Его сделала для себя одна из девушек Брюгге, чтобы стать божьей невестой и уйти в монастырь. Такой была судьба многих девушек и женщин еще в недалеком прошлом.

Монахини очень много работали во «Славу Божию». Обучали детей в монастырских школах, ухаживали за больными в госпиталях, создавали высокохудожественные образцы религиозного кружева и вышивки, которые украшали интерьеры церквей и соборов, а также путем символов  и изображений просвещали верующих людей, кто не мог читать.

Участники Международного кружевного конгресса в Брюгге 2018 года соприкоснулись с истинной Красотой, созданной трудолюбием и умом уже ушедших в небесную даль женщин.

Время летит неумолимо, но остаются здесь дела твои, и они трогают душу.

Эта статья о религиозном кружеве- мое личное достижение, потому что при написании её многое пришлось понять и осмыслить в канун праздника Рождества Христова.

Поздравляю с праздником  Рождества Христова!

2018 год уходит от нас. Для меня он был очень хорошим, потому что исполнилась мечта – я побывала в Брюгге и проехала по Фландрии. Благодарю также судьбу и работников Музея кружева Вологды. Они провели замечательно мою персональную выставку «Из копилки кружевного прошлого» (апрель-октябрь 2018 г.).

Пусть 2019 год будет мирным и счастливым для Всех!

©Автор: О. Ф. Журавлева

©Фотографии: О. Ф. Журавлева

30 декабря 2018 г., г. Москва.

Метки: ,

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

3 отзывов

1.  Галина Муравьева
03 Янв 2019 в 12:10

Прелестная выставка и много воспоминаний. Спасибо, Ольга Федоровна!

2.  Eлена Брофи.
03 Янв 2019 в 21:44

Спасибо огромное,Олечка! и за поздравления и за прекрасный день в Брюге 19 августа 2018г. Описание выставки, фотографии, исторический текст -всё необычайно интересно и информативно.Хотелось бы ещё раз пройтись по собору и оглядеться твоими глазами! Спасибо ещё раз! Ты балуешь нас! Всех благ в новом году. Лена

3.  Zhuravleva Olga
03 Янв 2019 в 23:03

Дорогие мои единомышленники! И ты, Лена, моя верная кружевная подруга! И мне как хочется снова, не торопясь, посмотреть прекрасную Фландрию совместно.

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение