Первый фестиваль – конкурс «Кружевная рапсодия» (18-19 мая 2019 года)  в  Балахнинском музейно-историческом комплексе  (музей «Дом  Плотникова») Нижегородской области состоялся. Название, включающее слово «рапсодия» (греч.  rhapsodia),  глубоко символично. Его можно перевести как «Песнь кружеву», состоящая из подлинных народных традиций  и свободных разноплановых форм.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Кружевница из Балахны  А. Л. Еремина на открытии фестиваля «Кружевная рапсодия» с внучкой и внучатой племянницей. Эта фотография объединяет поколения, а это главное! Классическое женское украшение платья – воротничок – встречает нас на входе рядом с кружевной картой России.

А далее следует музейная мастерская по обучение искусству плетения на коклюшках. Её возглавляет Л. Ф. Васильева.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Л. Ф. Васильева, руководитель мастерской «Балахнинские узоры» при МБУК « Балахнинский  музейный историко-художественный комплекс».

Лидия Федоровна Васильева, выпускница школы кружевниц в городе Советске (бывшая слобода Кукарка) Кировской области, в 1968 году приехала в Балахну для того, чтобы заняться возрождением  техники балахнинского кружевоплетения.  И в этом ей на первоначальном этапе помогла знаменитая кружевница Варвара Ивановна Быкова.  Через школу обучения Л. Ф. Васильевой прошло много кружевниц. Одну необходимо отметить особо. Это Галина Александровна Котова, которая много лет также передает свое мастерство ученикам не только из России, но и других стран.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

По чарующие звуки скрипичной музыки народной неаполитанской песни «Санта Лючия», которую исполнили преподавательницы музыкальной школы Екатерина Феропонтова и Екатерина Лужкова, открывается фестиваль. Действие происходит на фоне кружевных изделий в сцепной технике плетения знаменитой Вологды.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Друг за другом выходят девочки и девушки из театра моды «Вояж». Они грациозно продемонстрировали участникам и гостям фестиваля  драгоценные исторические кружева Балахны из музейного собрания.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

На круглом столе «Сохранение кружевоплетения как декоративно-прикладного искусства» М. В. Карташова (директор Балахнинского  музейного историко-художественного комплекса, кандидат исторических наук) сделала доклад «К вопросу о возникновении и развитии кружевного промысла в Балахнинском уезде до 1919 года», выдвинув в нем свои три версии возникновения местного кружева.

Предваряет доклад цитата из произведения  знаменитого классика русской литературы  нижегородца М. Горького: «…а в та пора люди-то богаче жили, добрее были, славные балахонские плотники да кружевницы, – всё напоказ народ!».

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Очень подробно рассказала в своем докладе об этих платках, косынках, файшонках (фишовках), шалях  в своем докладе «Коллекция кружева в фондах Балахнинского музея» научный сотрудник С. В. Пухова. Их отличительными характеристиками  являются многопарная техника плетения, цветочно-растительный орнамент и  своеобразие местных решёток.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Шаль. Шелк.  Коклюшечное кружево, многопарная техника плетения. Балахна. XIX в., «балахонский манер».

Шедевры и гордость «балахонского манера»  кружевоплетения «виноградные шали»  замыкают показ.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Косынка (шаль). Шелк кремового цвета. Многопарная техника плетения. Принадлежала Варвариной Татьяне Сергеевне. Балахна, конец  XIX в.

В исторических кружевных изделиях Балахны насчитывается более 30 видов листьев и около 20 видов цветов.

Современное кружевоплетение в городе на Волге в настоящее время успешно развивается. На фестивале «Кружевная рапсодия» представлены почти все крупные изделия, созданные в последнее время.

Часть из них кружевницы показали уже на крупных выставках и фестивалях.

Это фестиваль  «VITA LACE» в Вологде (2017 г.), на котором были получены призовые места  в номинации «любители» (М. В. Карташова – I место).

Две балахнинки кружевницы  А. Л. Ерёмина и Г. В. Муравьева в августе 2018 года стали  участниками Генеральной ассамблеи  OIDFA в Заандаме (Нидерланды) и  Мирового конгресса кружевниц в Брюгге с дальнейшей поездкой по кружевным городам Фландрии.

Большим событием стала масштабная выставка «Платки и шали» в Русском музее Санкт-Петербурга (конец 2018-начало 2019 г.). Изделия балахнинских кружевниц  (Г. В. Муравьева, А. Л. Ерёмина, Т. И. Чечерина ), показанные на ней, были опубликованы в каталоге «Платки  и шали из собрания Русского музея», 2018.

Эти же кружевницы показали свое мастерство и на IV Международном фестивале «Кружевная тропинка» (Радужный, Владимирская область, март 2019 г.).

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Пелерина «Балахнинский вазон». Автор сколка / исполнитель – Карташова М. В. Шелк, многопарная техника коклюшечного плетения. Нижегородская область, г. Балахна.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Пелерина «Балахнинский вазон», 2018 г. Автор сколка / исполнитель – Карташова М. В. Шелк, многопарная техника коклюшечного плетения. Нижегородская область, г. Балахна.

Первое место на конкурсной выставке фестиваля «Кружевная рапсодия»  в технике многопарного плетения заняла пелерина «Балахнинский вазон» М. В. Карташовой  ( г. Балахна, МБУК «БМИХК»).  Её отличает классическая форма, достойная лучших образцов исторических изделий, безукоризненное качество и тонкость работы, традиционные для Балахны орнаментальные узоры. , включающие плоды граната,листья,  вазон с цветами на фоне двухбулавной  и клюневой решёток.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Шарф «Балахонская роза», 2016 г. Автор сколка / исполнитель  – Карташова Мария Вячеславовна. Шёлк, многопарная техника плетения. Нижегородская область, г. Балахна.

Шарф   Балахонская роза» М. В. Карташовой получил первое место в 2017 году на фестивале«VITA LACE»  в Вологде на выставке-конкурсе  «Кружево жизни» в категории «любители».

Эта работа М. В. Карташовой также выполнена безукоризненно как в техническом, так и стилевом решении.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019. М. В. Карташова (Балахна).

М. В. Карташова, директор МБУК « Балахнинский  музейный историко-художественный комплекс».

Необходимо отметить, что  М. В. Карташова с нуля создала новый филиал. Это музей стекла «Черный лебедь» в селе  Конёво, куда участники фестиваля съездили на экскурсию и посмотрели коллекцию  в сохранившемся отреставрированном нижегородском доме, а также исторические документы, отражающие историю этой местности и условия быта.

В 2018 году она стала автором  научной монографии «Кустарные промыслы Российской империи в последней трети XIX – начале ХХ в. (1872-1917 гг.).  Поздравляю!

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Слева. Шарф «Вдохновение». (Рис.2018 г.), 2018 г. Автор сколка – Шкарина Л. Е. / исполнитель

Вверху справа. Косынка «Тёмная ночь». (Рис.2018 г.), 2018 г. Автор сколка / исполнитель – Шкарина Людмила Егоровна. Шёлк, многопарная техника плетения.  Нижегородская область, г. Балахна.

Внизу справа. Файшонка «Нежность». (Рис.2018 г.), 2018 г. Автор сколка / исполнитель – Шкарина Людмила Егоровна. Шёлк, многопарная техника плетения. Нижегородская область, г. Балахна.

Л. Е. Шкарина – профессиональная кружевница и педагог. Она преподает кружевоплетение в МБУК «Дом культуры «Волга» Балахны. Файшонка «Нежность» заняла второе место на конкурсной выставке фестиваля «Кружевная рапсодия»  в технике многопарного плетения. Это изделие отличает гармоничная лаконичность  центрального орнамента при своеобразном  волнистом крае, образованном звездочками из насновок.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Французская косынка «Балахнинские клюни». Автор сколка / исполнитель  – Пухова Светлана Валерьевна. Шёлк, многопарная техника плетения.  Нижегородская область, г. Балахна.

В последнее время этот модный женский аксессуар стали плести кружевницы из разных регионов России, как в сцепной технике, так и многопарной.  Этому изделию присуждено третье место на конкурсной выставке фестиваля «Кружевная рапсодия»  в технике многопарного плетения.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Внизу. Шарф «Гроздь винограда», 2016. Автор сколка / исполнитель – Чечерина Таисия Ивановна. Шёлк, многопарная техника плетения. Нижегородская область, г. Балахна.

Вверху. Фишовка «Балахнинский вазон», 2016. Автор сколка / исполнитель – Чечерина Таисия Ивановна. Шёлк, многопарная техника плетения. Нижегородская область, г. Балахна.

Шарф «Гроздь винограда» был опубликован в каталоге «Платки  и шали в России XVIII – XXI веков из собрания Русского музея», 2018.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Слева – Т. И. Чечерина, в центре – Г. В. Муравьева, справа – А. Л. Ерёмина. Все из Балахны.

Кружевницы – любители коклюшечного плетения – всегда с удовольствием демонстрируют свои изделия и активно участвуют во всех мероприятиях, связанных с выставками и фестивалями кружева не только в нашей стране, но и за рубежом, являясь членами OIDFA (Г. В. Муравьева, А. Л. Ерёмина).

В центре.  Косынка кружевная «Воспоминание о лете», 2017 г. Автор сколка/ исполнитель – Муравьева Галина Викторовна. Шёлк, многопарная техника плетения, 170х161 см. Балахна, Нижегородская область.

За исполнение косынки Г. В. Муравьевой был получен специальный приз жюри фестиваля «VITA LACE» (2017 г.) в Вологде на выставке-конкурсе  «Кружево жизни» в категории «любители». Ее фишовка «Цветы», 2011,  была экспонатом выставки  «Платки  и шали в России XVIII – XXI веков из собрания Русского музея», 2018 г.

Последней работой Г. В. Муравьевой является синий кардиган (англ. cardigan, жакет или пальто без воротника и лацканов). Он  сплетен из полос прямоугольников,  периодически заполненных двумя фоновыми решётками. Это удобная, современная по дизайну вещь, выполненная в технике многопарного плетения на коклюшках.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019. Г. В. Муравьева (Балахна).

На фестивале «Кружевная рапсодия» Г. В. Муравьева сделала доклад на тему: «Нужно ли сохранять традиции в кружевоплетении?». Своими изделиями и новаторскими поисками новых форм и технологических приемов она  сама и отвечает на поставленный вопрос – развитие нельзя никаким образом остановить.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019. О. Ф. Журавлева (Москва)

А я, как исследователь истории кружевоплетения, в момент общения с указанными балахнинскими кружевницами стою в старинном классическом черном кружевном жакете, сплетенном в сцепной технике, и по этому поводу могу сказать, что традиционные формы и приемы в  кружевоплетении по-прежнему интересны и привлекательны. Выбор остается за исполнителем.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Слева вверху. Французский шарф «Роза».  Автор сколка / исполнитель  – Т. А. Казанцева.

Справа вверху. Оплечье «Виноград», 2018.  Автор сколка / исполнитель  –  Муравьева Галина Викторовна . Шёлк, многопарная техника плетения.  Нижегородская область, г. Балахна.

В центре. Шарф «Осень». Автор сколка / исполнитель  –   Карпова Светлана Анатольевна. Многопарная техника плетения. Нижегородская область, г. Балахна.

Внизу. Французская косынка «Маки», 2017. Автор сколка / исполнитель  – Еремина Алевтина Анатольевна. Полиэстер. 60 х 28 см. Многопарная техника плетения. Нижегородская область, г. Балахна.

В каждой из конкурсных работ  этого стенда есть новаторские приёмы плетения и формы, которых  ранее не было в традиционных изделиях балахнинского кружева.  Ревнители сохранения традиций, возможно, могут сожалеть и продолжать восхищаться «старой Балахной». Но я подчеркиваю, что исполнители делают свою работу по вдохновению и по образному мышлению, свойственному художественным натурам. Вмешиваться в творческий процесс бесполезно и даже вредно. Надо понимать, что остановить развитие нельзя. Другое дело – оценка исполнения. Это дело профессиональных искусствоведов и специалистов.

В оплечье «Виноград» Г. В. Муравьева применила авторскую технику плетения полотнянки, названной ею «полотнянка-рельеф».  Этот прием она заимствовала из ткачества.

Во французской косынке «Маки»  А. А. Ереминой  можно увидеть следующее нововведение. Для создания объемности лепестков цветка мака она использовала редко встречающийся тип загнутой насновки, выступающей над кружевной поверхностью.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.  С. А. Карпова.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019. С. А. Карпова.

О шарфе «Осень» мне хочется сказать особо, потому что он мне очень понравился, как за тайное послание, заключающееся в названии, так и за способ его выражения. В данном шарфе использован такой новаторский прием, как  постепенный ввод цветных нитей, не характерный для кружева Балахны, да и для многопарного плетения. Цветосочетание ­– великолепно. Крупные листья  каштана на фоне очень тонкой и нежной рыбчатой   решетки, являющейся характерной особенностью балахнинского кружевоплетения,  создают эффект глубины пространства, то есть в произведении мастера появляется объемность. Я пришла к выводу, что балахнинка С. А. Карпова масштабным  новаторским произведением  – шарф «Осень»  – показала всю глубину своего осознанного художественного мастерства и тонкость владения многопарной техникой кружевоплетения.

До того я прием постепенного перехода цвета  встречала только  в оплечье  «Бриз» Г. В. Муравьевой (Балахна), представленный  на конкурсе «Земля, вода» в Заандаме (Нидерланды) в 2018 г.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Слева. Панно «Розы», 2014 г.  Автор сколка / исполнитель  – Цыплакова Любовь Ивановна. Золотные нити, мулине, многопарная техника плетения.  63 х43 см. г. Нижний Новгород.

Справа. Панно «Золотное кружево начала XVII в. Реплика кружева из экспозиции Эрмитажа».  Автор сколка / исполнитель  – Цыплакова Любовь Ивановна. Золотные нити, техника плетения золотно-серебряного кружева XVI в. г.Нижний Новгород.

Если говорить о использовании цвета в кружеве, то есть еще Любовь Ивановна Цыплакова из Нижнего Новгорода. В цветке розы (панно «Розы»)  она попыталась добиться с помощью  коклюшечного плетения натуральных оттенков, используя нити мулине.  Главный же её труд – это техника плетения металлизированными нитями, создание реплик старинных металлических кружев и ювелирных украшений, в которых она использует еще  и разнообразные техники вышивки.

Эта уникальная женщина раздвинула нам горизонт кружевного мира. Об этом я уже писала в нескольких своих статьях.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Коллекция украшений «Ренессанс» с  восстановленным золото-серебряным кружевом XVI века . Автор сколка / исполнитель  – Цыплакова Любовь Ивановна. Золотные нити, техника плетения золотно-серебряного кружева XVI в. г. Нижний Новгород.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Коллекция украшений «Ренессанс» с  восстановленным золото-серебряным кружевом XVI века . Автор сколка / исполнитель  – Цыплакова Любовь Ивановна. Золотные нити, техника плетения золотно-серебряного кружева XVI в. г. Нижний Новгород.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

 

Справа Любовь Ивановна  Цыплакова (г. Нижний Новгород), слева  Начальник Управления культуры, туризма и музейного дела  администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области  Светлана Витальевна Кудицкая.

За коллекцию украшений «Ренессанс» с восстановленным золото-серебряным кружевом XVI в.  в многопарной технике кружевоплетения Л. И. Цыплакова получила специальный приз.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Ридикюль для светских мероприятий «Кружевная жемчужинка». Автор сколка / исполнитель  –Жданова Марина Юрьевна , МБУК ОДЦ «Смена», кружок декоративно-прикладного творчества «Весёлая петелька». Шёлк, многопарная техника.  г. Нижний Новгород.

Ассортимент использования кружева ручной работы постоянно увеличивается.

В современном ридикюле (небольшая сумочка с ручкой в виде длинного шнура)  М. Ю. Ждановой использовано благородное сочетание цветов: золотисто-жёлтого и нежного серого. Две традиционных формы мерного кружева – край и прошва – удачно дополняют друг друга.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Комплект женских украшений (колье и браслет)  «Скифы». Автор сколка / исполнитель  –  Урываева Ирина Анатольевна. Сцепная и парная техники плетения.  Москва.

Как мы увидели на фестивале «Кружевная рапсодия»,  в ювелирных украшениях с использованием техники плетения коклюшечного кружева  автору предоставлена огромная свобода творчества. Л. И. Цыплакова применила её на воссоздание исторических предметов, а вот И. А. Урываева историю вспомнила только в названии комплекта «Скифы», а по существу скомбинировала коклюшечное кружево с керамикой, имитирующей натуральные камни, отчего сам комплект стал модным и современным аксессуаром.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Искусствовед, художник-график, член Союза художников России, председатель искусствоведческой секции НОСХР, член  международной ассоциации «Союз дизайнеров, кандидат педагогических наук  Наталья Викторовна  Квач  (Нижний Новгород (Бор)).

На круглом столе фестиваля Н. В. Квач сделала  подробный доклад «Народное, авторское и самодеятельное искусство в контексте работы Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Нижегородской области и о присвоении почетного звания «Заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области» . В нем были  определены основные критерии оценки изделий народных промыслов, в том числе и выполненных в техниках плетения на коклюшках.

Конкурсные работы кружевниц были проанализированы и оценены Жюри фестиваля, в  состав которого вошли О. А. Скворцова (Тула), Н. В. Квач (Нижний Новгород (Бор)), С. И. Квач (Нижний Новгород (Бор)), Л. Ф. Васильева (Балахна).

О. А. Скворцова  (Народный мастер России, член Союза художников России)– специалист  в  сцепной технике плетения кружева. Л. Ф. Васильева – специалист в парной (многопарной) технике плетения кружева.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Панно: «Маскарон гетеры». Автор сколка / исполнитель  – Милюхина  Лидия Борисовна. Сцепная техника плетения. Частный Клуб любителей Русского  и Европейского Кружева,  Московская область, г. Протвино.

Отличная профессиональная работа Л. Б. Милюхиной в цепной технике плетения  показала возможности воплощения сложного художественного образа ­– венецианской маски – в цветном коклюшечном кружеве.  Жюри присудило панно «Маскарон гетеры» Л. Б. Милюхиной первое место в сцепной технике плетения.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Коллекция воротников, 2017-2018. Автор сколка / исполнитель  – Мамчур Ольга. Лён, мулине, сцепная техника плетения. г. Нижний Новгород.

Классический женский аксессуар – кружевной белый воротничок – всегда будет востребован. Белое сияние, исходящее от него, освежает лицо, что было давно подмечено. Кроме того использование воротничка меняет и психологический портрет его обладательницы – образ её становится более женственным. О. Мамчур в своем творчестве любит классические формы, показывает изделия на фестивалях и выставках. Её кружево всегда имеет отличное качество.

На этом стенде выставлены кружевные изделия из Болгарии. Они традиционны.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Вверху.

Слева. Манишка для платья «Цветы» – «Тюльпан». Автор сколка /исполнитель  – Маргарита Иванова Бонева.  Сцепная техника плетения. г. Горна – Оряховица, Болгария.

В центре. Воротник для платья. Автор сколка /исполнитель – Кремена  Вескова  Димитрова. Х/б нити, сцепная техника плетения. г. Лясковец, Болгария.

Справа. Кружевной воротник «Детелинка», 2019. Автор сколка неизвестен /исполнитель – Кремена  Вескова  Димитрова. Х/б нити и ламе, сцепная техника плетения. г. Лясковец, Болгария.

Внизу.

Слева. Кружевной воротник, цвет  экрю, 2019. Автор сколка неизвестен /исполнитель – Кремена  Вескова  Димитрова. Х/б нити экрю, сцепная техника плетения. г. Лясковец, Болгария.

В центре. Манишка «Цветы», 2001 г. Автор сколка /исполнитель  – Маргарита Иванова Бонева.  Х/б нити, металлическая фурнитура, сцепная техника плетения. г. Горна – Оряховица, Болгария.

Справа. Воротник для платья, 2019. Автор сколка /исполнитель  – Маргарита Иванова Бонева.  Х/б нити, металлическая фурнитура, сцепная техника плетения. г. Горна – Оряховица, Болгария.

Болгарские кружевницы придали  международный статус балахнинскому фестивалю «Кружевная рапсодия».

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Платье с кружевными вставками «Буйство цвета». Автор сколка /исполнитель  — Кириллова Оксана Феликсовна. Вологда.

В центральной части выставочной экспозиции  углом расположились  масштабные кружевные изделия вологодских мастериц. В точке пересечения лучей находилось  яркое концертное  (вечернее) платье.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Платье с кружевными вставками «Буйство цвета», Фрагмент. Автор сколка /исполнитель  — Кириллова Оксана Феликсовна Вологда.

При входе в зал платье сразу же обращало на себя внимание, становясь основным цветовым пятном, которое очень украсило монотонное расположение экспонатов. Это находка для экспозиции!

О. Ф. Кирилловой удалось  создать гармоничное сочетание кружева и сложного по силуэту и расцветке платья. Черные длинные митенки  подчеркнули функциональность назначения  модели, как концертной, торжественной.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Далее, следуя от центра угла по лучу вправо, мы переходим к традиционному ассортименту вологодского сцепного кружева: тунике, кардигану, манто «Феерия».

Автор/исполнитель – Медкова Мария Чеславовна, БУК ВО «Центр народной культуры, г. Вологда.

За кружевное манто «Феерия» М. Ч. Медкова получила специальный приз в номинации сцепное плетение.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019. М. Ч. Медкова.

Вологодское сцепное плетение – бренд известный всему миру. Это уникальное и национальное явление русской культуры. Чтобы создать эти совершенные орнаменты и формы моделей, поработало много известных художников по кружеву. Сейчас стоит вопрос о том, как это наследие сохранить.

М. Ч. Медкова и О. Ф. Кириллова – ведущие педагоги вологодского кружевоплетения. На круглом столе ими был сделан совместный доклад «Сохранение и развитие кружевного промысла в современных условиях на территории Вологодской области».

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Если М. Ч. Медкова показала свои авторские работы, то О. Ф. Кириллова кроме авторской работы привезла также коллективные работы её и студентов  (Кириллова Оксана Феликсовна, Гиндес Ольга Борисовна, Ложкина Елена Константиновна), БПОУ ВО «Г3убернаторского колледжа народных промыслов». Они расположились слева по лучу от центральной модели.

Коллекция 5-ти изделий «Цветочная симфония» коллектива БПОУ ВО «Губернаторский колледж народных промыслов», г. Вологда, заняла третье место в номинации сцепного плетения.

Надо отметить, что студенты под руководством педагога освоили разнообразный ассортимент моделей и научились делать авторские сколки для них.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.   Блузы  начала ХХ века из коллекции О. Ф. Журавлевой, г. Москва.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019. Блузы начала ХХ века из коллекции О. Ф. Журавлевой, г. Москва.

Блузы  начала ХХ века из коллекции О. Ф. Журавлевой, г. Москва.

Независимый исследователь кружева, коллекционер О.Ф. Журавлева для того, чтобы проиллюстрировать свой доклад  «Участие коллекционеров в сохранении кружева» на круглом столе, сделала небольшую экспозицию блуз начала ХХ века из Франции (внизу слева). России (внизу справа), Германии (вверху).

Необыкновенно интересным оказался мастер-класс по кружевоплетению дизайнера Ларисы  Николаевны Тен  из Узбекистана. Л. Н. Тен продемонстрировала всем желающим, какие модели можно сделать с помощью булавок и кружевных шляпок. Мы все больше и больше узнаем возможности коклюшечного плетения, в этом плане Л. Н. Тен  раздвинула нам горизонты творческого мышления.

Шляпок было много, но я посчитала важным показать школу Ларисы Тен на трансформации одной шляпы.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.
Мастер-класс Ларисы Тен (Узбекистан). Модель – Виктория Гордова, ученица А. Кашкаровой из МБОУ ДО «Дворец творчества», г. Выборг Ленинградской области.

Шляпа. Автор/ исполнитель – Л. Н. Тен. Сцепная техника.  Узбекистан, г. Ташкент.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.
Мастер-класс Ларисы Тен (Узбекистан). Модель – Виктория Гордова, ученица А. Кашкаровой из МБОУ ДО «Дворец творчества», г. Выборг Ленинградской области.

Шляпа. Автор/ исполнитель – Л. Н. Тен. Сцепная техника.  Узбекистан, г. Ташкент.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.
Мастер-класс Ларисы Тен (Узбекистан). Модель – Виктория Гордова, ученица А. Кашкаровой из МБОУ ДО «Дворец творчества», г. Выборг Ленинградской области.

Шляпа. Автор/ исполнитель – Л. Н. Тен. Сцепная техника.  Узбекистан, г. Ташкент.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.
Мастер-класс Ларисы Тен (Узбекистан). Модель – Виктория Гордова, ученица А. Кашкаровой из МБОУ ДО «Дворец творчества», г. Выборг Ленинградской области.

Шляпа. Автор/ исполнитель – Л. Н. Тен. Сцепная техника.  Узбекистан, г. Ташкент.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.
Мастер-класс Ларисы Тен (Узбекистан). Модель – Виктория Гордова, ученица А. Кашкаровой из МБОУ ДО «Дворец творчества», г. Выборг Ленинградской области.

Шляпа. Автор/ исполнитель – Л. Н. Тен. Сцепная техника.  Узбекистан, г. Ташкент.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.
Мастер-класс Ларисы Тен (Узбекистан). Модель – Виктория Гордова, ученица А. Кашкаровой из МБОУ ДО «Дворец творчества», г. Выборг Ленинградской области.

Шляпа, нагрудное украшение. Автор/ исполнитель – Л. Н. Тен. Сцепная техника.  Узбекистан, г. Ташкент.

Шляпок, созданных мастером, было несколько.  Обратите внимание на форму шляп рядом с моделью. Одновременно на мастер-классе создавались ансамбли из жилетов, митенок, нагрудных и шейных украшений.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.
Мастер-класс Ларисы Тен (Узбекистан). Модель – Виктория Гордова, ученица А. Кашкаровой из МБОУ ДО «Дворец творчества», г. Выборг Ленинградской области.

Шляпа, жилет, митенки, шейное украшение. Автор/ исполнитель – Л. Н. Тен. Сцепная техника.  Узбекистан, г. Ташкент.

Надо отметить творческое фантазийное воображение Ларисы Тен и её конструкторский подход к кружеву. Возможно, что сказалось её высшее архитектурное образование.

В данном случае необычный головной убор напомнил мне девушек с картин средневековых художников.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Шляпа. Автор/ исполнитель – Л. Н. Тен. Металлизированные нити, сцепная техника. Узбекистан, г. Ташкент.

Блуза. 1980-е годы. Елец. Хлопчатобумажные нити, машинное и ручное кружево сцепной техники. Приобретена О. Ф. Журавлевой в магазине «Весна» на Новом Арбате, г. Москва.

О. Ф. Журавлева в подаренной мастером шляпе в образе «королевы белых ночей», как сказала мне Елена Брофи из далекой Калифорнии, зная,  что я родом с Белого моря.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.

Комплект аксессуаров, шляпа «Золотая рожь». Автор/ исполнитель – Л. Н. Тен. Металлизированные нити, мулине, сцепная техника. Г. Ташкент, Узбекистан.

Лариса Николаевна Тен, дизайнер, член Творческого объединения Академии художеств Узбекистан, г. Ташкент, за свою шляпу «Золотая рожь» получила второе место в номинации сцепная техника кружевоплетения.

Мне хочется этой символической работой закончить описание фестиваля, который принес  нам много открытий.

Балахна. Музей  «Дом Плотникова».  Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019.  Фотография музея.

Балахна. Музей «Дом Плотникова». Фестиваль «Кружевная рапсодия», 2019. Фотография музея.

Поздравляю всех с этим событием, очень важным для музея  г. Балахны. Надеюсь, что пройдет какое-то время,  и мы встретимся вновь на берегах великой Волги.

©Автор: О. Ф. Журавлева, г. Москва.

©Фотографии: О. Ф. Журавлевой.

25 мая 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

Метки:

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить свой отзыв, пинг пока закрыт.

5 отзывов

1.  Галина Муравьева
28 Май 2019 в 14:36

Прелестно, как всегда!

2.  Оксана Кириллова
31 Май 2019 в 20:26

Уважаемый автор статьи, Ольга Федоровна! Ваш труд показался мне очень информативным и нужным в плане ознакомления с работами, представленными на выставке, и их авторами.Такой материал всегда интересен. Но читая статью, я наткнулась на неточности в своем собственном отчестве, то я Филипповна, то я Олеговна….Закрадываются сомнения в правильности и других данных.Или это мне только так не повезло.А по большому счету, мы, вологодские кружевницы, не привередливы (можно к нам обращаться и без отчества) и открыты для общения (если что, то можно и спросить…всегда ответим). С уважением, Кириллова Оксана Феликсовна.

3.  Zhuravleva Olga
01 Июн 2019 в 17:05

Здравствуйте! К сожалению по фамилиям я работала с тем списком участников, которые предоставил музей. Возможно, что там была опечатка. Отчество Ваше исправлено.

4.  Наталья Александрова
04 Июн 2019 в 11:21

Олечка, добрый день! Какой потрясающий обзор фестиваля дан в этой статье! При том, что нельзя объять необъятное, тебе удается отобразить множество интереснейших вещей, как в информационном, так и в эстетическом аспекте. Твоё особое вИдение красоты и гармонии придаёт всему, к чему ты прикасаешься, необыкновенную притягательность, высвечивает волшебным светом моменты, на которые в будничной суете мы почти не обращаем внимания. Приятно и радостно видеть удивительные работы кружевных мастериц и читать о них как о своих знакомых, поскольку их имена перетекают из статьи в статью и, не будучи «посвящённой», всё же ощущаешь некую сопричастность к этому удивительному миру народного творчества. Спасибо тебе за твой титанический труд, который в итоге дарит радость душе и глазу! Пусть тебя не огорчают критические саркастические отзывы — от технических ошибок никто не застрахован, и это сущие пустяки по сравнению с тем, чем ты делишься со своей аудиторией. Продолжай делать то , что ты умеешь делать так великолепно и с любовью! И продолжай так же великолепно выглядеть ( я всё оценила! ). С нетерпением жду новых материалов, потому что знаю, они у тебя в «загашнике» есть! Успехов тебе, Олечка! Обнимаю!

5.  Оксана Кириллова
04 Июн 2019 в 17:08

Ольга Фёдоровна, спасибо за внесённые правки…

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение